|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Что такое психология? Определений психологии, которое устраивало бы всех, не существует, а множество взглядов на этот предмет и каждое определение психологии выражает позицию определенной психологической школы. По мнению автора, психологией следует считать такую научную дисциплину, которая изучает поведение человека, психические механизмы, лежащие в его основе, и психические процессы, возникающие при взаимодействии человека с самим собой и с окружающим его миром. В определение психологии можно включить и практическое применение этих знаний в деятельности человека. Медицина же – одна из самых распространенных областей практического применения психологии. Это связано с тем, что медицина, так же как и психология, изучает, прежде всего, человека, изучает механизмы возникновения заболеваний, а некоторые из этих механизмов тесно связаны с психическими факторами. Существует целая группа заболеваний, которые в отечественной литературе называются «психогенными заболеваниями». Это не означает, что в их возникновении участвует только психический фактор. Вспомогательную роль могут выполнять и другие, например, генетический или конституционально-генетический фактор. Заболевание может развиться вследствие каких-то перенесенных заболеваний человека, например, ослабляющих, астенизирующих его мозг, вследствие воздействия каких-то экстремальных факторов внешней среды. Длительная световая депривация в течение полярной ночи, низкие или высокие температуры окружающей среды, гипоксия, интоксикации также могут быть одним из факторов возникновения этих заболеваний. Но в заболеваниях, которые называются психогенными, все эти факторы выполняют дополнительную, вспомогательную функцию, а на первое место выходит психический фактор. Заболевания, которые возникли под воздействием психического фактора, изучаются не только психиатрией. В практической деятельности врача любой специальности, особенно так называемого семейного врача или врача общей практики, большое место занимают неврозы. Это объясняется, прежде всего, чрезвычайной их распространенностью и, кроме того, тем, что они проявляются так называемыми соматоформными расстройствами, то есть симптомами, похожими на нарушение соматических функций не психического происхождения, а также потому, что трудно себе представить реальную ситуацию, когда человек, заболевший неврозом, сразу же обращается за помощью к психиатру – особенно при наличии соматоформных расстройств. Как правило, больной приходит сначала к врачу общего профиля или к узкому специалисту, если эти нарушения носят локальный характер (область сердца, спины и т.д.), так, например, истерическое нарушение зрения вынуждает человека обратиться за помощью, прежде всего, к офтальмологу.
Психический фактор выступает в качестве достаточно активного или весомого фактора возникновения заболевания и в так называемых психосоматических болезнях: таких, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, целый ряд кожных заболеваний, некоторые варианты бронхиальной астмы, неспецифический полиартрит. Поэтому врачу любой специальности необходимо знать, во-первых, психологические механизмы возникновения этих заболеваний, во-вторых, иметь хотя бы общее представление о методах психологической коррекции.
Знание психологии необходимо еще и потому, что врачебный процесс, то есть процесс диагностирования заболевания, выбора лечения, выбора методов профилактики – это процесс, который происходит при взаимодействии людей – пациента и врача, и психологические факторы оказывают существенное влияние на все содержание и характер этого процесса.
Наконец, болезнь протекает не вообще, а она протекает у конкретного человека, с конкретной биографией, с конкретным опытом жизни. И то, как будет участвовать в процессе диагностики и терапии данный пациент, во многом будет определяться чисто психологическими факторами.
Как самостоятельная научная дисциплина психология относительно молодая специальность. Она выделилась из общего числа наук в конце XIX века, а до этого являлась частью философии.
Можно считать, что само развитие философии как науки началось именно с изучения тех ее аспектов, которые можно назвать философскими аспектами психологии. Как только человек выделился из животного мира, он начал задавать вопрос: «Что такое окружающий меня мир, и кто такой я? Какое место я занимаю в этом мире?» Наверное, один из первых вопросов, которые задал себе человек, был вопрос: «А что управляет моим поведением? Почему я сейчас делаю это, почему я завтра намерен делать что-то другое?» Эти вопросы возникли из стремления людей жить в структурированном, а не хаотическом мире. Поэтому одним из признаков психологии является то, что она позволяет человеку структурировать свой и окружающий мир, лишает человека чувства неопределенности и позволяет ему предсказывать этот мир, жить в упорядоченном, а не хаотическом мире. Поскольку структурировать мир очень трудно и часто поведение других людей, да и самого себя, кажется ему малопонятным и труднообъяснимым, то возникает попытка, которая при дальнейшем развитии психологии как науки находит отражение в стремлении объяснять особенности окружающего мира и самого человека явлениями, лежащими вне человека. При этом ответственность за свои поступки переносится на причины вне сферы возможностей человека. Первое объяснение такого рода – это создание религиозной картины мира: богам Древнего Египта, Вавилона, Древней Греции в толковании психологической жизни людей отводится ведущая, решающая роль. В древнегреческой культуре возникает понятие «рока», «судьбы», предопределенности человеческого поведения.
Современный человек так же часто перекладывает ответственность за свои действия и поступки на обстоятельства, судьбу или других людей. Такая позиция носит название экстернальной. Попытки современного общества в создании людей, которые бы не стояли на этой позиции, а принимали бы ответственность за все поступки на себя, по-видимому, безуспешна, потому что эта позиция во многом предопределена врожденными свойствами личности.
Одновременно с этим в древности зарождается идея «разделения» человека на две части: душу и тело. Причем, душе часто приписывается свойство бессмертности – она покидает тело после его смерти. И одновременно с этим, в той же древности Аристотелем выдвигается так называемая холистическая идея – идея единства души и тела, взаимосвязи, неразрывности этих составляющих частей человеческой личности. Холистический подход наиболее характерен для медицины второй половины XX века. Развитие таких отраслей знаний, как психосоматическая медицина, медицинская психология, психотерапия, базируется на холистическом подходе.
Одновременно с этими идеями – отношений человека и среды, ответственности за поведение человека – возникает представление, которое тоже во многом предопределило развитие современной психологии. Это – понятие неразрывной связанности человека с окружающим его миром, не противопоставления человека и среды, а рассмотрение единства человека и окружающего его мира, человека как части этой среды, как частички космоса. Подобная позиция наиболее характерна для философии Востока и восточной культуры, где достижение преодоления разделения мира на человека и окружающую его среду рассматривается как основная форма самосовершенствования человека.
Вопрос о том, что является ведущим в психических свойствах и функциях человека, проходит через все развитие психологии. Этот спор ведется с первых шагов изучения психики человека. И чаще всего в нем разум противопоставляется чувствам. Аристотель основой психической деятельности человека полагал разум, мысли, идеи. В XVIII – это доминирование ощущений, ассоциаций, затем мощное развитие психоаналитических концепций, в которых на первое место выходит значение мотиваций и чувств человека. Затем становление нейрофизиологии, начатое И.П. Павловым, приводит к возникновению того раздела психологии, который носит название бихевиоризм («бихевио» – поведение), или поведенческая психология. Когнитивная психология отдает пальму первенства познавательной сфере человека; различные направления психоаналитической школы – мотивам, чувствам и потребностям человека; поведенческая психология – анализу поведения. Наконец, можно выделить еще одну тенденцию, проходящую через все развитие психологии, и которая находит больше аналогий с психотерапией (приложением психологии к лечению болезней), чем с психологией, – это идея посредника. В религиозной психологии – это идея Бога, в психоаналитической психологии посредником являются те преломления бессознательного, которым оно говорит с миром, – сновидения, оговорки, опечатки, описки, ассоциации. В понимании автора данной книги посредник – это индивидуальная культура человека.
Психология никогда не развивалась изолированно от других научных направлений, и в зависимости от того, какие идеи и понятия доминировали в научных объяснениях мира, это отражалось и в психологии. Широко развивается химия – и возникает структуралистский подход в психологии, когда она, в основном, ориентируется на изучение элементов психики. Приобретает широкое распространение дарвинизм, в котором одну из главных ролей играет функция как определяющая эволюцию животных и человека, и тут же возникает функциональная психология. В XX веке появляются несколько направлений, определяющих развитие науки: одно из них – работы В.И. Вернадского, где жизнь, Земля, человек, мир, Вселенная рассматриваются как нечто единое целое, и возникает аналогичный подход в психологии. Широкое распространение в культуре XX века начинают получать информационные системы – и рождается интерес к социальной психологии и к анализу коммуникативных процессов. Человек создает ЭВМ и пытается усовершенствовать их – и широкое распространение получает когнитивная психология, психология познания. Возникает тенденция к формализации научных знаний, к созданию четких логических научных схем – и даже в таком направлении психологии, как психоанализ, который всегда обвиняли в интуитивности, метафоричности, невозможности экспериментальной проверки его методов, в поэтичности образов, даже в нем возникает так называемый «транзактный анализ», в котором структура человеческого «я» и взаимодействия людей построена на определенных жестких схемах и формулах, но при этом сохраняется образность и метафоричность психоанализа.
На развитие психологии оказывают влияние и методы других наук: метод наблюдения в психологии усовершенствуется до метода самонаблюдения, когда психика изучается с помощью метода самонаблюдения. Наука начинает все шире использовать приборы для изучения тех или иных явлений, уходя от описательных методов, и психология начинает постепенно тяготеть к эксперименту. Возникает голографическая модель психики Приброма, где конструкция психики позаимствована из принципов голографии.
Может возникнуть вопрос, почему так много психологических школ, почему практически ни одно определение в психологии, будь то определение интеллекта, сознания, мышления, личности, не имеет однозначности. Это – следствие объективно существующего факта: природа человека и окружающего его мира столь сложна, что в познании его естественно использование принципа упрощения – структурирования. Если представить изучаемое психологами явление как гигантский многогранник, имеющий бесчисленное количество граней, то ориентация на одну определенную грань и попытка изучения всего многогранника через изучение этой грани вполне естественна и допустима. И соответственно, нормально существование очень разных, часто взаимоисключающих подходов в изучении психики человека. Поэтому в психологии, и особенно в практической психологии, применяемой в медицине, все большее и большее значение начинает приобретать так называемый «эклектический метод», когда в картине мира определенного исследователя и его практической деятельности сосуществуют и взаимно дополняют друг друга несколько разных подходов к психике человека. Какой-то определенный психический феномен лучше разработан в подходе одной школы, а какой-то – в подходе другой психологической школы. Почему бы не взять все лучшее? Представляется неправомерным на сегодняшний день создание каких-то школ, претендующих на универсальность, всеобщность и единственно возможный взгляд на психику человека. Такая характеристика скорее относится к факту религиозного познания мира, где основой является не просто познание, а принятие постулата веры, и приверженцы подобных школ скорее напоминают верующих, нежели ученых. Типичен пример дианетики, которая постепенно из науки превратилась в саентологическое церковное учение. Непримиримость таких подходов очень напоминает фанатизм сектантов.
Какие современные концепции наиболее импонируют психологии XX века и находят наибольшее применение в медицине? Несомненно, здесь по-прежнему следует отдать преимущество психоаналитическим теориям. Заслуга 3. Фрейда, основателя психоанализа, может быть приравнена к заслугам самых великих ученых мира – Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Кеплера, Эйнштейна, Дарвина – потому что он впервые в истории науки и истории человеческой культуры четко сформулировал понятие многослойности психики, выделив три главные структуры и сформулировав принцип, в котором бессознательная часть психики во многом определяет поведение, мысли, чувства и желания человека.
Главное сопротивление концепции Фрейда объясняется, по-видимому, не столько научным характером причин, сколько особенностями человеческой психологии: чрезвычайно трудно принять идею о невозможности контролировать свое «я». Одним из главных стремлений человека является стремление контроля: самоконтроля и контроля над окружающим его миром. Существующие наука и техника есть проявления этого свойства. Но почти каждый человек может вспомнить случай из своей жизни, когда он в ярости бросал какую-нибудь вещь, в случае неподчинения ему этой вещи: бросал коробку со спичками, если они не зажигались, пинал мебель, если все время на нее натыкался. Это и был крик: «Ты мне не подчиняешься?!» Поэтому психологически человеку очень трудно принять то, что в нем есть такая часть, причем очень важная часть, которая не подчиняется ему, которая не контролируется им. Может быть, само время и место возникновения этой концепции – регламентированный протестантский пуританский мир, с его стремлением к жесткости, четкости и контролируемости, породило своеобразный протест личности в форме психоанализа против такого положения вещей. И из этих условий, может быть, и возникла другая концепция Фрейда о том, что поведение человека не просто во многом детерминировано функционированием бессознательной части его личности, а двумя мощными инстинктами: влечением к жизни (это все эротические влечения) – либидо-инстинкт и влечением к смерти – танато-инстинкт. Почти в каждом человеке в той или иной форме, осознаваемый им или малоосознаваемый, живет страх смерти. Поэтому принятие на сознательном уровне существование в человеке танато-инстинкта бросает вызов этим страхам, делает человека еще более уязвимым. И это еще одна психологическая причина столь яростного и активного сопротивления психоанализу. Третья характерная особенность психоанализа – это его стремление к универсальности, к объяснению явлений человеческой культуры в широком смысле этого слова, в том числе таких явлений, как войны, проблемы отцов и детей и многих других проблем, существующих из века в век. Это объяснение исходило из модели психики одного отдельного человека и из модели коллективной психики. Можно с абсолютной убежденностью сказать, что культура XX века, наука и искусство, литература, способы бытового мышления многих людей были бы совершенно иными, если бы не было создана теория психоанализа. Примитивно понимаемый психоанализ, сведенный до уровня дешевого порнографического журнала, антигуманистичен, он превращает человека в животное. Но это не подлинный психоанализ. Нельзя стать гуманистичным, не узнав все о себе, в том числе и такое, чему противится наше сознание. Нельзя находиться в положении человека, который садится на стул, куда шаловливые дети положили кнопку, и говорить, что кнопки нет, испытывая при этом боль. Даже, если он и скажет, что кнопки нет, то через какое-то время заорет от боли, от чувства агрессии, испытываемой к этим детям. Так происходит тогда, когда человек говорит: «Нет, этого не может быть!» А когда он спокойно убирает кнопку и превращает ее в элемент игры с детьми, то больше ее ему не подложат, и отношения с детьми станут гуманистичными. Приблизительно тоже происходит в отношениях человека и его психики. Отлученность советской культуры на многие годы от психоанализа, несомненно, была вредна. Но столь же, несомненно, вредно поверхностное, неглубокое, примитивное оперирование психоаналитическими понятиями, когда даже само слово «психоанализ» превращается в эквивалент понятия анализа человеческой психики. Все, что происходило с людьми при неприятии психоанализа, и все, что происходит сейчас, легко понять, изучая сам психоанализ.
Психоанализ – это та школа, которая оказывает наибольшее влияние на медицину и не только на психиатрию и психотерапию, но и на общую медицину, так как развитие такой отрасли медицины, как психосоматическая медицина, в своей основе имеет психоаналитический подход и язык, где физические симптомы болезни трактуются как язык органов, разрешающих психологические проблемы.
Второе направление в психологии, которое тоже оказывает серьезное влияние на медицину и современную культуру, в частности, в таких практических реализациях, как организация «домов умирания», так называемая «гуманистическая психология», ее основоположниками были А. Маслоу и К. Роджерс.
Третье направление – поведенческая психотерапия, поведенческая психология, в основе которой лежит учение об условном рефлексе, предложившая целый ряд практических методов помощи людям.
Наконец, очень большое значение в психологии приобретает сейчас направление, ориентированное на интегративный культуральный взгляд, на слияние культур Востока и Запада. Одним из первых, принявшим участие в его разработке, был ученик 3. Фрейда – Карл Юнг, а в современных школах наиболее отчетливо это направление выражается в теории и практике психосинтеза, создателем которого является итальянский психоаналитик Ассаджиоли.
Пятое направление – когнитивная психология, ориентированная на достаточно четкое, во многом построенное на эксперименте изучение познавательных процессов. Основоположниками этого направления можно считать Л. Выготского и американского исследователя Б. Скиннера.
Характерно, что все эти направления являются не просто теоретическими построениями или теоретическими взглядами на психическую природу человека, но способствуют созданию практической системы лечебных технологий, применяемых в психотерапии.
С некоторой оговоркой к современным психологическим теориям можно отнести и учение о психологическом стрессе, потому что, в конечном итоге, самим создателем этой концепции Гансом Селье была написана книга, которая, по сути, является психологией жизни, жизни без дистресса (разрушающей части стресса).
Учение о стрессе не может рассматриваться как чисто психологическая теория, потому что оно является интегративным взглядом клиницистов, физиологов, специалистов по кибернетике и часто интегрирует в себе подходы и взгляды других психологических школ.
Что же помогает освоить профессию врача? Какие психологические и тактические приемы?
Прежде всего – изучение психологии познавательных процессов, навыков, основанных на том, как лучше усваивается учебный материал, как применять приемы так называемого активного слушания, как организовать свою память. Все это можно использовать в процессе обучения профессии, и, прежде всего, в процессе получения информации.
Однако для обучения врачебной профессии очень важно и другое – познание самого себя, умение читать свои чувства, умение их анализировать; способность понять, почему врач или студент сейчас сам испытывает ненависть или гнев, которые будут мешать его работе, что вызывает у него неприятие: предмет, который он сейчас изучает или лектор, который преподает этот предмет. И это позволит студенту не отождествлять изучаемую медицинскую дисциплину с личностью лектора или преподавателя и тем самым не совершать ошибки в приятии или неприятии какого-то раздела знаний. Изучение психологии позволит будущему врачу ответить на вопрос, какой врачебной специальности он посвятит свою жизнь, какая специальность будет соответствовать его личности, особенностям характера, ума, темперамента. Или он поймет, что восхищен личностью своего преподавателя и хочет воспроизвести его в себе, выбрав данную специальность. Но если при первом мотиве человек может стать увлеченным и квалифицированным специалистом, определиться на всю жизнь, то в случае второго мотива нередко наступает разочарование в профессии.
(Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности:
Учебник для
студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С. 5-15)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |