Психическое здоровье детей Чеченской Республики
и организация психологической помощи
(Обзор по итогам 4-ой республиканской научно-практической конференции
«Социально-психологическая программа ЮНИСЕФ в Чеченской Республике:
итоги, достижения и перспективы развития» – 3 марта 2011 года,
г. Грозный)
Никольская И.М. (Санкт-Петербург), Ясаев А.З. (Аргун)
Никольская Ирина Михайловна
– член редколлегии журнала
«Медицинская психология в России»;
– доктор психологических наук, профессор. Профессор кафедры
детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской
медицинской академии последипломного образования. Медицинский психолог высшей
категории.
E-mail: nikolskaya_mapo@inbox.ru
Ясаев Амхад Зубайраевич
– педагог-психолог Аргунского медико-социально-реабилитационного
центра для детей с ограниченными возможностями Чеченской Республики,
заочный аспирант кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской
психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного
образования.
E-mail: amhad-2007@mail.ru
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) в Чеченской Республике (ЧР): разрушение
экономики и социальной сферы в ходе государственного переворота 1991,
пережитые военные действия с их тяжелыми последствиями и травмами,
массовая и хроническая безработица, – самым негативным
образом повлияла на состояние психического здоровье ее граждан [1, 10].
Длительная по времени и напряженная по темпу воздействия
психотравмирующая ситуация, связанная с угрозой для жизни индивида и
его ближайшего окружения, разрушением жилья и социальной
инфраструктуры, утратой прежних ценностей, резким изменением среды
обитания и образа к жизни, вызвала у значительной части населения
различные психические расстройства, преимущественно непсихотического
характера.
Заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии ЧГУ,
доктор медицинских наук К.А. Идрисов
Исследование психического здоровья взрослого населения республики в
период военного времени и по мере улучшения общественной и
социально-экономической ситуации, выполненное доктором медицинских наук
К.А. Идрисовым, ныне заведующим кафедрой психиатрии, наркологии и
клинической психологии медицинского факультета Чеченского
государственного университета, обнаружило следующее [10].
В условиях длительной ЧС отмечается значительный рост числа
непсихотических психических расстройств, при которых преобладают
неспецифические симптомы психической и психосоматической патологии.
Распространенность непсихотических психических расстройств по опроснику
GHQ-28 в 2002 году во время военного времени составляла 86,3%. Через
шесть лет после окончания активных военных действий она уменьшилась до
56,9%, однако оставалась достоверно выше, чем у населения районов ЧР,
не вовлеченных в военные действия. Структура расстройств зависела от
фазы военных действий. В период активных военных действий доминировали
симптомы тревоги-инсомнии, однако по мере улучшения ситуации начинали
преобладать симптомы соматизации. По мере отдаления от периода
психотравмирующей ситуации частота психических расстройств снизилась,
однако даже через несколько лет их распространенность осталась выше,
чем на смежной территории, не вовлеченной в активные военные действия.
У пациентов территориальных поликлиник на остром этапе ЧС военного
характера, с большим числом жизнеугрожающих событий, отмечалась
выраженность симптомов тревоги, нарушений сна, депрессии, соматизации,
подозрительности и недоверия к окружающим, что в целом вело к нарушению
адаптивных возможностей личности. По мере улучшения ситуации
выраженность симптомов тревоги, депрессии, нарушений сна снижалась, в
то время как симптомы соматизации, подозрительности и недоверия к
окружающим длительное время оставались на высоком уровне выраженности
[13].
В структуре непсихотических психических расстройств, выявленных среди
пациентов поликлинического звена, доминировали невротические, связанные
со стрессом, и соматоформные расстройства (60,%), затем аффективные
расстройства (29,8%) и в меньшей степени – другие.
Соматические жалобы больных с непсихотическими психическими
расстройствами касались: сердечно-сосудистой системы (30,5%),
желудочно-кишечного тракта (17,1%), дыхательной системы (5,8%),
мочеполовой системы (5,8%).
Частота формирования посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР)
напрямую зависела от интенсивности ЧС. На первом этапе (2002 г.), в
период высокой частоты жизнеугрожающих событий, состояние 31,2%
обследованных соответствовало клиническим критериям ПТСР, вероятность
развития ПТСР увеличивалась с ростом числа психотравмирующих событий. У
переживших одно событие ПТСР развивались в 34,4% случаев, два события
– в 50,3% случаев, три и более событий – в 78%
случаев. На последующих этапах, характеризующихся низким уровнем угроз
для жизни, частота острых ПТСР составила 1,1-1,5%, что соответствовало
показателям контрольной группы (1,2%).
Наиболее активно симптомы ПТСР редуцировались в первые два года
после формирования, в последующем, в случае отсутствия лечения,
процесс выздоровления замедлялся, отмечается тенденция перехода ПТСР в
затяжную, хроническую форму [12].
Было обнаружено, что большинство больных не связывало свое состояние с ранее
перенесенными психическими травмами, что особенно очевидно проявлялось
при ПТСР, расстройствах адаптации и хронических изменениях личности
после переживания катастрофы.
Исследование состояние здоровья детского населения ЧР также оказалось
неутешительным [11]. Военные события в течение 15 лет самым негативным
образом повлияли на его здоровье и качество жизни. Как указывает К.А.
Идрисов, уже выросло целое поколение детей, не видевших нормальное,
счастливое детство. Вместо этого они прятались от войны, выживали в
лагерях беженцев, стояли в очередях за гуманитарной помощью.
Так, в 2006 г. в ЧР проживало 420,8 тыс. детей, из которых около 85%
находилось в условиях материального и социального неблагополучия. Общее
количество детей, нуждающихся в социальной и медико-психологической
реабилитации, на тот момент составляло 19435, в том числе: дети-сироты
– 1529, дети инвалиды – 8982, беспризорные и
безнадзорные – 8924.
В целях определения социально-психологического состояния детей было
проведено анкетирование директоров школ [19]. В результате больше
половины директоров оценила состояние детей в интервале от
«кризисного» до «сложного», в
совокупности таких ответов было 54%.
По психологическим признакам были выявлены следующие наиболее
уязвимые группы детей:
- дети, испытавшие физическое насилие;
- дети, ставшие свидетелями убийства родных;
- дети, ставшие свидетелями насильственных смертей;
- дети из мест интенсивного обстрела;
- дети, длительное время проживавшие в лагерях беженцев.
Проведенное в 2002 и 2004 гг. изучение состояние психического
здоровья 150 школьников показало следующее [11]. По характеру и частоте
психотравмирующих событий наиболее частой оказалась ситуация
переживания прямой угрозы жизни. Далее шли ситуации «стал
свидетелем насильственной смерти», «пережил гибель
близкого родственника», «пережил пропажу без вести
кого-либо из близких родственников».
При сравнении полученных данных было выявлено значительное снижение
числа пережитых психотравмирующих событий в 2004 г. Если в 2002 69%
старшеклассников пережили травмирующие события, то в 2004 г. таких было
36%. И мальчики, и девочки с одинаковой частотой страдали от
психотравмирующих событий. Но была существенная разница. 70% ранений
пришлись на мальчиков, а девочки чаще становились свидетелями
насильственной смерти.
Несмотря на существенное улучшение ситуации, в 2004 году состояние
дистресса по опроснику общего здоровья GHQ-28 было выявлено у 31,4%,
что оказалось значительно ниже, чем среди взрослых (75%).
Особенно высокий уровень дистресса был получен по шкалам соматизации
и тревожности, что в совокупности привело к нарушению социального
функционирования более чем у 60% испытуемых.
Важно отметить, что данное поколение детей выросло в обстановке ЧС,
ставшей для него как бы естественной. Это повлияло на формирование
определенных паттернов поведения, в которых подросток или отдает
предпочтение силовым, агрессивным реакциям, или уходит в себя,
отгораживается от окружающих. Такие дизадаптивные формы поведения
отрицательно влияют на отношения со сверстниками и взрослыми, на
успеваемость в школе, формируют высокий уровень тревожности,
неуверенность в себе и провоцируют частые жалобы на самочувствие.
Отсутствие необходимой социальной и психологической помощи приводило
к тому, что дети, выросшие в условиях ЧС, легко вовлекались в процесс
употребления наркотиков и других психоактивных веществ, становились
уязвимыми к негативному влиянию различных преступных и экстремистских
группировок [11].
Еще одной опасной тенденцией пребывания детей и подростков в
длительной ЧС с постоянной тревогой ожидания опасности явилась готовность
к возникновению массовых психогенных реакций (диссоциативных, или
конверсионных расстройств), что потребовало организации специальных
медико-психологических мероприятий. Особенно показательны случаи
массового возникновения конверсионных расстройств у подростков
Шелковского района осенью 2005 г. [4, 5, 8, 9].
Все изложенное выше показывало актуальность и социальную значимость
организации социальной и медико-психологической реабилитации детей,
подростков и взрослых с непсихотическими психическими расстройствами
[1, 3]. Реализацию таких мероприятий на практике затрудняло то, что
военные события нанесли здравоохранению ЧР колоссальный урон. До начала
трагических событий 1991 г. в республике существовала разветвленная
сеть психиатрической службы, основные показатели которой приближались к
общероссийским. В результате военных действий психиатрическая служба
оказалась одной из самых пострадавших. Был полностью разрушен ПНД, обе
психиатрические больницы разрушены на 70%. [14].
Общие показатели деятельности психиатрической службы стали уступать
не только средним показателям по России, но и показателям соседних
регионов. Основной акцент делался на оказании помощи больным с тяжелыми
формами психической патологии, в то время как больные с
непсихотическими расстройствами остались без необходимой помощи [15].
Кроме того, образовался огромный дефицит врачебных кадров. За годы
войны из республики уехало 22 психиатра. Укомплектованность
врачами-психиатрами составила 0,1 на 10000 населения (по Южному
Федеральному Округу – 0,75). Особенно пострадала детская
психиатрическая служба, на всю республику остался один детский психиатр.
Низкий уровень информированности населения о природе психических
расстройств и отсутствие у врачей общемедицинской сети опыта в
распознавании и лечении непсихотической патологии привело к тому, что
такие больные не получали своевременную и адекватную медицинскую помощь
[3].
В этих условиях потребовался поиск новых организационных подходов,
которые делали бы возможным оказание квалифицированной
медико-психологической помощи большому числу пострадавших, с учетом
недостаточного числа специалистов в области психического здоровья.
Организация такой помощи оказалась возможной только в результате
консолидации ресурсов и усилий в нескольких направлениях.
Вначале на основе партнерства ВОЗ и Московского НИИ психиатрии
был подготовлен врач-психотерапевт и открыт кабинет психотерапии на
базе территориальной поликлиники г. Грозного. Создание организационной
модели «врач общей практики» –
«психотерапевт» – «психиатр» позволило
задействовать имеющийся кадровый потенциал и сформировать основные
принципы оказания помощи: этапность, системность, комплексность.
Затем этот опыт был распространен на другие районы ЧР [3].
Аида Айларова – координатор социально-психологической
программы ЮНИСЕФ
Другим примеров такой консолидации стало создание при поддержке
ЮНИСЕФ (Детского Фонда ООН) Экспертного Совета и разработка программы
социально-психологической реабилитации детей ЧР, координатором которой
стала А. Айларова.
Девиз ЮНИСЕФ – «Каждому ребенку –
здоровье, образование, равные возможности и защиту НА ПУТИ К
ГУМАНИТАРНОМУ МИРУ». ЮНИСЕФ оказывает помощь детям и матерям
на Северном Кавказе с конца 1999 года в сотрудничестве с местными
властями, международными и неправительственными организациями. С
привлечением специалистов из Российского благотворительного фонда
«Нет алкоголизму и наркотикам» (НАН) в 2005 году
было осуществлено обширное исследование социально-психологического
состояния детей ЧР, дающее полную картину сложившейся ситуации в
изучаемой области, а также состояния служб и учреждений, призванных
оказывать социально-психологическую помощь детям [19].
В частности, психодиагностическое обследование прошло 470 детей,
получивших травмы в результате военных действий (N=470). Среди них были
дети, которые проживали в местах интенсивных обстрелов (60%),
проживавшие длительное время в лагерях беженцев (24%), испытавшие
физическое насилие (5%), ставшие свидетелями насильственной смерти
близких людей (6%) и другие.
Из всей исследованной выборки по результатам методики СКИД
(структурированного клинического интервью для диагностики
диссоциативных расстройств) выраженные признаки ПТСР выявлены у 25%
детей, умеренные – у 41%.
Выраженные признаки ПТСР чаще отмечались в возрастной категории 13-15
лет (у подростков 1991 и 1993 года рождения), чем у детей 16-18 и 9-12
лет. Подростки 13-15 лет имели также самые высокие показатели по шкалам
реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.
Для всей выборки детей были характерны вспышки гнева, раздражительность,
агрессивное поведение, негативизм, частые смены настроения.
У подростков 16-18 лет особенно сильно был выражен симптом избегания
– вытеснение из памяти травмирующих событий. У них имелся
наибольший процент страхов, связанных с причинением физического
ущерба.
Детям от 9 до 12 лет чаще были свойственны трудности засыпания,
кошмарные сновидения, трудности концентрации внимания, отстраненность,
чувство вины, стремление избегать чувств и переживаний. У них были
выявлены наибольшие показатели страхов животных, сказочных персонажей,
темноты, кошмарных сновидений.
Усугубляла ситуацию неблагоприятная семейная обстановка, которая
была определена в 30-35% семей обследованных детей, прежде всего,
жестокость отца по отношению к ребенку и отстраненность отца от своего
ребенка.
По материалам исследования была выпущена книга
«Социально-психологическое обследование детей Чеченской
Республики, получивших психологические травмы вследствие ведения
военных действий» [19].
Одним из важнейших итогов данного исследования стало понимание
того, что в республике необходимо создать действенную систему оказания
психологической помощи пострадавшим детям и подросткам и подготовить
для этого соответствующих специалистов, обучив их теории и практике
консультирования и психотерапии при ПТСР и других психических
расстройствах.
Для реализации данной цели ЮНИСЕФ организовал Экспертный совет
по оказанию социально-психологической помощи детям ЧР, в который вошли
руководители всех ведомств, участвующих в реабилитационном процессе:
Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки,
Министерства труда и социальной защиты, других агентств ООН, местных и
международных неправительственных организаций, а также ведущих
экспертов из Москвы и Санкт-Петербурга.
В 2006 году стартовала программа социально-психологической помощи
детям и их родителям. В рамках этой программы ЮНИСЕФ совместно с
Правительством ЧР создал условия для реализации эффективной системы
поддержки детского населения через организацию двухступенчатой
модели:
• первая ступень –
уровень школьных психологов, которые выявляют детей с различными
проблемами и направляют их в реабилитационные центры или кабинеты;
• вторая ступень –
реабилитационные центры или кабинеты, в которых работают
реабилитационные психологи, оказывающие специализированную
помощь [21].
С целью подготовки специалистов для работы с детьми была проведена
целая серия выездных обучающих тренингов «Консультирование в
школе» и «Консультирование по травме» для
четырех групп психологов из различных районов ЧР. Тренинги были
организованы и осуществлены при полной финансовой поддержке ЮНИСЕФ с
привлечением специалистов Института психотерапии и консультирования
«Гармония» (г. Санкт-Петербург), Израильской
коалиции по снятию травмы (г. Иерусалим) и кафедры детской психиатрии,
психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской
академии последипломного образования (СпбМАПО, г. Санкт-Петербург).
Программа семинаров-тренингов для реабилитационных и школьных
и психологов, разработанная сотрудниками СПбМАПО, включала лекционный
блок, практические занятия и консультативную помощь [16].
Особенность данной программы состояла в том, что слушатели изначально
имели самый разный уровень образования, поэтому их следовало срочно
обучать не только консультированию, но также основам психологии. ЮНИСЕФ
запланировал открыть психологические центры во всех районах ЧР. Однако
в некоторых из них, особенно горных, психологов дипломированных не
было. В связи с этим на обучение часто приглашались лица не только с
психологическим, но также с педагогическими и другим высшим
образованием.
С учетом этого, первоначальная достаточно узкая тема семинаров
«Консультирование по травме» и
«Консультирование в школе» была существенно
расширена за счет широкого обсуждения личностных и семейных проблем с
прицелом на консультирование не только личности, но также семьи. На
основе анализа текущей ситуации быстро пришло понимание того, что если
ребенок или подросток, прошедший полный курс реабилитации, возвратится
домой и снова попадает в психотравмирующую семейную среду, то его
состояние потребует повторного курса реабилитации [2, 7].
Слушателям были прочитаны лекции по разделам «Психология
личности и семьи», «Психологическая защита и
копинг-поведение», «Неврозы и расстройства
личности», «Посттравматический стресс и
посттравматические стрессовые расстройства», «Общая
психопатология», «Основы психологического
консультирования».
На практических занятиях психологи получали знания по клинической
психодиагностике, овладевали методами и техниками психологического
консультирования (в том числе, кризисного), техниками релаксации,
методами арт-терапии и игровой психотерапии, знакомились с
социально-психологическими тренингом, элементами
когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии, проходили
супервизию, участвовали в работе балинтовской группы.
Принципы построения занятий были следующими: обязательное соотнесение
теории с практикой; гибкость в подаче материала с учетом разницы в
уровне подготовки и интересах слушателей; учет этнических особенностей
и исламских традиций; работа с «живым содержанием»;
терапевтическая направленность ряда семинаров (готовность к спонтанному
«самораскрытию» участников группы с необходимостью
последующей «проработки» их актуальных проблем).
Психологическое консультирование участников группы проводилось
по личным, семейным и профессиональным вопросам. Наибольшая часть запросов
была вызвана проблемами со здоровьем, связанными с наличием симптомов
посттравматического стресса и синдрома эмоционального сгорания.
Важная особенность данной программы состояла в том, что одновременно
тренинг вели два специалиста: медицинский психолог и врач
психиатр-психотерапевт. Это было обусловлено двумя причинами.
Во-первых, в большинстве районах ЧР нет психиатров и психотерапевтов. И
потому реабилитационным психологам, единственным специалистам (помимо
мулл), которые оказывают населению психологическую и
психотерапевтическую помощь, были крайне необходимы углубленные знания
по психопатологии и психиатрии.
Во-вторых, большинство участников группы пережили военные действия,
смерть и/или похищение родных и близких. Им пришлось оказывать помощь
пострадавшим в военное время, работать в лагерях беженцев, после
окончания войны организовывать в республике психолого-социальные
центры, ликвидировать последствия психических эпидемий. В результате
пережитого стресса некоторые из них нуждались не только в
психологической, но также в медицинской помощи [7].
Таким образом, проводимые семинары-тренинги можно было квалифицировать
не только как общее и тематическое усовершенствование, но также как
группу личностного роста, а в некоторые моменты – как
психотерапевтическую группу [16].
В настоящее время на территории ЧР открыто и отремонтировано 50
социально-психологических центров, включающих две взаимодополняющие
сети: школьную и реабилитационную. Центры предоставляют психологическую
помощь детям, подросткам и членам их семей, а также методическую помощь
психологам.
При финансовой помощи ECHO (Бюро европейской комиссии по гуманитарной
помощи) и USAID (Агентства США по Международному Развитию) центры
оснащены специализированным оборудованием и материалами для работы с
детьми. Также закуплена учебно-методическая литература по психологии и
психотерапии.
С целью повышения эффективности деятельности центров ЮНИСЕФ подготовил
супервизоров и наладил проведение супервизии в системе работы психологов.
Супервизия направлена на профессиональную и личностную поддержку
специалистов, помощь в обозначении границ их деятельности, налаживание
конструктивного взаимодействия школьных и реабилитационных
психологов [20].
Из числа наиболее активных учащихся общеобразовательных школ
подготовлены волонтеры, которые оказывают психологам помощь в
организации и проведении различных мероприятий с детьми [17].
Еще одним важным достижением ЮНИСЕФ стало создание службы
«Телефон Доверия» для предоставления неотложной
психопрофилактической помощи детям, подросткам и другим категориям
населения ЧР [18]. Доступность, бесплатность, анонимность, возможность
обсуждать повседневные трудности оказалась полезна для населения ЧР.
Подведение первых итогов работы «Телефона Доверия»
показало, что в службу обращаются люди разного возраста, хотя
большинство звонков поступает от детей и подростков. Детей больше
волнуют семейные проблемы, учеба и отношения со сверстниками. Обращения
молодых людей связаны с межличностными отношениями, профессиональным
самоопределением, проблемами социальной адаптации и принятием себя.
Женщин старшего возраста беспокоят проблемы здоровья и семейных
взаимоотношений. Общая тематика обращений сводится семейным проблемам.
3 марта 2011 года в Грозном на базе Чеченского государственного
университета (ЧГУ)* состоялась 4-ая республиканская
научно-практическая конференция «Социально-психологическая
программа ЮНИСЕФ в Чеченской Республике: итоги, достижения и
перспективы развития».
Гости конференции перед входом в ЧГУ (слева направо): И.В. Добряков (СПбМАПО),
М.А. Кулыгина (Московский НИИ психиатрии), Е.В. Корень (Московский НИИ психиатрии),
И.В. Руклинская (Институт психиатрии и консультирования «Гармония», СПб.),
И.М. Никольская (СПбМАПО), Т.И. Михайлова (Институт психиатрии и
консультирования «Гармония», СПб.)
Психологи – участники конференции
Большой интерес участников конференции вызвал специально подготовленный
фильм о данной программе.
Кадр из фильма о социально-психологической программе ЮНИСЕФ
«Психологическая помощь детям Чеченской Республики»
Н.В. Зайцева – координатор проекта «Психологическая
помощь детям ЧР» РОУ «Серло», ст.
преподаватель ЧГПУ
С докладом «Оказание психологической помощи детям Чеченской
Республики» выступила Н.В. Зайцева, координатор проекта
«Психологическая помощь детям ЧР» региональной
общественной организации (РОУ) «Серло», ст. преподаватель
Чеченского государственного педагогического института.
В круглом столе «Опыт взаимодействия двух сетей в реализации
комплексной психосоциальной помощи детскому населению»
приняли участие представители: Министерства образования и науки,
Министерства труда, занятости и социального развития, Чеченского
государственного университета, ЮНИСЕФ и его партнеров – РОУ
«Серло», СПб МАПО, Института психотерапии и
консультирования «Гармония».
Рауль де Торси, Глава офиса ЮНИСЕФ на Северном Кавказе, предложил
обсудить возможные пути дальнейшего развития
медико-психолого-социальной поддержки детско-подросткового населения в
ЧР с постепенной передачей основной ответственности за эту программу
соответствую-
Рауль де Торси – глава офиса ЮНИСЕФ на Северном Кавказе
щим министерствам и ведомствам ЧР. Участниками был сделан
акцент на обязательной необходимости развития программы, подготовки
новых специалистов и повышении квалификации имеющихся, формировании
собственных научных кадров в области психологии и психотерапии.
Мастер классы для участников конференции провели:
• Корень Е.В., к. м. н.
(Московский НИИ психиатрии) «Психосоциальная реабилитация
детей и подростков с психическими расстройствами в парадигме
психического здоровья: перспективы мультидисциплинарного подхода в
детской психиатрии»
• Кулыгина М. А., к. п. н.
(Московский НИИ психиатрии) «Диагностика и коррекция
тревожных и депрессивных расстройств у детей и подростков»
• Козлов А.М. д.м.н. (Московский
НИИ психиатрии) «Первичная профилактика употребления
психоактивных веществ детьми и подростками в системе школьного
образования»,
• Михайлова Т.И., Руклинская И.В.
(Институт психотерапии и консультирования
«Гармония», Санкт-Петербург) «Телефон
Доверия как форма оказания психологической помощи»
• Никольская И.М., д.п.н. (СПб МАПО)
«Методы семейной диагностики»
• Добряков И.В., к.м.н.
(СПб МАПО) «Консультирование по травме»
• Хадуева Т.Х. (РОУ
«Серло», Грозный) «Методы социального
проектирования»,
• Габаева Я.В. (РОУ
«Серло», Грозный). «Профессиональная
поддержка специалистов «помогающих»
профессий».
Участницы мастер-класса «Методы семейной диагностики»
На секционных заседаниях были заслушаны доклады участников
конференции, которые касались актуальных проблем психического
здоровья, социального функционирования и оказания комплексной
медико-психолого-социальной помощи детскому и взрослому
населению.
Важным научным итогом конференции стало осознание значения
мультидисциплинарного подхода к психическому здоровью детей с позиции
биопсихосоциальной модели [14]. Здесь на первый план выходит требование
к обеспечению наиболее приемлемых условий для гармоничного психического
развития ребенка в результате усилий самых разных специалистов,
работающих с детьми и подростками. При этом большее внимание обращено к
повышению уровня социального функционирования детей, а не к
медикаментозному достижению контроля над симптомами.
Дети танцуют лезгинку для участников конференции
Для нас, как авторов данного обзора и непосредственных участников
социально-психологической программы ЮНИСЕФ в ЧР, еще одним постулатом,
отличающим современный этап психосоциальной реабилитации, является
понимание значения семьи и ближайшего окружения в гармонизации
психического состояния детей, их развитии, построении жизненной
перспективы. Усиление роли родителей в создании и реализации программ
помощи ребенку мы считаем важнейшим условием повышения эффективности
реабилитационного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей.
Члены Патриотического клуба «Путин» проводят акцию против
курения в центре Грозного
_______________________
* Чеченский государственный университет – бывший
Чечено-Ингушский государственный университет им. Л.Н. Толстого, ректором
которого был Виктор Абрамович Кан-Калик (1946-1991) – профессор,
доктор педагогических наук, известный специалист в области теории и практики
педагогического общения. Был похищен в 1991 году, убит в 1993 году.
Во время военных действий ЧГУ был нанесён значительный урон. Превращены
в руины учебные корпуса, уничтожены библиотека (сгорело более 1 миллиона томов),
уникальные научные лаборатории, учебно-производственные базы, ботанический
сад, вычислительный центр, типография.
В апреле 2000 года ЧГУ возобновил свою деятельность.
↑
Литература
- Акаев В.Х.
Изучение основных причин социально-психологической напряженности в
Чеченской Республике и выработка мер по ее терапии – актуальная
задача социальной работы // Региональная научно-практическая конференция
Южного Федерального округа «Психическое здоровье населения в
условиях длительной чрезвычайной ситуации»: Материалы
конференции (27-28 апреля 2007 года, Грозный). – Владикавказ,
типография ООО «Принт», 2007. – C. 18-20.
- Арсамерзоев Р.Т.
Особенности
социально-психологической реабилитации детей и подростков –
жертв чрезвычайной ситуации // Региональная научно-практическая
конференция Южного Федерального округа «Психическое здоровье
населения в условиях длительной чрезвычайной ситуации»:
Материалы конференции (27-28 апреля 2007 года, Грозный). –
Владикавказ, типография ООО «Принт», 2007.
– C. 22-23.
- Ахмадов Ш.С., Идрисов К.А.
Организация медико-психологической реабилитации населения Чеченской
Республики в послевоенный период// Региональная научно-практическая
конференция Южного Федерального округа «Психическое здоровье
населения в условиях длительной чрезвычайной
ситуации»: Материалы конференции (27-28 апреля 2007 года, Грозный).
– Владикавказ, типография ООО «Принт», 2007. – C. 31-33.
- Боев И.В., Ахвердова О.А., Якшин В.А., Боев О.И., Золотарев С.В.
Клиника конверсионных расстройств у жителей
Чеченской Республики, подвергшихся хроническому социальному
стрессированию // Региональная научно-практическая конференция Южного
Федерального округа «Психическое здоровье населения в
условиях длительной чрезвычайной ситуации»: Материалы
конференции (27-28 апреля 2007 года, Грозный). – Владикавказ,
типография ООО «Принт», 2007. – C. 42-44.
- Боев О.И., Боев И.В.
Методы комплексной медико-психологической помощи подросткам с конверсионными
расстройствами // Региональная научно-практическая конференция Южного
Федерального округа «Психическое здоровье населения в
условиях длительной чрезвычайной ситуации»: Материалы
конференции (27-28 апреля 2007 года, Грозный). – Владикавказ,
типография ООО «Принт», 2007. – C. 45-47.
- Городнова М.Ю., Коломиец И.Л.
Особенности эмпатических способностей у психологов, подвергшихся
воздействию чрезвычайных ситуаций (на примере работы с группами
психологов Чеченской Республики). // Материалы международной
научно-практической конференции «Клиническая психология:
теория, практика, обучение» (Санкт-Петербург 30 сентября
– 1 октября 2010 г.). СПб.: ООО «СЕНСОР».
– 2010. – С. 155 – 157.
- Дадберова С.М.
Изучение особенностей взаимоотношений в вайнахской семье //
IV-я Республиканская научно-практическая конференция
«Социально-психологическая программа ЮНИСЕФ в Чеченской
республике: итоги, достижения, перспективы развития».
Материалы конференции. 3 марта 20011. – Грозный, 20011.
– С. 103-104.
- Зайцева Н.В.
Особенности психосоциальной реабилитации детей и подростков,
страдающих конверсионными расстройствами // IV-я Республиканская
научно-практическая конференция «Социально-психологическая
программа ЮНИСЕФ в Чеченской республике: итоги, достижения, перспективы
развития». Материалы конференции. 3 марта 20011. –
Грозный, 20011. – С. 38-39.
- Зайцева Н.В.
Особенности механизмов психологической защиты у подростков, страдающих
массовыми психогенными расстройствами // IV-я Республиканская
научно-практическая конференция «Социально-психологическая
программа ЮНИСЕФ в Чеченской республике: итоги, достижения,
перспективы развития». Материалы конференции. 3 марта 20011.
– Грозный, 20011. – С. 40-43.
- Идрисов К.А.
Психическое здоровье населения и организация помощи лицам с
непсихотическими психическими расстройствами в условиях длительной
чрезвычайной ситуации (клинико-эпидемиологическое исследование на
материале последствий военных действий в Чеченской Республике) /
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских
наук. – Москва – 2010. – 45 c.
- Идрисов К.А.
Состояние психического здоровья детского населения Чеченской Республики
// Конференция «Работа практического психолога в современных
условиях» Сентябрь 2006. – Грозный, 2006.
– С. 4-8.
- Идрисов К.А.
Статистические показатели учтенной распространенности психических
заболеваний в Чеченской Республике в период длительной чрезвычайной
ситуации // Психическое здоровье. – 2009. – № 5 (36)
– С. 25-31.
- Идрисов К.А.
Структура и выраженность
психопатологической симптоматики у пациентов территориальных поликлиник
Чеченской Республики в условиях длительной чрезвычайной ситуации //
Социальная и клиническая психиатрия. –
2006. – № 4 – С. 26-29.
- Идрисов К.А., Джамурзаев А.У.
Психиатрическая помощь населению Чеченской Республики: состояние и
перспективы // Региональная научно-практическая конференция Южного
Федерального округа «Психическое здоровье населения в
условиях длительной чрезвычайной ситуации»: Материалы
конференции (27-28 апреля 2007 года, Грозный). – Владикавказ,
типография ООО «Принт», 2007. – С. 93-94.
- Корень Е.В.
Психосоциальнаая реабилитация детей и подростков с психическими
расстройствами в парадигме психического здоровья: перспективы мультидисциплинарного
подхода в детской психиатрии// IV-я Республиканская научно-практическая
конференция «Социально-психологическая программа ЮНИСЕФ в
Чеченской республике: итоги, достижения, перспективы
развития». Материалы конференции. 3 марта 20011. –
Грозный, 20011. – С. 62-63.
- Никольская И.М., Добряков И.В.
Особенности проведения семинаров-тренингов ЮНИСЕФ
«Консультирование по травме» для психологов
Чеченской Республики // Ананьевские чтения – 2009.
Современная психология: методология, парадигмы, теории. Материалы
научно-практической конференции. Выпуск 2. – СПб.:
Издательство СПбГУ, 2009 – С. 380-382.
- Рабочая тетрадь волонтера
социально-психологической программы ЮНИСЕФ / Авторы-составители И.В.
Добряков, И.М. Никольская. – Владикавказ, Юнисеф., 2008.
– 18 с.
- Салгириева К.А.
Организация деятельности службы «Телефон Доверия» в Чеченской
Республике// IV-я Республиканская научно-практическая конференция
«Социально-психологическая программа ЮНИСЕФ в Чеченской
республике: итоги, достижения, перспективы развития».
Материалы конференции. 3 марта 20011. – Грозный, 20011.
– С. 82-83.
- Социально-психологическое
обследование детей Чеченской Республики, получивших психологические
травмы вследствие ведения военных действий. – ЮНИСЕФ, 2006.
– 140 с.
- Хадуева Т.Х.
Групповая супервизия в
системе работы школьного психолога // IV-я Республиканская
научно-практическая конференция «Социально-психологическая
программа ЮНИСЕФ в Чеченской республике: итоги, достижения, перспективы
развития». Материалы конференции. 3 марта 20011. –
Грозный, 20011. – С. 89-92.
- Хадуева Т.Х., Идрисов К.А.
Проблемы организации социально-психологической помощи детям и подросткам
Чеченской республики // Региональная научно-практическая конференция
Южного Федерального округа «Психическое здоровье населения в
условиях длительной чрезвычайной ситуации»: Материалы
конференции (27-28 апреля 2007 года, Грозный). – Владикавказ,
типография ООО «Принт», 2007. – C. 154-155.
Ссылка для цитирования
Никольская И.М., Ясаев А.З. Психическое здоровье детей Чеченской Республики
и организация психологической помощи. (Обзор по итогам 4-ой республиканской
научно-практической конференции «Социально-психологическая программа ЮНИСЕФ
в Чеченской Республике: итоги, достижения и перспективы развития» –
3 марта 2011 года, г. Грозный). [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 3. URL: http://
medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|