|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Перейдем к вопросу о т. н. проблематичных
больных, которые причиняют немало забот в амбулаторной работе. Мы не
ставим целью заниматься проблемами больных с острыми жалобами, часто доставляемых
скорой помощью и требующих немедленной помощи. Больных в тяжелых острых
состояниях обслуживают вне очереди, согласно сложившимся правилам, в каждой
отрасли медицины существуют определенные показания для неотложного
вмешательства. Однако и в амбулаториях, и в поликлиниках нередки больные,
которых также приходится обслуживать вне очереди, которые требуют особого
подхода. Сюда относятся, например, уже упоминавшиеся агрессивные больные,
скандалисты и жалобщики, к ним нужен особый психологический подход (о
необходимых в таких случаях мероприятиях см. стр. 186-188).
Наиболее частым видом «неотложных»
случаев являются случаи истерии. Работники скорой помощи обычно обращаются
к нам с просьбой немедленно осмотреть больного, принять его вне очереди, так
как ему очень плохо. И если мы не удовлетворяем этой просьбы, то поступивший
больной тут же, на глазах у всех ожидающих приема обмороком «доказывает»,
насколько серьезно его состояние. Истерические припадки и обмороки, наблюдаемые
в таких случаях, – печальные результаты семейных неурядиц, различных
конфликтов. Больные хотят, чтобы им немедленно оказали помощь. Мать приводит
дочь, муж – жену, демонстрируются патологические симптомы. Можно наблюдать и взаимоиндуцирующие воздействия, когда, например, под
влиянием растерянности, беспокойства мужа состояние жены становится еще хуже,
возникает порочный круг. Часто при этом звучат нелестные замечания опять-таки в
адрес врача (см. гл. X).
К неотложным случаям в амбулаториях и
поликлиниках относят и случаи острых приступов навязчивых страхов. Таких
больных обычно присылают на прием с подозрением на тяжелое заболевание. Как
правило, охваченных паникой, испуганных, еле держащихся на ногах людей приводят
или коллеги по работе, или заводская сестра, привозят на такси перепуганные
члены семьи, а иногда доставляет и машина скорой помощи, вызванная участковым
врачом, подозревающим приступ грудной жабы или иное сердечное заболевание.
(Чаще всего такие больные попадают в терапевтические отделения больниц.) Как
об этом уже говорилось (см. гл. VI, IX и X), наряду с необходимым медицинским
обследованием наиболее важно внимательно выслушать тревожного больного,
найти способ вступить с ним в контакт, проявить особую заботливость и,
конечно, принять вне очереди. Ни в коем случае нельзя прибегать к
логическим аргументам наподобие таковых: «Вам уже не раз проводили ЭКГ-исследование, все результаты отрицательны», «Все
терапевтические исследования отрицательны», «Ваше сердце в полном порядке» и
пр.
Особого подхода требуют и острые
психические заболевания. Больные обычно смущены, мысли их путаются, речь
также спутана, или же, наоборот, они замкнуты, недоступны, находятся в ступорозном состоянии. Как правило, их доставляет скорая
помощь. В любом случае таких больных нужно принять вне очереди, оказать им
особое внимание, найти способ непосредственного контакта.
Следует упомянуть и о «матерях с
детьми». Примитивизм, неуважение к окружающим, равнодушие, безалаберность,
а часто и патологические переживания страха и беспокойства заставляют некоторых
больных брать с собой на прием к врачу и детей. Грудные дети плачем, а те, что
постарше, – беготней и шумом мешают работе врача, поэтому таких больных тоже
следует принимать вне очереди.
В связи с этим нужно обратить особое
внимание и на кризисные ситуации (см. гл. IX), которые могут проявляться
как соматическими, так и психическими симптомами. Первая психиатрическая
помощь в таких случаях чрезвычайно важна.
Особую группу представляют и больные,
обращающиеся с просьбой выдать им справку о том, что они психически здоровы.
Принимать их вне очереди не следует, но отнестись к ним нужно с особым
вниманием. Обычно различные навязчивые и бредовые идеи, столкновения с окружающими
заставляют их обращаться с такой просьбой, чтобы доказать свою «нормальность».
Такой больной была «жена министра финансов», которая обратилась за справкой по
той причине, что «муж-богач» скрывает от нее, какую он занимает должность, и
заставляет жить в тяжелых материальных условиях, считает сумасшедшей. Был у
нас и другой больной, который, несмотря на бредовые идеи преследования и
постоянную боязнь воров и воровства, обладал прекрасной диссимуляцией,
благодаря чему ему удавалось получать от врачей справки о том, что он не
страдает никаким психическим расстройством. После его смерти стало ясно, что он
страдал тяжелой формой параноидной шизофрении. Перед смертью он написал письмо
известному писателю, прося описать историю его жизни и уверяя, что за такое
произведение тот, несомненно, будет удостоен Нобелевской премии. Кроме
психопатов иногда с такой же просьбой обращаются и невротики. Например, очень
часто в борьбе расходящихся родителей за детей женщины-невротики просят справку
о том, что они не являются психиатрическими больными, тем самым
пытаясь защититься от обвинения мужей, доказывающих, что они неспособны
воспитывать детей.
Сестры, ассистентки, машинистки, работающие в амбулаториях, кроме необходимых
знаний по психологии и психиатрии, кроме умения работать с больными своего
профиля, должны обладать способностью быстро ориентироваться
в создавшейся обстановке. Это оказывает неоценимую помощь в случаях, требующих
неотложного вмешательства, помогает сразу выделить больных, требующих неотложной
помощи, заметить тех, кто разжигает вредные настроения среди больных;
поддерживать связь с больными, пока врач занят и больной ожидает своей очереди.
Очень существенно, чтобы предписания врача были должным образом поняты больным.
Нередко уходящий от врача больной еще не понимает, не осознал, не понял или
ошибочно представляет реальное положение вещей. В таких случаях очень многое
может сделать сестра, внимательно выслушав больного, разъяснив ему все, что
следует, направив его, куда нужно. Для всего этого необходима здоровая
обстановка, готовность к контакту, приветливость.
Врачу амбулаторий, поликлиник часто приходится выполнять его
нелегкую работу в очень тяжелых условиях. В таких случаях особенно велика
опасность того, что труд его станет механическим. Ни при каких обстоятельствах
врач не должен видеть в больном анатомический или гистопатологический объект,
могущий послужить предметом какого-либо эксперимента. Мы всегда должны помнить,
что имеем дело с живыми людьми, причем с людьми, нуждающимися в нашей помощи.
Характерные особенности личности врача могут проявляться по-разному. Одни
врачи приветливы, спокойны, с улыбкой выполняют свои обязанности. Другие от
постоянного общения с большим количеством людей стали раздражительными,
беспокойными, вспыльчивыми. Защитной формой их поведения может быть холодность,
натянутость, формализм. Врач и сестра, постоянно стремясь как можно глубже
познать себя, самокритично относясь к своей деятельности, регистрируя все ее
процессы, могут держать в своих руках, направлять формирование отношений с
больными. И хотя кратковременность амбулаторного приема не благоприятствует
установлению тесного контакта с больными, чрезвычайно важно, чтобы врач, во
всеоружии умения быстро ориентироваться в сложной обстановке, умел откликаться
на настроение больных, стремился понять их, даже если ему и приходится
ограничиваться рамками всего «тридцатисекундной психотерапии».
Из всего вышеописанного и складывается психотерапия
и психогигиена периода ожидания больными приема врача. Хорошая организация,
правильное использование оборудования способствуют лучшему обслуживанию
больных, сокращают время ожидания приема, могут даже вообще ликвидировать
надобность в ожидании.
Что касается профилактики и психологии
лечебной деятельности, то значительно продвинуться вперед здесь помогает уже и
само то, что мы знаем о существовании определенных факторов, принимаем их к
сведению, учитываем их в своей работе. На практике работы в неврологическом
диспансере мы убедились в том, что большое значение для профилактики и лечения
имеет индивидуальная и групповая работа с больными, ожидающими приема.
И хотя здесь очень многое зависит от помещения, где больным приходится ждать,
сестра или ассистент врача должны проявить к ожидающим больным максимум
внимания. У сестры больные записываются на прием, она информирует их о том,
куда им идти, где ждать и т. п. Холодность, более того, раздражительность («Ну
вот, еще один больной!», «А вы чего хотите?») очень вредны. Приветливость,
предупредительность, дружелюбный прием свидетельствуют о здоровой атмосфере
лечебного учреждения. Сестра до приема представляет врача. Уже при первой
встрече с больным она имеет возможность установления контакта с ним. Сестра
имеет возможность заняться больным индивидуально, выслушать его просьбы,
пожелания, должным образом проинформировать его. После подобной беседы она
нередко может сообщить врачу и нечто, заслуживающее его внимания. Разъяренные
больные, жалобщики, больные, угрожающие даже самоубийством, и т. п. попадают к
врачу совершенно в ином настроении, если предварительно сестра оказала им
должный прием, уделила достаточно внимания. Кроме индивидуальных занятий с
отдельными больными, важное значение имеют и ответы на
вопросы ожидающих, обсуждение отдельных проблем с группами больных, ждущих
приема. Часто больные окружают сестру и засыпают ее вопросами. Отвечая на эти
вопросы, беседуя с больными, сестра имеет возможность выделить больных с острой
истерией, которым необходимо общение и участие; жалобщиков и «бунтовщиков»,
вредно настраивающих остальных. Чтобы обеспечить спокойную обстановку в ходе
ожидания приема, сестра направляет таких больных к врачу вне очереди. Такая профилактическая
классификация больных способствует предупреждению ненужного волнения в период
ожидания приема. Внеочередность приема отдельных больных должна осуществляться
с большим тактом, чтобы остальные больные этого не заметили, зря не
волновались. Иногда можно прибегнуть и к нехитрым уловкам, например, попросить
нужного нам больного показать какие-то анализы, направление и пр. Больных, явно плохо себя чувствующих, ожидающие обычно охотно
пропускают вне очереди.
Особое внимание следует уделить работе
районных, участковых сестер и связанным с их работой психологическим
проблемам. Работа на участке – интенсивная деятельность, которая ведется и на
квартире больного, и на месте его работы, она включает в себя истинную заботу о
здоровье данного больного, о полноценности восстановления его
трудоспособности, предупреждении рецидивов. Задачей этой деятельности служит и
снижение заболеваемости, предупреждение отдельных болезней. В наше время патронажно-профилактическая работа все более расширяется,
она является и составной частью работы участкового врача. Задачи патронажной
деятельности в узком смысле этого понятия таковы:
а) регулярное посещение врачом хронических
больных; посещение их на квартире, на месте работы патронажной (участковой)
сестрой, забота об их здоровье;
б) восстановительная терапия;
в) поддержание хорошего состояния
здоровья, профилактика рецидивов болезни; формирование соответствующего
поведения окружающих больного людей; предупреждение возникновения и
распространения заболеваний (просветительная работа, воспитание навыков
здорового образа жизни); проведение контрольных исследований с целью выявления
скрытых заболеваний.
Если сестра является «послом» врача в
поликлинике перед приемом, то в еще большей мере это относится к участковым,
патронажным сестрам, которые несут с собой в квартиры больных, на места их
работы дух своего лечебного учреждения, знания врача, его отношение к людям.
Работа их должна отличаться большим тактом, стремлением понять больного, найти
способ для более тесного сотрудничества с ним. Ведь говоря о патронаже больных,
обычно имеют в виду и более тесный контакт между врачом и больным, сестрой и
больным, более интенсивную и глубокую связь между ними в ходе лечебной
деятельности. Прекрасные возможности улучшения контакта между больным и
лечащим персоналом, повышения эффективности терапии скрывает в себе работа с
семьей больного. Свое назначение посланницы врача сестра осуществляет,
исполняя, разъясняя назначения и предписания врача, его советы. Так, например,
нередко приходится встречаться с больными, не принимающими всерьез советы
врача, нарушающими порядок приема лекарств или вовсе отказывающимися принимать
их, в частности, это касается алкоголиков. В таких случаях очень многое может
сделать именно сестра, разъяснив, насколько важны назначения врача и какие
тяжелые последствия может повлечь за собой их несоблюдение. Не менее важно
объяснить необразованным больным с низким культурным уровнем, что им предстоит
делать, как следует принимать то или иное лекарство, какой образ жизни вести в
ходе этого лечения, при том или ином заболевании.
С другой стороны, участковая (патронажная)
сестра оказывает большую и важную помощь врачу, всему лечебному учреждению в
их важной работе. Она видит страдающего человека в его непосредственном
окружении, в его трудовом коллективе, в узком семейном кругу, часто является
свидетелем и возникновения болезни; она может непосредственно наблюдать,
какими вредными воздействиями это заболевание вызвано; видеть напряженность в
отношениях между супругами, наблюдать за поведением алкоголика в семье; сестра
знает, каковы материальные, социальные условия жизни больного, вплоть до того,
каково освещение на его рабочем месте, есть ли у него возможность пользоваться
ванной комнатой и пр., а потому может сообщить ценные сведения относительно
проблем, возникающих на пути лечения, относительно источников и причин
заболевания. Большую помощь она может оказать и в случае психосоматических
заболеваний: в патологии и возникновении осложнений после этих заболеваний
большую роль играют социальные факторы, а потому и здесь очень важное значение имеют наблюдения сестры, ее помощь. Сестра
может обнаружить начинающееся заболевание и уговорить не подозревающего о его
существовании человека пойти на обследование, обратиться к врачу.
Часто много неприятностей больным
причиняет враждебно настроенная, неспособная понять их среда. Предубеждения
и суеверия, связанные с отдельными заболеваниями, мешают нормальной жизни
больных. Примером этому может служить все еще бытующее нездоровое отношение к
страдающим туберкулезом и душевнобольным: люди очень часто чураются их, боятся.
Сестра, зная о существовании подобных предрассудков, путем просветительной
работы с членами семьи больного, его родственниками и сотрудниками способствует
воспитанию правильного отношения среды к заболеванию, правильного поведения
окружающих, более того, даже заботливого отношения их к больному. Например,
совсем нередко картина эпилептического припадка вызывает ужас и отвращение у
сотрудников больного, на глазах которых припадок случается. Должная
просветительная работа помогает не только побороть эти чувства, но и учит оказанию
физической помощи больному, тому, как можно облегчить его психическое
состояние, дав почувствовать, что болезнь не уменьшает его достоинств.
Сестра помогает выписавшимся
из больницы вернуться к нормальной жизни в семье, а постепенно и к трудовой
деятельности. В процессе восстановления трудоспособности больного большое
значение имеет терпеливое, понимающее отношение среды, что помогает больному
вернуть веру в себя, преодолеть начальные трудности; в процессе приспособления
к новым условиям, выполнения новых задач вернувшийся
после болезни нуждается в поддержке окружающих.
Число участковых (патронажных) сестер в Венгрии в настоящее время значительно,
их деятельность становится все шире, как и оказываемое ею
воздействие. Эти сестры патронируют парализованных больных, занимаются с ними
лечебной физкультурой, делают им массаж; они заботятся о беспомощных стариках,
контролируют хронических больных, помогают им и т. п. Мы хорошо знакомы с их
работой, поскольку удалось привлечь патронажных сестер и к работе по диспансеризации
нервнобольных и наблюдать их деятельность в этой сфере.
Среди них много ценных, умелых
специалистов, хорошо подготовленных и в отношении психологии обращения с
больными. В своей многосторонней работе они могут эффективно использовать и
соответствующие знания по психологии обращения с больными.
(И. Харди, С. 284-288)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |