|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Психология врача
Мотивацию выбора врачебной
профессии определить достаточно трудно и не только потому, что мотивации
весьма разнообразны. Изучать мотивации вообще сложно, так как чаще всего те
исследования, которые проводились, использовали в качестве основного метода
анкетирования студентов. При таком методе исследования реальные, но скрытые
мотивации как раз не выявляются, а выявляются скорее некие декларируемые
мотивации. Трудно предположить, чтобы студент или абитуриент признался, что его
выбор профессии был определен следующим соображением: «это был единственный
вуз, в который мне могли помочь поступить...» Кроме того, следует говорить о
нескольких мотивациях: прихода в медицину, поступления в вуз, продолжения
обучения в медицинском вузе, выбора узкой конкретной медицинской специальности
и т.д. Мотивации нестабильны (начало учебы в институте – и его окончание,
начало работы в медицине – и в процессе работы) и могут быть существенно
различными. Многие из них носят очень поверхностный характер по принципу «мне
скучна и неинтересна математика, работа педагога вызывает у меня ужас, не хочу
заниматься филологией, я выбираю медицину», – мотивация по методу исключения.
Мотивацию может определить
атмосфера семьи, которая как бы программирует человека на поступление в
медицинский вуз, что особенно характерно для врачебных семей, где уже с самого
рождения ребенка автоматически предполагается, что он станет врачом. Никто
этого специально не обсуждает, родители могут даже произносить такие фразы:
«Пусть человек выбирает сам свою дорогу, как он хочет!», но при этом увлеченность
родителей профессией не оставляет сомнений, что это самое интересное и
благородное дело. Во многих странах мира абитуриентов из врачебных семей при
поступлении в медицинский вуз встречают более благожелательно. Предполагается,
что по опыту семьи эти люди знают, что такое жизнь врача: когда отца поднимают
в три часа ночи по телефонному звонку или ему приходится сутками не выходить
из клиники; какой усталой возвращается мать с ночного дежурства. Т.е.
подрастающие дети врачей видят не только плюсы врачебной профессии, но и ее
минусы.
Иногда мотивация стать
врачом возникает после длительного лечения, которое было удачным, и выбор
профессии врача превращается в своеобразную плату обществу за выздоровление. «Я
хочу быть благодарным людям за то, что меня на ноги поставили, я буду врачом,
чтобы спасать других». При этом выбирается та медицинская профессия, которой
был обязан этот человек своим выздоровлением.
Иногда мотивация – это
стремление помочь своим близким, которые больны. Это довольно наивная
мотивация, построенная на одной малореалистической идее: «до меня не умели это
делать, я приду и сделаю это. Никто не смог вылечить мою маму, я выучусь на
врача и смогу вылечить ее».
В настоящее время все чаще
мотивацией выбора профессии врача становится престижность, которая имеет место
в большинстве стран мира.
Иногда мотивация – чисто
материальная выгода от профессии, особенно сейчас, когда все чаще возникает
вопрос о возможности существования частной медицины и гипотетических высоких
заработках.
Как меняется мотивация на
протяжении учебы в вузе? Человек может прийти с одной мотивацией – романтической,
с мечтами стать великим врачом, полубогом, избавителем от болезней, но,
столкнувшись с реальностью врачебной деятельности, романтическая мотивация
исчезает, уступая место какой-то иной.
В советской пропаганде особо
романтическими представали профессии хирурга и офтальмолога. Традиционный
сюжет книг и кинофильмов: из операционной выходит усталый профессор или доктор
средних лет, но уже с седыми висками, и говорит: «Жить будет!», а сам садится,
потому что у него нет уже сил стоять, и добрые коллеги суетятся вокруг него,
помогают закурить. Это красиво. Или врач после многочасовой операции снимает
больному повязку с глаз, и слепец начинает видеть. Тоже красиво. Такая пропаганда
в художественных образах некоторых врачебных профессий, несомненно, играла роль
в мотивации их выбора, так же, как играло роль замалчивание некоторых
профессий. До недавнего времени практически ничего не сообщалось о профессии
врача-психиатра или психотерапевта, как будто бы этих профессий вообще в
природе не существовало. И одновременно положительную роль для пропаганды этих
профессий сыграли увлекательные, популярные в народе книги Владимира Леви,
Добровича, которые как бы пропагандировали работу не столько психотерапевта,
сколько психологического консультанта. Затем о психиатрии вспомнили, но... в
связи с ее злоупотреблениями. До этого существовал культуральный миф – образ
загадочных страшных застенков, где мучают психически больных. И массовое
сознание получило подтверждение: не просто мучают, а проводят эксперименты на
людях, ставят те диагнозы, которые нужны идеологизированному обществу, чтобы
избавиться от диссидентов, не отдавая их под суд. А далее интерес к профессии
психотерапевтов и психиатров снова утратился, и вспоминают ее только тогда,
когда говорят о недостатках и злоупотреблениях. Поэтому в массовом сознании
образ врача-психиатра или психотерапевта искажен: это человек, который занимается
странными вещами, обладает магическим взглядом. Автору книги неоднократно
приходилось работать с журналистами, которые через несколько минут общения
говорили: «И все-таки Вы меня сейчас гипнотизируете, не гипнотизируйте
меня...»
Среди врачебных профессий
есть и неромантические. Например, кто воспевает труд врача-проктолога? А это
поистине трудная и нужная профессия. Или врача-инфекциониста? О ней вспоминают
только тогда, когда речь идет о массовых эпидемиях какой-то «страшной»
инфекции: чумы, холеры, сибирской язвы. А то, что для борьбы с обыкновенными
кишечными инфекциями тоже нужен кропотливый самоотверженный труд, не знает почти никто.
Еще одной мотивацией
является стремление к самопознанию. Чаще всего такие люди стремятся идти в
медицинскую психологию, психиатрию и психотерапию под девизом: «Я хочу
научиться узнавать себя, узнавать лучше свои чувства, свои мысли, и я хочу
научиться новым способам контроля, взаимодействия с самим собой».
Еще одной мотивацией является
повышение самоуважения: спасать жизни других людей – благороднейшая
профессия. Это тезис, который не оспаривается ни одним обществом мира. Врач – человек,
достойный уважения и прежде всего самоуважения. Поэтому выражение «хороший
врач подобен Богу» можно считать почти буквальным отражением этой мотивации: человек
хочет быть подобен Богу не для того, чтобы властвовать, чтобы ощущать себя
всесильным и могучим, а для того, чтобы быть милосердным как Бог.
Хотя бывают совершенно
аморальные мотивации выбора этой профессии: получение власти. Больной, лежащий
на операционном столе, – прекрасный объект для манипуляции. Его жизнь находится
на кончиках пальцев хирурга или анестезиолога. Судьба многих больных в
психиатрической больнице тоже находится в руках врача-психиатра, уже не говоря
о больных, которые находятся в реанимационном отделении. Чувство власти над
чужой жизнью, над чужой судьбой – одна из
мотиваций прихода во врачебную профессию.
Есть еще познавательная
мотивация. Такая мотивация одних людей приводит к занятиями техникой – сложными
машинами и аппаратами, а других – в медицину, потому что им хочется заниматься
самым сложным механизмом – организмом человека, познать, как устроен человек,
как устроено человеческое тело и как это все работает? Как происходят нарушения
в этой системе?
Трудно предложить некий
универсальный набор качеств, которыми должен обладать врач, потому что он
совпадет с тем набором качеств, который должен иметь любой порядочный
нормальный человек в любой профессии. Ну, например, он не должен быть убийцей.
Возникает вопрос: а кто должен быть убийцей? Врач не должен быть глупым. А кто
может назвать профессию, где надо быть глупым? Т.е. все характеристики,
необходимые для врачебной профессии, применимы к любому человеку, занимающемуся
умственным трудом, и не только умственным, а творческим, потому что врачевание
– это прежде всего творческий процесс. Врач должен обладать теми свойствами
интеллекта, памяти, которые востребуемы в любой творческой деятельности.
Но медицина имеет и
некоторые специфические особенности. Человек, работающий с техникой, а не с
людьми, например, с листом ватмана, с аппаратом, совсем не обязательно должен
обладать способностью высокой эмпатии. Это свойство может быть ему присуще, но
это не будет являться его профессиональным достоинством, если он не
руководитель.
Врач должен иметь постоянное
стремление к самопознанию. Не к самоусовершенствованию, а к самопознанию, ибо
это разные вещи. Потому что во врачебной деятельности большую роль играют
аффективные и защитные механизмы, которые вмешиваются во все: и в
диагностический, и в лечебный процессы. Для того чтобы врач не был объектом
контроля его собственных защитных образований, комплексов и чувств, а
контролировал себя, ему необходимо самопознание, что гораздо труднее, чем
познание других людей, потому что психологические защиты создают барьер между
«я» изучаемым и «я» изучающим. Психологические защиты все время «подсовывают»
человеку его искаженный образ, как в кривом зеркале, причем иногда это зеркало
искажает в более приятную сторону для отражаемого («розовые очки»), а иногда – в
более неприятную («черные очки»), когда человек видит у себя одни только
недостатки и не видит достоинств.
Врач должен уметь управлять
своими чувствами. Когда ранее речь шла об эмпатии, отмечалось, что есть границы
эмпатии, которые врачу не следует переходить, сострадая своему пациенту,
потому что тогда понадобится некто третий, чтобы вылечить пациента и
скоррегировать чрезмерно эмпатийного врача. Здесь возникают два важных понятия:
профессиональная адаптация и профессиональная деформация.
Следующая характеристика
очень важна для будущего врача – это способность к целостному неконфликтному
«я», когда наименьшая вероятность того, что с помощью своих пациентов врач
начнет решать проблему по интеграции своего «я».
Кроме того, врачу необходимо
терпение и умение слушать – так называемое активное слушание. Карл Роджерс
говорил, что человеку намного труднее слушать, чем говорить. С помощью речи
человек структурирует свой мир и тем самым удовлетворяет очень важную мотивацию
– стремление к структурированию. А слушая, он должен понять (принять) мир
собеседника (а это иногда бывает трудно, а иногда – невозможно). В этой
ситуации «другой» становится важнее. Диалоги людей часто превращаются в
прерывистые монологи: человек высказался и ждет, когда выскажется другой, не
слушая его, переждал и опять продолжает высказываться. При этом они бывают
очень близки по теме разговора, но очень далеки по сути его. И чем дальше идет
такой псевдодиалог, тем дальше расхождение. Профессия врача предусматривает
умение и навык слушать.
Врачу необходимо уметь
читать нюансы человеческого поведения. Практикующий врач-клиницист должен
иметь выраженную мотивацию на общение, каждый врач, прежде чем он станет диагностом
и лекарем, должен быть коммуникатором.
Все вышеперечисленные
качества редко даны человеку от рождения. Здесь возникает определенное несоответствие:
врач – профессия достаточно массовая, особенно в нашей стране, а люди с
качествами, необходимыми в этой профессии, рождаются очень редко. Когда
человек поступает в медицинский институт, у него зачастую нет и половины тех
качеств, которые необходимы, чтобы стать врачом. И даже когда он заканчивает
учебу, он не имеет всех этих качеств. Поэтому, речь идет о своеобразных формах
профессиональной учебы врачей, т.е. не обучению методам лечения и диагностики
больных, а методам личностного роста и навыкам взаимодействия с людьми, а также
навыкам самопознания.
Обучаясь профессии врача,
студент до недавнего времени овладевал одним – суммой определенных знаний и
профессиональных навыков для выполнения профессиональной деятельности. У него
не было специальных курсов для приобретения ориентации на самопознание, на
совершенствование личностных особенностей. Заслуга в создании подобных курсов
принадлежит прежде всего психотерапии.
Одним из первых опытов
подобного рода следует считать «балинтовы группы». Английский врач Балинт,
терапевт по профессии, создал группу врачей, которая регулярно обсуждала
нетрадиционный для врачей вопрос: не проблему дифференциальной диагностики, не
проблему выбора того или иного метода лечения, а проблему своих психологических
трудностей, особенности своего поведения во взаимодействии с пациентом. По
очереди каждый из врачей рассказывал о работе со своим пациентом, о том, что
он чувствует, об особенностях своего поведения, т.е. проводил своеобразную
самодиагностику. А участники балинтовой группы интерпретировали эти формы
поведения и пытались найти те причины, которые искажают терапевтический
альянс. Не ставился вопрос о том, каков диагноз у данного пациента, а
обсуждалось, почему врач испытывает, например, чувство неуверенности при работе
с этим пациентом.
В дальнейшем, большое
развитие получили так называемые «группы личностного роста», или Т-группы
(тренинговые группы), в которых принимают участие и врачи разных профессий, и
студенты медицинских вузов.
Автор этой книги и его ученики
имеют уже большой опыт по работе в таких группах для врачей разных специальностей
(например, участковых терапевтов) и для студентов Кыргызско-Российского
(Славянского) университета, врачей – студентов факультета усовершенствования
Медицинского института. Обязательным условием обучения на факультете
усовершенствования врачей было прохождение, помимо всех других циклов дисциплин,
7–10-дневной группы личностного роста. Для многих из них подобная тренировка
явилась своеобразным раскрытием каких-то больших личных возможностей и
способностей посмотреть по-иному на мир. Конечно, не следует переоценивать
значение кратковременного цикла группы личностного роста, он не способен
изменить человеческую личность и создать новую. Задача тренинга была другой – получение
первичных навыков. У человека, хотя бы раз посетившего Т-группу личностного
роста, может появиться мотивация для продолжения этого личностного роста и
самопознания, в дальнейшем человек может посещать другие группы,
самостоятельно продолжать процесс самопознания. Какие технологии обучения могут
применяться в этих группах – неважно, но суть работы в них сводится к:
1) получению навыков
коммуникации межличностного взаимодействия;
2) умению читать и выражать
свои чувства;
3) стремлению к подлинности
– мотивация аутентичности (самое опасное, что может происходить в группе, то,
что люди начнут играть в чувства, в подлинность, в открытость, а не ощущать
всего этого);
4) научению быть открытыми.
Но эта открытость – не
аналогична своеобразному психологическому стриптизу, когда она носит гротескный
характер, а открытость, которая сопряжена с определенным эмоциональным
напряжением во время призыва к помощи, т.е. тогда, когда это важно и нужно. В
группах личностного роста, по-видимому, не следует достигать крайней степени
открытости, но для того, чтобы человек не испытывал чувства вины и страха при
проявлении открытости, одним из обязательных условий в группе является чувство
безопасности, которое создается участниками и тренером группы.
Думается, что каждый, кто
решил посвятить себя врачебной профессии, должен более или менее продолжительное
время проработать в Т-группах.
Есть еще один вариант,
который выбирают многие психотерапевты, – это работа с ко-терапевтом, т.е.
работа в паре, когда тренер получает от своего партнера не коррекцию его
диагноза (диагноза, который поставил он), не коррекцию обозначаемых у пациента
проблем, не коррекцию избираемых технологий, а коррекцию чувств тренера.
Например, по ходу работы группы ко-терапевт говорит тренеру: «Ты слишком
открыт» или «Твой уровень присоединения не нужен, вреден и опасен и для тебя, и
для пациента», или «Твои формы поведения провоцируют пациентку на активный
эротический перенос» и т.п. Идет работа, в которой обсуждаются не содержание
терапевтического и диагностического процессов, а психологические аспекты
врачебной деятельности. Это своеобразная маленькая балинтовая группа, где
каждый из партнеров корректирует ошибки своего напарника. При длительной работе
в паре у тренера и ко-терапевта возникает очень важное чувство – чувство
безопасности, что обеспечивает большую открытость при решении своих
психологических проблем.
Работа в группах личностного
роста позволяет врачу научиться идентифицировать и выражать свои чувства. Какие
чувства возникают чаще у врача? Прежде всего это чувство страха, которое
появляется, когда врач испытывает затруднения в выборе лечения, когда от его
действий зависит жизнь или судьба пациента. Особенно это чувство усиливается,
когда он работает в одиночестве, например, один врач на всю деревню. Но если
он интернален (а это обязательное свойство для врача – умение брать на себя
ответственность), то даже при работе с коллегами ответственность за пациента
все равно несет он сам. И это приводит его еще к другим чувствам – чувству
одиночества (он ощущает себя как бы на необитаемом острове, где никто, кроме
него, не поможет этому человеку) и чувству вины. Если он оказывается
неуверенным и перекладывает ответственность за своего пациента на другого
врача, то это приводит к снижению его самооценки. Для врачей характерны
выраженные депрессивные реакции. Американские исследования трех профессий –
архитекторов, юристов и врачей, – тех профессий, которые одинаково престижны,
примерно одинаково оплачиваются и имеют примерно одинаковые сроки обучения,
показали, что среди врачей самый высокий процент самоубийств, депрессий,
употребления алкоголя и наркотиков, значительно выше частота психосоматических
заболеваний и короче продолжительность жизни. Величие личности врача можно
измерять тем, как он адаптирован к своей профессии. Многие великие
психотерапевты прожили очень продолжительную жизнь – Зигмунд Фрейд, несмотря
на десятилетия борьбы с раком кожи, Карл Роджерс, Вирджиния Сатгер, Милтон
Эриксон. Эти люди научились работать сами с собой и до последнего дня не
утратили счастья творческого решения проблем.
Очень важным понятием
является так называемая «профессиональная деформация». В это понятие входит
профессиональная усталость, потому что по роду своей профессии человеку все время
приходится работать с проблемами, несчастьями, страданиями и смертью других
людей. Это вызывает защитную реакцию – реакцию утомления и реакцию утраты
интереса. Кроме того, чем больше работает врач в медицине, чем выше его
профессиональный статус, тем больше ожидают от него пациенты, коллеги. Ему
начинают приписывать свойства мага, волшебника, человека, который может все, а
он не может всегда отвечать этим ожиданиям. Случается так, что больные, видя во
враче волшебника, желают не лечения, а участия в магическом действии, и если
этого не происходит, то у них развивается сопротивление лечению. Опытный врач
может оказаться в таком положении: чем выше его репутация, чем больше
занимаемая им должность, тем больше приписывается ему возможностей, в том числе
тех, которыми не располагает никто на этой Земле. И надо учесть, что чем больше
профессиональный стаж, чем старше человек, тем больше у него собственных
недугов, утомления и проблем. У него бывает пора подведения предварительных
итогов жизни и особенно неутешительных в том случае, если врач не реалистичен,
если он ставил своей задачей вылечить все человечество, избавить его от рака
или СПИДа, так, как это часто бывает у романтично настроенных молодых врачей. У
врача должны быть не излишне заземленные, но вполне реалистические цели.
За время работы врача у него
могут возникнуть такие психологические защиты, как реакция отрицания или
обесценивания. Возникает некий своеобразный профессионально-ироничный цинизм:
«Все равно всех больных вылечить невозможно, значит, не обязательно и стараться».
Если такие реакции врача продолжительны, то они вызывают деформацию личности.
Профессиональная адаптация заключается в том, что человек учится адекватно
реагировать на чужую боль, страдания, смерть и на какие-то ситуации, которые у
людей неврачебной профессии вызывают отвращение, например, на вид полусгнившего
трупа или, например, на общение с очень ему неприятным человеком, с которым бы
в частной жизни он не стал бы даже разговаривать, а в силу профессиональных
обязанностей должен ему помочь. Адекватное реагирование на негативные стороны
врачебной профессии и есть профессиональная адаптация врача. К адаптации стоит
отнести и адекватное реагирование на безмерные похвалы пациентов. Пациент,
избавленный от боли не столько врачом, сколько лечебным процессом, будет
приписывать свое освобождение врачу и смотреть на него, как на Господа Бога.
Очень важно здесь не утратить чувство собственной ответственности за то, что
сделал, и смотреть на себя, в отличие от пациента, другими глазами. Также
нельзя позволять себе испытывать чувство злобы и горечи в тех случаях, когда
пациенты не оценили старания врача и даже пытались причинить ему какой-то вред
жалобами в вышестоящие инстанции, угрозами, оскорблениями.
Любая адаптация может
перейти в деформацию, когда человек вообще становится бесчувственным к чужим
страданиям, когда, по механизму реактивного образования, он начинает цинично
относиться к смерти. Очень характерна реакция у студентов второго курса в
морге: на первом курсе они испытывали страх анатомического музея, а на втором –
бравирование тем, что едят и играют в карты на анатомических столах. Смерть
есть смерть, и как не следует испытывать ужаса перед ней человеку, который стал
врачом, так же не стоит быть
рядом с ней циничным.
Профессиональная деформация
происходит и в тех случаях, когда врач видит не пациента, а сумму вознаграждения,
стоящую за ним. Или когда за человеком стоит только его болезнь. Эта знакомая
фраза врача, о которой мы ранее упоминали: «Пришла больная рука, левая»,
говорит о том, что у врача произошла профессиональная деформация: человека
перед ним уже нет, есть только больная левая рука, объект для манипуляций. Эта
деформация приводит к тому, что становится неважно, какие страдания будет
испытывать человек при врачебных манипуляциях, потому что человека-то и нет, а
рука этих страданий испытывать не будет, ей наложат правильно гипсовую повязку
и она будет довольна. В случае корыстной деформации будут удлиняться сроки
лечения или врач может взяться за те случаи, в которых он малокомпетентен, лишь
бы не упустить вознаграждения.
(Соложенкин
В.В. Психологические основы врачебной деятельности:
Учебник
для студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С. 273-283)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |