|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Боев И.В.
(психология, психопатология и терапия)
Ставрополь
2003
Монография для преподавателей и студентов высших учебных
заведений, врачей-психиатров, психотерапевтов, психологов, клинических
психологов, социологов
II. Краткая характеристика личностных психотипов в конституционально-континуальном пространстве.
III. Современные краткие
представления о психогенных расстройствах
Психогения (от греч. psyche –
душа, genea – происхождение, возникновение) – группа
психических заболеваний, возникающих как реакция на тяжелую жизненную ситуацию. [Конюхов Н.И.
“Словарь – справочник практического психолога, Воронеж, НПО “Модэк”, 1996].
За
последние годы заметно возрос интерес специалистов к роли психической травмы,
т.е. тяжелых индивидуальных психических переживаний, в происхождении и течении
некоторых болезней. К психогенным заболеваниям
в настоящее время относят группу болезненных состояний, причинно
связанных с действием психотравмирующих факторов, т.е. таких, при которых
психическая травма определяет не только возникновение, но также течение и
симптоматику заболевания.
Учение о психогенных заболеваниях
стало ареной борьбы теоретических взглядов, которые являются выражением
противоположных концепций человека: монистически-материалистического понимания
сущности как неразрывного единства социального и биологического при ведущей
роли социального начала, с одной стороны, и дуалистической трактовки человека,
в которой доминирующее биологическое (инстинктивное) начало находится в
противоречии с социальным, с другой. Второй подход в понимании сущности человека в
наиболее завершенном виде содержится в концепции психоанализа [Freud S., 1953], которая оказала особое влияние на
разработку проблемы психогенных заболеваний в западных странах. Игнорирование
роли социальных факторов и индивидуального сознания явилось источником
пересмотра теории Фрейда и появления ее различных модификаций, объединяемых
термином «неофрейдизм».
Другим выражением психологизма в подходе к человеческой личности в норме и
патологии, в частности, в трактовке психогенных
заболеваний, является так называемое, феноменологическое направление.
Сам термин «феноменология» использовался впервые Гегелем для обозначения
совокупности проявлений духа в сознании, истории и мышлении. Гуссерль применял тот же термин первоначально для целей
«описательной психологии» явлений сознания. Феноменология изучает субъективные переживания
больных [Ясперс К., 1913] и решает
следующие задачи: в наглядной, образной форме представить психические
состояния, реально переживаемые больными, рассмотреть взаимосвязи между
психическими состояниями, по возможности четко очерчивая и дифференцируя их.
Реакцией на односторонний психологизм в понимании
поведения человека в норме и патологии
явилось возникновение в 30-е годы ХХ
столетия в США так называемой науки о
поведении (behavior
science) или, бихевиоризма [Watson
J., Thorndike
E.]. Отдельные поступки и действия человека бихевиористами
рассматривались как прямой условнорефлекторный ответ ЦНС на внешнее воздействие по принципу стимул-реакция. При
этом не учитывалась роль такого важнейшего
промежуточного звена, как личность с ее социальным опытом.
Сам
же термин «психогенные заболевания», предложенный Зоммером
в
По Кереру [1920] психогенная
реакция есть результат взаимодействия между предрасположением и специфической
травмой, приводящей к психическому расстройству. Предрасположение врожденно
(конституция) или в редких случаях приобретено (алкоголь, инфекции,
беременность). Кроме того, предрасположение создают: длительная бессонница,
бесплодная борьба с неприятностями, т.е. по существу те же факторы психической
травмы. Вместе с тем, Керер, Бонгефер,
Рейхардт полагали, что в каждом случае психогении
конституция имела патогенетическое значение. На основное значение врожденной
конституции, дающей «психореактивную лабильность»
[Клейст, 1921], указывают также Штерн и Медов. По Брауну [1928], вопрос
значительно сложнее, чем простая
комбинация переживания и предрасположения. Патогенетические и провоцирующие
факторы переплетаются. Каждый человек обладает специфической, присущей лишь
ему индивидуальной реактивной способностью. Конституция — не причина психогенной
реакции, а лишь сообщает ей специфическую окраску. На взаимодействии
переживания и конституции растут симптомы в зависимости от пола, возраста,
образования, социального положения и т. д.
Интересна
эволюция взглядов Э. Кречмера [1935] на конституцию и
психогению. Конституция по Кречмеру – это сумма всех
свойств индивида, генотипически закрепленная в его
задатках. Выступив вначале в качестве последовательного конституционалиста, он
позднее придает психогенным факторам все большее значение, подчеркивая, что
личность меняется под влиянием психогенных факторов.
В.Н.
Мясищев [1948, 1955] говорит о том, что
переживание является производным от личности переживающего.
Патогенность ситуации заключается в неумении
ее рационально преодолеть или отказаться от неосуществимых стремлений.
При психогенном заболевании происходит нарушение нормальной связи личности с
внешними условиями в силу особенностей характера. В соотношении качества
психики и условий жизни лежат патогенные источники психогений и, следовательно, отдаленные причины коренятся в условиях развития личности. В
этом сущность генетического понимания психогений Мясищевым [1948].
Неоценимую
услугу для понимания психогений оказывает учение И.П. Павлова [1927] о высшей
нервной деятельности и, в частности, учение об экспериментальных неврозах:
«Патологические состояния полушарий у разных наших животных под влиянием одних
и тех же вредных условий проявлялись очень разно. Одни животные заболевали
серьезно и надолго, другие легко и кратковременно, а третьи почти без следа
переносили те же самые воздействия. У одних собак отклонения от нормы происходили
в одну сторону, у других — в другую. Стало очевидно, что это разнообразие
связано с разницей характеров, типов нервной системы у разных животных» [Лекции
о работе больших полушарий головного мозга, 1927].
Монистическому синтезу физиологического и
психологического подходов в изучении
сущности психогенных заболеваний способствуют развиваемые в последние
годы психофизиологические исследования [Карвасарский
Б.Д., 1980].
Проблемами психогенных заболеваний в детском возрасте
занимались: Cимпсон Т.П.,
1928, 1958, Сухарева Г.Е. 1959, Жуковская Н.С. 1971, Иванов-Смоленский А.Г., 1949; Красногорский
Н.И., 1964; Касаткин Н.И., 1951; Nissen G., 1971; Frisleder F.J., Trott G., 1994; и другие. Отсутствуют подробные описания,
не выявлены основные варианты расстройств, недостаточно изучены особенности
динамики [Зубова Е.А., 1998].
Следует остановиться на понятии психической травмы и
ее содержании. Психической травмой следует называть только такое отрицательное
переживание, которое может быть причиной определенной клинической патологии.
Нередко, говоря о психической травме, имеют в виду и травмирующее переживание
и реакцию на него личности [Браун, Молохов А.Н., 1933, Шевалев
Е.А., 1937], что не совсем правильно. Необходимость различения травмирующих переживаний
от реакций на них вытекает хотя бы из того, что одинаковые переживания в
одних случаях вызывают физиологическую, а в других – патологическую реакцию. Последняя, в свою очередь, может быть невротической или психотической. Никогда не надо забывать о громадном
значении для патогенности психических переживаний мировоззрения, особенностей
личности. Они-то в большей мере и определяют, приобретет событие или переживание качество психической
травмы или нет [Александровский Ю.А., 1991]. В зависимости от индивидуальных
особенностей личности смерть близкого человека или супружеская измена в одних
случаях является тяжелой психической травмой, в других – поводом для
приобретения свободы. Аналогичные психотравмирующие переживания у одного и того же лица в разных возрастах и при разных
состояниях высшей нервной деятельности могут давать то нормальные, то
патологические реакции. Не надо, кроме того, забывать, что переживание
психической травмы может вызвать то или иное психогенное заболевание, но может
и не вызвать его.
Психические
травмы могут быть единичными и повторными, короткими и длительными.
Существует зависимость между характером
психической травмы и типом патологической реакции на нее. Наблюдения показали,
что длительно и исподволь действующие ситуационные психические травмы вызывают
преимущественно неврозы и патологическое развитие личности. Короткие психические
травмы, связанные с угрозой жизни и испугом (при взрывах, пожарах, стихийных
бедствиях, нападениях) чаще вызывают кратковременные патологические реакции.
Индивидуальные травмы, направленные на определенную, конкретную личность,
более патогенны, чем групповые, действующие на целый коллектив [Лобастов О.С.,
1991].
Если
при длительных или повторных психических травмах заболевание может возникнуть
постепенно или на определенном этапе травматизации,
то при острых одномоментных психотравмах психогения
развивается сразу или же после некоторого скрытого периода, продолжительность
которого невелика и измеряется обычно днями [Канторович Н.В., 1967].
Психическая
травма может быть вызвана как безречевым, так
и речевым воздействием, например, вид горящего имущества или сообщение о его гибели. Патогенным может оказаться однократно
действующие сверхсильные и особенно многократно действующие более слабые раздражители. В
первом случае говорят об острых, во втором – о хронических психических
травмах или психотравмирующей ситуации. Сила психотравмирующего
воздействия определяется не физической интенсивностью сигнала, а значимостью
информации для данного индивида. Психической травмой обычно является не то, что
обращено только в прошлое, а то, что угрожает будущему, порождает
неопределенность ситуации и поэтому требует принятия решения, как быть в
дальнейшем [Спивак Л.И., 1991].
Психотравмирующие факторы
В зависимости от количественных критериев (сила
воздействия, темп во времени) и
содержания психической травмы выделяют следующие типы психотравмирующих факторов: 1) шоковые психические травмы; 2)
ситуационные психотравмирующие факторы относительно кратковременного действия;
3) хронически действующие психотравмирующие ситуации; 4) факторы эмоциональной
депривации.
Психотравмирующие факторы, отнесенные к первой группе,
отличаются большой силой и внезапностью действия. Как правило, эти факторы
связаны с угрозой жизни или благополучии человека, воздействуя непосредственно
на инстинкт самосохранения. Ввиду непосредственного
воздействия на инстинктивную и низшую аффективную сферы, шоковые
психотравмирующие факторы не осознаются в полной мере и в силу быстроты
действия не вызывают сознательной интрапсихической переработки их содержания и значения
[Александровский Ю.А., 1991].
В отличие от шоковых факторов ситуационные
психотравмирующие факторы действуют на более высокие сознательные уровни
личности [Краснушкин Е.К., 1948, Braun
Е., 1928].
Хронически
действующие психотравмирующие ситуации составляют обширную группу часто
встречающихся психотравмирующих факторов. К ним относятся: ситуация длительных
ссор и раздоров, родительский деспотизм, применение физических наказаний и т.
п.
Особую группу составляют факторы эмоциональной депривации [Лангмейер Й., Матейчек З., 1984],
т.е. различные неблагоприятные
условия, в которых человек полностью или частично лишен необходимых ему эмоциональных воздействий (ласки, внимания,
заботы и т.п.)
Как известно, в этиологии заболеваний причинные
факторы всегда в той или иной степени взаимодействуют с факторами внешних и
внутренних условий. В этиологии психогенных заболеваний особенно велика роль
факторов внутренних условий, главным образом
индивидуальных особенностей личности [Белоус В.В., 1967, Братусь
Б.С., 1976, Сухарева Г.Е., 1943]. При этом следует иметь в виду не только
конституциональные свойства темперамента и характера, но так же, как указывает В.Н. Мясищев [1960],
индивидуальную историю развития личности.
Именно поэтому отечественные специалисты вслед за В.Н. Мясищевым
[1960] понимают психогенное заболевание,
прежде всего как «болезнь развития личности».
Важным внутренним условием возникновения наиболее
распространенных психогенных заболеваний – является наличие особых черт личности и развивающихся вследствие нарушения процесса ее
формирования. Именно выраженность вариационной личностной изменчивости, конституционально детерминированной, ответственна за
особенности преломления внешних факторов, условий, через внутреннее
(конституциональное) содержание личности. Социально-психологическая
адаптивность, толерантность, устойчивость индивидуального барьера психической
и психофизиологической адаптации, компенсаторные возможности личности в
отношении биологических, психологических, информационных и иных патогенных стрессоров, в значительной мере
зависят от взаимодействия, взаимоотношения конституционально-типологических личностных
основ и внешних информационных воздействий [Боев И.В., 1995].
Однако, несмотря, на важное значение
внешних и внутренних условий, не меньшая роль все же отводится ведущему
причинному фактору [«внешняя причина» по Кербикову
О.В., 1972] – психотравмирующему воздействию.
Таким образом, этиология психогенных заболеваний носит
сложный, многомерный характер.
3.2 Влияние стрессовых факторов на личность
Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома [Селье Г., 1979], это понятие относят теперь ко всему, что угодно, так что в критических работах по стрессу сложилась даже своеобразная жанровая традиция начинать обзор исследований с перечисления чудом уживающихся под шапкой этого понятия таких совершенно разнородных явлений, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение [Лазарус Р., 1970]. По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати» [Леви Л.], а Г. Селье полагает, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс [Селье Г., 1979] и приравнивает отсутствие стресса к смерти. Если к этому добавить, что стрессовые реакции присущи, по Селье, всему живому, в том числе и растениям, то это понятие вместе со своими нехитрыми производными становится центром чуть ли не космологической по своим притязаниям системы, вдруг обретая достоинство не больше и не меньше, чем «ведущего стимула жизнеутверждения, созидания, развития» [Ушакова Э.И., Ушаков Г.К., Илипаев И.Н. 1977], «основы всех сторон жизнедеятельности человека» или выступая в качестве фундамента для доморощенных философско-этических построений [Селье Г., 1979].
В психологических работах по стрессу предпринимаются и предпринимались настойчивые попытки, так или иначе ограничить притязания этого понятия, подчинив его традиционной психологической проблематике и терминологии. Р. Лазарус [1970] с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической высоко стереотипизированной стрессовой реакции на вредность является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Дж. Эверилл вслед за С. Сэллсом считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т. е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю.С. Савенко [1989] определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации».
Этот список можно было бы продолжить, но главная тенденция в освоении психологией понятия стресса видна и из этих примеров. Она состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации [Василюк Ф.Е., 1981].
Итак стресс – это многоуровневый процесс формирования новой функциональной системы срочной или долговременной адаптации. Вариантами исхода взаимодействия организма со стрессором может быть предельное напряжение функциональных механизмов срочной адаптации с угрозой их декомпенсации; вовлечение в реакцию основных метаболических процессов, обеспечивающих стабильную жизнедеятельность на клеточно-молекулярном уровне; допустимость благоприятного исхода.
Согласно современным представлениям, выделяются системный и эмоциональный стрессы. Индуктором системного стресса является нарушение постоянства внутренней среды организма. В его механизмах важное значение имеют нервная, эндокринная и иммунная системы гомеостаза.
Изучая факторы, сопровождающие болезни разной физиологической природы, Г. Селье уже в 1935 году ввел понятие «эмоциональный стресс» – психофизиологическое состояние организма, вызванное длительным повышением уровня процессов возбуждения. К раздражителям, сопровождающим разные заболевания или предшествующие им, ученый относил не только собственно эмоциональные состояния, такие как гнев, злость, страх, растерянность, неудовлетворенность собой и другие отрицательные эмоции, но и внешние агрессоры: освещение, уровень шума, никотин и т.п. Если негативные эмоции накладываются друг на друга и переходят в стационарную форму, то за фазой адаптации организма наступает следующая фаза – стадия стресса: истощение защитных сил, нарушение механизмов возбуждения, торможения и саморегуляции, что ведет к изменению физиологических процессов.
Г. Селье называл стресс «острой и необходимой приправой к жизни». Стресс поднимает уровень бодрствования, активизирует мышечную и психическую активность. Посещение театра или занятия спортом вызывают те же психофизиологические и поведенческие реакции, что и эмоциональный стресс. Опасна не перегрузка, не деятельность, не возбуждение и даже не отрицательные эмоции сами по себе. Опасно лишь систематическое превышение возможностей, заложенных в механизмах саморегуляции.
Психобиологическая сущность стресса заключается в перераспределении
ресурсов человеческого организма для выживания в экстремальных условиях. Этот
процесс сопровождается напряжением различных адаптационных механизмов и
выраженными психофизиологическими изменениями, которые, будучи чрезмерно
интенсивными и продолжительными, могут оказывать вторичный повреждающий эффект
и становиться причиной расстройств психической деятельности
[Александров Ю.И., 1997]. По своей биологической значимости стресс-реакция –
это по существу реакция адаптации. На основании работ Л.А. Орберли
[1961], можно считать установленным, что повышение тонуса симпатической нервной
системы, сопровождающееся выделением адреналина и активацией секреции
гипоталамуса, являются начальным, пусковым механизмом стресс-реакции.
Согласно информационной теории эмоций П.В.Симонова [1981], эмоциональная реакция человека на действие экстремального фактора подчиняется универсальному правилу зависимости эмоций от актуальной потребности (ее качества и силы) и вероятности удовлетворения этой потребности на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Следовательно, один и тот же экстремальный фактор может вызывать разные эмоции, порожденные качеством доминирующей потребности: биологической (инстинкт самосохранения и др.), социальной (следование определенному эталону поведения, велениям долга) и даже идеальной (потребность в познании, любознательность первооткрывателя). Эмоции вовлечены в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта и при действии экстремальных факторов являются первичными реакциями организма. В настоящее время накоплен значительный фактический материал, свидетельствующий о роли гипоталамуса и экстрагипоталамических структур (лимбической системы и ретикулярной формации) в центральной регуляции гипофизарно-надпочечниковой системы в экстремальных условиях жизнедеятельности [Малышенко, Елисеев, 1993].
3.3 Систематика психогенных заболеваний
Вопросы систематики психогенных заболеваний
в целом и группировки их отдельных форм разработаны недостаточно и решаются
по-разному, что связано с отсутствием единых принципов подхода к критериям их
систематики. При построении классификаций психогенных заболеваний использовались
этиологический критерий:
- на основании содержания психической травмы [Крепелин Е., 1913]
- исходя из ведущей роли внешней ситуации или конституции [Ганнушкин П.Б., 1933]
- преимущественного уровня личностного реагирования [Краснушкин Е.К., 1948, Зурабашвили А.Д., 1970];
патогенетический критерий: темпа развития и длительности заболевания [Сухарева Г. Е., 1959] и некоторые другие.
В большинстве группировок психогенных заболеваний эти заболевания традиционно подразделяются на 2 основные группы: реактивные состояния и неврозы. Термином «реактивные состояния» в основном обозначают реактивные психозы: аффективно-шоковые, истерические, реактивный параноид и реактивную депрессию. Термином «неврозы» принято называть непсихотические формы психогений. Понятие невроза не является строго определенным. По мнению В.В. Ковалева [1992], реактивное состояние отличается от невроза более острым возникновением, более отчетливой связью болезненных переживаний с психотравмирующей ситуацией, а также отсутствием переживания расстройств как чуждых, болезненных. Безусловным признаком реактивного состояния является наличие психотических нарушений – помраченного или аффективно суженного сознания, отчетливых и стойких расстройств восприятия, бредовых идей, выраженных аффективных расстройств, в частности депрессии с суицидальными намерениями. Однако указанные отличительные признаки имеют значение лишь в статическом плане, поскольку в динамике психогенных заболеваний возможна смена психотических состояний невротическими и наоборот [Асанова Н.К., 1992].
3.4
Классификация экстремальных факторов и виды психогений
В современной литературе в психологическом контексте
экстремальными называют, с одной стороны, условия жизни человека,
характеризующиеся высокой энтропией будущего при несформированности,
неясности для субъекта способов достижения как текущих, так и перспективных
целей [Базылевич Т.Ф., 1993].
С другой стороны, под экстремальными
понимают условия, ставящие человека на грань переносимости. До недавнего
времени к числу таковых в основном относили климатические условия
циркумполярных областей, высокогорья, космического пространства. В настоящее
время к этой группе относят также условия проживания и производственной
деятельности после промышленных аварий, стихийных и экологических бедствий, информационных
и энергоинформационных поражающих воздействий.
Когда в комплекс окружающих условий, помимо природных
и производственных факторов, входят раздражители второй сигнальной системы, к
разряду экстремальных рекомендуется относить факторы, вызывающие развитие состояния
динамического рассогласования, критерием которого является нарушение
адекватности физиологических, психологических и поведенческих реакций человека
по отношению к условиям и характеру деятельности [Медведев В.И., 1993]. Данное
определение предполагает, что любое воздействие, доза (интенсивность, время)
которого превышает определенную критическую величину, может выступать в качестве экстремального [Новиков В.С.,
Смирнов В.С., 1995]. Авторы предлагают выделять 5 классов
факторов, которые при определенных условиях могут быть отнесены к разряду
экстремальных: физико-химические (микроклиматические, радиационные, барические,
механические, изменение естественного газового состава среды), необычные
(физической и информационной природы), информационные (недостаточность,
избыточность или ложность информации, двойная деятельность), семантические
(угрожающие биологическим и социальным мотивам) и внутренние (биологические и
психологические).
В наиболее общем виде все экстремальные факторы
внешней среды можно разделить на физико-химические и
информационно-семантические. Для первых экстремальность определяется дозой
воздействия, для вторых – новизной или когнитивной оценкой реального или
прогнозируемого воздействия как представляющего угрозу для человека. Границы,
отделяющие обычные условия от экстремальных, в
значительной мере условны. Экстремальность выявляется только при взаимодействии
конкретного фактора с конкретным индивидом.
Закономерным итогом воздействия катастроф на организм
человека является более или менее глубокое изменение физиологических функций.
При этом возможен весь спектр нарушений от легких транзиторных реакций до
несовместимых с жизнью поражений. Иначе говоря, степень экстремальности фактора
выявляется только при его воздействии на определенного индивида. В этой связи
возникает проблема разграничения факторов среды на
адекватные и неадекватные врожденным (генотипическим), конституциональным и
приобретенным (фенотипическим) свойствам организма. Принято считать, что если
физиологические и психологические функции мобилизуются соответственно
предъявляемым условиям, то развивается состояние адекватной мобилизации. Когда
психобиологический ответ организма человека неадекватен интенсивности нагрузке, не совпадает по
времени с действиями раздражителя или
превышает физиологические и психологические резервы, возникает состояние
динамического рассогласования, являющееся критерием экстремальности [Волович
В.Г., 1983].
Общим признаком
всех психогенных расстройств является обусловленность их аффективным
психогенным состоянием – ужасом, отчаянием, оскорбленным самолюбием, тревогой,
страхом. Особенностью этих расстройств являются единство структуры всех
наблюдаемых расстройств и связь их с аффективными переживаниями [Воскресенский
Б.А., 1985].
Среди психогенных расстройств выделяют продуктивные и негативные (виды). Для
отграничения продуктивных расстройств психогенной
природы от других психических заболеваний пользуются критериями К. Ясперса:
болезнь протекает вслед за
психической травмой, содержание психопатологических проявлений вытекает из
характера психической травмы и между ними существуют психологически понятные
связи, все течение болезни связано с травмирующей ситуацией, исчезновение или дезактуализация которой сопутствуют прекращению (ослаблению)
заболевания.
К. Ясперс подчеркивал, что при психогенных
заболеваниях у личности не возникает
новых черт, не свойственных ранее, а
появляются те особенности реакций и поведения, которые были характерны
для больного в более молодом возрасте и в процессе
жизни оказались подавленными более адекватными для окружающей среды формами
поведения. Иными словами, в результате психогенного заболевания у больного утрачивалась сдержанность, умение
прогнозировать ситуацию, оценивать ее более широко, принимать соответствующее
решение и т.д. Таким образом, при аномальном развитии личность утрачивает
свойственные ей качества, способствующие ее адаптации
к окружающей среде, у нее возникают патохарактерологические расстройства, т.е. психопатизация
личности. Эти расстройства можно оценить
как негативные, как возникающий дефект личности, утрату выработанных в течение
жизни качеств личности, характерные именно для психогенных заболеваний [Лакосина Н.Д., 1984].
Психогении при остро возникших жизнеопасных ситуациях. Остро возникшие жизнеопасные ситуации характеризуются внезапностью и чаще всего кратковременностью психогенного воздействия. Разрушения, гибель людей, массовый травматизм усугубляют патогенное воздействие на человека непосредственной угрозы жизни. Поведение в остром периоде внезапно развившейся жизнеопасной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиологически нормальной и приспособительно полезной, способствующей экстренной мобилизации физического и психического напряжения, необходимого для самосохранения. По существу при любой осознаваемой человеком катастрофе возникают тревожное напряжение и страх. «Бесстрашных» психически нормальных людей в общепринятом понимании этого состояния не бывает. Все дело в мгновениях времени, необходимого для преодоления чувства растерянности, принятия рационального решения и начала действий. У подготовленного к экстремальной ситуации, компетентного человека адаптация происходит значительно скорее, у полностью неподготовленного сохраняющаяся растерянность определяет длительное бездействие, суетливость и является важнейшим показателем риска развития психогенных психических расстройств [Виноградов М.В., 1989].
Клинические проявления страха зависят от его глубины и выражаются в объективных проявлениях и субъективных переживаниях. Наиболее характерны двигательные нарушения поведения которые лежат в диапазоне от увеличения активности (гипердинамия, «двигательная буря») до ее уменьшения (гиподинамия, ступор). Однако следует отметить, что в любых, даже самых тяжелых условиях 12—25% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают обстановку, четко и решительно действуют в соответствии с ситуацией [Волович В. Г., 1983; Tyhurst J., 1951]. Вероятнее всего, эта категория лиц с большей долей вероятности относится к диапазону психологической нормы – акцентуации в конституционально-континуальном пространстве. По расспросам людей, испытывавших различные жизнеопасные ситуации и сохранивших в критические мгновения самообладание и способность к целенаправленным действиям, при осознании катастрофичности происходящего они думали не о собственном выживании, а об ответственности за необходимость исправления случившегося и сохранения жизни окружающих. Именно эта «сверхмысль» в сознании и определяла соответствующие действия, выполнявшиеся четко и целенаправленно, т.е. личность преобладала над характером и темпераментом – «надо» преобладало над «хочу», а не наоборот, что характерно для лиц с конституционально-психотипологической предиспозицией диапазона ПАЛ.
J. Deaton [1981] обозначает описанное состояние термином «паническая реакция». Она обычно кратковременна, ее пролонгация зависит от многих факторов как социально-психологических, так и физических. В частности, в этот период неблагоприятное воздействие, способствующее развитию выраженных реакций страха, оказывают переутомление, голод, физическая боль, жара, холод, травматические повреждения.
Следует отметить, что через некоторое время, измеряемое минутами или десятками минут, здоровые и компетентные люди независимо от первичных психических реакций несколько успокаиваются, адаптируются к окружающей обстановке и начинают принимать меры для спасения и выживания.
Неожиданное возникновение жизнеопасной ситуации у неподготовленных людей может вызвать страх, сопровождающийся появлением измененного состояния сознания. Наиболее часто развивается оглушенность, выражающаяся в неполном осмыслении происходящего, затруднении восприятия окружающего, нечетком (неадекватном) выполнении необходимых жизнеспасаюших действий. Еще одним важным моментом является то, что большинство людей после внезапно возникшей жизнеопасной ситуации даже при отсутствии физического повреждения вследствие психогенных расстройств являются (особенно в первый период развития ситуации) практически нетрудоспособными [Вахов В.П., 1995].
Специальный обобщенный анализ позволяет проследить [Александровский Ю.А., 1991] определенную динамику возникновения и развития отдельных психопатологических проявлений у пострадавших, зависящих от этапа внезапно развившейся экстремальной ситуации.
Наряду с невротическими расстройствами у людей, переживших жизнеопасную ситуацию, достаточно часто имеет место декомпенсация акцентуаций характера и психопатических личностных черт. При этом большое значение имеет как индивидуально значимая психотравмирующая ситуация, так и предшествовавший жизненный опыт, и личностные установки человека. Особенности личности налагают отпечаток на невротические реакции, играя важную патопластическую роль [Александровский Ю.А., 1991].
Психогении при медленном развитии жизнеопасной ситуации. Особенности стрессовых воздействий и своеобразие возникающих под их влиянием психических расстройств при относительно медленном развитии экстремальной ситуации, так же как и при внезапном ее возникновении, обычно позволяют условно выделять три периода.
В первый период экстремальное воздействие хотя и
развивается в течение нескольких дней, однако затрагивает витальные основы, и
в качестве ответа формируются относительно однотипные реакции, определяющиеся
разной степенью выраженности тревогой и страхом. Проявления стрессовых реакций
у большинства лиц аналогичны таковым при первой стадии реакции на стресс и выражаются
в виде снижения двигательной активности или гипердинамии.
В отличие от первого во втором периоде при формировании психической дезадаптации значительно большее значение имеют преморбидные особенности личности. Наряду
с уже относительно компенсированными переживаниями жизнеопасной ситуации актуальными
становятся сообщения об утрате дома, имущества, разобщение с близкими и т. д.
Указанные психогенные воздействия обычно растянуты во времени и имеют две
качественные характеристики, существенные для психологических механизмов
психической адаптации и дезадаптации. С
одной стороны, это неопределенность разрешения ситуации во времени, с другой —
понимание обязательного ее завершения. Вторая из названных особенностей
обусловливает мобилизацию механизмов адаптации и в значительной мере
способствует приостановке развития психогенных расстройств на уровне неглубоких,
клинически неструктурированных внеличностных астено-аффективных реакций. В третьем периоде продолжает существовать один (или несколько)
хронифицированных факторов угрозы здоровью и благополучию.
В то же время остальные психогенные воздействия становятся менее интенсивными.
Сохраняющиеся длительное время неблагоприятные факторы последствий как бы входят в структуру существования
людей, в связи с чем у них появляется возможность идеаторной переработки ситуации, собственных переживаний
и ощущений. Хронический характер стресса, порой недостаток информации о
длительности экстремального воздействия, прогнозе, реальном влиянии на
здоровье, возможных мерах устранения — все это определяет перенапряжение и
демобилизацию механизмов адаптации. Наряду с сохраняющимися неспецифическими
психогенными расстройствами в этот период начинают преобладать личностные,
характерологические формы дезадаптации, наблюдаемые
в первом и втором периодах лишь в единичных случаях. Однако, как и на
протяжении всей ситуации, сохраняется тревожное напряжение. Одновременно в
зависимости от структуры личности, соматической отягощенности, наличия
экзогенных вредностей развиваются соматизированные
депрессии, психосоматические заболевания, декомпенсируются
латентные органические заболевания, начинает формироваться патологические
развитие личности [Лобастов О.С., 1991].
Исходя из представленных описаний психогенные расстройства можно рассматривать как единый процесс, динамика и структура которого определяются особенностями экстремальной ситуации и реагирующего человека [Александровский Ю.А., 1991].
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |