ЗАЛЕВСКИЙ Генрих Владиславович
E-mail: den@psy.tsu.ru
Статус: доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой генетической и клинической психологии факультета
психологии Томского государственного университета; почетный работник
высшего профессионального образования РФ, заслуженный деятель науки
РФ; член-корреспондент РАО; действительный член Академии
социологических и педагогических наук.
Область научных интересов: возможности и ограничения
современной бихевиорально-когнитивной психологии и психотерапии;
супервизионное сопровождение образовательной и самообразовательной
деятельности в системе высшего профессионального образования;
психология здоровья и безопасности человека в обществе нестабильности;
супервизия психологических практик.
Кредо в освоении и восприятии предметного поля клинической
психологии. Клиническая психология начинается не у постели
больного. Она начинается с изучения тех возможностей, которые
открыты здоровому человеку; тех способов жизни и бытия, посредством
которых человек их реализует и приумножает или, напротив, растрачивает
и теряет свой потенциал, в конечной точке этого пути приходя к болезни.
С этой точки зрения, главная проблема, подлежащая осмыслению с позиций
медицинской психологии – это проблема нереализации,
невостребованности человеком его собственных ресурсов.
Только такая клиническая психология способна обеспечить подходы
и найти методы помощи человеку, преодолевающему физический или
психический недуг. Сужение предметного поля клинической психологии
до психологии больного человека и вариантов социального взаимодействия,
разворачивающихся у его постели, ведёт к утрате потенциала, который
клинико-психологическое знание несёт в практику вообще, и в частности
– в практику медицинскую.
Публикации. Генрих Владиславович – автор более 300
печатных работ (в их ряду 18 монографий и учебных пособий), перечень
которых доступен на интернет-странице Факультета психологии ТГУ
http://www.psy.tsu.ru/science/publications; переводчик и редактор
двуязычных немецко-русского, французско-русского и многоязычного
русско-англо-немецкого психологических словарей.
Наиболее значимые направления развития отечественной медицинской
психологии, заданные и развиваемые Г.В. Залевским и его
учениками:
– структурно-уровневый подход к изучению личности
(в сотрудничестве с М.С. Роговиным);
– концепция фиксированных форм поведения личности
и социальных групп в контексте здоровья, эффективности и безопасности
личности и общества;
– биопсихосоционоэтическая модель здоровья,
болезни и онтогенеза;
– возможности супервизии в оптимизации и повышении
эффективности профессиональной и образовательной деятельности
специалистов помогающих профессий.
Научная биография. В 1966 г. окончил с отличием Иркутский
педагогический институт иностранных языков. С 1966 г. по 1982 г.
прошел путь от ассистента кафедры педагогики и психологии Иркутского
педагогического института до заведующего кафедрой Тернопольского
педагогического института. С 1974 г. по 1976 г. преподавал
в университетах и гимназиях Западной Германии, где имел возможность
познакомиться с достижениями мировой психологии «из первых
рук». Сегодня сотрудничество с зарубежными специалистами,
зародившееся в эти годы, развивается, обогащая образовательное
пространство факультета психологии ТГУ.
В декабре 1982 переехал в Томск, где на базе НИИ психического здоровья
СО ТНЦ АМН СССР организовал и возглавил первую за Уралом лабораторию
медицинской психологии. Докторскую диссертацию защитил в мае 1988 в НИИ
психоневрологии им. В.М. Бехтерева (г. Ленинград). Ученое звание
профессора присвоено в 1991. В 1993 г. возглавил Институт образования
Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. В этот же период Генрих
Владиславович инициирует открытие факультета психологии на базе ТГПУ,
а также создает первый за Уралом специализированный совет по защитам
кандидатских диссертаций по педагогике и психологии. В 1995 году Генрих
Владиславович основывает «Сибирский
психологический журнал», вошедший в 2009-м году в список
научных изданий, рекомендуемых ВАК. Бессменным
редактором СПЖ он является по сей день.
В 1999 году Г.В. Залевский и возглавляемый им научно-педагогический
коллектив вошли в состав факультета психологии Томского Государственного
университета, составив ядро кафедры генетической и клинической психологии.
Это позволило открыть диссертационный совет по защите докторских
диссертаций по специальностям «Медицинская психология» и
«Психология развития», председателем которого Генрих
Владиславович является по настоящее время.
Кратко о направленности научных взглядов и личностных приоритетах,
расставляемых в научной деятельности, подвергнувшихся в последнее
десятилетие принципиальному пересмотру.
В пространстве и времени научных мероприятий и педагогических
семинаров, лабораторий и мастерских Факультета психологии ТГУ
стали возможны горячие дискуссии, дебаты и беседы с представителями
принципиально различных парадигм в современной психологии. Благодаря
этому диалогу оформились базовые тезисы, составившие ядро наиболее
современных интересов Г.В. Залевского.
Так, на стыке с представлениями
транскоммуникативного подхода к пониманию
социально-психологических аспектов бытия и генезисе коммуникативного
мира человека (В.И. Кабрин) родилась
метафора интегративной взаимосвязи эрдического и ноэтического как
базового условия здоровья человека. В этом контексте, процессы
психического онтогенеза и становления человеческого в человеке
рассматриваются Генрихом Владиславовичем, как движение во
взаимоположенных направлениях (путешествие и к высоте метафизического
духа, и к земным отношениям, наполненным, зачастую, не только
повседневными заботами, но и бурными страстями).
В столкновении с представлениями о психических системах как системах
самоорганизующихся (В.Е. Клочко) претерпели
коренной пересмотр представления о системной организации личности, ранее
раскрывавшиеся в положениях структурно-уровневого подхода и концепции
фиксированных форм поведения индивидуальных и групповых систем. Момент,
когда человек в своём развитии приходит к такому состоянию, которое
может быть вполне раскрыто в терминах системы, теперь определяется как
точка дихотомии в его жизненном пути и стартом к необратимому
соскальзыванию человека в болезнь.
Всё это стало катализатором к выдвижению, обоснованию и формулировке
основных положений биопсихосоционоэтического подхода к изучению
феноменов здоровья, болезни и онтогенеза человека. При этом, в качестве
главного условия, делающего возможным движение «туда и обратно»
рассматривается принцип сореализации, соосуществление человека в
отношениях с другими. Этот принцип раскрывается практически во всех
аспектах научно-педагогической деятельности Г.В. Залевского:
– Сибирский психологический журнал даёт старт новым
подходам, концепциям в психологическом исследовании, на его страницах
находится место и для публикаций студентов факультета;
– Сибирский психологический форум – проект,
зародившийся в 2004-м году при инициативе и деятельном участии Генриха
Владиславовича, – становится не только пространством диалога
носителей принципиально различных подходов в современной научной
психологии, но раскрывает новые возможности гуманитарного вузовского
образования для студентов факультета;
– отношения партнёрства и сотрудничества в научной
и образовательной деятельности с коллегами из различных регионов Европы
и СНГ, сложившиеся в насыщенном поворотами пути, пройденном Генрихом
Владиславовичем в психологии, и сегодня тепло им поддерживаемые,
обогащают жизнь Факультета психологии ТГУ, образовательные возможности
его студентов (См. фотографии
http://www.psy.tsu.ru/gallery/527-german.html#).
|