|
РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА |
2.3. Влияние
на процесс диагностики
индивидуально-психологических
особенностей врача
Все индивидуально-психологические
особенности врача, влияющие на процесс диагностики, можно разбить на 3 группы.
Одни из них характеризуют уровень развития познавательных способностей
(хорошая память, быстрое переключение внимания, и т. д.). Другая группа качеств
– это устойчивые личностные качества (прежде всего черты характера, свойства
темперамента). Они влияют на эффективность диагностики опосредованно, поскольку
познавательная деятельность всегда связана с целостной личностью, например, с
эмоциональной устойчивостью и уверенностью в себе, с самостоятельностью и т.
д. Наконец, есть ряд когнитивных (познавательных) стилей, проявляющихся в
типичных для человека способах получения, хранения и переработки информации.
Каждый из них имеет два полюса: аналитичность-синтетичность,
импульсивность-рефлексивность и др. Эти стили не
обязательно предопределяют успешность решения познавательных задач, а могут просто обусловливать
различия в процессе их решения. Поэтому нельзя сказать, что врач должен быть
«аналитиком» или «синтетиком».
Перечень психологических особенностей,
влияющих на результат диагностического мышления, часто составляется лишь путем
опроса специалистов. Даже если это опытные, высококвалифицированные врачи,
такой путь нельзя считать вполне правильным с точки зрения психологии.
Достоверные сведения о системе профессионально важных качеств позволяют
получить специальные психологические исследования. Только они выявляют
возможности компенсации одних недостающих профессионалу качеств
другими, а также учитывают упражняемость
многих из данных свойств во время обучения и самосовершенствования. К
сожалению, в медицинской литературе нередко встречается упрощенный подход к решению
этих вопросов, игнорирующий проблемы компенсации и целенаправленного развития
профессионально важных качеств.
Психологических исследований по тематике
настоящего раздела пока немного, поэтому следует согласиться с мнением авторов
недавно опубликованной статьи: «Ни для кого не секрет, что до
сих пор мы плохо представляем себе, какие требования к мышлению предъявляет
диагностическая задача, какие качества интеллекта необходимо развивать у
врачей и как это делать» (Чазов Е. И., Царегородцев
Г. И., Кротков Е. А. Опыт
философско-методологического анализа врачебной
диагностики // Вопросы философии. – 1986. – № 9. – С. 66). Наша задача – обобщение тех сведений из работ
психологов, знакомство с которыми позволит врачу хотя бы на один шаг продвинуться
в понимании своих психологических особенностей, необходимых для постановки
диагноза. Начнем с первого этапа процесса диагностики – сбора диагностической
информации, поиска признаков болезни. Здесь важное значение
имеет развитие ощущений и восприятия, а ошибки, допущенные на данном этапе,
могут сделать бесполезной даже самую тщательную и безупречную с точки зрения
логики дальнейшую «мыслительную работу» врача.
Иногда считают, что такие ошибки в
основном зависят от низкой
чувствительности анализаторных систем, а «острый глаз», «чуткий слух», «чуткие
пальцы» гарантируют обнаружение минимальных, едва заметных диагностических
признаков. Может быть, целесообразно сделать низкие пороги ощущений одним из
показателей при профессиональном отборе будущих врачей? (Напомним, что
сенсорная чувствительность и порог ощущений связаны
обратно-пропорциональной зависимостью.)
Действительно, чувствительность в большой
степени зависит от типа нервной системы (она обычно выше у людей со слабой нервной
системой). Показано, однако, что сенсорная чувствительность резко повышается
после специальных упражнений и в ходе накопления профессионального опыта.
Например, шлифовальщик может увидеть просвет до 0,0005 мм, тогда как
нетренированные люди – всего до 0,1 мм. Подобных примеров известно немало. Если
врач часто использует метод пальпации, повышается чувствительность его пальцев
(причем после перерыва в работе она снижается, а затем снова возрастает). Более
того, нередки случаи, когда опытный профессионал без затруднений выполняет
работу, с которой он, судя по остроте зрения, вообще не в состоянии справиться.
Эти факты трудно объяснить, хотя есть гипотеза о перестройке зрительной
системы (начиная с определенного возраста) на режим, оптимальный для решения
профессиональных задач. При сниженном зрении полезно использовать повышенную
освещенность там, где требуется тонкое зрительное различение. Наконец,
понижение сенсорной чувствительности может при большом опыте работы частично
компенсироваться за счет хорошо сформированных эталонов памяти, в которых дифференцированно
представлены разные варианты диагностически важных
признаков.
Итак, если вы считаете, что ваши зрение,
слух, осязание, тактильная чувствительность нуждаются в развитии, можно
добиться многого, используя специальную систему их тренировки. Для этого лучше
всего обратиться к психологам, к своим преподавателям. Лишь в очень редких
случаях здесь нельзя помочь. Например, у 8% мужчин и 0,5% женщин имеются
врожденные дефекты цветового зрения («дальтонизм»), при которых упражнения
бесполезны.
Чтобы развить способность замечать слабые,
не бросающиеся в глаза диагностические признаки, нужно обладать наблюдательностью,
уметь концентрировать внимание. И то, и другое можно тренировать. Почаще ищите различия между какими-то очень похожими
объектами. Пытайтесь после беглого взгляда на один или несколько предметов
максимально подробно описывать их. Интереснее делать это, соревнуясь с кем-то.
Особенно целесообразны подобные упражнения для людей импульсивных.
В восприятии часто ярко проявляется аналитичность или синтетичность. Аналитики легко выделяют
детали, подробности того, что наблюдали; предмет же или явление в целом, общий
смысл воспринятого отходит у них на 2-й план. Их рассказ об увиденном
или услышанном обычно загроможден подробностями, деталями. Им труднее
объединить части предмета в целостный образ. Синтетики, напротив, схватывают прежде всего целое, меньше останавливаясь на
деталях воспринятого, а иногда вообще их не замечают. Представители каждого из
этих полюсов испытывают затруднения в различных ситуациях, при решении разных
задач. Попытайтесь определить, выражены ли у вас аналитичность
или синтетичность восприятия, и в дальнейшем учитывайте возможность ошибок,
типичных для аналитиков и синтетиков. Лучший выход – уметь гибко переходить от
одного типа к другому в зависимости от выступающих на первый план целей:
вычленить элементы, части или увидеть объект в целом.
Особенно ярко различия между синтетиками и
аналитиками в процессе восприятия проявляются, например, при дефиците времени.
Синтетики при этом часто не замечают отсутствия каких-то деталей знакомого
объекта. У них чаще «срабатывает» механизм опознания патологии по целостным
образам-эталонам. Аналитику же, если он врач-рентгенолог,
полезно иногда рассматривать рентгенограмму с большего, чем обычное,
расстояния, чтобы элементы изображения «сложились» в единое целое.
Люди значительно различаются по
способности выделять воспринимаемый объект из окружения, когда он оказывается
«замаскированным». Эта способность хорошо изучена психологами, есть методики
ее тестирования. Показано, что без специальной тренировки данное качество мало
изменяется. Врачи-рентгенологи намного лучше находят замаскированные фигуры, и
это можно связать с особенностями рентгеновского изображения. Способность
выделять сигнал из шума важна при перкуссии, аускультации, прослушивании тонов
сердца. Мы считаем целесообразным тестирование этой способности у будущих
врачей для выдачи рекомендации в плане обучения и самосовершенствования, тем
болей что установлены ее связи с многими другими
психологическими особенностями человека (в том числе и с коммуникативными
умениями).
Иногда выделяют объективный и субъективный
типы восприятия. Те, кто находится на «субъективном» полюсе, склонны не ограничиваться
констатацией воспринятого, а обязательно сразу истолковывать
увиденное и услышанное. Для синтетиков это более характерно, чем для
аналитиков. При субъективном типе восприятия человек больше подвержен влиянию
установки, привносит в сформированный образ многое от себя. Проверьте
себя: передаете ли вы, обычно, рассказывая о воспринятом, в основном свои мысли
и чувства по поводу наблюдаемого, субъективные впечатления. Если это
так, то при восприятии диагностической информации обращайте внимание на
возможность проявления субъективного, «предвзятого» отношения к ней.
Наконец, в восприятии проявляется еще один
познавательный стиль – «сглаживание-подчеркивание». Он характеризует результат
выполнения заданий, в которых надо сравнивать последовательно предъявляемые
объекты, постепенно изменяющиеся по какому-то признаку. Сравните это с задачей
врача, который наблюдает за течением болезни у какого-то больного (например,
сравнивает сделанные в разное время рентгеновские снимки). «Сглаживатели» долго не замечают накапливающихся изменений,
а «подчеркиватели», напротив, их преувеличивают. Этот
познавательный стиль также легко тестировать, но нелегко изменить.
Процесс сбора и дальнейшего анализа и
синтеза диагностической информации во многом зависит от свойств внимания
врача. Есть много простых психологических методик, позволяющих тестировать
уровень развития распределения, переключения, устойчивости, концентрации
внимания, способность отвлекаться от помех. (См., например.: Практические
занятия по общей психологии // Под ред. А. В.
Петровского. М., Просвещение, 1972.) Выявив эти
особенности своего внимания, можно учитывать его слабые и сильные стороны.
Полезно развивать его отдельные свойства, хотя возможности воспитания внимания
иногда переоцениваются (они зависят от типа нервной
системы). Надо устранять все отвлекающие от дела помехи, вовремя делать
небольшие перерывы в работе. Распределять внимание удается лишь при хорошем овладении
одной из одновременно выполняемых деятельностей.
При выборе специальности нужно учесть, что
тем, кто отличается инертностью нервных процессов, трудно часто переключать
внимание, а людям с сильной и подвижной нервной системой противопоказана
длительная однообразная, монотонная работа. Иначе, даже успешно справляясь со
своей работой, человек нередко не получает от нее удовлетворения. По мнению
А.С. Попова и В.Г. Кондратьева, число ошибок по невнимательности и небрежности
в исследовании больного может служить критерием профессиональной ценности
клинициста. (Попов А. С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления.
Л., Медицина, 1972.)
Особенности памяти врача иногда просто
определяют своеобразие его диагностического мышления, но в других случаях
могут быть главной причиной диагностических ошибок. Поэтому знать основные
характеристики своей памяти полезно каждому. К ним относятся, например,
скорость запоминания, прочность сохранения и легкость воспроизведения
информации, преимущественное развитие какого-то вида памяти (зрительной,
слуховой, двигательной и т. д.). Понятно, что рентгенологу хорошая зрительная
память нужна больше, чем слуховая, а последняя особенно важна для врача, часто
использующего перкуссию и аускультацию. Люди с образным типом памяти хорошо запоминают звуки, цвет, лица,
образы предметов, тогда как при словесно-логическом типе лучше сохраняются в
памяти понятия, логические связи между ними, формулы и т. д. Соотношение между
развитием видов и типов памяти у человека зависит от анатомо-физиологических
особенностей нервной системы, от обучения и профессиональной деятельности и т.
д. Так, объем кратковременной памяти и успешность механического
запоминания (не основанного на логических связях) мало изменяются в результате
тренировки.
Велики возможности совершенствования памяти путем овладения
приемами запоминания и использования ее закономерностей (см. уже упоминавшуюся
книгу Ф. Лезера). Вместе с активным использованием
памяти это помогает сохранять ее до преклонного возраста. Основанием для
беспокойства может быть лишь резкое отклонение продуктивности вашей памяти от
средних показателей (например, запоминание после однократного прослушивания
всего 3-х – 4-х чисел или слов). Профессиональная же память опытных врачей
нередко достойна восхищения. Нам известен случай, когда рентгенолог «узнал»
больного через несколько лет только по рентгеновскому изображению.
Запоминая диагностическую информацию, врач
связывает ее «порции», единицы, применяя профессиональный опыт, «укладывает»
воспринимаемое во взаимосвязанные «ячейки» целостной идеальной картины
болезни. Поскольку у опытного врача эти внутренние идеальные схемы более
разнообразны, наполнены конкретным эмпирически усвоенным содержанием, они
обеспечивают более эффективное запечатление и
сохранение информации в процессе диагностики. Точно так же шахматисты –
мастера – лучше запоминают расположение фигур на доске только тогда, когда они
расставлены не случайно, а в соответствии с возможными в игре позициями.
Иначе невозможно использовать схемы, накопленные в опыте. Мы привели этот
пример, чтобы подчеркнуть, что даже не очень хорошие результаты, показанные при
выполнении традиционных психологических тестов, не обязательно свидетельствуют
о плохой профессиональной памяти.
Известно, что хорошо успевающие студенты в
среднем заметно превосходят хуже успевающих по
развитию памяти. Целесообразно уже на первом курсе изучить особенности своей
памяти и совершенствовать ее. Это пригодится и в будущей работе. Легко, например,
установить, когда вы лучше усваиваете материал: просто слушая его, читая «про
себя». Нетрудно также выяснить, что вы запоминаете легче – словесный материал
или же схемы, муляжи, препараты, рисунки и т. д. Еще раз напоминаем, что
развить память может лишь тот, кто постоянно активно и осмысленно ее использует. Плохая память при
решении мыслительных (в том числе и диагностических) задач приводит, как
показано психологами, к неоправданному риску, не позволяет одновременно сохранять
и проверять все возникающие гипотезы.
Говоря о значении развитого воображения
для выработки диагностических решений, надо начать с его определения,
поскольку само это понятие часто трактуется слишком широко. Воображением в
психологии называют создание новых образов путем переработки образов памяти.
Оно позволяет предвосхищать будущее и достигать успеха там, где
неопределенность проблемной ситуации препятствует поиску решения на основе
последовательных мыслительных действий, логического мышления в форме понятий.
Воссоздающее воображение отличается от творческого тем, что в первом случае
образ создается по описанию, а во втором требуется активный отбор материала в
соответствии с замыслом.
Уровень развития воображения зависит от
яркости, четкости образов памяти и от их управляемости, то есть от способности
произвольно вызывать, расчленять или объединять образы-представления. Само по
себе развитое воображение не является большой ценностью для врача, если
создаваемые образы не соединяются легко и органично с диагностическими схемами,
со словесными описаниями симптомов, синдромов, целостной картины болезни.
Особое значение оперирование образами
имеет, например, для рентгенологов, когда они должны мысленно воссоздать
анатомические образования по рентгенограммам, выполненным в разных проекциях.
При низком уровне развития пространственных представлений возможны
диагностические ошибки. Нами разработана методика, позволяющая быстро выявить
тех, кто нуждается в целенаправленном формировании этого качества, и развивать
его. Лишь очень немногим врачам, решившим стать рентгенологами, но имеющими
очень низкий уровень пространственных представлений, можно посоветовать серьезно подумать о правильности выбора.
Приведем лишь один пример ошибки,
обусловленной неверной интерпретацией пространственной рентгенологической
информации. Он иллюстрирует и опасность следования врача правилу: после этого –
значит по причине этого (post hoc ergo propter hoc). У больной, перенесшей много лет назад
инфекционный спондилит с исходом в блок 4-го и 5-го поясничных позвонков, были
жалобы на поясничные боли. На прямой рентгенограмме паравертебрально
на данном уровне определялась четко очерченная мягко-тканная тень, которую
расценили как отображение абсцесса, связанного с обострением спондилита. При
дополнительном исследовании оказалось, что эта тень обусловлена пупочной
грыжей.
// Л.М. Бедрин, Л.П. Урванцев Психология и деонтология в работе
врача. – Ярославль, 1988, С. 48-54
См.
также:
* Психология личности. Практикум. – Тема
6. Внимание, ощущение, восприятие: психологическая характеристика и место в
работе врача (автор−составитель В.А. Урываев)
* Психология личности. Практикум. – Тема
7. Память и воображение: психологическая характеристика и место в работе врача (автор−составитель В.А. Урываев)
* Психология обращения с больными.
Сведения, заимствованные из смежных областей знания (Иштван Харди)
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |