|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Мы продолжаем публикацию
рукописи профессора Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова
Леонида Петровича Урванцева, переданной нам студентами-психологами,
которым, в свою очередь, Леонид Петрович записывал на электронные носители текст
без всяких ограничений. Книга была подготовлена к печати, но не была издана.
Публикация монографии в Интернете, по нашему мнению, – дань памяти
замечательному ученому, безвременно ушедшему из жизни. (Обширный список
цитируемой литературы будет приведен в конце публикации).
Институт психологии РАН
Институт «Открытое общество»
Л.П. УРВАНЦЕВ
ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКОГО
БОЛЬНОГО
2000
© Л.П. Урванцев, 2000
В заключение остановимся на
результатах исследования некоторых возрастных особенностей ВКБ, выполненного
под нашим руководством [72]. В нем были использованы стандартизированные
интервью, методика, предлагающая нарисовать болезнь и здоровье. Испытуемых
просили также ответить на вопросы: «Что такое болезнь?» и «Что такое здоровье?»
При разработке вопросов интервью мы постарались учесть их направленность на
различные уровни структуры ВКБ (по В.В. Николаевой): сенсорный,
эмоциональный, интеллектуальный и мотивационный. Поэтому испытуемых спрашивали
о наличии болей и о том, как они могут боль описать. Их просили оценить свою
болезнь как легкую, средней тяжести или тяжелую. Были вопросы о том, часто ли
они думают о своей болезни и какие чувства она
вызывает. Другие вопросы касались того, повлияла ли болезнь на отношения с
близкими и друзьями, многое ли они потеряли из-за своей болезни и страдает ли
из-за нее учеба. Задавались также следующие вопросы:
какие причины, по их мнению, вызвали заболевание? что поможет выздороветь?
зависит ли выздоровление от них самих? Наконец, два вопроса были направлены в будущее:
думают ли они, что будут полностью здоровы после лечения, и повлияет ли болезнь
на их будущее.
Рисунки болезни и здоровья испытуемым
предлагали выполнить цветными карандашами. При анализе рисунков учитывалось,
изображены ли болезнь и здоровье через действие, эмоции или ассоциации с медицинской
атрибутикой, а также отмечалось использование цвета. К определенной категории были отнесены ответы на вопросы
о том, что такое болезнь и что такое здоровье:
— определение в терминах действия,
моторной активности;
— определение через ассоциации;
— определение путем перечисления
эмоций;
— определение через физические,
телесные ощущения;
— собственно определения, в которых
испытуемый старался отразить понятия многосторонне, обобщая свои знания и
следуя требованиям логики.
В исследовании приняли участие три
группы испытуемых по 25 человек в каждой, различающиеся по возрасту:
9-11 лет, 13-15 лет и 17-19 лет. Все они имели медицинский
диагноз язвенной болезни желудка или 12-перстной кишки (вне обострения) и
состояли на диспансерном учете около 4 лет.
Почти 45 % 9-11-летних больных
не смогли описать свои болевые ощущения, тогда как лишь 7 человек из двух
других групп не смогли это сделать. Это объясняется многими факторами:
недостаточным вниманием к интероцептивным ощущениям,
возрастными особенностями психических процессов, бедностью словарного запаса.
Описание болевых ощущений в самой младшей группе в основном касаются отдельного
органа и имеют глагольную форму: «колет», «стреляет», «сжимает» и т.д. Редко
упоминаются сила и продолжительность боли. Позже появляются описания боли через
эмоции и сравнения, а к 17-19 годам «эмоциональные» ответы почти исчезают
и описания становятся четкими, определенными, с использованием медицинских
терминов, с указанием на интенсивность и длительность ощущений.
Субъективная оценка тяжести
заболевания сравнивалась с ее оценкой лечащими врачами. По количеству
совпадений этих оценок установлены статистически значимые различия между
группами 9-11-летних и 13-15-летних больных, а также между группами подросткового
и юношеского возраста. Подростки отличаются заметной переоценкой тяжести своего
заболевания. Большие различия между группами получены и в ответах на вопрос о
чувствах, которые вызывает болезнь. Ответ «не вызывает никаких чувств» дали
около 60 % испытуемых в возрасте 9-11 и 17-19 лет, тогда как в
группе подростков таких было лишь два человека. Подростки охотно рассказывали о
своих переживаниях, однако спектр называемых ими эмоций узок: грусть, тоска,
жалость к себе, сожаление. Большее внимание подростков к эмоциональному уровню
ВКБ объясняется, вероятно, морфологическими изменениями пубертантного
периода и развитием самосознания, а узость спектра чувств может быть связана с
бедностью «эмоционального словаря» (возможно и из-за алекситимичности
психосоматических больных).
Почти все испытуемые (независимо от
возраста) считают, что болезнь не повлияла на отношения с друзьями и близкими и
что они немногое потеряли из-за нее. Очень редко отмечалось, что от болезни
страдает учеба, как и то, что болезнь может повлиять на дальнейшую жизнь.
Как и ожидалось, на вопрос о
возможных причинах болезни почти половина опрошенных из самой младшей группы
вообще не смогли ответить, а остальные обычно считали главной причиной неправильное
питание. При этом в средней и старшей группах появляются ответы, в которых
ответственность за возникновение болезни возлагается на факторы, не зависящие
от больного (наследственность, «нервные переживания» и т.д.).
На вопрос о том, что поможет им
выздороветь, около 60 % детей 9-11-летнего возраста ответили «не знаю», а
остальные говорили о роли врача и лекарств и необходимости соблюдать
предписания врача. В группе подросткового возраста чаще отражаются самостоятельность
и инициатива, называются такие факторы, как помощь близких,
«надежда и упорство». О необходимости не нервничать, не раздражаться, избегать
нервных перегрузок, сотрудничать с врачом и о профилактических мероприятиях
чаще говорят в юношеском возрасте.
Испытуемые подросткового возраста
значительно реже (по сравнению с двумя другими группами) считают, что после
лечения они будут полностью здоровы. Такой более пессимистичный взгляд на свою
болезнь в данной группе хорошо соответствует отмеченной выше переоценке тяжести
заболевания. С этим, вероятно, связан и более частный утвердительный ответ
больных 13-15-летнего возраста на вопрос о том, повлияет ли болезнь на их
будущее.
Итак, в случае язвенной болезни
подтверждается особенно яркая выраженность уровня чувственного переживания
болезни в подростковом возрасте. В отношении данного заболевания предложенное
ранее объяснение полученных результатов, согласно которому болезнь отрицательно
влияет на общение — ведущий вид деятельности у подростков, вероятно,
неправомерно (по крайней мере, как единственно возможное). Как уже отмечалось,
нужно учитывать также морфологическую основу психологических особенностей пубертантного периода, а также формирования «образа Я» и
самооценки, развитие самостоятельности и независимости взглядов.
Результаты опроса частично
подтверждаются анализом рисунков болезни и здоровья. Рисунки больных 13-15-летнего
возраста оказались наиболее эмоционально насыщенными, нестандартными. В них
намного реже (по сравнению с двумя другими группами) изображается медицинская
атрибутика, действия, общепринятая символика.
Третья методика (дать определения
понятий «болезнь» и «здоровье») позволила выявить аналогичные статистически
значимые различия между группами. У 9-11-летних болезнь ассоциируется либо с
конкретным лечебным процессом, либо с причинами возникновения заболевания, либо
с его симптомами («Болезнь — это микробы», «Болезнь — это когда ты пьешь
микстуру, и к тебе приходит врач», «Болезнь — это насморк»). В средней группе
при определении болезни доминируют определения через перечисление эмоций, как и
при определении здоровья.
В целом результаты проведенного исследования,
на наш взгляд, позволяют рекомендовать использование в нем стандартизированное
интервью, методику «Нарисуй здоровье и болезнь», а также вопросы о том, что
такое болезнь и что такое здоровье в работе психолога с больными детьми и
подростками.
Влияние хронических соматических
заболеваний на интеллектуальные особенности школьников изучено недостаточно
хорошо. Поэтому представляют значительный интерес результаты недавно выполненного
исследования В.А. Ковалевского [71]. Испытуемыми были три группы младших
школьников: без хронической соматической патологии (здоровые), имеющие ее, но
редко болеющие, и болеющие более четырех раз в году. Им предлагали методики,
направленные на диагностику уровней развития рефлексии, уровня внутреннего
плана действий (по Я.А. Пономареву) и степени развития произвольности
(нужно было выполнить действия, ориентируясь на два заданных условия одновременно).
Хотя обычно отмечают негативное влияние болезни на интеллектуальное развитие в
детском возрасте, результаты исследования оказались несколько иными.
Часто болеющие младшие школьники
действительно продемонстрировали замедленное развитие таких психических новообразований
этого возраста, как теоретический анализ, содержательная рефлексия, целостное
планирование и произвольность. Однако у редко болеющих учащихся выявлено
ускоренное (по сравнению со здоровыми сверстниками) развитие указанных
новообразований. Автор предлагает следующее объяснение этих результатов.
Больной ребенок чаще сталкивается с затруднениями в своей деятельности, что
вынуждает его чаще анализировать поведение (свое и окружающих), более тщательно
планировать деятельность и контролировать ее в ходе осуществления. Поэтому происходит
более раннее созревание психических новообразований, если обострения болезни
редки или при субъективно легком течении заболевания. При частных обострениях
хронической болезни (либо при ее тяжелом течении) из-за выраженного астенического
синдрома развитие новообразований возраста замедляется. Можно согласиться с
автором в том, что редко болеющие дети (не более четырех раз в год) нуждаются в
помощи психолога не меньше, чем болеющие часто, поскольку с повышением уровня
рефлексии у них увеличивается число проблематичных суждений. Для них более
характерен теоретико-познавательный подход к объектам, который исключает
категоричные оценочные и самооценочные суждения, что
ведет к возрастанию неуверенности в себе. В то же время, более рефлексивные
дети привлекают внимание одноклассников и обычно выделяются среди них рядом
положительных качеств. Поэтому наблюдается противоречие между неуверенностью и
высоким статусом среди сверстников, из-за чего возможны эмоциональные срывы.
К сожалению, В.А. Ковалевский не
указывает некоторые важные характеристики испытуемых: болезни, которыми они
страдают, их мотивацию к учебе, успеваемость и т.д. Без этого трудно оценить
возможность обратной направленности причинно-следственных связей, хотя нельзя и
полностью исключить именно такой вариант объяснения результатов; ускоренное
развитие интеллектуальных функций может быть «оплачено» другой ценой — ценой
здоровья ребенка, особенно если иметь в виду психологические заболевания.
Проблемы психологического плана, нередко возникающие у одаренных
детей, хорошо известны.
Наиболее подробно рассматривается
обычно психодиагностический аспект работы психолога с пациентами
врача-педиатра. Можно выделить две основных цели составления психологической
характеристики ребенка. Во-первых, она позволяет оценить необходимость психокоррекционной и психотерапевтической работы с ним, а
также определить психотерапевтические мишени и направление коррекции (если она
нужна) внутренней картины болезни. Во-вторых, полученная информация, несомненно,
полезна для врача. Она может использоваться для установления контакта и оптимизации
общения с пациентом, для диагностики, прогноза, терапии и для выработки
реабилитационных мероприятий. В каждом случае на первый план выдвигаются те или
иные задачи психологического исследования пациента. Они зависят от многих
факторов, например, от особенностей болезни.
В последние годы предпринимаются
попытки обучать будущих врачей составлению медико-психологической
характеристики личности больного ребенка. Рассмотрим одну из схем подобной характеристики,
разработанную преподавателями ЯГМА и предлагаемую студентам педиатрического
факультета для выполнения зачетной работы [Урываев В.А. и др. – 162]. На наш
взгляд, структура и содержание предложенной характеристики, указанные методы и
методики получения информации научно обоснованы и соответствуют практическим
задачам работы с больным ребенком. Сомнение вызывает лишь то, что составление
этой характеристики требует хорошей подготовки в области психологии, умения
применять психологические знания и желание делать это, а также значительных затрат
времени врача, которого обычно на подобную работу просто не хватает. Поэтому
более целесообразным нам представляется не превращение врача в «психолога по
совместительству», а появление штатных психологов и психотерапевтов в детских
учреждениях системы здравоохранения. Для психологов упомянутая схема
медико-психологической характеристики личности ребенка в клинике представляет
интерес, и особенно это касается ряда разделов характеристики, на которых мы и
акцентируем внимание.
Субъективный анализ жизни (история
жизни со слов самого пациента) включает информацию о составе семьи,
особенностях воспитания, поведения и развития в раннем возрасте, о протекании пубертантного периода, о формах проявления нарушения
поведения (девиантное поведение). Важное
значение могут также иметь бытовые условия и особенности семейных
отношений, описание характера и его динамика. Каждый пункт этой схемы
конкретизируется. Например, о поведении и развитии в раннем детстве нужно
выяснить следующее:
— интересы и игровая деятельность в
дошкольном возрасте, контактность, особенности адаптации в коллективе (детсад,
ясли);
— наличие гипервозбудимости или, наоборот, пассивности;
— школьный возраст:
возраст начала учебы, способности, прилежание, дисциплинированность,
успеваемость, трудности в учебе (снижение памяти, способности усваивать новое,
отвлекаемость, недисциплинированность), интересы, активность, контактность,
изменение отношений с родителями, братьями, сестрами, учителями, сверстниками.
Следующий блок сведений — это
субъективный анамнез заболевания, т.е. история болезни с точки зрения самого
пациента. Надо узнать его мнение о причинах заболевания, спросить о применявшемся
ранее лечении, о влиянии заболевания на пациента и его окружение. Кроме того,
просят описать условия возникновения заболевания и описать симптомы болезни и
их развитие до настоящего момента.
Со слов близких, хорошо знающих
пациента людей и на основе документальных свидетельств выясняют состав семьи,
наследственную отягощенность, особенности воспитания и т.д., т.е. собирают
объективный анализ жизни по пунктам, соответствующим субъективному анамнезу
жизни (см. выше). Далее собирают сведения для объективного анамнеза
заболевания: об особенностях развития ребенка до 3-х лет, о перенесенных
заболеваниях и их течении, о влиянии заболевания на пациента и его окружение
(на благосостояние семьи, межличностные контакты в ней, на социальную адаптацию
больного и т.д.). Различия между объективным и субъективным анализом позволяют
судить о критичности больного, о его способности адекватно воспринимать действительность.
Подробно описано, какую информацию о
психике ребенка и как можно извлечь с помощью наблюдения и беседы с пациентом.
Например, важно обращать внимание на то, как ребенок устанавливает контакт:
торопливо, фамильярно, смело и охотно, или же сдержанно, недоверчиво,
осторожно. Надо также отметить, ведет он себя естественно или манерно,
старается ли только выглядеть вежливым, отсутствует ли какие-то социальные
навыки. Оценивается на основании мимики, пантомимики и речи настроение пациента
и то, насколько оно стабильно. В отношении речи ребенка важно обратить внимание
на монотонность или «красочность» голоса, на темп речи, разговорчивость, дикцию
и особенности словарного запаса. Во время разговора можно заметить, легко ли
ребенок формулирует мысли, быстры и адекватны ли вербальные реакции,
проявляются ли в речи сдержанность или самоуверенность и т.д.
Экспериментально-психологическое
исследование проводится с применением набора психодиагностических методик. Этот
набор включает:
— тесты Пьерона-Рузера,
Бурдона (для оценки внимания, работоспособности, астенизации);
— методику
«10 слов» (для оценки объема кратковременной памяти, динамики заучивания,
сохранения);
— методики для оценки основных
характеристик мышления (уровня абстрактности суждений, умения мыслить
логически, понимать подтекст), такие как «Классификация», «Нелепицы»,
«Последовательность событий», «Толкование пословиц» и др.;
— тест Лауретты
Бендер, «Рисунок человека» (для оценки сенсомоторных способностей);
— методику для исследования
самооценки, «Кинетический рисунок семьи» для исследования системы семейных
отношений.
Необходимо учитывать проявление
различных психологических особенностей обследуемых в процессе выполнения ими
психодиагностических методик. Заключительные выводы делаются на основании
обобщения и сопоставления всех полученных данных (жалоб, биографии,
экспериментально-психологического исследования). Выводы касаются того, каким
образом биологические факторы и психотравмирующие воздействия,
социально-психологические условия формирования повлияли на развитие личности
пациента и отразились в поведении, интеллектуальных и других психологических
особенностях, психосоматических расстройствах, отношении к болезни и
критичности.
Фактически для составления
фрагментарно описанной здесь медико-психологической характеристики требуются
профессиональные знания и умения, которыми обладает клинический психолог. Он,
однако, получает в вузе значительно более основательную подготовку в области
психологии, чем врач-педиатр. Еще раз выскажем наше сомнение
в том, что последнему в повседневной практической работе удастся эффективно
выполнять «по совместительству» и функции психолога.
См. так же материалы сайта:
* Психология личности. Практикум. – Тема 4. Формирование
личности в онтогенезе (автор-составитель В.А. Урываев).
* Социальная психология личности. Практикум. – Тема 3.
Реакция личности на болезнь (автор-составитель В.А. Урываев).
* Психология обращения с больными. Сведения,
заимствованные из смежных областей знания (по И.Харди).
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |