Озерецкий Н.И.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Сравнительная характеристика представлений врачей и пациентов о понятии «лечение»

Сысоева О.В., Петрова А.И., Яблокова Д.С.,
Шапошников К.Е. (Хабаровск, Россия)

 

 

Сысоева Ольга Владимировна

Сысоева Ольга Владимировна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии; Дальневосточный государственный медицинский универ-ситет, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 30-53-11.

E-mail: Olga-mail2005@mail.ru

Петрова Анастасия Игоревна

Петрова Анастасия Игоревна

клинический психолог; Краевая клиническая больница № 2 Министер-ства здравоохранения Хабаровского края, ул. Павловича, 1Б, Хаба-ровск, 680030, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 45-29-60.

Яблокова Диана Сергеевна

Яблокова Диана Сергеевна

выпускница медико-гуманитарного факультета по специальности «Кли-ническая психология»; Дальневосточный государственный медицин-ский университет, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 30-53-11.

Шапошников Кирилл Евгеньевич

Шапошников Кирилл Евгеньевич

выпускник медико-гуманитарного факультета по специальности «Клини-ческая психология»; Дальневосточный государственный медицинский университет, ул. Муравьева-Амурского, 35, Хабаровск, 680000, Хабаровский край, Россия. Тел.: 8 (4212) 30-53-11.

 

Аннотация. В статье изучены представления врачей, студентов-медиков и самих пациентов о понятии «лечение». Также представлены результаты эмпирического исследования и формирующего эксперимента, проводимого в ходе учебного процесса медицинского университета и направленного на формирование внутренней картины здоровья и расширения представлений студентов-медиков о понятии «лечение».

Ключевые слова: смысловое содержание, пациент, врач, лечение, внутренняя картина здоровья, внутренняя картина лечения

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Еще в 60-х гг. XX в. населением нашей страны принималась идея о том, что все формы болезней в конечном счете будут побеждены триумфальным прогрессом медицинской науки. Однако параллельно, наряду с традиционной медициной, не менее успешно развивались и альтернативные модели врачевания, такие как хиропрактика, иглоукалывание, фитология, йога, ароматерапия и т. д. Пандемия коронавируса продемонстрировала огромные пробелы в системе ортодоксальной медицины. Вера населения в могущество традиционной медицины опять пошатнулась. Возникли закономерные вопросы: что же нужно страдающему от недугов человеку и в чем слабые стороны традиционного врачевания?

С целью изучения смысловых аспектов понятия «лечение», существующих в ценностно-смысловой парадигме врачей и пациентов, было проведено исследование на базе КГБУЗ № 2 (г. Хабаровск), в котором приняли участие 20 врачей и 50 пациентов кардиологического и неврологического отделений. Испытуемым было предложено продолжить фразу «Лечение — это…». Обработка экспериментального материала осуществлялась с помощью метода контент-анализа текстов испытуемых, разработанного Б. А. Еремеевым [1].

Для пациентов «лечение» — это «помощь себе», «помощь организму», а также «процесс восстановления» (корреляционная связь находится на уровне значимости в 95 % между категориями «помощь» и «себе», «помощь» и «организм», «процесс» и «восстановление»). Лечение для пациентов означает «избавление от болезни» и «избавление от боли» (99 % корреляции между категориями «избавление» и «боль»). Таким образом, пациенты готовы к своей активной роли в лечении. Понятие «лечение» заключает в себе готовность к действию, принятию ответственности на себя («помощь себе», «справиться», «восстановление», «избавление» — таб. 1).

Для врачей же понятие «лечение» означает «меры, направленные на восстановление здоровья» (корреляционная связь находится на 95-процентном уровне значимости между категориями «меры», «направленный», «здоровье» и на 99-процентном уровне — между категориями «меры», «восстановление» и «здоровье»).

Кроме того, «лечение» — это «состояние, зависящее от внешних факторов» (99 % корреляции между категориями «состояние» и «внешниефакторы»); цель лечения — это снятие симптомов, причина — заболевание. Меры, с помощью которых достигается лечебный процесс, — «доброжелательность» и «профессионализм» (таб. 2).

Таблица 1.   Корреляционная матрица представлений пациентов о понятии «лечение»

 

Отсутствие местоимений в корреляционной плеяде представлений врачей о процессе лечения указывает на обезличивание данного процесса, а также на отсутствие готовности нести за него ответственность.

Таким образом, мы видим явное рассогласование между ожиданиями пациентов и внутренней готовностью врачей. По мнению юнгианского аналитика Энтони Стивенса, данная картина объясняется разницей в подходах к пониманию процесса лечения у врачей и пациентов. В смысловой связи «себе-помощь-организм» явно прослеживается психологический подход к процессу лечения, который заключается в актуализации в самом же пациенте внутреннего целителя. При наличии болезни, особенно тяжелой или опасной, пациент возлагает свои надежды на личность целителя, а не на лекарства и доказательные методы лечения. Согласно Джону Боулби, в каждом враче есть больной, а в каждом больном — целитель [2]. Задача врача — актуализировать в пациенте его внутреннего целителя, а не проецировать своего внутреннего больного на реального пациента, пришедшего к нему за помощью. Однако в действительности мы видим совершенно иную картину: врач ищет причины заболевания, предлагает направленные меры по восстановлению здоровья, а целью является симптом. Врачи находятся во власти своих иллюзий, предполагая, что они полностью здоровы, в то время как их пациенты больны. На психологическом уровне врач отождествляет себя исключительно с целителем, а своего внутреннего больного полностью проецирует на пациента, забывая о том, что пациент — это реальный человек, который так же, как и он (врач), имеет своего внутреннего целителя. Данная парадигма возникает в результате «перекошенности» традиционной медицины в сторону болезни. Обратившись к происхождению слова «медицина» (от лат. Medicina, от словосочетания ars medicina — «лечебное искусство», «искусство исцеления»), мы увидим, что оно имеет тот же корень, что и глагол medeor — «исцеляю»[3], кроме того, у слова «медицина» есть и индоевропейский корень «med» — середина, из чего следует, что медицина находится на рубеже между естественными и социально-гуманитарными науками [4].

Таблица 2.   Корреляционная матрица представлений врачей о понятии «лечение»

 

В результате мы наблюдаем редукцию глагола «исцелять» до существительного «цель» (направление на симптом). В данной смысловой парадигме процесс лечения полностью обезличен, как в отношении того, кого нужно лечить, так и в отношении того, кто это лечение осуществляет.

Для восстановления целостности в противовес цельности необходимо сместить акценты с болезни на личность врача и личность пациента как субъекта, столкнувшегося с болью. Причем необходимо учитывать, что боль может быть как телесной, так и душевной. Необходимо также иметь в виду наличие внутреннего целителя в личности пациента и учиться вести с ним диалог. Только в этом случае современной медицине удастся сохранить статус кво. Ориентированность процесса обучения в медицинских университетах на внутреннюю картину здоровья будущих целителей позволит достичь профессионализма в медицинской среде и сохранить доброжелательность потенциальных пациентов.

На этапе проведения исследования мы задались вопросом, возможно ли в рамках учебного процесса как-то повлиять на формирование внутренней картины здоровья будущих врачей и сместить акценты с болезни как объекта изучения на субъекта. В результате был проведен формирующий эксперимент с использованием различных авторских методик [5; 6]. В эксперименте приняли участие 80 студентов лечебного факультета ДВГМУ в возрасте от 18 до 23 лет. На входе в эксперимент студентам было предложено продолжить фразу: «лечение — это…». В результате контент-анализа полученных текстов мы обнаружили, что на втором курсе обучения в медицинском университете студенты усвоили определение понятия «лечение» (таб. 3).

Таблица 3.   Корреляционная матрица представлений студентов-медиков о понятии «лечение» до эксперимента

 

Согласно большой медицинской энциклопедии, лечение (лат. curatio; греч. therapeia) — это система мероприятий, направленных на восстановление здоровья, предупреждение осложнений заболевания и устранение тягостных для больного проявлений болезни [7]. Это мы и видим в смысловом содержании ответов студентов-медиков после контент-анализа текстов «лечение — это…» (таб. 3). В текстах респондентов выявлены статистически значимые связи на 99-процентном уровне значимости между словами «устранение», «облегчение» и «заболевание». В качестве наиболее отталкиваемых респондентами категорий определены понятия «физичес-кое», «заболевание», «устранение» и «облегчение». Однако, учитывая стремление пациентов участвовать в собственном процессе выздоровления, мы задались целью повлиять на оформление смыслового наполнения категории «лечение» у будущих врачей на этапе обучения в вузе. В процессе изучения элективного курса «Психология профессий» на втором году обучения в медицинском университете студентам было предложено поучаствовать в тренинговой программе, направленной на формирование внутренней картины здоровья. В период с сентября по декабрь 2020 г. проводились занятия с использованием ранее апробированных техник [8; 9]. В конце тренинговой программы было проведено повторное исследование с использованием контент-анализа текстов. В результате смысловое содержание категории «лечение» сущест-венно расширилось и наполнилось дополнительными смыслами, а именно: были обнаружены статистически значимые связи между понятиями «страдание», «устране-ние», «мероприятие», «больной», «совокупность», «организм», «цель», «облегчение», «развитие». Статистически значимые (95 %) связи также установились между катего-риями «страдание», «процесс», «устранение», «организм», «направление», «цель», «совокупность», «мероприятие», «жизнедеятельность», «заболевание», «облегчение», «патологический». А также были выявлены наиболее отталкиваемые респондентами категории: «здоровье», «состояние», «восстановление», «совокупность», «меропри-ятие» (таб. 4). Таким образом, будущие врачи предполагают, что лечение — это совокупность мероприятий и процесс, направленный на восстановление жизнедея-тельности организма, а также облегчение течения заболевания, патологического состояния. Цель лечения — это больной организм. Мы видим явную субъектность процесса вопреки обьектности у действующих врачей.

Таблица 4.   Корреляционная матрица представлений студентов-медиков о понятии «лечение» после эксперимента

 

Если сравнить все полученные матрицы, то матрицей, наиболее наполненной смыслом, можно считать ту, что составлена после проведения формирующего экспери-мента. В результате напрашивается вывод, что в достаточно юном возрасте (18—23 года), когда психика наиболее восприимчива к различного рода педагогическим воздействиям, вполне закономерно формировать не клиническое мышление, приводя-щее к десубъективации человекоориентированной деятельности врача, а развивать критически-аналитическое восприятие субъективной реальности, с которой в своей основной массе и работают практикующие врачи.

 

Список источников

1.   Еремеев Е.А. О «естественных» категориях анализа содержания и некоторых процедурах их выявления // Методологические и методические проблемы контент-анализа. – М.; Ленинград: Институт социолог. исслед. АН СССР, 1973. – Т. 1. – С. 109–112.

2.   Энтони Стивенс. Самость, которой два миллиона лет. – М.: Касталия, 2021. – С. 113–133.

3.   Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999 [Электронная ресурс]. – URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp (дата обращения: 10.11.2021).

4.   Абдулгалимов Р.М., Кафаров Т.Э. Модель профессионального мировоззрения специалиста медицинского профиля: основные контуры // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-3. – С. 653–658.

5.   Коваль В.А., Сысоева О.В. Программа психокоррекционной работы со студентами-медиками в период кризиса первого года обучения // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2017. – Специальный выпуск. – С. 203–209.

6.   Сысоева О.В., Ткаченко О.И. Профилактика психосоматических реакций у студентов-медиков арт-терапевтическими техниками // От истоков к современности (130 лет организации психологического общества при Московском университете): сб. матер. юбилейной конф.: в 5 т. / отв. редактор: Д.Б. Богоявленская. – М., 2015. – Т. 4. – С. 328–330.

7.   Большая Медицинская Энциклопедия / гл. ред. Б.В. Петровский. – 3-е изд., онлайн версия [Электронная ресурс]. – URL: https://xn--90aw5c.xn--c1avg/ (дата обращения: 10.11.2021).

8.   Сысоева О.В., Ляжко А.М., Петрова А.И. Составляющие жизнестойкости студентов-медиков в условиях неопределенности // От науки к обществу: приоритетные направления преобразований и инструменты их реализации: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конферен-ции, 10 декабря 2018 г. – М.: Профессиональная наука, 2018. – С. 62–65.

9.   Сысоева О.В., Урываев В.А. Профессиональное самоопределение. Практикум: учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: РУСАЙНС, 2020. – 116 с.

 

References

1.   Eremeev E.A. O "estestvennykh" kategoriyakh analiza soderzhaniya i nekotorykh protsedurakh ikh vyyavleniya. In: Metodologicheskie i metodicheskie problemy kontent-analiza. Moscow; Leningrad, Institut sotsiolog. issled. AN SSSR Publ., 1973. Vol. 1, pp. 109–112. (In Russ.).

2.   Entoni Stivens. Samost', kotoroi dva milliona let. Moscow, Kastaliya Publ., 2021, pp. 113–133.

3.   Evgen'evf A.P., ed. Slovar' russkogo yazyka (in 4 volumes). Moscow, Russkii yazyk Publ.; Poligrafresursy Publ., 1999. (In Russ.). Available at: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp (accessed 10 November 2021).

4.   Abdulgalimov R.M., Kafarov T.E. Model' professional'nogo mirovozzreniya spetsialista meditsinskogo profilya: osnovnye kontury. Fundamental'nye issledovaniya, 2013, no. 10-3, pp. 653–658. (In Russ.).

5.   Koval' V.A., Sysoeva O.V. Programma psikhokorrektsionnoi raboty so studentami-medikami v period krizisa pervogo goda obucheniya. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptatsiya, razvitie, 2017, Spetsial'nyi vypusk, pp. 203–209. (In Russ.).

6.   Sysoeva O.V., Tkachenko O.I. Profilaktika psikhosomaticheskikh reaktsii u studentov-medikov art-terapevticheskimi tekhnikami. Ot istokov k sovremennosti (130 let organizatsii psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete). Mater. yubileinoi konf. (in 5 volumes). Moscow, 2015, vol. 4, pp. 328–330. (In Russ.).

7.   Petrovskii B.V., ed. Bol'shaya Meditsinskaya Entsiklopediya (3rd ed., online version). (In Russ.). Available at: https://xn--90aw5c.xn--c1avg/ (accessed 10 November 2021).

8.   Sysoeva O.V., Lyazhko A.M., Petrova A.I. Sostavlyayushchie zhiznestoikosti studentov-medikov v usloviyakh neopredelennosti. Ot nauki k obshchestvu: prioritetnye napravleniya preobrazovanii i instrumenty ikh realizatsii. Sbornik nauchnykh trudov po materialam I Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 10 dekabrya 2018 g. Moscow, Professional'naya nauka Publ., 2018, pp. 62–65. (In Russ.).

9.   Sysoeva O.V., Uryvaev V.A. Professional'noe samoopredelenie. Praktikum (2nd edition). Moscow, RUSAINS Publ., 2020. 116 p. (In Russ.).

 

Библиографический список

1.   Сысоева, О.В. Локус контроля, ответственность будущих врачей и внутренняя картина лечения / О.В. Сысоева, В.А. Урываев // Локус контроля – более полувека исследований : монография / под ред. Е.Г. Ксенофонтовой. – Москва : Проспект, 2021. – С. 41–52.

2.   Урываев, В.А. «Внутренняя картина лечения» как клинико-психологический феномен / В.А. Урываев. – Текст : электронный // Медицинская психология в России. – 2013. – T. 5, № 5. – С. 9. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15090

3.   Фомина, Н.В. Отношение врачей и пациентов к лечению болезни как социально-психологическая проблема (на примере лечения артериальной гипертонии) / Н.В. Фомина, И.В. Фомин, Т.Е. Федосеева // Вестник Минского Университета. – 2016. – № 2 (15). – С. 28.

4.   Цветкова, И.В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья / И.В. Цветкова. – Текст : электронный // Психологические исследования. – 2012. – № 1 (21). – С. 11. –  URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.11.2021).

5.   Hall, C. Theories of Personality / C. Hall, G. Lindsey. – New York: John Wiley and Sons, 1970. – 340 р.

6.   Murray, H.A. American Icarus / H.A. Murray // Clinical Studies of Personality / A. Burton, R.E. Harris (eds.). – New York, NY: Harper and Brothers, 1955. – Vol. II. – P. 615–641.

 

Для цитирования

УДК 159.9:614.253

Сравнительная характеристика представлений врачей и пациентов о понятии «лечение» / О.В. Сысоева, А.И. Петрова, Д.С. Яблокова [и др.] // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 2. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Comparative characteristics of the representation of doctors and patients about the concept of "treatment"

Sysoeva O.V.1
E-mail: Olga-mail2005@mail.ru

Petrova A.I.2

Yablokova D.S.1

Shaposhnikov K.E.1

1 The Far Eastern State Medical University
35 Muravieva-Amyrskogo str., Khabarovsk, 680000, Russia
Phone: +7 (4212) 30-53-11

2 Regional Clinical Hospital No. 2 of the Ministry of Health of
the Khabarovsk Territory

1B Pavlovich str., Khabarovsk, 680030, Russia
Phone: +7 (4212) 45-29-60

Abstract. The article examines the ideas of doctors, medical students and patients themselves about the concept of "treatment". The results of an empirical study and a formative experiment conducted in the conditions of the educational process of a medical university aimed at forming an internal picture of health and expanding the ideas of medical students about the concept of "treatment" are also presented.

Keywords: semantic content, patient, doctor, treatment, internal picture of health, internal picture of treatment

For citation

Sysoeva O.V., Petrova A.I., Yablokova D.S., Shaposhnikov K.E. Comparative characteristics of the representation of doctors and patients about the concept of "treatment". Med. psihol. Ross., 2022, vol. 14, no. 2. (In Russ.).

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2022 год

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player