|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Одной из самых трудных, как мы уже говорили, в профессии врача является проблема человеческого общения с пациентом, с его родственниками, с другими врачами. Среди студентов и врачей во всем мире относительно мало прирожденных коммуникантов, то есть людей, изначально обладающих высоким талантом коммуникации. Остальным просто приходится учиться навыкам грамотного взаимодействия.
В связи с этим уместна постановка вопроса: а что такое медицина? Это наука или искусство? Сам по себе этот вопрос несколько условен, искусствен, потому что он как бы автоматически исключает возможность сочетания этих двух видов человеческой деятельности, человеческого творчества. Медицина, возможно, одна из немногих профессий, где и искусство, и наука соединены в единое целое и их невозможно разделить. Речь, конечно, идет не о теориях в медицине, не об экспериментальных исследованиях, а о работе врача-клинициста. Если говорить, что деятельность врача-клинициста – это работа с людьми, то можно сказать, что она является искусством взаимодействия, но построенном на науке взаимодействия. Кроме того, врач-клиницист находится почти постоянно в состоянии стресса, и неумение психологически грамотно взаимодействовать с самим собой усугубляет этот стресс, доводя до уровня дистресса, вызывая усталость, депрессию и страх перед своей работой. Знание психологии человека ведет и к познанию самого себя; научение навыкам работы с людьми дают врачу возможность умело работать с самим собой и охраняет его от дистресса.
Не случайно вопрос о том, чем является медицина – наукой или искусством, относится к разделу психологии, а не является предметом какого-то чисто методологического характера. Великий американский психотерапевт Милтон Эриксон был человеком, деятельность которого может быть отнесена к той форме человеческой культуры, которая называется искусством. Его удивительная способность замечать нюансы и оттенки человеческого поведения, использовать невербальные характеристики общения, создание особой атмосферы взаимодействия с людьми, по-видимому, являют пример искусства в медицине и не могут рассматриваться как чисто научные способы взаимодействия с пациентами и терапевтического воздействия на них. Но существуют и другие психотерапевты, которые считаются в практической психологии основателями направления, называемого нейролингвистическим программированием – Бендлер и Гриндлер, которые сами считали себя учениками Милтона Эриксона. Они подвергли приемы и техники М. Эриксона научному анализу и создали жесткую технологию воздействия на человека. Стать Милтоном Эриксоном невозможно, это уникальная личность и она не воспроизводится, как и другие уникальные личности. Но стать квалифицированным и опытным специалистом по нейролингвистическому программированию может человек, обладающий некоторыми особенностями: у него должна быть мотивация к овладению этими знаниями, он должен проявить старательность и иметь минимальные врожденные задатки замечать, видеть, чувствовать. Многие люди на Земле могут овладеть технологиями нейролингвистического программирования. Это происходит потому, что искусство Милтона Эриксона было превращено в науку путем научного психологического анализа этого взаимодействия.
В общении врача и больного могут быть использованы многие приемы, техники и технологии, применяемые в так называемой народной медицине, например, способы общения с пациентом. Они могут быть подвергнуты научному анализу, и из них может быть взято то, что наиболее желательно в ситуации общения, наиболее оптимально в рамках той этнокультуры, в которой приходится работать врачу с определенным этносом. Кроме того, анализ методов народной медицины просто позволяет иногда совершить сугубо научное открытие. Например, использование в начале 50-х годов в психиатрии резерпина для снятия страха, тревоги и возбуждения базировалось на том факте, что в индийской народной медицине настойка из травы серпенты (из которой изготавливается резерпин) применялось для лечения психически больных. И это не просто заимствование народных методов. В основе этого лежит одна очень важная психологическая идея: человеческая культура неразрывна, прежде всего, во временном контексте. Создавая новые технологии, например, лазерную терапию, можно вспомнить о том, что существует достаточно много волшебных сказок у разных народов мира, в которых лучи солнца каким-то образом концентрируют и оказывают или повреждающее, или лечебное воздействие. Архетип какого-то проникающего луча издавна существовал в культуре и был достоянием так называемого коллективного бессознательного.
Решение проблемы взаимодействия медицины как науки и искусства ставит вопрос: почему люди, которые живут в очень технологичном мире (имеется в виду не тропическая Африка, где лечение у парамедика во многих регионах является практически единственным видом получения медицинской помощи), обращаются за помощью к так называемым «парамедикам»? Современные люди живут в городских квартирах, наполненных различными вещами и предметами, связанными с современным, технологическим миром, хранят свои продукты в холодильнике, каждый вечер смотрят телевизор, слушают радиоприемник, пользуются пылесосом... Они могут работать на современном заводе и пользоваться технологиями, которые лежат на рубеже XX и XXI веков. Но когда они заболевают, то почему-то оказываются не в поликлинике и не в стационаре больницы, а на приеме у парамедика. Почему это так и можно ли этому воспрепятствовать? Ответ на вопрос: «Почему люди лечатся у парамедиков?» – содержит следующие составляющие.
В психологии человека сохраняется вера в чудо, несмотря на то количество сведений, которое он имеет об окружающем его мире и которое, казалось бы, исключает возможность чуда. Если бы не было веры в чудо, не было бы и праздника Нового года, просто люди в определенный срок меняли бы календарь на стене. Но, тем не менее, у всех народов мира этот праздник есть. Это отражение архетипа смены времен, обновления, рождения и смерти и веры в чудо. Это не логический расчет, это механизм психологической защиты в виде фантазирования, когда человек совершает где-то в будущем то, что ему не удалось сделать сейчас. Поэтому обращение к чуду является одной из причин обращения к парамедицине, которая и построена во многом на этой вере. Когда средства массовой информации начинают рекламировать какую-то клинику, какой-то метод или какого-то конкретного врача, то обязательно используется метафора: этот человек способен совершать чудеса. И человек рассчитывает попасть на прием к волшебнику. Никто не использует в рекламных целях такие аргументы: «Этот человек настолько усовершенствовал технологию лечения, что исключена возможность ошибки». Это не язык мифа, веры, чуда. Это не очень срабатывает. Гораздо заманчивей фраза: «Здесь творят чудеса».
В каждом веке были этапы увлечения наукой и техникой и периоды разочарования в них. Вот тогда и наступает особая потребность в чуде. Поэтому взаимодействие человека, ориентированного на выздоровление, с тем человеком, который может его вылечить, превращается в общение с человеком, который имеет ключи доступа к волшебным шкатулкам. Здесь в ход идет все: и броская необычная одежда, и ореол загадочности, и намеки на постоянную связь с потусторонним миром, и мистические эмблемы, и особая атмосфера того помещения, где идет прием больных.
Стоит заметить, что и когда медицина очень технологична, и не ориентирована на парамедицинский контекст, она тоже создает этот антураж, но только в ином, технологическом ореоле: много всяких приборов, которые мигают, жужжат. Идя в диагностический кабинет, заполненный современной аппаратурой, человек на самом деле идет к магу, волшебнику и парамедику, и мотивация его такая: новейшая аппаратура способна совершить чудо. Одни люди верят в магические силы, другие – в приметы, а третьи – в компьютер, который в их глазах является столь же загадочным, как и магический кристалл.
Обращение к услугам парамедиков объясняется большим количеством людей, обладающих мифологическим сознанием, в котором преобладает архетип веры в чудо. Наличие коллективного бессознательного, в котором одним из главных архетипов является вера в возможность чудесного исцеления вплоть до получения бессмертия, – это один из самых распространенных сюжетов сказок.
Еще одна мотивация обращения людей к парамедикам – разочарование в официальной медицине. Взаимодействие с новыми технологиями, обозначающими этапы развития технологической цивилизации, характеризуются, как мы уже говорили, приливами и отливами энтузиазма: от крайней увлеченности до отказа и полного очернения того, что было достигнуто. Сейчас в истории медицины наступил некоторый этап разочарования во многих прежних достижениях, когда больше пишут не о возможностях антибиотиков, а об их отрицательном воздействии на человеческий организм, когда люди больше получают информации об ошибках врачей, чем об их успехах, когда возникает новый образ врача – образ беспомощного и бездумного человека. Столкновение больного в реальности с грубыми ошибками, прежде всего психологического характера подтверждает этот образ.
Волнообразность процесса взаимодействия с технологиями цивилизации аналогична волнообразности процесса обращения людей с идолами, с фетишами. Когда человек изначально опирается на тезис «медицина может все», то он совершает ошибку, а затем начинает нести в себе комплекс вины за эту ошибку. Когда же медицина не оправдывает его надежд, он старательно охаивает все, что с ней связано: и прогрессивное, хорошее, и плохое, чтобы как-то искупить эту свою вину, чтобы как-то наказать себя за фетишизацию.
Все это уже было подробно описано 3. Фрейдом. И чем больше человек ранее поклонялся медицине, тем сильнее через некоторое время он будет ее уничижать.
Заставляет людей обращаться к парамедикам и недоступность некоторых видов медицины. Ошибка официальной медицины состоит в том, что она объявила смертельную войну парамедицине. Гармония человеческого взаимодействия строится не на борьбе, и обозначении медицины как науки агрессивной, или как отрасли человеческих знаний, направленных не на лечение больных, а на борьбу с инакомыслием, изначально неверно. В этом случае гораздо интересней адаптационный подход, где патология рассматривается не только как следствие пола, но и как форма приспособления этого организма к новым условиям существования. Это можно позаимствовать у некоторых направлений парамедицины. Разумная позиция, которую может занять медицина по отношению к парамедицине, заключается в следующем:
а) познание конкретных приемов парамедицины, нахождение их логического и биологического обоснования;
б) анализ полезных сторон этих приемов и тех, которые могут повредить человеку;
в) заимствование полезных приемов, как в свое время была использована настойка серпенты для лечения психических больных, как были взяты в арсенал современной психотерапии техники медитации и транса, широко практикуемые в восточной парамедицине;
г) необходимо отличать талантливых парамедиков от проходимцев и жуликов. В парамедицине встречаются и те, и другие, как в медицине встречаются плохие и хорошие врачи.
Тогда врачи могут спокойно сосуществовать с парамедиками, помня о том, что в человеке никогда не иссякнет вера в чудо и никогда не исчезнет группа людей с мифологической картиной мира. Тогда можно выполнить девиз психотерапии: «клиент всегда прав». Пусть пациент обращается туда, где ему не нанесут вреда, и нет разницы – будет это дипломированный врач или парамедик.
Но необходимо четко знать границы возможностей парамедицины и границы возможностей официальной медицины. Например, опасно обращаться к парамедику человеку с коматозным состоянием, с болевым шоком после острого инфаркта миокарда. Реальная помощь может быть оказана только в реанимационном отделении. А человеку с мифологическим видением картины мира и неврозом вполне можно лечиться у профессионального парамедика.
(Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности:
Учебник для
студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С. 15-20)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |