|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Лекция 26. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
Следующая патология – расстройство с нарушениями активности внимания и гиперкинетическим расстройством/типом поведения. В МКБ-10 это нарушение рассматривается изолированно, а в американской системе – классификации ДСМ-IV – как единое расстройство. Такой подход представляется мне более реальным и адекватным. Включение этого нарушения в образовательные программы врачей первичной помощи обусловлено следующим: достаточно высокой частотой встречаемости (в детской популяции – 3–5%, однако сегодня появились публикации о том, что в не столь выраженной форме данное расстройство встречается немного чаще; более того, оно описано у взрослых); это нарушение воспринимается родителями, а нередко и врачами, как проявление плохого характера или излишне бурного темперамента, как нечто незыблемое, с чем вообще надо как бы смириться. Другое ошибочное мнение – что это просто капризный, невоспитанный ребенок.
Несколько лет назад обсуждаемое расстройство устанавливалось,
прежде всего, по наиболее броским клиническим проявлениям: чрезвычайной
подвижности, невозможности сосредоточиться, неусидчивости, суетливым
движениям, постоянному пребыванию в движении, невероятной болтливости. Представьте:
к врачу привели ребенка, который невероятно активен – настолько, что это
создает трудности в его обучении, уходе за ним и делает его социально
неадекватным. О чем должен подумать врач? Он рассматривает это как расстройство
активности, стало быть, терапия должна снимать гиперактивность. Не случайно в
таких случаях применяли нейролептики – сонапакс, хлорпротиксен.
Обратимся к первой части названия расстройств – дефицит
внимания. Одним из их побочных эффектов нейролептиков является снижение
концентрации внимания. То есть терапия, которая проводилась раньше и нередко
проводится сегодня, направлена на внешние формы поведения, а отнюдь не на
причины этих расстройств. Терапевтическая же тактика нового подхода связана с
учетом основы расстройства – нарушения внимания – и стала совершенно иной.
Применение «задавливающих», седативных препаратов сменяется использованием
активирующих, стимулирующих лекарств, направленных на улучшение качества
внимания.
В психофармакологии не всегда следует строить терапию на
внешних признаках поведения. Так, подростковая депрессия проявляется в
ассоциальных формах поведения и в агрессивности. Агрессивность, как известно,
чаще лечат седативными препаратами; на самом же деле здесь нужны
антидепрессанты.
Самой тяжелой формой депрессивного состояния является депрессивный ступор. Согласно «бытовой» логике врача, больного следует активизировать, и поэтому назначали большие дозы имипрамина. Но состояние пациента часто ухудшалось, а заторможенность усиливалась. Дальнейшие рассуждения врача: болезнь сильнее, чем те дозы препарата, которые я назначил; дозу нужно увеличить в 2 раза. Однако если лекарство с активизирующими свойствами усиливает патологическое состояние, то нужно подумать, а не следует ли применить препарат с прямо противоположным эффектом? И вот у таких больных с депрессивным ступором мы убирали антидепрессанты и переводили их на большие дозы аминазина. В результате больные выходили из ступора, так как чаще всего это был тревожно-депрессивный ступор, при котором, прежде всего, следовало редуцировать тревогу. Синдром нарушения активности внимания и гиперактивность хорошо лечатся антидепрессантами с активирующим действием, например флуоксетином.
Какие же жалобы предъявят родители такого ребенка? Они скажут, что это ребенок, который замучил их. Ни один человек не выдерживает пребывания рядом с ним. Ребенок находится в постоянном движении. И даже если отец садится рядом с ремнем и говорит: «Встанешь – ударю!», ребенок все равно вскакивает. Это человек, всё делающий назло. В его руках всё горит, он всё роняет. Более того, он даже не в состоянии выслушать, что ему говорят, всех перебивает и тараторит что-то свое. Вышеизложенное уже прямо указывает, что ребенок не может сконцентрировать внимание. Когда вы задаете вопрос, может ли он адекватно ответить вам? Да нет же! Он через минуту говорит о чем-то ином, перескакивая с одного на другое. Это говорит о «скачущем» внимании. Такие дети не могут адаптироваться в школе и получают репутацию умственно отсталых и хулиганов. Ребенок перебивает учителя и задает неуместные вопросы; не дослушав ответ до конца, «выпаливает» новый вопрос, встает и ходит по классу или выходит из него. Отсюда жалоба: «Он ничего не доводит до конца, и самая счастливая минута для нас – это когда он засыпает».
Родители обычно говорят врачу: «Дайте же что-нибудь успокаивающее!» И этими фразами провоцируют врача на неадекватную терапию. Иногда врач с улыбкой может спросить: «А вы связывать его не пробовали?». И слышишь в ответ: «Было, пробовали, но он и связанный говорит и вертится».
Есть еще один момент, который возникает при психических расстройствах у детей, – это конфликт внутри семьи, связанный с психическими особенностями ребенка. Но как жалоба он не предъявляется, и вам самим предстоит это выяснить. Перед тем как обратиться к врачу, идет достаточно длительный период перебора методов воспитания. Отец говорит: «Мать балует ребенка и потворствует его поведению, а когда я начинаю воспитывать, он у меня сидит». А мать тут же парирует: «И сколько же он сидит?!» Вам предстоит выяснить, рассматривают ли они это состояние: 1) как результат плохого воспитания, 2) как плохую наследственность или 3) как расстройство, которое можно преодолеть либо уменьшить с помощью совместных усилий семьи и врача. Выясните у родителей следующее: они пришли к врачу потому, что все возможности уже исчерпаны? Необходимо понять родительскую позицию, поскольку только такое знание может дать заметное улучшение при совместных действиях врача и семьи.
Диагностические
признаки расстройства нарушенного внимания:
1. Временной интервал продолжительностью не менее 6 месяцев.
2. Невозможность сосредоточиться на учебе, работе и других видах деятельности. Одна из самых важных форм деятельности ребенка – игра, и вы вправе задать вопрос: «Как долго он забавляется с игрушкой, может ли он играть в игры, требующие концентрации внимания?» Например, в детский компьютер или выкладывание мозаики-лего.
3. Неспособность слушать собеседника, затруднения в учебе, приводящие к тому, что ребенок не усваивает материал и ставится вопрос о его умственной несостоятельности учителями или воспитателями.
4. Симптомы, которые расцениваются родителями как леность: уклонение от выполнения работы и домашнего задания, забывчивость, – это маркёры дефицита внимания.
Диагностические
признаки гиперактивности:
1. С раннего детства – чрезвычайная двигательная подвижность, беспокойные движения рук, ног.
2. Невозможность сидеть. Движения, действия – суетливые, не соответствующие текущей ситуации. Стремление часто и много говорить, мгновенное выскакивание, не дослушав ответа на вопрос.
3. Постоянное вмешательство в разговор, дела взрослых или других детей.
Чаще всего выраженный синдром нарушения активности внимания необходимо дифференцировать с гиперактивностью, с умственной отсталостью, сочетающейся с расторможенностью.
Следует также провести дифференциальную диагностику с тревожными и депрессивными расстройствами. Что является признаком тревоги – оцепенение или суетливость?
Информация для семьи: эти расстройства не являются ни следствием плохого характера, ни непослушанием, ни следствием плохо воспитания. Терапия окажется более эффективной, если к ребенку будут относиться с теплотой, но без гиперопеки. Обязательно посоветуйте использовать правило: «Раздели поступок и человека», взятое из гештальт-психологии.
Как принято в нашей культуре? Ребенок сломал вещь – и что ему говорят? Что он растяпа, дурак, т.е. дается характеристика его личности.
Один пожилой человек (кыргыз, семья которого в 30-е годы была репрессирована и выслана на Украину, где взрослые умерли, а он, ребенок, воспитывался в детском доме) рассказывал мне про этот детский дом, и по рассказу я понял, что это было самое счастливое время в его жизни. Он вспоминал, как с ними обращались воспитатели: они никогда не употребляли слов «дурак», «сволочь», а говорили так: «Ты ведь такой умный, красивый, способный мальчик, как так могло случиться, что ты поступил плохо?» Этот почтенный аксакал вспоминал о детдомовском периоде с такой теплотой и восхищением! Вот это и есть разделение поступка и личности. Я когда-то заключил сам с собой пари: если я в своем микрорайоне услышу от какой-нибудь матери: «Ой, ты мой умный, славный, хороший, зачем же ты в грязь залез?», вместо слов «сволочь», «бестолочь», «паразит», то я такой женщине сразу же вручу приз в конвертируемой валюте. Увы, но мне не пришлось испытать эту радость.
О разделении поступка и личности обязаны говорить врачи- психиатры, а теперь ещё и врачи первичной помощи, давая ценную информацию учителям, воспитывающим детей. Ребенок как можно чаще должен получать положительную обратную связь и, наконец, просто эмоциональную поддержку людей, которую он прежде не ощущал.
По возможности избегайте наказания, но, если нельзя без него обойтись, не забудьте потом выразить поощрение. Покажите родителям, что вы понимаете их трудности, сочувствуйте им. Обнадёжьте, что с «повзрослением» ребенка эти проблемы уменьшатся, а также даст результат терапия, которую вы назначите.
Дайте совет взрослым: прежде чем наказать, они должны прийти на помощь. Только таким образом у ребенка появятся правильные навыки выполнения задания и возникнет чувство, что он способен что-то сделать.
Познакомьте родителей со школьным психологом и попросите, чтобы этот психолог объяснил учителю особенности ребенка. Если же в школе нет психолога, то убедите мать сделать это самостоятельно. В таких советах заключаются две стратегии: 1-я – это не хулиган; 2-я – он не сумасшедший, а ребенок, который требует дополнительного внимания и особых форм подхода. И пусть мать, беседуя с учителем, обязательно произнесёт фразу: «Мне понятно, как трудно будет Вам, учителю…» При этом не разрешайте матери использовать вас, врача, в качестве инструмента давления на учителя: «ребенок больной – ему можно все». Объясните ей, что это только ухудшит состояние ребенка и ситуацию в целом.
Расстройства поведения
Диагностика их должна проводиться психиатром или психотерапевтом. В этом случае перед специалистом стоит задача: как отделить патологические расстройства поведения от его неправильных форм, связанных с педагогической запущенностью, безнадзорностью или негативным влиянием окружения. Наиболее часто предъявляемые жалобы: агрессивность ребенка, жестокость, прогулы уроков. Симптомы: драчливость, жестокость, лживость, хулиганство, вандализм, воровство, крайняя застенчивость, неконтактность и чрезмерная ранимость. Все это должно рассматриваться в культуральном контексте, т.е. формы поведения должны быть соотнесены с культуральными или микрокультуральными нормами. Если вы обследуете ребенка из среды, где нормами поведения являются драка, воровство, безразличие к образованию, – это типичный представитель данной микрокультуры. Поскольку в МКБ-10 вводится культуральный аспект заболевания, который рассматривает патологию через эту призму, то, если в каких-то местах Африки считается, что любое заболевание связано с влиянием магии, мы вовсе не должны рассматривать это как бред. Напротив, это нормальная идея определенной популяции.
Если папа постоянно внушал ребенку, что единственным способом выживания в этом мире является «врезать в глаз», и ребенок активно реализует отцовский совет, то это следует рассматривать не как патологию, а как следствие уродливого воспитания.
Врач первичной помощи должен узнать условия воспитания, характерные формы поведения для данной конкретной семьи, а затем уже направлять ребенка к специалисту. При этом, направляя к врачу ПМП, следует сказать несколько простых вещей: «Я хочу, чтобы вы показали своего сына (дочь) врачу-психиатру не потому, что у него (неё) тяжелое психическое расстройство, а для того, чтобы дифференцировать особенности характера, особенности, возникшие в результате воспитания, с теми, которые возможны как следствия какой-либо патологии. Моей консультации для этого недостаточно. А от врача-психолога (психиатра) вы обязательно получите два совета, два вида помощи: 1. Ребенку смогут установить диагноз, если это действительно расстройство. 2. Дальше вы сможете решить, в чем реально должна заключаться помощь: в изменении системы воспитания или лечении у психотерапевта, возможно даже с применением лекарственной терапии. В любом случае, я советую вам не пугаться врача-психиатра. Помните: то, что ещё можно исправить в детстве, практически нельзя поменять у взрослого, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше».
(Соложенкин В.В.
Избранные лекции по психиатрии с элементами психотерапии.
Учебное пособие – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011.
С. 271–277.)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |