|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Взаимоотношения
медицинской сестры и больного.
Положение и роль медицинской сестры приобретает все большее значение особенно в стационарных медицинских учреждениях. Медицинская сестра здесь проводит в прямом контакте с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у нее ищет понимания и опоры. Если врач во взаимоотношениях с больным может в переносном смысле выполнять роль «отца», то сестре в этих взаимоотношениях принадлежит роль «матери». Само понятие сестра — попечительница — говорит о переносном характере этих взаимоотношений, хотя оно и возникло значительно раньше рассуждений Фрейда о трансфере.
Традиционная подготовка медицинских сестер до недавнего времени концентрировалась, прежде всего, на технической стороне ухода за больными. Само собой разумеется, что ею тоже нельзя пренебрегать. Однако недооценивание психологического подхода медицинских сестер к больным часто приводило к тому, что больные выражали «недовольство» и протестовали против «казенного», «казарменного» поведения некоторых медицинских сестер, несмотря на то, что с физической точки зрения уход за ними был хорошим. Один из наших больных следующим образом высказался по этому поводу: «У медицинской сестры поведение часто более казенное, чем у врача». С другой стороны в развитии взаимоотношений между медицинской сестрой и больным иногда возникает опасность несоблюдения определенной необходимой дистанции, появления стремления к флирту или к беспомощному сочувствию. Некоторые медицинские сестры ухудшают свое положение по отношению к больным не контролированной болтливостью и тем самым вносят конфликтные элементы во взаимоотношения между больными. Медицинская сестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы. Гарди рекомендует применять следующие методы разговора медицинской сестры с больным с целью соблюдения выше приведенных принципов:
1. Последнее предложение
больного повторить в виде вопроса, например: «Стало быть, Ваш супруг Вас
обидел?»
2. Задать вопрос, обобщающий
все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, вы хотите как можно скорее
вернуться домой?»
3. Медицинская сестра не высказывается
к невыясненным проблемам больного, не посоветовавшись с врачом.
4. Задать отвлеченный вопрос,
например, при семейных проблемах во время болезни: «А кто заботится о детях?»
5. Сказать незаконченную
фразу: «А если вы сейчас вернетесь домой, так...»
6. Высказаться
непосредственно к проблеме: «Это настолько беспокоит вас, что вы не можете
остаться в больнице?»
7. Завести разговор о том,
что является самым близким для больного: дети, семья, работа, привычки.
Харди далее выделяет отдельные типы медицинских сестер в зависимости от характера и отношения к работе:
1. Практический тип, отличающийся точностью и
строгостью, забывающий иногда о человеческой стороне больного. В
парадоксальной форме иногда проявляется, например, в том, что будит спящего
больного, чтобы дать ему снотворное.
2. Артистический тип, отличающийся аффектированным
поведением: такая медицинская сестра старается без чувства меры произвести
впечатление на больного, старается быть важной.
3. Нервный тип; такая медицинская сестра часто бывает
утомленной, испытывает ощущение, что ее усилия не признаются, раздражена,
пациенты около нее не чувствуют себя спокойно. Она старается подсознательно
уклониться от некоторых обязанностей, например, из опасения заразиться. У
некоторых таких медицинских сестер имеется опасность появления зависимости от
лекарств (токсикомания), которым она пытается подавлять и компенсировать свои
затруднения.
4. Мужской тип медицинской сестры, крупного телосложения: решительная, энергичная, самоуверенная, последовательная.
Больные характеризуют ее поведение как «военное». В благоприятном случае
становится хорошим организатором и успешно воспитывает молодых медицинских сестер.
В неблагоприятном случае такие сестры бывают примитивными, агрессивными и
деспотичными.
5. Материнский тип медицинской сестры, «милая
сестричка», часто пикнического телосложения.
6. Сестры-специалистки, работающие, например, на электрокардиографе, электроэнцефалографе; они иногда имеют чувство превосходства
над сестрами, работающими на отделениях; если они этого не скрывают, то между
ними и другим персоналом с чередующимися дежурствами бывают напряженные
отношения.
Профессиональная психическая деформация.
Каждая профессия может способствовать развитию
человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества. Но профессия
может также вызывать деформации, деформировать характер человека. Деформации
могут вызывать в некоторых случаях лишь добродушное подшучивание (профессорская
забывчивость, рассеянность), но другой раз они могут быть предметом
иронии, сарказма и сатиры (чиновничий, казенный бюрократизм).
Склонность к профессиональной деформации особенно
часто наблюдается у определенных профессий, представители которых обладают
трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью. От решений и воли этих
людей зависит достоинство, существование, свобода и даже здоровье и жизнь
других людей, как это бывает, например, у учителей, судей, военнослужащих,
работников госбезопасности, а также у врачей и медицинских работников.
Обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно в
тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи – общественный
контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Порочный
круг возникает, если механизмы контроля и критики в данной системе отсутствуют
или же они являются недостаточными и формальными, так что критика и выражение
недовольства приобретают противозаконный, бунтарский характер.
Врач тоже обладает определенной властью над больными, следовательно,
он тоже подвержен опасности деформации. По Йоресу
власть следует использовать только в добрых целях. Профессиональная деформация
развивается, как правило, постепенно из профессиональной адаптации.
Профессиональная адаптация
является необходимой для медицинского работника. У врачей, медицинских сестер
и у вспомогательного персонала, которые в начале своей профессиональной
деятельности очень бурно переживали все события, тяжело влияющие на психику
больных, например, страдания, смерть больных, операции, кровотечение, проявления
психических заболевании и т. д., постепенно развивается определенная
эмоциональная сопротивляемость. В суровых драматических ситуациях, когда жизнь
больного находится под угрозой, врач скорее всего
научится анализировать и оценивать положение, делать заключения и действовать. (Студенты-медики после нескольких часов или нескольких дней пребывания
в секционном зале выходят из более или менее значительного психического потрясения,
возникшего у них при первом посещении помещения, где находилось много человеческих
трупов, и приступают к деловому изучению анатомии. Хотя определенная
степень эмоциональной сопротивляемости необходима и понятна, все же в сознании
врачей и медицинских работников навсегда должна сохраниться способность
понимать больного как страдающего человека и мертвое тело как его последние
останки, заслуживающие уважения. Это является необходимой составной частью не
только человеческого, но и профессионального уровня врача. Профессор патологической
анатомии медицинского факультета в Брно Нейман не допускал, чтобы кто-нибудь
появлялся в прозекторской в головном уборе и вел себя так, что это можно было
расценивать как неуважение к мертвым. Мы приводим этот пример в качестве
контраста с теми случаями, когда и живым больным не всегда оказывается соответствующее
уважение и не всегда щадится их достоинство.
Поведение и некоторые выражения медицинских работников находятся на
грани профессиональной адаптации и деформации. По Вондрачеку
уже на грани с кощунством находятся сравнения, выражающие элементарные
ассоциативные связи и используемые для описания секретов и экскретов, как
например, «тифозный стул в виде горохового супа», «холерный стул в виде
рисового супа» «гной в виде сметаны», «плевок в виде малинового желе», «моча в
виде черного пива».
Профессиональными деформациями являются и поведение и выражения
медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется
черствость по отношению к больным в такой степени, что у не медиков создается
впечатление бездушности и даже цинизма. Например, тот факт, что врач и
медицинская сестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего
больного в двадцатикоечной палате, или же врачи, совершая
обход, при больном дискутируют о неблагоприятном прогнозе его болезни.
Студентка медицины на экзамене по медицинской психология в качестве примера
профессиональной деформации студентов-медиков привела тот факт, что некоторые
из них в секционном зале над трупами шутят, рассказывают анекдоты и курят.
Грегг подчеркивает, что личность больного нельзя считать неудобным
придатком к больному органу, который врач должен обследовать.
Профессионально деформированный лечащий врач, ставящий диагноз хотя и
точно, но при помощи машин, вызывает у больного впечатление не заинтересованности
и безразличия, не осознавая этого.
Имеются и некоторые организационные и экономические
обстоятельства, усиливающие деформированный подход к больному. Сложный механизм
планирования и управления медицинскими учреждениями, необходимость
капитального ремонта многих больниц и поликлиник затягивают процесс создания
необходимых условий в отделениях, расположенных в старых зданиях. Медицинским
сестрам, а в известной степени и врачам, не мешают большие
палаты. В них легче справиться с работой, больные сами наблюдают друг за другом
и помогают друг другу больше, чем в маленьких палатах. Значительно меньше такое
положение нравится больным. Вондрачек афористически
описывает подобное положение: «Страшно пребывание в палате, где один ест,
другой стонет, третий занимается дефекацией и четвертый умирает». Большинство
больных, по существу, очень легко приспосабливается к подобным ситуациям, в
связи с чем вспоминается высказывание Достоевского о том, что «человек — это
существо, которое ко всему привыкает».
При планировании всегда больше внимания уделяется приобретению
диагностической и лечебной аппаратуры и лабораторного оборудования, чем
перестройке больничных отделений в соответствии с требованиями
лечебно-охранительного режима, при котором необходимо помнить о том, что
больной нуждается в создании хотя бы минимальных интимных условий. Больные в
этом отношении стихийно, без злого умысла дискриминируются.
Все это связано с характером профессиональной деформации, имеющим
психологическое значение: причиной являются не плохие намерения или стремления
вредить больному, а плохая, в течение длительного времени, по существу,
неосознанная привычка. Она проявляется также в своеобразном профессиональном
жаргоне, применяемом без преград при больных, как об этом свидетельствует
разговор двух врачей, передававших друг другу отделение перед уходом в отпуск:
«Что у тебя здесь имеется?» «Четыре желудка, три желчных пузыря, одна почка».
Ряд примеров профессиональной деформации отмечают студенты-медики, которые сами
еще не подверглись деформации.
Ведущий практическое занятие доцент в присутствии
больного, употребляя медицинскую, но для образованного и интеллигентного
человека вполне понятную терминологию, описывает
течение его безнадежного заболевания вплоть до смерти. «Больной был перепуган,
как кролик, а мы были потрясены», — так закончил студент свое сообщение.
Студентка-медичка сообщает:
«Привели находящегося в полном сознании больного в операционный зал, полный
крови еще от предыдущих операций. Я сама там чуть не упала в обморок».
Иногда деформация
проявляется в виде профессионального восхищения у врача. Рапант
приводит фразу, часто слышимую среди хирургов: «Я сегодня прекрасно пооперировал». Мы сами были свидетелями того, как один
выдающийся хирург демонстрировал студентам медицины ампутацию голени и после
технически совершенной операции удовлетворенно провозгласил: «Вы видите, что
культя выгладит прекрасно». Рентгенолог радостно восклицает над снимком: «Уже
давно я не видел такую прекрасную каверну!»
Инертность в развитии профессиональной деформации
удерживается вследствие исторической традиции профессии врача и его положения в
обществе. В прошлом врач-исцелитель бывал священником, чародеем и магом, а
также и владыкой. В горных областях Чехословакии еще недавно действовали
«ведьмы» – исцелительницы, которые «лечили» травами и заговариваниями. В
настоящее время магическая сторона отошла в область «волшебной»,
«невообразимой» техники и «фантастического прогресса», о которых часто встречаются
особенно суггестивные сообщения в телевизионных передачах и в иллюстрированных
журналах. Однако, чем меньше зритель и читатель
понимают фактическую сторону этого процесса, тем более он потрясен его внешней
магической стороной. Магическое отношение, подсознательное ощущение власти над
человеком, который искал и до настоящего времени ищет у врача последней
защиты, оставили в психологии врачей пережитки, иногда имеющие даже кастовый
характер. Наименее желательные характеры такого типа относятся к больному со
снисходительным пренебрежением, а иногда даже не замечают больного, как будто
он является воздухом. В поведении и жестах личности такого
типа видно явное демонстративное отсутствие интереса к больному, как к человеку
(«Следующий... не задерживайте меня..., не спрашивайте, это мое дело... не
заботьтесь о том, что у вас есть... а все равно вы этого не понимаете» и т.
д.) Этот тип как бы плывет по больничному коридору с высоко поднятой головой.
Иногда он даже просто игнорирует больного и груб с ним. Унцер
сатирически отметил (по Данеку), что врач, желающий
создать себе авторитет, должен делать вид, что ему ужасно некогда: «Если его
кто-нибудь зовет, то он должен стать нетерпеливым и воскликнуть: вы думаете, люди,
что я могу разорваться? Пятьдесят человек я уже посетил и
обследовал, пятьдесят других меня еще ждут, а за дверями их стоит еще миллион...
но я приду.» Нельзя отрицать того, что подобный суровый и кажущийся или действительный
неохотный и отрицающий способ поведения может оказать особенно на более простых
и примитивных больных определенное мобилизующее, даже и терапевтически
положительное влияние, что в прошлом сознательно или подсознательно использовал
ряд шарлатанов. По нашему мнению, механизм такого действия заключается в
автоматическом предположении, что грубость и бестактность безнаказанно себе
может разрешить лишь тот, кто очень много знает и умеет. Это предположение и
ощущение парадоксально вызывают чувство доверия и ожидания положительного результата
лечения. Но в настоящее время подобное поведение врача у большинства больных
вызывает отвращение и недоверие.
Поэтому необходимо следить за тем, чтобы подсознательная и
бесконтрольно развивающаяся профессиональная психическая деформация не стала
одним из факторов ятрогенного поражения больных. (Р.
Конечный, М. Боухал, С. 239-245)
См. так же на сайте «Иллюзии и дезиллюзии», «Личность медицинского
работника; создание взаимоотношений между врачом и больным» и др.
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |