|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
ПЕДИАТРИЯ
Психогенные расстройства у детей чаще, чем у
взрослых имеют более бурный соматический характер, обусловленный еще
несовершенной центральной нервной регуляцией вегетативных функций. Известна
психогенная рвота у детей, возникающая чаще всего по утрам из-за страха
перед школой; психогенные поносы при психическом напряжении и страхе, приступы
затруднения дыхания, которые составляют проблему при дифференциальном диагнозе
бронхиальной астмы или титании. Следует думать об
условно-рефлекторном механизме фиксации некоторых симптомов, например,
сохраняющийся кашель в течение длительного времени после выздоровления от
коклюша. Иногда выраженное усиление кашля можно наблюдать при
обычном бронхите в тех случаях, когда ребенок словами или каким-нибудь другим
способом не может проявить свое упрямство и недовольство, усиленный кашель здесь
является выражением протеста. Но у взрослых такое явление имеет
скорее сознательную сторону.
Психологически сложным вопросом в педиатрии является
требование соответствующего и дифференцированного подхода к детям различных возрастных
групп. Хороший педиатр превосходно владеет целой шкалой словесных и мимических
выражений, с помощью которых артистически приближается к степени реактивности
и контакта больных детей. Педиатр, у которого имеются свои дети, находится в
более выгодном положении, так как он может воспользоваться уже проверенным
опытом. Возраст ребенка не является надежным индикатором, показывающим, на
каком уровне следует персоналу обращаться с данным больным. Имеется
определенный процент слабоумных детей, большое количество умственно ограниченных,
далее – дети, отставшие в развитии, но которые со временем наверстают
это отставание, и дети с ускоренным развитием, которое часто впоследствии
замедляется и тем самым выравнивает их развитие с другими детьми.
Задачей педиатра и
его сотрудников является воспитание детей здоровыми, с определенными навыками
умственной и физической гигиены; и делать это необходимо не путем деклараций и
словесных призывов, а созданием и закреплением соответствующих навыков. Там,
где об этом забывают, наблюдается регресс и госпитализм.
Нелегко добиться в этом направлении совместной работы с родителями, которые
часто по отношению к больному ребенку занимают позиции
слепой, неразумной заботы и тем самым усиливают в ребенке пассивность и
ощущение беспомощности и зависимости.
Иногда ребенок
поступает в медицинское учреждение с нарушением поведения, а иногда даже с
правонарушениями, которые иногда способствовали заболеванию (охлаждение,
воспаления, кожные болезни, травмы), что часто затрудняет оказание эффективной
лечебной помощи. Недисциплинированный упрямый ребенок с реакциями протеста не
помогает в лечении, а иногда своей «храбростью» и «оригинальностью» импонирует
другим детям до такой степени, что они начинают брать с него пример.
Детские травмы до определенной степени бывают
обусловлены психологически. Естественная эмоциональная и волевая лабильность
проявляется в виде непоседливости и взбалмошности. Ребенок,
особенно в более младшем возрасте, не способен, в связи с недостатком опыта,
отличить опасные элементы в определенной ситуации, например, неустойчивость
опоры при лазании, скользкость почвы, опасность предметов, которыми он бросается
в других, не различает угрожающие элементы в ситуации на дороге, когда его
внимание больше привлекает к себе перебегающий через улицу приятель, чем тихо
приближающийся легковой автомобиль. Иногда имеет место враждебное и
упрямое отношение детей к взрослым: ребенок проявляет действительное или
притворное стремление поставить под угрозу водителя машины, бросая камни или
создавая ему неожиданные препятствия во время езды. Если у шофера есть время,
то не повредит, если он незаметно вернется и вступит в контакт с маленьким
хулиганом таким образом, чтобы объяснить ему, что такое поведение опасно и для
него. Другим мотивом такого рискованного поведения детей может быть желание
выглядеть перед своими друзьями «героем». Ребенок не уступает дороги приближающемуся
автомобилю до последнего момента, чтобы доказать, что он не боится опасности.
В профилактике
травм имеет значение как целесообразное воспитание детей в семье, так и сам
эмоциональный климат семьи, который обусловливает психическую уравновешенность
детей. Задача воспитателей, родителей и учителей заключается в том, чтобы
научить детей в интересной и непринужденной форме распознавать значение и
функции всех важных предметов и механизмов, с которыми они могут соприкасаться
и которые могут представлять собой опасность для них как дома, так и вне дома.
В спорте и физкультуре наилучшей профилактикой травм является надежное овладение
техникой упражнений, приобретение необходимой физической выносливости и
хорошее психологическое руководство, снижающее напряженность, волнение и
страх.
Отравление детей
лекарствами, которые ребенок может съесть, приняв их за конфеты или из
любопытства, чтобы узнать, какой вкус имеет лекарство и как оно действует, как
правило, происходит по вине родителей, которые оставляют лекарства в местах,
доступных детям. С воспитательной точки зрения гораздо разумнее, если родители,
регулярно принимающие лекарства, не делают этого в присутствии детей, чтобы не
показывать им пример. По тем же соображениям вредно говорить перед детьми о
лекарствах и вообще о болезнях. К этому имеют
склонность особенно родители-невротики, которые в своем эгоцентризме не желают
считаться даже с детьми.
Об атмосфере
детских медицинских учреждений и детских домов уже было упомянуто в главе о госпитализме. Не рекомендуется при приеме ребенка говорить
ему, что «мама сейчас придет», это подрывает у него доверие к нам при будущем
общении. Не следует также ожидать, что ребенок быстро исполнит, особенно
вначале, все назначения и требования персонала. Более целесообразно
предоставить ребенку время для адаптации. Слишком категоричные приказания
вызывают скорее негативные реакции. Частым неуместным выражением медицинского
персонала является следующее: «Ужасный ребенок, всего боится!» В особенности олигофреничные и умственно отсталые, но также и
невротические дети отличаются повышенной готовностью к страху, которую
невозможно преодолеть разумными аргументами, а скорее благожелательной мимикой,
успокаивающими жестами и умеренным тоном голоса.
По отношению к родителям
наиболее сложные психологические проблемы возникают при хронических и,
особенно, при тяжелых заболеваниях. Первое сообщение о таком заболевании
вызывает у родителей бурную депрессивную реакцию. Особенно те родители,
которые по праву или излишне испытывают чувство, что чего-то они не досмотрели
у ребенка, обвиняют самих себя (люди интрапунитивного
типа), своего супружеского партнера, дедушку и бабушку или медицинский персонал
(экстрапунитивный тип реакции). Наиболее тяжелые
моменты переживают родители и персонал при заболевании ребенка саркомой и
лейкемией. Смерть детей медицинский персонал воспринимает более тяжело, чем
смерть взрослых.
Специфичность детского коллектива. Она касается стационарных учреждений и детских
домов. Наиболее существенными различиями между детским коллективом и коллективом
взрослых больных являются следующие: детский коллектив, особенно в больницах,
бывает более неоднородным в связи с тем, что здесь имеются дети различных
возрастных категорий, с различными уровнями проявлений, с различными
интересами, а вследствие этого и с ограниченными возможностями общения. Но с
другой стороны, вследствие того, что дети, не взирая на возрастные категории,
являются более эмоциональными, они более открыто проявляют страх и агрессивность,
более внушаемы; в коллективе возникает общая эмоциональная атмосфера, особенно
при более взволнованных ситуациях – например, когда один ребенок больше
других страдает, или наоборот, проявляет большую радость. Дети, оторванные от
семьи, имеют большую потребность в любви и понимании. Это предъявляет
повышенные требования к психологическому и воспитательному урегулированию
режима в учреждении таким образом, как об этом уже
несколько раз упоминалось.
Школа в больнице
представляет собой существенный компонент в профилактике госпитализма
и нарушения психического развития: Наиболее целесообразным бывает, когда дети
могут учиться в отдельных помещениях, так как при этом удерживаются школьные
навыки, а чередование больничных и классных комнат придает режиму необходимую
динамику перемены. Школьное обучение в больнице требует, чтобы учителя были
способны определить как индивидуальность ребенка, так и специфику его заболевания
и в соответствии с этим избрали наиболее эффективную форму и содержание
обучения. Монотонность больничного режима и недостаток человеческого контакта
часто ведет к тому, что ребенок с радостью ждет прихода учителя как человека,
который в больнице находит для него время. Опытные учителя умеют понять такое
состояние ребенка и вовлечь его в совместную работу.
Вопрос о посещении детей был нами уже разобран в главе
о госпитализме. К нему же относится и ряд замечаний
из главы о посещении больных в отделении вообще. Для педиатров и сестер
существенную психологическую проблему представляет собой посещение излишне
заботливых родителей с проявлениями чрезмерной любви, а с другой стороны –
родители, не проявляющие интереса к детям. У первой категории можно
предполагать, что они будут очень хорошо заботиться о своих детях с физической
стороны лишь с одним минусом – они боятся физической закалки детей. Но с
психической стороны они могут вредить своим детям в том, что не воспитывают в
них самостоятельность, ответственность и эмоциональную сопротивляемость к
различным психическим препятствиям. Вторая категория – родители, не
проявляющие интереса к детям, причиняют вред своим детям и с физической стороны,
например, тем, что не заботятся о гигиене, не обращают внимания на первые
признаки заболевания.
Болезнь и проблемы молодежи. В юношеском
возрасте реже наблюдаются тяжелые соматические заболевания. Иногда молодые люди
и сами не замечают первоначальных признаков начинающегося заболевания: их
интересы бывают сосредоточены на спорте, самоутверждении в обществе сверстников,
на эротике и быстром приобретении экономической самостоятельности; болезнь для
них означала бы препятствие в достижении этих целей. Поэтому у них
часто отмечается подавление ощущения болезни. Особенно юношам кажется трусостью
болеть и подвергаться уходу матери. Исключение составляют тенденции, преследующие
определенные цели: избежать обязательных и неинтересных уроков физкультуры в
школе, или призыва в армию, или работы в бригаде помощи колхозу или
стройке. В таких ситуациях физическое недомогание используют чаще всего те
молодые люди, которые были разбалованы в детстве, а также гиперсензитивные
и невротические лица. В таких случаях может иметь место подсознательная аггравация,
сознательная аггравация, реже – симуляция. Но если у молодых людей не
встречаются в такой степени, как у взрослых, соматические заболевания, то на
первый план у них выходит тот факт, что свыше 50 % смертности у них приходится
на долю травм, преимущественно обусловленных дорожными происшествиями
(мотоциклы), и самоубийств. Психологическая и психопатологическая стороны
обоих этих явлений совершенно очевидны. В последние годы обращает на себя
внимание легкомысленное отношение молодых людей к венерическим инфекционным
заболеваниям. Это имеет неблагоприятные последствия, связанные с
распространением инфекции. О татуировании, типичном
для данного возраста явлении, мы уже упоминали.
ГЕРОНТОЛОГИЯ
На некоторых
терапевтических отделениях больше 60% больных составляют люди старше 60 лет.
Улучшение жизненных условий и медицинская помощь, без сомнения, удлиняют
длительность жизни. Но соматическое сохранение жизни не всегда бывает связано
с положительным психическим наполнением ее. Старые люди не могут
приспособиться к быстрым переменам и изменениям жизни, а многое, что и для
молодых людей бывает трудным и сложным, они еще в меньшей степени способны
понять. Несмотря на то, что они живут в семье вместе с молодыми, они все-таки
бывают относительно изолированными, поскольку они не всегда понимают новые
условия жизни и работы. Но еще более сложным бывает их положение в тех
случаях, когда они живут в полном одиночестве. У старых одиноких людей может
наступить такое парадоксальное явление, что болезнь их станет последним
средством для установления контакта с людьми: к больному приходит врач, он
может поступить в больницу, где попадает в коллектив больных, чувствует
интерес к себе и сочувствие.
Граница между состоянием здоровья и болезнью у старших
людей менее заметна, чем в молодом возрасте. Немцы говорят об «Alltagsbeschwerden», ежедневном обычном недомогании. При
часто повторяющемся таком недомогании в пожилом возрасте решающую роль играет
отношение к нему: будет ли это недомогание переживаться интенсивно, или будет
вызывать страх и неуверенность, или же лицо, находящееся на границе между состоянием
здоровья и болезнью, будет способно отвлечься от своих неприятных ощущений,
больше жить внешним миром и окружающими людьми, чем своим телом и страхом за
него. Особенно на периферии часто можно встретить старых людей нездорового
внешнего вида: бледных, вероятно анемичных, с затрудненным дыханием, с
пораженной кожей и с суставными деформациями. Городской человек просто не может
понять, почему они не бывают госпитализированы, и многие из них даже еще и
работают постоянно, хотя и с меньшей эффективностью. Здесь действует традиция
еще с тех времен, когда сельское хозяйство и земля скорее были повелителем
своего владельца, чем наоборот, и сознание того, что болезнь стоит денег и
наносит ущерб хозяйству, а больница означает конец всему. В отличие от таких
людей многие другие люди старшего возраста в городах, живущие одиноко, при
недостатке других стимулов концентрируют внимание на своих соматических
процессах, интенсивно переживают свои ощущения, обусловленные органическими и
невротическими причинами, и делают единственное, что, по их мнению
и разумению, имеет смысл: обращаются к врачу и требуют помощи. В связи с тем,
что в старых супружеских парах чаще дольше живут женщины, которые и в среднем
возрасте отличаются склонностью к неврозам и депрессии, данное замечание
касается в первую очередь этой группы населения.
У мужчин развитию подобных связей и отношений
способствует, главным образом, перевод на пенсию и, особенно в тех случаях,
когда работа для них была основным и единственным смыслом жизни, и когда они
оказываются неспособными найти для себя какое-нибудь занятие. Отсюда вытекают
определенные требования психической гигиены к способу жизни человека на
пороге старости, «подготовка его к старости».
СТОМАТОЛОГИЯ
Вопросы психологии
в стоматологической практике разработали совместно Срп
и Коминек (218). В стоматологии на первом месте стоит
перенесение боли, которая обычно и приводит больного к врачу. Здесь возникает
порочный круг: страх перед болью приводит к тому, что не лечат небольшие
кариозные процессы, а процессы, вызывающие боль, как правило, требуют более
обширных и болезненных вмешательств. При оказании помощи стоматолог обычно
считается с тем, что чувствительность к боли различна в разных возрастных
категориях; этому способствует также и ретракция пульпы,
наступающая с возрастом. Но надо учитывать, что существуют и индивидуальные
различия в чувствительности к боли, вызванные либо врожденными, либо
приобретенными причинами (см. главу о преморбидной
личности и о переживании болезни). Сверхчувствительных больных, у которых не
удастся уменьшить боль при обычных методах лечения, необходимо лечить
постепенно, принимать их повторно и использовать все доступные средства для
уменьшения болезненности. Если уже врач должен причинить боль, то он обязан
действовать быстро, без колебаний, так как неуверенность замедляет
манипуляцию, понижает ее качество и тем самым причиняет вред больному. Уместно
показать больному, что врач понимает и в полной мере оценивает его боль, но не
следует выражать больному чрезмерного сочувствия, когда врач, оказывающий
помощь, собственно сам и причиняет эту боль.
Страх больного
перед лечением и боязнь боли в значительной мере осложняют работу стоматолога.
Поэтому в некоторых случаях оказывается необходимой совместная работа
стоматолога с психотерапевтом и с психиатром. Боль и страх могут уменьшить как
психотерапия, так и некоторые психофармакологические средства, как, например, антидепрессивные препараты (анксиолитические
лекарственные вещества).
Значительное
психическое напряжение у большого количества лиц вызывает дистракция
зубов и подготовка к ней. Опытный стоматолог иногда может произвести
экстракцию так ловко, что больной, приготовившийся к большому мучению, бывает
очень удивлен. Не следует показывать больному окровавленный извлеченный зуб,
зажатый в клещах, так как при этом создаются напрасные отрицательные ассоциации
для будущего. Перед экстракцией или в процессе ее у некоторых больных
наблюдается абнормальная реакция страха или приступ истерического типа.
Подавляемый истерический приступ необходимо с уверенностью отличить от
коллапса и от слабого эпилептического приступа; инструкцию об этом можно найти
в руководствах по психиатрии и неврологии. При оказании помощи больному целесообразно,
если врач-стоматолог сигнализирует сестре свои требования жестами, чтобы избежать
применения неприятно действующих на больного технических терминов, например,
«нижнечелюстные клещи!».
Зубные протезы больные требуют по разным причинам:
чаще всего – это стремление к улучшению функции челюстей, а также очень часто
имеет место и эстетическая мотивировка, особенно у женщин. Большие психические
проблемы возникают при снимающихся протезах, которые непрерывно напоминают
больному о его возрасте, о связи его состояния с возрастом и о других
обстоятельствах. Тотальные протезы изменяют выражение лица, поэтому больной не
всегда будет доволен протезом, даже если в функциональном отношении он бывает
хорошим. Для обозначения привыкания больного к протезу, прижился термин
«психическая инкорпорация протеза». Наиболее выраженным доказательством
совершенной инкорпорации протеза считается тот факт, когда больной ищет свои
зубы и находит их, наконец, у себя во рту. Человек, стесняющийся
своего протеза, иногда изолируется от общества, избегает знакомых и друзей.
Зубы символически имеют значение агрессивности (см. выражение «иметь на
что-нибудь зуб»), успеха в обществе и в эротике; отсюда депрессия и чувство
собственной неполноценности при их дефектах.
Дети с аномалиями
зубов страдают нарушениями речи и могут отличаться от других внешним видом и
выражением лица – выглядят «глупыми». Они страдают от насмешек окружающих и
реагируют на них различным способом: у них проявляется чувство собственной
неполноценности или агрессивность, иногда они берут на себя роль «клоуна в
классе». Для того чтобы компенсировать ребенку эти затруднения в детском
коллективе и в школе, родители иногда чрезмерно захваливают и переоценивают
способности и талантливость своего ребенка, что в будущем может привести к разочарованию.
Психологический
фактор связан также с причинами кариеса зубов и его осложнениями. Кариес зубов
чаще встречается в тех странах, где имеется наибольшее потребление сахара и
сладостей. Решающее значение принадлежит способу питания детей, а последний зависит,
главным образом, от родителей, от того, в какой мере они разрешают детям есть
сладости, особенно вечером перед сном. Родители, бабушки и дедушки бывают в
этом отношении непринципиальными, даже если они и знают все о правильном
питании ребенка. Здесь действует мотивировка: «дать ребенку то, чего не могли
себе разрешить мы», стремление удержать этим симпатии детей, иногда также этим
стараются подавить угрызения совести в том, что мало уделяют внимания детям. У
некоторых детей и у взрослых сладости становятся компенсатором успокоения при
личных неприятностях, неудачах и при недостатке цели и смысла в жизни. Об этих
обстоятельствах следует помнить для того, чтобы при санитарном просвещении,
направленном на правильное питание, мы отдавали бы себе отчет в ограниченном
воздействии исключительно разумных и «научных» аргументов.
При гингивите
иногда отмечаются депрессия и апатия при неосторожном сообщении о прогнозе
этого хронического заболевания. При воспалении слизистой полости рта и языка
иногда развивается канцерофобия, как и при
лейкоплакиях. Неприятным бывает также запах изо рта, как в обществе, так и при
контакте людей друг с другом.
Среда, где происходит оказание стоматологической
помощи. Комната ожидания должна иметь
приятный, как можно менее больничный характер, должна
быть снабжена журналами. Плакаты на санитарно-просветительные темы не
пользуются вниманием больных, находящихся в комнате ожидания и испытывающих
страх и напряженность. В кабинете врача уместно как можно больше ограничить
специфические стоматологические элементы, такие, как, например, белая окраска,
«выставка инструментов», с которыми больной связывает ряд возможных
переживаний. Неприятное действие оказывает и ряд кресел, поставленных близко
друг от друга – это припоминает конвейер». (Р. Конечный, М. Боухал, С. 335-342)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |