|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
К вопросу о психогенезе в учении Фрейда. Наш опыт, как явствует из сказанного, не подтверждает
фактов вытеснения, как оно представлено Фрейдом. Случаев подлинного вытеснения,
когда у человека из его сознания как бы вытесняется, выпадает или им
забывается что-либо тягостное, на большом материале наблюдений, строго говоря,
нам почти не встречалось. Однако, несомненно, существует группа явлений,
которую можно было бы назвать как бы «вытеснением», но не во фрейдовском смысле. В таких случаях человек не говорит
того, в чем стыдится признаться, что для него тягостно, он сознательно гонит
от себя неприятные мысли и пытается отвлечься от них, забыть их, и при этом
иногда с успехом. В психоанализе концепция «вытеснения» выступает как
искусственный продукт метода исследования.
Во многих случаях так называемое бессознательное – это неосознанное,
непонятое самим больным. Оно может быть представлено в мыслях и действиях
всякого человека, в том числе и здорового. Нужен систематический, упорный,
вдумчивый анализ для того, чтобы осознать реальные, а не фантастические пути
возникновения множества наших мнений, оценок, реакций. В работе не только с
больными, но и со здоровыми людьми мы видим как несвязанное,
непонятное, неосознанное начинает связываться, пониматься и осознаваться. У
всех приведенных больных в процессе психотерапии начинает организовываться и
перестраиваться их понимание болезни, они начинают осознавать истинное значение
их болезненных реакций, мыслей, переживаний и чувств, а также задач и путей
лечения.
Конверсия, по неправильному представлению Фрейда, представляет
выражение соматическими симптомами психического конфликта, в основе которого
будто бы лежат или символизация, или «соматическая встречность»,
т. е. склонность органа к патологической реакции. Факт предуготованности,
местной предрасположенности или недостаточности той или иной системы органов
многократно подчеркивался, и при этом неправильно переоценивался в
психоанализе, но механизм его не разъяснен. Здесь мало психологического
анализа, но нужен невро-физиологический
и генетический анализ.
К тому, что нами (В. Н. Мясищев) писалось в других работах
о патогенезе висцеральных нарушений, добавим здесь лишь несколько существенных
моментов:
1) нервный путь от сложной психической
деятельности до функций соматического органа многоэтажен, и источник нарушения
функции может находиться на разных уровнях
– корковом, подкорковом, спинальном и в самом органе; 2) для правильного
объяснения невроза необходимо учитывать предшествующую функциональную дезорганизацию
системы внутреннего органа – желудочно-кишечной, сердечно-сосудистой, половой
или другой; 3) чрезвычайно важно
принимать во внимание совсем не отмечавшееся раньше состояние функциональной
активности органа, например, сердца в условиях психотравмирующей ситуации.
Наконец, возможна комбинация перечисленных факторов.
В патогенезе и проявлениях неврозов и психических болезней психоанализ подчеркивает роль символического.
Огромное значение символики в человеческой жизни, выраженное в деятельности и в
психической болезни, достаточно известно, однако в основу трактовки символики
психоанализом был в значительной мере положен метод аналогии, познавательные
возможности и границы которого не были достаточно критически оценены и
ограничены.
Подчеркнутое психоанализом значение паралогических форм
поведения, архаических и иррациональных элементов мышления, выдвинутых в
противовес логическому мышлению в силу особенности клинического материала,
вследствие чрезмерного сосредоточения на расшифровке символики и, наконец, в
силу полемики, психоанализ переоценил. Символика и принцип желания,
несомненно, играют роль в мышлении, но они выступают как выражение
тенденциозного, нарушенного и сниженного механизма мышления, а в ряде
психических заболеваний за символику принимается то, что не имеет к ней
никакого отношения.
Для психоанализа Фрейда основным содержанием символики
является сексуальность. Построив сексуальную теорию неврозов, он пытался
укрепить ее сексуальным символотолкованием.
Это зависело от ряда причин. Прежде всего, от условности толкования по
аналогии, которая всегда подчинена стремлению найти в толкуемом
то, что ожидается. Затем это объясняется в известной мере тем, что сексуальное,
как область скрытого, должно было скорее облекаться в символическую зашифровку
и, кроме того, тем, что в условиях буржуазного общества у представителей
господствующего класса, бывших пациентами Фрейда, сексуальность была особенно
часто источником психических травм и психогенных нарушений.
В приведенных описаниях больных некоторые симптомы
фрейдистами были бы истолкованы как сексуально-символические, но только на
основе незаконного расширения этого понятия и игнорировании других факторов.
Метод анализа символов является методом вспомогательным, а не доказательным,
как его пытаются представить психоаналитики.
Основной патогенной силой психогении, по Фрейду, явилась
сексуальность и сексуальный конфликт. В эту сторону направилась критика с
момента возникновения этой концепции. Соглашаясь с критикой гипертрофии и
незаконной универсализации понятия и значения сексуальности, оттеним здесь
несколько моментов. Сексуальность в обычном смысле скоро была заменена Фрейдом
понятием libido или эроса, желания, наслаждения, любви. Это было не просто
уступкой критике, но и поправкой на основе профессионального опыта. Однако
упорное предпочтение сексуально-эротической терминологии, терминологии
удовольствия, желания выдавало скрытый корень психоанализа: сексуально-половое
осталось центром и стержнем понимания болезненных симптомов.
На последнем этапе развития своей концепции Фрейд пришел к
утверждению, что наиболее сильным влечением является влечение к смерти.
Существенно, однако, не само по себе это, совершенно не подтвержденное опытом,
положение, а его мистико-пессимистический смысл, который гармонирует с упадочническим
миропониманием эпохи капитализма и его упадка.
Дополнительные
замечания о психотерапии при неврозах. Нередко в картину и в развитие невроза входит депрессивное состояние, утрата веры
в людей, в идеи, в будущее. Здесь особенно важно не только выяснение
патогенеза заболевания, но и терпеливое ободряющее переубеждение, раскрытие
перед больным новых перспектив, перестройка его отношения к создавшейся
ситуации и пр.
Больные, длительно страдающие психогенными заболеваниями,
нуждаются в известной мере в перевоспитании, в первую очередь в повышении
возможности саморегуляции. Взамен агрессивности и
недоверия к людям необходимо сформировать доверие и дружелюбное отношение,
устранить мнительность, смягчить и преодолеть эгоцентризм и укрепить установки
на коллектив. Врач выступает при этом до известной степени как воспитатель, в
соответствующих случаях, в пределах своей компетенции, – как учитель жизни.
Здесь нет возможности останавливаться на многих других
вариантах психотерапевтических методик, более или менее ценных. Скажем лишь,
что современная научно обоснованная психотерапия обладает рядом хорошо
разработанных методик, которыми должен владеть врач-психотерапевт и применять
их в зависимости от состояния больного.
Из изложенного видно, что в процессе
психотерапии важнейшее значение имеет осознание больным природы и причин его
заболевания, успокоение и ободрение его, восстановление у него надежды на
выздоровление, формирование новых жизненных целей, укрепление и развитие
самоконтроля, самообладания и саморегуляции,
разрешение внутренних конфликтов, перестройка неправильного отношения к себе и
к окружающим. Больной может быть
агрессивным, недоверчивым, скрытным. Часто это бывает тогда, когда процесс
лечения осложняется побочными моментами, например, расчетом больного на льготы
и преимущества, которые врач не считает обоснованными. Врачу в этих случаях
приходится не только ободрять и утешать, но и критиковать больного, хотя это
может вызвать временную агрессивность и даже иной раз уход больного от врача.
Естественно, возникает вопрос о психотерапии психозов. Чем
отчетливее выражен психогенный характер заболевания, тем эффективнее
психотерапия. К таким формам относится психогенная депрессия.
Однако длительные психотические
состояния или вызванные ими значительные изменения характера (параной, сутяжный
бред) при психогенном происхождении их мало поддаются психотерапии. Успех
психотерапии шизофрении, вероятно, имеет место там, где особенно велико
значение психогении и где велико искусство и настойчивость врача.
Психотерапия
при соматических заболеваниях. Все
сказанное о психологических основах психотерапии
относится не только к лечению нервных и психических заболеваний, но и к лечению
телесных или соматических заболеваний.
Из опыта терапевтов известно, какое мощное влияние на течение
болезни оказывают бодрость, жизнерадостность и надежда больного на
выздоровление. Использовать этот мощный фактор должен уметь всякий врач. А для этого
надо уметь разбираться в особенностях как организма,
так и личности больного, знать его сильные и слабые стороны, учитывать
способности больного к правильной оценке болезни и ситуации и т. п.
Тяжелое состояние организма может являться и часто является
тяжким психотравмирующим фактором, весьма усугубляющим течение основной
болезни. Включение психотерапии в систему лечения в таких случаях весьма важно.
Существуют еще неизлечимые болезни. С ними встречаются
врачи всякой специальности. Больной может знать, что его болезнь неизлечима.
Отчаяние от сознания этого может ухудшить течение болезни и самочувствие
больного. Известно, что, отчаявшись, потеряв надежду на излечение, некоторые психически
неустойчивые больные кончают жизнь самоубийством.
Достаточно представить себе положение больного, потерявшего
одну руку, если его профессия требует двух рук, чтобы понять, что такими
больными может овладеть отчаяние. Врачу-офтальмологу при слепоте больного,
хирургу после ампутации как будто нечего делать с больным. Такая позиция чужда
советскому врачу. В случаях возникновения необратимого дефекта врач обязан
оказать психотерапевтическую помощь
больному, помочь ему, приблизить его к менее пессимистической оценке своего
состояния, помочь активно противостоять
возникшим перед ним трудностям.
Некоторые формы заболеваний приводят больного к смерти.
Больной может сознавать это. Нужно ли ему помочь, облегчить его страдания? Не
звать же для этого специалиста-психотерапевта в качестве утешителя. Нет, это
обязан уметь делать каждый врач, независимо от его специальности.
Рис. 22. Изменения в плетизмограмме
больной А. в ответ на патогенное слово. а – выраженная реакция в плетизмограмме на патогенное слово („Любовь") до психотерапии; б – слабовыраженная реакция после психотерапии. |
По мере преодоления
отчаяния больного возникает задача компенсации дефекта и реабилитации, т. е.
приспособления больного к труду и жизни. Пластичность человеческого мозга в
этом отношении обнаруживает чудеса. Опыт Великой Отечественной войны, в
частности опыт психологов, учит нас, что даже тяжелейшие поражения не исключают
возможности замечательного приспособления.
«Повесть о
настоящем человеке» Б. Полевого – лишь
один из убедительных и поучительных примеров этого. Эта повесть убедительно
показывает, как необходимы человеку в таких случаях
оптимизм, бодрость и настойчивость. На примере Павла Корчагина (Н. Островский, «Как закалялась сталь») мы видим, что и
этот железный человек в какой-то один момент не выдержал трудности своего
положения и был на волосок от самоубийства. Герои обеих повестей без
врача справились с поразившим их несчастьем.
Но может ли, имеет ли право врач равнодушно сказать: «Вот и должны сами справляться»? Нет, он обязан не только поддержать больного в минуту колебания, он должен упорно работать над восстановлением у больного воли к жизни. Это прямая обязанность врача любой специальности.
Большую трудность в лечении больных представляет сочетание невроза и соматического заболевания, которые, взаимно усиливая друг друга, затрудняют лечение. Часто терапевт направляет больного к невропатологу или психиатру, а невропатолог – к терапевту. Врач любой специальности, к которому обратился больной, должен быть психотерапевтически грамотным, психотерапевтически активным и инициативным. Конечно, основное лечение следует проводить у соответствующего специалиста. «Перебрасывание» больного от одного специалиста к другому без подлинной необходимости нежелательно.
Нужно подчеркнуть еще раз необходимость для врача быть психотерапевтически активным и инициативным. Конечно, в высшей степени важным является такое качество, как терпеливость и оптимистическая настойчивость врача, основанная на гуманности и любви к больному и на неутомимом стремлении врача помочь ему.
Научное значение психотерапии. Следует отметить большое научное значение психотерапии. В
процессе психотерапии представляется возможным наиболее полно и убедительно
изучать вопросы психогении. Существует ряд методов объективации эффекта
психотерапии. Например, приводимые на рис. 22 кривые (из работы В. К. Мягер) показывают ослабление у больной после психотерапии
реактивных изменений в плетизмограмме в ответ на
патогенное слово «любовь».
Используя методику аутогенной тренировки, можно вызывать повышение
температуры кожи или быстро проходящие нарушения схемы тела, обычно
рассматриваемые как выражение органического заболевания головного мозга. При
этом можно отчетливо установить связь этих явлений с личностью больного и
состоянием его здоровья, с особенностями его центральной нервной и вегетативной
систем, с особенностями восприятия им внушения и степени и особенности
самовнушения. Весьма ценные наблюдения собраны при исследовании гипнотических и
постгипнотических состояний. Некоторые авторы
отмечают возможность устанавливать в процессе психотерапии относительную
тяжесть и устойчивость различных выражений болезни (М. С. Лебединский, Lehmann).
Врач, особенно психотерапевт, не только должен быть предан
делу лечения больных, не только быть гуманным, высокоморальным человеком, но
он должен знать, понимать и изучать психологию больного. Он должен избегать
необоснованного мнения – «В психологии-то
я разберусь», а настойчиво, внимательно, используя литературу и практический
опыт, изучать психологию здорового и больного человека.
Психотерапия должна все больше входить в систему лечения,
взаимодействуя с другими методами в целях скорейшего и более успешного
излечения, в целях трудовой реадаптации больного, в
целях повышения уровня компенсации, улучшения самочувствия больного, облегчения
его страданий.
Важной задачей является, наряду с расширением психотерапевтической
помощи, непрерывное повышение ее качества.
Высококвалифицированная врачебная помощь повышает авторитет
врача в глазах больного. Совершенное владение своей специальностью вызывает у
больных чувство глубокого уважения к врачу, что создает благоприятную почву
для проведения психотерапии.
Выдающиеся деятели отечественной медицины – С. П. Боткин, В. М. Бехтерев, В. П. Осипов и другие, в
совершенстве владея своей профессией, пользовались огромным авторитетом и
широко применяли психологическое воздействие на больных с лечебной целью.
См. так же материалы сайта:
* Психология личности. Практикум. Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 6. Общение врача: установление контакта и доверительных отношений (автор-составитель В.А. Урываев)
* Больной и врач (по И. Харди)
* Психология больного: отношение больного к болезни (по Р. Конечному и М. Боухалу)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |