|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Лекции 24–25. Расстройства детского и подросткового возраста (окончание)
С чем сочетается ментальная ретардация? Часто с такими явлениями,
как расстройства поведения, в том числе сексуального (среди малолетних
проституток немало девочек с ментальной ретардацией, нередко – с энурезом и
эпилепсией).
Сама ментальная ретардация не лечится. Попытки «пичкать» таких детей громадными
дозами ноотропов, витаминов, так называемых общеукрепляющих препаратов не
являются примером доказательной медицины. Сегодня в нашем арсенале пока ещё нет
средств, которые биологически могли бы поднять уровень интеллектуального
развития человека. Биологическая терапия применяется только в тех случаях,
когда ментальная ретардация сочетается с каким-то другим расстройством,
например с синдромом дефицита внимания и гипердинамическим синдромом, с агрессивностью
и тревожными или депрессивными расстройствами. Идея о том, что «дураку легче
жить на этом свете», потому что он обитает в более упрощенном мире, чем мы с
вами, на самом деле абсолютно неверна.
Старые исследования по так называемым психогенным шоковым
реакциям или по реактивным психозам показывают, что подверженность
постстрессовым расстройствам или расстройствам адаптации у людей с ментальной
ретардацией во много раз выше, чем у лиц со зрелой психикой. Поэтому такие
пациенты очень уязвимы в отношении психического стресса и у них могут возникать
и тревожные, и депрессивные расстройства.
Основным приспособительным механизмом у людей с ментальной
ретардацией является формирование ригидных, стереотипных форм поведения и
страх перед чем-то новым.
Одним из таких приспособительных механизмов является отгороженность. Отгороженность от нового, от окружающего мира, от всего того, что вызывает страх. Позвольте привести вам два примера, свидетелем которых я был. У нас имелись лечебные мастерские, где в картонажном цехе клеили коробочки, пакеты и т.п. Там работали в основном молодые ребята с ментальной ретардацией. Они часто вместе ездили на работу, дружили. Однажды на остановке автобуса я наблюдал следующую сцену: эти ребята, человек 6–7, ехали с работы, стояли в транспорте кучкой, спинами к другим людям, таким плотным оборонительным кольцом, отделяющим их от окружающего мира. Между ними и другими людьми лежала незримая граница, которую эти две группы людей не переступали. В этот момент у одного из ребят случился эпилептический припадок. Зрелище это достаточно тяжелое даже для врача, который не так уж часто сталкивается с подобным, а для непросвещенных – и вовсе тягостное. В тот же миг кольцо сомкнулось, ребята распахнули свои пальто, чтобы никто не видел их товарища, а один стал ему помогать.
Другой пример. Как-то летом мы с супругой отдыхали на побережье Италии. Море, гостиница для туристов. Завтракали и ужинали мы в этой гостинице. Туда же социальный работник привез группу ребят с ментальной ретардацией, за каждым из которых было закреплено свое место. Я стал следить, как взаимодействуют эти ребята с окружающими, и наоборот. Поначалу я увидел их стремление к «круговой обороне», хотя в меньшей степени, чем у вышеупомянутых наших, которые стояли кольцом. Но где-то к четвертому дню этот бастион начал распадаться. И по одной простой причине: я увидел, что окружающие люди по отношению к ретардантам ведут себя точно так же, как если бы там сидела любая другая компания здоровых людей, – без особого интереса, но и без отторжения. Ну, сидим вместе и едим.
Вечерами я наблюдал, как они гуляли по улице, где масса кафе, аттракционов. Первые дни они перемещались эдакой монолитной группой, во главе которой шел их социальный работник. Потом мы часто вместе сидели в кафе, где они отнюдь не занимали столики монолитно, а вкраплялись небольшими группками. Постепенно это гуляние по улице перестало напоминать военную колонну, которая приготовилась к обороне. На них никто не обращал внимания. Их не обласкивали и не делали специальных поблажек. Так же и на пляже: они были такими же, как все.
Я привел вам два примера и думаю, что если то, чем сейчас мы с вами занимаемся, даст результат, и вы будете хорошо работать, то лет через 20 на Иссык-Куле кто-то увидит такую же картину, как я увидел на итальянском побережье. Если так случится, значит, наши усилия не напрасны. В этом нет ничего искусственного, а есть принятие некоего факта. Не стоит подходить к такому человеку с просьбой решить какую-то алгебраическую задачу или разгадать какое-то неизвестное слово в кроссворде, но и не нужно сидеть за столом с напряженной спиной, ожидая, что сейчас в тебя воткнут вилку.
Стигматизация больных с ментальной ретардацией усиливается еще и потому, что внешность, телосложение и особая моторика являются одними из признаков этого состояния: неловкость, особые черты лица при болезни Дауна, деформации костного скелета. Больные неловко двигаются, их мимическая экспрессия не всегда адекватна, что бросается в глаза. Не надо приучать себя не замечать этого – надо исповедовать другой принцип: люди могут быть очень разными, в том числе и странными в своей походке. Мы же не клеймим людей, когда у них скверные коронарные сосуды. Мы не клеймим тех, которые родились с тугоухостью, хотя нам трудно с ними общаться, но их никто не считает идиотами.
Вот чем вам предстоит заниматься. Вначале воспитать это в самих себе, а потом – в других. Этого можно достичь только тогда, когда все общество в целом станет немного иным, когда оно станет уважать человека просто за то, что он человек, лишая его уважения лишь в случае, если им совершаются преступления. Поэтому участникам альтернативных Олимпийских игр для людей с ментальной ретардацией можно только аплодировать, как и тем спортсменам, которые участвуют в обычных Олимпийских играх, поскольку здесь работает принцип равенства. Если у тебя нормальные ноги, нормальная психика, то ты можешь проплыть двести метров быстрее всех и получить за это медаль. И если у тебя умственная отсталость, то ты тоже можешь плыть быстрее других (пусть и не так, как тот, кто установил мировой рекорд) и получить заслуженную медаль. Следует принять как факт: жизнь – это своеобразные Олимпийские игры, но медали здесь раздают по-другому – каждый награждает себя сам.
Теперь охарактеризуем ситуацию с диагностикой и помощью детям и подросткам в первичной сети, а также со стороны детских психиатров и психотерапевтов. Рассмотрим ее с нескольких основных позиций.
1. Поздняя обращаемость родителей за помощью, запоздалое выявление расстройств и потеря времени, которая в случае детских нарушений часто играет серьезную роль. Почему это происходит? Прежде всего, из-за слабого знакомства педиатров, семейных врачей с возможным диапазоном детских или подростковых психических расстройств. Типичны несколько вариантов, когда родители сами обращаются за помощью. К примеру, может иметь место искажение возрастных норм, рассмотрение начинающегося психического расстройства как варианта нормы. Мне несколько раз в жизни приходилось видеть детей в возрасте 6–7 лет практически с отсутствием речи, и, когда я задавал вопрос: «Обращались ли за помощью к врачу?», один из ответов был таков: «Да, обращались, но врач успокоила нас, мол, не переживайте, он так заговорит, что вы еще устанете от его разговоров». А в другом случае врач заявила: «Вы зря беспокоитесь, у меня муж не разговаривал до 6 лет, а сейчас почти нормально говорит». Т.е. вместо врачебной диагностики возникает бытовая позиция. Как в былине про Илью Муромца, который до 33 лет лежал на печи, а потом встал и стал сказочным богатырем. Повторяю, это некий бытовой уровень, основанный на мифологии.
Случается и другое: когда врач создает собственные концепции, далекие от реальной диагностики, вместо того чтобы сказать: «Вы знаете, так получилось в жизни, что я совершенно в этом некомпетентен. Лучше, если вы обратитесь к специалисту».
И, наконец, возможен вариант, когда врач не в силах оценить это расстройство и пытается направить ребенка к специалисту, но слово «психиатр» вызывает у родителей столь активную негативную реакцию, что они предпочитают посещать знахаря или продолжают наблюдаться у врача первичной медицинской помощи, боясь стигматизации. Итак, случаи позднего обращения могут быть связаны не только с врачебными действиями, но и с поведением родителей, когда за ребенком не осуществляют должного наблюдения, из-за чего оказание помощи затягивается.
Другой вариант: когда сверхзаботливые родители в результате гиперопеки приводят к тем же последствиям. Первое из этих последствий – семья разрабатывает свою схему оказания помощи, часто очень неадекватную. При этом преуменьшаются явные признаки патологического поведения ребенка из-за страха признания его больным, и создается своя собственная система, которая должна компенсировать поведенческие расстройства. Например, при наличии в семье ребенка с тревожным расстройством, с постоянным страхом остаться одному, родители вырабатывают некую систему: или кто-то отпрашивается с работы, или же нанимают няню, с ребенком непрерывно общаются, спят, т.е. 24 часа в сутки ребенок должен ощущать присутствие родителей или воспитателя. Обращение к специалистам происходит лишь в случаях, когда возникает необходимость адаптации ребенка к новым условиям. Например, экономическое положение семьи ухудшилось, родители не могут нанять няню и вынуждены отдать ребенка в детский сад. Попытка не удалась – тогда они обращаются за помощью. Это же происходит при необходимости обучения ребенка в школе. Возраст 6–7 лет, когда ребенок идет в школу и требуется привыкание к ней, к другим условиям жизни, нежели дома, приводит к всевозможному возникновению психических расстройств.
Иногда бывает и другой вариант: когда поведение ребенка в семье с гиперопекой вызывает очень сильный страх, тревогу и поспешную ненужную консультацию не у врача первичной медицинской помощи, а непосредственно у врача-специалиста. Когда мы говорили с вами о тревоге и страхе, то подчеркивали, что границу между нормой и патологией в понятиях «нормальная тревога» и «патологическая тревога» провести очень трудно, особенно в детском возрасте, поскольку практически все дети проходят через период страхов. И вот здесь-то задача врача первичной медицинской помощи – найти ту черту, где заканчивается норма и начинается патология, где необходима помощь специалиста.
2. Еще одно отклонение, которое зачастую тоже поздно диагностируется, переходит во взрослый возраст, но и там редко выявляется, – это соматизированное, соматоформное расстройство, достаточно часто встречающееся у детей. Такие нарушения проходят под маской соматических заболеваний и порождают семейную концепцию особой соматической уязвимости ребенка: он вырастает с идеей своей соматической неполноценности, которую проносит через всю жизнь, так ни разу и не оказавшись у специалиста-психиатра, а на протяжении многих десятилетий лечат различные псевдосоматические расстройства.
Какой же спектр расстройств наиболее характерен для детского подросткового возраста? Расстройства поведения, которые чаще свойственны подросткам, хотя первые их признаки могут проявляться в 7–8 лет уходами из дома, детского сада, школы. Нарушение развития функций, отставание в развитии, т.е. ментальная ретардация. И проблема здесь не в гипер-, а в гиподиагностике.
Это также расстройство отдельных специфических функций, например речи. Из нарушений физиологических функций самым распространенным является недержание мочи. Чаще в поле зрения специалистов оказываются дети с синдромом дефицита внимания с гипердинамическим расстройством, они просто не могут оказаться незамеченными, т.к. очень трудны в воспитании. Но все-таки диагностика этого расстройства обычно происходит тогда, когда ребенок уходит из дома или начинает школьную учёбу.
Далее – тревожные, депрессивные расстройства, из которых труднее всего диагностируется депрессия, в силу того, что она протекает с симптомами, которые не характерны для взрослых. Например, оппозиционное поведение, асоциальное поведение или формирование алкогольной либо наркотической зависимости. У подростков возникновение последней является в 25% случаев коморбидным с депрессией.
И, наконец, те психические расстройства, которые встречаются как у детей, так и у взрослых: например эпилепсия. Поздняя диагностика эпилепсии связана с тем, что она не всегда протекает с явным судорожным компонентом или припадками.
В частности, если она проявляется в форме абсансов, то может начаться в детском возрасте и перейти в подростковый. Обращение к врачу в этом случае вызывается обычно двумя симптомами – эмоциональными расстройствами в виде дисфории (эпизодическими или частыми) и формирующимся отставанием в развитии, характерным для симптоматической эпилепсии, которая приводит к умственной ретардации (или отсталости).
Нарушения, находящиеся на границе нормы и патологии, – это расстройства нескольких функций, доставляющие проблемы и родителям, и врачу первичной медицинской помощи, поскольку каждый раз предстоит решать вопрос, нуждается ли этот случай в консультировании.
Первое из них – расстройство сна, т.е. позднее засыпание. Есть предположение, что дети боятся сна – для них это как бы уход в иной мир. Иногда страх сна связан с кошмарными сновидениями или с симбиотическими отношениями с матерью: заснуть – значит оторваться от мамы. Врач первичной медицинской помощи работает по принципу статистики, эту же статистику использует и узкий специалист, но число случаев дифференциальной диагностики и причин такого расстройства у него значительно шире.
Врач ПМП должен задать несколько обязательных вопросов. Какова система отношений с родителями или с бабушкой? Маркерами такой симбиотической привязанности к ним или одному из них являются несколько признаков. В частности, ребенок постоянно пытается находиться рядом с этим человеком. Например, уход матери по делам из дома вызывает у него протест, агрессию или плач. Даже если это не сопровождается выраженным страхом, то может иметь место формирующаяся повышенная тревожность, когда мать своей системой воспитания сама навязала ребенку симбиотические отношения. Тогда совет простой – начать постепенный, медленный разрыв сверхвыраженных симбиотических отношений. Вы даете совет об очень медленном, постепенном приучении ребенка к самостоятельности. И делать это нужно через игру, в которой ребенок должен быть территориально отдален от матери. Если такая тактика оказывается успешной, то в момент засыпания матери обязательно следует быть рядом. Ритуал засыпания: мать должна, читая сказку, держать ребенка за руку, и он обязательно задаст вопрос: «А ты уйдешь, когда я засну?» Ответ: «Да». Постепенно, не торопясь, проводится отдаление: рука уже не дотрагивается до ребенка, потом создается сказка, в которой рассказывается, какие придут хорошие сны, даже когда мамы не будет рядом. Сказка может служить определенным вознаграждением в рамках поведенческой игровой терапии.
Если же, помимо расстройств сна и страха засыпания, у ребенка имеются ещё и другие виды расстройств – выраженные страхи, то это признак, позволяющий сказать, что пора отправлять маленького пациента на консультацию к специалисту. При выраженности расстройства, его длительности и нарушении адаптации как самого ребенка, так и других членов семьи, врач не должен торопиться говорить: «Давайте ему валерьянку». Терапию детей следует проводить только в случаях установленного диагноза. Я понимаю, что валерьянка – это не лекарственный препарат, а биологически активная добавка (БАД). Но не стоит торопиться с ней. Нужно попытаться перестроить режим через поведенческие приемы, потому что вы создаете стереотип, который довольно опасен в наше технократическое время, когда любая проблема с психическим, физическим здоровьем или особенностями социального функционирования начинает решаться только через лекарства. Дело здесь не в биологическом действии препарата, а в том, что возникает стереотип: есть проблема – необходимо лекарство. То, что я предлагаю, гораздо труднее. Перестраивать собственное поведение и поведение ребенка во много раз сложнее, нежели поить его валерьянкой. Это формирование способов правильных адаптационных стратегий и новых форм поведения.
Следующее расстройство – частое просыпание, сочетающееся со сноговорением, или просыпание с плачем, потому что ребенок испытывает страх. Если оно также носит упорный характер, негативно отражается на функционировании ребенка, если к этому прибавляются и другие тревожные симптомы, тогда необходима консультация специалиста. Иногда такие нарушения возникают у повышенно-эмоциональных детей – в тех случаях, когда они получают большую эмоциональную нагрузку в течение дня. Например, шумные, буйные игры вечером, просмотр пугающих телефильмов, конфликты в семье, система жестоких наказаний, которые подводят итог дня, – все это может стать причиной таких расстройств. Здесь можно многое исключить, кроме ссор и конфликтов в семье. В данном случае этого должна захотеть сама семья.
Во время учебы в институте у меня всегда испытывал ужас от раздела профилактики, в котором значился пункт: «Упорядочение режима труда и отдыха». Фраза вызывала во мне содрогание, хоть я и понимал, что это желательно делать. Но как может сталевар упорядочить свой режим труда и отдыха? Как я ему объясню, что вместо пивной нужно идти на стадион? Он скажет: «Я уже 8 часов простоял у мартеновской печи, и мне не хочется идти на стадион; мой труд таков, что меня тянет в пивнушку».
Я не говорю, что Вы можете прекратить скандалы в семье. Это не та проблема, которая решается врачом первичной медицинской помощи или даже психотерапевтом. Для этого, повторяю, нужно, чтобы «дозрела» семья, чтобы в ней воцарились нормальные отношения. Или же эта семья должна предъявить заказ на семейную психотерапию – тогда это может стать работой психотерапевта. Но таких семей мало. Вы будете получать заказ на другое: вылечите моего мужа от пьянки (но сам он этого не хочет) или убедите его в том, что мы должны уйти от свекрови, поскольку она разрушает нашу семью. Коллеги, заранее могу предупредить: такие заказы не принимайте. Вы можете лишь дать честную информацию типа: да, ваша жизнь, семейные отношения и все, что происходит с ребенком, – это взаимосвязанные вещи, и нельзя решить проблемы вашего ребенка, не решив семейных проблем.
Расстройство пищевого поведения – это избрание пищи в качестве инструмента регуляции поведения взрослых: «Ах, вы не хотите купить мне компьютер? Тогда я не буду есть!» Терапевтическая работа необходима, если это становится основной формой поведения ребенка во взаимодействии со взрослыми, доминирующим регулятором его поведения. Действительно, родители могут придавать кормлению ребенка слишком большое значение, подчас за каждый съеденный пирожок выдается вознаграждение. Но еда не должна превращаться в священный ритуал ласкового насилия, потому что через 25 лет вы получите женщину, которая будет говорить своему мужу: «А теперь мы пойдем в постель, потому что сегодня ты мне подарил колечко; и завтра, если подаришь сережки, я снова буду твоей…» Так нормальные человеческие действия становятся возможными только за обязательное вознаграждение.
Энурез – ночное, а иногда дневное недержание мочи. Ребенок не рождается с навыками сдерживания сфинктера, поэтому существует определенный диагностический критерий: до 5 лет энурез вообще не диагностируется. Это – условная граница. Важно другое – частота его возникновения и связь с провоцирующими моментами. Представьте, родители приведут к вам ребенка, которому 5 лет и 2 месяца, и скажут, что они читали следующее: если ребенок не умеет удерживать мочу или проситься на горшочек до 5 лет, то это опасно. А их дитю уже 5 лет и 2 месяца! Тогда начните с вопросов, как часто возникает недержание, и могут ли родители связать это с какими-то ситуациями. Родители говорят, что ребенок любит соленое, а потом много пьет и после этого ночью писается. Тогда поинтересуйтесь глубиной его сна. Вам говорят, что спит он хорошо, крепко, как уснет – так с вечера и до утра. Можно ли это считать энурезом? Нет. Это водная перегрузка, и вы даете только один совет – избегать таких нагрузок. Это может быть также связано с каким-то эмоциональным стрессом у тревожного ребенка. Допустим, вечером он присутствовал при неприятной сцене (в подъезде была драка с вызовом милиции), ребенок сильно испугался и ночью обмочился. Испугаться может и взрослый человек, что иногда приводит к непроизвольному мочеиспусканию.
Если же речь идет о дневном энурезе, причём не ситуативном, то это уже всегда патология. Описаны случаи рефлекторного энуреза: ребенок обмочился в какой-то стрессовой ситуации, потом, попадая в подобную ситуацию, организм дает ту же реакцию (такой энурез встречается редко). Далее необходимо выяснить, какое вторичное влияние оказывает энурез на поведение ребенка, например: он не перестраивает его поведение, энурез не очень частый, случающийся 1–2 раза в месяц, – всё это вроде бы сомнительный диагностический критерий. Другое дело, когда вы задаете вопрос о перестройке поведения, а родители говорят, что ребёнок стал стеснительным, боится, что кто-то об этом узнает, очень подолгу моется после энуреза, чтобы не осталось запаха. Он не хочет ехать к бабушке, боясь, что она узнает о его проблеме или он вообще ничего не говорит. Либо ребенок отказывается от посещения детского сада. Вот это и есть охранительная перестройка поведения.
И если вам, врачу первичной медицинской помощи, расскажут, что из-за этих охранительных форм он стал каким-то отгороженным от людей, то консультация специалиста обязательна. Вы осторожно можете узнать, есть ли у него кличка, связанная с его проблемой; вы должны выяснить, как подвергается просушке его постель. Хорошая медицина строится на мелочах. Если в общем дворе через день или раз в неделю сушится матрас и в этой семье есть только один ребенок, то другие дети вскоре обязательно дадут ему кличку. Это та мелочь, от которой зависят судьбы наших пациентов. Наш профессионализм начинается с того момента, когда мы не пропускаем подобных мелочей и даём все соответствующие рекомендации: отрегулировать питьевой режим, сократить количество жидкости, а если это не даст результатов – направить к специалисту. В Советском Союзе было популярно лечение энуреза антидепрессантами. Западный подход в этом отношении более осторожен: только в случае тяжелого энуреза предлагается их использовать. Можете рекомендовать мягкие трициклические антидепрессанты для детей после 7 лет (типа амитриптилина, амипрамина, доксепина – в небольших дозах).
Какую информацию вы должны предоставить семье? Эта проблема не должна ни «раздуваться», ни замалчиваться. Не следует применять мер наказательного характера, но и не должно возникнуть поведения родителей по отношению к ребенку как к «хрустальной вещи» и механизма психологической защиты – реактивного образования, когда родители испытывают чувство вины и неадекватно вознаграждают ребенка только за то, что он болен. Если у ребенка отмечаются 1–2 случая дневного энуреза, обязательно проводится консультация специалиста, так как есть риск, что это случится в школе, и тогда ребенка ждёт тяжелая судьба. Если же это только ночной энурез, необходимо дать информацию, чего не следует делать. Например, не концентрировать на этом внимание, не говорить ребенку: «Это нельзя, это невозможно, а то ты обмочишься!» Но и неправильно делать вид, что данной проблемы нет. Постарайтесь к ней подойти конструктивно. Скажите: «Давай попробуем выработать определенные правила. То, что происходит с тобой, можно преодолеть. Давай вначале создадим определенный режим, в котором ты сам должен регулировать количество жидкости, а также количество соли».
Никогда не создавайте системы наказания, а также системы потворства в воспитании. Важно, чтобы энурез не приносил ни первичной, ни вторичной, ни третичной выгоды, потому что через 20 лет взрослый мужчина, которому жизнь предъявит трудности и высокие требования, скажет вам: «А я бывший энуретик, что ж вы от меня хотите?!» Но если те мероприятия, которые предложил врач первичной медицинской помощи, не сработали, тогда необходима консультация специалиста.
Здесь возникает еще одна проблема, характерная для нашей психиатрии: все расстройства детского возраста рассматриваются как органические. В 50-е годы возникло понятие «минимальная мозговая дисфункция», или «минимальный мозговой дефект», – это когда присутствуют некоторые клинические симптомы, которые, возможно, свидетельствуют о наличии органических нарушений, но одновременно не дают доказательных находок органического поражения мозга. Данная конструкция была популярна, потому что создавала непрерывность в континууме функциональных и органических расстройств. Несмотря на привлекательность такого подхода, доказательная медицина может быть построена только на системе однозначно трактуемых доказательств. Отсюда понятно, почему это определение исчезло из современных классификаций. Трудно найти во многих детских отделениях ребенка с диагнозом «невротический энурез». Скорее, вам встретится ребенок, которому выставлен диагноз «неврозоподобный энурез на органической основе». Этот диагноз влечет за собой комплексную терапию, чаще всего дорогостоящую и не построенную на принципах доказательной медицины. Мы же должны руководствоваться одним из принципов биологической терапии детского возраста: главным в терапии является даже не максимальная эффективность, а безопасность.
Следующее действие врача первичной медицинской помощи – исключить наличие соматической и неврологической патологии, например наличие Spina bifida, или хронического цистита. Исследуя ребенка с энурезом, вы следите за его рассказом: сидит ли он, потупив глаза вниз, краснеет, отвечает или отмалчивается, а за него говорит мама. Во время расспроса вы получаете первую полезную информацию о системе взаимодействия мать – ребенок. И когда увидите, что мать выплескивает всю накопившуюся обиду за свою неудавшуюся жизнь на ребенка, то поймёте, что не получите нужного результата, какие бы современные лекарства вы не назначали, если только не добьётесь перестройки их взаимоотношений. Вы должны понимать, энурез – проблема семьи, через которую открываются сложности всех взаимоотношений в ней.
(Соложенкин
В.В. Избранные лекции по психиатрии с элементами психотерапии.
Учебное пособие. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. С. 260-271.)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |