|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Сущность психотерапии
Так как единого определения психотерапии не
существует, мы попробуем сначала объяснить дело этимологически. Если под
названием фармакотерапии мы понимаем лечение лекарствами, под гидротерапией –
лечение водой, под пиротерапией – лечение при помощи высокой температуры, то
логичным было бы под названием психотерапия понимать лечение психическими
средствами. Однако целый ряд авторов говорит о лечебном воздействии психологическими
средствами: Пьер Жане понимает под ней «использование психологической науки в
целях лечения разных болезней»; В. Э. Фишер в книге «The Meaning
and Practice of Psychotherapy» понимает под ней плановую и систематическую
аппликацию психологических фактов и теории в лечебном процессе; а для некоторых
наших психологов (Кратохвил, Сыржиштова)
она является преднамеренным упорядочением нарушенной деятельности организма
психологическими средствами: словом, мимикой, намеренным использованием влияния
внешней среды. Другие авторы определяют понятие «психотерапия» как «лечение
специфическим опытом», при помощи которого устраняются, по возможности,
навсегда нарушения в состоянии здоровья, а больному
обеспечивается более спокойная жизнь, чем прежде». Под «специфическим опытом»
они понимают «специфический интерперсональный опыт,
т. е. новое в опыте с людьми, которое изменяет до сих пор существующие
отношения с людьми».
Также слова Мясищева о том,
что «психотерапия во всех своих формах является методом воздействия не только
на психику, но посредством психики – на весь организм человека», подобно
мнению Грассета о том, что дело касается не только
лечения «de l’esprit», но
и «par l’esprit» (т. е.
не лечение психики, а лечение посредством психики) нуждается в объяснении.
Нет сомнения, что с
помощью психотерапии можно лечить как психические, так и соматические и
психосоматические нарушения здоровья. Гипнозом, например, можно устранить
фобии, рвоту беременных, а также бронхиальную астму (в некоторых случаях) и
даже могут исчезнуть бородавки, после внушения в состоянии гипноза.
Нет, далее,
сомнений и в том, что психотерапия действует посредством психики, следовательно,
через мозг человека, будь то при полном сознании (психотерапия в состоянии
бодрствования) или в состоянии более или менее полусознательном или
бессознательном (гипноз, интервью под влиянием укола психотона,
психотерапевтическое воздействие под наркозом и т. п.)
Спор заключается в
понятиях «психическими» или «психологическими» средствами. В этом, собственно,
и заключается сущность обычного спора (который недавно велся в Чехословакии), а
именно: можно ли считать психотерапией терапию при помощи труда.
Но понятие
«психологический» гораздо шире, чем понятие «психический». «Психически» человек
действует на человека только при прямом непосредственном контакте. «Психологически»
(с психологическим умыслом, намерением – имея в виду специфическое воздействие
на психическую жизнь человека) можно воздействовать и иными средствами, чем
«психическими». Психологическими средствами действуют,
например, на зрителя и слушателя каждая театральная, телевизионная, кино- или
радиопостановка (жуткие и таинственные звуки, музыкально-драматический фон, напряженная
тишина, полутьма и т. д.), торжественные церемонии, пропаганда, архитектура,
тюремная камера-одиночка и т. д.
В психотерапии непосредственно действуют: 1. психическими средствами (посредством
эмпатии, акцептации, понимания, выраженного словом, выражением лица, жестами)
психотерапевт в психотерапевтическом соотношении. Но
и лечащий персонал под руководством психотерапевта или психодрама
Морено действуют прямо психическими средствами. Наиболее выразительной
классической формой психотерапевтического воздействия является индивидуальная
психотерапия, в которой психотерапевт действует при помощи
смысловых раздражителей социальной осмысленной интеракции: словом (логопсихотерапия), паузой, жестом, улыбкой, выражением
лица. Речь идет о психотерапии в узком, собственном смысле слова,
о создании психотерапевтического, индивидуального, личного и неповторимого
отношения и процесса, которым психотерапевт руководит так, чтобы его
результатом было устранение симптомов болезни, или же в отдельных
случаях даже такая коррекция личности, чтобы не возобновились симптомы
заболевания.
2. Психотерапевт может усилить действие психотерапии
тем, что создает и психотерапевтически действенную
среду (внешнюю и общественную). Он преднамеренно действует психологическими
средствами. Действенная психотерапевтическая среда может касаться как
а) лечебной
больничной среды, так и
б) собственной
жизненной среды больного.
В этой связи необходимо упомянуть о так называемом
терапевтическом сообществе (The Terapeutic Community,
сокращенно ТС) и в особенности работы Джонса и Шиндлера,
которые исходят из предыдущего опыта и опыта из города Гютерсло
(Симон, Сивадон). Терапевтическое
сообщество должно предупреждать, прежде всего, больничную депривацию.
Оно должно дать пациенту роль ответственного члена группы, больница
воспринимается как коммуна – сообщество больных и медицинского персонала.
Пациент должен осознать подлинную ценность собственной личности. (В Чехословакии: Конечный, Скала, Боухал, Гадлик, Гауснер и др.). Ядром ТС бывает общее собрание
больных и персонала со свободным обменом мнениями о жизни и проблемах отделения,
вслед за которым проводится собрание персонала, на котором обсуждаются
поступившие предложения и их реализация по мере возможности. Традиционный обход
отпадает. Опасность формализма очевидна и проявится обязательно там, где отношение
медицинского персонала к больным только формальное, как в профессиональном,
так и в общественном отношении (сравни опыт макаровской
больницы).
В той и другой
среде (больничной и жизненной) может с одной стороны сказываться влияние
внешних факторов (регулярная утренняя зарядка, девиз дня, постоянный режим дня,
спокойная окраска стен, эстетическая мебель и т. д.), а с другой стороны могут
действовать факторы общественные. Так психотерапевт может создавать
терапевтически действенный коллектив больных, но может вмешаться и в жизненную
среду пациента, приспосабливать ее (или, как говорят, «манипулировать» с ней)
или даже ее изменять: школа, семья, супружество или рабочая среда и т. п.
становятся предметом активного интереса психотерапевта. Иногда это
приспособление среды является для больного более действенным и более важным,
чем сама психотерапия. Так, например, исчезнет невротическое
недомогание ребенка после изменения некоторых неподходящих «воспитательных
приемов родителей, если прекратятся ночные скандалы родителей и т. п. Иногда
достаточно изменить школьную среду, а у взрослых – рабочую среду, наладить
супружеские отношения, взаимоотношения в семье (свекровь, теща, спор о
воспитании детей), провести беседу с зачинщиком конфликтов и т. п.)
Эти исправления, коррекции или изменения среды
и отношений требуют от психотерапевта не только продуманного плана, но и
большого такта в обращении дифференцированного жизненного опыта и мудрости,
иначе может настать возможное ухудшение ситуации. Но и после выписки
больного из больницы можно работать психологическими средствами, имеются в
виду, например, клубы алкоголиков, организованные в Чехословакии Скалой, клубы
невротиков, члены которых регулярно встречаются по выздоровлении и т.
д.
В
психиатрических и реабилитационных лечебницах обычно пользуются трудовой
терапией, которая включает индивидуально назначенное и предписанное лечение
трудом, терапию искусством, артетерапию – активно
созидательную, активную или пассивную, рецептивную (например, в форме посещений
художественных и скульптурных выставок, театров и т. п.) и, наконец,
деятельность, связанную с движением и отдыхом (двигательная терапия, спорт,
походы, танцы, массовые игры и т. д.).
Эти виды деятельности, однако, нельзя назвать
психотерапией, но они создают действенную психотерапевтическую среду. Все эти
виды деятельности могут стать психотерапевтическим процессом, как только в них
непосредственно включится психотерапевт. И, наоборот, при отсутствии психотерапевта
прекращается и психотерапия. Представим себе, что каждый пациент занят
определенной работой. Если ею хорошо управляют, то она становится и действенной
(меланхолику, например, не дадим партнера тоже меланхолика, не дадим ему
механическую работу в одиночестве, но избираем форму сотрудничества с веселым
пациентом). Таким образом, мы создадим больному опорную терапевтически действенную
среду. Это не психотерапия. Представим себе, однако, что к обоим
работающим пациентам подсядет психотерапевт с продуманным
планом приемов, говорит с ними, реагирует в соответствии со своей
психотерапевтической целью: налаживает (в процессе трудотерапии) психотерапевтические
отношения, и это уже психотерапия.
Значит, психотерапия
является продуманным психическим воздействием на нарушение здоровья
смысловыми, осмысленными стимулами социальной интеракции (словом,
мимикой, выражением и т. д.).
Нам кажется, что такое определение, без претензии на
завершенность (дефинитивность) является достаточно
широким для того, чтобы охватить все формы психотерапевтических отношений,
психотерапию индивидуальную и коллективную, аутопсихотерапию (самовнушение,
аутогенная тренировка Шульца и т. п.) и аллопсихотерапию (психотерапию другого),
т. е. психотерапию в собственном смысле слова.
Некоторые взгляды на современную психотерапию
Современная
медицина считает вполне естественным оказание в показанных случаях
психотерапевтического воздействия на больного с целью устранения болезненных
или нежелательных симптомов (страх беременных перед родами).
Признается
необходимость воздействия на больного психическими и психологическими
средствами. Но если психотерапия в психиатрии является обычной, само собой разумеющейся,
сейчас она уже нормально применяется и в других областях медицины (внутренняя
медицина, кожные болезни, педиатрия, хирургия, неврология, ортопедия,
гинекология, трудовая терапия и т. д.), в которых до недавнего времени ее
применение считалось чуть ли не шарлатанством.
Исторический обзор
психотерапевтических взглядов и методов мог бы быть чрезвычайно интересным
(взаимосвязь с магией; шаманы примитивных племен; высокоразвитые
психотерапевтические восточные методы, особенно в Индии и Китае; психотерапия
в античном мире и т. д.), так как это помогло бы понять некоторые элементы
психотерапевтического процесса и его техники, которые и в своем историческом
развитии остаются относительно постоянными – и наоборот, можно было бы указать
на общественно обусловленные теории и методы. А так как такой исторический
набросок не входит в рамки нашей книги, то на примерах недавнего прошлого
попытаемся объяснить, что мы имеем в виду; например, очень интересным фактом
является то, что психиатр Поль Дюбуа (1848–1918)
понимал психотерапию в духе своего времени, как психагогику
и называл ее «моральной ортопедией», нравственным выпрямлением. Но необходимо
учитывать, что и авторитативные и морализующие педагоги того времени понимали процесс
воспитания, как моральное выпрямление.
И. Лангмаер в одной из своих работ отчетливо показал путем
оригинального анализа моделей воспитательных процессов, экстрагированных из
педагогических книг за период с 1850 по 1967 гг. значительный сдвиг в области
воспитательных моделей, целей и методов. Например, он указал на выраженное
постоянное взаимосвязанное понижение упора на строгость и дисциплину, упадок
безоговорочного подчинения авторитету, как следствие переоценки общественных
ценностей и изменений психологическо-воспитательных
теорий.
Современные
психотерапевтические теории прошли приблизительно тот же путь развития: индивид
не является уж, как это было в начальном периоде, послушным объектом приказов,
запрещений и «выпрямлений»; в отличие от того, как это было обычным на начальном
этапе, его также более не убеждают в том, что он обязан сделать то или другое.
На втором этапе психотерапия смотрит на пациента, как на субъект, а на третьем
этапе подчеркивает, часто односторонне, его включение в общественные группы.
Несколько упрощенно
можно сказать, что изменения во взглядах на психологию связаны с глубокими
переменами общественного строя, которые отразились и в медицине. Врач еще в
первой четверти нашего века лечил болезнь, а не больного. Медикамент был средством,
которое больной должен был проглотить без разговоров.
Можно сказать, что
с самого начала нашего века развитие шло от ориентации нозоцентрической (установка на болезнь)
к антропоцентрической ориентации
(установка на человека) и дошло к социоцентрической
ориентации (установка на общественные факторы индивида).
Интерес к
индивидуальной психотерапии возрос именно в период антропоцентрической
ориентации медицины. Интерес к групповой и коллективной психотерапии возрос в
настоящем «социоцентрическом периоде», в котором
психотерапия сводится к переучиванию социально-общественных реакций. Значит,
для интереса к коллективной психотерапии имеются более серьезные доводы, чем
экономия времени, как часто говорят.
Самым убедительным доказательством того, что
подчеркивание психических факторов в патогенезе и лечении является новой
ориентацией в целой области медицины, а не изолированной курьезностью, –
представляется кортиковисцеральная медицина и психосоматика, у колыбели которых стояли Павлов и Фрейд. (Врач уже лечит в
новом понимании этого времени не только болезнь, но болезнь конкретного
больного, самого больного). Быков припоминает и доказывает
точными экспериментами, что сильные конфликты индивидуальной жизни, трудные
жизненные ситуации, сопровождаемые эмоциями страха, тоски и отчаяния, могут привести
к тяжелым соматическим состояниям: язвенной болезни, диабету, внезапной смерти
от сердечного паралича при неожиданном и тяжелом горе и т. д. Они являются
доказательством зависимости физиологических и соматических изменений от
состояния центральной нервной системы. Другой разновидностью такого
опыта являются, например, психогенная беременность, воспринимаемая как
настоящая – на интенсивное желание быть беременной. Внимательные врачи,
особенно врачи по внутренним болезням, хирурги, педиатры, часто встречаются со
случаями психогенного запора, атонии, полиурии, кожной эфлоресценции
и т. д. и даже с зависимостью появления новообразований от психической жизни
больного.
Кортиковисцеральная медицина Быкова и психосоматика Запада сходятся в
том, что некоторые соматические нарушения и болезни могут быть вызваны
психогенно. Кортиковисцеральная медицина, однако,
заботится об анализе всех обстоятельств, чтобы психогенное происхождение было
однозначно определено, тогда как психосоматика считает психогенными симптомами
и нозологические единицы, в которых это очевидно не так. (Кашель при
туберкулезе является проявлением – агрессивности!). Некритичность
такого подхода показывают, например, исследования Кельфи,
который совершенно серьезно исследовал гипноанализом воспоминания о пренатальных впечатлениях в период интраутеринной
жизни.
Социоцентрическое направление обращает особое внимание на общественную,
интерперсональную обусловленность жалоб больного. Американский
психиатр Саливен определяет личность, как комплекс интерперсональных отношений, а психиатрию – как науку об
этих отношениях. Гораздо менее он интересуется другим возможным (более вероятным)
основанием заболевания. Тем самым он становится скорее социологом и социальным
психопатологом, чем психиатром. Психотерапевты этого направления приобретают
теоретическое вооружение от некоторых авторов мотивационных теорий (Маслов, Батесон), которые в особенности утверждают, что больным
является каждый человек, которому помешали в удовлетворении какой-то жизненной
потребности. А так как препятствия удовлетворения потребностей находятся вне
индивида, значит и источник его «болезни» – в болезни общества.
Таким образом, мы
встречаемся в психотерапевтических школах этого направления с перемещением
понятий болезнь и больной. Здесь болезнь неправильно
отождествляется с неудовлетворением потребностей, с жизненными трудностями, с
конфликтами, с социальными маладаптациями. Эти
психотерапевты убеждены в том, что больной в интерперсональных
отношениях научился неправильно реагировать, научился неврозу. Поэтому он
должен приобрести новый интерперсональный опыт и
освоить новые формы поведения, создать новые интерперсональные
отношения: «Во всех видах этиологической психотерапии, основной
психотерапевтический принцип одинаков: реэкспозиция
пациента при более выгодных условиях эмоциональных ситуаций, которые он в
прошлом был не в состоянии преодолеть. Больной, которому мы должны оказать
помощь, должен освоить коррективный эмоциональный опыт, способность исправить
травматическое действие прошлого опыта». (Александер).
Принципы социоцентрической ориентации очень ясно выражены:
Психотерапия – это
«вид социального переучивания», так как психогенные расстройства являются
результатом социального (интерперсонального)
обучения. Они уверены, что «единая основа психотерапии дана единой целью – ресоциализацией пациента». (Под ресоциализацией
в этом случае понимается достижение гармонии в отношениях индивида в обществе).
Совершенно ясно,
что кроме теорий мотивации здесь особенно действовали все психологические
теории: теория поведения (интерперсональных
отношений) и теория обучения (сравните Маурер, Шобен, Магарет, Вольпе). Поэтому в терапевтическом и диагностическом
отношении психотерапия этого направления создает небольшую общественную группу,
в которой и происходит интерперсональное
переобучение.
Если бы
1. психогенные нарушения возникали действительно
только в результате неправильной интерперсональной
фиксации поведения, и если бы
2. психотерапия была возможна лишь в этом случае, то
только тогда эта теория имела бы значение. Она действует только там, где
является адекватным лечебным методом – при нарушениях социальной адаптации.
Современные психотерапевтические концепции
Кратохвил разделил их, в общем, довольно наглядно следующим
образом:
1. Классическая
глубинная психотерапия (Фрейд, индивидуальная психология Адлера и
аналитическая психология Юнга).
2. Динамическая
психотерапия (неоаналитики Горней,
Саливен, Александер, Массерман,
Морено, Роджерс).
3. Антропологическая
психотерапия (Daseinanalyse Бинсвангера
и жизненный анализ и логопсихотерапия Франкла).
4. Павловская
психотерапия (Мясищев, Платонов, Давиденков,
Лебединский, Мюллер-Гегеман и др.).
5. Бихевиоральная
психотерапия (Айзенк, Вольпе).
6. Эклектицизм, синтетические и интегративные
направления.
Такое деление является только попыткой, которая
старается втиснуть в одну схему совершенно различных
авторов, так как невозможно в одной схеме правдиво отобразить огромное
богатство направлений и индивидуальностей, нередко чрезвычайно своеобразных.
Например, не совсем обычно видеть
рядом Морено и Роджерса и т. д. Ссылаясь на
книгу Кратохвила, попытаемся лучше наметить конкретно
свое собственное представление теоретических принципов, из которых мы исходим:
Психотерапию мы
характеризовали как продуманное психическое воздействие на расстройства
организма при помощи раздражителей социальной интеракции, имеющих определенный
смысл и значение. И хотя мы тем самым охарактеризовали психотерапию как
таковую, но не определили ее цели, хотя она и кажется – ведь речь идет только о
терапии – вполне понятной: устранение, излечение расстройства, болезненного
симптома. Правда, есть существенная разница в том, если,
скажем, «устранить» или «излечить». Если мы, например, устранили у
больного навязчивую идею или фобию, это еще не значит, что мы его вылечили.
Психотерапевтический успех может оказаться временным, так как могут возникнуть
другие навязчивые идеи. По существу, дело касается двойной цели: избавиться от
болезненного симптома или, как говорят, попытаться сделать реструктурацию,
реориентацию личности пациента в целом и тем самым
надолго устранить болезненные симптомы.
Но думаю, что и эта
схема не отвечает полностью ни действительности, ни опыту.
Прежде всего, очень
трудно, почти невозможно, провести реструктурацию
личности, особенно взрослых. Это вытекает из психологии самой личности (смотри
главу о личности). И, наконец, мы хорошо знаем, что и синдром депривации, если не устранить его вовремя,
становится часто по своим последствиям необратимым.
С другой стороны мы
знаем, что возможна некоторая коррекция реакций личности, ее отношений,
постулатов, иерархии ценностей. Такие коррекции, которые дают индивидуальным
действиям нужное направление, в смысле приемлемой адаптации к жизненной среде,
могут иметь разную глубину и длительность; это зависит от возраста,
образования, метода, которым мы при коррекции воспользовались, от личности
психотерапевта, от силы и продолжительности действия и т. д.
Но мы все-таки
думаем, что ни «реструктурация», ни коррекция в большинстве
случаев (кроме всех случаев социальной маладаптации) не так уж необходимы. Нам известен целый ряд
невротических жалоб и целый ряд расстройств другого
рода, этиология которых не зависит ни от интерперсональных
отношений, ни от невротической личности. Но в таком случае не стоит проводить
«социальное переучивание» или «изменять структуру личности». Приверженцы социоцентрической психотерапии иногда возражают, что там,
где не нарушены интерперсональные отношения,
расстройства исчезают сами по себе, а если не исчезнут, то все равно ясно, что
дело в нарушениях интерперсональных взаимоотношений.
В качестве иллюстрации
приведем здесь по крайней мере один пример: массивные
невротические жалобы с вегетативным проявлением у женщины, появившиеся после
неоднократного электрического шока в прачечной (плохая электрическая
проводка). Недомогания продолжались в течение двух лет, пациентка ходила от
одного врача к другому. И только абреакция и
психотерапия под наркозом избавили ее от жалоб. Недомогания уже после одного
сеанса исчезли без последствий и не появились и другие расстройства
невротического характера, хотя мы наблюдали за пациенткой еще в течение 20 лет.
В нашей концепции,
которую мы кратко назовем индивидуализирующей психотерапией (личностной),
исходим из фактов, что:
1. Психотерапия
является психотерапией конкретного нарушения конкретной личности с конкретной
историей жизни (включая некоторые конкретные социоэкономические
условия), и что с этой конкретной личностью мы устанавливаем конкретную
психотерапевтическую взаимосвязь. Нужно принять во внимание индивидуальность
личности, индивидуальность нарушения, индивидуальность жизненной среды, а
также и индивидуальность психотерапевтической взаимосвязи. В этом смысле –
даже если мы это делаем на научной основе – психотерапия есть и останется искусством.
2. Осознание такой простой действительности требует
строгой индивидуализации при установлении контакта и
психотерапевтического взаимоотношения, строгой индивидуализации и
дифференциации применяемых психодиагностических методов и строгой
дифференциации и индивидуализации психотерапевтических мероприятий.
Индивидуализация – это, прежде всего, требование адекватности и взаимной координации
психотерапии во всех ее составных частях. Боухал и Кратохвил, у которых это стало
принципом, говорят о синтетическом и дифференцированном подходе. Если мы предпочитаем
термин «адекватный», то только потому, что хотим выразить факт необходимости:
т. е. чтобы выбор диагностических методов отвечал, был в состоянии постигнуть
болезненный симптом, чтобы был ясным этиопатогенез и
чтобы как диагностика, так и сама психотерапия были адекватными конкретной
личности и симптомам, которые имеются у больного.
3. Дело еще и в
том, чтобы психотерапевтические контакты считались с индивидуальностью
пациента и одновременно давали ему возможность свободного выбора и развития.
(Мы не принуждаем, например, стереотипно каждого пациента при коллективной психотерапии
объяснять свои жалобы и их причины, неуместна и коллективная «исповедь» кого-либо
из партнеров при матримониальных трудностях и т. п.).
4. Мы соблюдаем
принцип экономии времени и труда: используем такие методы психотерапии или
комбинации этих методов, чтобы устранить болезненные признаки в кратчайший
срок. Практика показала, что сначала нужно обратить внимание на доминирующий
симптом. Его устранение быстро генерализует чувство
выздоровления, оно психотерапевтически очень
выгодно.
5. Мы избегаем любой односторонней теории и
психотерапевтического метода, будь они ригидны в
своей теории, в своем подходе или методе (сравни психоанализ). Мы уверены, что
каждое психотерапевтическое направление в отдельных конкретных случаях бывает
обоснованным. Если вспомним, например, реактивное
невротическое состояние после удара электрическим током, то нельзя сомневаться
в том, что самое совершенное интерперсональное
переучивание (в том случае нечего переучивать) психотерапевтически
бы не подействовало, точно так же, как не было бы действенным ликвидировать
расстройства, возникшие в результате нарушения интерперсональных
матримониальных отношений – абреактивным методом
лечения под наркозом. В одном случае один метод, в другом – иной –
оказался бы неадекватным этиопатогенезу, виду
расстройства и личности больного». (Р. Конечный, М. Боухал,
С. 361-370)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |