|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Еще одна закономерность заключается в следующем: люди считают,
что в прошлом им казалось наиболее правдоподобным то, что действительно
произошло (явление «обратного мышления»). Это часто искажает реалистическую
оценку ранее принятого решения. Врач может, добросовестно заблуждаясь,
настаивать на том, что и до установления достоверного диагноза он предполагал
его высокую вероятность. По-видимому, здесь действует своеобразный «рефлекс
самозащиты». Экспериментально доказано существование так называемого
«познавательного консерватизма» в оценке вероятности диагностических гипотез.
Если одна из гипотез признается правдоподобной и поступает информация,
поддерживающая ее, субъективная вероятность гипотезы не увеличивается
настолько, насколько это позволяют сделать новые сведения. Ю. Козелецкий считает, что поэтому хирург может, например,
оценить шансы на успешное окончание операции в 60°/о, хотя на самом деле шансы
на успех достигают 95%.
Итак, при оценке вероятностей врача подстерегает немало «психологических
ловушек», избежать которых легче, зная о них.
Особого внимания заслуживает вопрос о психологических механизмах
интуитивных диагностических решений, часто обсуждаемых в медицинской
литературе. Разные авторы высказывают порой прямо противоположные мнения
относительно значения интуиции. Одни пишут, что интуитивные решения врача
малоэффективны и часто ведут к ошибкам. Другие «разрешают» пользоваться
интуицией только опытным и высококвалифицированным специалистам. Третьи
считают интуицию необходимым условием эффективной познавательной деятельности
врача и даже советуют развивать ее у студентов-медиков (правда, не поясняя, как
это нужно делать).
Рассмотрим некоторые психологические данные, касающиеся
интуитивных решений, и результаты экспериментальных исследований таких решений
в процессе диагностики.
Главные «внешние» критерии интуитивных решений (в отличие от
дискурсивных) – их быстрота и недостаточная осознанность логических оснований
(или вообще неспособность раскрыть эти основания). Интуиция проявляется в
условиях субъективно или объективно неполной информации. При высокой
достоверности интуитивно формулируемых гипотез она является ценным качеством
интеллекта. В основе интуиции лежат особые формы переработки информации
человеком. Особенно велика ее роль в творческой деятельности. Неповторимость
каждого больного и часто имеющая место неполнота диагностической информации
обусловливает тот факт, что диагностическое мышление врача в определенной мере
почти всегда оказывается творческим, а, следовательно, насыщенным элементами
интуиции.
Пойдет ли процесс диагностики в каждом конкретном случае по
интуитивному или дискурсивному «пути», зависит от ряда факторов. Прежде всего,
это особенности памяти и мышления врача, его личностные качества (см. следующий
раздел), а также форма представления исходных данных, условий диагностической
задачи. Образный материал часто как бы сам «подталкивает» к интуитивным
решениям. Одна из причин этого – важная роль в познавательной деятельности так
называемых образных обобщений. Процесс их формирования (как и результат, то
есть хранящийся в памяти обобщенный образ) обычно не осознается. Например, маленькому
ребенку каждый раз, когда он видит собаку, говорят: «Это собака». В результате
он научается почти безошибочно опознавать собак, однако навряд
ли сможет хорошо объяснить, как это делает (в частности, описать обобщенный
образ собаки). Продукты наглядных обобщений «срабатывают» спонтанно, автоматически,
а объяснения нередко совершенно не соответствуют признакам опознаваемого
объекта, которые человек использует на самом деле.
Нечто подобное часто встречается и в процессе диагностики. Яркий
пример – случаи быстрого обнаружения патологических изменений, отображенных на
рентгеновском снимке. Рентгенолог вначале может просто сказать: «Что-то здесь
не нравится». Лишь значительно позже, после тщательного анализа рентгенограммы,
выясняется, что заставило его подозревать отклонение от «нормы» или отрицать
возможность определенного заболевания. В экспериментах довольно заметная
патология распознавалась правильно в 70% случаев при
предъявлении снимка всего на 0,2 сек. Вспомните, не приходилось ли вам,
войдя в комнату, сразу обратить внимание на какие-то изменения в ней, лишь
намного позже определив, что именно изменилось (например, при перестановке
мебели). Эту житейскую ситуацию можно сравнить с тем случаем, когда врач
мгновенно замечает отклонение от «нормы».
Процессы опознания, срабатывания наглядных обобщений нельзя
«запретить». Авторы одной из работ правы, когда пишут, что опасность
заключается не в самой способности к интуитивным выводам, а в некритическом
отношении к ним. Врачу необходимо осознать их психологические механизмы, свою
склонность к поспешным решениям и сознательно развивать навыки самоконтроля.
В специальном исследовании были изучены, например, виды
профессиональных
образов-представлений
врача-рентгенолога, имеющих самое прямое отношение к его интуитивным
решениям. (Иванов Л. М.; Урванцев Л. П. Зависимость
эффективности рентгенодиагностики от форм репрезентации профессионального
опыта. //Познавательные процессы в деятельности. Ярославль,
Яросл. гос. ун-т, 1987, с.
103-112). Показаны зависимость этих образов от прошлого опыта и их неодинаковая
эффективность при распознавании более и менее типичной патологии. Особенно
опасны ситуации, когда при неоправданно высокой уверенности в правильности
интуитивного решения фаза контроля свертывается, и он проводится поверхностно.
К сожалению, формированию образных компонентов профессиональных знаний сейчас
не уделяется достаточного внимания. Если следовать
упомянутому выше совету о развитии у обучающихся способности к интуиции, давая
диагностические задачи в условиях дефицита времени, то нельзя забывать и о
выработке привычки тщательно проверять принятые решения. Очень часто
ошибки обусловлены использованием метода аналогии, в частности, применением
метода сходства и метода различия (по отдельности).
Сознательный самоконтроль своего процесса диагностического
мышления – дело трудное, и не стоит ожидать, что каждый легко им овладеет. При
этом нужно как бы раздваиваться, одновременно выполняя функции и исполнителя,
и контролера. Всегда нелегко решить, что направление диагностического поиска
было выработано неверно, и вернуться к его началу. Полезно тренировать будущих
врачей в преодолении ложных установок, время от
времени давая на занятиях по определенной теме диагностические задачи,
выходящие за ее рамки или вообще к ней не относящиеся.
На процесс диагностики влияют и закономерности памяти. Диагностическая
информация, не подтверждающая какую-то гипотезу врача, обычно забывается. Это
показывает, что нелегко следовать сформулированной выше рекомендации о
пересмотре всей информации с точки зрения новой диагностической гипотезы. При
ослаблении памяти труднее отказаться от неверно выбранного пути решения
мыслительной задачи. Однако и усиленное функционирование памяти (в ущерб
мышлению) нередко препятствует продуктивному решению диагностических задач
из-за неоправданно большого количества гипотез. Установлено, что нет прямой
зависимости между количеством накопленных знаний и умением решать диагностические
задачи. Отметим также, что многие врачи, неправильно назначившие антибиотики
для лечения, затем безошибочно ответили на вопросы об их применении.
Для успешного запоминания диагностической информации полезно
знать и некоторые другие закономерности. Лучше запоминаются обычно начало и
конец сообщения, чем его средняя часть. Забывание идет быстрее всего в первые
минуты и часы после восприятия материала. Непроизвольно (без цели запомнить)
запечатлевается материал, имеющий эмоциональную окраску (хотя слишком бурные
эмоции ухудшают запоминание), относящийся к цели деятельности, являющийся
объектом активной умственной работы. Это влияет на накопление профессионального
опыта, поскольку его организация обычно осуществляется в форме неосознаваемой
(непроизвольной) психической деятельности. Хотя общая тенденция такова, что с
возрастом продуктивность памяти снижается, у активно работающих специалистов
профессиональная память может существенно не страдать до старческого возраста.
Одна из причин этого – включение отдельных единиц материала в логически
связанную систему профессиональных знаний. Полезными могут оказаться некоторые
мнемотехнические приемы. (О мнемотехнике см., например, Лезер Ф. Тренировка памяти. М.,
Мир, 1979). Вот лишь один пример. Чтобы запомнить различие между
терминами «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка), обратите внимание на то, что
второй термин длиннее первого. Интересно наблюдение И. А. Кассирского:
известный советский терапевт В. X. Василенко на консилиумах, когда ставил
дифференциальный диагноз, загибал пальцы, чтобы что-нибудь не упустить из виду.
На память отрицательно влияют общее плохое самочувствие, нарушение
сна, нерациональная организация труда и отдыха, состояние утомления. Последний
фактор отметим особо, поскольку утомление всегда сказывается и на свойствах
внимания. Показано, что при этом врач часто начинает ставить «однообразные»,
сходные диагнозы. У врачей-рентгенологов в течение рабочего дня результаты
выполнения тестов на внимание снижались иногда на 1/3 от среднего уровня. Эти
результаты были хуже в начале работы и в первый час после обеда. Рентгенологу
рекомендуют в перерывах открывать окна, не анализировать накопившиеся случаи
сразу после возвращения из отпуска. По нашим данным, при непрерывной работе с
рентгенограммами уже через 20 минут заметно снижается функциональное состояние
зрительного анализатора.
Недопустимы никакие внешние помехи, отвлекающие внимание врача. Об
этом помнят, когда речь идет, например, о хирургах, но не всегда относят данное
правило к рентгенологам или терапевтам. Способность не обращать
внимания на помехи неодинакова у разных людей, и во многом она
определяется свойствами нервной системы.
На процесс диагностики влияют и многие общие закономерности
ощущений и восприятия. Кратко остановимся лишь на некоторых из них. Очень
слабые, подпороговые раздражители могут воздействовать
на психику, но не осознаваться («подпороговая перцепция»).
Это одна из причин, по которой
человек не всегда понимает, почему он принял какое-то решение. Обнаружение или необнаружение сигнала (здесь сигнал – любое воздействие:
зрительное, слуховое, тактильное и т. д.) определяется не только чувствительностью
анализаторов. Наблюдатель каждый раз принимает решение, был сигнал или его не
было, ориентируясь на определенный «критерий». (Подробно о
применении теории обнаружения сигнала в медицине см.: Ластед
Л. Б. Введение в проблему принятия решений в медицине. М., Мир, 1971.) Положение критерия и само его существование
могут не осознаваться, но именно от него часто зависит соотношение между
количеством двух видов ошибок: гиподиагностики (пропуск
патологии) и гипердиагностики (патология
обнаруживается там, где ее нет). Например, чем выше относительная «цена» пропуска
патологии и чем больше вероятность того, что у какой-то категории пациентов
она имеется, тем «выгоднее» давать положительный ответ при малейшем подозрении
отклонения «от нормы». Без повышения уровня квалификации невозможно
одновременно уменьшать количество ошибок обоих видов: решив делать как можно
меньше пропусков, врач обязательно будет чаще допускать ошибки «гипердиагностики». Много подобных исследований проведено с
участием рентгенологов.
Хорошо изучено влияние закономерностей восприятия на процесс
анализа рентгенограмм. Показано, что у рентгенологов высокой квалификации
устанавливается оптимальное соотношение между временем изучения участка с
заметными патологическими изменениями и остальных областей рентгенограммы (см.
упомянутую выше статью Л. П. Урванцева). Установлены факторы, препятствующие
выделению воспринимаемого объекта из окружения («законы маскировки»). Один из
них – включение этого объекта как части
в какую-то более крупную конфигурацию. Известно много законов, по которым
элементы изображения объединяются в целостные фигуры. Например, по «закону
замкнутости» рентгенолог может увидеть кольцевидную тень там, где ее на самом
деле нет.
Когда врач использует цвет как диагностический
признак, он должен учитывать возможность ошибки, обусловленной эффектами
цветового зрения (Урванцев Л. П.
Психология восприятия цвета. Ярославль, Яросл. гос. ун-т, 1981). Например, по «закону подравнивания
цветов» желто-зеленый кружок среди зеленых кажется более зеленым, а среди желтых – более желтым.
Следует помнить, что на восприятие влияет мотивация. Когда у детей
проверяли остроту зрения в игровой ситуации, поощряя правильный ответ «выездом»
игрушечного автомобиля, она оказывалась значительно выше, чем при малой
заинтересованности ребенка. Этот пример только на первый взгляд далек от
обсуждаемых здесь вопросов. Способность врача обнаружить малозаметные
проявления болезни зависят от того, насколько он увлечен своей работой и как
велико его желание помочь пациенту. Однако это уже скорее проблема деонтологии
и педагогики, а не психологии.
Все более актуальными становятся вопросы совместной выработки
диагностических решений врачами разных специальностей, оптимальной организации
консультаций, консилиумов. Принятие решений в процессе общения не так давно
изучается психологами, поэтому лишь некоторые полученные ими результаты уже
сейчас могут быть полезны врачам.
Известно, что группа обычно склонна принимать более рискованные
решения по сравнению со средним уровнем риска при индивидуальных решениях
участников этой группы. Иногда это объясняется «разделением ответственности».
Другая возможная причина – чрезмерная склонность к риску наиболее авторитетного
члена группы, ее «лидера».
Как правило, при совместном решении мыслительных задач быстрее и
легче преодолеваются отрицательные установки, обнаруживаются противоречия и
логические ошибки. Однако если лидер характеризуется негибким мышлением, его
влияние на эффективность работы группы чаще оказывается отрицательным, так как
нередко новые (верные) гипотезы отвергаются.
В. X. Василенко указывает на некоторые дефекты организации
консультаций как на причины ошибочных диагнозов. Такие консультации подчас
проходят не как совместное обсуждение диагноза и плана лечения, а сводятся к
своеобразной переписке консультанта с лечащим врачом на страницах истории
болезни. Иногда заключение консультанта недооценивается, но бывают случаи,
когда он сам направляет диагностику по неверному пути.
На эффективность групповых решений влияют взаимоотношения между
участниками обсуждения. Установлено, что если два человека связаны взаимоположительными или взаимонейтральными
отношениями, то общение повышает эффективность решения некоторых мыслительных
задач примерно в 1,5 раза. При взаимонегативных
отношениях успешность работы снижается.
Групповая
выработка диагностических решений очень полезна для осознания причин
диагностических ошибок, сильных и слабых сторон своего мышления. Рекомендуем
давать студентам задачи для совместного решения в малых группах (2-3 человека).
Этот прием проверен в нашем экспериментальном исследовании. Он позволяет также
формировать навыки совместной работы, столь необходимые в будущей
профессиональной деятельности.
// Л.М. Бедрин, Л.П. Урванцев Психология и деонтология в работе
врача. – Ярославль, 1988, С.42-48
См.
также:
* Психология личности.
Практикум. - Тема 8. Мышление и речь: психологическая характеристика и место в работе врача (автор-составитель В.А. Урываев).
* Врач и больной (начало) - (по
Лебединскому и Мясищеву)
* Психология обращения с больными.
Сведения, заимствованные из смежных областей знания (Иштван Харди)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |