РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

СОДЕРЖАНИЕ

© Психология личности. Практикум. – Тема 1.

 

// Психология личности: Учебное пособие. – Ярославль, 2005

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев – клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача

Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе врача

Тема 4. Формирование личности в онтогенезе.

Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию.

Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 8.  Мышление речь: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача

Тема 10. Приложение к части I: Ключи к психологическим тестам по темам 1-9

 

«Тема 1. Психология в медицине: основные задачи

профессиональной психолого-педагогической подготовки врача

 

Материалы для проведения практического занятия-дискуссии

1.1. «Знаете ли Вы психологию»? (тренинг «Кто есть кто?»)

1.2. О причинах предубеждений медиков в отношении психологии (дискуссия).

1.3. «Объектный» и «субъектный» подходы в работе с пациентами (дискуссия).

1.4. Беседа как метод изучения личности («Программа изучения личности в ее отношениях к среде» А.Ф. Лазурского – С.Л. Франка).

1.5. Опросники как метод изучения личности («Шкала Д. Марлоу . Крауна» на оценку выраженности мотивации одобрения).

1.6. Наблюдение как метод изучения личности (домашнее задание «Поведенческий портрет»).

1.7. «140 профессиональных психолого-педагогических умений врача».

 

Актуальность темы определяется тем, что студенты-медики, в значительной степени преодолевая «традиционное» недоверие к гуманитарным дисциплинам (о причинах см. в материалах занятия), должны настроится на получение практических знаний и умений по психологии и педагогике, которые смогут использовать в своей работе. Прежде всего, это касается специфики деятельности в системе «человек-человек», где качество работы напрямую связано с профессиональной обученностью, и личностной готовностью к взаимодействию с людьми, порой очень отличающихся от врача как своим актуальным состоянием, так и складом характера, судьбой, социальным положением, интеллектом и т.д.

 

Афоризмы и мысли

«...медицина не техника, где доминируют точные науки – физика, математика, киберне­тика, которые не являются основами логиче­ских операций врача. Эти операции, как и са­мое исследование, особо сложны потому, что на больничной кровати лежит не абстрактная болезнь, а конкретный больной, то есть всегда какое-то индивидуальной преломление болезни... в индивидуальном факторе и коренится основная, наиболее объективная причина врачебных ошибок и никакое руководство, ника­кой опыт не в состоянии гарантировать абсолютную безошибочность мыслей и действий врача, хотя, как идеал, это остается нашим девизом».

И.В. Давыдовский

«Медицина есть энциклопедия жизни ... Кто же, как не врач видит... рождение, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, боль, страдания и радости, все величие и всю ничтожность человеческой души, и все это – все в новых формах и проявлениях».

В.Л. Боголюбов

«Теперь ты изучил болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал, и знает каков ты...»

М.Я. Мудров

«Нет нужды объяснять, в каком тяжелом положении находится врач, к которому не имеют доверия больные; еще тяжелее положение больного, вынужденного лечиться у врача, если последний единственный в данной местности, к которому нет доверия».

Г.В. Захарьин

 «... специалист, устремленный на определенный орган, не только не видит пациента в целом, он не видит и медицины в целом, он не хочет знать и проблем в целом».

Н.В. Эльштейн (д.м, профессор, автор книги «Диалог о медицине»)

«Автор одной из недавно вышедших зарубежных монографий, адресованных «не просто практикующему, но и мыслящему врачу», приходит к выводу, что многовековая история лечения больных донесла до XX столетия три постулата: важность психотерапии, необходимость использования естественных сил организма и рекомендацию «не вредить».

Н.В. Эльштейн

«У нее один шанс... Ну скажем, против десяти... и то, если она сама захочет жить. Вся наша фармакология теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика».

О. Генри (из новеллы «Последний лист»)

 

Цели изучения темы:

студент должен иметь представления

* о месте психолого-педагогической подготовленности в профессиональной квалификации врача;

* о возможностях использования современных психолого-педагогических знаний в улучшении качества работы лечебно-профилактических учреждений;

студент должен знать

* специфику психолого-педагогического подхода к проблемам медицинской помощи человеку;

* возможности (в отдельных случаях – необходимость) совместной работы врача и психолога в медицинском учреждении;

студент должен уметь

* критически (с позиций современных исследований) оценить сформированность комплекса своих основных профессионально-ориентированных психолого-педагогических умений;

 

1.1. Знаете ли Вы психологию? Тренинг – «Кто есть кто?» (цит. по «Сборник психокоррекционных техник» – Ярославль, 1994 – фрагмент)

Преподаватель просит студентов взять ручку и 2 листка бумаги. Затем, один за другим он зачитывает вопросы, а студенты дают на них письменные ответы. Перед началом упражнения преподаватель говорит, что ответы должны содержать правдивую и точную информацию, но в тоже время студенты должны избегать особенностей, которые сразу же выдали бы автора. Написав ответ на последний вопрос, студенты сдают свои бумаги (без подписи, лучше, если будет  присутствовать псевдоним), их тасуют, и преподаватель зачитывает ответы. Перед каждым ответом он кратко напоминает поставленный вопрос. При чтении все «вживаются» в личность автора и стараются угадать кто это. Свои соображения они могут занести на бумагу, сначала это бывают предварительные заметки, и лишь при повторном обзорном чтении дается окончательный ответ на вопрос: кто что написал?

После этого студенты раскрывают свое авторство, и каждый сообщает, сколько раз он угадал и кого. За каждый правильный ответ дается один балл. Результаты упражнения отражают способность участников предвидеть психологические по своей сути реакции других.

Упражнение используется для демонстрации резервов профессионально активного внимания, по сравнению со вниманием повседневным, не мобилизованным.

 Список вопросов:

 1. Если бы Вам пришлось сменить профессию, какую бы Вы выбрали?

 2. Что бы Вы сделали с выигрышем на сумму 1 000 долларов?

 3. Какого рода исследования Вы бы организовали, располагай Вы неограниченными возможностями?

 4. Если бы Вам пришлось превратиться в животное и Вы могли бы выбирать в какое, то кем бы Вы стали?

 5. Какое музыкальное сочинение хотели бы Вы прослушать без помех?

 6. Какое блюдо Вы бы заказали в роскошном ресторане?

 7. Какой реальный человек (из истории или современности) вызывает у Вас наибольшие симпатии?

 8. Если бы Вы имели возможность задать вопрос великому философу, о чем бы Вы спросили?

 9. Что нельзя купить за деньги?

10. Какую пословицу Вы вспоминаете чаще, чем другие?

Объем вопросов и их содержание могут существенно изменяться в зависимости от методических установок преподавателя. Результаты упражнения можно сравнивать и рассматривать с разных точек зрения. Можно, например, выявить не только того студента, который угадал наибольшее число авторов, но и того, авторство которого распознавалось наиболее часто и выяснить причину.

Возможен и противоположный подход: выявляют, чье авторство вообще не было разгадано. Этот факт тоже может дать стимулы для размышления и дискуссии.

 

1.2. О причинах предубеждений медиков в отношении психологии (дискуссия)

 «И. Харди говорит о «психологической скотоме» медицинских работников, которые не принимают во внимание психическую жизнь больного и в своих рассуждениях останавливаются на уровне вегетативной нервной системы. Он приводит некоторые причины предубеждения медицинских работников против психологии:

1. Традиционное преобладание физических, химических, патолого-анатомических знаний, которые они считают решающими.

2. Существенным они считают лишь то, что можно надежно зарегистрировать органами чувств: идеальным образцом, например, является рентгеновский снимок кости.

3. Видимые физические признаки всегда скорее вели людей к тому, чтобы они обратились к врачу.

4. Эти тенденции особенно поощряются в век технического прогресса.

5. Понятие «болезнь» у врача скорее совпадает с представлением органических данных, а не с нарушением функции.

6. В подготовке врачей и медицинских сестер психологическое и психиатрическое образование не находится не должной высоте, что в большей или меньшей степени относится и к дальнейшему повышению квалификации в процессе работы.

7. Могут иметь влияние также и более глубокие черты личности медицинского работника, психическое потрясение, состояние тревоги и невротизации. Невротизированный врач не всегда будет склонен лучше понимать невротизированного больного. Иногда даже, если он компенсирует и справляется со своими затруднениями, он ожидает того же и от больного и иногда выражает это, не скрывая: «У меня то же самое, но я не обращаю на это внимания». Здесь действует механизм психической проекции.» (Цит. по Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине.Прага, 1983)

 

1.3. «Объектный» и «субъектный» подходы в работе с пациентами.

Расскажите (используя материал таблицы), что вы думаете о причинах различий во взглядах специалистов, получивших профессионально – медицинскую (преимущественно учебные заведения Минздравсоцразвития) и профессионально – психологическую (преимущественно, учебные заведения министерства образования) подготовку.

Табл. 1.3. Две модели в работе врача-психотерапевта (по доктору медицинских наук, профессору В.Е. Кагану, 1995) – (фрагмент)

 

Параметры сравнения

Медицинская модель

Психологическая модель

Философия

Гносеология

Онтология

Этика

Коллективистская

Индивидуалистическая

 

Антропоцентрическая

Экологическая

Картина мира

Объективная

Субъективная

Ведущая стратегия мышления

Анализ

Синтез

Интерпретация человека

Органо-системная

Холистическая

 

В терминах функционирова-

В терминах развития

 

ния и адаптации

и совладания

Обращенность

К нарушению

К проблеме

 

К болезни

К человеку

 

К несостоятельности

К потенциям

 

К фактам

К значениям и смыслам

 

К функционированию

К бытию

Диагностика

Симптомов

Актуального состояния

 

Болезни.

Проблемы

 

Статистическая

Индивидуальная

Цели терапии

Ликвидация симптома

Решение проблемы

 

Возврат к «норме»

Развитие, рост

Позиция терапевта

Здоровый

Осознающий себя

 

Защита

Совладание

 

Воздействие

Взаимодействие

 

Знание

Сопереживание

 

Наблюдение

Включенность

 

Патернализм

Паритетность

 

Расспрос

Слушание

 

Ответственность за результат

Ответственность за процесс

Позиция пациента

Больной

Клиент

Отношения

В системе логики

В системе переживаний

 

Субъект-Объект

Субъект-Субъект

 

Я – Оно

Я – Ты

Фокусировка отношений

На болезни

На ресурсах

Критерии эффективности

Объективные

Субъективные

 

Внешние

Внутренние

 

Степень восстановления здоровья

Качество жизни

 

 

1.4. Беседа как метод изучения личности: «Программа изучения личности в ее отношениях к среде» А.Ф. Лазурского – С.Л. Франка.

Гениальный русский ученый – врач, психолог, педагог – Александр Федорович Лазурский и всемирно известный русский философ Семен Людвигович Франк в публикации 1912 года (журнал «Русская школа») предложили развернутую схему оценки личности, не потерявшую своей актуальности по настоящее время. В «Комплексной самохарактеристике- часть 3» (см. материалы сайта) она приведена полностью с небольшими особенностями, связанными с изменением порядка тем и их группировкой в четыре «блока».

По мнению составителя, перед нами практически единственная в отечественной психологической литературе попытка – в рамках БЕСЕДЫ – дать РАЗВЕРНУТУЮ характеристику личности ЗДОРОВОГО человека в системе его социальных отношений.

1.5. Специфика работы с опросниками: Шкала Д.МарлоуД.Крауна на оценку мотивации одобрения;

Для оценки правдивости высказываний испытуемых (эта оценка всегда необходима при решении вопроса, насколько можно доверять полученным тестовым показателям) в опросник нередко включают так называемые шкалы «лживости» или шкалы оценки стремления испытуемого к одобрению. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д.Марлоу и Д.Крауном (адаптация Ю.Ханина).

 

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то «нет».

 

 1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

 2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

 3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

 4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

 5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

 6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

 7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

 8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

 9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

«Ключи» к методике – Тема 10 Приложение (См. материалы сайта)

 

1.6. Наблюдение как метод изучения личности: домашнее задание «Поведенческий портрет по данным наблюдения»

Студентам предлагается составить «Поведенческий портрет личности по данным наблюдения» (цит. по «Общий практикум по психологии».МГУ, 1985). Задание выполняется в рабочей тетради для практических занятий (в виде «дневника наблюдений»). Отработка данного задания включает в себя два занятия с интервалом в две недели, в течение которого проводятся необходимые наблюдения.

На первом занятии студенты знакомятся с содержанием задания – составить на основе данных наблюдения «поведенческий портрет» человека (своего товарища по группе), то есть дать настолько точное и подробное описание рисунка его поведения и привычек, чтобы можно было однозначно идентифицировать портрет с тем, кто является объектом наблюдения ...

Следует подчеркнуть, что в портрете должны быть полностью исключены какие-либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека, типа «слегка косит левым глазом» или «чаще всего одета в розовую кофточку».

В задании предлагается использовать схему перекрестного наблюдения, при котором за одним испытуемым наблюдают сразу несколько человек, а сам испытуемый, в свою очередь, выступает в роли наблюдателя по отношению к кому-то другому.

 Для этого каждый студент получает карточку с фамилией того человека, поведение которого он должен описать. Необходимым требованием к студентам является сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому становится известен только собственный объект наблюдения; каждый наблюдатель не имеет сведений относительного того, за кем наблюдают другие, а также не является ли он сам объектом наблюдения.

На первом этапе студенты должны составить первые «поведенческие портреты» своих наблюдаемых, основой которых является весь предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением. Указания к этому описанию:

а) составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений, литературных оборотов и т.п.;

б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;

в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения (такими, как, например, способы решения жизненных задач и т.п.);

г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется; а также суждений и оценок наблюдателя относительно личности наблюдаемого человека.

Учитывая то обстоятельство, что поведенческие портреты будут зачитываться и обсуждаться на занятиях, следует отказаться в описаниях от попыток «проникнуть во внутренний мир», которые могут не только обидеть наблюдаемых, но и ухудшить психологический климат в группе.

В течение двух недель до второго занятия студенты наблюдают за своими испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления «портрета». Наблюдение должно по возможности охватить поведение испытуемого в разнообразных ситуациях, осветить его с разных сторон.

Наблюдать следует скрыто, тактично, стараясь, чтобы испытуемый не замечал факта наблюдения, чтобы наблюдение на искажало его естественного поведения, а его влияние на ситуацию наблюдения было минимальным.

Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений, который ведется в соответствии с предъявляемыми к таким дневникам требованиями.

Ко второму занятию студенты должны представить дневник наблюдений и написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй «портрет» испытуемого.

На втором занятии происходит проверка дневников наблюдений и анализ составленных описаний поведения.

При сравнении данных, полученных различными наблюдателями, обнаруживаются разные подходы к объекту наблюдения, неизбежные при нестандартизированном типе наблюдения. Качественный анализ согласия наблюдателей позволяет рассмотреть причины расхождения между ними, выявить значимость объективных условий наблюдения (продолжительности, частоты, различия ситуаций).

 

1.7. 140 профессиональных психолого-педагогических умений врача.

При заполнении «Комплексной самохарактеристики, часть 8» (см. материалы сайта) используется опыт длительного изучения профессиональных способностей врачей общей практики, сложившихся в исследованиях психологов Ярославского государственного университета.

Студент, заполняя эту программу должен осознать (отрефлексировать) насколько значителен список умений в области психологии и педагогики, обеспечивающих его профессиональную подготовленность» (Психология личности. Практикум. С. 6-13).

 

См. так же на сайте:

* Психология личности. Практикум. Тема 2. Биологические основы индивидуальности. Темперамент и пол: психологическая характеристика и место в работе врача (автор-составитель В.А. Урываев)

* Психология личности. Практикум. Тема 3. Характер: психологические аспекты и место в работе врача (автор-составитель В.А. Урываев)

* Психология личности. Практикум. Тема 4. Формирование личности в онтогенезе (автор-составитель В.А. Урываев)

* Психология личности. Практикум. Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию (автор-составитель В.А. Урываев)

* Психология личности. Практикум. Тема 6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в работе врача (автор-составитель В.А. Урываев)   

* Психология личности. Практикум. Тема 7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача (автор-составитель В.А. Урываев)   

* Психология личности. Практикум. Тема 8.  Мышление речь: психологическая характеристика и место в работе врача (автор-составитель В.А. Урываев)  

* Психология личности. Практикум. Тема 9. Эмоции и воля: психологическая характеристика и место в работе врача (автор-составитель В.А. Урываев)  

* Социальная психология личности. Практикум. Тема 1 (10) Социальная психология в работе врача (автор-составитель В.А. Урываев)

* Комплексная самохарактеристика. Практикум. Части 1-2 Цели и задачи написания «Комплексной самохарактеристики»; Биологические основы индивидуальности (У. Шелдон) (автор-составитель В.А. Урываев)

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player