|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Некоторые психотерапевтические аспекты психологии лечебной деятельности
Эта глава не ставит перед собой цель изложения проблем психотерапии, мы считаем необходимым лишь отметить основные точки зрения, положения, связанные с применением психотерапии. Естественно, и до сих при изложении различных вопросов автор широко пользовался опытом применения психотерапии. Тот, кто внимательно прочел предыдущие страницы, мог видеть, насколько важны движущие механизмы личности, внимательное выслушивание больного, вопросы рассеивания немотивированных страхов и тревоги, и – в любом случае – контакт врача с больным.
Этот контакт и составляет основу любого психотерапевтического воздействия, любой психотерапевтической деятельности. В психотерапевтических целях врач может использовать любую свою деятельность (или даже и отсутствие ее), если он сознает важность контакта с больным, учитывает чувства, реакции, поведение двух лиц, участвующих в этой связи. В таком плане первая беседа с больным, умелое ведение ее (417) может иметь неоценимое значение для последующих исследований, медикаментозного лечения, любых контактов с больным. К наиболее простой форме психотерапевтических занятий врача приводит так много раз упоминавшееся внимательное выслушивание больного: больной просто рассказывает о своих жалобах, после чего уже благодаря только тому, что его страдания нашли словесное выражение, получает облегчение (отсюда знакомые выражения «выговорился», «выплакался»). Наряду с эмоциональным облегчением происходит прояснение и многих важных фактов и обстоятельств, до того аморфные психические процессы становятся более четкими. Укрепляется «Я» больного, он уже смелее смотрит в глаза опасности. Особенно благоприятна такая работа с больным, если он рассказывает не только об актуальных жалобах, повседневных затруднениях, но и обращается к старым впечатлениям и переживаниям, и постепенно пред нами предстает вся его жизнь. Этот сбор биографических данных очень полезен, поскольку высвобождает значительные эмоциональные силы, более того, если умело вести беседу, то уже в ходе ее можно значительно помочь больному, выразив глубокое сочувствие и понимание.
Сейчас уже при простых психотерапевтических занятиях не возникает сомнений в том, что нужно делать дальше: назначать лекарства или попробовать воздействовать на психику больного. Необходимое лекарственное лечение хорошо сочетается с индивидуальными занятиями с больным, более того, именно такое комбинированное лечение дает наилучшие результаты. Это относится и к современным психотропным средствам. Поскольку психотропные препараты, и особенно атарактические средства (андаксин, седуксен, элениум и пр.) сейчас уже применяются очень широко, поэтому полезно сказать несколько слов и о психотерапевтических занятиях, комбинированных с их дачей. Автору принадлежит статья (277), посвященная «конкоммиттирующей» психотерапии в сочетании с этими препаратами. Суть этой терапии состоит в следующем: внимательное выслушивание больных во время бесед с ними в ходе терапии психотропными средствами, что позволяет проследить путь их выздоровления. Рассеивая страхи, которые вызываются побочными действиями этих средств, мы можем предупредить возможность неточного приема лекарств. Если состояние больного позволяет, можно заняться не только актуальными проблемами, волнующими больного, но и попытаться проникнуть в более глубокие слои его психики, но, прежде всего, конечно, нужно устранить актуальные проблемы, добиться исчезновения патологических симптомов, улучшения настроения больного, рассеять его страхи. Можно прибегнуть и к более активной терапии (558), есть специалисты, которые прибегают к методу поддержки.
В ходе поддерживающей психотерапии (105, 185, 457) врач проявляет понимание в отношении проблем больного, помогает ему, поощряет его, принимает и признает, одним словом, поддерживает больного. Цель такой психотерапии – не глубокая перестройка личности, а восстановление нарушенного в данный момент равновесия. В ходе бесед затрагивается поведение больного, его столкновения с окружающими и пр. Большинство врачей в ходе лечения различных заболеваний волей-неволей проводит такой вид психотерапии. Этот метод может применяться при тяжелых болезнях, временных трудностях только у сильных личностей, лишь временно теряющих равновесие. Многие врачи прибегают к суггестии, к давно известным, но успокаивающим истинам («пройдет, обязательно пройдет»...). Конечно, такие воздействия будут достоверными влияниями профессионального характера, только при условии, что врач хорошо знает особенности личности больного, все действующие в нем механизмы. Для всего же этого необходимы теплые, искренние, можно сказать, дружеские отношения между врачом и больным.
Понятие лечения хорошим контактом толкуют по-разному. Обычно оно основано на переносе чувств. В связи с этим явлением здесь достаточно сказать, что хороший контакт врача с больным, повторные встречи больного с врачом в терапевтических целях целительны уже сами по себе. Если в ходе профессиональной врачебной деятельности формируется хороший контакт с больным, то целительной может стать сама сила этой связи с врачом. В диспансерной практике часто можно встретить больных, которые приезжают, чтобы им выписали лекарство, проделывая сотни километров, на деле же их приводит к нам не только необходимость появления на контрольное обследование или выписка лекарств, но и чувство, что он принадлежит к нашему коллективу, что здесь о нем заботятся, та связь, которая установилась у него с нами и которая дает возможность для всего этого. Изоляция больного таким путем сокращается, ему есть куда обратиться. Он знает, что всегда может обратиться к врачу и что тот всегда поможет ему.
Как при органических заболеваниях, так и в иных обстоятельствах обычно неотложной помощи требуют кризисные ситуации (129). При них применяется так наз. «кризисная терапия» (135, 185, 205, 206, 286). В тяжелые, кризисные ситуации в ходе жизни может попасть и человек со здоровой нервной системой и ненарушенной психикой. Вступают в действие защитные силы личности, но может случиться, что направленная на это энергия истощится, равновесие нарушится, временно появятся патологические симптомы. Обыденным примером такой ситуации могут служить экзамены и напряженная подготовка к ним, если эта деятельность кончается провалом, то могут возникнуть кризисные ситуации. Подобные ситуации могут возникнуть вследствие развода или потери близкого человека.
Здесь психиатрии приходится вторгаться в мир «нормальных», психически здоровых людей, заниматься их проблемами, помогать страдающим, возможно, даже не прибегая ни к каким диагностическим формулировкам. Такие состояния, требующие немедленного вмешательства, обычно очень интенсивны, сопровождаются дезорганизацией своего Я (Ego) (135), временными функциональными расстройствами и потерей трудоспособности. Можно встретиться с такими проявлениями, которые не представляют угрозы для жизни, но для больного сопровождаются сильнейшим страхом смерти. Сильные переживания страха и тревоги могут появляться или открыто или в форме какого-либо телесного заболевания, в обоих случаях они требуют немедленной врачебной помощи. Что касается диагностики, то наибольшую проблему представляют именно те соматические жалобы, которые имеют психогенный характер (вызваны страхами, тревогой). Особое внимание следует уделить одной из важнейших форм кризисного состояния: реакциям траура.
Проблемой траура Фрейд занимался еще задолго до появления современной теории кризиса, изучал он и появляющиеся в такой ситуации реакции (216). Благодаря его исследованиям ученые позже обратили, а врачи и до сих пор изо дня в день обращают внимание на то, какую чрезвычайную роль могут играть в психической жизни людей различные потери, утраты (потеря близких людей), такие утраты – особенно у детей – являются источниками заболеваний, будь то утраты реальные или только мнимые, воображаемые ребенком (321, 459, 548, 549). Как говорит Парке, различные утраты в психиатрии имеют такую же важность, как воспаления в патологии.
С траурными реакциями можно встретиться не только у больного, но и у его близких. Сложной задачей для врача, например, могут явиться депрессивные жалобы, траурное настроение больного, перенесшего ампутацию конечности, но не менее интенсивно ему приходится заниматься с родными больного, если того постигает смерть. Сейчас уже с такими траурными реакциями (многие авторы называют подобные состояния реактивной депрессией) приходится заниматься врачу. С развитием медицинской науки и общества такие состояния стали проблемой медицинской психологии и психотерапии, они перестали быть сферой деятельности священников.
Если подобные реакции появляются еще до смерти больного, обычно говорят об «антиципированном трауре». Родные и близкие в присутствии больного сдерживают свои чувства, ведут себя очень дисциплинированно, но в то же время у них возникает конфликт со своей совестью, поскольку они не привыкли быть неискренними. Они не имеют возможности выразить чувства, которые испытывают в связи с приближающейся кончиной родного человека. Особенно ярко такие реакции проявляются у родителей детей, страдающих белокровием (548).
Траурная реакция, согласно Энгель (186), проходит четыре стадии: начальное шоковое состояние со своеобразной заторможенностью после потрясения, «внутренняя немота». Часто человек не в состоянии принять к сведению страшную утрату. Но постепенно этот факт осознается им (это вторая стадия), на третьей стадии начинается восстановление, а на четвертой – происходит разрядка.
При типичных траурных реакциях, которые могут продолжаться даже до 3-6 месяцев, начальная «внутренняя немота», своеобразное замыкание, оглушающая пустота могут быть устрашающими. Реактивная депрессия может сопровождаться отсутствием аппетита, бессонницей, вспышками гнева, приступами безотчетного беспокойства и тревоги, подавленностью настроения. Вначале скорбящий человек может даже отрицать факт утраты, вести себя так, словно умерший продолжает жить. Он слышит разные шумы, стук, слышит голос умершего, часто видит его во сне.
Фрейд наблюдал и «полное отождествление с утраченным». Несущий траур перенимает характерные черты и привычки умершего, часто продолжает его работу. Такие явления отождествления могут проявляться и в переживаниях страха и беспокойства несущих траур (217, 548, 549), он может бояться того, что и его постигнет та же участь, что он погибнет от той же причины, что и его родственник или близкий. Это может найти проявление в страхах перед годовщинами смерти близкого: несущий траур может бояться того, что в годовщину смерти близкого человека с ним случится та же самая беда. С точки зрения практического врача очень важно обратить внимание на возможные обвинения в его адрес. В зависимости от основного строя депрессии могут отмечаться и самообвинения: люди, близкие умершему, обвиняют себя в каких-либо упущениях, считая, что виноваты в смерти близкого человека (чаще всего это не имеет никаких оснований).
45-летний больной, проходящий у нас курс психотерапии, считает себя виноватым в смерти 70-летней матери. Она очень боялась за своего единственного сына, как бы поздно он ни пришел домой, мать всегда ждала его. Мать уже много лет страдала эссенциальной гипертонией, опоздания сына «ухудшили состояние ее здоровья». Случилось, что однажды сын поздно возвратился со свидания и нашел мать у стола без сознания. Она умерла от кровоизлияния в мозг, и сын считал себя повинным в ее смерти.
Не счесть обвинений в адрес врачей и сестер, связанных с реактивной депрессией, с траурной реакцией. Близкие и родные утверждают, что больной не получал нужного лечения, скончался в результате халатности медперсонала, операции и т. п.
У 62-летнего мужчины поздно
был обнаружен рак пищевода, в этой стадии можно было думать лишь о гастростомии, позволяющей продолжить питание больного.
Скорбящую жену даже спустя год после смерти мужа нельзя было убедить в том, что
муж умер не из-за операции: она была уверена, что не будь этой операции, он бы
еще жил.
Кроме типичных реактивных депрессий известны и хронические их формы, гораздо более тяжелые как по содержанию, так и по интенсивности. Встречаются и случаи позднего появления траурной реакции. Такая «траурная реакция без траура» выражается в подавлении всех чувств, в полной эмоциональной немоте человека. Такая реактивная депрессия, которая из-за заторможенности возникает значительно позже траурного события, способствует возникновению психоза. На основе же уже упоминавшегося отождествления часто возникают ипохондрические проявления, например, «и тот, кто в трауре, получает рак». Наряду с различными соматическими проявлениями: запорами, поносами, отсутствием аппетита, затрудненностью дыхания, головными болями и пр., описаны и серьезные психосоматические заболевания людей, которых постигла утрата, например язвенный колит (104).
Каковы же наши задачи в связи с траурными реакциями (реактивной депрессией)? Чем раньше будет поставлен правильный диагноз, тем легче будет оказать помощь, тем эффективнее будет эта помощь. Если мы располагаем необходимыми познаниями, то сумеем открыть путь проявления скрытых эмоций, создать возможность для их выхода, и не станем успокаивать больных банальными фразами. И здесь особенно важно умение выслушать больного, разделить его страдания, понять их, принять участие в его беде. Это и иллюстрирует следующий пример.
Женщина 60-ти лет, недавно ее
дочь вышла замуж и вскоре 84-летняя мать ее скончалась. «Нас было четверо, а
теперь пустая квартира»... Прошло четыре месяца после смерти матери, но женщина
все никак не может успокоиться, постоянно плачет, отрешенно перебирая вещи
покойной. Об ушедшей напоминает всё. После посещения
кладбища она целый день сама не своя. Не может спать, боится, что «тронется
умом». Больная четыре раза приходила к нам на прием в неврологический
диспансер, мы тщательно обсудили с ней все случившееся и все жалобы, возникшие
вслед за тяжелой утратой. Когда «лед тронулся», мы разъяснили женщине природу
ее нервного состояния, и уже после третьего посещения дача триоксазина,
а на ночь ноксирона оказалась излишней. С тех пор у
больной нет никаких жалоб.
Может возникнуть необходимость в даче лекарств, в проведении антидепрессивного лечения, но это не всегда хорошо. Например, транквиллизирующие препараты, подавляя траурную реакцию, могут принести больше вреда, чем пользы. Благоприятная семейная обстановка помогает перенести горе, а неблагополучная только усиливает страдания.
При атипичных и сложных траурных реакциях следует направлять больных к специалисту.
Одним из важнейших элементов психологии лечебной деятельности является ведение больного. Это распространенное в медицине понятие, комплексное ведение больного раньше всего и наиболее глубоко было разработано в области фтизиатрии. Именно поэтому мы и принимаем ведение легочных больных за модель и пользуемся при изложении иллюстративным материалом из этой области, так как их можно применять и в случае хронических больных иного профиля. Необходимость в комплексном ведении больного возникает, прежде всего, в следующих случаях.
Врач, сестра наблюдают больного, направляют его на всем протяжении хронического заболевания. Первым этапом ведения больного является ознакомление его с возможностями лечения, формирование тесного контакта с ним, который помогает ему в последующем смириться с новыми условиями существования, обусловленными болезнью. Это, собственно, «органический» этап: профессиональные знания дают врачу (сестре) возможность во всеоружии их компетентности поддержать больного, предвидеть различные повороты в течении болезни и ее лечении. Профессионализм, основанная на высокой компетентности врача помощь уже сама по себе является для больного большой поддержкой: он может смело опереться на своих исцелителей (310), эта связь помогает ему чувствовать себя в безопасности. На практике первостепенную важность имеет не общее, отвлеченное, а всегда индивидуальное, конкретное, до самых мелких деталей. Повседневно звучащие вопросы (Отчего это? Почему болит? До каких пор будет продолжаться? Что это значит? Что я должен делать? Как мне вести себя?) требуют в конкретной ситуации конкретного ответа, индивидуальных бесед. Естественно, что соматические жалобы тесно переплетаются с личными, психическими проявлениями, ведь речь идет не об отвлеченных научных вопросах, а о проблемах, глубоко лично затрагивающих страдающего человека. В этой связи приходится углубленно заниматься не только физическими жалобами больных, но и их реакциями на лечение, всеми психосоматическими проявлениями. В ходе лечения на первом месте должен стоять точный прием лекарств больным. О важности этого уже говорилось, а при реактивных депрессиях это может иметь и жизненно важное значение (62, 97, 365, 431), ибо сопротивление лечению, невыполнение предписаний врача может затянуть или даже сделать невозможным излечение болезни, провести к трагическому концу. С «органической» стадией ведения больного тесно связан и выбор методов лечения болезни, среди которых на первом месте стоит операция и связанные с ней проблемы (отказ от вмешательства, см. стр. 222; 62, 432, 622).
Следующей стадией ведения больного является работа, направленная на соблюдение больным всех предписаний, в том числе и касающихся условий жизни. Сюда же относится и помощь больному в деле приспособления к окружающей среде, к коллективу. Совсем не просто помочь приспособиться людям, борющимся со множеством внутренних затруднений, чаще всего глубоко страдающих, борющихся с переживания страха и тревоги. Расстройства поведения, возникающие в результате различных недоразумений, ошибок и предрассудков, предвзятости, требуют особенно тщательной просветительной работы. Сейчас уже мы в ходе личных занятий с больными прилагаем все усилия, чтобы предоставить им возможность и добиться пребывания их в лечебном учреждении на протяжении всего времени, необходимого для излечения, без перерывов.
С двумя предыдущими этапами тесно связана и собственно психологическая сторона ведения больного. Мы видели уже, что ведение больного не равнозначно лишь информации относительно лечения. Не имеет никакого значения и «объективное», отвлеченное разъяснение фактов. Ведение больного, тесно зависящее от ситуации и личности больного, состоит в тонких личных индивидуальных занятиях, в ходе которых получают разъяснение, обсуждаются мельчайшие детали, проблемы, физические и психические жалобы. От больного и от ситуации зависит и то, насколько активными должны быть врач и сестра. Но одно непреложно: самую большую активность они должны проявлять в отношении внимательного выслушивания больного. Может оказаться полезным исследование ятрогенной и аутогенной картины заболевания, сопоставление и сближение этих представлений. Перед больным ясно предстанут, в ходе вербального выражения и разъяснения станут более углубленными его собственные представления, впечатления, переживания, реакции, а также их соответствие или несоответствие объективным медицинским представлениям. Естественно, что деятельность врача, наряду со всем упомянутым, должна опираться на использование элементов поддерживающей психотерапии. В ходе длительной и тяжелой болезни необходимость в поддержке, подбадривании, убеждении возникает у больного не раз (таблица 3).
Однако
работа с больным не кончается с окончанием больничного лечения. Она продолжается
в диспансере, где происходит постепенное восстановление здоровья с работой по
реабилитации, которая способствует возвращению в общество как можно более
полноценного члена его. Подводя итог: ведение больного – тщательная и тонкая
индивидуальная работа, в ходе которой, благодаря объединению в едином комплексе
множества элементов, лечение достигает высшего уровня, становясь искусством
врачевания.
ТАБЛИЦА 3 Проблематика
больного человека и комплекс работы с ним
Основной
ОРГАНИЧЕСКИЙ (или
ПСИХИЧЕСКИЙ) процесс, заболевание |
Врачебное
обслуживание (лечение), работа сестры (уход) |
ПОЯВЛЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ В СОЗНАНИИ |
Вопросы и информация относительно болезни, сообщение о ней (сообщение диагноза) |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (переживания страха, тревоги, депрессия) |
Занятия с больным, прежде всего формирование контакта с ним (создание возможности опереться на нас); поддерживающая помощь |
ЛИЧНОСТЬ: мобилизуются глубокие слои (переживания, фантазии, конфликты) |
Более основательные индивидуальные занятия с больным, предоставляющие возможность для выхода значительных аффектов, возможность отреагировать на волнующие больного проблемы |
ЗАЩИТНО-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: отрицание факта заболевания, проекция и пр. |
|
Тяжелые ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ: психозы, делирий и пр. |
Психиатрический консилиум, возможно, специальное лечение (курс терапии психотропными препаратами, психотерапия) |
(И. Харди «Врач, сестра, больной: Психология работы с больными», С. 148-154)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |