|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Мы продолжаем публикацию
рукописи профессора Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова
Леонида Петровича Урванцева, переданной нам студентами-психологами,
которым, в свою очередь, Леонид Петрович записывал на электронные носители текст
без всяких ограничений. Книга была подготовлена к печати, но не была издана.
Публикация монографии в Интернете, по нашему мнению, – дань памяти
замечательному ученому, безвременно ушедшему из жизни. (Обширный список
цитируемой литературы будет приведен в конце публикации).
Институт психологии РАН
Институт «Открытое общество»
Л.П. УРВАНЦЕВ
ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКОГО
БОЛЬНОГО
2000
© Л.П. Урванцев, 2000
Цели психокоррекционной и психотерапевтической работы с больными
могут быть самыми разными: помощь в преодолении внутриличностных
конфликтов, коррекция и психотерапия многообразных последствий влияния болезни
на психику, коррекция неэффективных механизмов психологической защиты и помощь
в построении адекватного копинг-поведения, адаптации
к болезни, коррекция внутренней картины болезни, работа с семьей больного для
активизации социальной поддержки, изменение преморбидных
личностных особенностей, повышающих риск рецидива болезни, утяжеляющих ее течение и процесс реабилитации и т.д. В литературе
по медицинской деонтологии и этике о многих из перечисленных целей пишут давно
и много, обычно предполагая, что каждый врач, работая с больным, должен
заниматься «малой психотерапией», не забывать о воздействии на пациента,
правильно его строить.
На первый взгляд, психосоматические
больные, исходя из определения психосоматических болезней, должны быть наиболее
благодатным объектом психологического воздействия. Однако не все так просто:
есть сведения о том, что нередко психотерапия здесь ничего не дает, а может
даже ухудшить состояние больного. Это относится в основном к психоаналитической
терапии. Кроме того, серьезной проблемой оказывается часто мотивация
психосоматических больных к участию в психокоррекционных
и психотерапевтических занятиях.
Объясняется это разными причинами:
личностными особенностями психосоматических больных, отрицанием ими
психологических механизмов болезни и т.д. Признать, что психологические (в том
числе и связанные с собственными личностными особенностями и своим поведением)
факторы важны для преодоления болезни, для избавления от нее — значит принять
на себя ответственность. Поэтому больному часто легче считать, что он является
таким, каким его сделали объективные обстоятельства, биологическая
(генетическая) предрасположенность к болезни. Это позволяет избегать чувства
вины за свою болезнь. Сказанное особенно характерно для самолюбивых, скрытных
пациентов, не склонных делиться с врачом (а тем более с группой пациентов)
своими переживаниями и психологическими проблемами. Их ведущая установка
является, в известной мере, защитной и заключается в направленности на
лекарственную терапию и другие биологические средства лечения. Итак, главное в
этом случае — убедить пациента в том, что есть причинно-следственные связи
между жизненными ситуациями и болезнью, добиться осознания им собственной роли
в генезисе болезни. При этом, однако, Б.Д. Карвасарский
совершенно прав, считая, что не следует разрушать адаптивные механизмы
больного, даже если они малоэффективны, если нет уверенности в том, что мы
сможем дать ему лучшие средства приспособления [68].
В статье А.Б. Смулевича с
соавторами приводятся интересные мнения об условиях эффективности лечения
психосоматических расстройств [130]. Авторы, на наш взгляд, совершенно правы,
когда отмечают, что лечение этих заболеваний (особенно в выраженных случаях)
требует участия врача-интерниста, психиатра и психотерапевта. Не следует
недооценивать значение медикаментозного вмешательства, поскольку, например, при
кардионеврозе психотерапия дает более выраженный
непосредственный эффект по сравнению с фармакотерапией, но через три года
эффект последней оказывается более стабильным.
По мнению авторов, психотерапия при
психосоматических расстройствах должна быть направлена в первую очередь на
коррекцию ВКБ и соответствующих поведенческих девиаций (отклонений),
проявляющихся нарушениями лечебно-охранительного режима. Другая важная задача
психотерапевта — оптимизация отношений «врач-больной». Нам представляется, что
в этих утверждениях хорошо просматривается определенная ограниченность взглядов
медиков на роль психотерапевта или психолога, работающего с соматическими
больными, хотя с точки зрения лечащего врача выделение именно этих задач в
качестве первоочередных вполне понятно и оправдано.
Далее авторы рассматривают этапы и
цели психотерапевтического воздействия в зависимости от отношения больного к
своей болезни. При гипернозогнозии (переоценке
тяжести болезни) на первом этапе нужна «поддерживающая» психотерапия, чтобы
уменьшить чувство страха, отчаяния и беспомощности. Особенно важно это для
пациентов с чертами зависимости, инфантильности, тревожности, со склонностью к
патерналистской модели лечения и с ориентацией на авторитет врача. Необходимо
отвлечь внимание больного от ипохондрических переживаний, придать лечебному
процессу личностный смысл. На втором этапе с помощью когнитивно-бихевиоральных
техник стремятся ослабить страхи, разрушить комплекс «выученной беспомощности»,
смягчить проявления «госпитализма», связанного с длительным
пребыванием в больнице. Кроме того, нужны и рациональные техники, направленные
на коррекцию восприятия заболевания в фаталистичных, «катастрофальных»
семантических категориях. При этом решается задача формирования более активной
установки на «соучастие» в процессе лечения.
Иначе строится психотерапевтическое
воздействие при гипонозогнозии, когда болезнь
недооценивается. На первом этапе с помощью рациональной психокоррекционной
работы с директивно-суггестивными элементами пациенту разъясняют пагубные
последствия нарушения терапевтического режима и попыток самолечения. Особенно
эффективно это в отношении больных с выраженным «поиском новых ощущений», с
низким уровнем тревожности, высокой активностью, со склонностью полностью
контролировать ситуацию и недооценивать существующую опасность. На втором этапе
когнитивно-бихевиоральные методы направляются на
реструктуризацию устойчивых когнитивных схем пациента, ведущих к недооценке
опасности заболевания, преуменьшению его серьезности, к пренебрежительному отношению
к предлагаемому лечению и переоценке своих возможностей. Здесь очень важно формировать
установку на признание авторитета врача и корректировать неадекватные
представления пациента о собственной высокой компетентности в ситуации
заболевания [130].
Следует разделить обеспокоенность
авторов тем, что в настоящее время даже консультативная психиатрическая помощь
психосоматическим больным оказывается очень редко. Обычно это лица с психотическими расстройствами или с суицидальной попыткой.
Пациенты же с пограничными психическими расстройствами, как правило, остаются
без помощи психиатра, психотерапевта или психолога.
В ряде работ делаются попытки
выделить особенности больных, позволяющие предсказать, насколько трудно будет
вовлечь их в психокоррекционную и
психотерапевтическую работу. Показано, что знание некоторых психологических
особенностей больных гипертонической болезнью можно использовать для прогноза
их участия в немедикаментозной терапии [4]. В
исследовании участвовали 178 мужчин с мягкой формой гипертонической
болезни, которым методом случайного отбора назначался один из видов лечения: психорелаксационная терапия, диетотерапия с ограничением
поваренной соли или физические тренировки. Сравнивались особенности больных,
отказавшихся от лечения или прервавших его, и тех, которые закончили
курс лечения. Участию больных в лечении препятствовали низкий уровень
образования и отрицательное отношение к врачебным рекомендациям (независимо от
вида лечения). Вероятность отказа от участия в психорелаксационной
терапии была велика у лиц с невысоким уровнем самоконтроля и недостаточной
обязательностью. Отказавшиеся от диетотерапии отличались ориентацией на
собственные (не всегда адекватные) представления о болезни и способах ее
лечения, а также низкой активностью. Физические тренировки оказались
неприемлемы для тех больных, которые не способны к длительным целенаправленным
усилиям и характеризуются некоторой демонстративностью.
Результаты исследования позволили разработать формулы, позволяющие прогнозировать
отказ от участия в разных видах немедикаментозного
лечения в 72-89 % случаев.
В другой работе установлено, что
психологическое вмешательство при лабильном течении гипертонической болезни
более эффективно у больных, которые характеризуются педантичностью,
рациональностью, практичностью, общительностью, повышенной активностью и
склонностью к преодолению трудностей. Они быстрее обучались методике релаксации,
у них легче формировалось положительное отношение к врачебным рекомендациям, в
том числе и к тщательному выполнению рекомендаций по самостоятельным
тренировкам [5].
В плане мотивации больных к участию в
психокоррекционной и психотерапевтической работе
интересны рекомендации В.П. Зайцева и В.В. Храмелашвили
по учету факторов, определяющих готовность сотрудничать с медиками в программе
вторичной психопрофилактики больных ишемической
болезнью сердца [55].
При лечении соматических заболеваний
широко применяются самые различные методы психотерапии — гипнотерапия,
аутогенная тренировка, групповая психотерапия, внушение и самовнушение, терапия
с использованием цвета и музыки и т.д. Приведем ряд примеров успешного
психологического воздействия на больных при разных
заболевания.
Противоречивы данные об эффективности
психотерапии при ревматоидном артрите [104]. Есть
сведения о том, что групповая психотерапия позволяет существенно улучшить
состояние больных, что поведенческие психотерапевтические методики позволяют обучать больных ревматоидным артритом
справляться с болью. У пациентов, прошедших курс занятий по психорелаксации, наступало значительное снижение болевого синдрома и возрастала двигательная активность. Однако в
других исследованиях не удалось получить подобные положительные сдвиги у
больных ревматоидным артритом, прошедших курс рациональной
психотерапии или обучавшихся психорелаксации. И все
же в работах, заслуживающих большего доверия (хороший контроль результатов,
большое число больных и т.д.), показано, что обучение больных методам
саморегуляции приводит к снижению боли, уровня тревоги и улучшению объективных
показателей.
Эффективность психологической
коррекции в профилактике бронхиальной астмы показана Н.Д. Семеновой [126].
Цикл групповой психологической коррекции состоял из 12 занятий и охватывал
период 2,5-3 месяца. Использовались ролевые игры, элементы психодрамы, психогимнастические
приемы, варианты социометрических методик, аутогенная тренировка и приемы
релаксации, биографически ориентированные сеансы, групповые дискуссии, элементы
музыкотерапии. При этом часть занятий выносилась на свежий воздух, где
проводились оздоровительные мероприятия. Эффективность психологической
коррекции определяли с помощью и психологических, и медицинских критериев.
Значительное улучшение состояния наблюдалось у 24 % больных, улучшение — у
36 %.
Опытом психотерапевтического
лечении бронхиальной астмы делятся Д.И. Челянов
и Г.А. Аверин [164]. Они работали с группой подростков
(II-14 лет) с тяжелым и средней тяжести течением болезни. За основу была
взята методика управляемой саморегуляции человека «Ключ к себе» доктора
Х. Алиева. Обучившись погружению в состояние саморегуляции, пациенты
получают возможность в дальнейшем проводить лечение самостоятельно. Сеансы были
групповыми (по 8-12 человек). Проведено по 5 сеансов
продолжительностью 1,5 часа, из которых 1 час занимала работа с
группой и 30 минут индивидуальная работа. После окончания основного курса
лечения практически у всех детей выровнялось психоэмоциональное
состояние, нормализовался сон, снизилась тревожность, повысилась
коммуникабельность. Резко уменьшилось количество жалоб на боли в животе и
головную боль, уменьшились количество приступов, их тяжесть и длительность.
БД.Карвасарский
приводит результаты других исследований, свидетельствующих о целесообразности
психотерапии при работе с больными бронхиальной астмой [68]. Есть опыт
успешного применения в этом случае гипнотерапии. Часто психотерапия
используется как один из элементов лечебно-восстановительных мероприятий. При
этом улучшается состояние больных, уменьшаются рецидивы, восстанавливаются
нарушенные отношения пациентов, предупреждаются дистрессы.
Полезны различные методы и индивидуальной, и групповой психотерапии
(рациональная, гипносуггестическая, аутогенная
тренировка и др.). Не следует ожидать хорошего результата у каждого больного, нуждающегося
в психотерапии. Иногда ее нужно сочетать с психотропными средствами.
При групповой психотерапии
бронхиальной астмы наряду с дискуссионной формой использовался проективный
рисунок, а также применялась релаксация. Больные сами оценивали приступы,
выявляли роль эмоциональных факторов в их возникновении и нарушении дыхания.
Применялись также приемы поведенческой психотерапии, направленные на
преодоление возникающих у многих больных фобических расстройств. В ряде работ
обосновывается целесообразность проведения у больных бронхиальной астмой
семейной психотерапии. Это создает условия для формирования более зрелых и
конструктивных психологических защитных механизмов [69].
Э.Т. Эйдемиллер
и В.В. Юстицкий пишут, что семейная психотерапия в этом случае должна
осуществляться по двум направлениям: 1) развитие и усиление эмоциональных
коммуникаций в семье с использованием невербальных техник В.Сатир и 2)
разыгрывание ролевых ситуаций типа «просьба», «требование», «благодарность» и
др. с дальнейшим их обсуждением. В комплексе с другими лечебными воздействиями
такая психотерапия приводит к облегчению течения болезни, приступы начинают
возникать реже [174].
См. так же материалы сайта:
* Психология личности. Практикум. – Тема 1. Психология
в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической
подготовки врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. – Тема 3.
Реакция личности на болезнь (автор-составитель В.А. Урываев)
* Некоторые психотерапевтические аспекты психологии
лечебной деятельности (по И.Харди)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |