|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Одной из главных форм взаимодействия врача и больного является призыв к помощи. Этот призыв может быть очень разным по содержанию, может быть выражен как в вербальных, так и в невербальных формах. Например, если у пациента есть внутрипсихический конфликт: на сознательном уровне – нозофобия, на бессознательном – нозофилия, то призыв к помощи будет носить сложный характер. Первое звучание будет типа: «спасите, помогите, облегчите мне состояние», а второй призыв – «но все-таки сохраните мне маленькую болезнь». И для заключения терапевтического альянса, то есть такой формы взаимодействия врача и пациента, в которой на бессознательном и сознательном уровнях мотивации врача и пациента совпадают, где они одинаково хотят одного и того же, где поведение пациента конструктивно и ориентировано на выздоровление и на помощь врачу, нужно уметь прочитывать призыв к помощи. Молодые врачи предполагают, что, когда к ним приходит пациент, он достаточно однозначен, он приходит лечить какую-то болезнь – боль в животе, одышку или кашель, или головную боль. Но это лишь маленькая вершинка айсберга, на самом деле, в большинстве случаев призыв к помощи – это не призыв к снятию симптомов. Призыв заключается в понимании. Могут быть совершенно парадоксальные призывы к помощи, типа: «отстаньте от меня, Вы можете сделать самое лучшее для меня – отойти от меня», как это бывает при психических заболеваниях. Поза кататонического больного, эмбриональная поза с сопротивлением медицинскому персоналу – это выраженный призыв к помощи. Он может быть прочитан так: «дайте мне побыть в полной безопасности».
Призыв к помощи, помимо понимания, ориентирован еще и на потребность в безопасности. Он может содержаться и в таком девизе: «помогите мне обмануть самого себя!» В трансактном анализе есть понятие надписей на майках, когда на передней части майки декларируется одно, а на задней части – прямо противоположное. Это как бы предъявляемое и реальное. Часто в этом случае спереди на майке написано: «Доктор, помогите мне», а сзади – «Доктор, я хочу быть обманутым, я хочу не знать, что я могу умереть». Очень редко призыв к помощи имеет одинаковое звучание и на спине майки, и спереди. Работать с таким пациентом легко.
Можно представить себе ситуацию, в которой пациент приходит к стоматологу с острой зубной болью для удаления зуба. После посещения одного стоматолога пациент говорит, что тот прекрасно удаляет зубы, что он не почувствовал боли, а про другого, – что тот не умеет удалять зубы, потому что тянул два часа. Если проверить с хронометром в руках, то выяснится, что они уложились почти в одно и тоже время; все дело в том, что больной пришел к врачу не столько за удалением зуба, не столько за прекращением боли, сколько за тем, чтобы понимали, как ему плохо, как ему тяжело, как он не спал сегодня ночью. И тот врач, который продемонстрирует понимание этого, будет взаимодействовать более эффективно. Кстати, отсюда выражение «умеет заговаривать зубы». Это и есть выполнение заказа пациента.
Врач должен помнить не только о призыве к помощи, но и о содержании призыва к помощи. Понимание содержания призыва к помощи особенно трудно при работе с психически больным человеком, который окружающий мир воспринимает иначе, а людей, порой, – как монстров, безумцев, глупых. Слово «галлюцинация» означает слово «болезнь», и если в работе с пациентом сконцентрироваться на слове «галлюцинация», то окажется невозможным выполнить призыв к помощи. Больной просит не столько избавить его от голосов, сколько признать его равным человеком, имеющим все права жить нормальной человеческой жизнью. Для выполнения содержания заказа пациента необходимо работать, прежде всего, с его истинными чувствами, а не с мыслями и действиями. С ним легко можно заключить психотерапевтический контракт, в котором будет иметь место желание пациента не избавлять его от галлюцинаций, ибо он не считает эти голоса галлюцинациями, а желание избавить его от чувства страха, ужаса, подавленности.
Понятие призыва к помощи влечет за собой другое – пропитывание этого призыва и заключение, как мы уже сказали, с пациентом контракта. Этот контракт не определяет сумму оплаты его лечения, а отражает наиболее желательные для пациента изменения в состоянии здоровья и способы терапии. Этот контакт универсален для врача любого профиля. Работа по составлению коррекции контракта практически всегда поэтапна. И если в начале лечения пациент предлагает чаще всего симптомы или проблемы, известные его окружению (родным, друзьям и т.д.), то с осознаванием своих проблем во время терапии происходит переформирование контракта. Следует помнить, что нарушение внутренней интеграции больного, когда еще многое «не прочитано сознанием», а врач уже предлагает работать, возможно, даже в нужном направлении, приводит к реакциям сопротивления, протеста и, порой, агрессии.
Оптимальный вариант, к которому нужно стремиться врачу каждой профессии при заключении контракта, – это достижение максимального терапевтического или лечебного альянса. Этот термин, как и многие другие термины, связанные с психологией отношения врача и больного, такие, как «перенос», «контрперенос», «сопротивление», «негативная психотерапевтическая реакция», «отреагарование» был предложен и введен теорией и практикой психоанализа, но в настоящем можно рассматривать понятие «терапевтический альянс» несколько шире, чем элемент психоаналитического процесса. Он может характеризовать ситуацию коммуникации и взаимодействия врача и его пациента вообще. Он может рассматриваться в этом качестве, как основанный на сознательном и бессознательном стремлении пациента к сотрудничеству с врачом и стремлением воспользоваться теми методами терапии, которые ему предлагает врач. Кроме того, в понятие терапевтического альянса следует включить и позицию пациента по отношению к лечению, которая должна носить достаточно интерналъный характер. В этой позиции пациент берет определенную долю ответственности за результаты лечения, за характер и глубину терапевтического процесса. Такое определение терапевтического альянса не совпадает с определением, которое предлагается психоаналитиками, это понятие включает в себя только сознательную сторону процесса.
Если рассматривать ситуацию терапевтического альянса при лечении соматических заболеваний и связать это с типами взаимодействия с болезнью, то тогда можно отметить, что терапевтический альянс характерен именно для адаптивного типа взаимодействия с болезнью. Терапевтический альянс возможен также и при некоторых не резко выраженных вариантах аффективного или промежуточного типов взаимодействия с болезнью.
При дезадаптивных типах взаимодействия с болезнью возникновение терапевтического альянса возможно тогда, когда врачу удается преодолевать, разрушать, переформировывать внутрипсихический конфликт противоположных мотиваций, лежащих в основе психологических механизмов этих дезадаптивных типов. Можно констатировать одну очень важную вещь: врач любой профессии, во-первых, при взаимодействии с пациентом может обеспечить максимальный успех в ситуации достижения терапевтического альянса, во-вторых, для того, чтобы ему как можно чаще достигать ситуации терапевтического альянса, необходимо обладать определенными психотерапевтическими навыками, какой бы специальности он не был, потому что в его практике часто будут встречаться дезадаптивные типы взаимодействия с болезнью, и трудно себе представить, что в каждом соматическом отделении будет работать психотерапевт, на которого бы была переложена эта задача. Таким образом, это становится проблемой или задачей каждого врача-интерниста.
На основании того, что в понятие «терапевтический альянс» входит как сознательная, так и бессознательная части психических процессов в условиях болезни, не следует отождествлять терапевтический альянс только с сознательной стороной этого процесса, а именно с осознаваемым самим пациентом стремлением поправиться. На сознательном уровне пациент испытывает сильное желание быть здоровым, но позитивный смысл болезни и те эмоциональные, социальные и прочие подкрепления, которые он получает вследствие заболевания, блокируют терапевтический альянс, поэтому «терапевтический альянс» и активное сознательное стремление к лечению и выздоровлению не являются синонимами. Всегда нужны две составляющие – и сознательная, и бессознательная.
Нельзя также сводить понятие «терапевтический альянс» только к бессознательному уровню взаимодействия. В случае психосоматического типа взаимоотношения с болезнью на сознательном уровне идет отказ от лечения, но на бессознательном уровне – стремление вылечиться.
Следующая категория тоже взята из психоаналитической концепции – это категория переноса. Перенос в психоанализе во многом рассматривается, как появление в новой форме тех чувств, которые возникают по отношению к врачу и связаны с чувствами, пережитыми в детстве. С их помощью пациент идентифицирует врача с каким-то персонажем детства – отцом, матерью или другими родственниками. На врача «переносят» проблемы взаимоотношений с родителями. Позиция врача действительно во многом чем-то напоминает родительскую: беспомощный, больной человек, иногда вообще лишенный возможности ходить, и сильный, мощный человек, который должен «поднять его с постели». Это легко идентифицируется с образами ребенка и родителей. Поэтому, у больного возникает перенос на врача тех чувств, которые он испытывал в детстве. Переносом также называется перенос тех тревог, беспокойств, носящих не всегда рациональный характер, связанный вообще со страхами лечения и возникающий в результате культурального мифа о болезни. Страхи относительно своей болезни переносятся на врача.
Встречаются пациенты, которые не могут находиться в одной дружеской компании с врачами-онкологами, они испытывают дискомфорт, потому что врач-онколог является эмблемой тех страхов и опасностей, которые тревожат и беспокоят человека, на протяжении многих лет боящегося онкологического заболевания. Тогда врач может столкнуться с реакцией агрессии, страха, причем страха не процедуры лечения, а страха самой личности врача.
При изучении переноса некоторые сторонники психоаналитического подхода рассматривают как перенос практически всю систему коммуникации врач–больной, заменяя, таким образом, понятие «коммуникация» понятием «перенос».
В переносе можно выделить еще одну важную вещь: перенесение отношений с других, значимых для пациента людей, на систему взаимоотношений с врачом. Например, врач лечит пациентку, которая привыкла властвовать над людьми и манипулировать ими. В ситуации переноса, когда врач будет рассматриваться, например, как дочь или муж пациентки, она тут же начнет им манипулировать, ибо для нее это наиболее привычный, проторенный, изученный, проверенный путь.
Еще одна сторона взаимодействия врач–больной, когда больные пытаются манипулировать врачами. Некоторые врачи этому способствуют, тем самым облегчая себе жизнь. Например, врач в своей личной жизни и служебных отношениях привык, чтобы им руководили. Это для него вполне приемлемая форма взаимодействия с другими людьми, ему нравится, когда им манипулируют, так как это освобождает его от чувства ответственности. При работе с пациентом этот врач стремится повторить привычную для него систему поведения и разрешает пациенту манипулировать собой, когда пациент, по сути, начинает сам себе делать назначения. Например, к врачу приходит пациентка с дефицитными лекарствами и говорит, что сроки действия этих лекарств скоро подойдут к концу, и он назначает ей именно эти лекарства, если они не противоречат тем назначениям, которые необходимо было бы сделать. Пациентка уходит удовлетворенной. Второй раз она приходит и рассказывает, как хорошо стало ее соседке от иглоукалывания и вопросительно смотрит на врача, который тут же назначает ей курс иглотерапии. И так до конца пребывания в стационаре эта пациентка сама себя лечит и сама себе назначает процедуры. Покидает она стационар, убежденная в двух вещах: во-первых, что манипулирование людьми вещь всегда успешная, и, во-вторых, что она прекрасный манипулятор. Так возникает ложное представление о своих возможностях – если она могла столь успешно осуществлять эти манипуляции, то ее понимание медицины приближается к знаниям врача. Этот человек будет иронично относиться к лечению.
Перенос возникает также по целому ряду тех законов социального восприятия человека, которые описаны уже выше: это влияние установок, влияние конформизма, работа механизмов психологической защиты – идентификация врача с каким-то реальным персонажем жизни больного, эффект ореола. Например, больной попадает в палату и сразу получает от своих соседей информацию о том, что палатный врач очень опытный, внимательный человек, блестящий специалист, что им вообще невероятно повезло, что это лучший врач в отделении. И когда больной встречается с этим врачом, он начинает воспринимать все те качества, которые были ему описаны, и не воспринимать другие. Но возможно и другое, когда эффект ореола будет носить не позитивный, а негативный характер. Можно представить себе в качестве соседа по палате агрессивного, психопатичного или склонного к паранояльности пациента, который негативно относится ко всем медицинским мероприятиям и распространяет свою агрессию и на палатного врача в том числе. Тогда пациент будет воспринимать врача негативно, как ему только что рассказал сосед.
Контрперенос, также как и все разбираемые категории, понятие, введенное работами Фрейда и его учеников. Контрперенос в более широком понимании этого термина может рассматриваться как система чувств, переживаний и отношений врача к пациенту, когда он переносит на пациента какие-то свои проблемы. Здесь возможен вариант гиперкомпенсации. Человек, который привык, что им все манипулируют при взаимодействии с больными становится властным и деспотичным манипулятором, стремясь, как бы сбалансировать этот уровень манипулирования. Или пациентка ассоциативно напоминает врачу его жену, развод с которой послужил причиной его собственного тяжелого заболевания. И тогда врач видит в этой пациентке воплощение коварства и зла. На сознательном уровне врач может понимать, что эта женщина ни в чем не виновата, что она только внешне похожа на его жену, кроме того, она больна и нуждается в помощи. И возникает реактивное образование, как бы искупление вины: он начинает выделять ее из среды других пациентов, она получает особые льготы.
Контрперенос оказывает серьезное влияние не только на систему взаимоотношений с пациентом, но и на систему диагностики. В приведенном выше случае, врач подвергает эту пациентку особым, тщательным исследованиям, иногда ненужным болезненным процедурам, он назначает даже те, которые не следует назначать в страхе, что он может что-то пропустить только потому, что она напоминает ему бывшую жену. Если нет реактивного образования, то возникший контрперенос незаметно сказывается на том, что число диагностических процедур может сокращаться, может меняться диагноз.
Явление контрпереноса, представляя не чисто логическую систему отношений, в принципе, явление довольно частое, ведь система взаимоотношений врач–больной строится на эмоциональной основе, о чем говорилось выше. И эта эмоциональная часть зависит от огромного количества факторов. Врачу нередко приходится работать с разными людьми и диапазон этих различий велик. Так, например, во время военных действий приходится работать с военнопленными, с представителями той страны, с которой воюет он и его страна. Тогда он сознательно говорит себе, что должен рассматривать этого человека не как врага, не как солдата или офицера вражеской армии, что он не должен учитывать его идеологию или его цвет кожи, а только видеть человека и притом больного.
Очень важно возникновение контрпереноса при работе с так называемыми VIP – очень важными персонами. Здесь явление контрпереноса проявляется в том, что врач как бы скован страхом перед могуществом этого человека, что сказывается на постановке диагноза. Чаще всего этому больному сначала выставляют более легкий диагноз. Поэтому работа врачей в отделениях для высокопоставленных людей (VIP) – особо трудная. Для преодоления трудностей в работе с этими пациентами, как и в других случаях (переносы, контрпереносы), врачам необходимо работать с собственными проблемами психотерапевтически.
Следующая категория – сопротивление – это процесс, возникающий у пациента в ходе терапии и мешающий формированию терапевтического альянса.
1. Сопротивление возникает, прежде всего, когда функционирует нозофильная тенденция, когда лечение снимает позитивный смысл болезни.
2. Сопротивление появляется, когда терапия и сам факт лечения резко меняют привычные стереотипы пациента и его формы адаптации. В этом случае пациент пытается игнорировать болезнь и жить так, как он жил раньше. Это встречается в варианте психосоматического типа «взаимодействия с болезнью».
3. Сопротивление характерно для дезадаптивных типов взаимодействия с болезнью.
4. Сопротивление может возникать как ответная реакция на действия врача, которые рассматриваются самим пациентом как вредные, ошибочные, вследствие особой внутренней картины болезни, особого адаптационного образа болезни, в котором данные виды терапии могут принести только вред. Например, лет десять назад возник культуральный миф о вредности транквилизаторов, о том, что они разрушают кору мозга, уничтожают нейроны мозга, при этом, как это всегда бывает в мифотворчестве, пациенты ссылались на какие-то якобы виденные телепередачи, причем, «не сам видел, а соседка видела» и потом подробно рассказала, как очень известный ученый говорил, что транквилизаторы «выжигают мозг и ухудшают память...» Началась мощная реакция сопротивления пациентов на прием транквилизаторов. Таким же образом периодически может возникать явление сопротивления к любым другим видам препаратов.
5. Сопротивление часто формируется парамедиками (знахарями), которые в борьбе за клиента дают четкие указания о вреде тех или иных медицинских мероприятий.
6. Сопротивление выздоровлению проявляется из-за страха потерять своего врача, остаться один на один с трудной жизнью. Это характерно для тех больных, у которых выражена экстернальная позиция и в результате общения с врачом возник синдром выученной беспомощности: «как же я смогу обходиться без врача?» Можно услышать от пациента: «Господи, доктор, Вы уезжаете на три месяца, как же я буду без Вас?» И на вопрос, почему он не сможет без врача, тот отвечает: «А вдруг что-то случится». Когда врач молод, ему это льстит, но с возрастом он понимает, что на этой фразе лечение и заканчивается, а это значит, что он проиграл терапевтический процесс. У него нет терапевтического альянса, потому что у пациента сформирован синдром выученной беспомощности. Иногда сами врачи пытаются сформировать этот синдром, в случае хронического заболевания они могут сказать пациенту. «Ну теперь мы с Вами до конца Ваших дней будем рядом!» Поэтому никогда нельзя постоянно опекать больного, надо делать двух-, трехмесячные перерывы в отслеживании его жизни, чтобы дать ему возможность быть самостоятельным, не говоря о том, что нельзя произносить фраз о постоянной опеке до конца жизни. Это работа с синдромом выученной беспомощности, это работа со стремлением сопротивляться процессу лечения. Есть способ преодоления такого сопротивления пациента: после его выздоровления устанавливать встречи с врачом для психологического консультирования, а не для лечения, тогда процесс выздоравливания не будет столь трагичен для пациента.
7. Сопротивление возникает тогда, когда в ходе терапевтического процесса появляется угроза самооценке человека. Например, пациентка в ходе психотерапевтического процесса приходит к мысли, что ее предположение о том, что заболевание связано с пьянством мужа, с черствостью детей неверно, а все дело в том, что она сама неумело построила свою личную жизнь и неумело воспитала своих детей. В данном случае возникает угроза самооценке, и, как следствие, мощное сопротивление лечению.
Сопротивление легко установить по невербальным реакциям: на приеме пациент, у которого врач наблюдает двойственную коммуникативную информацию; пациент говорит, что ему стало хуже, но при этом в глазах его торжество и радость.
8. С понятием сопротивления тесно связана негативная терапевтическая реакция. Она возникает тогда, когда пациент осознает, что его состояние меняется к лучшему и вместо радости возникает осознание потери защиты от трудностей в виде болезни, потери щадящего больничного отдыха, врача как сочувствующего друга, понимающего и помогающего. Все это приводит к резкому ухудшению состояния. Это и есть негативная терапевтическая реакция. В психоаналитической литературе негативная терапевтическая реакция рассматривается как реакция на чувство вины, которое возникает после поощрения, похвалы, чрезмерной заботы родственников. Больному становится как бы стыдно, что он воспользовался массой преимуществ в силу болезни, и он хочет искупить свою вину. Такую негативную терапевтическую реакцию можно назвать еще «психосоматическим алиби».
В желании ответить на вопрос: «медицина – искусство или наука?» – в этой главе сделана попытка научного анализа (а, следовательно, и возможности научения) той части медицины, которая прежде относилась к искусству талантливых медиков и была маловоспроизводима.
(Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной
деятельности:
Учебник для
студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С.262-272)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |