|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Врачебные ошибки
Гиппократ: «Врач, совершающий лишь небольшие ошибки, получит
мое искреннее одобрение».
Врачебные ошибки можно разделить на два вида: происшедшие по вине врача
и те, в которых врач не виноват. Ошибки, происшедшие по вине врача, бывают
обусловлены безответственностью врача в работе и недостатками в его
самообразовании. Ошибки, в появлении которых врач не виноват, возникают
вследствие уровня развития медицины в настоящее время и вследствие того, что
некоторые заболевания атипичны, как по своей симптоматике,
так и по своему течению. Эту «законную» сторону врачебных ошибок можно
наблюдать на различиях между клиническими и патолого-анатомическими
данными и в высококвалифицированных медицинских учреждениях. Врач должен был
бы осознавать, что он имеет тенденцию всячески оправдывать свои ошибки
указанными «объективными» причинами и обходить субъективные причины,
представляющие его вину. Появлению ошибок способствуют и некоторые нарушающие
работу ситуации и психические факторы: поспешность, усталость, острые и
длительные конфликтные ситуации, временное или хроническое заболевание врача. В
особенности при поспешности возникает склонность к появлению «диагностических
коротких связей», как об этом уже упоминалось в главе о ятрогении.
Существует различие между отношением человека,
далекого от медицины, и отношением врача к неполным или ошибочным
диагностическим данным и лечебным рекомендациям. В то время,
как у врача, как было уже отмечено, имеется склонность «объективизировать»
источник ошибок, у больного часто наблюдается противоположная тенденция — видеть
медицинскую науку всемогущей, а источник ошибок — только в индивидуальной недостаточной
образованности врача или в неохоте помочь больному.
Больной бывает нередко удивлен, когда не узнает после первого подробного
анамнестического и соматического обследования в первый же день пребывания в
больнице точного заключения о болезни. Он полагает, что уже наперед совершенно
ясно обусловлено и известно лечение любого заболевания, а различия в
рекомендациях двух врачей рассматривает как очевидное проявление ошибочного
решения одного из них.
Способ мышления врача обязательно имеет характер диалектический и
динамический; способ мышления здоровых и больных людей немедицинских профессий
— характер логическо-механический и статический.
Обязанность сохранять молчание
Обязанность сохранять молчание вытекает из старшего, более узкого понятия так наз. врачебной тайны, сформулированной уже в клятве Гиппократа. Чехословацкий закон № 20 от 1966 года о здоровье народа вменяет в обязанность медицинским работникам, следовательно, не только врачам, но и всем, работающим в здравоохранении, хранить молчание о фактах, о которых они узнали в связи с исполнением своих обязанностей по работе. Целью обязательного молчания является: а) сохранение доверия больного к лечащему врачу; б) охрана законных прав граждан, в) охрана законных прав медицинских работников. Обязанность сохранять молчание касается не только собственного состояния здоровья больного, но также и данных о его личной жизни, полученных из анамнеза. Следовательно врач не бывает, как это часто полагают менее опытные и мало информированные медицинские работники, автоматически лишен права обязательного сохранения молчания в тех случаях, когда от него категорически и настойчиво потребует информации какая-нибудь институция, например, госбезопасность, прокуратура или суд. Эти институции правомочно защищают определенные государственные интересы или интересы других граждан, но врач тоже является работником государственной институции, которая помогает определенной группе граждан, то есть больным, и поэтому обязанностью врача является защита их интересов, что в конечном счете тоже идет на пользу обществу и государству. Для оказания успешной лечебно-профилактической помощи необходимо, чтобы граждане имели доверие к здравоохранению и к медицинским работникам. Здравоохранение быстро бы потеряло это доверие, если бы оказалось, что медицинские работники обычно без ведома и согласия больных предоставляют информации о состоянии их здоровья и о личных проблемах.
Медицинский
работник не связан обязательством хранить молчание в
тех случаях:
1. Если он предоставляет сведения о больном с его
согласия. Обычно больной дает такое согласие, если предоставление такого
сообщения будет в его интересах, например, если был кем-то ранен и теперь
требует компенсации за повреждение здоровья;
2. Если обязанность сохранить молчание снята с него вышестоящим органом (отделом здравоохранения соответствующего национального комитета) в связи с важными государственными интересами. Это касается преступных действий, допущенных больным. Это обстоятельство связано с действием § 168 уголовного кодекса, который гласит, что каждый гражданин обязан сообщить о преступных действиях: убийстве, саботаже, шпионаже. предательстве; не сообщивший об этом подлежит уголовной ответственности в связи с укрыванием преступных сведений. Само собой разумеется, что в отдельных случаях могут возникнуть неясности, с которыми врач обязан обратиться за разъяснениями к своим вышестоящим органам;
3. Если речь идет о так называемой обязанности извещения, например, сообщить о травме, инфекции, половых болезнях, злокачественных опухолях, профессиональных болезнях, результатах обследования лиц, желающих получить водительские права, и о заключениях трудовой экспертизы.
Обязанность сохранять молчание в основе своей
сформулирована юридически, но она имеет и свою существенную психологическую
сторону. Здесь следует также упомянуть конкретные обстоятельства, которые могут
вести к нарушению обязанности молчать:
а) медицинская редкость и особенность некоторого
заболевания;
б) успехи в лечении, которыми врач похвастается перед
немедицинскими работниками и при этом откроет имя и болезнь пациента, чем может
нанести ему вред;
в) то обстоятельство, что больной бывает известной
личностью общественной или культурной жизни (артист, ученый, политик);
г) старание оказать услугу людям, требующим от
медицинского работника сведений о каком-либо больном, от которых врач зависит
или лично знаком с ними;
д) несдержанность, то есть фактическое нарушение
обязанности молчать, замаскированное под видом «справки для врача». Не секрет,
что к врачу может обратиться коллега, который не имеет и не
будет иметь к больному отношения в смысле лечения, и попросит его сообщить
сведения о больном. В таком случае лечащий врач должен сохранять сдержанность
и вместо предоставления информации сам должен спросить о том, почему его коллегу
так интересует данный больной. Нередко он узнает, что этот коллега служит в
качестве инструмента для получения информации для других, неизвестных лечащему
врачу лиц, которые бывают или неуместно любопытными, или же проявляют к
больному личный интерес.
Пример:
Врач просит лечащего врача
сообщить ему сведения о прогнозе серьезного заболевания одного пожилого
больного, живущего по соседству с ним и в настоящее время попавшего в больницу.
При дальнейшем разговоре оказалось, что врач, просящий информацию, лично не
знает этого больного, не лечит и не собирается лечить его, но что его соседи
настаивают, чтобы он узнал о состоянии больного, так как у них имеются
определенные планы и притязания на его квартиру.
Наиболее вежливый способ отклонения такого метода получения информации — это направлять всех интересующихся непосредственно к лечащему врачу и отказывать им в посредничестве при получении какой бы то ни было информации с логическим объяснением, что полученные таким образом сведения, как правило, бывают неточными и могут скорее дезинформировать, чем внести ясность. При непосредственном контакте с людьми, требующими информации, врач легко может определить, имеет ли он право сообщать эти сведения или нет.
Врач и медицинский работник должны во время своей работы помнить о возможности косвенного нарушения принципа молчания при небрежном хранении медицинской документации (нередко больные, находящиеся в процедурном кабинете, могут заглянуть в находящуюся там историю болезни), при использовании не по назначению врачебной справки, попавшей в руки не тому, кому она была послана, при разглашении сведений о заболевании во время демонстрации больного на практических занятиях студентов. Необходимо подчеркнуть, что обязанность сохранять молчание в полной мере относится и к студентам медицинских факультетов, которые часто не осознают этого и нарушают принципы молчания особенно в тех случаях, если информации касаются кого-нибудь из студентов. Коллективный образ жизни студентов способствует распространению и иногда искажению этих информаций. Результатом бывает психическая травматизация больного.
Сведения о юридической стороне обязанности сохранять молчание следует искать в соответствующей специальной литературе.
Утомление
В связи с большой требовательностью, ответственностью,
условиями времени (работа по сменам), предъявляемым к медицинским профессиям,
утомление не является редкостью как в работе врача,
так и медицинской сестры. Вопрос, до какой степени удастся ограничить условия
для развития чрезмерного утомления, в значительной мере зависит от организации
работы в здравоохранении, от распределения кадров и от жизненного стиля каждого
медицинского работника. Если медицинский работник не избавится от утомления через несколько часов после работы,
то говорим об истощении сил. Обстоятельства возникновения, физиологическая и
психологическая стороны утомления очень сложны и в теоретических вопросах здесь
нет пока единого мнения. Этими проблемами глубоко занимается физиология и
психология труда. С физиологической точки зрения для развития утомления имеет
значение длительность, интенсивность, регулярность и монотонность трудового процесса и физические условия работы (температура, влажность
воздуха, количество углекислого газа, шум, характер освещения). С
психологической точки зрения важны отношение к работе, мотивация этого
отношения, взаимоотношения с сотрудниками, личная жизнь и проблемы, не связанные
с работой. Для работников любых специальностей, а тем более для работников здравоохранения,
важно правило — приступить к работе отдохнувшим и свежим. Медицинский работник
должен был бы внимательно следить за тем, чтобы это правило не нарушалось по
небрежности и безответственности. По разному оценивается усталость женщины-врача,
которая заботится о маленьком ребенке, и усталость работника, отдохнуть
которому помешало пребывание в приятной ночной компании. Каждый работник
должен был бы обладать способностью реально оценить
свою индивидуальную сопротивляемость и не превышать ее границ.
Утомление имеет своим следствием снижение и замедление производительности труда, ошибки, недовольство результатами работы, нетерпеливость, конфликты, а в крайнем случае и вредные последствия для больного.
Профилактика утомления заключается в соблюдении
правил психической гигиены (см. о том соответствующую главу)» (Р. Конечный, М. Боухал,
С. 245-252)
См. так же на сайте Психология медицинского работника:
«Иллюзии и дезиллюзии»,
«Личность медицинского
работника; создание взаимоотношений между врачом и больным», «Создание
положительных взаимоотношений между
врачом и больным», «Взаимоотношения медицинской
сестры и больного», «Профессиональная психическая деформация» и др.
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |