|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Лечащий коллектив.
«Наши представления об эффективной работе с больными, о применении психологии будут полными лишь в том случае, если мы познакомимся с той средой, в которой эта работа ведется: со средой лечебных учреждений (больниц, амбулаторий и др., см. гл. XVII). Между человеком и средой существует тесная связь, многосторонние взаимовлияния. Отсюда и важность среды лечебного учреждения, ее воздействия на больных. Больничную среду составляет само здание больницы, ее помещения, палаты, кровати и, конечно, коллектив работающих здесь людей. Так что о психологическом воздействии окружающей среды на больных мы многое можем узнать и из истории отдельных больниц. Раньше основными лекарями были священники и знахари, а потому и основными лечебными «учреждениями» были храмы (например, храмы Эскулапа). Больницы в их современном понимании развились из церквей (694), в средние века они скорее походили на пресловутые приюты – прибежища бедняков (694). Начиная с XVII века, развитие медицинской науки шло в направлении все большей специализации, что отразилось и на развитии больниц.
Огромные палаты все более уступали место небольшим помещениям, вначале их просто разгораживали. В наши дни темпы развития становятся все более быстрыми, появляются все более новые, современные представления относительно устройства больниц. Например, в Советском Союзе в 1952–1953 годах стремление осуществить на практике принципы павловского учения, использовать их в деле благоприятного развития больничной обстановки привело к рождению идеи «охранительного режима» (390, 542). Обстановка больниц становится все более гуманной, а их среда – истинно защитной средой для больных, которые находят здесь непосредственную, дружескую атмосферу, зачастую – второй дом. Стремясь обеспечивать запросы больных на самом современном уровне, стремясь создавать для них все удобства, мы создаем и возможности для формирования хороших отношений с ними, для настоящей заботы о них.
Остановимся на вопросе о физической среде. Сейчас уже становится естественным требование, чтобы обстановка больниц была не только гигиеничной, но и эстетичной (544, 647). Уютные больничные палаты, с цветами, картинами, в убранстве которых чувствуются заботливые человеческие руки, пришли на смену серым, холодным помещениям и оказывают благоприятное воздействие на больного человека. Красивая, со вкусом подобранная мебель и блистающие чистотой помещения сразу располагают больных, вызывают у них доверие, а через воздействие на эстетическое чувство благоприятно, успокаивающе влияют и на психику больных. В хорошей больнице больных встречают с радушием, как дорогих гостей.
Удобства, создаваемые для больных, удовлетворение их гигиенических запросов, безусловно, способствуют выздоровлению. Но физическая среда не должна быть самоцелью, лечебные учреждения и их коллективы создаются для лечения больных, а не наоборот. Эти учреждения создаются для оказания помощи больным, для их лечения, для возвращения обществу полноценных членов. Одновременно эти учреждения и воспитывают больных, помогая им, учась на горьком опыте, приведшем к заболеванию, освоить более здоровый, более целесообразный для сохранения здоровья образ жизни. Новые впечатления, полученные в ходе заболевания, более глубокое самопознание через болезнь, новые сведения о жизни, об окружающем мире могут привести даже к новой ступени развития личности (см. стр. 44).
У больных, попадающих в лечебное учреждение, могут быть о нем самые различные представления. Как правило, они, прежде всего, ожидают освобождения от страданий, выздоровления. Многие видят в больнице место развертывания критических периодов своей жизни, другие наделяют ее волшебной силой исцеляющего воздействия: «Ничего, там все приведут в порядок...» (320). Невротики, которые настойчиво занимаются поисками симптомов телесных заболеваний, получая направление в больницу, расценивают это как признание и должную оценку своих «жалоб», так долго не находивших отклика. Эти «соматизирующие» невротики считают, что у них действительно «что-то серьезное» и что наконец-то их тщательно клинически обследуют. Все это помогает им на время отвлечься от действительных конфликтов, от мучающих их страхов и сомнений. Часто больные ждут от пребывания в больнице и благоприятных результатов в отношении определения инвалидности, назначения пенсии по инвалидности.
Попадание в больницу часто оказывает на людей тяжелое воздействие, иногда потрясает их (187, 393). Новая среда, чужой мир, устрашающие неизвестные предметы, аппараты, все то, что для лечащего персонала так привычно, естественно, может по-настоящему пугать больного. Электрокардиографы, аппараты для переливания крови, капельницы, трубочки с кровью часто вызывают ненужную работу фантазии больного, страхи и беспокойство. К тому же незнакомые люди, больничный персонал, необходимость приспособиться к новым людям и условиям – все это означает немалую нагрузку. Больному приходится расстаться с привычной домашней обстановкой, где он чувствовал себя в полной безопасности, от привычных удобств и ритма жизни, включиться в совершенно новую жизнь с ее своеобразным ритмом: ложиться, вставать в непривычное время, подчиняться распорядку, который создан не тобой самим. Прием в больницу может явиться важной вехой в процессе заболевания, заставить осознать новое положение.
Само отделение, куда попадает больной, его характер могут вызвать дополнительные страхи и опасения, особенно если речь идет о больных с тяжелыми органическими заболеваниями. Например, поступление больного в онкологическое отделение заставляет осознать реальность опасности заболевания раком. Поступление в реанимационное отделение, совместное пребывание с очень тяжелыми больными может вызвать не только новые страхи, но и настоящую панику: а вдруг и со мной дела так же плохи.
Пребывание в больнице оказывает более благоприятное воздействие, если больные чувствуют себя здесь, как дома, если приспособление к новой среде не требует от них чрезмерных усилий. К неблагоприятной, не располагающей обстановке приспосабливаться труднее, а сама несоответствующая больничная среда может послужить причиной возникновения у больных самых различных состояний напряженности, тревоги.
Непосредственную
помощь в этот ответственный момент поступления в больницу могут оказать работники
больницы. Важным является уже и самый первый момент встречи больного
человека с больницей: говорят, что больница начинается с ворот. Первый человек,
с которым здесь приходится встретиться больному, швейцар или портье.
На первый взгляд его работа механическая, но нужно помнить,
что он первым из представителей больничного коллектива вступает в контакт с
больным и на основании его работы до некоторой степени можно судить и обо всей атмосфере работы лечебного учреждения. Скудная
«информация», выражающаяся по большей мере в тыкании пальцем в нужном больному
направлении, отпугивает, а дружелюбный прием сразу успокаивает больного.
Нельзя пренебрегать ролью и административного аппарата
больниц. Подумаем только о работниках приемных покоев: заполнение карточки
больного, запись его личных данных, регистрация направления в больницу и прочих
документов, насколько бы эти задачи ни были формальными, затрагивают чувства
больного. Больные, тем более тяжелые, требуют внимательного и тактичного
отношения, об этом следует помнить и при простой записи их личных данных.
Расположение, понимание, стремление помочь должны господствовать и в поведении
административных работников больниц. Ведь страх в связи со
всякими официальными «процедурами» нередко можно наблюдать и у здоровых людей,
не говоря уже о больных.
Вопрос о приеме больных следует рассмотреть особо. В наши дни испытывается острый недостаток мест в больницах. Чрезмерная нагрузка работников больниц, вызванная переполненностью лечебных учреждений, может послужить причиной недружелюбного приема поступивших. Трудно переоценить вредное воздействие такого приема, когда сестра при виде «новенького» заявляет: «Еще один...», «Ну, где же я возьму еще одно место!?» и т. п. и с унылым лицом в присутствии больного размышляет о том, оставить ли его здесь или отослать в другое учреждение. Можно представить себе, каковы в такую минуту чувства тяжело больного человека, занятого одной-единственной мыслью, одним желанием, чтобы помогли ему в его страданиях, спасли от смертельной опасности. В это время больного совсем не интересует, есть ли места или нет, всякие связанные с этим заявления глубоко оскорбляют его. Он с правом ожидает от работников больницы такого поведения, которое поможет ему успокоиться, почувствовать себя в безопасности, получить незамедлительное облегчение. Первое впечатление имеет основополагающее значение. А потому, образно выражаясь, рука помощи, протягиваемая больному, должна быть твердой, ни в коем случае она не должна дрогнуть. Прием больного в лечебное учреждение – важная органическая часть всего процесса установления такого необходимого контакта с ним. Бывает, что нового больного обещают принять, но заставляют долго ждать. Несмотря на то, что зачастую этого избежать трудно, нужно помнить, что ожидание, которое нередко измеряется не минутами, а часами, сопряжено для больного и сопровождающих его с множеством неприятностей, а при несоответствующем внимании – очень унизительно.
Если вновь поступивший больной находится в относительно хорошем состоянии, он сразу стремится сориентироваться в новой обстановке, получить нужную информацию. Больница с ее образом жизни и распорядком для нас привычна, а больному нужно научиться жить здесь, нужно приспособиться к непривычным условиям. То, что для нас естественно, для них является чужим, непривычным. Поэтому нужно проинформировать вновь поступившего больного, рассказать ему о больничном режиме, обычаях, требованиях. Например, в лондонской больнице «Кессел» (санаторий для невротиков) сложился обычай (740), чтобы вновь поступивший больной в сопровождении сестры или давно лечащегося здесь другого больного обошел санаторий, во время этого обхода ему показывают наиболее важные помещения, представляют товарищам по несчастью. Этот обычай значительно облегчает приспособление больного к новой среде.
Заслуживают внимания и привычки, сложившиеся в окружающей
больного больничной среде, и поведение членов лечащего коллектива, стиль
их работы. Вежливость и обходительность в обращении с больными – требование,
которое, как это видно из вышеизложенного, является
обязательным. Тихая речь, бесшумная ходьба, спокойная обстановка – все это не
только оказывает благоприятное психологическое воздействие на больного, но и
играет важную роль в борьбе с вредностями, причиняемыми шумом (544,
647). Тишина – одно из основных условий ухода за больными, всего процесса
лечения. Все больные, а особенно перенесшие операцию, тяжело больные,
чувствительны к шуму, ко всем физическим раздражениям. Стук дверей, грохот
шагов – настоящее преступление против выздоровления больного. Многие считают полезным
резиновое покрытие больничных коридоров, ношение обуви на резиновой подошве во
время ночных дежурств. Неприятен и шум колясок, на которых развозят пищу,
неосторожность при доставке лежачих больных (например, когда недостаточно
внимательный санитар, везущий больного, наталкивается на что-то). Шум особенно
мешает, конечно, ночью.
Из физических раздражений следует особо выделить освещение. Плохое освещение так же вредно, как и слишком яркий свет. Больные не могут выздороветь «в темной дыре», не способствует их выздоровлению и режущий глаза свет лампы. Особенно много проблем возникает в связи с ночным освещением. Для многих больница становится невыносимой именно из-за света, мешающего спать по ночам. Беспричинное включение и выключение света, неожиданно бьющего в глаза спящего, действительно вынести нелегко (544).
Нельзя недооценивать и роли температуры в палате. Комнатная температура в больнице может оказывать благоприятное физическое и психическое воздействие на больных, если она отвечает требованиям. Жара или слишком низкая температура в палате – одна из причин состояний дискомфорта у больных. При установке комнатной температуры, кроме оптимальных требований, следует учитывать и индивидуальные запросы больных: ведь среди них могут быть и такие, которые не выносят жары, и такие, кто любит тепло. Правильно организованный уход может помочь уладить и этот вопрос. Например, «мерзлякам» можно принести еще одно одеяло, подушку и пр.
Чистота –
предмет не только физической, но и психической гигиены. Обязательное
требование соблюдения максимальной чистоты в лечебных учреждениях общеизвестно.
В то же время повсюду в мире можно наблюдать и противоречие подобных запросов и
существующих возможностей их удовлетворения. По мере развития науки выдвигалось
требование не только все большей чистоты, но и необходимости стерильности
лечебных учреждений. В борьбе против больничных
инфекций, особенно в хирургических отделениях и отделениях интенсивной терапии,
в интересах усиления гигиены больниц были предприняты значительные новые
усилия. Но, несмотря на то, что в настоящее время в этих целях используются
современнейшие достижения техники, целый ряд сложнейших машин, все же нехватка
обычного технического персонала во всем мире представляет значительную проблему.
К этому следует добавить и то, что у больных могут быть и личные гигиенические
запросы, пренебрегать которыми нельзя, несмотря на их индивидуальный характер
(187). Грязь вызывает отвращение. Неприятным может быть соседство с лежачим
больным, который не может ходить в туалет и вынужден
справлять надобности в палате. Неприятно и соседство с больным, постоянно
отхаркивающим мокроту, и т. п. Неприятным может быть поведение самого
технического персонала.
Один ученый, которого оперировали в урологическом отделении, заметил, что санитарка во время мытья полов в палате забрасывает его тапочки в тумбочку, прямо туда, где лежит свежевыстиранная и выглаженная пижама, и т. п.
Главой лечащего коллектива является главный врач. Его поведение, работа служат примером для врачей и сестер. Он духовный руководитель коллектива, от него зависит весь эмоциональный строй работы. Обращение с больными, мельчайшие приемы, используемые главным врачом, становятся органической частью коллективной деятельности. Поэтому очень важна личность главного врача. К сожалению, во многих местах первостепенное значение придают знанию и способностям, пренебрегая психологическими качествами, чертами личности. Наряду с повседневным воздействием стиля обращения с больными нельзя забывать и о том, что главный врач своим личным примером, своим подходом к работе, своей повседневной деятельностью учит работающих под его руководством врачей и сестер. Он оказывает большое влияние и на их поведение, и на подход к работе, этику, формируя их не только как специалистов, но и как людей, сознающих свое назначение.
Трения между «старыми» и «молодыми» врачами часто можно свести к общим проблемам поколений (635). Мир лечебных учреждений, как о том свидетельствует международный опыт, весьма консервативен, традиционен. Главный врач, заведующий отделением осуществляют руководство на основе давно сложившегося, зачастую патриархального порядка и традиций. Поскольку молодые специалисты осваивают практические навыки лечебной деятельности, прежде всего, с их помощью, вначале формируются отношения, характерные для учителя и ученика. Позднее же, когда стадия учебы заканчивается, начинается соревнование. Если оно принимает нездоровый характер, особенно между ведущими врачами, возникают споры, трения. Такие разногласия могут объясняться различием в подходе, знаниях, мировоззрении, взглядах на вопросы повседневной работы, обращения с больными. Специалист, разбирающийся в проблемах своей области, яснее видит и слабые стороны своих коллег, главного врача, их промахи. Крупные медицинские руководители, работавшие в Венгрии, неопровержимо доказали, что в этой области все зависит не столько от того, что, сколько от того, как делается. Пример венгерских терапевтов показывает, что даже руководитель, исходящий в своей работе из патриархальных традиций, относящийся к коллегам, словно заботливый отец, может создать не только «семью», но и настоящую школу в своей области (Кораньи). Неизгладимый след оставила в памяти автора работа известного венгерского врача И. Фодора, который был с начинающими очень строг, предъявлял к ним высокие требования даже во время обхода. Но как только заканчивалось время учебы и молодой врач «становился на ноги», немедленно изменялось и отношение бывшего учителя к своим ученикам: они становились для него равноправными коллегами, с которыми он не забывал советоваться и которым давал советы на правах старшего и более опытного друга. Им было воспитано много прекрасных специалистов, доказавших на своем примере, что он был не только замечательным руководителем, но и педагогом. Традиционную иерархию, консервативный строй отношений между врачами, сложившийся в Венгрии, в последнее время подвергают многосторонней критике. Современная медицинская наука в связи с чрезвычайным развитием наших познаний в этой области все более требует коллективной работы. Для решения отдельных проблем уже недостаточно знаний одного крупного специалиста, необходимы усилия самых разных специалистов и их помощников. Все это противоречит сложившимся традициям, опирающимся на непререкаемый авторитет одного крупного специалиста, руководителя. Сейчас уже нет ни одной области медицины, в которой можно найти специалиста, располагающего универсальными познаниями, разбирающегося «во всем», задачей хорошего руководителя является лишь умение синтезировать, объединять и направлять усилия всего коллектива. Наряду с высокими профессиональными познаниями ему помогают в этом способности к руководству и знание социальной психологии (565, 755). Из практики известно, насколько стиль работы, направляющая деятельность отдельных главных врачей влияют на атмосферу доверенных им лечебных учреждений, отделений, на результативность работы.
Важно остановиться и на роли старшей сестры. Дружелюбие и гуманность в работе старшей сестры не менее важны, чем твердость руководства. К сожалению, часто и она оказывается рабом администрирования и механического подхода к работе. В современных больницах призванием старшей сестры должны служить хорошая лечебная деятельность, эффективный уход за больным. Там, где старшая сестра слишком перегружена хозяйственными и административными задачами, нет возможности для формирования действительно высокого уровня деятельности по уходу за больными. А ведь именно под влиянием старшей сестры может быть сформирован хороший коллектив сестер. Круг обязанностей старшей сестры, как и воздействие ее личности, на практике очень разнообразны. Можно привести множество примеров высокого благородства, человечности, блестящих профессиональных знаний и опыта старших сестер.
Двумя важнейшими областями деятельности старшей сестры являются контроль над работой по уходу за больными и работа с сестрами и самими больными. Обе задачи одинаково важны. Ни одной нельзя пренебрегать за счет другой (544). Старшая сестра должна замечать малейшие недостатки в работе отделения, любую напряженность отношений между сестрами и больными, которую легко устранить, возможно, лишь простой заменой сестры. Для оценки индивидуальных запросов больных, необходимости более серьезного ухода за тяжелыми больными, при решении всех сложных вопросов необходим большой опыт и более основательные знания старшей сестры.
Есть такие старшие сестры, которые в соответствии с запросами сегодняшнего, а то и завтрашнего дня, располагая высокой подготовкой, культурой и знаниями, выполняют свою работу на самом современном уровне.
В лечащем коллективе каждый работник имеет свое место,
свой круг деятельности, свои обязанности. Круг деятельности сестер
постоянно развивается, с течением времени все больше обязанностей, ранее
возлагавшихся на врачей, переходит к сестрам. Часто круг обязанностей
определяется местными особенностями. Но рамки обязанностей сестры всегда должны
быть строго определены, и недопустимо, чтобы сестра превышала свои обязанности
во вред лечебной деятельности. Например, сестра заметила, что больная лучше
чувствует себя после сеансов гипноза и может ходить. Поэтому, если больная
жаловалась на затрудненность передвижения, сестра тотчас же «усыпляла и
гипнотизировала» очень восприимчивую к внушению женщину... Определение места и
круга деятельности важно и потому, чтобы не было затруднений при устранении
возможных «нарушений границ», споров и трений. Подобные трения обычно возникают
между сестрами, сменяющими друг друга (кому умывать больного, кому делать то, а
кому это). Таких и подобных споров нужно избегать. По возможности не должно
быть и противоречий в стиле работы сестер. Все это очень важно для поддержания
общего порядка.
Возможны и иные
конфликты. С проблемами «стариков» и «молодых» можно встретиться и среди
сестер. Касается это отношений старшей сестры к остальным сотрудникам
отделения. Распределение работы, дежурств чаще всего сопряжено с затруднениями,
если отмечается нехватка кадров, несовершенны условия труда (перегруженность
больниц, низкая техническая оснащенность и т. п.). Причиной для споров и трений
могут послужить самые разные факторы, от разницы темперамента, возраста, черт
личности до вкусов в одежде, музыке, разницы в поведении и пр. К скрытым или
открытым трениям могут привести даже совершенно личные
проблемы (например, в случае немолодой одинокой сестры и молодой, красивой
сестры, пользующейся большим успехом). Опытные сестры часто при этом ссылаются
на свой опыт, на пережитые трудности в работе,
молодые же сестры могут попасть в конфликт со старшими коллегами из-за
непонимания их в вопросах стремительной современной жизни, из-за недооценки.
Фундаментом больничной среды служат те отношения,
которые формируются между врачом и больным (см. гл. III), сестрой и
больным (см. гл. IV) и между врачом – сестрой – больным.
Что касается общего воздействия окружающей среды, то в этом
решающая роль принадлежит единому стилю работы коллектива, поведения его
членов. В тех лечебных учреждениях, где работа поставлена хорошо, единство
стиля работы определяется высокими профессиональными знаниями, хорошим
сотрудничеством, единым духом коллектива. Лечащий
коллектив сплачивает воедино любовь к больным, забота об их здоровье. Практика
показывает, насколько важны хорошие отношения между врачом и сестрой, врачей
между собой. В психиатрических отделениях общеизвестно, что напряженность
отношений между членами лечащего коллектива ведет к возникновению беспокойства
у больных, даже к ухудшению их состояния (759). Отношения между врачом и
сестрой должны быть отношениями товарищей по работе, специалистов, работающих
над одной проблемой. Гуманность, чувство призвания должны находить отклик,
служить основой гармонии в работе, которая проявляется в едином стиле, в едином
поведении в отношении больных. Заносчивости, презрению, постоянному подчеркиванию
своего преимущественного положения, приказному тону не должно быть места в
отношениях между врачом и сестрой, но не менее вредны и излишняя фамильярность,
такая непосредственность отношений, которая уже мешает в работе. Споры в
присутствии больных, громкие замечания в палатах, презрительность тона, нотации
вредны во всех отношениях. Большой ошибкой в работе многих отделений до сих пор
является то, что работу сестер там все еще считают механической, думают, что
для исполнения порученных сестрам задач достаточно одних только знаний,
навыков, опыта. А ведь давно доказано, что сестра играет в лечебной
деятельности, в работе по уходу за больными огромную роль. Нужно постоянно
напоминать об этом всем сестрам, работающим в коллективе, помогать
им как можно полнее раскрывать свои способности.
Следует обратить особое внимание на общую, групповую
реакцию лечащего коллектива по отношению к больным. Есть
больные, к которым легче найти подход, с кем легче сотрудничать, которым мы
более симпатизируем, а есть больные, работать с которыми значительно
труднее, к которым большинство членов лечащего коллектива испытывает
неприятные чувства, отношения с которыми напряженные. Общие мнения,
чувства в больничных отделениях – явление частое. Есть любимцы
и есть трудные больные. Из повседневной практики хорошо известно выражение «crux medicorum», в котором
наряду с тяжестью лечебной задачи отражено до некоторой степени и личное
отношение лечащего персонала к таким «случаям», то, что такие больные означают
тяжелую нагрузку в повседневной работе.
В групповой, коллективной реакции, а не только в индивидуальной форме, может проявляться и отрицание болезни (746). Случается, что врач или сестра на основе личной симпатии к больному, опасений за него стремятся смягчить диагноз. Так и возникают более благоприятные диагнозы, не отражающие реального состояния больных». (И.Харди, С. 70-77)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |