|
Аннотация. Статья посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога, ученого с мировым именем, Владимира Ивановича Лубовского (1923—2017). Представлена краткая биография ученого, большая часть жизни которого прошла в бурные времена 20-го века. Проанализирована научная биография Владимира Ивановича, названы его учителя, коллеги, ученики, основные темы исследований, научные и практические достижения, вклад в создание отечественной специальной психологии и в развитие клинической психологии, обсуждены основные учебные и монографические работы. Владимир Иванович всю свою профессиональную жизнь работал в Москве — в Институте дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики), ведущих психологических и педагогических вузах Москвы на психологи-ческих и психолого-педагогических факультетах. Отдельно указан его вклад в развитие диагностических средств специальной и клинической психологии нашей страны, развитие общепсихологической теории аномального развития (дизонтогенеза). Ключевые слова: Владимир Иванович Лубовский, специальная психология, клиническая психология, аномальные дети, психологическая диагностика, теория развития
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
![]() Рис. 1. Владимир Иванович Лубовский (1923—2017).
Владимир Иванович Лубовский (1923—2017) — доктор психологических наук (1975), академик АПН СССР (1989), РАО (1993), профессор, столетие которого отмечает психологическая и педагогическая общественность, прожил долгую, сложную, насыщенную и плодотворную жизнь, значительная часть которой пришлась на непростые времена 20 века. Его имя полноправно стоит в ряду классиков отечественной психологической науки — психологии аномального развития, детской клинической психологии, специальной психологии, где есть его современники — психиатры Г. Е. Сухарева, Т. П. Симсон, С. С. Мнухин, В. В. Ковалев, Г. К. Ушаков, М. Ш. Вроно, К. С. Лебединская; и современники — психологи — А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, В. В. Лебединский, Ю. Ф. Поляков, И. И. Мамайчук, дефектологи М. С. Певзнер, Д. И. Азбукин, Т. А. Власова, Т. В. Розанова и этот ряд можно продолжить. К 100-летию В. И. Лубовского важно вспомнить и его биографию, и его работы как выдающегося психолога, одного из создателей специальной психологии. Владимир Иванович — тонкий исследователь, выдающийся организатор и историк науки, прекрасный преподаватель. Внимательные читатели не пропустили мимо отличную статью коллеги, соавтора В. И. Лубовского — Т. А. Басиловой [1], а также подробный разбор его научной творческой биографии с позиций клинической психологии, сделанный медицинским психологом В. А. Худиком [2]. К 100-летию В. И. Лубовского был опубликован прекрасный материал И. А. Коробейникова, его многолетнего соратника по работе в психологии, а также в институте дефектологии [3]. В юбилейной статье невозможно обойтись без биографии юбиляра. Несколько слов о линии жизни и биографии Владимира Ивановича. Родился 15 декабря 2023 года в городе Витебске в семье учителей. Его мать, Евдокия Моисеевна, преподавала химию и биологию, а отец, Иван Порфирьевич, был учителем истории и белорусского языка. И. П. Лубовский много сделал для народного образования: в течение 4-х лет (1920—1924) он заведовал Витебским горотделом народного образования, был знаком с Марком Шагалом, великим художником, который в те же годы заведовал отделом культуры города. Семья, дом Лубовских в Витебске встречали многих выдающихся белорусских писателей, поэтов (Янка Купала, Якуб Колас, Кондрат Крапива). Этот яркий период жизни закончился трагически. В 1937 году Иван Порфирьевич Лубовский был репрессирован по сфабрикованному обвинению, расстрелян в декабре того же года, и только много лет спустя был полностью реабилитирован. После этих событий мать с сыном Владимиром переехала в Тульскую область. Закончив в 1941 году среднюю школу, Владимир Иванович готовился поступать в знаменитый в те времена ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории), лучший гуманитарный вуз страны в то время. Однако начало Великой отечественной войны изменило линию жизни, и В. И. Лубовский ушел на фронт добровольцем, не дожидаясь призыва. Он воевал в пулеметном взводе. Во время боев под Сталинградом осенью 1942 года был тяжело ранен, но вернулся после лечения в строй и прошел всю войну до победного дня в подразделении связи, а сам день Победы встретил в Чехословакии, был демобилизован в конце 1945 года. Имеет ряд боевых наград, медаль «За Победу над Германией», дважды был награжден медалью «За боевые заслуги». С 1946 года Владимир Иванович учится на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова на кафедре психологии, его однокурсниками были ставшие впоследствии классиками отечественной психологии Н. И. Чуприкова, А. И. Мещеряков, Л. А. Венгер, Я. А. Пономарев. Еще будучи студентом, В. И. Лубовский заинтересовался проблемами мозговой организации психики и начал проводить исследования в области нейропсихологии под руководством А. Р. Лурии. В 1951 году В. И. Лубовский окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с отличием. Вот как описывает этот и следующий период жизни своего отца Дмитрий Владимирович Лубовский: «А. Р. Лурия предложил способному и трудолюбивому студенту поступить в аспирантуру. Работа над кандидатской диссертацией по нейропсихологии восприятия времени была прервана в конце 1952 года — на волне разворачивающегося «дела врачей-вредителей» лаборатория нейропсихологии в Институте нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко была закрыта, несмотря на то что в трудные послевоенные годы это был единственный в стране центр нейропсихо-логической диагностики и реабилитации. А. Р. Лурия и группа его молодых учеников, среди которых были О. С. Виноградова, В. И. Лубовский, А. И. Мещеряков, Е. Н. Правдина (Винарская), Е. Д. Хомская, переходят в Институт дефектологии АПН РСФСР, где создается сектор физиологии высшей нервной деятельности и психологии детей с нарушениями развития» [4, с. 8]. Более 40 лет В. И. Лубовский работал в Институте дефектологии, а в 1986—1992 гг. был его директором, по отзывам коллег — прекрасным и демократичным. Свыше шестидесяти лет работы Владимира Ивановича в области дефектологии — специальной психологии — медицинской психологии принесли свои плоды, он внес неоценимый и глубокий вклад в теорию и практику деятельности психологов и дефектологов. Можно сказать, что с благословения А. Р. Лурии в Институте дефектологии начато широкомасштабное комплексное психолого-нейрофизиологическое изучение детей с различными вариантами нарушенного развития (дизонтогенеза). Это положило начало новой отрасли науки — специальной психологии — и самое активное участие в ее становлении принадлежит В. И. Лубов-скому. В 1955 году им была защищена кандидатская диссертация «Некоторые особенности совместной работы двух сигнальных систем в формировании двигательных реакций у детей-олигофренов», научный руководитель А. Р. Лурия, работа посвящена особенностям словесной регуляции действий у детей при олигофрении (по современной квалификации — детей с интеллектуальной или умственной недостаточностью). С течением времени круг научных интересов Владимира Ивановича расширяется, его внимание привлекают дети с задержками психического развития, вопросы диагностики нарушений и возможностей обучения, оказания коррекционно-развивающей помощи. В последующих работах была впервые представлена продуманная концепция общих и специфических закономерностей аномального развития, которая впоследствии стала признанной основой специальной психологии [5]. В 1975 году В. И. Лубовский защитил докторскую диссертацию «Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей», в которой представил своего рода итог двадцатидвухлетней работы в дефектологии. Работа посвящена развитию словесной регуляции действий у детей в норме и при нарушениях развития, вскоре выходит монография, содержащая основные положения докторской диссертации [6]. Складывается научная школа, из которой в дальнейшем выйдут С. А. Домишкевич, Э. П. Замбацявичене, И. А. Коробейников, В. А. Лонина, Е. С. Сле-пович, Г. Б. Шаумаров, С. М. Валявко, Е. А. Екжанова, Г. Р. Новикова и ряд других психологов и дефектологов. Владимир Иванович был последовательным первооткрывателем многих важ-нейших направлений научно-практической деятельности психологов и дефектологов. В 80-х гг. минувшего века внимание его научной школы сосредоточено на разработке психолого-педагогических основ обучения детей с нарушениями развития и диагностике аномального развития. Владимир Иванович в течение ряда лет выступал как эксперт ЮНЕСКО, ратовал за создание общего языка понятий и терминов для специальной психологии и дефектологии, принимал участие в издании соответ-ствующего словаря [7]. Прекрасно владея английским языком и общаясь с ведущими мировыми специалистами, Владимир Иванович видел достоинства и недостатки отечественной науки и практики [8]. Для него становится очевидным отставание отечественной психологии в области, прежде всего, диагностики. В. И. Лубовский прилагал большие усилия, чтобы его преодолеть. Владимир Иванович, хорошо зная современную ему психометрику, способствовал проникновению в круг чтения и практических действий советских и российских психологов лучших зарубежных средств. Он консультирует А. Ю. Панасюка при разработке и стандартизации русскоязычного варианта теста Д. Векслера [9], становится инициатором перевода на русский язык учебника А. Анастази «Психологическое тестирование» (1982 год, [10]). Осуществляет вместе с К. М. Гуревичем научное редактирование этого издания. Отдельной задачей в то время стало «пробивание» выхода перевода этой книги Анастази, редакторам пришлось долго доказывать людям, от которых зависело издание книги, что издавать предполагается не «пропаганду буржуазных и лженаучных тестов», а необходимую отечественным психологам современную литературу по средствам диагностики в психологии. С 1993 г. и до конца жизни основной для Владимира Ивановича становится преподавательская и научная деятельность в московских вузах — МГПИ и МГППУ. За долгую профессиональную жизнь Владимир Иванович не только преданно служил психологии и дефектологии, но много сделал для повышения международного авторитета отечественной науки в целом, воспитал плеяду учеников и последователей, фактически продолжил теоретическую линию Л. С. Выготского об основных законо-мерностях развития нормального и аномального ребенка, разрабатывал, адаптировал и систематизировал инструменты для диагностики и коррекции [11; 12; 13; 14]. Представим наследие В. И. Лубовского в виде направлений, касающихся детской клинической психологии, психологии аномального развития. Прежде всего, это четко сформулированные этические и научные принципы диагностики психического развития ребенка с особенностями/отставанием в развитии. В оценке таких детей важно учитывать своеобразие психофизиологических и психических особенностей (трудности школьного обучения, сенсорная недостаточности, наличие нервно-психического заболевания и др.), социальную ситуацию развития и конкретный вид дизонтогенеза, что позволяет проводить исследовать собственно характер нарушения развития, анализировать его происхождение и думать о прогнозе дальнейшего развития, возможностях образовательной деятельности и коррекционно-абилитаци-онной работы. Среди диагностических средств Владимиром Ивановичем предлагался особый вид эксперимента (близкий к современному пониманию клинико-психологической диагностики в логике школы медицинской психологии А. Р. Лурии — Б. В. Зейгарник — С. Я. Рубинштейн) с высоким значением качественного анализа полученного материала (анализ ошибок, способов работы, особенностей речи, внешнего вида и параметров общения ребенка и пр.), с обязательным выделением сохранного и нарушенного в психике ребенка, описанием структуры дефекта (если таковой имеется) [15], определением возможных путей помощи (психолого-педагоги-ческой коррекции и абилитации). Вместе с качественным подходом В. И. Лубовский предлагал использовать хорошо проработанные методики количественной оценки развития, современные и традиционные. В его работах всегда был четкий разбор плюсов-минусов психометрической номотетической диагностики особого ребенка, в частности, это касалось детского теста Векслера, который стал использоваться в медицинской диагностике умственной отсталости [16]. В дальнейшем В. И. Лубовский способствовал расширению отечественного современного инструментария, помимо издания книги А. Анастази, он поддерживал переводы и применение современных техник, аналогов которым не было в отечественном арсенале, в частности, он высоко оценил работу Л. Р. Сайфутдиновой по применению шкалы Вайнленд (Vineland Adaptive Behavior Scales) для оценки адаптивного поведения старших дошкольников с разными типами дизонтогенеза [17]. Вклад В. И. Лубовского и в специальную, и в клиническую психологию переоценить невозможно. В. И. Лубовский разработал методику психологической диагностики аномального развития детей, выделив три базовые задачи психологи-ческой диагностики аномального детского развития, не потерявшие своего значения до сих пор:
В. И. Лубовский одним из первых сформулировал общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным типам дизонтогенеза. Основной тезис — наличие трех иерархичных уровней закономерностей отклоняющегося развития: Первый уровень — это закономерности, присущие всем типам дизонтогенети-ческого развития (нарушение приема, переработки, сохранения и передачи информации; нарушение речевого опосредования; изменение в сторону удлинения сроков формирования представлений и понятий об окружающем; риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированости). Второй уровень — это закономерности, характерные для определенной группы дизонтогенетических расстройств (возникшие недоразвития анализаторных систем — зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющихся в своей основе ранее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, ЗПР церебрально-органического генеза). Третий уровень — это специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу РДА, или дефицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного/слухового анализатора). Выделенные В. И. Лубовским уровни отклоняющегося развития и задачи работы специального (клинического) психолога при взаимодействии с особым, аномальным ребенком остаются актуальными и в настоящее время [16; 18]. Владимир Иванович был методологом современной специальной и клинической психологии. Трудности разведения научных специальностей не мешали определению того общего, что объединяет всех специалистов, помогающих аномальному ребенку. В 2008 году им была опубликована статья «О перспективах специальной психологии», в которой отрефлексирована история, традиции специальной психологии и психологии аномального развития, обозначены дискуссионные вопросы ее становления в нашей стране. Другой задачей статьи было проектирование будущего образования для специальных психологов в высшей школе с учетом Болонского процесса в рамках магистратуры [19]. Педагогический и просветительский дар настоящего ученого, увлеченного своим делом, болеющего за его судьбу — еще одна грань неординарной личности В. И. Лубовского. Тонкий психолог-экспериментатор, дотошный исследователь, талантливый автор и педагог — эти качества сделали фигуру В. И. Лубовского значимой и для созданной им специальной психологии, и для клинической психологии. Не случайно факультет МГППУ, на котором около 20 лет проработал Владимир Иванович, начинался как факультет специальной психологии, а вскоре закономерно получил название «Клиническая и специальная психология». В память о выдающемся ученом и профессоре факультета клинической и специальной психологии, организовавшем и возглавлявшем долгое время первую выпускающую кафедру по специальной психологии, одна из аудиторий МГППУ в здании на Сретенке носит имя Владимира Ивановича Лубовского. Перу Владимира Ивановича принадлежит ряд учебных пособий и учебников, прежде всего учебник «Специальная психология», выпущенный издательским центром «Академия» в 2003 году и выдержавший много изданий [16]. В. И. Лубовский всегда собирал вокруг себя настоящих специалистов своего дела, так случилось и при издании учебника по специальной психологии. Эту книгу преподаватели рекомендуют студентам, изучающим специальную и клиническую психологию, дефектологию. Дар ясного изложения и обобщения позволял В. И. Лубовскому в сжатой интегрированной форме указать на главное в изучаемом предмете (например, предельно кратко и точно изложить концепцию В. В. Лебединского о типах дизонтогенеза), при этом более подробно раскрыть важные детали и тонкости диагностики и квалификации, этические моменты. Цитата из его последней опубликованной статьи — «…дифференциальный диагноз, различающий категории детей, например, с нарушениями когнитивного развития, невозможен без анализа качественных характеристик» [15, с. 148] — должна восприниматься как девиз специалистов, работающих в медицинской психологии, в дефектологии, и специальной психологии. Владимир Иванович внес уникальный личный вклад в судьбу плеяды клинических психологов 1980-х гг., выступая официальным оппонентом, рецензентом многих диссертационных исследований (в частности, кандидатских диссертаций в лаборатории патопсихологии, руководимой Ю. Ф. Поляковым), а также будучи членом диссертационных советов по медицинской психологии, прежде всего в МГУ им. М. В. Ломоносова. Аналогично можно оценить его вклад в специальную психологию, Владимир Иванович входил в диссертационные советы по этой специальности, готовил аспирантов и соискателей. Резюмируя, нужно сказать, что наследие В. И. Лубовского, ученого с мировым именем, — это продолжение лучших традиций отечественной и мировой науки, развитие культурно-исторического подхода, теории Выготского, а также продвижение теории и практики медицинской психологии и психологии аномального ребенка [18; 19; 20; 21; 22]. Наследие В. И. Лубовского для клинической и специальной психологии это:
Под руководством В. И. Лубовского было защищено более пятидесяти диссертаций по психологии (специальной и медицинской) и педагогике. У современной науки и практики есть богатое наследие теоретических и исследовательских работ Владимира Ивановича, его монографий, учебников и методических рекомендаций. Его многочисленным ученикам и последователям есть чем гордиться и есть, что нести дальше, чтобы следовать простым и естественным «правилам жизни» выдающегося ученого.
Список источников 1. Басилова Т.А. Владимир Иванович Лубовский (1923–2017) // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Т. 6, № 4. – С. 187–193. doi: 10.17759/cpse. 2017060412 2. Худик В.А. Владимир Иванович Лубовский и становление отечественной специальной психологии // Коррекционно-педагогическое образование. – 2018. – № 3. – С. 66–71. 3. Коробейников И.А. К 100-летию со дня рождения В.И. Лубовского // Консультативная психология и психотерапия. – 2023. – Т. 31, № 4. – С. 179–182. 4. Лубовский Д.В. О Владимире Ивановиче Лубовском // Синдром Дауна. XXI век: междисциплинарный научно-практический журнал. – 2018. – № 1. – С. 7–9. 5. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 223 с. 6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1978. – 224 с. 7. Terminology of Special Education. UNESCO, 1977. 8. Lubovsky V.I. Basic principles of special education in the USSR // Prospects. – 1981. – Vol. 11, no. 4. – P. 444–447. 9. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISC. – М., 1973. – 79 c. 10. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 кн. / пер. с англ.; под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – Кн. 1. – 320 с.; Кн. 2. – 336 с. 11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с. 12. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с. 13. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с. 14. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1. – С. 3–5. 15. Лубовский В.И. Что такое «структура дефекта»? // Специальное образование. – 2018. – № 4. – С. 145–157. 16. Специальная психология: учеб. пособие / Т.А. Басилова, С.М. Валявко, Л.В. Кузнецова [и др.] / под ред. В.И. Лубовского. – 6-е изд. – М.: Академия, 2009. – 560 с. 17. Сайфутдинова Л.Р. Изучение особенностей адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития с помощью шкалы Вайнленд // Психологическая наука и образование. – 2007. – Т. 12, № 5. – С. 48–55. 18. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. – 1971. – № 6. – С. 15–20. 19. Лубовский В.И., Басилова Т.А. О перспективах специальной психологии // Культурно-историческая психология. – 2008. – Т. 4, № 3. – С. 51–54. 20. Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 4. – С. 50–60. doi: 10.17759/pse.2016210405 21. Лубовский В.И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 118–124. 22. Лубовский В.И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития // Культурно-историческая психология. – 2006. – Т. 2, № 3. – С. 3–7.
References 1. Basilova T.A. Vladimir Ivanovich Lubovsky (1923–2017). Klinicheskaia i spetsial'naia psikhologiia – Clinical Psychology and Special Education, 2017, vol. 6, no. 4, pp. 187–193. (In Russ.). doi: 10.17759/cpse. 2017060412 2. Khudik V.A. Vladimir Ivanovich Lubovsky and formation of domestic special psychology. Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie – Pedagogic Correction Education Journal, 2018, no. 3, pp. 66–71. (In Russ.). 3. Korobeynikov I.A. On Account of The 100-th Birthday Anniversary of Vladimir I. Lubovskiy. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya – Counseling Psychology and Psychotherapy, 2023, vol. 31, no. 4, pp. 179–182. (In Russ.). 4. Lubovsky D.V. About Vladimir Ivanovich Lubovsky. Sindrom Dauna. XXI vek [Down syndrome. XXI century], 2018, no. 1, pp. 7–9. (In Russ.). 5. Pevzner M.S., Lubovsky V.I. Dinamika razvitiya detei-oligofrenov [Dynamics of development of oligophrenic children]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1963. 223 p. 6. Lubovsky V.I. Razvitie slovesnoi regulyatsii deistvii u detei (v norme i patologii) [The development of verbal regulation of actions in children (normal and pathological)]. Moscow, Pedagogika Publ., 1978. 224 p. 7. Terminology of Special Education. UNESCO, 1977. 8. Lubovsky V.I. Basic principles of special education in the USSR. Prospects, 1981, vol. 11, no. 4, pp. 444–447. 9. Panasyuk A.Yu. Adaptirovannyi variant metodiki D. Vekslera WISC [An adapted version of D. Wexler's WISC methodology]. Moscow, 1973. 79 p. 10. Anastazi A. Psikhologicheskoe testirovanie [Anne Anastasi. Psychological testing (New York; London)]. Ed. by K.M. Gurevich, V.I. Lubovsky. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 11. Lubovsky V.I. Psikhologicheskie problemy diagnostiki anomal'nogo razvitiya detei [Psychological problems of diagnosing abnormal development of children]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 104 p. 12. Vlasova T.A., Lubovsky V.I., Nikashina N.A., eds. Obuchenie detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Teaching children with mental retardation]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1981. 119 p. 13. Vlasova T.A., Lubovsky V.I., Tsypina N.A., eds. Deti s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Children with mental retardation]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. 256 p. 14. Lubovsky V.I. Main problems of early diagnosis and early correction of developmental disorders. Defektologiya, 1994, no. 1, pp. 3–5. (In Russ.). 15. Lubovsky V.I. What is the "structure of defect"? Spetsial'noe obrazovanie, 2018, no. 4, pp. 145–157. (In Russ.). 16. Basilova T.A., Valyavko S.M., Kuznetsova L.V., Kurbanov R.A., Lonina V.A., Lubovsky V.I., Mastyukova E.M., et al. Spetsial'naya psikhologiya [Special psychology]. 6the edition. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 560 p. 17. Saifutdinova L.R. Studying the characteristics of adaptive behavior of children of senior preschool age with developmental disorders using the Vineland scale. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2007, vol. 12, no. 5, pp. 48–55. (In Russ.). 18. Lubovsky V.I. General and specific patterns of mental development in abnormal children. Defektologiya, 1971, no. 6, pp. 15–20. (In Russ.). 19. Lubovskii V.I., Basilova T.A. On the prospects of special psychology. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya – Cultural-Historical Psychology, 2008, vol. 4, no. 3, pp. 51–54. (In Russ.). 20. Lubovsky V.I., Korobeynikov I.A., Valyavko S.M. Psychological diagnostics of developmental disorders: A new concept. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie – Psychological Science and Education, 2016, vol. 21, no. 4, pp. 50–60. (In Russ.). doi: 10.17759/pse.2016210405. 21. Lubovsky V.I. L.S. Vygotsky and special psychology. Voprosy psikhologii, 1996, no. 6, pp. 118–124. (In Russ.). 22. Lubovsky V.I. Disabled child's "ingrowth to culture". Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya – Cultural-Historical Psychology, 2006, vol. 2, no. 3, pp. 3–7. (In Russ.).
Для цитирования УДК 159.972 Зверева Н.В. Владимир Иванович Лубовский и его значение для медицинской (клинической) и специальной психологии. К 100-летию со дня рождения // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2023. – T. 15, № 4. – С. 1. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Vladimir Ivanovich Lubovsky and his significance for medical (clinical) and Special Education. To the 100th anniversary of his birth
Zvereva N.V.1, 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|
|