|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
БЕЗ РЕШЕТОК...
ПСИХОЛОГИЯ РАБОТЫ
С ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫМИ
«Стало очевидным, что нет ничего
таинственного ни в оснащении психиатрических отделений, ни в его работниках. И
здесь нет иной необходимости, чем соответствующее оборудование и должным
образом подготовленные специалисты. Работа может проводиться везде, будь то
крыло здания обычной больницы, ее отделение, больничный коллектив или даже
окраина пустыни...»
(М. Сим)
«Врач, который хорошо понимает, в чем
состоит суть системы, исключающей любые насильственные средства, хорошо знает,
что его лучшими помощниками являются сестры... Часто они влияют на больных
лучше самого замечательного лекарства... Врач может доверять им самые
щепетильные задания, вверять в их руки счастье больных, и, прежде всего,
конечно, уход за этими больными».
(Дж. Конолли)
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Несмотря на развитие науки, и в наши дни все еще продолжает
существовать множество предрассудков, не совместимых с научными достижениями
века. Выше уже указывалось на то, какое сопротивление отмечается в области
здравоохранения, медицины по отношению к комплексу психических проблем (см.
стр. 12), особенно явно это проявляется в психиатрии. Это сопротивление
поддерживается именно предрассудками. Как показывает опыт международных и
отечественных исследований (342), общественное мнение сильно отстает от
развития современной науки. Правда, отмечается, что люди молодого возраста,
воспитанные уже на новых достижениях медицинской науки, несколько иначе
подходят к указанным проблемам, но стереотипные представления о душевнобольных,
к сожалению, оказывают свое вредное воздействие и в их кругу и служат серьезным
препятствием на пути лечения душевнобольных (574). Именно старые стереотипные
представления о душевнобольных привели и продолжают приводить к общественной
изоляции этих больных, к интенсивному контролю за ними.
К сожалению, это оказывает свое неблагоприятное воздействие и на развитие в
данной области медицины. Неглигация психиатрических
больных, замалчивание проблем этой области медицины, более того, отрицание
психиатрии теперь уже ни для кого не тайна: такие явления характерны
повсеместно и не раз отмечались в документах и публикациях Всемирной
Организации Здравоохранения (особенно см. 760). В то же время международный
опыт свидетельствует о необходимости психиатрических отделений и других
лечебных заведений этого профиля, все более решительно
доказывая, насколько они полезны. В больницах создаются уже не только психиатрические
отделения, но и специальные психологические, психосоматические и психотерапевтические
службы.
За рубежом уже существуют такие отделения в обычных
больницах (например, детские, терапевтические отделения такого профиля), внутри
которых действуют и кабинеты психиатрического профиля. В нашу эпоху, когда
достигнутое развитие создает все больше возможностей для того, чтобы с окон
психиатрических отделений постепенно исчезли решетки, чтобы открылись их
двери, должны быть разбиты и оковы еще существующих предрассудков. Перед
наукой и практикой должен открыться свободный путь, целью должно быть не только
излечение психических заболеваний, но и стремление к более полному излечению
человека при любом заболевании и, более того, к более гармоничному развитию
даже здоровых («нормальных») людей.
Морализирующе-кодифицирующий подход – защитная
реакция общества. Душевная болезнь для сторонников этого подхода сопряжена,
согласно их излюбленному выражению, «с личной и общественной опасностью»,
естественно, что средством против такой опасности стала решетка. Такой подход
стал спорным еще в эпоху появления первых законов относительно психических
заболеваний и страдающих ими людей, хотя в то время возможности лечения
душевных болезней были еще весьма ограниченными (615, 760). Такое поведение
общества, защищающегося от опасности психиатрических заболеваний решетками,
приводит не только к тому, что психиатрические учреждения становятся
неприступными крепостями, оно является серьезной помехой на пути
выздоровления, реабилитации душевнобольных, их возвращения в коллектив, к
нормальной жизни. Такой подход порождает и «психиатрию вращающихся дверей»: в
результате такого отношения общества, предрассудков, подозрительности
душевнобольные не находят места в нормальной жизни и очень часто вскоре после
выписки из психиатрических учреждений вновь возвращаются в закрытые отделения,
становятся их постоянными жильцами.
Различие подхода отдельных народов, общественных слоев к
психическим страданиям, психиатрическим заболеваниям (в одних условиях
определенные болезни принимают лучше, других – хуже) указало на то, что подчас такие заболевания являются
порождением лишь своеобразного подхода. Некоторые
представители этой теории зашли настолько далеко, что поставили под сомнение
право на существование и самого названия «психиатрические заболевания»
(например, выходец из Венгрии Т. Сас пишет о
том, что психиатрическое заболевание –
просто «миф»), они считают, что настало время забыть о прежнем нозологическом
делении душевных болезней, стремятся оторвать психиатрию от медицинской науки
в целом, говоря о том, что между ними нет ничего общего. Такое
направление получило название «антипсихиатрии»
(249), конечно, многие критические замечания сторонников этого направления
правильны, но в целом оно, естественно, неприемлемо.
Устаревшие взгляды, предрассудки и предубежденность могут
быть преодолены только в
ходе широкой просветительной работы. Нужно всеми силами стремиться к
формированию гуманного подхода, основанного на глубоком понимании, правильной
оценке и уважении человеческой личности. (Нужно стремиться к тому, чтобы как
можно шире распространялись знания по психиатрии, чтобы как можно более широкие
круги были знакомы с ее проблемами и с теми огромными возможностями, которые
предоставляет в этой области наука.) Если общественное мнение станет
относиться к душевнобольным не с позиций энергичной самозащиты от «опасности»,
а стремясь понять больного человека и суть
происходящих с ним явлений, то гораздо большие успехи будут достигнуты и в
борьбе с психическими заболеваниями.
В наши дни психиатрия располагает многими возможностями
благотворного влияния не только на психически больных, но и на больных совсем
иных профилей.
Большой путь развития проделан и самими психиатрическими
учреждениями. Устарели и постепенно исчезают огромные палаты, «тюремные»
коридоры. Появляются новые формы, хотя поиски в этой области еще продолжаются,
причем при разработке новых архитектурных форм учитываются специфические
запросы данной отрасли медицины. В большинстве новых лечебных психиатрических
учреждений учтены не только требования эстетики и гигиены, здесь стремятся
помочь больному человеку, создав вокруг него приятную, поистине домашнюю
атмосферу, все возможные удобства. Для современного психиатрического
отделения не новость шторы на окнах, картины на стенах, во многих местах
ношение больными их личного платья, высокая культура питания, радио,
телевидение, библиотека. Однако и у всего этого были свои противники: для чего
эстетика, современность в психиатрическом отделении, где в большинстве своем
пребывают люди, оторвавшиеся от действительности, психически больные, в
значительной части страдающие шизофренией? Сейчас уже доказана полнейшая
несостоятельность такого подхода, поскольку влияние среды имеет чрезвычайное
значение именно на таких больных, именно оно способствует их возвращению к
действительности (236). Большие достижения в области трудотерапии и
психотерапии, использование современных методов медикаментозного лечения
привели ко многим принципиально новым выводам, которые создали возможность
более эффективного лечения психически больных. Среди этих возможностей следует,
прежде всего, подчеркнуть мысль о свободе (642, 760). Глубоко ошибаются
те, кто думают, что вопрос о свободе больного сводится к освобождению от
замков. «Ключевая» проблема — психологическая: на свободе при хорошей
постановке работы и хорошем обращении с ним психически больной человек сумеет
выразиться и выразить себя (79, 320). Система открытых дверей порождена
требованиями не только гуманизма, но и эффективного лечения больных (355).
Свобода означает и свободу действий, передвижения, что определяется состоянием
больного и условиями его лечения. Например, можно способствовать тому, чтобы
больной встречался с семьей, наведывался домой, если обстановка и условия жизни
в семье хорошие, члены семьи проявляют глубокое внимание к больному, к его
болезни. Если же близкие больного настроены враждебно,
нужно всеми силами препятствовать встречам больного с ними. Очень важно
понимать стремление больного к деятельности, способствовать проявлению им
необходимой активности, создавать условия для этого и соответственно оценивать
результаты такой активности больного. Все это входит в задачи хорошо
работающего лечащего коллектива. Иными словами: благотворное влияние среды (милиотерапия) осуществляется при хорошем контакте лечащего
персонала с больными, при хорошем обращении и целенаправленных занятиях с
ними. Важную роль играет характер отношений между психиатром и больным,
санитаром, сестрой и больным, психиатром, сестрой и больным.
В наши дни уже можно говорить и о социотерапии:
о лечебном воздействии коллектива. Это нашло свое проявление и в использовании
в психиатрических учреждениях такого метода лечения, который получил название
«лечебного коллектива» (therapeutic community): при этом в результате осуществления принципов
социальной психологии и групповой психотерапии продолжает улучшаться атмосфера,
окружающая больных, актуализируются возможности их возвращения в общество
(346, 347, 570). Об этом свидетельствуют и эксперименты, проведенные в Венгрии
(222). Работа такого коллектива базируется на нескольких важных принципах.
Старой больничной иерархии противостоит демократизм лечащего коллектива,
который составляет единое целое со своими подопечными – больными людьми: в таких условиях есть все необходимое для
обеспечения активности, свободы, запросов больных, для проявления особенностей
их личности. Конечно, ответственность по-прежнему ложится на врачей,
обладающих должной подготовкой, специальными знаниями. Существенным является и
принцип воздействия больных друг на друга в ходе групповых занятий,
трудотерапии их сотрудничество, способствующее реабилитации. «Лечебный
коллектив» стремится способствовать такому поведению больных, которое дало бы
им возможность приспособиться к жизни в обществе. Третьим существенным
фактором, базирующимся на двух указанных принципах, является целебная
атмосфера, в которой – в
противовес пассивности и полному безделью больных в прежних психиатрических
учреждениях – прилагаются все
усилия для активизации личности больного, благодаря чему он получает
возможность вернуться в общество.
Формой, которая объединила в себе все преимущества
амбулаторного и стационарного лечения, явились дневные стационары,
впервые возникшие в Советском Союзе в 30-е годы. Здесь больных лечат, в ходе
дня проводят с ними психотерапевтические занятия, а на ночь их отпускают
домой, к семье. В зависимости от состояния больных существует множество
вариантов этой формы лечения.
Важнейшим видом амбулаторных психиатрических учреждений
в Венгрии являются неврологические диспансеры. Они предоставляют
возможность лечить больных, не отрывая их от привычной среды (см. главу XVII).
Свобода передвижения, обыденные ситуации, глубокое знакомство со средой,
окружающей больного, сотрудничество с представителями окружения больного – все это благоприятствует успеху
лечения. Значительная часть психически больных, как показывает и международный
опыт, благодаря такой форме лечения никогда не попадает в больницу, излечиваясь
в диспансере.
Огромное количество больных, состоящих на учете в городских
и областных неврологических диспансерах, показывает, какая огромная работа
ведется в интересах поддержания душевного здоровья людей (например,
Неврологический диспансер области Пешт ежегодно
проводит в среднем 15 000 обследований больных и все необходимые после такого
обследования процедуры). Диспансеры выполняют и важные общественные задачи,
связанные с опекунскими делами, с проблемами определения способности больных
участвовать в воспитании детей и пр. Важное значение
имеет и разрешение острых, кризисных ситуаций, что позволяет предупредить
тяжелые последствия (см. стр. 46). Развитие неврологических диспансеров
означает и широкое распространение все более обогащающихся возможностей
психиатрии. Наряду с лечением психически больных эти лечебные учреждения
постепенно все более будут служить целям предупреждения психических заболеваний,
охране душевного здоровья.
Различным может быть и подход к больным самого
психиатра. У одного на первом плане стоит интерес к практическим вопросам
лечебной деятельности, развита «терапевтическая жилка». Интерес другого
психиатра может быть направлен в основном на изучение вопросов патогенеза.
Третий же может быть сторонником фармакологического подхода, сущностью
которого является изучение воздействия различных лекарственных препаратов:
какие лекарства оказывают наиболее эффективное воздействие на те или иные
заболевания, группы симптомов, каким путем это воздействие осуществляется и пр.
Все это означает иную сферу информированности, возможно, и иное поведение.
Однако каков бы ни был подход и круг интересов того или иного психиатра, в
лечебной деятельности он не сможет обойтись без способности понимания
психопатологических явлений и проведения определенной психотерапевтической
работы. Одной из самых важных сфер деятельности психиатра и является глубокое
понимание им своих больных и работа с ними именно на основе этого
понимания. Всякая профессия оказывает формирующее воздействие на того, кто
избрал ее. В частности, при проведении психотерапии необходимо «определенное,
но решительное изменение личности врача» (47). Психиатрия – в противоположность различным
ошибочным взглядам и предрассудкам –
преобразует личность врачей-психиатров не в сторону патологии, а обогащая и
расширяя ее, предоставляя тем самым возможность углубленного понимания как
здоровых, нормальных, так и патологических процессов. Психиатр ставит на службу излечения больных все ценности своей
личности, все свои индивидуальные способности.
Санитары, работающие с
психически больными, сейчас выполняют совсем иные задачи, чем когда-то. В
прежние времена в них видели стражей, физическая сила которых служила гарантией
безопасности для окружающих (760). Роль их, предъявляемые к ним требования, а
с ними и их личность изменялись по мере того, как от охраны больных в
психиатрических учреждениях переходили к их лечению, основанному на глубоком
понимании того или иного патологического процесса. Так постепенно из стражника
санитар становился медицинским работником, понимающим больного, служащим ему
поддержкой, принимающим соответствующее участие в его лечении. Санитар
оказывает целебное воздействие не только с помощью умелых рук, не только своим
прилежанием, но и своим личным воздействием, обаянием своей личности, заботой,
оптимизмом. Участие, способность понять –
лучшая опора для человека, попавшего в беду, ищущего поддержки. Никогда нельзя
забывать о том, что психиатр, сестра и санитар – целебно воздействующие факторы, одинаково эффективно влияющие
«лекарства». Запросы, предъявляемые в наше время к личности человека,
работающего с психически больными, основываются на следующем: специальные
знания, постоянный интерес к выполняемой работе, постоянно растущий уровень
подготовки и, конечно, здоровая личность. В специальной литературе много раз
указывалось на вред, который могут причинить в работе с психически больными
люди с нездоровой психикой, ищущие в этой работе разрешения своих личных
психических конфликтов. Нельзя забывать о том, что работа людей,
осуществляющих уход за психически больными, в корне отличается от работы по
уходу за больными иного профиля, поскольку наряду с навыками по физическому
уходу за больными они должны освоить и навыки психического воздействия
(320, 495). Кроме привычных задач по уходу за больными (измерение температуры, раздача
лекарств, заправка постелей) им приходится проводить и работу совсем иного
качества. Многие из них осваивают определенные методы занятий с психически
больными, становясь, например, специалистами по трудовой терапии. Личность
санитаров и сестер может воздействовать на состояние психически больных
по-разному. Сильные, решительные личности вызывают у незрелых, инфантильных
больных чувство уверенности, в то время как
параноидные больные могут вступать с ними в резкие столкновения. Человек шизотимного склада легче, чем кто-либо другой, может понять
страдающего шизофренией (495). Однако все это не освобождает людей,
осуществляющих уход за психически больными, от необходимости постоянно
развивать, расширять и совершенствовать свои знания, свои личные качества.
Работающие с психически больными наиболее удовлетворяют запросам своей
профессии, если способны понять переживания доверенных им больных,
соответственно откликнуться на них, охватить их во всей полноте и сложности.
Прежде всего это выражается в умении понять разные
заявления, выражения больных, их индивидуальные особенности.
В учреждении, где хорошо налажена работа, в ходе
эффективной милиотерапии четко определена роль
каждого члена лечащего коллектива. Каждый работник знает, каковы его
обязанности и где их границы. Сестра не замещает врача и не дублирует его
мероприятий, она не проводит методической индивидуальной психотерапии, а
работает с больным, влияет на его психику, пользуясь иными методами. Суть ее
обязанностей в этой области состоит в наблюдении за патологическими
проявлениями у больных, в стремлении понять их, зарегистрировать увиденное и услышанное. Поведение и реакции сестры должны
успокаивающе влиять на больных.
Как же работает сестра с психически больными?
Какова психологическая техника этой работы? В нашу задачу
не входит ознакомление с техникой психотерапии, трудовой терапии, групповой
психотерапии, это цель специальных работ (180, 226, 389, 558, 638). О развитии
в этой области свидетельствует и тот факт, что благодаря результатам, достигнутым
на основе индивидуальной работы сестер с отдельными психически больными,
появился даже новый термин: nursing therapy («лечебная сестра», 491). Что касается
проблем занятий с больными, то мы отсылаем читателя к главам III и IV, где
указывается на важность контактов, правильных отношений между лечащими и
лечащимися, сестрой и больным, врачом, сестрой и больным, описывается техника
выслушивания больных и формирования контактов с ними (593, 627, 645).
Все это следует развивать, углублять и соответственно использовать на практике.
Многие исследователи пишут о «терапии поведением» (320), другие – о «психодиететике»
(513). Значение и того, и другого состоит в том, что в психиатрии (откуда,
собственно говоря, и началось развитие техники психологической работы с
больными любого профиля) развитие и совершенствование поведения лечащего
персонала уже само по себе может привести к дальнейшим успехам в лечебной
деятельности. В нашем поведении заключено множество таких сил, которые могут
оказать больному помощь. Терапия поведением начинается с уже упоминавшегося
умения выслушать больного. Сестра многое может сделать уже благодаря своему
умению понять ход мыслей больного.
В психиатрии наряду со множеством
других новых устремлений весьма значительным представляется тот подход,
который учитывает весь процесс ухода в целом, стремясь осуществлять в
единстве и все практические мероприятия (737). Как уже об этом говорилось выше
(см. стр. 29), в центре внимания должен находиться человек во всех его
проявлениях. Суть нового подхода состоит в том, что весь процесс ухода
планируется на основании индивидуальных запросов, потребностей больного. Целью
является преодоление недостаточности, волнующей больного, будь то в стационаре
или в ходе реабилитационной деятельности в рамках районного диспансера.
Процесс начинается с наблюдения за больным, продолжается оценкой
полученных результатов этого наблюдения, а затем и составлением плана
ухода за больным и его исполнением. Самым важным является сохранение
человеческого достоинства больного, а потому нужно всеми силами помочь ему
сохранить независимость и самостоятельность. К сотрудничеству привлекается и
сам больной, с которым — конечно, в зависимости от его состояния – можно обсудить план мероприятий,
необходимых для его выздоровления. Ставится диагноз заболевания (он
может, по мнению больного, не совпадать с тем, что поставлен врачом),
оцениваются способности больного (например, может ли он самостоятельно
одеваться, умываться, нормально вести себя в коллективе и т. п.). План ухода за
больным строится на коррекции недостатков. В заключение оценивают план в
целом, и если не достигают намеченных результатов в ходе его выполнения, то в
план вносят коррективы, изменяют метод. Сторонники такого подхода стремятся к
дальнейшему развитию науки ухода за душевнобольными, к совершенствованию
практики в этой области, в ходе которой важную роль играют санитары и сестры.
Понять психически больного –
совсем не просто. Психически больные в корне отличаются от больных иных профилей прежде всего нарушением познавательной
деятельности, правильных связей с действительностью. Больные вступают в
столкновение с самой жизнью, у них рождаются мысли, противоречащие здравому
рассудку, не воспринимаемые нормальным мышлением. Примером таких болезненных
мыслей могут служить следующие: больные считают, что им подмешивают в пищу яд,
через стены облучают их страшными лучами, преследуют, постоянно следят за
ними, говорят о них по радио, пишут в газетах и пр. Понять мысли,
противоречащие трезвому рассудку, уметь разобраться в них, определить патологический
строй таких мыслей совсем нелегко.
Всем, кому свойственно стремление понять психически
больного, приходится в работе с ним сталкиваться со всеми этими трудностями.
Устарел тот взгляд, что при наличии у больного навязчивых или бредовых идей не
может быть места возражениям. Такое направление преследовало
цель избежать столкновений с больными, страдающими навязчивыми или бредовыми
идеями, но не содержало того современного и более высокого по своему
уровняю требования, которое исходит из того, что избежания
споров и столкновений самого по себе еще недостаточно, важен непосредственный
интенсивный контакт с больными. В таких случаях теперь предъявляется
требование понять больного, уметь подойти к каждому больному в отдельности.
Естественно, снисходительной рациональности в спорах нужно избегать. Хорошая
сестра умеет следовать тому ходу мыслей, который характерен для больного.
Особенно трудно это тогда, когда бредовые идеи приводят больных к обвинениям в
адрес лечащих их людей: «Не сестра ли подмешала мне что-то в пищу?», «Не она ли
тайком лишает меня половой силы по ночам?» и т. п.
Особенно трудно понять спутанного, беспокойного
больного. Разорванность, бессвязность мышления
при острой шизофрении или состояние спутанности при каком-либо остром
экзогенном психозе может вызвать у персонала неприятное чувство, страх,
беспокойство. Если же мы без предвзятости, с должным вниманием попытаемся
следить за этой речью, какой бы спутанной она ни была, то сумеем узнать многое
из того, что пригодится нам позже при лечении больного. По мере улучшения
состояния больного, ослабления спутанности
повторяющиеся высказывания его становятся все более ясными и указывают нам
путь в лечебной работе с ним. Беспокойный больной, на первый взгляд занятый
лишь своими собственными мыслями, совсем не безразличен к окружающей среде, по
отношению к реакциям окружающих.
В работе с психически больными важным является и умение
сестер понять эмоциональный мир, мир чувств своих
подопечных. Здесь уже понимание скорее сводится к прочувствованию,
означая высокое мастерство. Не случайно, что критика механичности в уходе за
психически больными (да и вообще за больными любого профиля, 757, 759, 760)
возникла на основе результатов деятельности психиатров. Высокого
профессионализма требует умение понять, прочувствовать и соответственно
откликнуться на все переживания больных, на чувство напряженности, на порывы
страстей, которые свойственны таким больным. Умение понять страх, обиду,
боль, ненависть, ревность, тоску, потребность в любви и заботе, тревогу и
отчаяние может оказать значительную помощь страдающему человеку.
Могут возникнуть самые различные проблемы, конфликты, о
которых больной (поскольку он постоянно занят ими) после беседы с врачом
говорит и сестре. Колебания чувств, постоянная робость и нерешительность,
рефлексия и пр. могут означать мучительный период в жизни больного. Поддержка
сестры, сочувствие и понимание с ее стороны очень важны для больного.
Солидарность и сочувствие всегда важнее, чем дача советов, нередко скороспелых,
лишенных профессиональной основы, родившихся при отсутствии методического
подхода, понимания основ происходящего. К тому же следует помнить, что
дача советов – задача врача
(322). Опасно и морализаторское поведение сестры, которая таким путем пытается
одним ударом разрубить Гордиев узел («Да бросьте вы эту ужасную женщину!» – вот совет, который может дать такая
«специалистка» охваченному ревностью параноидному больному).
Особенно необходимо понимание психиатрическим больным, охваченным
страхами, мучительным беспокойством, тревогой (см. главу VI). У больных
закрытых отделений, как правило, приходится встречаться со значительно более
серьезными формами страхов и тревоги, панических состояний, чем в обычной
медицинской практике. Тревожная депрессия у таких больных может проявляться со
страшной силой и выразиться в боязни всех и всего, в безумном трепете перед
всем на свете. Больной, охваченный депрессией, может замкнуться в себе,
отрешиться от внешнего мира, может даже стать ступорозным.
Встречаются и такие реакции, когда невыносимый страх находит свое проявление в
двигательном беспокойстве.
Переживания страха и тревоги, апокалиптические
по своей силе, могут быть связаны с бредовыми идеями. Ужасные видения кровавых
сцен, катастроф, связанных с концом света, при белой горячке нередко
сопровождаются эмоциональными потрясениями страшной силы, которые ставят врача
и сестру в очень трудное положение. Сами бредовые идеи могут содержать много
ужасающих элементов. Бред преследования, отравления, самообвинения может
держать больных в тисках постоянного страха и тревоги.
Понять эти переживания нелегко, поскольку, как об этом уже
говорилось выше, здесь следует учитывать не только страхи больных, но и тех,
кто их лечит.
Страхи, испытываемые самой медицинской сестрой, могут выражаться в разных формах. Они не только мешают
сестре понять больного, борющегося с сильным беспокойством, очень
взволнованного. Устрашающи многие формы психиатрических заболеваний. Особенно
проблематичны те состояния страха, которые оживляют в сознании сестры подобные
ситуации или чувства. Учет всего этого, продумывание, анализ могут значительно
продвинуть вперед дело ухода за психически больными, понимания и лечения их
(320).
Страх перед самими психически больными тоже имеет не
последнее значение. И хотя на современном уровне развития техники ухода и
лечебной деятельности он кажется уже преодоленным, на практике с ним все-таки
приходится встречаться. Так, например, сестры могут бояться физической силы
отдельных больных, вспышек их гнева или же неожиданного проявления иных
патологических симптомов. Особенно опасно, если сестры, санитары передают друг
другу сведения об устрашающих качествах отдельных больных. Возникают настоящие
мифы, повествующие об опасности этого больного, вокруг него вырастает
непроницаемая стена: такая устрашающая репутация может послужить серьезным
препятствием в деле его излечения (645).
(И. Харди, С. 157-164)
См. так же материалы сайта:
* Психология личности. Практикум. Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* <Психология обращения с больными> против психологии манипуляции: (по Харди)
* Психологические основы психотерапии (по Лебединскому и Мясищеву) - (продолжение, окончание).
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |