'>
|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
Значение исследования психики для врачей
любой специальности. Врачу любой специальности бывает необходимо
ознакомиться в той или иной степени с
психическим состоянием больного. Само собой разумеется, что глубокое
исследование психики больного наиболее необходимо психиатру и невропатологу.
Но вместе с тем весьма нередко врачи другой специальности впервые сталкиваются
с больными, страдающими психическим заболеванием или заболеванием головного
мозга с нарушением психики, а еще чаще с больными неврозами и психопатиями, а
также с соматическими больными, обнаруживающими те или иные особенности
психики. Не предпринимая глубокого исследования больного, в этих случаях все же
любой врач должен уметь установить хотя бы самое наличие патологии психики,
установить некоторые особенности психики и личности больного, особенности
психических процессов и психических состояний (мышления, восприятия,
депрессии, маниакального возбуждения, ипохондрической настроенности и пр.).
Недостаточное внимание к состоянию психики больного, неумение исследовать ее нередко приводит к весьма неприятным последствиям, вредит больному.
Анамнез весьма важен для изучения психики больного и вместе с тем, конечно, собирание анамнестических данных и их анализ врачом требует понимания психологии больного.
Психологические вопросы анамнеза. Нет больного, при исследовании которого анамнез не играл бы значительной роли. В ряде случаев роль анамнеза становится особенно значительной, иногда почти решающей, как, например, при заболеваниях, где основные расстройства выступают в сфере переживаний личности (например, состояния фобии).
При всей значимости фактов, раскрываемых в анамнезе, все еще мало уделяется внимания вопросам теории и методики собирания этих фактов. Нередко и в преподавании в медицинских институтах этим вопросам уделяют недостаточно внимания.
В настоящей книге они подлежат освещению в одном только психологическом плане. Здесь должны быть рассмотрены вопросы: 1) анамнез (как форма исследования психики больного) и 2) психологические особенности построения анамнеза.
Термин «анамнез» проник в современные языки из древнегреческого и в буквальном переводе обозначает «припоминание». В медицине значение слова «анамнез» шире. Здесь имеют в виду не только припоминание или воспоминание того, что было раньше, но и описание того, что есть в настоящее время.
Обычно в понятие «анамнез» включают все то, что может сказать больной о своей болезни, о причинах ее возникновения, течении (так называемый субъективный анамнез) и то, что могут сообщить окружающие его в настоящем или окружавшие его в прошлом люди (так называемый объективный анамнез).
Такое деление, различение двух групп анамнестических материалов по принципу объективный — субъективный представляется недостаточно обоснованным. И то, что говорит о себе и своей болезни сам больной, и то, что говорят об этом другие, отражает факты такими, как их воспринимает и сознает дающий сведения. И те, и другие факты анамнеза получают объективную значимость для врача постольку, поскольку они правильно врачом оценены. Объективность, достоверность анамнестические данные приобретают в зависимости от того, правильно ли они собираются, понимаются врачом и анализируются им. Если говорить о субъективности анамнестических данных в том смысле, что факты могут быть в той или иной мере искажены сообщающим о них лицом, то это относится не только к больному. Такое искажение непроизвольное, неумышленное, неосознаваемое иногда вызывается эмоциональным отношением к сообщаемым фактам. В отдельных, конечно редких, случаях извращение фактов может быть умышленным. Часто эмоциональную окрашенность получают факты в сообщении самого больного, глубоко переживающего свою болезнь. Но ведь и мать, тяжело переживающая болезнь ребенка, может под влиянием соответствующих эмоций весьма неточно рассказать о его болезни. Такого рода влияния могут затруднить врачу анализ анамнестических данных, но при соответствующей их оценке сообщенное всегда сохраняет известную объективную значимость.
Материалы анамнеза помогают врачу судить о характере болезни, об ее возникновении, проявлениях и течении. Большей частью только данные анамнеза могут осветить подлинное начало заболевания, первые его симптомы. Эти данные могут помочь врачу судить о нервно-психическом состоянии больного в преморбидный период, нередко при разных заболеваниях, характеризующихся неврозоподобными чертами. Анамнез помогает также врачу выяснить, лечился ли больной раньше, как лечился, каков был успех лечения. Этого рода факты могут иметь для врача также большое значение. Неудача лечения в прошлом в некоторых случаях может затруднить дальнейшее лечение, если у больного образовалось к нему недоверие. Для того чтобы правильно учесть степень его обоснованности, о нем надо знать. Анамнез должен также помочь врачу выяснить, что и как ощущает в связи с болезнью больной, каково его отношение к своей болезни, как он понимает или пытается понять ее (концепция болезни). Собирая анамнестические данные, врач может установить, каковы переживания больного по поводу болезни и обстоятельств, связанных с ней, а также и не связанных с ней.
Некоторые больные склонны говорить о болезненных ощущениях, преуменьшая их. Другие склонны, наоборот, переоценивать симптомы болезни и их опасность. Особенно характерны и резко выражены переоценка симптомов, страх болезни, неспособность отказаться от неправильной концепции болезни у больных с ипохондрическим синдромом.
Материалы анамнеза дают возможность врачу оценить особенности личности больного, преморбидное (и отчасти настоящее) состояние его центральной нервной системы и психических процессов. Большое значение здесь имеет выяснение склонности больного к чрезмерной тревоге, к повышенной мнительности, способности и готовности его настойчиво лечиться.
При опросе больного, выясняя характер течения болезни, врач может выявить у соответствующей группы больных наличие состояний компенсации, декомпенсации и рекомпенсации. Он может получить некоторые сведения о речи больного, о его памяти, мышлении, о свойствах его личности.
Само собой разумеется, что ценность данных анамнеза в большой мере зависит от того, как их собирает врач, как он ведет себя при этом, как им обеспечивается возможная полнота и достоверность полученного материала, как он его анализирует и синтезирует.
Собирание анамнеза должно строиться, как процесс исследования, входящего на равных правах с другими методами в единую систему изучения больного. Поэтому, мы думаем, правильно и целесообразно говорить об анамнестическом методе исследования.
Подлинные задачи анамнестического исследования и значение материалов анамнеза освещены в ряде трудов отечественных и зарубежных клиницистов. Замечательные образцы использования анамнеза в клинике можно найти в трудах С.П. Боткина. Резюмируя, в лекции, например, высказывания больной микседемой, С.П. Боткин говорил: «Главная ее жалоба в настоящую минуту заключается в том, что у нее болит поясница, болят ноги и вообще все тело, что она очень слаба и что настроение ее постоянно печальное, угнетенное. Уже из недолгого разговора с больной, происходившего сейчас перед нами, вы можете убедиться в значительном ослаблении ее памяти и сообразительности, что, впрочем, и она сама замечает. Хотя ответы ее правильны, логичны, но вы замечаете, как они медленны: видимо ей стоит значительного труда сообразить предложенный вопрос и правильно на него ответить. При этом она нередко ошибается в хронологических данных, события позднейшие относит к более раннему периоду и наоборот... собирание анамнеза стоило больной труда».
Также в своих «Клинических лекциях» С.П. Боткин, говоря о болезни и смерти И.С. Тургенева, отмечал, что при вскрытии у И.С. Тургенева было обнаружено наряду с болезнью сердца и сосудов нераспознанное при жизни новообразование в области позвоночника. С.П. Боткин при этом обратил внимание на то, что допущенная здесь врачебная ошибка стала возможной потому, что при жизни писателя врачи не уделяли должного внимания описанию им своих болевых ощущений.
Таким образом, С.П. Боткин показал слушателям, как важно внимательное отношение врача к анамнезу, в частности к жалобам больного, к показаниям больного о своих болезненных ощущениях. Он указал при этом также на ту широту сведений, которые может получить врач при собирании анамнеза.
Врач должен учитывать эти широкие возможности, но вместе с тем ему следует в каждом отдельном случае ограничивать задачи анамнестического исследования в соответствии с особенностями болезни и больного, с конкретными задачами диагностики и лечения.
Необходимо еще отметить, что хорошо собранные анамнестические материалы могут играть большую роль не только в клинической практике, но и в разработке больших теоретических вопросов. Grund, ученик известного немецкого невролога Erb, характеризует своего учителя, одного из крупнейших неврологов своего времени, как замечательного мастера в деле собирания и использования анамнеза, в частности справедливо отмечая, что он пришел к решению вопроса о сифилитической этиологии спинной сухотки главным образом на основе анамнестических данных. Таких примеров можно было бы назвать большое количество.
Сопоставляя этот и вышеприведенный отзывы об этом видном ученом-враче, можно сказать, что мало уметь хорошо собирать анамнестические данные и делать из них ценные выводы. Надо уметь это делать так, чтобы, по возможности, при собирании анамнеза не наносить больному психическую травму.
Многие виднейшие клиницисты тщательно разрабатывали вопросы анамнеза и в частности методики его собирания. Выдающееся место среди них принадлежит Г.А. Захарьину. В своем предисловии к трудам Г.А. Захарьина («Клинические лекции и избранные статьи») его известный ученик В.Ф. Снегирев писал: «Самую драгоценную часть в этих лекциях составляют, несомненно, расспросы больных. Это есть оригинальное достояние так называемой Захарьинской школы».
Здесь заслуживают рассмотрения некоторые стороны методики анамнестического исследования, наиболее близкие к проблемам медицинской психологии.
Среди методических требований, соблюдение которых укрепляет достоверность анамнестических сведений, следует, прежде всего, отметить требование тщательного сопоставления высказываний больного о своей болезни и о себе с материалами, полученными при клинических и лабораторных исследованиях. При всей важности такого сопоставления нельзя не учитывать, что наличие расхождений не дает врачу права не придавать значения при этом анамнестическим данным.
Высказывания больного всегда отражают в какой-то мере реальность. Больной может воспринимать информацию (применяя принятый в кибернетике термин) от пораженных болезнью органов и в тех случаях, когда ни лабораторные, ни другие методы исследования не дают врачу возможности получить соответствующую информацию со стороны организма и органов. Даже если жалобы больного являются результатом различных факторов внушающего характера (например, под влиянием эмоционального восприятия болезни у другого человека), то реальностью является именно эта его способность к внушению такого рода, его повышенная внушаемость, его подлинные страдания, возникшие в результате воздействия на него впечатления от чужой болезни.
Врачу приходится вместе с тем помнить, что иногда жалобы больного, как будто относящиеся к соматической сфере, на самом деле возникшие под влиянием нервно-психической сферы, могут быть неправильно оценены, что может привести к ошибочным действиям врача. Избавить врача от ошибок, возникающих в результате недостаточно глубокого сопоставления жалоб больного с клиническими и лабораторными данными, может только правильная оценка психики больного характера его высказываний, поведения в процессе собирания анамнеза и, конечно, всестороннее тщательное исследование больного.
Большое значение имеет сопоставление данных анамнеза, полученных от самого больного со сведениями, полученными от окружающих его — членов семьи, товарищей по работе и других лиц, знакомых с больным.
Так называемый «объективный анамнез», конечно, бывает очень важен, даже необходим, в ряде случаев. Пользуясь им, следует учесть, что он, как правило, не может заменить высказываний самого больного, хотя может их дополнить и внести в них коррективы. В словах самого больного врач может обычно получить более полное и более выразительное описание его самочувствия, возникших у него патологических ощущений, его отношения к болезни. Больному большей частью самому важно и нужно рассказать врачу о себе, о своих ощущениях, чтобы тот, выслушав его, проявил к его рассказу внимание. Такие высказывания при внимании врача к ним способны существенно улучшить самочувствие больного.
В некоторых случаях обращение врача за, сведениями о больном и его болезни к окружающим может оказаться по разным мотивам нежелательным больному. Это следует, конечно, учитывать, хотя в некоторых случаях (например, при психических заболеваниях) полностью соглашаться с желаниями больного не приходится. Конечно, без крайней необходимости врач не должен, обращаясь за сведениями о больном к другим лицам, допускать нарушение врачебной тайны, злоупотреблять доверием больного. Неправильное поведение врача в таких случаях может отрицательно отозваться на отношении к нему больного и повредить лечению.
Критерий соответствия высказываний больного подлинным фактам должен быть найден врачом и в анализе самих высказываний. При этом должны быть подмечены противоречия между высказываниями или их взаимное подкрепление и подтверждение. Так же должны быть учтены осмысленность высказываний, их правдоподобность, эмоциональная окрашенность, уверенность, с какой больной говорит, и т. п. Иногда врач может подметить, что рассказ больного о своей болезни выражает сложившуюся у него под влиянием книг или рассказов других больных неправильную концепцию, которая накладывает свой отпечаток на описание болезни, на характер переживаний. Этого рода тенденции больного врач должен преодолеть, должен внести соответствующие поправки в такие описания.
Основными формами анамнестического исследования-больного являются слушание и направление самостоятельного рассказа больного и его ответов на соответствующие вопросы врача, беседа (диалог) врача с больным, иногда ознакомление с дневниками и письмами больного (с его разрешения, если это не душевнобольной с тяжелым расстройством психики).
Роль в анамнестическом исследовании самостоятельного рассказа больного весьма велика. Врач должен предоставлять больному эту возможность как при первой встрече, так и в дальнейшем (в процессе лечения). Если больной не получит такой возможности, это может лишить врача некоторых важных для него сведений о больном, а у последнего оставить чувство неудовлетворенности врачом, в некоторых случаях усилить его тревогу, тяжелые переживания по поводу своей болезни.
Конечно, рассказ больного о себе, о своей болезни врачу приходится в нужных случаях регулировать, или меняя его направление, или, по необходимости, ограничивая его во времени и в объеме. При этом врачу следует остерегаться того, чтобы помешать больному сказать то, что может оказаться весьма существенным для диагноза и лечения, а также, чтобы не обидеть его, не вызвать у него недоверия или недоброжелательности к врачу, что затруднит дальнейший контакт с больным.
Ограничивая по необходимости рассказ больного, врач должен учитывать, что некоторые больные не могут в своей речи не отступать в сторону от основной темы высказывания или не отойти от главного к несущественным деталям, не могут сконцентрировать внимание на основном и существенном. Иногда больной говорит не о главном, потому что ему трудно с еще мало знакомым врачом говорить о некоторых интимных сторонах жизни. Нужно в таких случаях помочь ему преодолеть такого рода торможение, стеснительность в общении с врачом.
Некоторая многоречивость, склонность к детализации в рассказе, недостаточная способность выделить в нем или в ответе на вопрос существенное и отделить это существенное от несущественного может быть свойством личности больного, не зависящим от его заболевания. Но иногда отмеченные в процессе собирания анамнеза такие особенности больного выступают более резко и бывают связаны с заболеванием, возникают под его влиянием. Выяснить это очень важно. Такого рода нарушения мышления и речи наблюдаются при сосудистых нарушениях в головном мозгу. Уходы от существенного бывают особенно выражены у некоторых больных шизофренией. В рассказе эпилептиков наблюдается патологическая инертность речи: им иногда трудно переключаться с одной темы на другую. В подобных случаях рассказ больного для врача имеет значение не только по своему содержанию, но и по форме.
При психогенно возникших нарушениях (неврозы, реактивные состояния), при значительных потрясениях, больные иногда с особой эмоциональной выраженностью говорят о содержании некоторых своих переживаний. Конечно, на это должно быть обращено внимание врача. Причины и сущность столь эмоционального переживания должны быть по возможности и при необходимости вскрыты.
Внимание врача должно быть привлечено не только к форме и содержанию высказываний больного, но и к тому, о чем больной склонен в той или иной мере умалчивать. Такое умалчивание может быть сознательным, умышленным. Оно может быть также в какой-то мере непроизвольным. За ним при этом нередко скрываются тяжелые переживания больного, связанные именно с тем, о чем он не говорит, о чем ему говорить особенно тяжело. Врач, помогая больному преодолеть такого рода задержки, не только получает при собирании анамнеза важные для него данные, но и приносит облегчение больному.
Вообще следует помнить, что анамнез весьма нередко обращается для больного в весьма для него небезразличную процедуру. Неумело, небрежно проводимое собирание анамнестических данных может нанести ему психическую травму. Наоборот, умело собранный анамнез может непосредственно принести больному облегчение.
Собирание анамнестических данных лишь в отдельных случаях может целиком свестись к выслушиванию рассказа больного. В большей же части случаев врачу необходимо после рассказа, а иногда и в процессе его, задать больному вопросы и получать на них возможно определенные и ясные ответы.
Порядок и содержание этих вопросов, форма их должны определяться рядом моментов. Прежде всего, конечно, опрос врача определяется состоянием больного в данный момент. При тяжелом состоянии, при плохом самочувствии больного вопросы врача должны сводиться к самому необходимому минимуму. Характер и объем опроса больного зависит от лечебной и диагностической задачи. Конечно, хирург, перед которым стоит задача сложного и опасного хирургического вмешательства, будет опрашивать больного иначе, и по содержанию, и по форме, чем терапевт (а тем более невропатолог или психиатр), которому предстоит длительное лечение больного. Необходимость дифференциальной диагностики диктует свою схему вопросов. Но всякая схема должна варьировать в соответствии с особенностями личности и состояния больного.
У врача может и должна быть общая схема опроса больного, но она должна быть достаточно гибкой и вариабельной. Следует еще учитывать необходимую зависимость вопросов от ответов больного на предшествующие вопросы, от предшествующего его рассказа. В частности, совершенно неуместны вопросы, достаточные ответы на которые уже были даны при ответах на предшествующие вопросы и в рассказе больного.
Вопросы врачу приходится ставить так, чтобы получить в ответах сведения как о наличных симптомах, так и об отсутствии симптомов подозреваемой болезни. Постановка вопросов не должна допускать внушения больному ложных ощущений и представлений о его болезни.
Большое значение имеет порядок и форма вопросов. Некоторые вопросы способны повести к возникновению или к усилению тревоги у больного. Например, вопрос о том, потерял ли больной за последнее время много в весе, может вызвать или укрепить у некоторых больных канцерофобию, т. е. боязнь заболеть раком, или даже мысль о том, что он уже болен. Вопрос о наличии среди родственников психически больных нередко вызывает у больного тревожные мысли о том, не заболел ли он сам психически. Конечно, бывает невозможно избежать этих вопросов, хотя иногда соответствующие данные могут быть получены и без прямой постановки вопроса. Однако при беседе с больным подобные вопросы не следует особо выделять, ни в коем случае их не подчеркивать, ставить подряд вопросы такого рода, концентрировать в одну группу вопросы о симптомах, характерных для таких тяжелых и относительно широко известных заболеваний.
Характер вопросов должен быть возможно свободен от элементов внушения. Случается, что достаточно спросить больного, имеются ли у него боли в сердце, чтобы вызвать у него такие боли. Конечно, такого рода влияние вопросов врача оказывается наиболее выраженным, если он имеет дело с больным с тревожно-мнительными чертами личности, с повышенной внушаемостью. Уже в начале опроса больного врач, внимательно наблюдая за характером его высказываний, за его мимикой, поведением, может увидеть в них проявление указанных черт и, выявив это, должен проявить повышенную осторожность в постановке вопросов. Но осторожность необходима во всех случаях. Не столь уже редко неправильно проведенный опрос больного может вызывать функциональные расстройства нервно-психической сферы, дополнительную болезнь (ятрогения) или осложнить данное заболевание.
Иногда врачу приходится коснуться и некоторых интимных сторон жизни больного. Некоторым больным трудно говорить по этим вопросам с врачом, с которым только что он впервые встретился. По возможности, такого рода вопросы следует откладывать до того, когда больной несколько привыкнет к врачу, войдет с ним в более тесный контакт. Во всяком случае, затрагивать такие вопросы врач должен со всей деликатностью.
Врачу важно уяснить, насколько внимательно и вдумчиво слушает больной вопросы и отвечает на них, насколько эмоциональны его ответы, вызывают ли вопросы у больного тревогу, настороженность, хорошо ли он понимает смысл вопросов, хорошо ли помнит, легко ли и точно вспоминает существенные факты, способен ли он правильно выразить свою мысль. В ответах больного на вопросы врача желательно получить сведения не только об ощущениях, связанных с болезнью, но и о выраженных нарушениях функций. Больной, например, может сказать, болели ли у него раньше суставы, но он может и сообщить, что он мог тогда ходить, только опираясь на палку. Сведения о нарушенных функциях, как правило, более четко фиксируются в памяти больного и часто отличаются большей точностью.
Если больной говорит, что у него за последнее время ухудшилась память, это еще звучит не так убедительно, как если он говорит, что за последнее время он вынужден записывать все, что ему надо сделать, купить в магазине и т. п.
Многое узнать о болезни и о больном врач может в процессе беседы с ним на темы, близкие к его болезни, затрагивающие вопросы его жизни. При этом выбор темы может меняться в ходе самой беседы. Такая свободная беседа, обмен мнениями по разным вопросам, способствует улучшению взаимопонимания между врачом и больным, позволяет нередко узнать о больном то, чего другим путем узнать нельзя. Этот метод может быть с пользой применен в отношении больных, особенно находящихся в стационарных лечебных учреждениях, в частности, в санаториях. Врач может предложить больным написать историю своей болезни или вести дневник болезни. Это можно предложить больным, которые положительно отнесутся к такой форме информации врача. Писание анамнестических сведений оказывается нередко весьма полезным для самих больных.
Крупный русский психотерапевт Г.Д. Неткачев тщательно разработал вопрос об использовании дневников больных как лечебного приема при лечении некоторых неврозов, в частности при тех из них, при которых имеется заикание. В таких случаях ведение дневника помогает больным следить за собой, приучает анализировать свое поведение и лучше овладевать им. Но далеко не всем больным полезно ведение такого дневника. Некоторым больным, особенно склонным чрезмерно углубляться в свою болезнь, нужно отвлечься от мыслей о болезни, в частности психастеникам. Ведение дневника такими больными может принести вред течению заболевания.
Процесс собирания анамнестических сведений у больного представляет собой процесс не односторонний. В нем проявляют активность как больной, так и врач.
Анамнез помогает врачу знакомиться с больным. Но в то же время больной знакомится в свою очередь с врачом. Во время этого взаимного ознакомления должно заложиться доверие больного к врачу, должна укрепиться надежда больного на то, что врач окажет ему эффективную помощь. По существу, врач должен начать помогать больному уже в этот период первого знакомства; помогать, укрепляя надежды больного на выздоровление, снимая по возможности тревогу. Эти задачи врача вместе с задачей получить у больного нужные сведения определяют требования к поведению врача в процессе анамнестического исследования.
Врач здесь не пассивный слушатель, а активно действующий участник диалога с больным. Активность врача при этом выражается не только в том, что он спрашивает больного, направляет его рассказ, является ведущим лицом в беседе с больным и пр. Он — активный слушатель и рассказа больного и его ответов на вопросы.
Совершенно необходимо, чтобы врач был абсолютно внимателен к тому, что ему говорит больной. Выражение невнимательности крайне отрицательно влияет на отношение больного к врачу.
Недостаточное внимание врача, замеченное больным, способно лишить врача доверия больного или снизить это доверие. В свою очередь такое снижение доверия ослабляет влияние врача на больного, снижает действенность рекомендаций врача, отрицательно действует на больного, ослабляет у него надежду на полноценную лечебную помощь и нередко вызывает связанные с этим тяжелые переживания.
Очень желательно, чтобы во время беседы с больным, врач ничем и никем не отвлекался, чтобы никто не мешал этой беседе. Мимика, выражение лица врача, его поза, его жесты должны выражать внимание к тому, что говорит больной, и доброжелательный интерес к нему.
Но вряд ли правильно, если врач только слушает больного. Больной, большей частью, ждет от врача оценки своей болезни. В ряде случаев даже и при заболеваниях, явно не угрожающих ни жизни, ни трудоспособности больного, последний с нетерпением ждет, что скажет врач о его заболевании. Тем более это относится к более тяжелым заболеваниям или к непорядкам, даже небольшим, со стороны жизненно важных органов, например, сердца.
Резюмируя анамнестическую беседу, врач должен, хотя бы весьма сдержанно, сказать о своем предварительном мнении до окончания полного обследования. Задержка в общей оценке врачом жалоб больного может вызвать у последнего лишнюю тревогу, лишить его того успокоения (реально возможного), которое он вправе ждать от врача и, как правило, ждет. Не следует ждать окончания опроса больного, чтобы сказать несколько необходимых ему ободряющих слов, сказать о плане дальнейшего исследования и пр.
Врачу очень важно и по ходу высказываний больного в какой-то мере выразить свое отношение к тому, что он говорит. Вполне целесообразно, иногда осторожно прерывая больного, до постановки следующего вопроса, указать на ошибочную переоценку опасности болезни, если больной словами, мимикой, плачем и т.п. выражает свою тяжелую тревогу, отчаяние. Конечно, прерывать больного следует так, чтобы не обидеть его, не помешать его рассказу. Но недопустимо, чтобы больной долго ожидал решения врача и сколько-нибудь длительно не получал его разъяснений, хотя бы в самом предварительном плане. Несоблюдение этого требования может усилить аффективную напряженность больного, особенно при беседе с новым для него врачом. Само собой разумеется, совершенно недопустимы холодность и недоступность врача в общении с больным.
В свете изложенного можно сказать, что анамнестическое изучение должно рассматриваться не только как важный метод исследования, но и как важная стадия общения врача с больным, как его воздействие на последнего. (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 300-311).
См. так же материалы сайта:
* Психология повседневной работы по уходу за больным (начало) - (по И. Харди)
* Психология больного: отношение больного к болезни (по Р. Конечному, М. Боухалу)
* Социальная психология личности. Практикум. - Тема 5. Общение врача: умение слушать (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. - Тема 8. Общение в ситуации конфликта (автор-составитель В.А. Урываев)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |