|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Психология врачебно-трудовой
экспертизы (по Р. Конечному и М. Боухалу)
В«Рто РѕРґРЅР° РёР· наиболее сложных сторон медицинской
психологии. При проведении экспертизы трудоспособности врач оказывается между
двумя серьезными и до известной степени противоположными требованиями: он
должен удовлетворить больного, РЅРµ повредить ему Рё одновременно РѕРЅ РґРѕР»Вжен
соблюдать общественные РЅРѕСЂРјС‹ Рё требования, РЅРµ делать ничего Р·Р° счет общества. Для успешного решения конкретной ситуации врачу значительВРЅРѕ
поможет, если он с первого момента встречи с больным сможет угадать степень его
ответственности перед обществом, понять, стремится ли больВРЅРѕР№ Рє выздоровлению
или имеет перед СЃРѕР±РѕР№ РґСЂСѓРіРёРµ цели Рё проблемы, котоВрые РѕРЅ предполагает РїСЂРё
помощи болезни или просто «по случаю» болезни решить: например, избежать
конфликта на работе или добиться там каких-либо изменений в свою пользу,
вызвать сочувствие мужа или жены, или просто отдохнуть, или, наконец, добиться
установления пенсии. Однако имеется разница между тем, когда больной, в
сущности, неосознанно реагиВрует РЅР° СЃРІРѕСЋ болезнь (неосознанная целенаправленность),
или РєРѕРіРґР° РѕРЅ СЃ полным сознанием намеренно использует ее РІ СЃРІРѕСЋ пользу. Рто
касается уже разбиравшихся вопросов аггравации и симуляции.
Пример подсознательной целенаправленной аггравации: у
больного гипертонической болезнью после конфликта РЅР° работе ухудшилось состояВРЅРёРµ:
повысилось кровяное давление, появились головокружения и слабость, ухудшилась
способность концентрации внимания на работе. Больной решил,
что он «страдает по вине окружающих», проникся жалостью к самому себе, считал,
что его постигло несчастье, до которого довели его неприятели, но сам он не
имел достаточно силы для того, чтобы пережить эту ситуацию и был
направлен врачом в больницу на стационарное лечение. В больнице он открыто в
депрессивном тоне рассказал о своем положении и ощущениях.
Примеры сознательной аггравации:
больной в период конфликта на работе, хотя и не отмечает ухудшения состояния,
связанного с уже имеющейся у него язвой желудка, но считает, что он больной
человек, которого окружающие должны щадить, поэтому он идет к врачу и там
рассказывает ему о своих жалобах и симптомах так, как он о них помнит с периода
сезонного ухудшения состояния, о конфликтах не упоминает; врач признает его нетрудоспособным и
направляет его в больницу, куда тот поступает для контрольного обследования и
лечения.
Другой больной страдает хроническим заболеванием
позвоночника. После длиВтельного обсуждения допускает, что СЃ таким заболеванием
он мог бы работать. Но, если бы он начал работать, то у него отняли бы пенсию,
а это привело бы к тому, что при более высокой заработной плате, в случае поступления
РЅР° работу, РѕРЅ должен Р±СѓВдет платить алименты РЅР° детей своей разведенной жены.
Он не уверен в том, что у него после этого останется больше денег, чем
составляет пенсия. «После этого РІС‹ удивляеВтесь, что СЏ РЅРµ РјРѕРіСѓ работать!В» – так
заключает он свои рассуждения. Органические данные у этого
больного (тяжелый спондилоартроз) были такого характера, что РІРѕВРїСЂРѕСЃ Рѕ
трудоспособности, в конце концов, решало отношение больного к работе.
Вышеприведенные примеры тесно связаны с проблемой
трудовой мотивации. Айзенк приводит следующие разновидности
трудовой мотиВвации:
1. Заинтересованность других работников в работе
отдельного лица и в содружестве с ним.
2. Возможность роста на работе и повышения.
3. Стабильность положения на работе.
4. Величина заработной платы.
5. Выгодность рабочего времени (начало, конец смены),
что особенно важно для женщин.
6. Общественный престиж работы. Хорошо оплачиваемая
работа РјРѕВжет быть Рё РЅРµ очень притягательной. Например, несмотря РЅР° то, что
врачи в Чехословакии ни в прошлом, ни в настоящее время не оплачиваются так,
как это должно было Р±С‹ соответствовать сложности Рё трудности РёС… РїРѕРґРіРѕВтовки Рё
квалификации, профессия врача имеет довольно высокий общественВный престиж.
7. Отпуск, его длина, возможность взять его по собственному
усмотреВРЅРёСЋ РІ подходящее время.
Связью работы с умственной гигиеной и с так наз.
переутомлением мы занимаемся в главе о гигиене умственного труда.» (Р. Конечный, М. Боухал, С. 311-313)
См. так же на сайте «Психология профилактики и гигиены», «Психология
санитарного просвещения» и др.
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |