|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
СОЗНАНИЕ И ЕГО ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ
Сознание есть одна из форм проявления психики, создающее интегративный образ, отражающий мир психики человека и образ своего «я» – психического и телесного.
Первая функция сознания – интегративная – интегрирование человека с самим собой и с окружающим его миром. Существуют еще и другие функции сознания.
Функция энергетическая направлена на обеспечение процесса, так называемого бодрствующего или активного сознания, когда оно способно к наиболее ясному и отчетливому восприятию окружающего мира и своего «я». Другое, противоположное этому – состояние сна. И между этими состояниями есть переходные формы, которые называются измененными состояниями сознания.
Следующая основная функция сознания связана с ориентацией психической деятельности. В одном случае – это ориентация на окружающий мир, так называемое «активное», или «экстравертированное» сознание, в другом случае – это интровертированное сознание, ориентированное внутрь человека.
На сегодняшний день не существует такого определения сознания, которое устраивало бы представителей разных психологических и разных психиатрических школ, поэтому каждое определение отражает особенность подхода каждого из учений и особенности описания каждой из его функций.
Важность интегративной и энергетической функций сознания обусловлены тем, что они энергетически обеспечивают взаимодействие человека, его психики, его организма с окружающим миром и с самим собой. Очень трудно решить вопрос, что является первичным в этом процессе: взаимосвязь с окружающим миром, прочтение информации из этого мира или взаимодействие с самим собой? По-видимому, это – замкнутый круг, где первичны/вторичны оба варианта. Ориентация сознания на внешний или на внутренний мир во многом определяет чрезвычайную изменчивость состояний сознания, его мозаичность, его флуктуации, его варианты. Ориентация сознания на окружающий мир, с его оценкой, прежде всего, окружающего мира, прочтение информации из окружающего мира характерно для активного (экстравертированного) сознания. Если говорить о том, что сознание есть функция, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающим миром и самим собой для его максимальной адаптации, то и процесс чтения самого себя (своих чувств, эмоций, переживаний и ощущений своего тела) – это адаптация к самому себе. Итак, чтение ощущений тела тоже входит в функции сознания. Например, человек прочитал информацию извне: он стоит перед широкой канавой, но не может прочитать возможностей своего тела (человек сейчас уставший, сможет ли он перепрыгнуть через канаву?); он может совершить ошибку и получить физическую травму. Тело человека – это набор рецепторов, поставляющих информацию не только из внешнего мира (глаза, слух, обоняние), но и изнутри человека (например, болевые ощущения). Чтение информации из внешнего мира – это первый этап, а второй – это узнавание самого себя. И в результате этих процессов происходит сопоставление между своими ощущениями, чувствами, желаниями, потребностями и ситуациями окружающего мира. Именно ясность, экстравертированность сознания обеспечивает функционирование человека. Каким образом это происходит? Как сознание обеспечивает сопоставление ситуаций мира человека с правилами и нормами окружающего его мира? Это очень важная функция сознания. Ее можно условно представить как действия с накладными картинками: если картинка совпала с эталонной, то человек все правильно сделал, сознание обеспечивает поведение человека в рамках «эталона». Когда психиатры рассуждают о ясности или неясности сознания, они часто прибегают в качестве примера к тем ситуациям, где человек плохо ориентируется в окружающих его действительности, пространстве, времени... Можно ли считать больным с ясным сознанием бредового больного, ведь у него уже какое-то свое, особое сознание? А поведение психопатической личности, не страдающей психозом, рассматривается именно как психопатическое, потому что, читая ситуацию, такая личность не соотносит ее с вышеупомянутым эталоном. У этой личности другой эталон, или размытый эталон, или вообще отсутствует система сопоставлений. В этом случае можно говорить о том, что здесь есть проблема сознания. (Хотя ни одному психиатру не придет в голову считать психопатическую личность человеком с нарушенным сознанием. Так считают не психиатры. Так считают родственники этого человека. Они утверждают, что он – ненормальный, потому что он ничего не понимает, все делает не так, он не живет, как все люди, он не пользуется правилами, принятыми в окружающем мире.)
Возвращаясь к психологии сознания, нужно признать, что очень во многих случаях врачи имеют дело с людьми, у которых весьма своеобразное сознание. Разработанной классификации этих состояний пока еще нет, но предпринимаемые в последнее время попытки составления новых картографий сознания, являются шагом к такой типологизации.
Следующее свойство сознания – это его ориентация на себя («интровертированность»). Классический пример такого интровертированного сознания: сознание состояний медитации и другие формы так называемых измененных состояний сознания. Еще одно свойство сознания, как мы уже упоминали, – его бодрствование (бодрствующее сознание) и сон.
Чтобы разобраться в этом вопросе, представим себе две ситуации. Первая: в которой лектор невыразительным и монотонным голосом нудно читает, не отрываясь от текста, что-то малопонятное аудитории с огромным количеством незнакомых терминов и выражений. Присутствующие при этом впадают в странное состояние – полусонное, полубодрствующее. У некоторых возникает потребность вернуться к ясности мысли и ума, и у них появляется раздражение на лектора, другие – засыпают. Вторая ситуация может быть смоделирована, когда в достаточно большой аудитории все присутствующие начинают шуметь, стучать, активно двигаться. Такая ситуация вызывает ощущение изменения реальности в деструктивную сторону. Мир начинает дезорганизовываться. Обе эти ситуации выявляют, что что-то происходит с сознанием человека.
Основываясь на вышеописанных двух ситуациях, можно сказать, что сознание может быть обычным, то есть бодрствующим, когда человек внимательно и сосредоточенно что-то слушает, пытается понять и запомнить. Это – активизирующее сознание или активное сознание. Оно ориентировано на то, чтобы, прежде всего, воспринимать, оценивать окружающий мир. В бодрствующем состоянии сознания человек предпринимает какие-то действия, чтобы сохранить необходимый ему уровень активности сознания, хорошего самочувствия, бодрости, обостренного внимания, способности запоминать, способности мыслить. Например, он говорит: «Хватит!» – в ситуации, упомянутой выше, когда лектор читает скучный и непонятный текст. Уровень этого бодрствующего сознания как энергетической характеристики есть тот самый аккумулятор, который питает человеческий мозг и все тело человека какой-то определенной энергией.
На накопление этой энергии, на эту активность влияет целый ряд факторов. Прежде всего, это характеристики окружающего мира. Для наибольшей активности сознания необходимы средние оптимальные условия. Чрезмерно сильные раздражители, как во втором случае, приводят к дезорганизации сознания. Пример, который иллюстрирует это положение, можно взять из жизни: ситуация нападения грабителей.
Одной из главных проблем криминологии является проблема психологии свидетельских показаний. Свидетели или потерпевшие дают совершенно исключающие друг друга описания преступников, которые напали.
В начале века, на одном из международных криминологических конгрессов во время доклада на трибуну внезапно ворвался негр в ярко-оранжевой рубашке, в экзотического вида штанах, с палкой в руке. Он кричал, размахивал палкой, в общем безобразничал. Потом всех присутствующих попросили описать происшедшее. Следует напомнить, что на конгрессе присутствовали люди той профессии, к которой непосредственное отношение имела данная ситуация. Ответы потрясли, они были типа: «... выскочило три человека с громадными бородами, одетые во все черное. И они стреляли из револьверов». Ни один из присутствующих в зале криминалистов не дал адекватного описания этой ситуации.
Это означало, что их сознание в данный момент в виду чрезмерной активации было дезорганизовано, и они воспринимали окружающий мир не таким, какой он есть на самом деле. Это один полюс дезорганизации бодрствующего сознания.
Второй полюс – слишком однообразный, монотонный и слабый раздражитель, как в первой ситуации, приведенной в начале главы. Тогда бодрствующее сознание меняется и переходит в полярное самому себе состояние, которое называется сон.
Проводились исследования по так называемой сенсорной изоляции или депривации. Человека помещали в специальную ванну, температура воды в которой была равна температуре его тела, не было никаких звуковых и зрительных раздражителей (на глаза накладывались мягкие темные повязки), удельный вес жидкости в ванне (это был солевой раствор) совпадал с удельным весом человеческого тела, и таким образом, тактильные раздражители также были устранены. И это оказалось одним из самых трудных испытаний человеческой психики.
Окружающий мир вначале начинал вторгаться очень яркими образными представлениями – сознание боролось за то, чтобы сохранить связь с окружающим миром; затем начинались телесные ощущения: гигантская голова, уходящие вдаль, не имеющие размеров руки и ноги, невозможность определить, где верх, где низ. Затем у человека начинались странные видения и ощущения, которые никак не были связаны с конкретной реальностью – световые гаммы, очень странная музыка, не имеющая ничего общего с музыкой этого мира, то есть человек создавал новый мир, который должен был заменить тот мир, от которого его отлучили. Этот эксперимент выявляет одно очень важное свойство сознания, но именно бодрствующего сознания: оно является формой сцепления человека с окружающим его миром. Если эта связь начинает ослабевать, то предметом бодрствующего сознания становится сам человек.
Сознание во сне, по прежним воззрениям, представлялось как состояние, которое является периодом пассивного отдыха, когда мозг как бы отдыхает и накапливает энергию для последующего активного бодрствующего сознания. Исследования последних 2–3-х десятилетий показали, что сон или сознание во сне – это весьма сложный процесс, имеющий множество фаз. Одной из самых важных в психической жизни человека является фаза быстрого сна, которая характеризуется периодом сновидений.
Работы советского исследователя В. Ротенберга экспериментально доказали, что сон выполняет функции психологической защиты и многие эмоциональные конфликты человека находят разрешение во время фазы быстрого сна. Впервые теоретически это было сформулировано 3. Фрейдом. Фаза быстрого сна также является ответственной за характер и активность сновидений человека. Анализ и трактовка сновидений – одна из самых традиционных форм разгадки психической жизни человека.
Сновидениям издавна придавали символическое значение, и традиционные народные сонники содержали целую разработанную систему символов, несущих и предсказательность, и семантику тех или иных образов, возникающих во сне.
Анализ сновидений является одной из основных техник психоанализа. Как правило, анализ сновидений в классическом ортодоксальном психоанализе связан с расшифровкой тех или иных комплексов и, чаще всего, сексуальных символов, вытесненных в бессознательное. Очень многие виды современной психотерапии также используют анализ сновидений. Примером тому является использование анализа сновидений в гештальт-терапии, в новых разновидностях фрейдизма.
Сравнительно недавно считалось, что сон есть физиологическая форма отключения сознания, биологически обусловленная, для того, чтобы получить максимальный отдых. Это своеобразная временная смерть. У всех народов мира существует в различных модификациях сказка о спящей красавице. Девушка в ней засыпает, по сути, погружаясь в смерть, и только волшебство (почти во всех сказках это любовь) способно ее расколдовать. Фактом рассмотрения сна как явления временной смерти, объясняются такие феномены, как страх засыпания детей, которым еще трудно самопроизвольно регулировать уровень бодрствующего сознания. Сон для детей – это что-то непривычное, тяжелое и опасное.
Исследование измененных состояний сознания, то есть состояний, вызванных приемом тех или иных веществ, меняющих уровень сознания (так называемых психотропных препаратов, наркотических веществ), или состояний сознания, вызванных путем специальных телесных упражнений (ритмических танцев, особого рода дыхания, слушания музыки), привели исследователей к созданию так называемой картографии сознания, в которой между сном и бодрствование существует целый ряд промежуточных форм. Сознание может двигаться по континууму «бодрствующее сознание – сон», что характеризуется нарастанием самоуглубленности, интровертированности. Такое же состояние полной отрешенности от внешнего мира, глубокого сосредоточения на своем внутреннем мире, когда наступает максимальная интеграция человека с миром, когда сознание растворяется в космосе, соединяясь со всей Вселенной, может достигаться при занятиях йогой. Состояние, вызывающее подобный уровень сознания, носит название «медитация». Может быть, еще одна форма состояния измененного сознания – состояние транса, когда, наоборот, достигается самоуглубленность с целью подъема психических и физических сил, усиления физической активности. Сознание транса может возникать, как спонтанно (самопроизвольно) в минуты, когда требуется особый уровень сознания для выполнения какой-то более серьезной работы, или может быть вызвано искусственно.
Когда-то оба этих
состояния – и бодрствование, и сон – рассматривались как однородные. Считалось,
что сон – это отключение сознания, во время которого мозг и организм отдыхают.
Это – традиционная точка зрения и она, в определенной мере, верна, поскольку
лишение человека сна приводит к довольно тяжелым психическим нарушениям.
Поэтому эту функцию (отдыха, реабилитации) сна следует признать состоянием
сознания. Но исследования последних 30–40 лет показали, что сон – далеко не
однородное образование сознания, так же, как неоднородно бодрствующее
сознание. Неоднородность его в том, что уровень активности
сознания в течение дня постоянно меняется: по причинам внутреннего порядка – соответственно
биологическим ритмам организма (вспоминается традиционное деление людей на
«сов» и «жаворонков», людей, у которых наивысшая активность сознания утренняя,
и людей с максимальной вечерней активностью сознания) и по внешним причинам – ситуации
окружающей жизни и потребность в адаптации тоже требуют изменения активности
сознания. Типичный пример такой повышенной активации сознания – состояние
транса, то есть такого измененного сознания, в котором происходит резкая
психофизиологическая активация организма. Известны случаи, когда в состоянии
транса человек может совершать чудеса проявления физической силы, невозможные
для него в обычном состоянии сознания: так мать, защищая своего ребенка,
поднимает в состоянии транса железобетонную плиту весом несколько сот
килограммов. В этом же кроются причины невероятных спортивных достижений – знаменитый
прыжок Симона Бомона во время олимпийских игр в
Мексике в 1970 году. Ни до этого, ни после этого он никогда не прыгал на
1) спонтанное впадение в транс в ситуациях, которые «организм оценил как экстремальные»;
2) спонтанное впадение в транс в ситуациях неопределенности, ибо неопределенность несет в себе угрозу. Спонтанное изменение сознания до уровня транса – это состояние, возникающее в результате угрозы психического, физического или социального существования. Спонтанный транс – это регулировочный язык для отражения опасностей.
Состояние транса можно вызвать различными способами. Одним из таких эффективных способов является один из вариантов так называемого «эриксонианского гипноза». Он заключается в том, что психотерапевт произносит не совсем связные фразы (например, очень долго рассказывается история про рост помидоров), не вкладывая, на первый взгляд, в них определенного смысла. Это помогает пациенту войти в измененное состояние сознания, в его голове эти слова вызывают немыслимую путаницу и тогда ключевые слова, сказанные психотерапевтом, например, «уходит боль», оказывают свое воздействие.
Создатель этого метода Милтон Эриксон, один из великих психотерапевтов, практиковал последние пятнадцать лет своей жизни, будучи парализованным и практически лишенным способности говорить.
Измененные формы сознания играют в жизни человека большую роль: для кого-то становится истиной, что ему очень важны его близкие, для кого-то – природа, то есть человек обнаруживает в себе то, чего не мог обнаружить раньше в состоянии активного реального сознания.
Из практики известен случай, когда обеспеченный и довольно распущенный в личной жизни молодой человек, участвуя в одной психотерапевтической технике, в момент измененного сознания увидел на вершине высокой горы обручальное кольцо и был крайне изумлен, потому что оказалось, что образ женщины в сознании этого человека всегда был идеализированным, возвышенным и святым.
В психологической литературе очень трудно проследить границу между трансом и медитацией, потому что и то, и другое – состояние измененного сознания. Но все-таки транс – это мобилизация. Читатель может возразить, что человек в состоянии транса бывает иногда замеревшим, неподвижным. Но это – замирание спортсмена перед стартом, это замирание человека, который сейчас совершит стремительный бросок: бросок тела, бросок мысли, творческого озарения, бросок каких-то новых адаптационных возможностей. Это тишина перед грозой. Кстати, само творческое озарение – еще одно из измененных состояний сознания человека, одна из вечных тем: гений и безумие. Что есть гениальность – отклонение от нормы, патология? Но эта тема уже не столько научная, сколько беллетристическая.
Важен вопрос: является ли измененное сознание формой патологии или является нормой. Люди одновременно тянутся к измененному сознанию и боятся его. Но человек растущий (имеется в виду психологический аспект) не боится измененного сознания, поскольку – это путь к личностному росту, путь к изменению и преодолению своих проблем. Человек «умерший» всегда боится, что этот «труп», этот «саркофаг» начнут теребить, трогать, тревожить и избегает ситуаций, в которых его сознание может стать измененным.
Не стоит бояться измененного сознания, поскольку это нормальное состояние человека. Восточная медицина, да и философия всегда считали, что человек постигает истину только, отгородившись от внешнего мира и войдя в мир внутренний, ибо внешний мир мимолетен.
Все особые формы сознания являются способом взаимодействия с громадным космическим миром. Чтобы прикоснуться к измененному состоянию сознания без помощи химических веществ, нужна очень большая, кропотливая и глубокая работа со своей душой. И очень велик соблазн попробовать химические средства (кокаин, марихуану, героин), чтобы достичь этого состояния. Это страшный способ, потому что он – легкий и потому, что он вызывает привыкание организма на биологическом уровне.
Многие художники, музыканты, поэты не избежали этой участи, и не потому, что люди искусства – порочные люди, а потому что творчество – это тоже измененное состояние сознания, которое, как мы уже сказали, можно достичь трудным способом, постоянной работой со своей душой, а можно – и простым способом, приняв дозу наркотиков. Настоящее творчество (новые открытия, новые взгляды на мир и т.п.) невозможно вне состояния измененного сознания. Оно позволяет человеку по-новому понять самого себя, понять окружающий мир, понять природу, услышать в ней какие-то новые ритмы. Поэтому эта дилемма достаточно бессмысленна: тот, кто наделен способностью часто и продуктивно погружать себя в состояние измененного сознания – тот творец; тот, кто боится этого измененного состояния сознания, – не творческая личность. Это достаточно спорное утверждение, но на наш взгляд оно может быть рассмотрено как гипотеза.
Почему именно измененное сознание порождает творчество? Потому что обычное, неизмененное сознание, так называемое индивидуальное сознание человека, – это сознание на самом деле псевдоиндивидуальное, поскольку это сознание бесчисленного количества людей, сознание эталона правил поведения, с которым человек соотносит свои поступки с правилами мира. Американский нейрофизиолог Лилли считает, что 99% элементов так называемого индивидуального сознания – это сознание, не принадлежащее индивидуальному миру. Система формирования социальной личности – это система деиндивидуализации сознания. Для того, чтобы человечество могло существовать как сообщество, это необходимо, так как крайнее разнообразие индивидуальных сознаний привело бы к невозможности существования этого сообщества. Представим себе, что в одной комнате собраны люди с совершенно разными картинами мира, говорящие на разных языках: папуас, житель средней Европы, эскимос. Возникающие вопросы следующие: что лучше – банан или моржовое мясо? И тут же возникает оговорка: смотря для кого? Для папуаса – банан, для эскимоса – моржовое мясо, а для жителя средней Европы может быть что-то третье. Наивный вопрос, который задают студенты мединститута: что лучше – психиатрия или кардиология? Ответ такой же, как и в приведенном нами примере. Далее мы дадим краткое описание некоторых видов сознания, представляющих интерес для медицины.
(Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной
деятельности:
Учебник для
студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С. 24-34)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |