|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Переходим к рассмотрению индивидуально-психологических особенностей
врача, влияющих на диагностическое мышление в узком смысле этого понятия.
Имеются в виду процессы анализа и синтеза диагностической информации,
выдвижения и смены диагностических гипотез, в которых наиболее ярко проявляются
результаты всей мыслительной деятельности врача. Мы не будем рассматривать
вопрос о логических ошибках, которые неплохо раскрыты в упомянутой выше
монографии А.С. Попова и В.Г. Кондратьева, хотя в конечном итоге и их причины
часто надо искать в психологии.
Индивидуальные различия в мышлении подразделяются на 2 группы.
Прежде всего, это так называемые качества ума: его широта и глубина, гибкость,
самостоятельность, критичность и быстрота мышления. Кроме того, у разных людей
неодинаково складывается соотношение видов мыслительной деятельности. Один
могут успешнее решать задачи, опираясь на восприятие предметов и действуя с
ними, другие чаще оперируют образами объектов, а третьи мыслят в основном при
помощи логических операций с понятиями. В этих случаях говорят о
преимущественном развитии соответственно наглядно-действенного,
наглядно-образного или отвлеченного (словесно-логического) мышления. Последнее более характерно для мыслительного типа (по И. П.
Павлову), а два первых случая – для художественного. Наглядно-образное мышление
имеет важное значение, например, для рентгенолога, а
наглядно-действенное нередко оказывается полезным для хирурга.
Принято также разделять практическое и теоретическое мышление.
Первое направлено на решение практических задач, возникающих в деятельности, и
поэтому характеризуется рядом особенностей, одной из которых часто является
дефицит времени. Хороший пример теоретического мышления – решение ученым фундаментальной
научной проблемы. Способности исследователя-теоретика и склонность заниматься
теоретическими проблемами, конечно, не противопоказаны практическому врачу, но
когда они доминируют, следует подумать о соответствующем выборе будущей
профессиональной деятельности. Ценное профессиональное качество
врача-клинициста – умение в процессе мышления переходить из теоретического
плана в практический и обратно, применять весь запас знаний в конкретной
ситуации.
Диагностическое мышление разных врачей можно сравнивать по разным
показателям:
1) количество диагностической информации, собранное до выдвижения 1-й гипотезы
(или гипотез);
2) общее число диагностических гипотез и отказов от неподтвердившихся предположений;
3) количество информации, понадобившейся для принятия
окончательного решения;
4) окончательное решение в виде одного диагноза или сохранение
альтернативных гипотез как возможных диагнозов;
5) степень уверенности в правильности диагноза;
6) соответствие окончательного решения подтвержденному диагнозу
(эти показатели фиксировались в проведенных нами исследованиях). Показано, что эти параметры процесса диагностики зависят не только
от конкретного клинического случая, но и от психологических особенностей врача,
например, таких как «склонность к риску – осторожность», «импульсивность – рефлексивность», «ригидность – флексибильность»,
«устойчивость – неустойчивость к неопределенности», «высокая – низкая
тревожность».
Все вместе они определяют типичный для врача индивидуальный стиль
его познавательной деятельности, хотя не у каждого этот стиль устойчив. Многие
могут гибко строить стратегию мыслительных действий, приспосабливаясь к
специфике решаемой диагностической задачи, к ее условиям, целям деятельности.
Доказано, что они имеют преимущество по сравнению с теми, кто подходит к решению
разных мыслительных задач одинаково. Особенно заметны минусы негибкого
познавательного стиля, когда некоторые ярко выраженные его параметры (например,
крайняя аналитичность или сверхосторожность
в выводах) вступают в противоречие с требованиями ситуаций, условий задачи. В
этих случаях вероятность диагностической ошибки возрастает, особенно при
высокой степени неопределенности, то есть при невозможности применять простой
диагностический алгоритм.
Перечисленные выше показатели процесса диагностики связаны между
собой, образуют типичные сочетания. Один из выявленных в наших экспериментах
типов диагностического мышления характеризуется тем, что первая гипотеза
появляется лишь после сбора большого количества информации, дифференциальный
ряд чаще формулируется лишь в конце процесса диагностики, используется вся доступная
диагностическая информация, уверенность в правильности большинства
диагностических гипотез невелика. В других случаях все обстоит иначе:
дифференциальный ряд чаще выстраивается уже после минимальных сведений о
болезни, окончательное суждение выносится в виде одного диагноза, субъективная
уверенность в его правильности высока, не используются все возможности
получения диагностической информации.
Обращаем внимание на разное для этих двух путей к диагнозу
соотношение между этапами сбора диагностической информации и формирования
системы гипотез. Прежде всего оно зависит от
склонности к риску или осторожности, проявляющейся в преобладании контрольных,
проверочных действий, тщательной информационной подготовки решения. При ярко
выраженной импульсивности человеку трудно удержаться от «выдачи» первого
пришедшего в голову решения без детального анализа других возможных
альтернатив. С возрастом увеличивается количество уравновешенных решений.
Импульсивность свойственна многим людям с завышенной самооценкой и высокой
экстраверсией (см. выше о свойствах темперамента). При сильной и подвижной
нервной системе человек обычно меньше анализирует проблемную ситуацию, но за
счет скорости мыслительных процессов быстрее создает плодотворные гипотезы.
Слабый тип нервной системы способствует развитию потребности в непрерывном
детальном самоконтроле, в тщательной подготовке к деятельности.
Интересно, что те, кто работает быстро, но с большим количеством
ошибок, обычно хуже учатся и в школе, и в вузе. Однако представители
противоположного стиля, работающие медленно и почти безошибочно, чаще ошибаются
в условиях дефицита времени и затрачивают неоправданно много времени на
решение простых задач. Развивая сознательный самоконтроль, можно научиться гибко менять способ работы в зависимости от требований ситуации,
избегать крайностей. Попытайтесь оценить, насколько вы склонны к одному из
описанных познавательных стилей. Если вы окажетесь на полюсе «осторожности», то
вам будет очень сложно работать, например, врачом скорой помощи.
У «импульсивных» хуже развито индуктивное мышление, среди них
преобладают «синтетики», значит, они более склонны к интуитивным решениям. У
представителей этого типа труднее сформировать критичность мышления, его
гибкость. С другой стороны, чрезмерная осторожность часто связана с
неоправданной неуверенностью, с избеганием ответственных решений. Иногда
боязнь принимать решения становится настолько характерной для человека, что ее
можно рассматривать как проявление расстройства психики. Тогда
говорят о «дисайдофобии» (от англ. to decide –
решать и от греч. phobos – страх).
Особого внимания заслуживает такое качество мышления, как его
гибкость (флексибильность) или ригидность. Оно
выявляется, прежде всего, при выполнении тестовых заданий, требующих отказа от
ставших неадекватными способов решения мыслительных задач. Хотя врачей часто
призывают отказываться от неправильных диагностических гипотез, далеко не
всегда им удается следовать этой рекомендации.
«Пластичность¾ригидность» – это одно из свойств темперамента,
поэтому оно не изменяется мгновенно в желаемом направлении. Необходимо
оценить, насколько гибкими или ригидными являются ваши познавательные
процессы. Если вы обычно с трудом меняете мыслительные стратегии и направления
диагностического поиска, постарайтесь чаще анализировать свое диагностическое
мышление, осознавать причины появления гипотез, взвешивать все «за» и «против»
каждой из них, повторно проходить цепочку рассуждений, которая привела к
диагнозу. На первых порах очень полезно хотя бы изредка делать это, размышляя
вслух, рассказывая кому-то о своем пути к диагнозу.
В целом мужчины преодолевают ложные установки легче, чем женщины,
а молодые люди успешнее, чем пожилые. Уже отмечалось возрастание импульсивности
и ригидности при ухудшении памяти. Показано, что ученики, обучающиеся у
«гибких» учителей, уже через год демонстрируют более гибкое мышление. Вероятно,
в процессе профессионального становления врача подобное влияние педагога может
быть выражено даже более ярко, если учесть огромную роль «клинической школы»,
личности наставника и в медицинском институте, и н начале самостоятельной работы. Особенно это
относится к обучению «на рабочем месте», «стоя за спиной» опытного
специалиста. Напомним, что именно так до недавнего времени проходила
подготовка многих врачей-рентгенологов.
Экспериментально изучались некоторые личностные качества врача,
влияющие на его способность преодолевать ложные установки в процессе
диагностики. (Симановский А.Э. Роль индивидуально-личностных
особенностей в процессе формулирования диагноза // Познавательные процессы в
деятельности. Ярославль, Яросл.
гос. ун-т, 1987, с. 40-47). В случае, когда
первоначальные сведения «наталкивали» на неверную диагностическую гипотезу,
более успешные врачи могли в дальнейшем резко увеличивать количество
рассматриваемых гипотез. Как правило, они характеризовались следующими
личностными качествами: смелость, решительность, устойчивость к стрессу,
развитый самоконтроль, реалистичная самооценка, легкая смена форм поведения,
доброжелательное отношение к окружающим, быстрое угасание отрицательных эмоций.
Хотя, на первый взгляд, некоторые из этих качеств далеки от свойств мышления,
установленные связи еще раз свидетельствуют о том, что психика человека – не
набор изолированных процессов, состояний и особенностей личности.
В исследовании, выполненном под нашим руководством, врачам-рентгенологам
до анализа рентгенограмм сообщали предполагаемый диагноз, причем, иногда он не
соответствовал действительности, направлял диагностический поиск по ложному
пути. В этих случаях более критично оценивали ложную предварительную информацию
испытуемые, которые по результатам известного личностного опросника
Кеттела отличались низким консерватизмом, не считали
никакие принципы абсолютными, не доверяли авторитетам, были терпимы к
противоречиям и неясностям. Эти черты ярко выражены и у научных работников.
Было также установлено, что когда врач получает противоречивые, не
согласующиеся между собой сведения о болезни, он при прочих равных условиях
успешнее справляется с их оценкой, если характеризуется как человек веселый,
жизнерадостный, довольный жизнью, уверенный в успехах и своих возможностях.
При высокой тревожности врача и неустойчивости к фрустрирующим
ситуациям окончательный диагноз не ставится даже тогда, когда полученные
сведения дают возможность это сделать.
Все эти данные позволяют сформулировать важный вывод: зная,
личностные особенности будущего врача, можно с определенной долей уверенности
прогнозировать, с какими трудностями он столкнется в будущем при постановке
диагноза. В результате появляется возможность найти оптимальные для каждого
способы их преодоления. Конечно, нельзя забывать о том, что никакими психологическими
качествами невозможно компенсировать отсутствие профессиональных знаний, умений
и навыков. Их формирование и усвоение также зависит от
индивидуально-психологических особенностей обучающегося, от обусловленных ими
стиля учебной деятельности. Самый верный способ стать хорошим врачом –
это целенаправленное развитие у себя комплекса качеств, обеспечивающих высокую
активность, самоконтроль и уверенность в своих возможностях.
Очень полезно после каждой ошибки студентов в решении учебной
диагностической задачи подробно объяснять им причины ошибки, чтобы постепенно
их мышление становилось все более управляемым. Даже
многие сильные студенты нуждаются в этом, поскольку учеба без особых трудностей
редко побуждает к анализу сильных и слабых сторон своего мышления. Наконец, для
формирования эффективного индивидуального стиля познавательной деятельности
необходимо активное отношение к ней, стремление выполнить свою работу как можно
лучше. Без высоких нравственных качеств нет настоящего врача, о чем
свидетельствует и материал следующей главы.
// Л.М. Бедрин, Л.П. Урванцев Психология и деонтология в работе
врача. – Ярославль, 1988, С.54-59
См.
также:
* Психология личности. Практикум. –
Тема 8. Мышление и речь: психологическая
характеристика и место в работе врача
(автор-составитель В.А. Урываев)
* Мышление (начало) – (по Лебединскому и Мясищеву)
* Психология обращения с больными.
Сведения, заимствованные из смежных областей знания (Иштван Харди)
(по Р. Конечному и М. Боухалу)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |