|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
На
сегодняшний день получила признание интерактивная
модель темперамента, смысл которой сводится к тому, что особенности
поведения ребенка в конкретное время являются продуктом взаимодействия
присущих ему биологических особенностей и факторов микроокружения. Вот почему
данные, необходимые для оценки темперамента ребенка, могут основываться в
полной мере лишь на многочисленных поведенческих реакциях, зафиксированных в
различных ситуациях и отражающих различные стороны жизнедеятельности.
Основываясь на опыте обследования больших групп детей
различного возраста, Александр Томас и Стелла Чесс (A.Thomas, S.Chess, 1977) предложили выделять 9 принципиальных
аспектов темперамента, позволяющих оптимальным образом и наиболее полно
охарактеризовать совокупность поведенческих особенностей (Thomas
A., Chess S., 1977). К числу этих характеристик относятся:
- активность,
под которой подразумевается объем движений, осуществляемый ребенком во время
сна, кормлений, пеленаний, переодеваний и т.п;
- регулярность,
характеризующая устойчивость чередований периодов сна и бодрствования, времени
опорожнений кишечника, кормлений, продолжительности
приемов пищи и т.п.;
- приятие,
характеризующее первоначальную реакцию на новые внешние стимулы, новых людей,
новые места, новые процедуры;
- адаптивность,
являющаяся показателем того, насколько легко или трудно ребенок
приспосабливается к изменению традиционных условий;
- интенсивность, отражающая силу, с которой ребенок выражает свои эмоции, независимо
от того, положительные они или отрицательные;
- настроение,
характеризующее общее соотношение поведенческих реакций в течение суток,
окрашенных положительными или отрицательными эмоциями;
- настойчивость, отражающая время, в течение
которого ребенок может непрерывно осуществлять определенный вид деятельности;
- отвлекаемость, являющаяся показателем того, насколько легко успокоить ребенка или
отвлечь его от определенных занятий;
- порог,
отражающий минимальную силу внешних воздействий (пищевых, звуковых и иных),
необходимую для реакции ребенка.
Авторами была сформулирована концепция «трудного
темперамента» (Thomas А. et
al., 1968). К числу элементов, предопределявших
трудность темперамента, были отнесены аритмичность поведения, низкие приятие и
адаптивность, высокая интенсивность и выраженный негативизм ребенка. Понятие
«трудный темперамент» может быть описано на следующих четырех уровнях:
1. Ребенок и его
поведенческие особенности;
2. Мать, которая может находиться в стрессорных ситуациях, неблагоприятном окружении, иметь
личные психологические проблемы;
3. Микроокружение ребенка, предъявляющее определенные
требования к оптимальному поведению ребенка в зависимости от конкретных
ситуаций;
4. Воспитательные цели, обусловленные культурологическими особенностями популяции.
Необходимо признать, что сам по себе темперамент
отдельного ребенка не может быть патологическим, хотя некоторые его
особенности могут ассоциироваться с риском развития тех или иных нарушений,
прежде всего связанных с отклонениями в поведении (Porter
R., Collins G.M., 1982). В этой связи, по-видимому,
правильнее говорить о факторах риска темперамента (temperament
risk factors). Использование этого понятия помогает выделить любые характеристики
поведения ребенка, которые при определенных условиях могут предрасполагать к
его плохой приспособляемости к конкретным условиям окружения, избыточности
стресса и конфликту, возникающим в ходе взаимодействия с родителями или иными
лицами, ухаживающими за ребенком, а также к
формированию вторичных клинических нарушений, связанных с соматическим
состоянием ребенка, его развитием и поведением (Carey
W.B., 1986а). Как правило, хотя и не всегда, эти факторы риска распознаются
родителями, которые указывают на них как на возможную причину трудностей в
уходе за ребенком. Эффект влияния факторов
риска, связанных с темпераментом, зависит от выраженности и длительности их
проявления, а также от имеющихся внешних стрессорных
воздействий и уровня поддержки ребенка.
Факторы риска темперамента имеют важное клиническое
значение, поскольку конкретные лица, осуществляющие уход за ребенком, могут
находить эти черты поведения вредными или нежелательными, опираясь на свои
собственные суждения и сопоставляя поведение ребенка с собственными ожиданиями.
Следовательно, темперамент ребенка влияет на его взаимоотношения с родителями,
и оценку качества этих взаимоотношений дает понятие хорошей или плохой
приспособляемости (goodness
or poorness of fit) (Thomas
A., Chess S., 1977). Хорошая приспособляемость
формируется тогда, когда специфика окружения, а также ожидания и требования,
предъявляемые родителями к ребенку, хорошо согласуются с возможностями
организма ребенка, мотивациями и стилем поведения. При наличии такого согласия
возможно оптимальное развитие ребенка, в том числе и психомоторное. Напротив,
плохая приспособляемость приводит к противоречиям между возможностями,
формирующимися в конкретных микросоциальных условиях,
требованиями к ребенку и возможностями его организма, что приводит к дезадаптации (Chess S., Thomas А., 1983). Следует отметить, что соответствие между
характеристиками поведения ребенка и отдельными элементами его микроокружения
не всегда легко достижимо (Carey W.B., 1988). С
теоретической точки зрения любой темперамент может сопровождаться хорошей приспособляемостью
при соответствующих характеристиках ухода и воспитания. Однако в ряде случаев
особенности темперамента ребенка могут быть настолько выраженными, что
представляют весьма специфические, не
всегда успешно реализуемые требования к
организации ухода.
В целях оценки темперамента детей
первого года жизни широкое распространение получили опросники,
разработанные W.B. Carey и соавторами.
А. Как бы Вы своими
словами охарактеризовали темперамент ребенка?
Б. При сопоставлении
Вашего ребенка с другими детьми того же возраста, как бы Вы оценили его по
следующим показателям:
1. Степень
активности. Количество движений во
время сна, кормлений, одевания и т.п.: 1. высокая; 2. средняя; 3. низкая;
2.
Регулярность. Регулярность в режиме
сна, опорожнений кишечника, кормлений: 1. обычно регулярен; 2. по-разному; 3. регулярности нет;
3. Реакция на
новую ситуацию. Первоначальная
реакция на новые стимулы, новых людей, новые места, новые процедуры: 1. обычно
приятие; 2. по-разному; 3. неприятие;
4. Адаптируемость к изменениям традиционных привычек. Насколько легко ребенок адаптируется к переменам: 1. в
целом легко адаптируется; 2. по-разному; 3. адаптируется с трудом;
5.
Интенсивность реакций. С какой силой
ребенок проявляет свои эмоции, независимо от того, положительные эти эмоции
или отрицательные: 1. обычно интенсивен; 2. по-разному; 3. обычно сдержан в эмоциях;
6. Положительное
или отрицательное настроение. Общий
объем поведения, окрашенного положительными или отрицательными эмоциями в
течение дня: 1. обычно благодушен; 2. по-разному; 3. обычно раздражен;
7.
Настойчивость, или период внимания.
Время, в течение которого ребенок может непрерывно осуществлять определенный
вид деятельности: 1. настойчив; 2. по-разному; 3. ненастойчив;
8.
Отвлекаемость. Насколько легко
отвлечь или успокоить ребенка: 1. легко отвлечь и успокоить; 2. по-разному; 3.
трудно отвлечь или успокоить;
9. Сила воздействий в окружении ребенка
(людей, пищи, звуков), на которые ребенок может отреагировать: 1.
требует больших стимулов для того, чтобы на них отреагировать; 2. по-разному;
3. реагирует на незначительные стимулы;
10. Представляет ли темперамент ребенка трудности для
Вас?
11. В целом характер ребенка: 1. легкий; 2. примерно средний; 3. тяжелый;
Наряду с оценкой отдельных характеристик темперамента
ребенка заслуживает внимания и изучение профиля его темперамента в целом, в
зависимости от которого с определенной
долей условности предлагается выделять следующие важнейшие группы (Carey W.B., McDevitt S.C.,
1978а).
Ребенок с легким темпераментом характеризуется
ритмичностью поведения, высоким приятием, низкой интенсивностью реакций, высокой
адаптивностью и позитивным настроением.
У ребенка с трудным темпераментом минимум в четырех
из пяти параметров, отражающих трудность темперамента (ритмичность, приятие,
адаптивность, интенсивность, настроение), значения выходят за рамки средних, и,
как правило, это затрагивает такой аспект поведения ребенка, как
интенсивность. Такой ребенок оценивается как аритмичный, проявляющий
неприятие, медленную адаптивность, высокую
интенсивность реакций и имеющий негативное настроение.
Предлагается выделять так называемых «медленно
разогревающихся» («slow-to-warm-up») детей: их
характер напоминает таковой у «трудного»
ребенка, но отличается низкой активностью и умеренной интенсивностью. Наконец,
о промежуточных показателях можно говорить при иных комбинациях
значений характеристик темперамента.
Некоторые
клинические аспекты оценки темперамента ребенка первого года
жизни
Осведомленность педиатров и родителей о темпераменте
ребенка первого года жизни имеет ряд преимуществ (Carеу W.В., 1982). Прежде всего, сам факт изучения
темперамента и связанный с этим сбор сведений об особенностях поведенческих стереотипов
ребенка играет важную роль с точки зрения общего образования родителей и
улучшения их осведомленности о физическом и психомоторном развитии ребенка первого
года жизни. Родители неизбежно получают дополнительную информацию об индивидуальных
различиях детей в их отношении к организации и характеру вскармливания, режиму
сна, об индивидуальных различиях эмоциональных проявлений. Родители могут лучше
осознать тот факт, что определенные индивидуальные черты поведения формируются
и определяются уже на первом году жизни ребенка, а нежелательные с их точки
зрения поведенческие реакции не всегда непосредственно связаны с дефектами
ухода или неврологическими нарушениями у ребенка. Кроме того, изучение темперамента
позволяет достаточно точно описать индивидуальный поведенческий профиль
ребенка. Так, осознав, что интенсивная реакция грудного ребенка на внешние
стимулы является его характерологической особенностью, мать может понять необоснованность
своих чрезмерных тревог по поводу каждого проявления ребенком неудовольствия.
Как следствие, изучение темперамента оказывает существенное влияние на
улучшение взаимодействия родителей с ребенком.
Важнейшим практическим приложением оценки темперамента
является ориентация на оптимизацию ухода за ребенком с максимальной адаптацией
условий микроокружения к его поведенческим особенностям. Применительно к ребенку первого
года жизни эта оптимизация ухода связана с такими важнейшими проблемами
«трудного темперамента», как отказ от новой пищи, негативная реакция на новых людей
и новые места, что иногда сопровождается бурным и активным протестом; медленной
адаптацией к изменению окружающих условий, а также с такими поведенческими
особенностями, как нерегулярность сна, кормлений и опорожнений
кишечника. Нередко в подобных ситуациях родителей ставит в тупик тот
факт, что выполнение традиционных и рутинных в данном возрасте манипуляций с
ребенком наталкивается на его протест и сопряжено со значительными
трудностями. Если у врача и родителей имеется понимание того, что указанные
проблемы отчасти связаны с темпераментом ребенка, то появляются основания
реагировать на них с большим спокойствием и терпением, в то же время сохраняя достаточную настойчивость и последовательность,
позволяя ребенку постепенно адаптироваться к конкретной ситуации и освоить
новые навыки.
В противном случае непонимание специфики поведения
ребенка, связанной с темпераментом, приводит к тому, что трудности в уходе
связываются родителями с собственными ошибками либо, напротив, ребенок
становится объектом необоснованных обвинений. В подобных случаях родители
склонны оказывать «давление» на ребенка или наоборот пытаться задобрить его,
проявлять нерешительность в уходе за ним или переходить от одной тактики к
другой, что лишь усугубляет проблему. В результате возникает повышенный риск
формирования у ребенка стойких нарушений поведения.
Понимание родителями существования особенностей
темперамента ребенка дает основания осознать, что имеющиеся трудности в уходе
не связаны со «зловредностью» ребенка, а скорее являются следствием попыток навязать
ему те формы поведения, к восприятию которых он не подготовлен. Большая часть
родителей проявляет готовность внять советам врача и изменить свои подходы к
уходу и воспитанию. Приводятся данные, согласно которым такая склонность к
изменению стереотипов, основанная на понимании темперамента ребенка,
наблюдалась у 50% родителей, сталкивавшихся с плохой приспособляемостью детей
к традиционным условиям ухода (Сhess
S., Тhomas А., 1989). Нередко изменение стереотипов
позволяет избежать ненужного и необоснованного клинического обследования и
лечения ребенка.
Одним из существенных преимуществ концепции
темперамента ребенка первого года жизни является также привлечение
внимания к вопросу о том, каким образом сам ребенок с его поведенческими особенностями
может модифицировать процесс своего психомоторного развития, а также к
пониманию широкой вариабельности становления психомоторных навыков у отдельных
детей. Показано, что особенности темперамента могут в определенной мере влиять
на скорость психомоторного развития ребенка (Carеу W.В. 1972; Carеу W.В., 1981).
Факторы риска темперамента могут нарушать
взаимоотношение ребенка с людьми, ухаживающими за ним, и предрасполагать к
отклонениям в социализации. В частности,
неприятие, низкая адаптивность и отрицательное настроение могут предрасполагать
к последующим нарушениям поведения (Сагsоn D.K. еt а1., 1987).
В типичном случае, анализируя особенности поведения
ребенка первого года жизни, педиатр исходно сталкивается со следующими
вопросами:
1. Каковы трудности во взаимоотношениях ребенка с
родителями и в чем они конкретно проявляются?
2. Действительно ли родители нуждаются во врачебной
помощи для решения этих проблем?
3. Связана ли возникшая проблемная ситуация
исключительно с поведенческими особенностями ребенка или присутствуют признаки
соматических нарушений и задержки развития?
Для педиатров принципиально важным является понимание
того обстоятельства, что некоторые черты темперамента могут влиять на
соматическое здоровье и особенности развитие ребенка и (или) выступать в
качестве индикаторов определенных функциональных отклонений. Так, некоторые
черты темперамента ребенка первого года жизни могут сочетаться со спецификой
его вегетативных реакций. В частности, дети с более высоким тонусом вагуса реже имеют признаки негативизма и менее отвлекаемы
внешними стимулами, а легкость, с которой у ребенка можно снять повышенные вагусные влияния, сочетается с большей продолжительностью
периода внимания и большей отвлекаемостью (Huffman
L.C. еt аl.,
1998). Определенные характеристики темперамента ребенка первого года жизни
могут ассоциироваться со спецификой энергообмена.
Так, склонность к избыточной прибавке массы тела более характерна для грудных
детей с негативным настроением (Саrеу W.В., 1985), а дети, характеризуемые высокой
отвлекаемостью на первом году жизни, имеют в последующие возрастные периоды
меньшую толщину подкожного жирового слоя и характеризуются более высокой
двигательной активностью (Wells J.C. еt аl., 1997).
На поведение ребенка, а
следовательно на характеристики его темперамента, могут оказывать влияние
некоторые биологически активные вещества. Так, плазменный уровень прогестерона
и его метаболитов, являющихся депрессорами ЦНС, может влиять на степень
приятия и интенсивности у детей первого года жизни. При этом у детей с «легким»
темпераментом отмечается более высокая плазменная концентрация указанных
биологически активных веществ, чем у «трудных» детей (Weissbluth
M., Grееп О.С., 1984).
Плазменная
концентрация и циркадный ритм выработки гормонов надпочечников во многом
опосредуют связь структуры сна и специфики поведения ребенка в состоянии
бодрствования. Отчасти это связано с ролью глюкокортикоидов
и катехоламинов в изменении порога, при котором возникает переход к более
поверхностным стадиям сна (реакция arousal), а также
с их влиянием на степень двигательной активности ребенка
как в состоянии сна, так и в состоянии бодрствования (Axelrod
J., Reisine T.D., 1984; Gailland
J.М., 1985). Не удивительно, что специфические характеристики темперамента
могут ассоциироваться с различными вариантами нарушений сна у грудных детей (Weissbluth М., 1989). Такие варианты
нарушений сна ребенка, как частые ночные пробуждения с необходимостью
дополнительных ночных кормлений для его последующего засыпания,
непредсказуемость тех часов в дневное время суток, когда ребенок имеет
признаки повышенной утомляемости, пробуждения ребенка в ранние утренние часы,
отказ от дневного сна, трудности засыпания в новой постели и в незнакомом
месте, наиболее отчетливо ассоциируются с настроением и ритмичностью детей (Кеепег М.А. еt
аl., 1988). Однако легкость, с которой родителям
удается справиться с указанными нарушениями сна ребенка, в большей степени
зависит от его отвлекаемости. Подобный пример иллюстрирует возможность различий
между теми особенностями темперамента, которые связаны с риском возникновения
клинической проблемы как таковой, и особенностями темперамента ребенка,
определяющими трудность преодоления этой проблемы.
Некоторые варианты расстройств дыхания во сне у детей
первого года жизни, потенциально сопровождающиеся повышенной фрагментированностью ночного сна (храп, шумное дыхание),
также ассоциированы с большим негативизмом ребенка (Кельмансон
И.А., 1996). Не исключено, что поверхностный ночной сон и его повышенная фрагментированность
могут частично объяснить больший негативизм и у тех детей первого года жизни,
которые обычно спят в одной постели с родителями (Кельмансон
И.А., 1999).
Выявлена ассоциация между способностью грудных детей
к спонтанной модификации позы во время ночного сна с такой характеристикой
темперамента, как настойчивость ребенка (Кельмансон
И.А., 1999).
Трудно с уверенностью сказать, в каких конкретных
случаях нарушения сна детей первого года жизни
являются следствием определенных черт темперамента, а в каких имеет место
обратная зависимость. Однако можно не сомневаться в том, что в отношении детей
с отмеченными факторами риска темперамента требуется более строгое соблюдение
таких важнейших элементов гигиены сна, как постоянство ритуалов, связанных с
укладыванием в постель, а также более строгое соблюдение графика дневного и
ночного сна ребенка. Кроме того, в отношении ребенка с выраженной аритмичностью
и трудностями при засыпании возможен и такой подход, как нарочитое «невнимание»
к нему родителей в момент его отхода ко сну (Weissbluth
М., 1989). Суть этого приема состоит в том, что после укладывания ребенка в
постель родители должны оставить его одного, даже в случае сохраняющегося
беспокойства ребенка. Такая тактика позволяет избежать ненужного и потенциально
вредного в подобных ситуациях вмешательства родителей в процесс засыпания
ребенка, который у него растянут по времени на фоне определенных особенностей
темперамента.
Имеются сведения о том, что «трудный» темперамент
ребенка первого года жизни может быть ассоциирован с повышенной вероятностью
возникновения у него бытовых травм, функциональных абдоминальных болей,
повторных частых срыгиваний, а также эпизодов так
называемой колики, под которой понимают немотивированный крик и беспокойство у
практически здорового ребенка (Сагеу W.В., 1972; Тhomass А., Сhess
S., 1977; Сагеу W.В., 1981; Сагеу
W.В., 1986; Super С.М., Нагkness S., 1986).
Особенности темперамента ребенка могут влиять не
только на риск возникновения у него тех или иных соматических нарушений, но и
на их прогноз. Так, дети,
характеризуемые большим негативизмом и меньшим приятием, могут раньше и
настойчивее сигнализировать родителям о дискомфорте, привлекая к себе их повышенное
внимание, что может предопределить более раннюю диагностику заболевания и его
более активное лечение.
Факторы риска темперамента ребенка могут
оказывать влияние не только на самих детей, но и на взрослых, осуществляющих за
ними уход. Более
позитивное или негативное отношение родителей к ребенку в ряде случаев является
следствием его поведенческих особенностей. Показано, что степень
удовлетворенности матери от необходимости ухода за ребенком существенно
снижается в течение первого года жизни ребенка, если послед-ний имеет поведенческие
черты, укладывающиеся в картину «трудного» темперамента, и противоположная
тенденция выявляется в тех случаях, когда ребенок имеет «легкий» темперамент
или промежуточные варианты (Сагеу W. В., 1989).
Имеются свидетельства того, что «трудный» темперамент грудного ребенка может
даже влиять на психическое здоровье родителей (Sirignano S.W., Lachman M.E.
1985).
(И.А. Кельмансон Оценка темперамента детей первого года
жизни.
– СПб., 1996)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |