|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
«Психогенные заболевания. Типичным внутренним заболеванием, в котором особую роль играет
психотравмирующий или перенапрягающий момент, является язвенная болезнь. Wolff наблюдал больного, у которого была фистула желудка, изъязвленная
стенка которого была сращена с передней, так же изъязвленной, брюшной стенкой. Можно было наблюдать и регистрировать деятельность
желудка, что позволило установить ряд фактов, доказывающих влияние
эмоциональных моментов на состояние желудка. Записывая секрецию, моторику
желудка, набухлость и кровенаполнение слизистой оболочки, исследователи могли
графически показать динамику пищеварения у этого
больного в различных состояниях: в спокойном, эмоциональном состоянии и в
процессе переваривания пищи того или иного состава.
Рис. 18. Кривые моторной
и секреторной реакции желудка в покое и при волнении (по Wolff ).
I – обычный содержащий жир завтрак: 1
– время после приема пищи 5,5 ч, 2 – объем пищи, остающейся в желудке, 3 – свободная кислота;
II – обычный содержащий жир завтрак в условиях тревоги и
напряжения: 1 – время после приема пищи – 5 ч, 2 – совершенно
пустой желудок без следов пищи, 3 – свободная кислота;
III – обычный завтрак без жира: 1 – время
после приема пищи – 4,75 ч. 2 – желудок почти пустой (малые остатки
пищи), 3 – свободная кислота.
На рис. 18 приводятся кривые из работы Wolff, характеризующие реакцию желудка на прием обычной пищи,
содержащей жир, в спокойном состоянии, в условиях волнующей беседы, и на прием
пищи, не содержащей жира.
На кривых отчетливо видны резкие изменения функционального
состояния желудка под влиянием волнующей беседы, вызывающей тревогу и
напряжение.
Хорошо известно, что эмоции вызывают изменения в состоянии
сердечно-сосудистой системы.
Приведем также из работы Wolff графическое изображение изменений сердечно-сосудистой динамики под
влиянием беседы, вызывающей у пациента тревогу. Рис. 19 показывает как изменения
деятельности сердца и тонуса сосудов, так и возрастание вязкости и свертываемости
крови.
Само собой разумеется, что если беседа по поводу травмирующих
больного обстоятельств вызывает заметное изменение сосудистой динамики, то
реальные травмирующие обстоятельства и порой драматические переживания
вызывают несравненно более резкие и более стойкие изменения.
Поступающая в головной мозг и осознаваемая через
интерорецепторы информация о нарушении деятельности того или иного органа
влечет за собой реакцию на эти
нарушения. При повторении ситуации, в которой произошло нарушение, или при
воспоминании о ней могут развиться временные условные связи. Эти связи
являются дополнительным источником нарушения деятельности органов, которое
может тревожить больного. При этом нередко развивается патологическая
эмоциональная реакция на нарушение,
сложность которой определяется особенностями психологической переработки всех
обстоятельств, ситуации, повлекшей расстройство, связанной с жизненными
отношениями больного.
Причинами болезненной психосоматической реакции является
напряжение, связанное с эмоциями и со всеми присущими эмоциям проявлениями, о
которых говорилось. Усиление эмоций до патологической степени под влиянием
повторения волнующих или раздражающих обстоятельств играет особенно важную
роль.
Рис. 19. Изменение
показателей сердечно-сосудистой деятельности под влиянием аффективно значимой
беседы (по Wolff).
1 – давление
крови (мм рт. ст.); 2 –
систолический объем (см3);
3 – работа сердца (л/мин); 4 – периферическое
сопротивление (давление крови / сердечный индекс);
5 – вязкость;
^ |
Рис. 20. Пневмоэнцефалограммы здорового (а) и больного с водянкой головного мозга (б).
Н.Е. Введенский установил, что раздражение элементарным
многократно повторяющимся раздражителем вызывает у животного состояние
перевозбуждения или «истериоз». И.П. Павлов показал,
как трудная дифференцировка
условного раздражителя
начинает вызывать болезненную реакцию у экспериментального
животного. Он объяснил болезненный характер этой реакции образованием «больного
пункта» в коре головного мозга. Очень похожее и основанное, вероятно, на
аналогичном механизме нарушение мы встречаем, когда обнаруживаем невыносливость человека к тем или иным отрицательно на
него воздействующим обстоятельствам или ситуациям.
Человек предвидит события и ожидает в известных условиях их
наступления. Невротики, психопаты и некоторые психически больные в ряде случаев
тревожно ожидают тех или иных жизненых осложнений без
достаточных оснований или вовсе без оснований.
Kraepelin
и другие авторы описали невроз ожидания, сущность которого заключается в
том, что боязливое ожидание того или иного болезненного проявления вызывает его
возникновение. Например, боязнь
покраснения вызывает само покраснение; боязнь половой слабости вызывает
импотенцию; боязнь потливости рук вызывает их потение. В.А. Манассеин и Dubois, независимо
друг от друга, писали о воображении как причине болезни. В понимании влияния
воображения, когда оно приобретает патологический характер, надо учесть: 1)
возбудимость центрального коркового аппарата, 2) эмоциональность (нео-палео-кортикальную и диэнцефально-вегетативную
возбудимость), влекущую за собой яркие картины воображения, 3) упроченную
эмоцией условную временную связь представления и реакции, 4) повышенную
возбудимость или реактивность вегетативно-висцерального аппарата.
Психогенными могут являться не только соматические, но и
психические нарушения. Психическая травма нередко влечет за собой психо-вегетативные
и психо-моторные нарушения.
Эмоция испуга иной раз сопровождается дрожанием тела и мышечной слабостью
(подкашиванием ног и даже падением). Могут возникнуть психогенные параличи.
По-видимому, дело идет об интенсивной эмоции, которая превышает выносливость
нервной системы и влечет за собой так называемое запредельное торможение. Так
можно понять острое возникновение психогенного паралича.
Но острое эмоциональное состояние проходит, а психогенный
паралич может длиться иногда даже годами, и вместе с тем, под влиянием эмоций
же, в частности эмоционального воздействия психотерапии, может исчезнуть.
Такого рода параличи имеют функциональный, преходящий характер.
Конечно, в происхождении психогенного нарушения функции
может играть роль и представление, например, мысли – «я не могу ходить» или «я
не могу говорить», «невыносимо», «не хочу», «не могу слышать». Но источником
патогенной силы представления и возникновения болезненного симптома является
эмоция. По-видимому, кортико-фугальный
механизм такого выключения сходен с механизмом идеомоторного акта, только имеет
тормозное действие. При идеомоторном акте представление о движении
сопровождается мышечным движением, непроизвольным и неосознаваемым.
Представление о неспособности движения, наоборот, оказывается силой, тормозящей
движение. Для понимания этого рода механизмов следует учитывать опыт применения
внушения в гипнотическом и бодрственном
состояниях. Соответствующее внушение может вызвать временную утрату
двигательной способности и чувствительности. Возможно, также действует и
представление о неспособности двигаться, слышать, видеть.
Некоторые клиницисты, в частности Babinsky, весьма упрощенно объясняли действие внушения и
самовнушения.
Между тем, нельзя не учитывать, что внушенные или собственные
мысли и представления человека реализуются лишь по принципу идеомоторных актов
в соответствии с его готовностью к этому, в зависимости от значимости их для
него. Не у всякого человека мысль «я не хочу ходить» возникает, не у всякого,
возникши, она переходит в соответствующее патологическое состояние. При
истерическом параличе или при истерической афонии в сознании больного может быть
представлена и мысль, противоположная мысли «я не могу ходить». Он может хотеть
освободиться от болезни и в то же время испытывать страх перед выздоровлением.
Все эти мысли, переживания в своем взаимоотношении, в зависимости от
особенностей личности и нервной системы, сложно определяют возникновение и
течение болезни при данных обстоятельствах. Выявление подлинного психогенеза
заболевания требует изучения его во всей сложности. Без такого изучения не
может быть раскрыта и патофизиологическая природа психогенеза.
Психогенные, истерические выпадения (слепота, глухота и
пр.) позволяют говорить о торможении в том или ином анализаторе. Испуг,
потрясение при виде страшного или невыносимого может повлечь за собой
возникновение истерической слепоты на фоне общего нервного срыва. Тормозное
звено этой сложной реакции может рассматриваться как торможение в корковой
части анализатора, вызванное сверхсильным раздражителем. Но, конечно, сила
раздражителя здесь должна быть понята в ее значении для личности заболевшего и
не оцениваться только односторонне, по одним
физическим качествам раздражителя. И совсем тихо произнесенные слова, если они
оскорбительные или содержат угрозу, могут вызвать такого рода психогенное
нарушение.
Здесь нужно коснуться двух связанных с психогенными нарушениями
понятий – идеогении и аффектогении.
Под идеогенными нарушениями принято понимать те,
которые вызываются представлением, мыслью, а аффектогенными
те, которые вызываются аффектом. Однако это деление чрезмерно разделяет и
противопоставляет два неразрывно связанных момента психогении: представления и
мысли, с одной стороны, и аффекта – с другой. Представление, мысль, идея
определяют содержание психогенного симптома, аффект придает силу представлению
и фиксирует его. Вместе с тем, конечно, важно в анализе психогении уточнить
соотношение этих сторон психики.
Врачу необходимо знать травмирующие психику обстоятельства
и представления больного о них, как и аффективные компоненты переживаний,
чтобы доказательно и позитивно утверждать психогенный характер данного
болезненного симптома или состояния. В противоположность этому, нередко еще
диагностика психогенного нарушения на практике ошибочно опирается на одни
негативные основания по формуле: раз нет симптомов органического поражения,
значит, заболевание функциональное, а раз функциональное, значит, психогенное.
Такая диагностика нередко становится источником опасных
ошибок. Приведем один пример. Больной обращался во многие лечебные учреждения с
жалобами на головные боли. Не находя у него «органических» симптомов, врачи
ставили диагноз «неврастения». В клинике неврозов, куда затем поступил
больной, не найдя достаточных положительных симптомов психогении, стали более
тщательно искать соматические и неврологические признаки болезни и на
произведенной пневмоэнцефалограмме была обнаружена
внутренняя водянка с расширением желудочков мозга. Эта патология не была
выявлена своевременно врачом, не нашедшим органических симптомов и удовлетворившимся,
поэтому, диагнозом «неврастения».
На рис. 20 приведены пневмоэнцефалограммы
больного и нормальная пневмоэнцефалограмма из работы
Б. Д. Карвасарского.
Различные боли, чаще всего головные и в области сердца,
могут возникать не только вследствие соматогенных или «органических» нервных
причин, но и психогенно. В таком случае они называются психалгиями.
Диагностика психалгий и понимание их механизма
представляет значительные трудности и требует тщательного выявления
как позитивных признаков психогении, так и исключения соматических и
неврологических источников возникновения болей. Большое значение здесь имеют
нарушения в вегетативной нервной системе. Особенно часто при головной боли
сочетаются симптомы психогенного и непсихогенного характера».
(М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 271-275).
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |