|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Типы медицинских сестер
«Однако приближение к больным на основе их умственного развития, их индивидуальных особенностей само по себе недостаточно. Очень многие исследователи подчеркивают роль сочувствия в работе с больными, способности «вжиться» в их страдания, как можно полнее разделить их (320, 707). Когда-то один нищий, собиравший милостыню на одной из центральных улиц Будапешта, весьма успешно влиял на психику людей тем, что повесил себе на шею табличку с надписью «Представь себя на моем месте». Врач и сестра, работа которых постоянно сопряжена со страданиями, подвержены опасности стать бесчувственными, очерстветь, профессионально, рутинно стремясь утолить эти страдания. Определенный эмоциональный отклик важен и необходим; откликаться на боль и напряженность, на надежды и безнадежность у больных – без этого врачу никогда не стать мастером своего дела.
Все сказанное и составляет основу, на которой должны строиться отношения между сестрой и больными. В работе с больными, порученными заботам сестер, все это необходимо прежде всего. С больным, который чувствует себя потерянным, чужим в стенах такой привычной для нас больницы (или поликлиники), нужно установить контакт. Этому могут способствовать и формы привычной повседневной деятельности, как взаимное знакомство, знакомство с соседями по палате, упоминание о возможных общих знакомых, сообщение необходимых сведений о больнице, немедленный отклик на запросы больного, их учет и т. п. Важнейшим методом установления такого контакта с больным является умение выслушать его. В работе сестры это не менее важно, чем в работе врача (47, 48, 49, 125). Если, согласно венгерской пословице, говорить – серебро, а молчание – золото, то умение слушать можно сравнить разве что с бриллиантом чистой воды (151). Овладеть искусством слушать чрезвычайно важно, ценно. Больной говорит, сестра молчит и слушает – это лишь первый шаг. Сестра должна научиться слушать с интересом, соответственно реагируя на услышанное. Она должна удобно расположиться, по возможности поближе к больному, помочь ему рассказать о своих заботах, беспокойстве, опасениях. В таких случаях помогает даже то, как сестра сидит во время рассказа, насколько естественно она себя ведет, играют роль и умело, вовремя заданные вопросы, и одобрительный кивок головой, и продолжение незаконченных предложений, а в нужный момент и постановка таких вопросов, обращение уже к таким проблемам, которые нас интересуют. Все это помогает нам познать внутренний мир больного, помочь ослаблению его напряженности. Больной изливает душу, и это приносит ему облегчение. Существует множество мелких приемов целесообразного поведения, которые могут быть полезны в ходе занятий с больными (352):
1. Можно повторить отдельные предложения, сказанные больным, но в вопросительной форме: «Значит, муж причинил вам такую боль?» или «Это из-за него-то вы хотите выписаться раньше времени?».
2. С помощью вопросов можно выяснить и самое проблему: «Если вы вернетесь домой раньше времени, то все придет в порядок?».
3. До тех пор, пока сестра не представляет себе проблему во всей ее полноте (пока она не беседовала по этому поводу с врачом), ей лучше молча выслушать больного, не выражая своего мнения.
4. Можно задать вопросы, коснувшись проблем, близких к той, что больше всего волнует больного, и таким путем помочь ему разрешить волнующий вопрос «Что же в таком случае станет с детьми?».
5. Незаконченным предложением можно подвести больного к выводу, заставив его закончить мысль: «Значит, когда вы пойдете домой, то ...».
6. В ходе беседы могут быть вскрыты и те чувства, которые составляют фон проблем: «Это беспокойство и нетерпение и делают невозможным мое пребывание в больнице».
7. Могут быть поставлены вопросы, подняты проблемы, выдвинуты новые темы для обсуждения, которые способствуют активизации больного, «развязывают» ему язык, от более легких вопросов позволяют перейти и к более сложным проблемам. Можно начать беседу, например, с вопросов воспитания детей, ведения домашнего хозяйства и пр.
Все это, естественно, технические приемы, использование которых зависит от образованности, интеллигентности сестры, от местных обычаев и возможностей. Однако в любом случае наиболее важным и ценным является выслушивание больного. Если беседа с больным проходит должным образом, он успокаивается, внутренняя напряженность больного ослабевает. Можно в ходе такой беседы выявить мучающие больного страхи, тревогу, чувство неуверенности и др. Одной из важнейших задач в области психологии работы с больным является рассеивание страхов, беспокойства больных, а если это полностью не удается, то хотя бы некоторое их успокоение.
Наряду с таким выслушиванием больного, конечно, вряд ли можно избежать, чтобы сестра не разговаривала с ним по каким-либо иным поводам. Упомянутые приемы и поведение облегчают возможность того, чтобы говорил больной, а не сестра. Такой возможности способствует и сам больной благодаря своему любопытству относительно заболевания, о котором он всегда хочет знать и говорить. Отсюда, однако, вытекает уже и первое затруднение. Больной спрашивает: «Чем я болен?» Этот вопрос может быть задан в разной форме: «Почему я должен принимать это лекарство?», «До каких пор будет продолжаться боль?», «Как будет, если...?». Сестра, имеющая достаточный опыт, знает, как нужно встречать такие вопросы, как ответить на них встречными вопросами, а главное, как ответить на них, в какой мере удовлетворить любопытство больного, знает, когда направить его с вопросами к врачу и где та целесообразная граница, когда сестра должна сказать: «На это вам лучше ответит врач». Гораздо большие трудности обычно вызывает обсуждение личных дел, личных «проблем». Больные часто за несколько минут успевают рассказать про всю свою жизнь, подкрепив рассказ и фотографиями детей и внуков («случайно» оказавшихся при них). Таких же откровенных сообщений ждут они и от сестры и даже от врача («Женат?», «Дети есть?», «Сколько лет ребенку?» и пр.). Телефонные звонки, разговоры личного характера, личные просьбы, которые просят передать сестре, – все это пробуждает еще большее любопытство к личной жизни сестры. И, несмотря на все это, следует помнить, что семейные, личные дела сестры не относятся к сфере ухода за больными. Сестра должна выслушивать любые рассказы и сообщения больных, но ее личные проблемы (например, неверный муж и т. п.) лишь мешают выздоровлению больных и созданию нормальных контактов с ними. Однако поведение сестер, направленное на избежание ненужных вопросов, не должно быть резким, отталкивающим. Беседы на невинные обыденные темы допустимы. Так, например, сестра, возвратившаяся из отпуска, спокойно может с большой пользой прибегнуть к рассказу о любимом городе, о своих новых впечатлениях, о событиях, происшедших во время отдыха (например, о спорте), что помогает ослабить и напряженность больного.
Большую роль с точки зрения создания контактов с больными играет и учет всех оттенков поведения, всех проявлений и сообщений больного. Как мы уже видели, наиболее простой формой общения с больным является разговор, беседа. Наряду с содержанием ее большое значение имеет тон, мелодичность речи, ударения и пр. Жесты, мимика, подобно различным формам поведения, могут стать средствами выражения самых разных эмоций. Известно, что коммуникация между людьми многослойна, динамика ее основана на тысяче различных чувств и впечатлений. Невидимая эмоциональная связь существует и между сестрой и больным, выявить ее, проследить за ее изменениями весьма ценно. Часто больные читают по нашим улыбкам, выражению лица, голосу. Естественно, и мы многое воспринимаем от них.
Связь, контакт сестры с больным нельзя воспринимать как некую неизменную постоянную. Это процесс, изменяющийся, прежде всего во времени, процесс, на который могут влиять различные факторы, который и формироваться, складываться может по-разному. Именно в его лабильности и скрывается возможность вмешаться в его ход, изменить его течение в благоприятном направлении.
В рамках контакта между сестрой и больным – кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, – следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными навыками. Однако, несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных. Каждая сестра должна пройти долгий и нелегкий путь самопознания и самовоспитания, прежде чем придет к полному сознанию этого. В формировании индивидуального стиля работы большую помощь могут оказать групповые собеседования, обсуждения проблем, замечания более опытных сестер или врача. Любая работа формирует не только профессиональные знания, но и личность в целом. Балинт для развития у общепрактикующих врачей способностей к психотерапевтической работе (47, 48, 49) считает необходимым должное формирование и самой личности врача. И хотя заниматься психотерапией сестре не приходится, поскольку это входит в задачи специально подготовленных для этой цели врачей, все ее поведение должно быть строго продуманным и целенаправленным (126). Необходимо, чтобы сведения по общей психологии и психологии работы с больными стали составной частью личностных особенностей сестер (как говорится, были бы у них в крови), а не оставались лишь теоретическими, отвлеченными сведениями и знаниями. Хорошая сестра испытывает постоянную необходимость, потребность в пополнении своих знаний, в развитии своей личности.
Полезно описать некоторые типы сестер, причем автору хотелось бы дать краткий очерк феноменологической их типологии, остановившись на наиболее характерных типах. Естественно, такой обзор служит, прежде всего, целям общей ориентации, здесь вовсе нет речи о законченных формах. Вышесказанное как раз и указывает на широкие возможности развития, воспитания людей, любящих свою профессию, считающих ее призванием. Это можно подтвердить и многими примерами из повседневной жизни. Большую роль в этом деле могут играть и те, кто призван воспитывать сестер: врачи, старшие сестры, преподаватели.
Обратимся к характеристике отдельных типов.
1. Сестра-рутинер. Этот тип сестры оставлен нам в наследие прошлым, пока он представлен самым большим числом сестер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные им задачи такие сестры выполняют с необычной тщательностью, скрупулезностью, часто проявляя невиданную ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больными, но самого-то ухода и не получается. Такие сестры работают автоматически, словно машины, безлично, не сопереживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская из виду самого больного. Именно сестры этого типа могут совершать поистине абсурдные ошибки, так они способны разбудить больного, чтобы дать ему прописанное врачом снотворное.
2. Тип сестры, «играющей заученную роль». Этот тип заслуживает особого внимания. Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь подражать кому-то, к осуществлению определенного идеала. Если же такое поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра вдруг может начать играть роль благодетельницы, часто проявляя незаурядные артистические способности в исполнении этой роли. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между нею и больным. Именно от таких сестер нередко можно слышать: «Напрасно я ему внушала...», «Часами пыталась убедить – и вот тебе»...
3. Тип «нервной» сестры. Как об особом типе таких сестер можно говорить лишь в том случае, если нервозность проявляется в работе. Эмоционально лабильная личность сестры, склонной к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие на больных. Не раз среди ни в чем не повинных больных можно видеть хмурую, обиженную сестру. Тревожность у таких сестер может даже принять форму ипохондрии. Часто в подобных случаях мы встречаемся с боязнью инфекций, рака. В других случаях невроз сестер может проявиться во время занятий с больными или в отказе от выполнения различных заданий: «подъем тяжестей», «больничная суета» не под силу ей. (Не раз можно слышать такие заявления: «Ноги у меня не казенные».) Часто такие сестры просто не выходят на работу, ссылаясь на различные соматические жалобы, как «желчная колика», «засорение желудка», «простуда», «грипп без температуры» и др.
Более серьезную проблему означает психопатия. Значительная импульсивность, выраженная агрессивность уже требуют вмешательства и помощи психиатра, психотерапии или – в более серьезных случаях – даже отстранения от работы. Именно этому типу сестер чаще всего угрожает и опасность стать наркоманами.
4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Этот тип сестер довольно широко известен в медицинской практике. Больные уже издали по походке узнают таких сестер, отмечая их появление словами «Идет гренадер!». Этот тип знаком нам и по широко известной фигуре старшей сестры из популярных английских кинокомедий, рассказывающих о больничной жизни: там эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанницы станут говорить: «Строга, но справедлива»... При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.
5. Довольно часто можно встретить и сестер материнского типа, выполняющих свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Нередко это милые толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по палатам, успевающие повсюду и, несмотря на свою седину, подчас не уступающие в живости и подвижности двадцатилетним. Работа для них – естественное условие существования. Забота о больных – жизненное призвание. Сюда можно отнести и милую «маму Лори» (257) и ее коллег, отличающихся высоким искусством большой заботы о людях, человечности и любви. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «милая сестрица». Частой заботой о других, любовью к людям пронизана и вся их личная жизнь.
6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности получают специальное назначение. Такие сестры бывают прекрасными секретарями, часто посвящают свою жизнь выполнению сложных технических задач, сопряженных с работой в специальных лабораториях. Иногда это чудаки и фанатики своей узкой специальности, которых не интересует больше ничего на свете.
Необходимо остановиться и на отдельных этапах установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении (320). Можно различать начальный, развернутый и конечный этапы.
На начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. И хотя больной захвачен своими проблемами, но в интересах приспособления к новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами, принимать во внимание обычаи, сложившиеся в данном учреждении, считаться с его особенностями. Сестра и врач получают представление о поведении больного в ходе работы. Возникает связь между ними и больными. Познают они и отношение больного к своей болезни. Важны не только свойства личности больного. Очень полезно изучение и тех реакций, которые вызывает этот больной у врача, сестры. Прежние впечатления, предубеждения, воспоминания могут быть спроецированы на нового больного, послужить причиной заблуждений. Очень интересны воспоминания сестры и врача, связанные с той или иной больничной койкой (и, конечно, побывавшими на ней больными). «На этой же кровати лежал»... – возникает чувство повторяемости. Следы воспоминаний о прежних больных проецируются на нового больного, положенного на то же место в палате. В начальный период и больному могут мешать предрассудки, предубеждения, воспоминания, которые он проецирует на лечащий персонал, на врачей и сестер.
На развернутом этапе лечащий и лечащийся познакомились друг с другом, дальнейшая работа уже зависит от контакта, сформировавшегося между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с больным могут вызвать появление страха, неуверенности, связанных с этим болезненных фантазий, иронию, горькую насмешливость, придирчивость; все это можно ослабить или вообще устранить, проявляя должное внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его.
На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Не раз приходится слышать: «Больной не хочет выписываться»... Больного в таких случаях мучают обычно сомнения: «Что будет со мной дома?» «Смогу ли я соблюдать диету?» «Что будет, если..?» и пр. Больного следует должным образом подготовить к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что его беспокоит, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, способствуют устранению тех затруднений, которые нередко связаны с выпиской из больницы.
Личность сестры, стиль ее обращения с больными, владение техникой психологической работы с больными – все это, как и в случае врача, – само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее действие. Однако приходится считаться и с побочными действиями такого «лекарства», с его иногда вредными воздействиями, с проблемами должной «дозировки» его.
Сестре приходится выполнять и задачи по руководящей, воспитательной, просветительной деятельности (152, 503). Прием больного в лечебное учреждение, его знакомство с распорядком жизни больницы, сообщение ему сведений, необходимых на время его пребывания здесь, соблюдение предписаний врача, – все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по несколько раз разъяснять больному одно и то же. Его представителем, его «послом» среди больных является сестра, она-то и «переводит» больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной.
Больной в ходе пребывания на лечении может очень многое узнать о неправильном образе своей жизни, сама болезнь требует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению этого нового, здорового образа жизни на практике, способствуя претворению в жизнь правил физической и психической гигиены, помогает больному в его дальнейшем развитии. Эта ее работа может быть эффективна только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необходимо знать, кому, что и как можно объяснить. Взгляды и мнения сестры должны соответствовать общему духу, господствующему в отделении, его общей атмосфере. Ошибки, допущенные сестрой, недостатки ее личности, столкновения с коллегами и больными очень мешают работе.
Все очерченные выше
задачи в наше время могут быть выполнены сестрой лишь при постоянном
совершенствовании ею своих знаний и навыков. Кроме все
более совершенного познания той области, в которой она работает, сестра должна
постоянно заботиться о все более совершенном познании
и самое себя. Она должна и больных направлять по пути лучшего самопознания.
Так она сможет стать истинным наставником своих больных, поможет, чтобы даже
страдания, причиненные им болезнью, пошли людям на пользу, способствовали
совершенствованию их личности». (И.Харди, С. 64-69)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |