|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Лекции 27–28. Эпилепсия
Европейская эпидемиология эпилепсии более развита, чем в
Кыргызстане и других странах СНГ. Тому есть несколько объяснений. Первое: в
силу каких-то причин заболеваемость эпилепсией на постсоветском пространстве
ниже, чем в других странах мира, но никакому логическому объяснению это не
поддается, поскольку очень трудно представить, что в странах с разными климатическими
зонами, разным популяционным этническим составом, разным уровнем жизни
существует некий единый фактор, приводящий к низкой заболеваемости эпилепсией.
Этому противоречит и то, что условия пренатального периода в большинстве постсоветских
стран далеко не столь благополучны, как в Канаде или Европе, где охрана
здоровья беременных, питание и уход, несомненно, лучше, чем в наших странах, а
это играет значительную роль в возникновении эпилепсии. Поэтому напрашивается
второй вывод – низкая диагностика этого расстройства, и самое скверное, что она
отмечается в детском и подростковом возрасте. По сути, только один из вариантов
припадков и только лишь один симптом эпилепсии – генерализованный
тонико-клонический припадок – заслоняет все прочие виды приступов. В глазах
населения и, к сожалению, врачей первичной помощи, эпилепсия – это заболевание,
которое характеризуется развернутыми судорожными припадками, а все остальное
диагностируется реже.
На протяжении всего курса мы говорим о мифологии в области
психического здоровья. У врачей ПМП или узких специалистов, не связанных с
проблемами психического здоровья, синонимом эпилепсии является большой
судорожный припадок. Это – первый миф, приводящий к тому, что в детском
возрасте врач первичной помощи не осуществляет целенаправленного выявления
эпилепсии. Он не выделяет группы риска среди детей, хотя его работа по
диагностике должна носить целенаправленный характер. Он не взаимодействует с
семьей, не даёт ей информацию о возможных проявлениях эпилепсии. Второй миф, во
многом возникший благодаря самим психиатрам и укрепившийся в сознании врача и
всего населения: эпилепсия всегда, или почти всегда, тяжелое психическое
расстройство/заболевание, сопровождающееся снижением интеллекта, выраженными
изменениями личности, когнитивными расстройствами в виде замедления темпа
мышления и особыми личностными изменениями, которые красиво и тщательно описаны психиатрами.
Всё изложенное выше вклинилось в сознание людей и привело
к выделению так называемой эпилептоидной психопатии, и мы продолжаем говорить о
так называемых эпилептических чертах характера. Эпилептоид – это человек
медлительный, упрямый, иногда он чрезмерно пунктуален, мстителен, застревает
на мелочах, но вместе с тем амбициозен. Констатируя это, мы устанавливаем два
факта: 1) при эпилепсии возможны определенные изменения личности, проявления
особых характерологических особенностей; 2) это как бы непременное свойство и
характеристика пациентов с эпилепсией.
Иногда нам приходится отказываться от клинических описаний болезни, принадлежащих нашим предшественникам (и не потому, что мы не должны их знать), но надо учитывать и то, что психические расстройства при эпилепсии, включая личностные изменения, не являются одним из осевых симптомов данной болезни. Психические нарушения могут встречаться и встречаются у больных эпилепсией, но не более чем в 30% случаев. Поэтому мы должны очертить определенные границы, в которых диагноз «эпилепсия» должен быть первоначально отделен от возможных других психических расстройств, и только при их обнаружении и доказательности эти расстройства присоединяются к диагнозу.
Наши врачи работают только с больными эпилепсией, имеющими параллельные (сопутствующие) психические расстройства, а с теми, у кого таковых нет, не взаимодействуют. При этом большая часть больных эпилепсией находится в той «середине», которая не имеет ни особых личностных изменений, ни психических нарушений. Так вот, подход, когда отсутствие психических расстройств рассматривалось как некое счастливое исключение, – это подход стигматизирующий, создающий ряд проблем в оказании помощи больным эпилепсией. Сегодня необходимо дифференцировать больных эпилепсией – мы не должны рассматривать их как некий единый конгломерат только по самому определению эпилепсии.
Эпилепсия – это собирательное название группы заболеваний, общим для которых является наличие только определенных приступов, характеризующихся наличием определенной органической церебральной основы, наличием очага патологической электрической активности и возможными изменениями сознания в момент приступа. От традиционного прежнего определения эпилепсии наше, далеко не безупречное, рабочее определение отличается несколькими признаками:
1. Эпилепсия рассматривается не как болезнь, а как некий собирательный термин для разных заболеваний; поэтому сейчас диагноз эпилепсии начинает постепенно заменяться понятием «эпилептические синдромы». Собирательность данного термина определяет его чрезвычайное разнообразие, неоднородность.
2. Из этого определения убрано то, что обычно присутствовало в определении эпилепсии: что это хроническое заболевание, сопровождающееся определенными изменениями личности, памяти и интеллекта.
В отличие от других стран мира в Советском Союзе и на постсоветском пространстве эпилепсией занимались и невропатологи, и психиатры, и занимались этим как бы на равных. Причём психиатры занимались эпилепсией не только с теми пациентами, у которых имелись психические расстройства и где работа психиатра является вполне адекватной. Это было связано с другими причинами, прежде всего с тем, что эпилептики – достаточно трудные пациенты. На Западе страховая медицина сегодня привела к тому, что за больного эпилепсией борются и врачи ПМП, и неврологи, и психиатры, поскольку они хотят обслуживать пациентов, приносящих им деньги. У нас же от больного эпилепсией все стараются отпихнуться, и психиатр оказывается тем самым крайним, кому перекидывают больных эпилепсией, прежде всего тех, у кого действительно есть психические нарушения или которые принадлежат к низким социальным слоям. Подпольная частная медицина возникла много десятилетий назад: драка за платежеспособного клиента происходила и тогда, и такие пациенты не попадали в психиатрию, ибо лечиться у психиатра означало быть стигматизированным. Вторая причина, по которой психиатры занимались эпилепсией, – больным эпилепсией полагалось бесплатное лечение, но не в неврологии, а в психиатрии. И все, кто не мог покупать противосудорожные препараты, получали их бесплатно в психиатрических учреждениях, становились на учет у психиатра и стигматизировались.
А как сегодня в развитых странах обстоит дело с обслуживанием эпилепсии? Семейный врач должен как можно раньше обнаружить наличие эпилепсии – это то, к чему мы тоже стремимся. Дальше следует консультация специалиста (как правило, вначале невролога). Но уже начинает формироваться новая специальность – эпилептология – как совершенно новая самостоятельная отрасль медицины. Возникает такая цепочка: невролог – при необходимости, консультация психиатра – дальше желательно консультирование у эпилептолога, потому что окончательную диагностику эпилепсии, уточнение ее варианта и подбор соответствующей терапии, особенно у детей и подростков, лучше всего производить в специализированных учреждениях, оборудованных специальной аппаратурой с непрерывной электрофизиологической записью в сочетании с видеомониторированием. и позволяет наиболее точно диагностировать эпилептический синдром. В данное определение психические расстройства введены только как дополнительные.
Современная эпилептология отказалась от нескольких привычных терминов: понятий «grand mal» – большой припадок, «petit mal» – малый припадок, а также от понятия «эпилептиформный припадок», потому что за ними не стоит четкой дефиниции. Мы заговорили с вами о понятии «припадок» или «приступ», и первый вам совет: сразу же договаривайтесь со своим пациентом или с его родственниками о том, как вы будете называть эти приступообразные состояния. Слово «припадок» – достаточно стигматизирующее, поскольку в русском языке есть слово «припадочный», что означает отнюдь не больного эпилепсией. Так характеризуют человека с дефектом психики. Инициатива в подборе названия должна принадлежать вашему пациенту. Одно дело – то, что вы записываете в своей медицинской документации, а другое – термины, используемые вами в общении с пациентом и его родственниками. Я видел, как одна мать подыскивала слова, пытаясь объяснить приступообразные состояния своего ребенка так, чтобы не произносить слово «припадок». Родственники, избегая этого, чаще произносят не конкретные термины, а обтекаемую фразу: «Когда у него это начинается…» И дальше идет рассказ про «это». Так что сказанное – не мелочь.
Я уже много раз говорил вам, что наше адекватное общение с пациентом строится на мелочах, вытекающих из стратегии понимания взаимодействия. Данная стратегия очень проста: надо создать общее поле языка общения, приемлемого для вашей и его культур, включая, даже, территориальное поведение (где и как сидеть), обеспечивающее максимальное достижение эффекта взаимодействия. И когда речь идет о психическом здоровье, то определяющим эту стратегию является стремление избежать стигматизации – через подбор слов, терминов и понимание того, что, когда речь идет о психическом здоровье, наш пациент или его родственники испытывают постоянный страх: а вдруг он окажется глупым? Вдруг у него выявится тяжелое психическое расстройство? И, наконец, сами родственники испытывают еще и чувство вины: за свою генетику, за ошибки в воспитании ребенка; женщины – за то, что родили, от кого не следовало, не задумываясь, стоило ли от такого партнёра рожать, и что будет с ее детьми (допустим, при алкоголизации мужа). У мужчин подобное чувство вины наблюдается реже.
Это всё, в известной мере, искусственно созданные проблемы, потому что в отношении большинства психических расстройств доля генетического фактора носит предположительный характер. Иногда, чтобы понять особенности человека, нам с вами может не хватить знаний, разумения, навыков. Работая с семьей или с самим ребёнком в детской психиатрии, мы, может быть, больше говорим о родителях, чем о самих маленьких пациентах. Эпилептический припадок может возникнуть у любого человека, доказательством чему является электросудорожная терапия, построенная на том, что у пациента вызывают эпилептический припадок путем или билатерального раздражения височной зоны, или униполярного. Да, каждый пациент, идущий на электросудорожную терапию, получает эпилептический припадок, которого у него никогда в жизни раньше не было. При её проведении происходит постепенный набор силы стресса до тех пор, пока не возникает тонико-клонический припадок.
Но вероятность возникновения припадка зависит от предрасположения, насколько наш мозг готов к подобной реакции. Я кругами нарисовал интенсивность такого предрасположения. Различные исследователи приводят разные цифры возникновения эпилептических припадков среди населения. Одна из них – 10%, т.е. у каждого десятого бывает хотя бы один эпилептический припадок или есть предрасположенность к нему. У 3% случается хотя бы один приступ, и у 1% развивается расстройство, которое мы условно договорились называть эпилепсией. У людей, которым мы выставляем диагноз эпилепсии, в 70% случаев она начинается в первые 20 лет жизни (в основном до 16-летнего возраста).
Классификация эпилепсии: идеопатическая, симптоматическая и криптогенная. Идеопатическая вытекает из некоторых внутренних факторов, в которых определенную роль играет генетическая предрасположенность, но все возможные факторы пока не известны. При симптоматической эпилептические припадки не являются единственным признаком расстройства, а сопровождают какое-то другое мозговое нарушение, например черепно-мозговую травму, последствия энцефалита, опухоль мозга или кисту, когда, помимо эпилептических приступов, находят еще и конкретную мозговую патологию – сифилис мозга, ЧМТ, опухоль, а эпилепсия выступает в качестве вторичного симптоматического расстройства. Соотношение идеопатических и неидеопатических форм: 60–70% – идеопатические, остальные – симптоматические.
И, наконец, криптогенная эпилепсия по своим клиническим особенностям, по их развитию очень напоминает симптоматическую, но мы не можем определить основное заболевание. Для врача ПМП достаточно двух вариантов – идеопатической и симптоматической. Понятие о криптогенной эпилепсии возникает уже на уровне специализированного обследования.
Классификация приступов: генерализованный (захватывающий оба полушария) и фокальный (парциальный, или локальный). Наиболее частым вариантом фокальной эпилепсии является височная боль, которая раньше так и называлась – «височная эпилепсия». Сегодня от этого термина тоже отказываются.
Классификация, которой может пользоваться врач ПМП:
1-я группа – парциальные припадки, которые можно разделить на простые и сложные; сложные припадки – это когда наступает вторичная генерализация.
2-я группа – генерализованные припадки и те, которые трудно классифицируются. Трудно не вообще – трудно по жизни. А проблематично для неэпилептологов. Самое сложное для врача первичной помощи и для родителей – то, что многие симптомы рассматриваются как нечто бытовое. Например, очень кратковременный оральный автоматизм или гримасничанье. Длится это несколько лет, родители ругают ребенка, а он оправдывается, что гримасничает не нарочно. Иногда это мышечные подергивания типа Джексоновской эпилепсии на одной половине тела, это может наблюдаться в верхних конечностях, а может происходить во сне, особенно при просыпании. Но такие признаки относят к разряду чего-то несущественного.
Простые парциальные припадки переходят в сложные. Существует возрастная тенденция, когда происходит переход от простого парциального припадка к сложному с вторичной генерализацией, и тогда возникновение тонико-клонического припадка побуждает пациента обратиться к врачу.
Очень
трудно диагностируются абсансы, особенно простые. Дело в том, что почти каждый
ребенок имеет опыт синкопов – обмороков. Это связано
со слабостью регуляторной функции сосудодвигательного центра. Вспомним
ортостатическое синкопальное состояние: ребенок лежал, быстро вскочил, слабая
вегетативная регуляция, кровь отлила к ногам, голова закружилась, пошатнулся.
Соматоформные расстройства, или тревожные соматизированные
расстройства, могут подводить врача к идее о некой сознательной придуманности,
имитации, симуляции болезни. Это примерно такое же различие, как, скажем, если
вы в задумчивости почувствуете затруднительность ситуации и почешете нос. Причём
сделаете это бессознательно – как привычный жест, который не контролируется
сознанием. Этот жест может вызвать раздражение у вашего собеседника, протест,
но вы в этом не виноваты. Вот модель, близкая к самотоформным
расстройствам, когда соматизация носит
бессознательный характер.
Имитация же болезни, или симуляция, – вполне сознательный
акт. Вы разговариваете с человеком, который ненавидит, когда чешут нос; но вы
хотите, чтобы ваш разговор быстрее кончился, а потому специально чешете нос. Он
просит вас прекратить это делать, а вы упорствуете: дескать, не можете, так как
нос сильно чешется. В итоге вы заканчиваете разговор и переносите его на другой
раз, когда нос не будет чесаться. Это – пример симуляции модели соматизации! И хотя различие не кажется существенным, на
самом деле оно огромно. Оно показывает, что в основе соматизации
лежат бессознательные или малоосознанные механизмы, а
обращение на уровне сознания к неосознаваемому механизму чрезвычайно
затруднительно. Поэтому работа врача с такими больными всегда сложна, ибо здесь
он обращается словами к бессознательному.
Остановимся на фокальных приступах. Врачу первичной медицинской
помощи важно знать не картину генерализованных
эпилептических приступов, а те состояния, когда происходят простые фокальные
приступы при сохраненном у пациентов уровне сознания. У окружающих, в том числе
родственников больных, присутствуют две позиции в отношении факта подобных расстройств:
это, с одной стороны, стыд, с другой – этот человек отмечен Богом. Причем
последнее убеждение при нашей культуре они получают, как правило, в результате
общения со знахарем.
Знахари в Кыргызстане двояко относятся к эпилепсии. Иногда
предпринимают попытку лечения, т.к. состояние расценивается ими как угрожающее
жизни человека. И при этой позиции наиболее распространены принципы не той
знахарской медицины, когда назначают какие-то диеты, имеющие некий полезный
смысл. Когда-то действительно разрабатывались особые виды диетотерапии, но на
сегодня в эпилептологии о них серьезно вопрос не ставится.
Это не использование трав, настоев, которые могли бы иметь некое
фармакологическое (пусть даже не очень доказанное) действие, а чаще всего два
вида терапии. Первый – чтение молитв, или то, что можно было бы назвать
изгнанием бесов, т.е., проще говоря, избиение пациента. И мы уже имеем от
родственников пациентов такую информацию о смерти в эпилептическом статусе во
время применения подобной, с позволения сказать, этой терапии – изгнания бесов.
Вторая тактика, с которой иногда начинается помощь пациенту,
а порой к ней переходят после безуспешных попыток другой терапии, – это не
лечить пациента, а сразу наделить его свойствами особой одаренности. Позиция,
которую, если сравнивать, скажем, с моделью европейской медицины, по сути,
является позицией антипсихиатрической, течение, очень популярное в 60–70-е
годы и, к сожалению, показавшее свою практическую несостоятельность, хотя было
бы неплохо найти способ, который позволил бы решить наши проблемы в нетрадиционном
русле.
Позиция антипсихиатрии сводилась к одной простой вещи –
психические расстройства не являются болезнями (в прямом смысле этого слова),
такими, как, например, онкологические заболевания или коронарная
недостаточность сердца, либо травмы, которые однозначно могут быть рассмотрены
как болезнь. Больное общество, вместо того чтобы признать себя больным, рассматривает
людей, не соответствующих критериям этого общества, как опасно-патологических
типов. Это некая договорная социальная стигматизация,
где большинство диктует волю меньшинству. Я не помню, кому из швейцарских
психиатров принадлежит фраза, что, если бы статически больных шизофренией было
больше, чем людей без шизофрении, то в психиатрических больницах находились
бы не шизофреники, а так называемые нынешние здоровые, поскольку они не
подходили бы под критерий «нормального» шизофренического поведения.
Так вот, позиция знахарства в отношении эпилепсии, прежде всего в плане больших тонико-клонических припадков, именно такая, что это вовсе не болезнь, а особая одаренность. Причём, чаще всего подобная точка зрения преобладает при наличии эпилепсии с психическими расстройствами: дескать, это дар особой прозорливости, особой гениальности, функционирование так называемого «третьего глаза». Использование понятия «третий глаз» в народной медицине Кыргызстана очень напоминает мне использование аминазина в первые годы его создания. Аминазином лечили тогда всё: и возбуждение, и депрессию. Позднее было доказано, что аминазин сам вызывает довольно серьезные аминазиновые депрессии, и всё-таки им продолжали лечить. Во всяком случае, тревога, коморбидная с депрессией, уходила, и пациенту становилось лучше. Примерно то же напоминает мне правомерность использования понятия «третий глаз», позаимствованное, вероятно, из индийской мифологии, потому что следующее расстройство, при котором в кыргызской народной медицине используется понятие «третьего глаза», т.е. ощущение чужого влияния и т.п., – это диссоциативные нарушения, которые раньше относились к разряду так называемых истерических расстройств.
Как-то мы с сотрудниками приехали в Алматы для проведения там тренинга, и первое, что мы увидели, подъезжая к громадному Дворцу спорта, это афишу с надписью «Чистка кармы, открытие третьего глаза». Тогда мы поняли, что нам не конкурировать, и отказались от этого тренинга, т.к. было противно работать параллельно со знахарями и колдунами, тем более что успех по снятию кармы явно был гарантирован. Единственное, когда нам удалось это победить, так в старом университетском Томске. Популярная певица Маша Распутина собрала там меньше аудиторию, чем наш психотренинг.
Итак, при эпилепсии знахари открывают «третий глаз». Но это, как правило, при сложных фокальных приступах, где особенно характерны психические компоненты, например наличие галлюцинаций, ощущение озарения. Описывая свои эпилептические припадки, Достоевский говорил, что в какую-то секунду перед началом тонико-клонического приступа он, в состоянии ауры, испытывал ощущение всей сложности мира.
Какие же из этих приступов наиболее трудны для диагностики? Конечно, простые и фокальные, моторные подергивания или клонические судороги какой-то одной части тела, так называемый джексоновский марш; соматосенсорные, т.е. какие-то необычные соматические ощущения и различные виды галлюцинаторных ощущений (кратковременные – звуков, запахов, зрительных образов), вегетативных (побледнение, покраснение, тахикардия, чувство удушья). Этот вид приступа следует дифференцировать с паническим расстройством. Все изложенное может быть отнесено к понятию «аура», хотя традиционно, особенно в старых руководствах, аурой называлось состояние, предшествующее тонико-клоническому припадку. Такая аура возникает при фокальных сложных приступах, когда вначале отмечаются изменения типа ауры, с сенсорными психосенсорными расстройствами, а затем наступает тонико-клонический приступ. Структура фокального приступа и его симптоматика определяется топикой той зоны, в которой имеется патологический очаг. Поскольку чаще всего это височная доля, а у правшей – конкретно левая височная доля, то чаще всего имеют место психические расстройства в виде галлюцинаций и аффективные.
(Соложенкин В.В.
Избранные лекции по психиатрии с элементами психотерапии.
Учебное пособие. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. С. 277-287.)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |