Лебединский М.С.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Клиническая психология в Научном центре психического здоровья: 75 лет научных исследований

Зверева Н.В., Рощина И.Ф. (Москва, Россия)

 

 

Зверева Наталья Владимировна

Зверева Наталья Владимировна

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (495) 109-03-94;

профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: 8 (495) 632-91-99.

E-mail: nwzvereva@gmail.com

Рощина Ирина Федоровна

Рощина Ирина Федоровна

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник отдела гериатрической психиатрии; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: +7 (495) 109-03-94;

профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: +7 (495) 632-91-99.

E-mail: ifroschina@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена истории и анализу направлений научных исследований и практической деятельности в медицинской (клинической) психологии ведущего научного психиатрического учреждения России — ФГБНУ Научного центра психического здоровья за 75 лет. Прослежена история научных экспериментально-психологических исследований от первых работ по изучению патологии речи при шизофрении до самых последних, выполненных сотрудниками лаборатории патопсихологии (отдела медицинской психологии) уже в 2020 по тематике влияния пандемии на психическое здоровье. Показана новизна исследований, ее преемственность при расширении тематики в возрастном (от детского возраста до пожилого и старческого), клиническом (шизофрения и эндогенная патология, аффективная патология, пограничные расстройства, нейродегенеративные заболевания в разных возрастных периодах) и методологическом аспектах. Представлены основные ключевые сферы и линии исследования в патопсихологии, психологии аномального развития, нейропсихологии за прошедшие десятилетия. Обозначена роль руководителей отдела в разные периоды существования психологических исследований в Научном центре психического здоровья. Заинтересованные специалисты могут самостоятельно ознакомиться с широтой тематики исследований, прочитав приведенные в статье названия диссертационных работ, выполненных в отделе. Современная мультидисциплинарная направленность исследований является продолжением традиций от первых лет существования отдела до настоящего времени.

Ключевые слова: ФГБНУ Научный центр психического здоровья; клиническая (медицинская) психология; экспериментально-психологические исследования; психическая патология.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

10.11.2020

21.11.2020

24.11.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Рис. 1. Обложка книги «75 лет Научному центру психического здоровья»

 

Институт Психиатрии Академии медицинских наук СССР (ныне ФГБНУ Научный центр психического здоровья) был основан в 1944 году. Лаборатория патопсихологии была создана практически сразу — в 1945 году. Руководителями лаборатории в разное время были выдающиеся психиатры и психологи. Все эти годы лаборатория патопсихологии (отдел медицинской психологии) находится на переднем крае науки и практики в отечественной клинической психологии [1].

Рис. 2. М.С. Лебединский

1945—1962 гг.
Лаборатория медицинской психологии Института психиатрии АМН СССР, руководитель – доктор медицинских наук, профессор Марк Самуилович Лебединский (1895—1980)

В 1945—1962 гг. лабораторией руководил доктор медицинских наук, психиатр Марк Самуилович Лебединский (1895—1980). Эта личность является чрезвычайно важной для отечественной науки. М.С. Лебединский входил в так называемый «круг Л.С. Выготского», иногда называемого «кругом Л.С. Выготского — А.Р. Лурии» — группу единомышленников, которые в конце 20-х — начале 30-х гг. XX столетия формировали культурно-исторический подход в московской школе отечественной психологии, зарождающуюся медицинскую (клиническую) психологию. Возможно, уже Марк Самуилович заложил ту особую исследовательскую атмосферу, которая не исчезает в отделе уже многие годы. Именно М.С. Лебединский стоял у истоков отечественной экспертной практики, исследований речи, психотерапевтических начинаний [1958], он был соавтором одного из самых первых учебников по медицинской психологии совместно с В.Н. Мясищевым — «Введение в медицинскую психологию» [27]. М.С. Лебединский возглавил отдел уже будучи сложившимся, но открытым всему новому исследователем в общем поле психологии и психиатрии [24; 25; 26]. Небольшая по составу лаборатория включалась в новые формы работы, которые открывались в Институте психиатрии. В этот период институтом руководили В.А. Гиляровский и Д.Д. Федотов. Основной проблематикой исследований лаборатории патопсихологии были проблемы патологии речи при шизофрении, эпилепсии, органической патологии разной этиологии. В рамках Института психиатрии АМН СССР М.С. Лебединский возглавил группу специалистов других направлений, руководителей лабораторий: психофизиологии (проф. М.А. Усиевич), биохимии (профессор А.В. Сигрист), неврологии (профессор В.А. Ромасенко), электрофизиологии (профессор И.С. Робинер) — под рабочим названием «бригада» (как об этом вспоминала в 2019 году старейшая сотрудница лаборатории Тамара Константиновна Мелешко). На заседаниях обсуждались конкретные больные в целях дифференциальной диагностики, то есть была сделана попытка междисциплинарного исследования. Очевидно, что такой большой ученый, как М.С. Лебединский, еще ждет своего историка науки, чтобы оценить его вклад как исследователя и организатора науки в современную психиатрию и психологию.

Рис. 3. Ю.Ф. Поляков

1962—1990 гг.
Лаборатория патопсихологии Института психиатрии АМН СССР
(ВНЦПЗ РАМН), руководитель — доктор психологических наук,
профессор Юрий Федорович Поляков (1927—2002)

С 1962 года Институт психиатрии возглавил А.В. Снежневский, создавший медицинский исследовательский институт нового типа, в котором были и клинические отделы, и большой биологический блок лабораторий (биологическая психиатрия зарождалась и в стенах Института психиатрии), и нейрофизиологическая лаборатория, а также лаборатория патопсихологии — одна из старейших в Институте. Почти 30 лет лабораторией руководил доктор психологических наук, профессор Юрий Федорович Поляков (1927—2002) [12]. За это время руководителями института были выдающие психиатры академик А.С. Снежневский (1904—1987) и профессор М.Е. Вартанян (1934—1994). Ю.Ф. Поляков был одним из первых учеников и соратников Б.В. Зейгарник (1900—1988). Блюма Вульфовна Зейгарник не раз говорила о Юрии Федоровиче Полякове как одном из ее любимых и очень самостоятельных учеников.

Рис. 4. Блюма Вульфовна Зейгарник и Юрий Федорович Поляков

 

Ю.Ф. Поляков создал коллектив единомышленников, организовал цикл экспериментальных работ, направленных на изучение особенностей познавательной деятельности больных шизофренией, выполненных на современном уровне развития психологической науки. Исследование потребовало специальной организации эксперимента, создания новых оригинальных методик, ранее не использовавшихся в патопсихологии, модификации других. При анализе полученных данных осуществлялись новые методические подходы, многие из которых были новаторскими для своего времени в отечественной науке. Впервые патопсихологическое исследование больных проводилось в сопоставлении с результатами репрезентативных групп здоровых испытуемых. В работах этого времени начал осуществляться статистический анализ полученных данных, требующий обязательного дальнейшего качественного анализа. При этом особое значение придавалось клинически выверенному подбору больных для включения их в экспериментальное исследование. Сотрудники лаборатории патопсихологии работали вместе с выдающимися отечественными психиатрами М.Я. Цуцульковской, Э.Я. Штернбергом, М.Ш. Вроно, В.М. Башиной и другими. В 1968 году Ю.Ф. Поляков защитил докторскую диссертацию на тему «Нарушение познавательной деятельности при шизофрении», в которой сформулирована известная гипотеза о нарушении актуализаций знаний — снижении опоры на прошлый опыт у больных шизофренией при решении различных познавательных задач в мышлении, восприятии, речевой деятельности. Развитие этой гипотезы было подкреплено многочисленными экспериментальными исследованиями, проводимыми в лаборатории патопсихологии [16; 34; 35; 51; 53]. Одно из них — исследование Е.И. Богданова, посвященное особенностям зрительного восприятия больных шизофренией, в котором на высоком экспериментально-психологическом уровне было показано своеобразие избирательности зрительного восприятия у больных шизофренией, были проведены уникальные исследования с помощью анализа восприятия расфокусированных изображений, ранжированных, кроме того, еще и по степени знакомости, обыденности или неординарности изображения или сюжета. Не менее значим был вклад в изучение патологии мышления при шизофрении, сделанный Т.К. Мелешко в те годы. Важным и во многом опередившим время было исследование речевой деятельности при шизофрении, проведенное В.П. Критской [22].

Важным достижением этого периода исследований был вывод о том, что познавательная (когнитивная) деятельность больных шизофренией характеризуется снижением избирательности, обусловленным недостаточной опорой на факторы социального опыта, обобщенного в общепринятых понятиях, категориях, знаниях. Этот дефицит проявляется в снижении потребности в эмоциональных контактах и потребности в общении, которое проявляется уже в раннем онтогенезе (В.П. Критская, 1966, Е.И. Богданов, 1968, Т.К. Мелешко, 1968, Л.А. Абрамян, 1971, Ю.Ф. Поляков, 1968 и др.).

Продолжением традиций лаборатории, заложенных М.С. Лебединским, стали междисциплинарные исследования сотрудников лаборатории. Исследование близнецовых семей, проведенное совместно с генетиком В.М. Гиндилисом, показало наличие существенного вклада генетических факторов в детерминацию выявленных особенностей избирательности познавательной деятельности пациентов. Многое делалось впервые на стыке психологии, патопсихологии, психиатрии, электроэнцефалографии, нейро-физиологии. Ю.Ф. Поляковым и сотрудниками предлагался и психофизиологический уровень изучения патологии психики. Это направление исследований в лаборатории Ю.Ф. Полякова  было  одобрено и  поддержано  А.Р. Лурией.  Т.Д. Савина  изучала ЭЭГ-показатели и вызванные потенциалы и обнаружила, что у больных шизофренией имеется отчетливое своеобразие характеристик альфа-ритма при восприятии разновероятной по контексту завершения фраз речевой информации, нарушение процессов селективной активации мозга. Эти факты способствовали поиску нейрофизиологических основ (механизмов) клинической симптоматики, характерной для исследуемых больных.

Новой тематикой научных работ были исследования когнитивного стиля как системы не только познавательных, но и личностных особенностей пациентов, а также изучение динамики психической активности в контексте идеи о редукции энергетического потенциала при психической патологии круга шизофрении (В.П. Критская, Н.С. Курек, В.А. Литвак, Т.Д. Савина) [20; 22; 23; 47; 51]. Было показано значение снижения психической активности при оценке разных типов дефекта при шизофрении. Если в первых научных исследованиях лаборатории участвовали преимущественно пациенты юношеского возраста, страдающие различными формами шизофрении, то в дальнейшем патопсихологические исследования затронули как иные возрастные группы пациентов с расстройствами круга шизофрении, так и другие психические заболевания. Продолжением традиций, идущих от С.Я. Рубинштейн и Б.В. Зейгарник, был поиск психологических механизмов и факторов психопатологического симптомо-образования. В этом ключе интересная работа была сделана В.П. Критской и Т.К. Мелешко о взаимосвязи психопатологической симптоматики и индивидуально-личностных особенностей больных на примере особенностей бредообразования. Одной из пионерских работ был анализ возрастных и половых (гендерных) особенностей психически больных пациентов в динамике (лонгитюд), также осуществленный В.П. Критской и Т.К. Мелешко. Показана специфика психической патологии познавательной деятельности, эмоций и личности у женщин по сравнению с мужчинами, эти работы постоянно дополняются новыми исследованиями в настоящее время. Отдельное внимание уделялось исследованию особенностей общения (во всем его многообразии) у больных с психической патологией [21; 22].

Следует особо подчеркнуть гипотезы, выдержавшие многолетнюю эксперимен-тальную проверку в работах сотрудников лаборатории:

об особом типе формирования ментального опыта у лиц шизоидного круга;

о снижении у больных шизофренией и лиц шизоидного круга социальной перцепции;

о «парадоксальной креативности» больных шизофренией;

об общности когнитивного стиля у больных шизофренией и их ближайших родственников.

Теоретическое осмысление богатого эмпирического материала, собранного в исследованиях научных сотрудников лаборатории, закономерно привело к формулировке понятия патопсихологического синдрома шизофренического дефекта. Формулировка патопсихологического синдрома получила отражение в монографии «Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание» [22]. Патопсихологический синдром был определен как система нарушенных и сохранных психических процессов и свойств личности, которые являются сплавом как предиспозиционных факторов «патоса», так и факторов «нозоса», обусловленных болезненным процессом. В качестве ведущего фактора в структуре патопсихологического синдрома, специфичного для шизофренической патологии, было определено снижение (ослабление) социальной направленности и социальной регуляции деятельности и поведения. Заслугой психологов отдела стало изучение своеобразия патопсихологического синдрома не только при шизофрении, но и при аффективной и шизоаффективной патологии психики. Дальнейшие исследования позволили расширить границы применения патопсихологического синдрома как специфичного для шизофрении и позволили провести изучение с этих позиций всей группы эндогенных расстройств — аффективных и шизоаффективных, что нашло отражение в монографии В.П. Критской и Т.К. Мелешко «Патопсихология шизофрении» (2015) [21].

Рис. 5. Слева — обложка монографии В.П. Критской, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Полякова «Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание». Справа — обложка монографии В.П. Критской, Т.К. Мелешко «Патопсихология шизофрении»

 

С 80-х годов в лаборатории активно развивалось новое направление исследований — изучение социальной сферы больных шизофренией. С этим связано и применение психологами новых психотерапевтических методов в работе с пациентами клиники центра (Ю.Ф. Поляков, Д.Н. Хломов, Ю.А. Слоневский и др., 1983) [38]. Эти виды работ были тесно связаны с исследованиями особенностей коммуникативной и эмоциональной сферы больных шизофренией (Д.Н. Хломов, Ю.В. Слоневский, О.Ю. Казьмина, С.А. Баклушинский, Е.Б. Чемикова, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова). У пациентов, больных шизофренией, проводилась диагностика социального поведения, а также разрабатывалась тактика и велась реабилитационная работа по повышению социальной компетентности этих больных во время тренинговых упражнений и обсуждений. Эта работа получила отражение в опубликованных тогда же «Методических рекомендациях по организации групповой психологической работы с больными шизофренией в условиях клиники» (1986).

Психологи лаборатории участвовали также и в лечебной деятельности. Проводилась оценка динамики состояния пациентов на фоне проводимой терапии с помощью психологических средств диагностики. Они принимали участие в апробации новых лекарственных препаратов. Например, проводились пилотажные испытания новых средств работы (терапии) с пациентами с резистентными формами депрессий и другими видами психической патологии.

Важной частью научных исследований лаборатории под руководством Ю.Ф. Полякова была когорта исследований психической деятельности при психической патологии в детском и подростковом возрасте. В этих работах разрабатывались новые и модифицировались уже наработанные методики для оценки формирования аномалий познавательного развития при шизофрении в детском возрасте. Работы в детской патопсихологии с середины 70-х годов по настоящее время выполняются в рамках единой научной логики:

исследование особенностей нарушения психической деятельности пациентов, страдающих юношеской вялотекущей шизофренией в подростковой возрасте (Н.П. Щербакова) [50];

изучение познавательного развития детей с нормативным развитием и при шизофрении (разные типы дизонтогенеза) и с разными клиническими характеристиками в широком возрастном диапазоне. Эти исследования были посвящены изучению мышления и зрительного восприятия у больных шизофренией детей (Т.К. Мелешко, С.М. Алейникова, Н.В. Захарова) [51];

изучение становления социальной перцепции и развития возможностей распознавания эмоций по позе и жесту у больных шизофренией детей и подростков (А.Е. Назаренко) [31];

изучение становления самосознания и процессов произвольной регуляции в их взаимосвязи с нарушениями общения и социализации при шизофрении у детей с акцентом на динамику формирования этих нарушений (С.М. Алейникова, Н.В. Захарова, Т.К. Мелешко) [51];

исследование клинических форм раннего детского аутизма, психологическая квалификация этого типа отклоняющегося развития и разработка психокоррек-ционных мероприятий (Т.К. Мелешко, Л.В. Гончарова) [6];

работа по анализу когнитивных дефицитов при эндогенной психической патологии у детей и подростков;

сопровождение научных исследований детских психиатров через психологи-ческую квалификацию нарушений познавательного и личностного развития детей и подростков при разных видах психической патологии.

Единый стиль работ по тематике детской клинической психологии в лаборатории выражался, во-первых, в соблюдении принципа мультидисциплинарности исследования (заложено еще М.С. Лебединским), когда работа осуществляется совместно с психиатрами, нейрофизиологами, нейропсихологами, математиками и т.п., в том числе по запросу клиницистов. Во-вторых, следует выделить отчетливый «почерк» проводимых научных исследований (клиническая однородность групп испытуемых; обязательное наличие нормативной и клинической выборок, их представительность; статистическая оценка достоверности полученных результатов; учет возрастной специфики испытуемых в широком диапазоне); наличие оригинальных авторских методик и их модификации; сочетание метода поперечных срезов и динамического наблюдения за индивидуальным развитием ребенка; приоритет качественного анализа. В-третьих, для всех работ характерна преемственность исследований во взрослой и детской клинике, реализация системного подхода. Также следует отметить, что в научных работах детских психиатров использовались результаты психологических исследований (И.В. Буреломова, Л.Ю. Данилова, А.В. Горюнов, Е.Е. Балакирева, А.В. Куликов и др.) [2].

В эти годы лаборатория патопсихологии подготовила первый том научных трудов психологов Института психиатрии АМН СССР, который успешно вышел в свет в конце 1982 года. В этом издании — «Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении» (1982) — были аккумулированы идеи и новые результаты многолетних исследований лаборатории патопсихологии [51]. Следует также отметить, что это был следующий большой сборник после монографии Ю.Ф. Полякова «Патология познавательной деятельности при шизофрении» («Медицина», 1974 г.) [34]. В сборнике 1982 года собраны многие публикации, ставшие примером классических патопсихологических исследований. Были освещены и традиционные исследования познавательной деятельности (в возрастном аспекте), и новые средства диагностики памяти и внимания, исследования уровня притязаний, социальной перцепции (одни из первых в нашей стране в то время). Завершением этого периода работы лаборатории стала монография трех авторов: В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков «Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, познание, общение» (МГУ, 1991) [22]. Уход Юрия Федоровича на кафедру нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ, совпавший по времени с эпохой перемен в нашей общественной жизни и государственном устройстве, не прервал его связей с лабораторией патопсихологии Научного центра психического здоровья, которые оставались тесными и взаимо-обогащающими до конца жизни Ю.Ф. Полякова [37].

Характеристику исследований лаборатории патопсихологии, проводимых в этот период и в дальнейшем, дал академик А.С. Тиганов, который был директором Научного центра психического здоровья в течение многих лет: «Исследования отдела отличает высокий профессионализм, направленный не на коррекцию принятых в психиатрии положений и постулатов, а на попытки объяснить эти особенности с точки зрения патопсихологического подхода» (2013) [29].

Диссертации, защищенные под руководством Ю.Ф. Полякова в 1960-е — 1970-е гг.
(лаборатория патопсихологии Института психиатрии АМН СССР)

Критская В.П. Особенности восприятия речи больными шизофренией. Дис. … канд. пед. наук (по психологии). — М., 1966.

Богданов Е.И. Особенности зрительного восприятия у больных шизофренией. Дис. … канд. пед. наук (по психологии). — М., 1968.

Мелешко Т.К. Особенности актуализации знаний больными шизофренией в процессе мышления. Дис. … канд. пед. наук (по психологии). — М., 1968.

Абрамян Л.А. Влияние особенностей структуры деятельности на время реакции при шизофрении. Дис. … канд. психол. наук. — М., 1971.

Егидес А.П. Экспериментально-психологическое исследование продуктивных расстройств восприятия изображений. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1973.

Савина Т.Д. Исследование вызванных потенциалов у больных шизофренией в условиях перцептивной деятельности. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1973.

Диссертации, защищенные под руководством Ю.Ф. Полякова в 1980-е гг. (лаборатория патопсихологии ВНЦПЗ АМН СССР)

Курек Н.С. Исследование снижения психической активности больных шизофренией: (на материале процессов целеобразования и целедостижения). Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1982.

Литвак В.А. Нарушение избирательности мышления и их связь с шизофреническим процессом. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1983.

Алейникова С.М. Особенности развития мыслительной деятельности у детей, больных шизофренией. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1985.

Захарова Н.В. Особенности развития зрительного восприятия у детей, больных шизофренией. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1985.

Хломов Д.Н. Особенности восприятия межличностных взаимодействий больными шизофренией. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1985.

Карловская Н.Н. Восприятие эмоционального состояния другого человека больными шизофренией. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1986.

Гаранян Н.Г. Соотношение положительных и отрицательных эмоций у больных шизофренией: (на модели успеха и неуспеха при выполнении познавательной деятельности). Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1988.

Назаренко А.Е. Распознавание эмоционально-выразительных движений детьми, больными шизофренией. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1990.

Диссертации, защищенные под руководством Ю.Ф. Полякова в 1990-е гг. (лаборатория патопсихологии ВНЦПЗ АМН СССР)

Алфимова М.В. Построение психологических предикторов генетического риска возникновения шизофрении в отягощенных семьях. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1992.

Вильдавская Л.М. Роль семьи в социальной адаптации больных эндогенными психическими расстройствами юношеского возраста. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1995.

Казьмина О.Ю. Структурно-динамические особенности систем межличностных взаимодействий у больных юношеской малопрогредиентной шизофренией. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 1997.

Жигэу Е.И. Особенности смысловой переработки информации у подростков, больных шизофренией. Дис. … канд. психол. наук. (19.00.04). — М., 2004.

 

С самого начала функционирования клинических отделений Центра психического здоровья (с 1983 года) был сформирован большой отряд клинических (медицинских) психологов, работающих в рамках клинико-психологической диагностики и осуществляющих психологическую поддержку пациентов в каждом из отделений клиники Центра. Психологи отрабатывали новые технологии дифференциальной диагностики в санаторных отделениях, в клинике юношеской психиатрии, в клинике аффективной патологии, в геронтопсихиатрии, в детской психиатрии, в дневных стационарах, в том числе в полустационаре для детей-аутистов. Психологи отделения реабилитации участвуют в арт-терапии для пациентов разных возрастных групп, в индивидуальной и групповой психотерапии, проводят когнитивные тренинги, разрабатывают и реализуют программы психобразования для родственников и родителей пациентов.

Рис. 6. Н.К. Корсакова

1990—2007 гг.
Лаборатория медицинской психологии ВНЦПЗ РАМН (ФГБНУ НЦПЗ), руководитель — кандидат психологических наук, доцент
Наталья Константиновна Корсакова

С 1990 по 2005 гг. научными исследованиями лаборатории патопсихологии руководила ученица А.Р. Лурии, кандидат психологических наук, доцент Наталья Константиновна Корсакова [44]. Под руководством Н.К. Корсаковой проводился широкий круг научных исследований с применением нейропсихологического подхода к изучению когнитивной сферы при психических заболеваниях.

В исследовании «Особенности познавательной деятельности при эндогенных депрессиях с "юношеской астенической несостоятельностью" (ЮАН)» (Филатова Т.В., Корсакова Н.К., 2000) было показано, что нейропсихологический симптомокомплекс у больных с эндогенными депрессиями с ЮАН при циклотимии характеризуется функциональной недостаточностью диэнцефальных образований мозга в сочетании со снижением активности лобных долей, а также дисфункцией теменно-затылочных отделов мозга (при акценте на правую гемисферу). Нейропсихологический симптомокомплекс у больных с эндогенными депрессиями с ЮАН при шизофрении включает симптомы недостаточности лобных отделов мозга (на медио-базальном и конвекситальном уровнях), глубоких структур мозга — диэнцефальные образования и подкорковые двигательные ядра, височных отделов полушарий, а также теменно-затылочных отделов правой гемисферы. Кроме того, при шизофрении более выражена дисфункция лобных, височных (слева), глубинных структур мозга и теменно-затылочных отделов, а при циклотимии более выражены правополушарные симптомы. Отмечено, что имеет место недостаточность межполушарного взаимодействия в обеих группах (затруднения выполнения реципрокной координации, переноса поз, нестандартные стратегии в оптико-пространственной деятельности).

Сидорова М.А. под руководством Корсаковой Н.К. провела исследование нейрокогнитивных расстройств у больных юношеской приступообразной шизофренией и шизоаффективным психозом (2005). В этой работе впервые было показано, что у больных шизофренией когнитивный статус характеризуется следующим симптомо-комплексом: дефицитарность произвольной регуляции деятельности и нейродинами-ческих параметров деятельности (дисфункция лобных долей и ретикуло-фронтального комплекса в целом), расстройство динамических компонентов в двигательной, интеллектуальной и мнестической сферах (дисфункция премоторных отделов с акцентом на левую гемисферу), нарушения слухоречевой памяти (дефицитарность со стороны базальных отделов лобных и височных долей мозга), недостаточность пространственных и квазипространственных представлений (билатеральная дисфункция теменно-затылочных отделов с акцентом на правое полушарие), дефицитарность в работе передних и задних отделов мозолистого тела.

У больных шизоаффективным психозом наблюдалось другое сочетание дефицитарных параметров когнитивной сферы: расстройства произвольной регуляции и динамического звена психической деятельности (не достигающие степени выраженного дефицита), дефицитарность нейродинамических параметров деятельности (симметричная билатеральная дисфункция лобных отделов и неспецифических структур мозга), нарушения слухоречевой памяти (дефицитарность со стороны медиобазальных отделов лобных и височных долей мозга), недостаточность пространственных и квазипространственных представлений (билатеральная дисфункция теменно-затылочных отделов), дефицитарность в работе передних отделов мозолистого тела (недостаточность реципрокной координации и переноса кожно-кинестетической информации).

Начаты и продолжаются до настоящего времени исследования в рамках нового направления нейропсихологии — нейрогеронтопсихологии. Анализ и описание структурно-функциональных особенностей познавательной сферы при нормальном физиологическом старении эффективно осуществлялись с использованием концепции трех блоков мозга (А.Р. Лурия). Она имеет существенные преимущества перед так называемым нейрокогнитивным подходом, поскольку позволяет рассматривать возрастные изменения в рамках единой методологии и связанного с ней клинико-экспериментального комплекса оценки состояния высших психических функций. В рамках этого нового раздела нейропсихологии описан нейропсихологический синдром нормального физиологического старения, а также типология нормального старения. В основу выделения вариантов нормального старения положен принцип выявления наиболее слабого и сензитивного к нагрузке в клинико-психологическом эксперименте нейропсихологического фактора, связанного с функциями первого, второго или третьего ФБМ (Н.К. Корсакова, 2011). В работах этого направления исследованы нейропсихологические синдромы при нейродегенеративных заболеваниях в позднем возрасте (прежде всего при раннем и позднем варианте болезни Альцгеймера) и при синдроме мягкого когнитивного снижения (MCI), обсуждаются проблемы и принципы нейрореабилитации при мнестико-интеллектуальном снижении в позднем онтогенезе (Н.К. Корсакова, И.Ф. Рощина, Е.Ю. Балашова) [17; 18; 19; 43; 45].

Натальей Константиновной инициированы работы по изучению тактильной сферы при шизофрении в юношеском и детском возрасте, а также продолжена разработка типологии когнитивного развития у детей и подростков с психической патологией с использованием понятий когнитивный дефицит, когнитивный дефект, когнитивный дизонтогенез. В детской тематике были продолжены исследования с опорой на полимодальный подход в оценке диссоциированного познавательного развития при шизофрении у детей и подростков с акцентом на тактильной сфере; исследование профиля латеральной организации работы мозга у детей с отклоняющимся развитием (Н.В. Зверева, С.А. Судаков) [14].

Диссертации, защищенные под руководством Н.К. Корсаковой

Долгополова О.А. Межполушарная организация вербальной памяти на модели узнавания в норме и патологии. Дис. … канд. психол. наук (19.00.04) — М., 1990.

Рощина И.Ф. Структура и динамика нейропсихологического синдрома при сенильной деменции. Дис. … канд. психол. наук (19.00.04). — М., 1993.

Балашова Е.Ю. Нарушения пространственных функций при сосудистых и атрофических деменциях позднего возраста. Дис. … канд. психол. наук (19.00.04). — М., 1995.

Филатова Т.В. Особенности познавательной деятельности при эндогенных депрессиях с «ювенильной астенической несостоятельностью»: нейропсихологическое исследование. Дис. … канд. психол. наук (19.00.04). — М., 2000.

Прахт Н.Ю. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие в когнитивных процессах в позднем возрасте. Дис. … канд. психол. наук (19.00.04). — М., 2001.

Варако Н.А. Динамика нейропсихологического синдрома при фармакотерапии гипотензивными препаратами у пожилых больных. Дис. … канд. психол. наук (19.00.04). — М., 2003.

Зуева Ю.В. Нарушение когнитивных процессов при изолированных инфарктах мозжечка. Дис. … канд. психол. наук (19.00.04). — М., 2003.

Сидорова М.А. Нейрокогнитивные расстройства и их динамика в процессе лечения у больных юношеской приступообразной шизофренией и шизоаффективным психозом. Дис. … канд. психол. наук (19.00.04). — М., 2005.

Рис. 7. С.Н. Ениколопов

2007 — настоящее время
Лаборатория медицинской психологии ФГБНУ НЦПЗ, руководитель — кандидат психологических наук, доцент Сергей Николаевич Ениколопов

Еще в конце 1980-х гг. лаборатория патопсихологии была дополнена новым психологическим подразделением — лабораторией психосоциальных исследований ВНЦПЗ АМН СССР (далее НЦПЗ РАМН, ФГБНУ НЦПЗ) в Институте профилактической психиатрии, в котором велась интенсивная исследовательская работа по темам, связанным со внебольничными формами психических расстройств. В 2007 г. оба подразделения были объединены в единый отдел клинической (с 2007 г. медицинской) психологии, который с этого времени работает под научным руководством кандидата психологических наук, доцента Сергея Николаевича Ениколопова [11].

Продолжая традиции, заложенные предшественниками, С.Н. Ениколопов поддерживает мультидисциплинарные исследования (в последнее время — совместно с психолингвистами, а еще с нейрофизиологами, генетиками и др. специалистами в области изучения человека в норме и патологии). Он придерживается определенных традиций исследований и открывает новые сферы приложения — изучает стигматизацию и самостигматизацию пациентов (совместно с В.С. Ястребовым), самоповреждающее и суицидальное поведение, социализацию подростков с психической патологией, формирование агрессии при психической патологии, гелотофобию и многое другое. Среди исследований С.Н. Ениколопова, его коллег и аспирантов и многочисленных учеников (около 30 работ было задумано, выполнено и защищено под руководством Сергея Николаевича) следует отметить сквозные и новые научные темы:

психологические аспекты социальных взаимодействий психически больных в процессе их адаптации, выявление факторов дезадаптации;

анализ состояния психической дезадаптации у больных с пограничной психической патологией (личностный, микросоциальный аспекты), ее психологическая коррекция;

психологические факторы соматизации психических расстройств;

анализ ценностно-смысловой сферы в аспекте адаптационного потенциала личности;

агрессивность и враждебность при различных видах психических расстройств;

чувство юмора, гелатофобия и гелатофилия при различных видах психических расстройств (Е.М. Иванова, Е. Стефаненко) [15];

суицидальное поведение: диагностика, превенция, профилактика (О.Ю. Казьмина, О.Ю. Воронцова, Т.В. Медведева) [30];

изучение прокрастинации как личностного фактора при психической патологии в молодом возрасте (М.В. Зверева);

взаимосвязь психопатологических синдромов и индивидуальных особенностей пациентов (магическое мышление, феномен «фершробен» и др.);

психолингвистические исследования речевой продукции больных юношеского и подросткового возраста [28];

проблема половой и гендерной идентичности при психической патологии;

стигма болезни, проблема комплаенса;

диагностические и психотерапевтические возможности когнитивного и психодинамического подходов при лечении различных видов психических расстройств (О.Ю. Казьмина и др.) [1; 32];

структура личности при эндогенных психозах (В.П. Критская и Т.К. Мелешко) [21];

познавательные процессы, восприятие времени при психической патологии позднего возраста (Е.Ю. Балашова) [3];

нейропсихологический анализ нарушений развития при психической патологии в детском возрасте (А.А. Сергиенко и др.) [47; 48].

Под руководством Сергея Николаевича в отделе не только создавались новые методические средства (как это было при Ю.Ф. Полякове), но и осуществлялись перевод и адаптация на отечественном материале современного инструментария (тесты, опросники) для клинико-психологической диагностики разных видов психической патологии [10; 30].

Рис. 8. Методические издания отдела медицинской психологии ФГБНУ НЦПЗ

 

С начала 80-х гг. по настоящее время ведется разработка новых методик патопсихологической диагностики в детском и подростковом возрасте, работа по психологической квалификации дизонтогенеза при разных клинических формах шизофрении, вариантах течения, синдромах и т.п. (Т.К. Мелешко, С.М. Алейникова, Н.В. Захарова, А.Е. Назаренко, Л.В. Гончарова, Н.В. Зверева, А.А. Коваль-Зайцев) [13]. Психологические характеристики психического (когнитивного) дизонтогенеза изучаются при разных вариантах психической патологии в возрастном аспекте (РАС, детская шизофрения, аффективная патология, другие нарушения развития), осуществляется анализ эмоционально-личностной сферы, восприятия опасности и проблемы адаптации детей и подростков с психической патологией.

Диссертации, защищенные под руководством С.Н. Ениколопова

Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах (19.00.04, М., 2005).

Михайлова И.И. Самостигматизация психически больных (14.00.18, М., 2005).

Серебрийская Л.Я. Психологические факторы стигматизации психически больных (19.00.04, М., 2005).

Островская Л.Д. Психологические механизмы «помешательства сомнений» (19.00.04, М., 2006).

Ефремов А.Г. Системы субъективных значений у лиц юношеского возраста с аутоагрессивными попытками (19.00.04, М., 2006).

Пономарев М.С. Социальная компетентность у подростков с дезадаптивным поведением (19.00.04, М., 2006).

Кузнецова С.О. Психологические особенности враждебности при психической патологии: шизофрении, шизоаффективном и аффективном расстройствах (19.00.04, М., 2007).

Иванова Е.М. Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах (19.00.04, М., 2007).

Иванов М.В. Пространственные представления у детей и юношей с расстройствами шизофренического спектра (19.00.04, СПб., 2013).

Стефаненко Е.А. Психологические особенности гелотофобии (страха насмешки) при шизофрении и аффективных расстройствах (19.00.04, М., 2014).

Зверева М.В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте (19.00.04, СПб., 2016).

Лепилкина Т.А. Особенности когнитивного функционирования мужчин и женщин, страдающих шизофренией (19.00.04, СПб., 2017).

Дементьева Л.А. Взаимосвязь эмоций и интеллекта у подростков с психическим инфантилизмом (19.00.04, СПб., 2019).

Диссертации, защищенные под руководством сотрудников отдела
медицинской психологии

Каримулина Е.Г. Развитие тактильной сферы у детей классов компенсирующего обучения младшего школьного возраста. Научный руководитель — Н.В. Зверева (19.00.04, М., 2000).

Гончарова Л.В. Психологическая диагностика и коррекция раннего детского аутизма шизофренического генеза. Научный руководитель — Т.К. Мелешко (19.00.04, М., 2005).

Коваль-Зайцев А.А. Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами. Научный руководитель — Н.В. Зверева (19.00.04, СПб., 2010).

Бирюкова М.В. Роль семейных отношений в социальной адаптации больных шизофренией. Научный руководитель — О.Ю. Казьмина (19.00.04, СПб., 2012).

Хромов А.И. Динамика когнитивного развития у детей и подростков при эндогенной психической патологии. Научный руководитель — Н.В. Зверева (19.00.04, СПб., 2012).

Кобзова М.П. Когнитивные и личностные особенности у юношей с шизотиническим рас-стройством, заболевших в подростковом возрасте. Научный руководитель — Н.В. Зверева (19.00.04, СПб., 2014).

Румянцева Е.Е. Модель психического и когнитивного функционирования у больных молодого возраста после перенесенного эндогенного приступа. Научный руководитель — Н.В. Зверева (19.00.04, СПб., 2015).

Власенкова И.Н. Особенности ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста в норме и при психической патологии. Научный руководитель — Н.В. Зверева (19.00.04, СПб., 2015).

Строгова С.Е. Виды когнитивного дефекта при шизофрении у детей и подростков. Научный руководитель — Н.В. Зверева (19.00.04, СПб., 2016).

Микеладзе Л.И. Восприятие времени при аффективных расстройствах в позднем возрасте. Научный руководитель — Е.Ю. Балашова (19.00.04, М., 2016).

В научных работах под руководством Сергея Николаевича всегда отражаются актуальные проблемы современности. Изменения, внесенные в жизнь общества и каждого человека пандемией COVID-19 в 2020 г., с самого начала событий анализировались, изучались сотрудниками отдела медицинской психологии. Проведены многочисленные опросы жителей страны, которые позволили найти новые грани нарушенной адаптации в условиях пандемии, прежде всего по причине необычного стресса, вызываемого текущей ситуацией («невидимый противник», «невидимая угроза»). Эти результаты публикуются в печати и используются в консультативной работе сотрудников отдела [9; 40].

Отдел медицинской психологии всегда активно сотрудничал с различными университетами, где готовят клинических психологов. В ФГБНУ НЦПЗ студенты проходят практику, пишут курсовые и выпускные квалификационные работы. Прежде и раньше всего эти связи установлены с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В течение ряда лет в НЦПЗ существовал филиал кафедры нейро- и патопсихологии. Кроме того, сотрудничество осуществляется со многими другими вузами, готовящими клинических психологов: МГППУ, РНИМУ им Н.И. Пирогова, МПСУ, РУДН, МИП и другими.

Публикации. Диссертации

Психологами НЦПЗ защищено более 50 кандидатских диссертаций по медицинской психологии. Сотрудниками отдела подготовлен ряд монографий, учебных пособий, учебников по вопросам клинической (медицинской) психологии. В 2020 ведущий научный сотрудник отдела Н.Ю. Пятницкий выпустил в свет 2 тома монографии «Психические признаки предиспозиции к функциональным психическим расстрой-ствам» [41; 42]. Сотрудники отдела принимали участие в создании справочников по психиатрии и психологии, руководства по психиатрии (1987, 1999 и др.) [46]. Подготовлено более 20 методических рекомендаций для практической работы психологов в диагностике и психотерапии.

Участие в научных мероприятиях

Психологи лаборатории патопсихологии и далее отдела медицинской психологии всегда активно делились своими научными исследованиями с коллегами на отечественных и международных форумах. В 1966 г. в материалах XVIII Международного конгресса в Москве можно найти публикации всех сотрудников отдела. Съезды РПО и РОП (ранее Общества психологов СССР и Общества психиатров СССР) проходили с активным участием сотрудников отдела. Можно перечислить также Конференции и Конгрессы по медицинской психологии, психиатрии, психологии и ее различным разделам, междисциплинарные конгрессы, международные конференции APA, EPA, ESCAP, IACAPAP, ECP и др., которые становились трибуной для выступлений сотрудников отдела [55].

Необходимо сказать, что психологи ФГБНУ НЦПЗ с пиететом и глубоким уважением относятся к своим учителям. Это способствовало прекрасному начинанию по проведению именных научных конференций, посвященных юбилейным датам наших учителей, которые были организованы психологами Научного центра психического здоровья:

2007 —

конференция к 80-летию Ю.Ф. Полякова (НЦПЗ), Москва.

2011 —

конференция к 100-летию С.Я. Рубинштейн (Всероссийская, НЦПЗ,
МГППУ), Москва [8; 52].

2013 —

конференция к 85-летию Ю.Ф. Полякова (Всероссийская с
международным участием, НЦПЗ, МГППУ), Москва [5; 29].

2016 —

конференция к 105-летию С.Я. Рубинштейн (Всероссийская с
международным участием, НЦПЗ, МГППУ), Москва [7].

2018 —

конференция к 90-летию Ю.Ф. Полякова (Всероссийская с
международным участием, НЦПЗ, МГППУ), Москва [39].

2019 —

Пятый Международный гелологический конгресс «Смех и
коммуникация», Санкт-Петербург.

2020 —

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские
чтения: диагностика и психологическая помощь в современной
клинической психологии: проблема научных оснований» (ФГБНУ НЦПЗ
— один из организаторов конференции).

Участие сотрудников отдела в редакциях научных журналов

Многие сотрудники отдела медицинской психологии и психологи других отделов входили и входят в редакции и редакционные советы профильных журналов («Психиатрия», «Клиническая и специальная психология», «Медицинская психология в России», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Психологические исследования», «Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева», «Психология и право», «Армянский журнал психического здоровья» и других), участвуют как рецензенты во многих изданиях.

Рис. 9. Отдел медицинской психологии ФГБНУ НЦПЗ (2019)

 

Заключение

Для того чтобы полноценно и масштабно оценить вклад лаборатории патопсихологии (отдела медицинской психологии) в развитие отечественной клинической психологии, важно вспомнить, что рождение образовательной специальности «Клиническая психология» напрямую связано с именем Юрия Федоровича Полякова [36; 37]. Традиции, заложенные участником «круга Л.С. Выготского» — М.С. Лебединским, нашли достойное продолжение в трудах сотрудников лаборатории в последующие годы. Авторы настоящей публикации, много лет проработавшие в Научном центре психического здоровья после окончания факультета психологии МГУ, были свидетелями и создателями настоящей истории клинико-психологических исследований в нашей стране. Создана и развивается школа клинической психологии, связанная с именами выдающихся классиков психологии А.Р. Лурии, Б.В. Зейгарник и Ю.Ф. Полякова [54]. Задачи современных исследователей — знать и беречь традиции, а также внедрять инновации в большое дело научно-практического развития отечественной клинической психологии.

 

Литература

1.   75 лет Научному центру психического здоровья / под ред. Т.П. Клюшник, В.Г. Каледы. – М.: ФГБНУ НЦПЗ, 2019. – 416 с.

2.   Абрамова М.В., Ениколопов С.Н., Казьмина О.Ю. Влияние семейных отношений на социальную адаптацию юношей, больных шизофренией // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 81–90.

3.   Балакирева Е.Е., Зверева Н.В., Якупова Л.П. Психологическая квалификация когнитивных нарушений при нервной анорексии у детей и подростков // Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2014. – № 1.

4.   Балашова Е.Ю. Симптомы нейрокогнитивного дефицита при аффективных расстройствах в позднем возрасте // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 3(62) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 05.11.2020).

5.   Вещикова М.И., Зверева М.В. Современные проблемы медицинской психологии: о конференции к 85-летию Юрия Федоровича Полякова // Клиническая и специальная психология. – 2013. – Т. 2, № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/58948.shtml (дата обращения: 11.11.2020).

6.   Гончарова Л.В., Мелешко Т.К. Психологический анализ и коррекция раннего детского аутизма шизофренического генеза // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1990. – № 1. – С. 88–93.

7.   Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспек-тивы (к 105-летию С.Я. Рубинштейн): сборник материалов научно-практической конференции с международным участием 29-30 ноября 2016 г. / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – M.: Сам Полиграфист, 2016. – 391 с.

8.   Диагностика в медицинской психологии: традиции и перспективы: коллективная монография / под общ. ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной, С.Н. Ениколопова. – М., 2011. – 270 с.

9.   Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 / С.Н. Ениколопов, О.М. Бойко, Т.И. Медведева [и др.] // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность. – 2020. – С. 100–121.

10.   Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28, № 1. – С. 115–124.

11.   Зверева Н.В. К юбилею С.Н. Ениколопова: новые горизонты клинической психологии  //  Клиническая и специальная психология.  –  2018. – Т. 7, № 3. – С. 212–216.  doi:10.17759/cpse.2018070313

12.   Зверева Н.В., Ениколопов С.Н. Юрий Федорович Поляков: человек, ученый, организатор науки и образования // Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы (К 85-летию Юрия Федоровича Полякова): коллективная монография. – М.: 2013. – С. 37–49.

13.   Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Психологическая диагностика когнитивного дизонтогенеза // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2018. – Т. 118, № 5–2. – С. 3–11.

14.   Зверева Н.В., Судаков С.А. Об универсальной схеме статистической оценки латеральной организации различных функций нормальной детской популяции // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2001. – № 4. – С. 32–39.

15.   Иванова Е.М., Ениколопов С.Н., Митина О.В. Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах // Вопросы психологии. – 2008. – № 1. – С. 45–57.

16.   Использование многомерных методов в генетическом анализе некоторых характеристик познавательных процессов при шизофрении / Ю.Ф. Поляков, В.М. Гиндилис, В.П. Критская [и др.] // Проблемы генетической психофизиологии человека / отв. ред. Б.Ф. Ломов, И.В. Равич-Щербо. – Москва: Наука, 1978.

17.   Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1996. – № 2. – С. 32–37.

18.   Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Нейропсихологический подход к исследованию нормального и патологического старения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2009. – № 3–4. – С. 4–8.

19.   Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Когнитивные функции при нормальном старении и при болезни Альцгеймера // Нейродегенеративные заболевания. Фундаментальные и прикладные аспекты / под ред. акад. М.В. Угрюмова. – М.: Наука, 2010. – С. 304–312.

20.   Критская В.П., Литвак В.А. Экспериментально-психологическое исследование больных шизофренией позднего возраста // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1985. – Т. 85, № 12. – С. 1829.

21.   Критская В.П., Мелешко Т.К. Патопсихология шизофрении. – М.: Институт психологии РАН, 2015. – 389 с.

22.   Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятель-ности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М.: Моск. гос. университет, 1991. – 256 с.

23.   Курек Н.С. Психологическое исследование когнитивного аспекта эмоцио-нальных процессов у больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1988. – Т. 88, № 7. – С. 109–113.

24.   Лебединский М.С. К вопросу о речевых расстройствах у шизофреников // Советская психоневрология. – 1938. – № 3. – С. 56–64.

25.   Лебединский М.С. Об особенностях нарушений психики при поражении правого полушария // Проблемы современной психиатрии. – М.: Медицина, 1948.

26.   Лебединский М.С. Актуальные вопросы клиники речевых нарушений // Вопросы патологии речи. – 1959. – С. 15–17.

27.   Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. – Ленинград: Медицина, 1966. – 430 с.

28.   Лингвистические характеристики текстов психически больных и здоровых людей / С.Н. Ениколопов, Т.И. Медведева, О.Ю. Воронцова [и др.] // Психологи-ческие исследования: электрон. науч. журнал. – 2018. – Т. 11, № 61. – С. 1 [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.11.2020).

29.   Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы. Коллек-тивная монография по проблемам современной медицинской (клинической) психологии, статьи подготовлены к открытию Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. Москва, 14-15 февраля 2013 / под общей ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – М., 2013. – 293 c.

30.   Моральные суждения и имплицитное отношение к смерти при суицидальном риске / С.Н. Ениколопов, Т.И. Медведева, О.Ю. Казьмина [и др.] // Суицидология. – 2018. – Т. 9, № 1 (30). – С. 44–52.

31.   Нейропсихологическое исследование памяти в комплексном клинико-психолого-нейрофизиологическом изучении больных шизофренией детей / Э.Г. Симерницкая, А.Е. Жирнова, С.М. Алейникова [и др.] // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1990. – Т. 90, № 1. – С. 101–105.

32.   Основные подходы к организации тренинга социальных навыков для больных шизофренией: методические рекомендации / О.Ю. Казьмина, С.Н. Ениколопов, О.Ю. Воронцова [и др.]. – М.: Сам Полиграфист, 2016. – 143 с.

33.   Особенности эмоциональной регуляции принятия решений при манифести-рующей в юношеском возрасте приступообразной шизофрении / Т.И. Медведева, О.Ю. Воронцова, А.Н. Бархатова [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014. – Т. 114, № 9. – С. 53–60.

34.   Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. – М.: Медицина, 1974. – 86 c.

35.   Поляков Ю.Ф. О методологических проблемах взаимосвязи психиатрии и психологии (к итогам дискуссии) // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1977. – Т. 77, № 12. – С. 1822–1832.

36.   Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи психологии // Психологический журнал. – 1984. – Т. 5, № 2. – С. 68–70.

37.   Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1996. – № 2.

38.  Поляков Ю.Ф., Хломов Д.Н., Слоневский Ю.А. Место психологической коррек-ции в процессе реабилитации больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1987. – Т. 87, № 7. – С. 1059–1064.

39.   Поляковские чтения – 2018 (к 90-летию Ю.Ф. Полякова). Научно-практи-ческое издание. Сборник материалов научно-практической конференции с междуна-родным участием 15-16 марта 2018 г. / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. С.Н. Ениколопова. – M.: Сам Полиграфист, 2018. – 390 с.

40.   Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы / О.М. Бойко, Т.И. Медведева, С.Н. Ениколопов [и др.] // Психологические исследования. – 2020. – Т. 13, № 70. – С. 1 [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.11.2020).

41.   Пятницкий Н.Ю. Психические признаки предиспозиции к функциональным психическим расстройствам: монография. – Кн. I. Эволюция концепций от Th. Willis до E. Kraepelin. – М.: РУСАЙНС, 2020. – 202 с.

42.   Пятницкий Н.Ю. Психические признаки предиспозиции к функциональным психическим расстройствам: монография. – Кн. II. Эволюция концепций от E. Kraepelin до E. Kretschmer. – М.: РУСАЙНС, 2020. – 304 с.

43.   Рощина И.Ф. Когнитивный тренинг у пациентов с синдромом мягкого когнитивного снижения: методические рекомендации. – М., 2013.

44.   Рощина И.Ф., Зверева Н.В. К юбилею Н.К. Корсаковой: эпоха классической отечественной психологии и нейропсихологии // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Т. 8, № 3. – С. 160–165. doi:10.17759/cpse.2019080309

45.   Рощина И.Ф., Корсакова Н.К. Методы нейропсихологической диагностики в гериатрической психиатрии // Руководство по гериатрической психиатрии / под ред. проф. С.И. Гавриловой. – М.: МЕДпреcс-информ, 2020. – С. 20–33.

46.   Руководство по психиатрии / под ред. А.С. Тиганова. – М.: Медицина, 1999.

47.   Сергиенко А.А. Нейропсихологический анализ особенностей познавательной сферы у детей с расстройствами шизотипического спектра // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2013. – Т. 13, № 1. – С. 32–39.

48.   Строгова С.Е., Сергиенко А.А., Зверева Н.В. Когнитивный дефект при расстройствах шизофренического круга у детей и подростков: психометрический и нейропсихологический подходы к оценке когнитивных нарушений // Клиническая и специальная психология. – 2016. – Т. 5, № 1. – С. 61–76. doi:10.17759/cpse.2016050105

49.   Хломов Д.Н., Баклушинский С.А., Казьмина О.Ю. Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассников. – М.: Центр социологии образования РАО, 1993.

50.   Щербакова Н.П. Сравнительное изучение особенностей мышления у под-ростков, здоровых и больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1976. – Т. 76, № 12. – С. 1834–1839.

51.   Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. Труды Института психиатрии АМН СССР / под ред. Ю.Ф. Полякова. – М., 1982. – Т. 1.

52.   Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения. Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. Москва, 23 сентября 2011 г. / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – М., 2011. – 203 с.

53.   Polyakov U.F. The experimental investigation of cognitive functioning in schizophrenia // A handbook of contemporary Soviet psychology / ed. by M. Cole, I. Maltzman. – New York: Basic Books. – 1969. – P. 370–386.

54.   Zeigarnik B.V., Luria A.R., Polyakov Y.F. On the use of psychological tests in clinical practice in the USSR // Intelligence. – 1977. – Vol. 1, № 1. – P. 82–93.

55.   Zvereva N., Roshchina I. Age specificity of clinical and psychological diagnosis // XVI European congress of psychology. Book of Abstracts. – 2019. – P. 277.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(091)

Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Клиническая психология в Научном центре психического здоровья: 75 лет научных исследований // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 5(64) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Clinical Psychology at the Mental Health Research Center:
75 Years of Research

Zvereva N.V.1, 2
E-mail: nwzvereva@gmail.com

Roshchina I.F.1, 2
E-mail: ifroschina@mail.ru

1 Mental Health Research Center
34, Kashirskoye shosse, 115522, Moscow, Russia
Phone: +7 (495) 109-03-94

2 Moscow State University of Psychology and Education
29 Sretenka str., Moscow, 127051, Russia
Phone: +7 (495) 632-91-99

Abstract. The article is devoted to the history and analysis of directions of scientific research and practical activity in medical (clinical) psychology of the leading scientific psychiatric institution in Russia — Mental Health Research Center — for 75 years. The history of scientific experimental psychological research is traced from the first works on the study of speech pathology in schizophrenia to the most recent ones carried out by the staff of the laboratory of pathopsychology (department of medical psychology) already in 2020 on the topic of the impact of the pandemic on mental health. The novelty of research, its continuity with the expansion of the topic in the age (from childhood to the elderly and senile), clinical (schizophrenia and endogenous pathology, affective pathology, borderline disorders, neurodegenerative diseases in different age periods) and methodological aspects are shown. The main key areas and lines of research in pathopsychology, psychology of abnormal development, neuropsychology over the past decades are presented. The role of department heads in different periods of the existence of psychological research in the Mental Health Research Center is indicated. Interested specialists can independently familiarize themselves with the breadth of research topics by reading the titles of dissertations carried out in the department given in the article. The modern multidisciplinary focus of research is a continuation of the traditions from the first years of the department's existence to the present.

Key words: Mental Health Research Center; clinical (medical) psychology; experimental psychological research; mental pathology.

For citation

Zvereva N.V., Roshchina I.F. Clinical Psychology at the Mental Health Research Center: 75 Years of Research. Med. psihol. Ross., 2020, vol. 12, no. 5 [in Russian, abstract in English].

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player