|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Лекция 11. Соматизированная депрессия
В перечень основных симптомов в МКБ-10 дополнительно включены лишь соматические. Они не входят в число обязательных диагностических признаков, но в то же время мы говорили и говорим, что для современного протекания депрессии в определенных культурах характерно её частое проявление в маскированной соматизированной форме. Соматический синдром депрессии по МКБ-10 – утрата интересов и удовольствия от деятельности, которая в норме доставляла удовольствие, утрата эмоциональной реактивности на события, которые в норме приятны, пробуждение по утрам на два или более часа раньше, чем в обычное время, объективные данные о четкой психомоторной заторможенности, замечаемые другим человеком, явное снижение аппетита, потеря в весе (потеря 5% веса в течение последнего месяца), выраженное снижение либидо.
Почему же тогда соматические симптомы не являются основным диагностическим признаком депрессивного эпизода? По очень простой причине: эти симптомы неспецифичны. Они могут встречаться при трудно диагностируемых соматических заболеваниях, поэтому дифференциальная диагностика при маскированной депрессии включает, прежде всего, дифференцировку от соматического недуга. Многие из них очень похожи на соматизированное тревожное расстройство, и поэтому врач первичной медицинской помощи или консультирующий его психиатр должны знать, что для диагностики маскированной депрессии важно не только обнаружить труднообъяснимые (в силу их неопределенности) симптомы соматического страдания, не только встретиться с собственно депрессией, резистентностью к методам стандартной терапии, но и получить набор таких признаков путем расспроса, позволяющего выставить диагноз «депрессия».
Поскольку чувства человека в нашей популяции очень тяжело вербализируются, с трудом облекаются в словесную форму, то подобный расспрос можно начинать, «втягивая» пациента постепенно в беседу, – с тех симптомов, которые значительно легче диагностируются им самим. Это та же потеря веса или изменения аппетита, расстройства сна, это жалобы на чувство усталости. Затем следует расспросить о том, что легче оценивается: поведение, работоспособность, функционирование больного с людьми? На этом этапе расспросов не следует сразу же углубляться в оценки раздражительности или конфликтов со своим окружением, потому что включаются бессознательные запреты на предъявление нарушения социальных норм, чувство стыда. Оценку этого симптома можно отложить.
Прежде
мы уже говорили о вопросе «Почему?», когда пациент хочет сам объяснить, почему
это с ним случилось. На данном этапе беседы такой вопрос вполне уместен. Если
больной описывает вам снижение работоспособности, то вы вольны уточнить: «Как
он это замечает? Как может подтвердить? Каковы доказательства? В чем конкретно
это проявляется?» То есть вначале вы констатируете факт, что симптом –
изменение социальной адаптации – правильно диагностирован пациентом, а вот
затем звучит вопрос «Почему?». Он может сказать, что сейчас не успевает
управляться со своими делами, как успевал раньше. А вы должны выяснить: «Может,
их стало в три раза больше?» И тогда это не симптом снижения социальной
адаптации и работоспособности. Может быть, ваш пациент получил такую нагрузку,
которая просто не соответствует его возможностям. Если нам предложить поднять
Если же пациент рассказывает вам о том, что работы в принципе не добавилось, расспросите его более тщательно, потому что при депрессии, с ее чувством виновности, с мыслями о своей никчемности, вы можете получить искаженный рассказ. Этот расспрос должен быть очень тщательным! Пациент может сказать, что работы не стало больше, что он просто не справляется с ней, просто не в силах. Внимательней расспросите его, были ли хоть какие-то изменения в его работе, когда он стал замечать это за собой. Может, он действительно не справляется со своими обязанностями, но его оценка носит депрессивный характер; может, не говорит о том, что эта работа превышает его силы, а низко оценивает свои возможности.
Если вы все же убедились в том, что работоспособность нарушена, его возможности действительно снижены, тогда пусть он попытается понять структуру того, почему это происходит. К примеру, ваш пациент может сказать, что ему очень трудно приняться за дело, которое раньше ему казалось обычной рутинной работой; сейчас это в его глазах выглядит тем, с чем он не в состоянии справиться.
Одна моя пациентка сказала: «Каждый мой день начинается с ужаса от мысли, что не смогу выполнять свои домашние обязанности». Заметьте, в этом даже нет никаких доводов – это чувство, а потом уже начинают появляться аргументы. «Я прихожу на работу, получаю задание – и начинаю испытывать ужас, что не справлюсь с этой работой!» Когда я спросил ее, а были ли у нее ситуации, когда она могла это превозмочь, она ответила: «Да, но я оставалась недовольна собой. На самом деле это только как бы муляж, видимость выполненной работы, а не настоящая работа». Она чувствовала себя виноватой, обманывающей других людей и ждала того момента, когда ей скажут: «Хватит делать вид, хватит так работать!»
Через такой рассказ вы сразу выйдете на несколько симптомов: на чувство собственной никчемности, на чувство вины. И если зададите следующие вопросы: «Легко ли было вам сосредоточиться?», «Как быстро Вы принялись за работу?», то получите объяснение еще двух симптомов. Пациентка говорит, что оттягивала момент, когда нужно было выполнять более сложную работу, старалась сделать самое простое и винила себя за это. Она пыталась почувствовать, что хоть что-то может сделать. Здесь выявляется еще один симптом – нерешительность, трудность принятия решения. И если мы ее спросим, легко ли ей было сосредоточиться, что происходило с ее вниманием, его концентрацией, что происходило с мыслями, не путались ли они, то при ответе диагностируем еще один симптом депрессии.
Через человеческое поведение, через повседневную жизнь нам легче выяснять наличие симптомов депрессии, мы как бы привязываем их к той реальности, которая имеет место в жизни нашего пациента. Мы можем спросить пациентку не просто о том, как она спит, но и о чем думает, просыпаясь утром, или о чем думает, засыпая. Когда мы получим ответы, будет уместным вопрос о том, бывают ли у нее мысли о смерти. В ходе такого расспроса вы получаете структуру, которая позволит превратить беседу, интервью с пациентом не в допрос. Это особенно важно для депрессивного пациента, поскольку если мы будем расспрашивать пациента, испытывающего трудности в общении, по симптомам, то ему проще ответить «нет». Это оградит его от чужого вторжения во внутренний мир, чего он сам боится, потому что депрессивный пациент, с одной стороны, демонстрирует так называемый «призыв о помощи», он просит вас о ней, иначе вы бы не встретились с ним, а с другой – он очень боится узнать правду, т.к. в его глазах эта правда означает его душевную психическую смерть, в избавлении от которой никто и ничто не поможет. В данном случае больной выступает в двойственной роли, и эта двойственность как раз характерна для депрессии.
О двойственности больных шизофренией написано очень много, но больные с депрессией тоже двойственны. Они тянутся к помощи и вместе с тем отвергают возможность ее. У них есть надежда, но чаще всего – на какое-то чудо. Они верят, что наступит день, когда этот кошмар закончится, и одновременно присутствует депрессивный пессимизм – может стать только хуже. И чем глубже депрессия, тем уже меньше этой двойственности, а всё больше нарастание безысходности. Можно предположить, что если депрессия является своеобразной патологической формой переработки тревоги и страха, то, чем глубже эти тревога и страх, тем тяжелее реакция переработки. И это одна из возможных причин утяжеления различных степеней депрессии, а вторая причина её углубления – то, что обобщенно можно назвать конституциональной особенностью человека, включая его личность, его индивидуальную способность к стрессовому реагированию.
Рассуждая подобным образом, мы уже начинаем отвечать на вопрос не «Как?», а «Зачем?» возникает депрессия. Если принять, что «неразрешаемый» стресс (тяжелый дистресс) является однозначной угрозой биологическому существованию человека, то организм начинает включать все возможные регистры защиты от данного стресса, в том числе такие, которые выглядят как симптомы тяжелой патологии.
Сейчас мы обсудим те проблемы депрессии, которыми не должен заниматься врач первичной помощи. Этот раздел предназначен для специалистов и ориентирован на психологическую помощь пациенту, потому что это рассказ о психологическом содержании симптомов депрессии, именно оно подсказывает нам способы психотерапевтического вмешательства. Психологическое содержание симптомов депрессии в различных психологических и психиатрических школах трактуется по-разному. Можно выделить несколько психологических составляющих, которые допустимо соотнести с тем или иным клиническим симптомом депрессии. Первый из них – отношение к депрессивному переживанию самого пациента и такой феномен, как заторможенность мышления, а также симптом, о котором мы уже говорили, – навязчивое возвращение к одной и той же мысли.
Исторически имела место попытка деления депрессий на эндо- и психогенные, среди них в свою очередь различали реактивные и невротические депрессии. Отношение пациента к ощущению тоски и печали служило одним из критериев разделения эндо- и психогенной депрессии. При первой из них возникало ощущение того, что чувства печали, тоски и вообще все, что происходит с психикой, является частью пациента, как бы вытекает из нее самой, т.е. больной не пытается найти во внешнем мире причины, которые бы вызывали это, а ищет их только в себе.
Для больных с тяжелой депрессией характерно ощущение безрадостности, ощущение того, что их ничего не интересует. Ощущение своей психической неполноценности, неспособности сосредоточиться и справиться с самим собой, тревога по поводу абсолютной собственной никчемности. Может даже возникнуть мысль, что вот это-то и есть мое подлинное «Я»; все остальное чисто случайно, по каким-то причинам мне удавалось скрывать, обманывать окружающих, а здесь я, наконец, оказался подлинным, и цена моей подлинности ничтожна. Отсюда еще большее чувство вины перед окружающим миром за этот обман. Однако и в данном случае, при появлении таких чувств и мыслей, какой бывает первая реакция на возникающую депрессию? Какое чувство превалирует, когда вы ощутили в себе то, что вам ничто не интересно, что вы не справляетесь с работой, что вы не можете собрать свои мысли? Какое чувство возникает? Тревога, страх! Тревога и порождает дальнейшую переработку этих переживаний.
Но если предполагать, что депрессия является формой своеобразной патологической трансформации тревоги, то это лишь первое чувство, и в этом случае период тревоги тоже начинает интерпретироваться депрессивно: «Я чувствовал, что, наконец, это должно произойти. Если раньше я боялся и не знал, чего боюсь, если раньше я изнывал от этого внутреннего беспокойства, то теперь точно знаю, почему это происходит». И, в принципе, пациент как бы правильно отвечает на вопрос: «Да, то было начало, да, я предчувствовал это, а вот теперь оно произошло». Он реагирует правильно на эту взаимосвязь, но неадекватно – на безысходность своего состояния, и уж совсем неправильно отвечает на вопрос о подлинности и ценности собственного «Я».
В рамках когнитивной теории депрессии вначале возникает мысль о том, что я ни на что не способен, а потом действительно появляется эта невозможность, неспособность к деятельности. Однако мне кажется, что до возникновения этой мысли все-таки имеет место эпизод тревоги. Если каждое слово раньше давалось легко, если удавалось увлечься и высказать какую-то серьезную идею и мысль, то сейчас, когда мысли с трудом собираются, когда человек не может вспомнить какие-то слова, он ни на что твердо, конструктивно не может решиться. Вспомните один из симптомов депрессии – нарушение концентрации внимания. Это интерпретируется пациентами двумя способами. Первый: «Я утратил ум». И второй: «Видимо, я и раньше не отличался умом. Если оценивать мои мысли в прошлом, то что разумного в них было?» Значит, та двойственность у больных депрессией, о которой я говорил, порождает и двойственную интерпретацию невозможности думать. С одной стороны, это мысль о невозможности думать, мысль о «поглупении», которая тоже находит объяснение (к примеру, почтенный возраст, неправильный образ жизни). Это может быть связано с возвращением в свое прошлое – например, одолевают воспоминания о своих родственниках, среди которых может отыскаться какой-то человек, у которого было раннее снижение интеллекта, что воспринимается больным как генетическая передача.
При более же глубокой депрессии даже не будет поиска причин поглупения, а произойдет просто констатация того, что «я всегда был глупым». Двойственность больных депрессией проявляется, с одной стороны, в том, что уже как бы «поставлен крест на себе», а с другой стороны, есть робкая попытка к спасению. Больные пытаются преодолеть трудности в мышлении, заставить себя думать. Предпринимаются попытки продумывать, обдумывать, но есть и ощущение невозможности это делать, что вызывает чувство раздражения и отчуждения от окружающего мира. Невозможность самому испытать радость и удовольствие усиливает чувство своей измененности и никчемности, порождая одновременно зависть к окружающим и раздражение на них. Принятие депрессивного состояния как части своей души, как части своего разума, которое использовалось в качестве критерия дифференциальной диагностики между эндо- и психогенной депрессией, очень часто не срабатывает, потому что для психогенной депрессии весьма характерна агрессивность, раздраженность и вспыльчивость. Но это же может наблюдаться и при том состоянии, которое раньше оценивалось как эндогенная депрессия.
Вспоминается одна моя пациентка с тяжелой депрессией, у которой было столь сильно выражено чувство бессилия, чувство невозможности заставить себя что-то сделать, что даже поход в туалет становился для нее целым событием. Она чувствовала свой переполненный мочевой пузырь, но у нее не хватало сил заставить себя встать и пройти несколько шагов. Она говорила, что не может никого видеть и слышать, потому что окружающие могут не только всё это делать просто и легко, но и постоянно напоминают ей о том, какая она. Ощущать себя ничтожной рядом с ними ей было очень трудно, и это вызывало злость. Всё подтверждало ей, что она никчемный и отвратительный человек. Как мы можем назвать такой симптом? Симптомом утраты контроля над своим «Я», симптомом, который можно назвать мучением по поводу невозможности контролировать свое «Я». Это отказ и нежелание контролировать также окружающий мир.
Следующий психологический симптом депрессии можно обобщенно назвать психологическим симптомом сужения пространства. Не только мысли становятся тяжелыми, но и происходит сужение пространства психики, сосредоточенность его лишь на нескольких объектах мышления, возникновение ощущения тяжести своего тела. В депрессивную триаду Крепелина входила психомоторная заторможенность: как будто в моих мыслях и в моем теле наступило оцепенение, мое тело сократилось в пространстве и отсюда – нежелание двигаться, нежелание ходить, что поддерживается несколькими симптомами: отсутствием интереса, трудностью принятия решений и одновременным ощущением несвободы своего тела. И это не только телесное ощущение – «спеленания», сжатости, сдавленности, но и психологическая несвобода. Таким образом, этот симптом можно назвать симптомом сужения телесного и психологического пространства.
Наконец,
следующий симптом – это симптом измененного восприятия времени, один самых
первых симптомов, описанных при депрессии. Время кажется остановившимся, когда
пациент пытается что-то делать. Ему трудно, тяжело, например, контролировать
свои мысли, и он смотрит на часы: оказывается, прошло всего 10 минут, а ему
кажется, что это происходило очень долго. Ощущение, что время стояло, что в
этот период оно остановилось. А потом идут долгие, мучительные попытки
заставить себя что-то делать, и тогда время начинает скользить. Погруженность в
себя, в свои тягостные переживания не ускоряет течение времени, а просто
делает его незаметным. Потому что это одна и та же прожевывающаяся мысль, это
ощущение, когда пациент говорит, что вот еще полчаса подожду, а потом возьмусь
за работу, но он замечает, что это время уже наступило, а сил опять нет.
Возникает ощущение, что время не останавливается, а, наоборот, очень быстро
бежит. И этот быстрый или незаметный бег времени – элемент, который привносит
тревога.
(Соложенкин В.В.
Избранные лекции по психиатрии с элементами психотерапии.
Учебное пособие – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011,
С. 113-120)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |