РУБРИКА:  ТОЧКА ЗРЕНИЯ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА

Ирина Михайловна Никольская (Санкт-Петербург)
(01.01.2012 – 29.02.2012)

–  доктор психологических наук, профессор.

Автор (соавтор, редактор) руководств:

Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей – СПб.: Изд. Речь, (2003, 2005, 2006). (совместно с Э.Г. Эйдемиллером и И.В. Добряковым).

Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Изд. СПбМАПО, 2009.

Семейная социограмма в психологическом консультировании. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2010 (совместно с В.В. Пушиной).

Психологическая защита у детей. – СПб: Речь, 2000, 2006, 2010 (совместно с Р.М. Грановской).

В электронном научном журнале «Медицинская психология в России» опубликован обзор
Никольская И.М. Клиническая психология семьи: основные положения.

Никольская И.М., Маргошина И.Ю. Взаимоотношнеия с клиентом и их влияние на состояние и личность врачей и психологов.

 

 

Вопрос № 20.

Глубокоуважаемая Ирина Михайловна!

Известны ли в практике семейного консультирования варианты, когда семейную пару консультирует пара психотерапевтов, находящаяся в реальных супружеских отношениях? Как Вы считаете, целесообразно ли это?

Иван Богатырев (Астрахань)

Уважаемый Иван, такие случаи известны. Более того, мои коллеги припомнили случай, когда после развода теперь уже бывшие супруги продолжили работать вместе как психотерапевты. Относительно целесообразности – здесь существует большой риск собственных проекций специалистов на консультируемые супружеские пары.

Вопрос № 19.

Глубокоуважаемая Ирина Михайловна!

Сколько видов психологических защит описывает современная психология у взрослых?

Сергей Протопопов (Новосибирск)

Уважаемый Сергей, среди исследователей нет единства мнений о том, сколько психологических защит существует у человека. В разных литературных источниках указывают до 23-34 различных механизмов. Точно также не существует единой классификации психологических защитных механизмов.

Вопрос № 18.

Глубокоуважаемая Ирина Михайловна!

Известны ли в науке длительные лонгитюдные исследования семейных отношений?
Спасибо!

Павел Якименко (Киев, Украина)

Уважаемый Павел, думаю, что они существуют, но у меня информации о них нет.

Вопрос № 17.

Глубокоуважаемая Ирина Михайловна!

В семье изменил один из супругов… Как ему помочь изменить отношение к супругу, которому изменил (побороть равнодушие), если есть желание продолжить супружескую жизнь?

Тарасова Дарья (Ярославль)

Уважаемая Дарья, если у изменившего супруга есть желание продолжить прежние супружеские отношения и он готов с Вами, как с помощником, сотрудничать, – это уже хорошо. Измену ведь нередко рассматривают как семейный стабилизатор. Исследуйте семейную ситуацию клиента. Обсудите с ним плюсы и минусы его супружеских и альтернативных отношений. Оживите позитивные образы, связанные с супружеством, определитесь с тем, что именно клиент ценит в супружеских отношениях и что хочет сохранить. Исследуйте роль клиента в возникновении проблемы (измены) и обсудите, что клиент готов изменить в себе и в своих супружеских отношениях, чтобы они его больше удовлетворяли. Самое главное – не ждите, что клиент немедленно избавится от равнодушия к супругу, которому изменил, после того, как Вы с ним начнете работать.

Вопрос № 16.

Глубокоуважаемая Ирина Михайловна!

Как лучше поступить, если многодетная семья (четверо детей) оказалась на грани развода?

Соломина Е.С. (Ярославль)

Уважаемая Е.С. Соломина, к сожалению, ситуация, когда на грани развода оказывается многодетная семья – не такая уж редкость. Не зря многодетные семьи относят в группу риска, а детей рассматривают не только как стабилизатор, но также как существенный дестабилизатор семейных отношений. Однако определить тактики и стратегию работы с конкретной многодетной семьей можно только после знакомства с ее членами, анализа жизненного контекста и ресурсов семьи. Как и во всех других случаях семейного консультирования, в заявленном Вами случае придется использовать индивидуальный подход.

Вопрос № 15.

Глубокоуважаемая Ирина Михайловна!

Стоит ли применять психологу методы семейной терапии в своей собственной семье?

Барсукова Юлия (Ярославль)

Уважаемая Юлия, согласно этическим нормам профессии, психолог не должен выступать как семейный психотерапевт для членов своей семьи, других родственников, друзей, коллег. Есть риск путаницы ролей («специалист» – «член семьи/друг/коллега»), из-за которой работа не идет, а отношения между членами семьи ухудшаются и даже разрушаются. При возникновении проблем лучше направлять членов своей семьи к другим специалистам. Другое дело, что бессознательно или осознанно психолог может использовать отдельные техники консультирования в общении с близкими ему людьми (активное слушание, постановку вопросов, отражение чувств и пр.). Однако это – просто навык эффективного общения.

Вопрос № 14.

Уважаемая Ирина Михайловна!

Скажите, пожалуйста, как дифференцировать астению, вызванную соматическим заболеванием, и астению психологического генеза в условиях стационара? (Кроме как посредством разговора с лечащим врачом).

С уважением, Еремина Дарья

Уважаемая Дарья, я думаю, что здесь важную роль может сыграть Ваша беседа с больным, направленная на выявление психотравмирующих жизненных ситуаций, которые он пережил за последнее время (не менее одного года). Она позволит проверить гипотезу об астении психологического генеза. Н.В. Александрова подсказывает, что при соматических заболеваниях для пациента трудны любые физические усилия, при разговоре он быстро устает, истощается. В случае психогенной астении он может говорить «долго и нудно» (доводя специалиста до изнеможения), жалуясь при этом, что у него «нет сил». И.В. Добряков добавляет, что если соматическое заболевание пройдет, сам пациент отдохнет и его психологическая ситуация улучшится, – то астения все равно может остаться. Тогда надо проверять гипотезу о наличии психопатологии.

Вопрос № 13.

Уважаемая Ирина Михайловна!

Какими психологическими особенностями должен обладать талантливый человек (например, художник, музыкант, поэт…), чтобы быть успешным? Особенно, если это женщина.

С уважением, Оксана Бражникова (Санкт-Петербург)

Уважаемая Оксана, профессор Э.Г. Эйдемиллер назвал мне такие качества, как наличие мотива достижения, терпеливость, спокойствие. Его котерапевт Н.В. Александрова – положительную самооценку. К этим качествам я бы добавила оптимизм, самоэффективность, выносливость, способность быстро восстанавливать силы после стресса, умение ограничиваться и осознавать, что для достижения успеха женщине придется потратить в несколько раз больше сил, чем окружающим ее менее талантливым мужчинам.

Вопрос № 12.

Уважаемая Ирина Михайловна!

Есть разные точки зрения о счастливой семейной жизни. Существует утверждение: «Хотите быть счастливыми, даже не пытайтесь понять друг друга». Другие считают: «Путь к семейному счастью – это умение и стремление понимать друг друга». Что Вы думаете об этом. Какова Ваша точка зрения?

С уважением, Оксана Бражникова (Санкт-Петербург)

Уважаемая Оксана, я разделяю вторую точку зрения.

Вопрос № 11.

Уважаемая Ирина Михайловна!

Какова Ваша точка зрения по поводу следующих двух проблем. Проблема 1-я. Огромное количество выпускающихся психологов каждый год. Психологов сейчас не готовит только «ленивый» ВУЗ. При этом большинство выпускников-психологов по специальности не работают! Проблема 2-я. Низкое качество подготовки психологов даже в элитных ВУЗах. Это факт. Таким образом, учитывая две вышеперечисленные проблемы, в нашей стране, во-первых, появляется много менеджеров, маркетологов, спортивных тренеров, дизайнеров, предпринимателей, домохозяек, и прочих, прочих, прочих лиц – с дипломом психолога (при этом они не являются психологами и психологами не работают, но – закончили психологический факультет ВУЗа); во-вторых, появляется много психологов консультантов, якобы на высоком профессиональном уровне, оказывающих психологическую помощь. В Интернете огромное количество рекламы психологических услуг. При этом, если называть вещи своими именами, это психологи, создающие лишь видимость профессионализма. Вероятно, обращаться к психологу в нашей стране даже опасно (в лучшем случае это будут потраченные зря время и деньги). При этом действительно хороших психологов-консультантов – единицы. Что Вы думаете по поводу указанных проблем? Какие меры необходимы для их решения?

С уважением, Оксана Бражникова (Санкт-Петербург)

Уважаемая Оксана, не только сейчас, но и 20-30 лет назад менее половины лиц, которые получали диплом психолога, начинали работать по специальности. То же самое происходит с людьми, которые получают другие дипломы – инженеров, врачей и пр. Другое дело, что сейчас действительно число выпускников психологических факультетов в разы увеличилось, а их подготовка оставляет желать лучшего. В связи с этим я, в целом, согласна с ужесточением требований к аттестации и аккредитации образовательных учреждений, с сокращением числа вузов и направлений, по которым им разрешено проводить подготовку студентов и переподготовку слушателей. Кроме того, считаю возможным передать часть функций по профессиональной подготовке и сертификации уже подготовленных специалистов профессиональным ассоциациям, как это происходит в других странах. Профессиональное сообщество обычно владеет информацией о том, кто из себя что представляет.

Вопрос № 10.

Уважаемая Ирина Михайловна!

Почему, на Ваш взгляд, в последние годы в России особенно активно набирают популярность и развиваются лишь определённые направления психологической науки: например, психология семьи, психология бизнеса, психология менеджмента и т.д., но при этом, другие интересные направления психологии оказываются как бы «в тени». Я имею в виду, например, зоопсихологию?

С уважением, Оксана Бражникова (Санкт-Петербург)

Уважаемая Оксана, как правило, новые отрасли психологии возникают по запросу общества. Вспомните начало XX века и бурное развитие дифференциальной психологии и психодиагностики. Развивается то, что дает реальный практический и материальный результат. Относительно зоопсихологии – на последнем съезде РПО были секция и круглый стол по зоопсихологии и сравнительной психологии. Можно также вспомнить, что сейчас очень даже популярны практические разработки в области иппотерапии, дельфинотерапии, собакотерапии и других методов оказания лечебно-психологической помощи с использованием животных. Можно по-разному к этим альтернативным методам относиться, но ведь они же – развиваются.

Вопрос № 9.

Уважаемая Ирина Михайловна, ответьте, пожалуйста, в каких областях клинической психологии ощущается недостаток современных, может быть, обобщающих концепций? Современного переосмысления проблем? Существуют ли в клинической психологии «тупиковые» проблемы?

Дьячкова Елена Станиславовна (Тамбов)

Уважаемая Елена Станиславовна, с моей точки зрения мало разработаны вопросы клинической психологии семьи, клинической нейропсихологии детского возраста, судебно-психологической экспертизы по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка, психологии лечебной среды и приверженности к лечению.

Э.Г. Эйдемиллер назвал проблемной зоной психологические аспекты инверсии полового влечения.

И.В. Добряков в качестве тупиковой проблемы назвал психологические аспекты сексуальной жизни взрослых людей с тяжелыми формами олигофрении. Как помогать таким людям справиться с половым влечением (стерилизовать? позволять заниматься онанизмом под контролем? другое?). Может ли рожать детей женщина с олигофренией или, например, с тяжелой формой шизофрении? К сожалению, на эти вопросы ответов пока нет.

Вопрос № 8.

Уважаемая Ирина Михайловна!

Многие клиенты спрашивают: «Как повысить (заслужить) авторитет мужчины в семье?» Как, на Ваш взгляд, должен ответить на него профессиональный психолог-консультант. Спасибо.

Арсений Великанов, Юлия Матина (Санкт-Петербург)

Уважаемые Арсений и Юлия, профессор Э.Г. Эйдемиллер считает, что заслужить авторитет в семье может мужчина, у которого есть любимое дело, любящий свою жену и любимый своей женой.

Ассистент нашей кафедры Н.В. Александрова указывает, что повысить авторитет мужчины в семье может подчеркивание его значимости ему самому и его детям.

Для меня важный момент состоит в понимании того, что в семье мужчина и женщина принимают на себя разные роли по отношению друг к другу – роль мужа и роль жены. Любая роль возлагает на ее носителя ряд обязанностей и одновременно дает определенные права. Если мужчина и женщина не только чувствуют и понимают свои права и обязанности, но также реализуют их по отношению друг к другу, повышать авторитет мужчины не потребуется. Другими словами, чтобы у мужчины (мужа) был в семье авторитет, часто приходится основную психологическую работу проводить с его женой (женщиной).

Вопрос № 7.

Уважаемая Ирина Михайловна!

Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, может ли повлиять на уровень интеллектуального развития переучивание ребенка-левши на правшу?

С уважением, Квасов Евгений (Санкт-Петербург)

Уважаемый Евгений, при переучивании ребенка левши на правшу возникает пространственная ломка формирования движений, так как стимулируются движения правой, не основной руки, а основная, ведущая рука, остаётся без стимуляции. Тем самым врождённые функции ведущего у левшей правого полушария как бы перекладываются на левое полушарие, в котором у них нет соответствующей проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Это может привести к речевым расстройствам, трудностям в школьном обучении, негативизму и пр. Ненужные энергетические затраты вследствие переучивания ведут к перенапряжению, появлению невротических симптомов, осложняют восприятие себя. Все это в совокупности может повлиять на интеллектуальные достижения.

Вопрос № 6.

Уважаемая Ирина Михайловна!

У пациентки неизлечимое заболевание неизвестной этиологии. Отмечаются системные поражения практически всех органов и систем. Снижается зрение (вероятно, скоро она ослепнет), выражены двигательные нарушения. Проявляется болевой синдром. Пациентка молодая (студентка). Каков, на Ваш взгляд, наиболее эффективный метод психотерапевтической работы в данном случае? Спасибо.

Арсений Великанов, Юлия Матина (Санкт-Петербург)

Уважаемые Арсений и Юлия, один раз я оказалась в подобной ситуации. У моей пациентки (в ту пору молодого специалиста) в конце концов был диагностирован лейкоэнцефалит, в результате которого у нее возникли двигательные, речевые, мнестические расстройства, нарушения зрения и пр. В том случае самой сложной для меня оказалось психологическая помощь ее семье, направленная на принятие родственниками болезни пациентки и осознание ими невозможности справиться с ее заболеванием всеми на тот момент доступными средствами. Относительно работы с самой пациенткой – это было длительное (в течение нескольких лет) взаимодействие, включающее усилия по восстановлению нарушенных психических функций, бытовую и социальную адаптацию, осознание инвалидности, интеграцию в сообщество инвалидов по зрению и т.д.

Поэтому, говоря о Вашем случае – присоединяйтесь и действуйте, исходя из контекста. Если нет психических нарушений – ищите личностные, социальные ресурсы и те сферы реализации, которые остаются для вашей пациентки доступными. И обязательно выделите время для работы с семьей – пациентке ведь в семье придется жить.

И.В. Добряков задает вопрос – проверялась ли гипотеза о конверсионных расстройствах?

Вопрос № 5.

Уважаемая Ирина Михайловна!

Скажите, пожалуйста, какую роль, на Ваш взгляд, играет медицинский (клинический) психолог в процессе формирования комплаенса больных в клинике, а также на амбулаторном этапе реабилитации? И какие психологические аспекты этого комплексного явления наиболее существенны; на что следует в первую очередь обращать внимание при работе с «некомплаентными» пациентами (в частности, с онкологическим диагнозом): жизненные ценности, прошлый опыт, какие-то личностные характеристики? Заранее благодарю за ответ.

С уважением Яковлева Мария Викторовна,
студентка кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ (Санкт-Петербург)

Уважаемая Мария Викторовна, мне понравилась статья о комплаенс-терапии, которую в журнале Медицинская психология в России представили Бабин С.М., Шлафер А.М., Сергеева Н.А. (Комплаенс-терапия больных шизофренией. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http:// medpsy.ru). Я думаю, что в этой статье можно найти варианты ответов на ваш вопрос.

С моей точки зрения, соблюдение пациентом режима приема лекарственных препаратов, приверженность лечению, нахождению в стационаре, соблюдению диеты, ведению определенного образа жизни и пр. прямо взаимосвязаны с тем, какие отношения у пациента сложились с лечащим врачом, другими медицинским персоналом (в том числе, клиническим психологом), больными с подобным заболеванием, родственниками. В результате общения со всеми этими людьми (а не только с врачом) у пациента складывается мнение о том, как он сам «добровольно» будет строить свое поведение и решать вопросы, имеющие отношение к его здоровью и болезни. Задача врача (и клинического психолога) состоит в создании условий, позволяющих больному осознать и принять необходимость лечения и соблюдения определенного режима. К сожалению, у врача для «создания таких условий» (например, доверительной беседы с больным, обсуждающей все аспекты лечения и диеты – от обоснования и длительности до возможных побочных эффектов и стоимости) не всегда есть время и желание. А клинический психолог, имеющий психологическое, а не медицинское образование, не всегда может компетентно донести до больного информацию об особенностях его болезни и тонкостях необходимого лечении. Кроме того, с позиции биопсихосоциального подхода к пониманию здоровья и болезни следует постоянно помнить о значимости выстраивания не только доверительных, но также основанных на принципе обратной связи взаимоотношений между специалистом и клиентом. Здесь интерпретация болезни и здоровья обязательно учитывает мнение пациента, который должен иметь возможность высказать все свои беспокойства и ожидания.

Что касается работы с онкологическими пациентами – конечно, следует опираться на их собственные жизненные ценности, прошлый опыт, учитывать присущие им личностные характеристики. Но, как сказал профессор Э.Г. Эйдемиллер, еще очень важно с пациентом быть честным. Другими словами, готовым обсуждать то, что волнует пациента (например, вопросы жизни и смерти), а не только то, что обсуждать удобно и нестрашно для психолога (прием препаратов и личностные характеристики).

Вопрос № 4.

Уважаемая Ирина Михайловна!

Как, на Ваш взгляд, эффективнее работать с женщинами, которые во время беременности, находясь на большом сроке, узнают, что их ребёнок будет иметь различного рода соматические нарушения и станет инвалидом? При этом аборт невозможен (имеются медицинские противопоказания). Подобная информация является сильнейшим психотравмирующим фактором для беременной женщины! Многие из этих пациенток, узнав об истинном положении дел, желают отказаться от ребёнка.
Спасибо!

Арсений Великанов, Юлия Матина (Санкт-Петербург)

Уважаемые Арсений и Юлия, я обратилась с вашим вопросом к доценту нашей кафедры И.В. Добрякову – одному их ведущих специалистов в области перинатальной психологии и психотерапии в нашей стране. Он ответил, что в каждом случае нужна индивидуальная работа, учитывающая семейную ситуацию, личностные и социальные ресурсы конкретной пациентки. Понимание между пациенткой и специалистом возможно только при условии хорошего присоединения и вашего четкого представления о том, насколько тяжелая у ребенка патология и к каким именно последствиям она может привести. Пациентка, находящаяся в кризисном состоянии, должна четко осознать, сможет ли она вернуться к прежнему образу жизни или переживаемая ситуация потребует от него кардинального изменения жизни, ее нового осмысления.

Вопрос № 3.

Уважаемая Ирина Михайловна, подскажите, пожалуйста, в каких институтах России и за рубежом целесообразно повышать квалификацию клиническому психологу?

Дьячкова Елена Станиславовна (Тамбов)

Уважаемая Елена Станиславовна, к сожалению, я не владею информацией о том, где можно за рубежом повысить квалификацию клиническому психологу. Относительно России – приглашаю Вас пройти повышение квалификации кафедре, где работаю я сама. Это кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ имени Мечникова (зав. кафедрой – проф., д.м.н. Э.Г. Эйдемиллер, один из создателей семейной психотерапии в нашей стране). Вас могут заинтересовать циклы «Медицинская (клиническая) психология и психотерапия», «Медицинская (клиническая) психология и психотерапия семьи и детства» и другие. Информация о наших циклах на сайте www.medpsy.ru имеется.

Вопрос № 2.

Уважаемая Ирина Михайловна!

Как Вы относитесь к «Мотивационному консультированию»? Поясню. Традиционно считается, что если клиент психолога (или пациент) хочет получить результат, если он достаточно мотивирован, то и психологическая работа с ним будет достаточно эффективной. Если человек не мотивирован, то, вероятно, работа с ним – бессмысленна. Работая в кардиологической клинике, мы предполагаем, что подход должен быть иным. Так, представим, что пациент недостаточно мотивирован на лечение: у него низкая приверженность к лечению, он не соблюдает рекомендации врача (а таких больных большинство!!!). Понятно, что и на консультации психолога он НЕ БУДЕТ излагать такую формулировку: «хочу стать более приверженным к лечению». Пациент НЕ МОТИВИРОВАН. Ещё раз повторю, что таких больных очень много. Если допустить, что всё зависит от изначального уровня мотивации, то не имеет никакого смысла 1) проводить психологическую консультацию и 2) лечить этого человека от ишемической болезни сердца (всё равно у него вероятна смерть от повторного инфаркта в скором времени, т.к. он не соблюдает рекомендации). Если руководствоваться такой логикой, то это ставит под сомнение и эффективность психологических консультаций в кардиологической клинике, и эффективность кардиологического лечения!!! Таким образом, из этого следует, что подход должен строится на других принципах. Нужно проводить психокоррекционную работу со слабо мотивированными (а то и вообще с немотивированными) пациентами и целью этой работы должно быть ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ! Но тут возникает ещё ряд вопросов… Какие психотерапевтические методы использовать для этой цели? Как заставить пациента ЗАХОТЕТЬ (захотеть лечится, соблюдать режим, помнить о приеме лекарств, бросить курить, и т.д. и т.п.). Понятно, что всё индивидуально, но всё-таки… Уважаемая Ирина Михайловна, каково Ваше мнение по этому поводу?

Арсений Великанов (Санкт-Петербург)

Уважаемый Арсений Апетович, на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ имени Мечникова, сотрудников которой я являюсь, существует точка зрения, что психологическое консультирование – это один из видов психотерапии (психотерапия условно здоровых людей) и одновременно – начальный этап психотерапии. Если на консультации выясняется, что пациент не очень понимает, что такое психологическая помощь и не мотивирован на ее получение (нет запроса), то дальнейшее психологическое консультирование, действительно, невозможно, и тогда его следует/возможно перевести в психотерапию (часто – суппортивную).

Слабо мотивированный пациент начнет с Вами сотрудничать, если почувствует, что интересен Вам как личность, а не только как объект для Вашего влияния (заставить «захотеть лечится, соблюдать режим, помнить о приеме лекарств, бросить курить и т.д., и т.п.»). Присоединяйтесь к пациенту и беседуйте о том, что самого пациента волнует. Проявляйте интерес к его прошлому и настоящему. Вполне возможно, что завоюете доверие и даже актуализируете желание лечиться и отказаться от вредных привычек.

Психотерапия нередко требует длительного присоединения с учетом возможного сопротивления (и здесь важно на первом этапе принятие концепции клиента). В ряде случаев возможна помощь клиенту в укреплении его психологических защитных механизмов (формирование позитивных иллюзий), а не в их осознании. Также работа может быть направлена на смягчение и устранение отдельных болезненных симптомов, а не на обязательную перестройку личности и системы ее отношений. Другими словами, целью психотерапии может быть сохранение/улучшение качества жизни клиента.

Вопрос № 1.

Уважаемая Ирина Михайловна, а, на Ваш взгляд, перфекционизм – это хорошо или плохо?

Дьячкова Елена Станиславовна (Тамбов)

Уважаемая Елена Станиславовна, для меня, как для личности и специалиста всегда были важны принципы «постановка реалистичных целей» и «принятие личной ответственности». Первый принцип помогает понять ограничение своих возможностей и помнить, что ты не всемогущ, не способен решить «все без исключения задачи», построить правильные отношения «со всеми без исключения людьми», помочь «всем решить все проблемы» и т.д.. Если допускать собственную ограниченность, можно избежать ненужного напряжения и чувства вины. То есть, правильная оценка своих возможностей позволяет ставить перед собой «достижимые цели».

Второй принцип, принятие личной ответственности, помогает с учетом анализа объективных и субъективных факторов, свободно осуществлять выбор – браться за конкретное дело, или нет, давать обещание, или нет, соглашаться с чьими-то доводами, критикой, – или нет. То есть, он помогает ограничиваться.

С учетом этого, перфекционизм при постановке реалистичных целей и принятии личной ответственности за дело, которое ты хочешь и объективно можешь сделать, наверное, не повредит. А вот при постановке нереалистичных целей и безответственном выборе – может привести к опасным для здоровья последствиям. Не зря же перфекционизм наряду с враждебностью рассматривают как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств (см. автореферат докторской диссертации Натальи Георгиевны Гаранян на эту тему).


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player