|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Психология санитарного
просвещения (по Р. Конечному и М. Боухалу)
«Санитарное просвещение – это
лечебно-профилактическая деятельность, целью которой является привлечение
населения как к индивидуальной профилактике и участию в лечении, так и к более
широкой общественной профилактике, то есть, прежде всего, создание здоровой
жизненной среды.
По содержанию важнейшими темами
санитарного просвещения являются: психическая гигиена и профилактика неврозов,
половое воспитание и охрана здоровья матери и ребенка.
Форма санитарного просвещения может быть
коллективной и индивидуальной. Некоторые формы коллективного санитарного
просвещения действуют на более широкие слои
населения, преимущественно на здоровых лиц, например,
медицинские советы, передаваемые по радио и телевидению, публикуемые в печати,
короткие фильмы на медицинские темы, включаемые в обычно киносеансы. Лекции и
беседы могут действовать как не дифференцированно – на более широкие слои
общества, так и целенаправленно – на определенные избранные
группы населения: на рабочих в таких предприятиях, где их здоровье находится
под угрозой; на группы больных определенным заболеванием, на больных одного
стационарного отделения больницы.
Индивидуальное санитарное просвещение, носящее по большей части
характер короткого объяснения, за которым следует разговор, направлено на
отдельного индивида, чаще всего, на больного и его родственников. Индивидуально
санитарное просвещение, безусловно, пронизывает лечебный процесс, в нем
отражается многое из того, что было сказано о психологическом отношении врача,
сестры и больного. Индивидуальное санитарное просвещение родственников имеет
значение в особенности в деле охраны здоровья больного ребенка, как об этом
свидетельствует необходимость гармонизовать психику сверх заботливых матерей.
Санитарное просвещение во всех формах в различной степени способствует
более широкой общественной профилактике заболеваний, профилактике развития
определенных болезней, а также и профилактике ухудшения уже развившихся болезней
и профилактике рецидивов уже излеченных болезней.
Несмотря на то, что санитарное просвещение занимается такими темами,
которые не носят выраженного психологического характера, они всегда включают в
себя психологическую проблематику, поскольку касаются человеческих
взаимоотношений, предоставляют людям информацию, рекомендации и советы и
действуют на них эмотивно. Примером «непсихологических»
тем может служить профилактика травм, гигиеническое санитарное просвещение и
советы по профилактике инфекций. Эффективность санитарного просвещения в этих
направлениях, например, в области питания, бывает обусловлена тем, какой психический
контакт установил лектор со слушателями, насколько он бывает
способен соединить разумные аргументы с эмоциональными и суггестивными
влияниями, насколько он способен оценить информированность слушателей о теме
лекции и исходить из этого, как точно уловит отношение слушателей к теме
(интерес, согласие, протест, недоверие, ирония), и в какой степени ему удастся
тактичным способом положительные тенденции усилить, а отрицательные ослабить
или изменить.
В отношении к санитарному просвещению
имеет значение и психология медицинского работника: его взгляды, повадки и
вредные привычки, которые могут войти в противоречие с его целями. Врач,
который сам очень много курит, вряд ли будет эффективно выступать против
курения, врач, который без меры употребляет алкоголь, не может убедительно
подействовать на больных алкоголиков. Врач, который не любит публично выступать,
с трудом преодолеет нежелание беседовать с группой больных или выступить с
лекцией на медицинскую тему. Естественно, что некоторые медицинские работники
лучше понимают пользу санитарного просвещения и с интересом принимают в нем
участие, другие – делают это реже и в меньшем объеме. У пассивных в этом
отношении медицинских работников встречаемся с психологической
рационализацией: отсутствие интереса или отвращение к санитарному просвещению
они оправдывают, например, тем, что «курение, собственно, не вредит здоровью»,
«алкоголь – это лекарство», «санитарное просвещение все равно не приносит
никакой пользы». Следует избегать двух крайностей: во-первых, принуждать
медицинских работников без учета их заинтересованности и способностей
проводить «организационно и планомерно» санитарное просвещение для того, чтобы
можно было подать сводку о количестве проведенных мероприятий; во-вторых –
санитарное просвещение недооценивают сами медицинские работники и тогда, когда
сами того не ведая, хорошо или плохо, все-таки осуществляют его (что особенно
касается индивидуального санитарного просвещения) при обычном контакте с больными, с их родственниками, при
ответах на их вопросы, в рекомендациях о
режиме жизни и питания после выписки из больницы.
О некоторых трудностях и опасностях, возникающих при
санитарном просвещении, при которых пренебрегают психологической проблематикой,
имеется упоминание в главе о ятрогении. В этой связи Франкл говорит о
коллективных ятрогенных неврозах, вызванных неловко
формулированными лекциями и советами, передаваемыми по радио и через другие
средства массовой информации». (Р. Конечный, М. Боухал,
С. 309-311)
См. так же на сайте «Психология профилактики и гигиены» и др.
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |