|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
РЕАБИЛИТАЦИЯ И САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В результате лечебной деятельности врача
больные обычно выздоравливают, их трудоспособность восстанавливается, они
возвращаются в строй. Как говорится, болезни как и не
бывало... Семья, рабочий коллектив, общество получают обратно тех своих
членов, которые на время вынуждены были покинуть их. Однако есть и такие
заболевания, в случае которых выздоровление в его медицинском толковании не
всегда означает полное восстановление здоровья. Например, в результате болезни
или несчастного случая человек может потерять ногу или руку. Хирургически он
после оказания помощи и лечения выздоравливает, но ходить или работать
неспособен. Бывает, что при тяжелых параличах (например, всех четырех
конечностей) даже простое поддержание физического существования человека
требует значительной помощи и поддержки. Банальным примером может служить и
кровоизлияние в мозг, после которого нередко отмечается отсутствие моторной
функции на одной половине тела. После инсульта необходима лечебная физкультура
и другие средства восстановительной терапии, чтобы восстановить или хотя бы
улучшить двигательную способность больного. Подобные мероприятия могут
оказаться необходимыми и при многих заболеваниях сердца, например, после
инфаркта миокарда (см. стр. 205), отдельных операций, при врожденных дефектах,
аномалиях развития, поражениях органов движения, умственной отсталости и
некоторых психиатрических заболеваниях. Обычно речь идет о вторичных дефицитных
состояниях, когда в результате нарушения или полного выпадения отдельных
жизненных функций дальнейшее поддержание жизни, выполнение сложных задач,
труд, жизнь в семье и обществе привычным до того образом становятся
невозможными. В таких случаях и возникает необходимость в такой деятельности
работников здравоохранения, которая помогает больному или пострадавшему как
можно полнее восстановить свою работоспособность и выполнять соответствующую
его возможностям работу. Это и принято называть медицинской реабилитацией.
Одновременно это означает возвращение к жизни, в общество людей, по сути – ресоциализацию. В ходе преобладающего большинства
хронических заболеваний может возникнуть потребность в различных мероприятиях
по восстановительной терапии. Важным союзником работников
здравоохранения в этой деятельности является техника, благодаря замечательному
развитию которой изо дня в день рождаются новые замыслы, инструменты,
оборудование, служащее людям, борющимся с недугами: это различные виды
искусственных конечностей, средства, способствующие подвижности, подъемники и
транспортирующие средства, бесчисленные вариации кресел и колясок для
инвалидов, многие из которых теперь уже помогают неспособным двигаться людям
даже подниматься по лестницам. Как правило, мы стараемся помочь больному
человеку приспособиться к прежнему образу жизни и труда или к изменившимся их
условиям, прибегая к возможностям пострадавшего организма, которые остались
незатронутыми. В благоприятных случаях удается достигнуть полного
восстановления трудоспособности, возвращения к обычной деятельности; если же
это оказывается невозможным, то стремятся помочь больному овладеть новой
профессией, возможно, более простой, а в самых тяжелых случаях – хотя бы
сделать его жизнь выносимой.
С точки зрения реабилитации больного
всегда следует учитывать все те функции и способности, которые у него
сохранились. На них следует опираться в ходе реабилитации. Задачи и
возможности, используемые в этой работе, соответственно различным отраслям
медицины также различны. В реабилитации нуждаются больные
туберкулезом, больные с повреждениями мозга, перенесшие кровоизлияние в мозг,
больные с остаточными явлениями повреждений спинного мозга, старики, больные с
расстройствами органов чувств (например, слепые), возвращающиеся к жизни в
обществе выздоровевшие душевнобольные, алкоголики и многие-многие другие;
реабилитация важна при отдельных ревматических заболеваниях сердца,
хронических заболеваниях почек, в случае тяжелой астмы, ампутации конечностей
или их частей.
Способы реабилитации тоже различны. Наиболее важным из
них служит лечебная деятельность, которую ведет врач и которая направлена на
излечение основного заболевания (например, туберкулеза). Затем следуют
различные методы и виды физиотерапии, лечебная физкультура (например, после
кровоизлияния в мозг), помогающая восстановлению двигательной способности.
Трудовая терапия, помогая больному овладеть новыми формами трудовой
деятельности, способствует его возвращению в трудовой коллектив. Оказывают
помощь и советы в отношении выбора новой профессии, переквалификация. Задачей
является забота о больном, о его судьбе и деятельность, соответствующая этим
принципам. На основе
всего этого мы различаем:
1) медицинскую реабилитацию, когда
восстановить трудоспособность больного стремятся путем лечебной деятельности в
ее клиническом толковании;
2) профессиональную реабилитацию,
когда стремятся вернуть больному способность работать, прибегая к возможностям
отчасти сохранившейся трудоспособности, пусть даже путем переквалификации;
3) социальную реабилитацию, когда
возвращению больного в общество способствуют путем обеспечения соответствующих
условий для его жизни в семье, должных материальных условий.
Врачи и сестры, в какой бы отрасли
медицины они ни работали, должны быть знакомы с условиями и способами реабилитации,
чтобы уметь помочь больным своего профиля вернуться к нормальной жизни.
Необходимо и усвоение определенных взглядов на реабилитацию больных. Важную
роль играет учет того, что подлежащие реабилитации больные борются с
множеством психических проблем, и в этой борьбе им тоже нужна наша помощь.
Первой такой проблемой является сам дефект, вызванный заболеванием. Очень часто
душевные травмы оказываются гораздо более значительными, чем даже вызвавшая их
ампутация конечности. Восприятие дефекта, привыкание к нему, принятие его часто
достигается лишь в результате упорной и длительной психотерапии. В изменившихся
условиях жить нелегко, от больного требуется определенная внутренняя
перестройка, приспособление к новым условиям.
Очень часто такие люди падают духом,
опускают руки, отказываются от всякой борьбы, теряют веру в себя. У них может
даже развиться комплекс неполноценности, они отказываются появляться среди
людей, прекращают всякие связи, теряют активность. Возникает угроза полной
изоляции их. В таких случаях необходимы особое
внимание и забота, здесь-то и может в полную силу развернуться деятельность,
направленная на реабилитацию больного.
Не безразлично и время возникновения
дефекта: врожденный ли он, возник в детском возрасте или уже у взрослого
человека. Чаще всего необходимость перевоспитания, длящегося иногда долгие
годы, возникает в молодом возрасте. С этой точки зрения особенно большое
значение приобретает кондуктивная педагогия,
разработанная и усовершенствованная венгерским специалистом А. Петё.
Дети, которые в результате поражений центральной нервной системы неспособны ни
к какой деятельности, благодаря систематическому специальному обучению
становятся способными не только к посещению детского сада, школы, но и
трудоспособными взрослыми людьми. В замечательной атмосфере созданного для
этой цели специального учреждения большое значение придают той радости,
которой должно сопровождаться приобретение новых навыков в ходе обучения, которую
вызывают успехи в учебе. Это непременное условие реабилитационной
деятельности, часто сопряженной с большими усилиями и психической нагрузкой.
Способы реабилитации во всех областях медицины зависят от характера болезни,
ее последствий, от особенностей личности больного и его социальных условий.
Разновидности этой деятельности весьма многообразны. Одно дело реабилитация
больного после кровоизлияния в мозг и совсем другое – такая деятельность у
больного с искусственным задним проходом или при состоянии после вспышки шизофрении.
Кроме врача и сестер, работающих в
больницах и поликлиниках, большую помощь может оказать в этой работе и
заводской врач, прежде всего, непосредственно поддерживая больного по
возвращении его на работу, способствуя назначению его на иную работу,
возможно, даже в новый коллектив и т. п.
В связи с комплексом вопросов психологии
работы с больными следует остановиться и на проблеме воспитания навыков
здорового образа жизни. Во всем мире распространена и имеет важное значение та санитарно-просветительная работа, которую
и Всемирная организация здравоохранения считает одной из важнейших задач
медицины. Множество лекций и выставок, статей и книг, кинофильмов и
телевизионных передач призваны информировать о здоровом образе жизни, о
предотвращении заболеваний, о раке, туберкулезе и о многом-многом другом,
относящемся к здоровью людей. Просветительная работа, связанная с отдельными
заболеваниями, часто имеет жизненно важное значение,
например при сахарном диабете. Если больной сахарным диабетом не располагает
соответствующими знаниями о своей болезни, о необходимом при ней образе жизни,
об обязательной для него диете, о неизбежной необходимости врачебного
контроля, он даже может впасть в глубокое коматозное состояние и погибнуть. В
санитарно-просветительной работе участвуют как врачи, так и сестры. Эта работа
имеет и свои препятствия, и свои «побочные действия». Так, Франкл
указывает на «коллективный ятрогенный невроз»,
поскольку в результате санитарно-просветительных лекций, передач и иных
мероприятий нередки случаи возникновения канцерофобии,
туберкулезофобии и других фобий. Нередко и участковые
врачи жалуются на то, что больные часто просто осаждают их после подобных теле- или радиопередач. Больные требуют эффективного
лечения, а зачастую проводят и самолечение: они сами назначают себе лекарства.
По всему миру известен и вред, возникающий
в результате таких просветительных лекций и передач. Следует ли отсюда, что
санитарно-просветительная работа вредна и ее нельзя проводить?
Известно, что вызвать ипохондрическое состояние можно только у тех, кто к нему
склонен (см. главу XVIII). А значит, для этого вовсе нет нужды в
просветительных лекциях или передачах, достаточно и случайно подслушанного
разговора, сплетен, переданных соседями, и пр. Только вред в таких случаях,
безусловно, более велик. Что же касается возможности предотвращения вредного
влияния просветительных мероприятий, то есть объективный опыт, полученный в
различных странах. Нужно знать аудиторию, знать, к кому будет обращен материал
лекций, передач. Особенности личности, уровень образования и культуры, запас
знаний лектора – вот те факторы, которые способствуют тому, чтобы прозвучавшая
в нужном месте лекция, передача оказала положительное воздействие. Стиль, тон
лекции, искренний контакт со слушателями также способствуют правильному ее
восприятию. Опыт Всемирной организации здравоохранения показывает, что
наилучшим методом просветительной работы служит непосредственное обсуждение
соответствующего материала со слушателями. В ходе такой непосредственной беседы
можно наблюдать и за ответной реакцией слушателей, за возникшими у них
чувствами, возможно, страхами и опасениями. Лектор может непосредственно помочь
рассеять эти возбуждающие ипохондрию фантазии, страхи, неправильное понимание,
напряженность. Особое значение имеют и вопросы, задаваемые лектору, и ответы
на них. Опытный лектор уже по характеру задаваемых ему вопросов может
определить, «откуда дует ветер». Часто самые, казалось бы, безобидные, самые
общие вопросы оказываются и самыми субъективными. Например, за вопросами относительно
жалоб на деятельность желудка может скрываться страх перед раковым
заболеванием, навязчивые мысли об отравлении. Девятнадцатилетний юноша задал
вопрос о телепатии, о возможности читать, угадывать мысли других. Выяснилось,
что вопрос этот был задан неспроста: юноша страдал от галлюцинаций, имел место
и бред преследования: «мои мысли читают, а потом я их слышу от других». Задавая
свой вопрос, больной искал объяснения своим патологическим переживаниям.
Опытный лектор может многое узнать, выяснить, прибегнув к ответному вопросу
(«Почему вы так думаете?», «Что вас, собственно, интересует?» и т. п.),
который поможет ему соответственно сформулировать и ответ. Есть возможность и отказаться от ответа на вопросы, которые особо
опасны или на которые очень трудно ответить. В таких случаях можно предложить спрашивающему побеседовать индивидуально, в другое время.
Все те, кто настойчиво выступают против
санитарного просвещения, воспитания, отрицают и ту важнейшую функцию врача, на
которую указывает и само название этой профессии, ее суть: doctor docet (врач учит). Повседневная работа врача, хотим мы того или
нет, непременно связана с тем, что мы учим больных людей, наставляем их, даем
им советы. «Остерегайтесь» или «Можете есть все» –
такие слова являются для больного и приговором. Санитарное просвещение
способствует формированию сознания людей. Благодаря ему
рассеиваются смутные представления, суеверия. И хотя известно, что различные
представления, фантазии формируются не только на логической основе, но и из
осколков чувств и впечатлений, непосредственное сознательное воздействие на них
имеет большое значение. Особенно важно формирование современного
материалистического подхода, материалистических взглядов, которые необходимы
для здорового духовного и физического образа жизни. Сенсационные события
повседневной жизни, чудеса техники, космические полеты, новые
естественнонаучные открытия все более входят в наше сознание, заполняют его.
Сознание человека приковывают произведения искусства, кинофильмы, художественные
произведения. Не менее привлекают наше внимание и замечательные спортивные
рекорды. В сфере сознания приходится отводить место и сведениям о человеческой
жизни, познаниям о самом человеке. Человек должен знать возможности сохранения
здоровья и счастья.
Наряду с ролью борцов за физическое
здоровье людей врачи и сестры должны возглавить борьбу за психическое
здоровье человека, за здоровье его нервной системы. Как и во всякой другой
области, и здесь важно, прежде всего, приобретение соответствующих познаний и
их применение, использование. Работу врача нельзя сравнить, например, с работой
техника, которому достаточно определенной технической культуры, навыков,
знания определенных фактов и взаимосвязей, чтобы успешно работать. Для врача
теоретические и практические познания – только начало. Для понимания
психических явлений, только для простого определения их наличия, для оценки их
сути от медицинского персонала требуется и некоторое преобразование собственной
личности. Здесь можно привести сравнение с музыкальной культурой, где наряду с
заранее существующими задатками большую роль в освоении профессии играет и
постоянное развитие музыканта. В обеих этих областях часто можно встретить
специалистов с хорошим «слухом» и – как мы увидим на материале следующей главы,
– к сожалению, и совсем «глухих». У людей нашей профессии, борющихся с
определенными внутренними проблемами, собственными психическими конфликтами,
можно наблюдать даже и некоторую «психофобию», которая может проявляться в форме отрицательного отношения
ко всем проблемам психологии обращения с больными, ко всей этой области
деятельности, ко всем ее работникам и учреждениям. Психологическая культура
необходима всем, кто работает или намерен работать с людьми: воспитателям,
руководителям и пр. Особенно же важна она для тех, кто занимается лечебной
деятельностью, ибо в центре этой деятельности – человек. Многие авторы подчеркивают
необходимость того, чтобы сестры, которые в течение всего рабочего дня
находятся среди людей, среди больных, обладали специальными знаниями по
психологии человеческих отношений. Особое значение имеет и способность
понять патологические явления, соответственно подойти к ним.
Психологическая культура работников здравоохранения – не что иное, как
поддающаяся дальнейшему развитию способность правильно понять заболевшего
человека, правильно подойти к нему, сделать все возможное для помощи
доверенному им больному.
Просветительно-воспитательная работа во
многом зависит от места, от условий. Совсем иными формами просветительной деятельности
является, например, беседа на дому, в семье больного, беседа с ним с глазу на
глаз или лекция в доме культуры или лекционном зале больницы. Но любая форма,
любой вид этой деятельности требуют большого психологического и педагогического
чутья и такта.
Врачу и сестре особенно углубленно следует
заниматься вопросами, связанными с конкретной сферой их деятельности. Часто
заходит речь о таких больших вопросах жизни, как любовь, ненависть, верность и
измена, преступление и наказание, половая жизнь и пр. Больные, переживая личные
затруднения, ждут ответов на эти вопросы, ждут помощи. Давать советы – дело
совсем не легкое; нужно ясно видеть, что волнует задавшего вопрос и возможно ли
вообще в данном случае ответить на заданный вопрос, допустимо ли. На вопросы
общего, принципиального характера может дать ответ лишь тот, кто углубленно
занимается вопросами своей специальности.
Наряду с индивидуальной
санитарно-просветительной работой нельзя забывать и о деятельности,
направленной на формирование правильных взглядов и представлений, связанных с
больными и болезнями, в обществе в целом. Искоренение суеверий,
неправильных, предвзятых взглядов на заболевания – благородная задача.
Замечания отсталых по своим взглядам людей, насмешки невоспитанных детей, черствые
предрассудки, туберкулезофобия и пр. так же опасны,
как и те темные представления, в результате которых умственноотсталые
или страдающие хронической шизофренией неминуемо превращались в «дурачков»,
над которыми потешалась вся деревня.
Просветительно-воспитательная деятельность
широко открывает двери в жизнь перед светом науки, перед научной истиной; ее
задача – способствовать эффективному излечению больных, их возвращению к
нормальному, гармоничному образу жизни.
(Харди И. Врач, сестра,
больной. Психология работы с больными. – Будапешт, 1988, С. 293-299)
См. также
И. Харди РОЖДЕНИЕ КНИГИ. Как создавалась «Психология у постели больного» (история
создания книги «Врач, сестра, больной. Психология работы с больными»)
– журнал
«Медицинская психология в России» № 1(1) - 2009
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |