|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Психологический анализ жалоб больного. Прежде всего, врач любой лечебной специальности должен уметь психологически оценить жалобы больного. Описаны случаи, когда производили операцию лапаротомии хирурги, введенные в заблуждение жалобами психически больных. Иногда месяцами лечатся у врачей различных непсихоневрологических специальностей больные, которые фактически страдают лишь нераспознанным психическим заболеванием или неврозом. Отметим, что нередко невротиков и психопатов с нарушениями в половой сфере лечат урологи, заикающихся в ряде случаев лечат отоларингологи и т. п.
Один направленный к нам больной в течение шести месяцев лечился у уролога по поводу жалоб на неприятные ощущения в половом органе. После осмотра нами у него был установлен диагноз ипохондрической формы шизофрении. Другой больной, научный работник, в течение нескольких лет осаждал венерологов с требованием проверить, не заражен ли он сифилисом. До обращения к нам у него было проведено свыше 20 исследований крови на реакцию Вассермана. Эти исследования укрепляли у больного навязчивые страхи, поскольку его патологически возникающие мысли о заражении как бы признавались врачами заслуживающими проверки, хотя, в самом деле, для этого не было никаких оснований и врачам следовало бы в интересах больного отказаться от повторных исследований, успокоить больного, применить психотерапию. Больной страдал неврозом навязчивости.
Врач должен уметь распознавать психологическую природу жалоб больного, устанавливать, в какой мере они связаны с состоянием внутренних органов, в каких условиях возникли, в какой степени связаны с психическим состоянием больного. При этом большое значение имеет выявление способности больного критически оценить свои опасения и страхи, его способности правильно отнестись к убеждению врача и разъяснениям по поводу диагноза, прогноза и лечения болезни. Неубеждаемость больного, отстаивание им своих необоснованных мыслей и чувств вопреки словам врача, вопреки фактам должны заставить врача выяснить, не имеют ли жалобы больного бредовый характер. С другой стороны, резко выраженное отрицание больным своей болезни может быть проявлением патологического синдрома анозогнозии.
Следует обращать внимание и на эмоциональную сторону больного. Нередко именно при отсутствии более или менее значительных нарушений во внутренних органах, больные в высокой мере эмоционально переживают свои воображаемые болезни или резко преувеличивают опасность действительной болезни. Правильно оценить такого рода особенности переживаний и высказываний больного исключительно важно. Такие больные нередко нуждаются в лечении по поводу ипохондрических идей и переживаний. Это лечение должно совмещаться с лечением соматической болезни (при ее наличии).
Иногда характер жалоб больного дает основание говорить о наличии у него так называемой «установки на болезнь». В этих случаях нет ипохондрии, с ее тяжелыми переживаниями отсутствующей или резко переоцененной болезни. При наличии установки на болезнь больной бывает неспособен без психотерапевтической помощи признать себя выздоровевшим от благополучно закончившейся соматической болезни, стремится удержаться в положении больного, хотя болезни уже нет или значительное улучшение перестало мешать ему нормально жить и трудиться. Некоторые невротики даже испытывают чувство обиды на врача, если он говорит им, что они соматически здоровы или почти здоровы, что им надо работать. Эти явления объясняются слабостью больного, боязнью трудностей жизни, иногда неправильным воспитанием. Врач должен помочь такому больному психотерапией, укрепляющим медикаментозным лечением и, если нужно, физиотерапией, помочь преодолеть эти патологические установки, перестроить свое отношение к болезни, ко всему, что связано с его выздоровлением. Такого рода установки личности, конечно, нельзя смешивать с симуляцией болезни, но нужно учитывать, что иногда возникающая склонность к симуляции является выражением патологии и психики.
Врачу приходится сталкиваться и с недооценкой больным тяжести своего состояния, неспособностью или сниженной способностью правильно оценить опасность своей болезни и вести себя в соответствии с интересами лечения. Отсутствие жалоб или их необоснованное смягчение при наличии болезни, недооценка болезни должны также быть распознаны врачом. Причиной такой недооценки могут быть и черты здоровой (преморбидной) личности и характерные особенности личности, возникшие под влиянием болезни. Но причиной недооценки болезни может также быть и недостаточное интеллектуальное развитие, патологическое состояние психики. В некоторых случаях эта патология может быть следствием как поражения мозга, так и соматического заболевания. Например, нередко у страдающих туберкулезом легких отмечается состояние эйфории (повышенное болезнью самочувствие). В связи с этим, туберкулезные больные нарушают лечебный режим. Некоторая эйфоричность и склонность к недооценке опасности болезни наблюдается при некоторых инфарктах миокарда. И здесь нарушение режима может оказаться весьма опасным для больного.
Отмечаются случаи, когда люди, умирающие от злокачественной опухоли, даже не сознают тяжести своего состояния. В таких случаях это своеобразное изменение психики субъективно облегчает их состояние. Мы знали врача, специалиста в области внутренних болезней, который за день до своей смерти от рака желудка говорил, что он понимает, что лечащие врачи ставят ему диагноз рака желудка, хотя и не говорят ему об этом, но он сам уверен, что рака у него нет и что в ближайшие дни он будет здоров. Нельзя было сомневаться, что он именно так и думает, и что его общее самочувствие в какой-то мере соответствует этому его ложному убеждению.
Врач любой специальности должен уметь правильно оценить и правильно в интересах больного отнестись к такого рода изменениям психики.
Иногда и больные с совершенно здоровой психикой настолько захвачены интересами своей работы, своим долгом в отношении общества, коллектива, семьи и т. п., что во имя этих интересов сознательно готовы игнорировать болезнь, необходимость лечения. Врачу приходится и здесь помочь больному найти правильную линию поведения.
Оценка личности и поведения больного. В клинико-психологическое исследование также следует включить специально построенную беседу с больным (в соответствующих случаях) и наблюдение его поведения. Беседа при этом должна быть построена так, чтобы больной имел при ней достаточно возможностей полно описать свои переживания. Перед такой беседой исследующим ставятся различные задачи, решение которых важно для врача. Врачу бывает важно знать, какова личность больного. Например, повышенная впечатлительность, мнительность больного требуют от врача специальных предосторожностей. В ряде случаев нужно и можно это выяснить путем опроса больного и его родных. Это можно увидеть и наблюдая поведение больного. Здесь важны и характер отношений больного с другими больными, и отношение его к процедурам и другим назначениям. Тревожность больного в отношении проводимого лечения должна быть своевременно вскрыта и учтена. В этом могут весьма помочь врачу его помощники.
Существенно учитывать общий фон настроения больного. Подавленное настроение требует возможного раскрытия его причин, специальной моральной поддержки. Иногда при плохом настроении больного, находящегося на стационарном лечении, бывает особенно важно учесть, как могут действовать на его настроение посещения родных, друзей и в соответствии с полученными сведениями следует регулировать посещения. Также важно учитывать отношение больного к соседям по палате. Где нужно и можно, окружение следует изменять.
Врач в ряде случаев должен знать, как ведет себя больной дома, в лечебном учреждении, как он спит, оценивать его сон в отношении как количества, так и качества (сновидения, беспокойный, тревожный сон и пр.). Если сон нарушен, следует выяснить, по возможности, с чем это связано, например, не связано ли нарушение сна с необоснованной тревогой в отношении болезни или лечения или с другой причиной. Многие обстоятельства, тревожащие больных, отражаются в их сновидениях. В связи с этим ознакомление врача с содержанием сновидений может быть в ряде случаев полезно. Полезны и нужны врачу сведения о том, как ест больной, насколько и как изменились его интересы и привычки во время болезни и его отношения с людьми. Всегда очень важен вопрос о трудоспособности, об утомляемости.
В учреждении, где проводится лечение трудом, где организуют для больных концерты, чтения и т. п., очень важно бывает следить за интересом больного к ним, за его поведением в этих условиях.
Экспериментально-психологическое исследование особенно важно для психиатра и невропатолога. Но в некоторых случаях и для врачей других специальностей оно приобретает значительную ценность. Первым применил экспериментально-психологическое исследование в психиатрической клинике Kraepelin.
У нас в стране много внимания посвятили разработке экспериментально-психологического метода и его применению в клинике С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, Г.И. Россолимо, А.Н. Бернштейн, А.А. Токарский, Л.С. Выготский. В настоящее время у нас при исследовании больных широко используют и разрабатывают экспериментально-психологический метод исследования И.Т. Бжалава, Б.В. Зейгарник, В.М. Коган, М.С. Лебединский, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, Ю.Ф. Поляков, А.М. Шуберт и многие другие исследователи.
В распространении методов клинико-психологического исследования приобрела значение в 20-х годах нашего столетия книга Stern.
В ряде стран получили большое распространение методы Binet, Simon, Wechsler, Rorschach, Szondi, Murray и ряд других.
О системе тестов-задач Binet и Simon уже было сказано. Она предназначалась главным образом для диагностики олигофрении. Одним из очень серьезных недостатков применения этой психометрической методики было игнорирование особенностей различных мыслительных процессов. Этот недостаток был в какой-то мере преодолен в методике, предложенной крупным невропатологом Г.И. Россолимо. Оценки, выведенные по разным заданиям, он соединял в единую кривую (профиль). В этом профиле уже выступали некоторые индивидуальные особенности интеллекта исследуемого.
За рубежом распространение получила методика исследования интеллекта, разработанная Wechsler. Как указывалось, в нее входит 11 тестов — 6 речевых и 5 неречевых. Отдельные задачи теста призваны выявить элементарные знания, осведомленность в некоторых общественно-политических вопросах и т. п.
Ряд применяемых во многих странах тестов должен, по мысли авторов, помочь охарактеризовать эмоциональные стороны личности. Они построены на взглядах, в основном близких к взглядам Фрейда.
Особенно большое распространение получила методика исследования, разработанная Rorschach на основе принципов, установленных в свое время еще Леонардо да Винчи. В таблицах Роршаха нанесены различные пятна, ничего не изображающие. Исследуемые говорят, что они им напоминают. Ответы обрабатываются по определенному, составленному Роршахом, стандарту, принципы которого, однако, нельзя считать достаточно обоснованными и, как показывает ряд авторов, оправдывающимися в клинической практике. Конечно, отдельные наблюдения, полученные при исследовании с помощью таблиц Роршаха, могут быть учтены в связи с другими фактами экспериментально-психологического исследования и клинического наблюдения. Метод этот может быть отнесен к группе так называемых прожективных тестов, хотя само понятие прожективных тестов возникло значительно позднее, чем метод Роршаха.
В прожективных тестах, которые по своей идейной основе наиболее близки к психоанализу, авторы их стремятся выявить скрытые влечения, направленность личности, особенности характера. Сюда относится описанный выше тематико-апперцептивный тест Murray, о котором его автор, как и некоторые другие авторы (Rubin и др.), предпочтительно говорил, как о тесте экстериоризации, т.е. о методе выяснения влечений субъекта, особенностей его характера и его речи. Разными авторами предложены варианты этого теста. Symond построил новую редакцию теста для юношеского возраста, а Bellak — для детей.
В тесте Szondi предлагается исследуемому выбирать из нескольких серий фотопортретов наиболее симпатичные и несимпатичные ему лица. Из этого отбора исследователь делает выводы об особенности личности исследуемого.
Из серии тестов, ставящих перед собой задачу исследования личности, упомянем серию Minnesota multifasic Personality Inventory (MMPI). Здесь исследуемому дают серию карточек с надписью типа: «Я люблю детей», «Я не такой уже хороший» и пр. Исследуемый выбирает из них те, которые он считает правильно его характеризующими.
Достаточно полное описание всех этих тестов дал Meili (1961). Некоторые методы психологического исследования личности описал в своих работах Guilford (1959, 1964). Kretschmer, признавая известную ценность упомянутых и сходных тестов, отмечал, что отрицательное отношение к ним можно объяснить «мономанической» переоценкой этих методов за счет недооценки значения врачебного исследования путем беседы с больным, наблюдения его, а также склонностью к чрезмерной «математизации» тонких психических процессов при обработке результатов исследования. К этому мы бы прибавили указание на некоторые другие, не отмеченные Kretschmer, недостатки этих тестов и их применения. К ним относятся: частое отсутствие индивидуализации исследования; оценка результатов исследования без должного, учета условий развития исследуемого, нередко без достаточного учета самого процесса решения задач, отношения к ним исследуемого; в ряде случаев крайняя субъективность оценки результатов исследования, отсутствие возможностей повторных исследований.
Большое значение в ряде случаев имеет биографический метод исследования, т. е. составление биографии больного и ее оценка.
Заслуживает внимания освещенный Ф. Горбовым еще один метод исследования, применяемый у нас в целях рационального отбора и комплектования состава экипажей космических кораблей, но пригодный и для других целей. В основу экспериментов положена идея гомеостата (гомеостат — термин, введенный в литературе Ashby, который обозначал так машины, сохраняющие относительно устойчивое равновесие (своего рода гомеостаз) при поглощении информации и могущие до известной степени «обучаться»), т. е. управляемой системы, состоящей из устройств, на каждом из которых работает один из членов группы.
Исследования показали, что разные люди по-разному овладевают навыками взаимосвязанной деятельности, ибо каждый человек имеет тенденцию к определенной тактике. В этих же опытах было установлено, что даже в том случае, когда до эксперимента индивидуальные особенности людей и характер их высшей нервной деятельности хорошо известны, нельзя предсказать, насколько успешной будет деятельность группы в целом. Иными словами, индивидуальные черты характера, обнаруженные путем наблюдения или с помощью существующих в настоящее время методов исследования типологических особенностей людей, не позволяют еще судить о поведении того или иного человека в составе команды, экипажа или какой-нибудь другой оперативной группы.
Поэтому наблюдения и экспериментальные исследования строятся таким образом, чтобы при совместной взаимосвязанной строго согласованной деятельности был получен возможно лучший результат. Нужно отметить, что такой подход нисколько не стирает индивидуальных особенностей каждого человека, напротив, именно в этих условиях они выступают особенно ярко. И в этом нет ничего удивительного. Решение задач на гомеостате является моделью того, что бывает в жизни: человеческие особенности лучше всего раскрываются в общении с другими людьми — в семье, в работе, спорте, совместных творческих поисках. Ф. Горбов полагает, что на основании исследований, проведенных в области космической психофизиологии, созданы возможности применения новых методов в клинике, и что опыт исследований по групповой психофизиологии можно будет использовать для диагностики тонких психопатологических сдвигов.
Несомненно, такого рода исследования с успехом могут быть использованы для решения ряда вопросов медицинской психологии.
В психиатрической клинике широко применяется описываемый в руководствах по психиатрии клинико-психопатологический метод, включающий в себя и специальные формы наблюдения и опрос больных. Экспериментально-психологический метод является важным и необходимым в ряде случаев дополнением к нему. Проводится такое исследование или самим врачом-психиатром, или специально подготовленным для работы в клинике специалистом-психологом.
Специфические для психозов изменения психики, такие как бред, галлюцинации, в основном изучаются клинико-психопатологическим методом. Но было бы ошибочно полагать, что различия между клинико-психопатологическим методом, с одной стороны, и экспериментальным клинико-психологическим методом, с другой — исключают изучение при помощи последнего галлюцинаций, бреда и других близких к ним проявлений психоза. Представляется возможным изучать некоторые стороны этих нарушений и экспериментально-психологическим путем. Так, можно в ряде случаев исследовать их стойкость и яркость, их зависимость от тех или иных условий. Вместе с тем, исследуя патологические варианты психических процессов в единстве с клиникой, врач или психолог в процессе этого исследования получает существенные возможности для выявления связи нарушений мышления, восприятия и т. п. с психотическими образованиями, их взаимоотношения, этим подвигая вперед изучение патогенеза и структуры этих психотических явлений.
Неправильно чрезмерно отрывать проявления психоза от других сторон психики, игнорировать их связь и не ставить задачу изучения этой связи, переходов от здоровья к болезни психики.
Возможности экспериментального исследования во многих отношениях более ограничены, чем возможности клинического наблюдения, бесед с больным и анамнеза. Но, с другой стороны, экспериментальное исследование обладает и такими возможностями, которые при обычном клиническом исследовании отсутствуют. Экспериментально-психологический метод позволяет подвергнуть рассмотрению и анализу формы деятельности больного, которые вне эксперимента врач не имеет возможности наблюдать, а тем более изучать. А они могут существенно характеризовать его психику.
В экспериментально-психологическом исследовании возможно произвольно или по плану варьировать условия, в которых протекает та или иная психическая деятельность. Меняя условия, можно исследовать их влияние на эту деятельность, на личность в целом. Эксперимент можно повторять, убеждаясь, благодаря этому, в устойчивости полученных результатов. В эксперименте достигается значительная возможность объективной регистрации его результатов, что весьма важно, особенно при динамических повторных исследованиях, где необходимо возможно точно и последовательно сопоставить данные, полученные в разные периоды болезни и лечения.
Эксперимент не должно понимать чрезмерно узко, лишь как решение больным ограниченного набора трафаретных задач. Нет основания придерживаться обязательно одних и тех же приемов исследований, как это делается за рубежом при применении так называемых тестов. Задания здесь должны быть многообразны. Имеет большое значение и приближение к условиям «естественного эксперимента» (А.Ф. Лазурский): изучение психики в процессе обучения, с помощью специально подобранных трудовых процессов, во взаимоотношениях с людьми и др.
Экспериментально-психологическое исследование должно ставить перед собой задачу не только вскрыть и подвергнуть анализу нарушения психики, но и одновременно определить, где это необходимо, уровень сохранности психики.
Экспериментально-психологический метод — метод изучения психики, помогающий в клинике не только установлению нарушений психики больного, но и анализирующий психические процессы и их изменения, вскрывающий их механизмы. Например, на основании клинического наблюдения или жалоб больного можно установить, что у него нарушен процесс письма. Но только психологический эксперимент может помочь вскрыть, пострадала здесь оптическая или речевая сфера, или играет здесь роль конструктивная апраксия. Экспериментально-психологический метод в настоящее время более разработан в области изучения сенсорных, мыслительных, мнестических, речевых процессов и действий.
Специальное изучение экспериментально-психологическим методом особенностей эмоционально-волевой сферы личности мало еще разработано. Выше было отмечено наличие некоторых попыток, предпринятых в этом направлении преимущественно за рубежом. Экспериментально-психологическое изучение аффективной сферы необходимо развивать дальше. Следует учитывать, что и в исследовании отдельных процессов и сторон психики, в том числе гностических, их следует рассматривать как проявления единой личности со всеми ее сторонами.
Если клиницист не теряет из виду задачу в своем исследовании уловить действительно все изменения в психике больного, обусловленные болезнью, он не может не подкрепить свои клинические наблюдения экспериментально-психологическим исследованием психических процессов у больного.
Связь клинической психопатологии с психологией имеет большое значение в определении теоретических позиций врача и в разработке ряда важнейших вопросов клиники. Всякая попытка вести психопатологическое исследование и строить психопатологические концепции как бы не зависимо от любой психологической теории неизбежно приводит предпринимающего ее к зависимости от какой-либо несостоятельной психологической теории.
Опыт психологических исследований, как и теоретические позиции советской психологии, перенесенные в психопатологию и выдержавшие в ней проверку на практике, должны содействовать освобождению психопатологии от влияния идеалистических концепций.
Экспериментально-психологическое исследование в ряде случаев может иметь большое значение для распознавания заболевания. Данные этого исследования при диагностических затруднениях нередко являются существенным моментом в той системе клинических фактов, которая должна стать основой дифференциально-диагностического заключения.
Говоря о диагностическом значении материалов, полученных при психологическом исследовании, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом об их специфичности. Они, как и материалы клинико-психопатологического исследования, приобретают специфичность лишь в сложной системе клинических фактов. Тщательно проведенное психологическое исследование, нередко повышает подлинную и отвергает кажущуюся характерность некоторых из полученных при этом материалов.
Велико значение психологического исследования и в диагностике состояний, степени нарушений и уровня сохранности психики, при изучении динамики болезни и эффективности терапии, при проведении военной, трудовой и судебной экспертизы, при консультации по выбору профессии. Полученные при экспериментально-психологическом исследовании больных материалы могут быть с большой пользой привлечены к разработке плана восстановительной терапии, трудотерапии, психотерапии.
Психологическое исследование приобретает большое значение в детской клинике, облегчая здесь диагностику типа и уровня развития, прогноз обучаемости и наиболее подходящие пути обучения.
При психических заболеваниях детского возраста реже разворачивается яркая, психопатологическая симптоматика. В связи с этим тщательное экспериментально-психологическое исследование здесь, пожалуй, еще в большей мере, чем при заболеваниях взрослых, помогает уточнить и нозологическую диагностику.
О значении психологического исследования для целей топической диагностики заболеваний головного мозга уже говорилось.
И.
П. Павлов писал в свое время известному психологу и клиницисту Janet по поводу одной из концепций этого видного
французского психолога и психопатолога: «Вы на своем психологическом этапе,
занимаясь истолкованием чувств овладения, устанавливаете
условия, при которых они имеют место, сводите их на элементарные явления, из которых они слагаются,
и таким образом уясняете их общую конструкцию, т. е. тоже их механику, только
свою. Я на своем физиологическом этапе пробую, стремлюсь продвинуть
нашу общую задачу еще немного дальше в сторону истинной общей механики,
понимая выдвинутый Вами факт смешения противоположных представлений как особое
взаимодействие элементарных физиологических явлений: нервного возбуждения и
задерживания» (И. П. Павлов. Полн. собр. соч., т. 3,
ч. 2, 1951, стр. 250).
Это положение великого физиолога как нельзя лучше определяет роль психологического исследования для патофизиологического понимания психопатологических особенностей.
Тщательный экспериментально-психологический анализ фактов клинической психопатологии, несомненно, должен и способен содействовать правильному выявлению патофизиологических основ болезненных изменений психики.
Особенно в клинической психологии важно сблизить психологические и физиологические методики в целях как патофизиологического понимания результатов психологического исследования, так и для организации некоторых комплексных исследований путем объединения соответствующим образом тех и других методик для изучения больного человека.
Чтобы удовлетворить те требования, которые к ней вправе предъявить клиника, система клинико-психологического исследования должна быть основана и последовательно проводима на базе принципиально правильных подлинно научных теоретических положений. Уже по самому пониманию своего предмета психологическое исследование у нас отличается от психологического исследования в идеалистической психологии.
Руководствуясь положением, что психика есть отражение действительности, советская психология не отрывает субъективного от объективного. Здесь предметом исследования (в отношении человека) является характер отражения действительности в процессе реального бытия конкретного, живущего и действующего в определенных исторически сложившихся условиях человека. Когда речь идет о больном человеке, то здесь, естественно, учитываются и изучаются особые условия, созданные болезнью, как в организме больного, так и в изменившихся условиях его жизни. При таком определении своего предмета клинико-психологическое исследование направляется не на изолированно взятое переживание, не на субъективное само по себе взятое, не на существование как мистическое нечто, оторванное от организма и от конкретной действительности, как это понимают сторонники экзистенциализма, а изучает психику в ее зависимости от состояния мозга и всего организма, в зависимости от социальной среды, образования, личного опыта.
Думает, вспоминает, действует конкретный единый человек со всеми своими особенностями. Восприятие и мышление советская психология рассматривает как сложно построенные процессы психической деятельности этого единого человека. В каждом из них участвует вся психика, вся личность человека. Продумывая что-либо, субъект решает одну задачу; воспринимая нечто, он выполняет другую задачу, припоминая — третью. Но все это —та же психика, та же личность, тот же человек.
Психологическое исследование изучает единую личность, но в разных ситуациях, перед лицом различных задач.
Конечно, сказанное не означает, что результат психологического исследования больного человека следует представлять в виде некоей диффузной, нерасчлененной характеристики личности. На самом деле, личность проявляется весьма многосторонне. Она по-разному выступает со всеми ее особенностями в различных психических процессах, со своими возможностями, вооруженностью знаниями, навыками, привычками в разных ситуациях и деятельностях. Именно характеризуя личность с разных сторон, в разных ситуациях и обстоятельствах, при решении различных задач, исследующий получает возможность представить ее как сложное единство. (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 311-321).
См. так же материалы сайта:
* Психология личности. Практикум. Тема 5. Основные подходы к пониманию (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 5. Общение врача: умение слушать (автор-составитель В.А. Урываев)
* Психологические факторы адаптации к болезни и выздоровлению (по Л.П. Урванцеву)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |