|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (начало)
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИИ
Медицинская психология имеет свои отличительные от общей
психологии задачи и свой предмет исследования. Она в первую очередь раскрывает
психологию больного человека и сложных взаимоотношений врача и больного. Но
вместе с тем психология формировалась не самостоятельно, а, в частности, на
основе передовых положений классической психологии.
Познание особенностей человека, отличий его от других людей,
закономерностей повседневных межчеловеческих отношений началось по сути дела с
тех далеких времен, когда появились люди. Накапливаемый человечеством опыт
суммировался вначале в фольклоре, народном эпосе, сказаниях, мифах, позднее в
художественных произведениях и, наконец, в трудах древних мыслителей, в
философских трактатах. Не случайно, что первые систематические исследования в
области психологии производились философами, мыслителями.
Систематическое накопление фактов из областей психологии началось
в трудах философов XVII—XIX веков. Декарт (1596—1630) подчеркивал дуализм души
и тела человеческого. А раз существуют эти две категории, то и изучение их
должно вестись неодинаковыми путями. Он утверждал «врожденные идеи бога» и лишь
отдельные, случайные идеи рассматривал как «знаки окружающего человека мира»,
которые передаются посредством шишковидной железы — эпифиза («органа души», по
Декарту).
Уже англичанин Локк (1632—1704) полагал, однако, что идеи
рождаются из опыта и по сути дела в них воспроизводятся реальные вещи. Он же
впервые говорил об одновременной или последовательной связи (ассоциации) идей.
Юм (1711—1776) углубил, значение таких связей, а Хартли (1705—1757) считал
ассоциации идей ведущим принципом психической деятельности (рождение ассоцианизма).
Работы французских философов того времени Кондильяка
(1715—1780) и особенно Ламерти (1702—1751) привели
первого к утверждению, что ощущения — основа для формирования идей (рождение
сенсуализма), а второго — к формулировке важного положения о том, что мышление
является результатом деятельности нервной системы.
Выдающийся французский врач — материалист Кабанис
(1757—1808) считал, что сознание как высший уровень психической организации
зависит от деятельности головного мозга.
Немецкий философ Лейбниц (1646:—1716) впервые применяет термин «психология»,
а его ученик и популяризатор взглядов Вольф (1679—1754) уже различал «рациональную»
и «эмпирическую» психологию. Кант (1724—1804) оспаривает возможность
существования психологии как науки. Однако исторический акт совершился и «психология»
продолжала активно развиваться как в трудах философов, так и в работах тех, кто
все более часто и определенно называл себя психологом. Примечательно, что один
из последователей Канта по кафедре Гербарт (1776—1841)
настойчиво утверждал не только правомерность вычленения психологии как науки,
но и то, что она основывается на опыте, метафизике и математике.
Не имея возможности излагать весь последующий ход развития
психологии, чрезвычайно богатый событиями, концепциями и страстными спорами, мы
обратим внимание лишь на тех психологов, результаты исследований которых представляют
прямой интерес для более глубокого понимания излагаемого предмета.
Отметим поэтому лишь несколько существенных обстоятельств. Каждый
новый подъем в развитии психологии обычно совершался в тесной связи с успехами физиологии
и в первую очередь физиологии головного мозга. В свою очередь углубленные
исследования привели И. М. Сеченова (1829—1905) к физиологическому
открытию важнейшего положения о том, что спинномозговые рефлексы тормозятся
центральными механизмами. По сути дела последующие оригинальные исследования И. П. Павлова
и В. М. Бехтерева своей исходной посылкой имели именно этот сеченовский феномен.
Известный французский психолог Рибо
(1839—1916) впервые расширил объекты исследования психологии. Он предложил (и
систематически использовал в своих работах) изучать закономерности психической
деятельности не только у здоровых людей, но и у душевнобольных, поскольку
болезни в своем многообразии представляют неповторимый эксперимент,
осуществленный самой природой в таких обстоятельствах и такими путями, которые недоступны
человеческому искусству. В результате психология стала изучать не отдельные
качества психики людей в определенном состоянии, а закономерности психики у
человека в целом, в разном его состоянии. Этого же принципа придерживался и
Пьер Жане (1859—1947). Наблюдая больных в госпитале, он не только впервые описал
психические автоматизмы как низшие формы психической деятельности, нo и ряд психологических феноменов,
обогативших психологию в целом. Так же как и Рибо, он
не проводил в исследованиях принципиальной грани между нормальной и болезненной
психикой. Примечателен тот факт, что оригинальный отечественный исследователь психологии
характера A. Ф. Лазурский придерживался аналогичных взглядов.
Не меньшее значение имело систематическое использование французским
ученым А. Бине (1857—1911) сравнительного метода
в психологии. Уже в самом начале своих исследований он изучал соответствующие
явления на душевнобольных, особо одаренных лицах и детях. В результате
сравнительный метод формировался не только по пути сопоставления аналогичных
фактов, наблюдаемых у здоровых, больных и одаренных лиц, но и в направлении возрастного
сравнения.
Нетрудно видеть, что Рибо, Жане и Бине, рассматривая в своих психологических исследованиях
здоровых и больных людей как модель для изучения, естественно, включались в
разработку не только традиционных проблем классической психологии, но и ряда
вопросов медицинской психологии. Не менее существенным оказалось и то, что они
от изучения отдельных психических функций — подхода, типичного для классической
психологии, в том числе для «физиологической психологии» Вундта (1832—920),
перешли к исследованию психологии всего человека.
Ранее уже была приведена глубокая мысль И. М. Сеченова о
том, что организм человека можно правильно понимать только в единстве с
окружающей внешней средой. В психологии исследование этого вопроса особенно последовательно
производилось в русской и советской школах И. М. Сеченова не случайно называют
отцом русской физиологии. Ему принадлежит утверждение о причинной
обусловленности (детерминации) всех форм деятельности организма воздействиями
внешней среды (и в этом глубина его материалистического мировоззрения). Рефлекторный
принцип впервые был распространен им на содержание деятельности всех систем
организма, в том числе и на психическую деятельность. В своих исследованиях он
последовательно придерживался эволюционного направления — принципа развития.
Поэтому совершенно естественным был его ответ на вопрос, кому и как разрабатывать
психологию (1870): кому? — физиологу, как? — путем изучения рефлексов. Создание
И. М. Сеченовым, а позднее И. П. Павловым и В. М. Бехтеревым
методов объективного изучения психической деятельности произвело переворот в
психологии. И если в дореволюционной России, а затем в Советском Союзе эти
методы последовательно развивались, то в американской психологии они получили
иное, своеобразное выражение.
Основоположник бихевиоризма (психология поведения) в американской
психологии Уотсон (1878—958), разуверившись в
возможностях традиционной психологии, пришел к выводу о том, что она должна
заниматься не столько проблемами создания, сколько исследованием поведения
людей «от рождения до смерти». Наиболее удачным методом такого исследования он
считал установление закономерных отношений между стимулами и ответами организма.
Сложную совокупность стимулов он обозначал термином «окружение», или «ситуация».
Однако эти разумные посылки, призванные глубже и объективным путем исследовать
закономерности формирования психики в результате внешних влияний на человека,
так же как тенденции становления реакций психики на меняющиеся внешние
обстоятельства, в американском бихевиоризме не сопровождались строго научным
подходом к их решению, в частности они отличались
односторонностью. Взаимодействие стимул — реакция изучалось механически, исходя
из абстрактной схемы человека, без учета изменений, происходящих при этом в
сознании.
Нарушая объективную последовательность и преемственность фактов в
любой системе, приверженец крайнего бихевиоризма Вейсс
(1879—931) пытался свести психологию к физико-химии.
Нетрудно видеть, что это было не только невыполнимо,
но и утопично.
Вместе с тем прозорливая мысль И. М. Сеченова нашла не
только поддержку, но и существенное развитие в исследованиях психологов разных
школ. Современная психология уже не мыслит изучения психической деятельности человека
вне учета влияния на него физических, биологических и общественных (социальных)
условий жизни.
Несмотря на трудности исследования человеческой психики, изучение
ее разными психологическими школами приводит все к большим успехам. Мы знаем в
этой области еще не только не все, но ничтожно мало. И все же можно гордиться
успехами психологии, во-первых, потому, что исследование ее перешло на наиболее
сложный уровень—уровень отношений между средой, личностью и физиологическими
механизмами высшей нервной деятельности, и, во-вторых, в связи с тем, что
знания, накопленные современной психологией, несомненно, обеспечивают научно
обоснованные пути охраны нервно-психического здоровья людей. Что касается
возникших в развитии психологии противоречий, то борьба их по сути дела и
является главным стимулом для ее развития.
Нетрудно видеть при этом, что в исследованиях общей психологии,
особенно в трудах И. М. Сеченова, Рибо, Жане,
Вине, Уотсона и др., формируются положения, имеющие непосредственное отношение
к проблемам медицинской психологии. Это нашло особенно большое развитие в
физиологическом учении И. П. Павлова.
ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
Физиологическому учению И. П. Павлова свойствен глубокий
монизм. Основные принципы его учения заключаются в следующем: а) принцип целостности, единства организма и
решающей роли внешней среды в его эволюции и деятельности; б) принцип нервизма; в)
принцип единства процессов анализа и синтеза; г)
принцип единства психического и
соматического; д) принцип единства структуры и функции — «приуроченности
динамики к структуре» и, наконец, ж) идея о необходимости не только изучения,
но и активного управления деятельностью организма.
Головной мозг объединяет и регулирует всю внутреннюю и внешнюю
деятельность организма, его взаимодействия со средой по принципу рефлекса.
В основных понятиях о высшей нервной деятельности — в понятиях
условного и безусловного рефлекса — отражены все ведущие принципы биологии:
эволюции, приспособляемости, изменчивости, онтогенетического и филогенетического развития,
неизменной связи высших форм деятельности с низшими.
И. П. Павлов с
сотрудниками глубоко изучили механизм образования условных рефлексов;
зависимость появления их от соотношения во времени условных раздражителей с
безусловными, от состояния коры большого мозга, от свойств условного
раздражителя (его силы) и от состояния безусловнорефлекторной
деятельности.
Образование условных рефлексов происходит как на простые, так и на сложные,
комплексные раздражители, состоящие из одновременно действующих компонентов.
У человека условные рефлексы чаще образуются на сложные
синтетические, комплексные раздражители. Для условнорефлекторной
деятельности его типично не только образование новых условных рефлексов, но и
перегруппировка по-новому старых связей. При этом происходит не только
суммация, но и синтез, интеграция реакции.
И.П.Павлов подробно раскрыл роль процессов
торможения в деятельности нервной системы, особенно коры большого мозга. Он
пришел к заключению о необходимости различать торможение двоякого рода:
а) пассивное,
или безусловное, и
б) активное, или условное.
К разновидности пассивного, или
безусловного, он относил:
а) внешнее торможение
как реакцию на «новизну», на неожиданный, внезапный раздражитель, которое связано
с возникновением новой доминанты — ориентировочной
и самозащитной;
б) запредельное, или охранительное, торможение как реакцию на сверхсильные или
длительные раздражения, которая предохраняет от истощения и гибели клеточные
структуры.
К активной, или условной, разновидности торможения им отнесены:
а) дифференцировочное,
б) запаздывающее и в) угасательное.
Пассивное торможение свойственно всей нервной системе, а активные
или условные его формы — только коре большого мозга. Они представляют собой
процессы, которые развиваются в онтогенезе и определяют возможности тончайшего
анализа и синтеза всех внешних и внутренних раздражителей.
Всякая новая условная связь возникает вначале в иррадиированной, генерализованной,
обобщенной форме, а в дальнейшем концентрируется преимущественно в строго определенной
динамической структуре.
Вокруг «пунктов» возбуждения и торможения в коре большого мозга
возникают состояния с обратным знаком, т. е. явления одновременной
положительной или отрицательной индукции. Кроме того, возбуждение и торможение в
самих этих пунктах в дальнейшем сменяются состояниями обратного знака (механизм
последовательной индукции).
Интенсивность процессов иррадиации и индукции находится в обратно
пропорциональной зависимости: чем сильнее процессы иррадиации в коре, тем
слабее индукция и наоборот.
Как видно из сказанного, в основе корковой деятельности лежат
процессы возбуждения и торможения, их движение (иррадиация и концентрация) и
взаимодействие (индукция).
У человека в связи с развитием в
ходе общения с другими людьми общественно-трудовой деятельности — речи появляется «чрезвычайная
надбавка» в деятельности коры. Помимо реакций на непосредственные воздействия, обеспечиваемых
у него, как и у животных, первой сигнальной системой, человека отличает
способность символических (речево-письменных) реакций как на непосредственные, так и на опосредованные
воздействия. В связи с этим более древние формы сигнализации — оптико-жестикуляторные сменяются словесными — акустико-вербальными.
И. П. Павлов обращал внимание на то, что все
закономерности первой сигнальной системы свойственны и деятельности второй, что
обе сигнальные системы формируются на основе безусловнорефлекторной
деятельности и, подвергаясь ее влияниям, в то же время соподчиняют ее себе.
Соотношения между второй сигнальной системой и первой в основном те же, что и
между первой и системой безусловнорефлекторной
деятельности.
В целостной работе коры большого мозга существуют индивидуальные
различия, выражающиеся в неодинаковых соотношениях между силой,
уравновешенностью и подвижностью
основных нервных процессов. Являясь результатом как врожденных, так и
приобретенных влияний, эти индивидуальные различия были сведены И.П.Павловым
в четыре основных типа высшей нервной деятельности, к которым ближе всего
стоят, по его мнению, темпераменты, выделенные Гиппократом и Галеном (сангвинический,
флегматический, холерический, меланхолический).
Применительно к человеку многообразие индивидуальных различий
обеспечивают не только эти общие для человека и животных (общебиологические),
но и специфически-человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный —
при преобладании второй, художественный — при преобладании первой сигнальной
системы и смешанный — при относительно одинаковом развитии той и другой
(табл. 1).
Таблица 1
Общебиологические
типы высшей нервной деятельности
Все богатство содержания стройного учения И.П.Павлова о физиологии
высшей нервной деятельности невозможно охватить в кратком очерке. Однако приведенные
основные положения раскрывают принципиально новый подход к изучению механизмов
мозговой деятельности.
В творческом развитии физиологического учения И.П.Павлова,
чрезвычайно богатом новыми фактами, применительно к пониманию основных
закономерностей медицинской психологии, особенно важны два направления.
Исследования К.М.Быкова (1886—959) с сотрудниками заложили
основы для понимания физиологических закономерностей кортико-висцеральных
и висцерокортикальных взаимовлияний. В результате факт психосоматических и соматопсихических воздействий не только получил
объективное, строго научное подтверждение, но при этом было убедительно
показано, что эти воздействия строятся по тем же закономерностям рефлекторной и
условнорефлекторной деятельности, что и вся нервно-психическая
деятельность. Были раскрыты основные закономерные тенденции в механизмах такого
взаимодействия.
Второе, весьма существенное положение явилось результатом оригинальных
творческих исследований ученика И.П.Павлова П.К.Анохина (1898—974). В сформулированной им
концепции физиологической архитектуры условного рефлекса были выделены четыре последовательные стадии его конструирования, каждая
их которых отличается различием объема связей между условным раздражителем и
физиологическими системами головного мозга. П.К.Анохин выделяет: 1) стадию афферентного1
синтеза, в формировании которой
принимают участие как специфические, так и неспецифические механизмы; 2) стадию
формирования акцептора действия,
который определяется как сложная система возбуждения, формирующаяся в коре
большого мозга на основании накопленного ранее опыта; 3) стадию формирования аффекторного
аппарата и, наконец, 4) стадию обратной
афферентации. Последняя
раскрывает обратную связь в сложной системе условного рефлекса. Так,
положения И.М.Сеченова (1863) о том, что спинномозговые рефлексы тормозятся
центральными механизмами и что понятие человеческого организма неизменно
включает в себя окружающую его среду, к нашему времени получили глубокую
научную разработку в физиологии высшей нервной деятельности — учении, созданном
в первую очередь русскими и советскими физиологами. Трактовка же закономерностей
психической деятельности и по настоящее время остается весьма пестрой. Одним из
оснований тому служат методологические взгляды исследователя.
_________________
1 Афферентный – от лат. afferens – приносящий,
приводящий.
(Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская
психология.
– 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Медицина, 1984. – С. 21–29.)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |