Вернуться на главную страницу
О журнале
Приглашение к публикациям

НИКОЛЬСКАЯ Ирина Михайловна

nikolskaya_mapo@inbox.ru

 

 

Профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой – проф. Э.Г. Эйдемиллер). Доктор психологических наук (специальность 19.00.04 – медицинская психология), профессор. Медицинский психолог высшей категории.

Основная сфера научных интересов: общая психология, медицинская психология, психологическое и семейное консультирование, арт-терапия, кризисное консультирование и психотерапия. Автор более 170 печатных работ.

Соавтор первой в России монографии, посвященной изучению психологической защиты и совладающего поведения у детей.

Автор метода серийных рисунков и рассказов – оригинальной арт-терапевтической технологии, предназначенной для диагностики и коррекции внутреннего мира.

В настоящее время работает над созданием теоретического и эмпирического обоснования нового раздела медицинской (клинической) психологии – «клиническая психология семьи»; теоретическим обоснованием подхода к психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами с опорой на представления об уровнях защитной системы человека.

Мировоззрение: психодинамический, системный и нарративный подходы.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Родилась в г. Вильнюсе, где в 1972 г. закончила 8 среднюю школу. В 1972-1977 г.г. училась на факультете психологии Ленгосуниверситета (специализация – медицинская психология). Со второго курса участвовала в изучении психологических эффектов диагностических и лечебных электростимуляций глубоких структур мозга у больных эпилепсией. По итогам защитила дипломную работу «О роли глубоких структур мозга в механизмах памяти» (научный руководитель – доцент Г.В. Калягина).

В 1978-1990 г.г. работала ст. лаборантом, младшим научным сотрудником, научным сотрудником в отделе нейрофизиологии человека НИИ экспериментальной медицины АМН СССР, возглавляемом академиком Н.П. Бехтеревой. Осуществляла нейропсихологическое и электроэнцефалографическое исследование больных в клинике нейрохирургии Военно-медицинской академии (нач. кафедры нейрохирургии – проф. В.А. Хилько). Участвовала в клинической апробации нового способа восстановления зрения при атрофии зрительных нервов с помощью метода электростимуляций. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию: «Нейропсихологическое исследование динамики функционального состояния мозга у больных с заболеваниями хиазмально-селлярной области в пред- и послеоперационном периодах» (научный руководитель – проф. А.Н. Шандурина).

С 1989 г. совмещала клиническую работу с преподаванием психологии в различных образовательных учреждениях – от начальной школы до поствузовского образования.

Совместно с д.п.н. Г.Л. Бардиер разработала новые технологии и методы диагностики, развития и коррекции личности ребенка на уроках психологии в школе.

В 2001 г. защитила докторскую диссертацию «Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников» (научные консультанты – проф. Р.М. Грановская, проф. Э.Г. Эйдемиллер).

В Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования работает с декабря 2000 года в должности доцента, затем профессора. Член Ученого совета педиатрического факультета и Проблемной комиссии «Нервные и психические болезни» СПбМАПО. Член Диссертационного совета Д 212.199.25 в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Член Санкт-Петербургского отделения Российского психологического общества и Ассоциации детских психиатров и психологов. Член редколлегии журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков».

В качестве научного руководителя подготовила 5 кандидатов наук.

С 2005 г. сотрудничает с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ). В 2007-2010 гг. совместно с доцентом И.В. Добряковым участвовала в проведении серии тренингов «Консультирование по травме» и «Консультирование в школе» для психологов Чеченской Республики.

Основные публикации:

а) учебно-методические работы:

  1. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей – СПб.: Изд. Речь, (2003, 2005, 2006). (совместно с Э.Г. Эйдемиллером и И.В. Добряковым).
  2. Детская психиатрия. Учебник. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей. – СПб.: Питер, 2005. (совместно с Э.Г. Эйдемиллером, И.В. Добряковым., Н.В. Александровой и др.)
  3. Арт-терапия – терапия искусством и творческим самовыражением // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. – Т.1. – С.149-232 (совместно с Э.Г. Эйдемиллером, Н.А. Беляковым).
  4. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Изд. СПбМАПО, 2009.
  5. Семейная социограмма в психологическом консультировании. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2010 (совместно с В.В. Пушиной).

б) научные работы:

  1. Уроки психологии в начальной школе. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1998; СПб.: Речь, 2004 (совместно с Г.Л. Бардиер).
  2. Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1998, СПб.: Речь, 2005 (совместно с Г.Л. Бардиер).
  3. Психологическая защита у детей. – СПб: Речь, 2000, 2006, 2010 (совместно с Р.М. Грановской).
  4. Клиническая психология семьи // Вопросы психического здоровья детей и подростков. Научно-практический журнал. – 2005. – № 2. – 2005. – С. 7-11.
  5. Совладающее поведение в защитной системе человека // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. М.: Изд. «Институт психологии РАН». – 2008. – С. 113-137.
  6. Особенности личности и психофизического состояния врачей в контексте их взаимодействия с пациентами // Практическая медицина. Научно-практический рецензируемый журнал. Психиатрия. Неврология. – 2009. – № 6 (38). – С. 51-56 (совместно с И.Ю. Маргошиной).
  7. Краткосрочная кризисная психотерапия детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами в рамках модели реабилитации «Добрякова-Никольской» // Журнал Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2009 – Т. 109. – № 12. – С. 29-33 (совместно с И.В. Добряковым).
  8. Уровни защитной системы человека в контексте оказания психологической помощи // Психология совладающего поведения:  материалы  II  Международной  научно-практической конференции,  Кострома, 23-25 сент. 2010 г. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – С. 102-104 (совместно с И.В. Добряковым).

 

 

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
 
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player