РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Общие вопросы

Общие вопросы. Психогигиена – система специальных ме­роприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психи­ческого здоровья человека. Психогигиена, как и общая гиги­ена, является областью медицины. Это, конечно, не исключает широкого участия в разработке и пропаганде психогигиены и применении ее правил, кроме врачей психологов и неврофизиологов, также и самых широких кругов нашего общества, осо­бенно педагогов, командиров производства и проч.

Как область медицины, как комплексная дисциплина, пси­хогигиена тесно соприкасается со всеми разделами медицины, в первую очередь с общей гигиеной, со специализированными ее разделами и с психиатрией.

Особенно должна быть отмечена связь психической гигиены с физиологией, главным образом с физиологией высшей нерв­ной деятельности, и с материалистической психологией. Психо­логия изучает особенности психики и ее развития в зависимо­сти от условий среды и состояния центральной нервной систе­мы. Проблемы психогигиены тесно связаны с этими вопросами. Практика и теория советской психогигиены должны строиться с учетом концепций и фактов, освещаемых советской психоло­гией и близкими ей по основным положениям, философскими и физиологическими направлениями в зарубежной психологии.

Как и общая гигиена, психогигиена близка к профилактике, что не позволяет, однако, игнорировать и их различие. Психо­гигиенические мероприятия имеют профилактическое значение не только в отношении психических заболеваний, неврозов, пси­хопатий, но и различных других заболеваний. Так, например, соблюдение требований психогигиены может играть несомнен­ную и значительную роль в предупреждении инфарктов мио­карда и мозговых инсультов. Профилактическое значение психогигиены бесспорно, в отношении гипертонической болезни и воз­никающих на ее почве гипертонических кризов. В большей или меньшей мере психогигиена играет значительную роль в пре­дупреждении также и ряда других соматических болезней и их неблагоприятного течения. Правильное развитие личности с образованием у человека ряда полезных культурных навыков может помочь ему и в предупреждении заражения инфекцион­ной болезнью.

Сильное эмоциональное напряжение, тяжелое настроение, интеллектуальная перегрузка могут весьма отрицательно ото­зваться на общем состоянии организма. Cannon ввел в науку понятие гомеостаз (близкое к понятию И. П. Павлова о про­цессах уравновешивания в организме), выражающее относи­тельное динамическое постоянство процессов в организме. Несомненно, отрицательно действующие психические факторы могут способствовать нарушению гомеостаза. Борясь за психи­ческое здоровье, мы боремся за благополучие всего организма.

Говоря о профилактической роли психогигиены в отношении нервно-психических заболеваний, следует указать на неврозы, патологические развития личности, алкоголизм, наркомании и на задержки развития психики. Известную роль психогигиена может играть и в предупреждении некоторых психозов. Соблю­дение психогигиенического режима является весьма важным моментом в предотвращении рецидивов ряда психозов.

Все это говорит о необходимости сближения психогигиены с психиатрией. Психиатрическая подготовленность врача делает его более компетентным в проведении ряда психогигиенических мероприятий.

Общая гигиена человека и все ее разделы не могут, не дол­жны игнорировать личность человека, его психику, т. е. то, что является подлинно человеческим. Выделение из гигиены чело­века психогигиены, как отдельной дисциплины, не может и не должно отрывать заботу о здоровой психике от заботы об общем здоровье человека. Психические нарушения могут вы­зываться расстройствами функций организма, а последние в свою очередь легко нарушаются при неустойчивости психики.

Еще в XI столетии нашей эры замечательный таджикский ученый и врач Ибн-Сина (Авиценна) писал о единстве духа и тела. «Злой нрав обусловливается различного вида злой нату­рой, как равно если злой нрав войдет в обычай, то он повлечет за собой соответствующую дурную натуру».

Связь психического и соматического может быть прямой и косвенной, опосредованной.

Функции организма могут пострадать в результате развития мнительности, повышенной эмоциональной лабильности и дру­гих черт личности. Но эти функции нередко страдают и вследствие того, что неспособность владеть собой, противостоять


отрицательным влияниям, могут привести физически крепкого человека к злоупотреблению алкоголем, к половой распущен­ности, которые уже становятся прямой причиной ряда заболе­ваний. Если здоровье организма страдает от больного «духа», то нельзя не видеть, что здоровая психика способна благотвор­но влиять на функции организма и полностью сохраняться и положительно развиваться при временно или необратимо боль­ном теле. Именно здоровая полноценная личность способна к достижению наиболее высокого уровня компенсации и приспо­собления, к борьбе с болезнью, поразившей организм. Само со­бой разумеется, что говоря о взаимозависимости здорового ор­ганизма и здоровой личности, нужно подходить достаточно дифференцированно к оценке состояния организма, особенно­стей личности и психики.

Сложное взаимоотношение психики и сомы, психического и соматического здоровья делает совершенно необходимой тес­ную связь психогигиены с общей гигиеной. В виде примера ука­жем на то, что гигиенический режим питания способен преду­предить наступление атеросклероза сосудов головного мозга. Отметим еще значение физкультуры и спорта для поддержания здоровья нервной системы и психики и их укрепления. Умерен­ность в еде, особенно умеренность в употреблении алкоголя, имеет как общегигиеническое, так и психогигиеническое зна­чение.

Говоря о здоровой психике, мы должны учесть, что как сами понятия о здоровой и больной психике, так и условия, и при­чины, определяющие состояние здоровья, болезни или аномалии психики, в различных исторических эпохах понимаются не оди­наково.

Для психогигиенических концепций в капиталистическом мире особенно характерно расширение задач психогигиены. Один из крупнейших деятелей психогигиены во Франции Toulouse в свое время, обосновывая значение психогигиены, опре­делял ее предельно широко – как «науку о жизни». В основе такой позиции лежит идеалистическое понимание первичности психического. При отрицательном отношении к такой позиции нельзя вместе с тем недооценивать подлинное значение здоро­вой психики для жизни индивидуума и его ближайшего окру­жения.

Психическая гигиена содействует наилучшему развитию и использованию психических способностей и качеств личности человека. Она занимает большое место в системе профилактики как нервно-психических, так и соматических заболеваний у взрослых и детей. Психическая гигиена в ряде случаев входит в систему лечения различных заболеваний.

Важнейшими задачами психогигиены являются: 1) форми­рование гармонически развитой здоровой личности, 2) развитие трудоспособности и предупреждение перегрузок нервной систе­мы, 3) воспитание правильного соотношения интеллектуально-волевых сторон личности с аффективной сферой, 4) выбор и ре­комендация полезных навыков и предупреждение или освобож­дение человека от вредных привычек и пороков, 5) воспитание правильного отношения человека к своему психическому и фи­зическому здоровью. В психогигиене следует выделять как и в общей гигиене общественную и личную психогигиену. Важней­шее значение для психогигиены имеют вопросы взаимоотноше­ний отдельных людей и взаимодействия индивидуума с коллек­тивом.

В единой системе психогигиены могут быть выделены раз­делы: 1) возрастной психогигиены, 2) психогигиены труда и обучения, 3) психогигиены быта, 4) психогигиены семьи и поло­вой жизни, 5) психогигиены больного.

Весьма кратко коснемся некоторых важных психологических вопросов названных областей психогигиены.

Возрастная психогигиена. Забота о психическом здоровье ребенка должна начаться с внутриутробного периода. Спокой­ствие матери во время беременности, правильное соблюдение ею всех гигиенических и профилактических требований являют­ся весьма важными условиями рождения ребенка со здоровой нервной системой. В этом также велика и роль акушеров.

Забота о здоровых навыках ребенка должна начинаться с рождения. В воспитании ребенка большая роль принадлежит не только педагогике, но и педиатрии. Основы личности закла­дываются очень рано. В ранний период жизни ребенка большое психологическое значение имеет строгий режим кормления. Этот режим продолжает играть большую роль и в дальнейшей жизни. Разумный и твердый режим дня приучает ребенка не подчиняться первым побуждениям и любым желаниям, преду­преждает развитие тенденции добиваться удовлетворения своих желаний криком, плачем. Удовлетворение необоснованных же­ланий ребенка является одной из наиболее важных причин развития капризности. На отношении к ребенку не должно отра­жаться настроение родителей. Последовательность, принципи­альность, разумность, благожелательная требовательность ро­дителей и окружающих – серьезнейшее условие предупрежде­ния возникновения у ребенка невротических черт. Огромное значение имеет сдержанность родителей в проявлении своих эмоций, своего настроения. Раздражительность старших, не­обоснованные придирки к ребенку неблагоприятно отзываются на формировании его личности. Ребенок должен видеть в ок­ружающих, прежде всего, в родителях и учителях положитель­ные образцы разумного и достойного поведения. В высшей сте­пени вредно для ребенка потакание его прихотям. Приучая де­тей и подростков к жизни в одних удовольствиях, в удовлетворении желаний, противоречащих их собственным интересам и интересам других людей, можно воспитать личность, гоняющу­юся за «легкой» жизнью, за удовольствиями без труда, без мыс­лей о будущем, без сознания долга перед обществом, семьей, близкими, товарищами, самим собой. С малых лет ребенку в доступной форме нужно рассказать о выдающихся людях, ко­торые могут стать для него идеалами, рассказать о В. И. Ленине.

Каждый ребенок нуждается в ласке, но он не должен быть «заласкан», не должен становиться объектом восхищения, не­умеренно выраженной любви. Крики, шум, яркий свет пере­гружают нервную систему ребенка. Не следует чрезмерно то­ропить интеллектуальное развитие детей, но ни в коем случае нельзя подавлять интересы ребенка, его стремление объяснить себе окружающее.

Ребенок должен играть, но игру его необходимо направлять. Игра должна развивать привычки к труду, к порядку, форми­ровать положительные чувства справедливости, честности, ува­жения к людям, к коллективу.

Ни в коем случае не следует развивать в ребенке неразум­ные страхи и опасения. Всегда надо помнить о влиянии, кото­рое оказывают переживания раннего детства на формирование личности взрослого человека, хотя никак нельзя считать это влияние фатальным, непременно решающим, как это утверждают психоаналитики.

Нельзя перегружать ребенка ни играми, ни обучением, ни зачатками труда. Но вместе с тем, ребенок должен быть при­учен к умственной и физической нагрузке, соответствующей его возможностям, и ответственному отношению к своим обязан­ностям. Эти обязанности должны расширяться по мере разви­тия ребенка.

Важно, чтобы ребенок, сталкиваясь с дурным, антиобще­ственным, неэтичным, негуманным поведением окружающих, мог знакомиться в доступной ему форме с отрицательной оцен­кой такого поведения, с его осуждением, которое четко и после­довательно должны уметь выражать родители, учителя, окру­жающие.

Очень важно, чтобы у ребенка развивалось чувство уваже­ния к коллективу, умение жить в коллективе. Это позволит в будущем строить правильные взаимоотношения с людьми и исключить неоправданные конфликты. Воспитание чувств дол­жно приучить ребенка к сдержанным до известной степени формам их выражения. Ребенка нужно научить любить красивое.

Не приходится и говорить о важности психогигиены в школе. Особенно здесь следует учитывать вопросы нагрузки и перегрузки учащихся, школьные конфликты, возникающие как между учащимися, так и между учащимися и преподавателями.

Подростковый возраст и биологически и психологически яв­ляется переходным. Подросток – это вчерашний ребенок, но еще не взрослый человек. Перед ним встает ряд сложных воп­росов, к разрешению которых он психологически еще не готов. Здесь особенно легко могут возникнуть конфликты с окружаю­щими. Приобретают значение сексуальные проблемы.

Появление менструаций у девочек может вызвать глубокие переживания. Очень важно, чтобы родители, учителя, близкие правильно понимали трудности подростка и могли быть для него подлинными друзьями и руководителями. В этот период значительную роль могут играть вопросы пола и любви, вопро­сы выбора жизненного пути, оценки окружающего. Правильно организованные занятия спортом, гимнастика, коллективный труд способны в высокой мере содействовать выработке дис­циплины и самообладания, воспитанию характера. Опасно не­осторожное подавление интересов и склонностей ребенка, и особенно подростка, или ограничение его свободы без доста­точных на то оснований.

Большие и своеобразные психогигиенические проблемы воз­никают в пожилом и старческом возрасте. Очень осторожно должен решаться вопрос о труде пожилых и старых людей. Ломка стереотипа в пожилом возрасте наиболее трудна. Этому возрасту соответствует посильная работа в привычной или близкой области. По возможности в пожилом возрасте должны сохраняться или очень осторожно замещаться новыми стерео­типы быта. На психике пожилого человека крайне вредно ска­зывается отказ в использовании сохранившихся у него возмож­ностей для участия в труде и общественной жизни. Здесь осо­бенно большое значение имеет поддержка врача и близких лю­дей, их внимательность, теплота, забота. Весьма существенным для здоровья пожилого человека является правильное отноше­ние к нему детей, если они у него имеются.

Психогигиена труда. Труд в капиталистических странах для миллионов трудящихся связан с неуверенностью в завтрашнем дне. Капитализм лишает трудящегося подлинной свободы твор­чества в труде, угнетает личность, подавляет развитие способ­ностей человека.

В Советском Союзе, где уничтожены все виды эксплуатации, труд человека свободен, личные интересы людей и интересы общества объединены в одно гармоническое целое. Только в этих условиях, где требования общественной системы совпа­дают с потребностями личности, возможна реальная психоги­гиена труда.

В психогигиене труда нужно различать общие и частные или специальные вопросы. Говоря о последних, мы имеем в виду гигиену в различных формах труда, в различных профессиях.

Важнейшее значение имеет правильный выбор профессии. Если профессия максимально соответствует интересам, способ­ностям, подготовленности человека, она является источником радости, удовлетворения, психического здоровья. Именно в та­кой профессии человек легче и ближе, чем в других условиях, сближается с коллективом, наиболее ощущает его поддержку. Именно в такой профессии получает удовлетворение и больной человек от сознания своей полезности.

Консультация молодежи в выборе профессии может быть в ряде случаев весьма полезной как в психогигиеническом, так и в производственном плане.

Дисциплина в труде, осознанная как подлинная необходи­мость, уже не являющаяся простым подчинением тем или иным требованиям извне, ставшая внутренней потребностью лично­сти, является важнейшим условием эффективности труда. Та­кая дисциплина повышает способность к саморегулированию, снижает утомляемость, облегчает труд.

Особое психогигиеническое значение имеет система правиль­ных отношений между членами работающего коллектива. Раз­вивающееся у нас замечательное движение за коммунистиче­ский труд дает прекрасные образцы таких отношений.

Весьма важным является овладение каждым работающим в любой области труда наиболее совершенными приемами ра­боты. В СССР созданы все возможности для того, чтобы каж­дый овладевал наиболее эффективными и наименее утомляю­щими методами и приемами работы. Это существенно не толь­ко для высокой производительности труда, но и для того, чтобы человек испытывал удовлетворение и радость от своей работы. Неумелая работа дает мало положительных эмоций, утомляет людей, делает труд неинтересным.

Некоторые специальности могут быть связаны с более или менее однообразным трудом. Эта монотонность может утомлять рабочего, и если она оказывает отрицательное влияние на нерв­ную систему, то представляется целесообразным чередовать такую работу с другой, отличающейся характером или темпом.

Высокое развитие техники труда увеличивает значение этих разделов гигиены. Космический полет, полет на сверхскоростных самолетах, работа на автоматах, в химической промыш­ленности, в производственных помещениях с высокой темпера­турой воздуха – все это предъявляет серьезные общегигиениче­ские, физиологические и психологические требования, которые глубоко разрабатываются в нашей науке.

Психогигиена должна учитывать особенности труда, возни­кающие при работе на сложнейших машинах.

Автоматизация производства, являющаяся часто врагом ра­бочего в капиталистических странах, в социалистических стра­нах приносит рабочему облегчение труда, не нанося вреда его

материальному положению. Очень важно разрабатывать и про­водить в жизнь мероприятия, ставящие обслуживающих авто­маты рабочих в наилучшие гигиенические и психогигиенические условия. Необходимо, чтобы автоматы проектировались с уче­том психофизиологических особенностей человека (длитель­ность промежутка времени между раздражителем – сигналом автомата – и реакцией на него человека, количество информа­ции, которое человек способен воспринять в соответствующее время, и пр.). Врачу также следует учитывать, что при работе на автоматах (и не только на автоматах) возможны кризисные ситуации, в которых от рабочего может потребоваться особенно большое умение владеть собой.

Эти вопросы в настоящее время разрабатываются в новой области науки – эргономике, создание которой было нами . Н. Мясищев) предложено в 1921 г. под названием эргологии – особой научной дисциплины о труде, объединяющей дан­ные психологии, физиологии, анатомии, гигиены, педагогики и других областей знания о человеке. В широкий круг относящихся сюда физиологических и психологических исследований включаются, помимо вышеперечисленных, также вопросы орга­низации рабочего места, наиболее благоприятных для работаю­щих микроклимата, освещенности, цвета оборудования и поме­щений.

Проблема «сенсорного голода» (недостаточности впечатле­ний, воздействий извне) особенно привлекает в настоящее вре­мя внимание представителей космической медицины. Работа на автоматах ставит очень важный вопрос о количестве и тем­пе поступающей необходимой информации и ее соответствии возможностям оператора. Следует отметить, что эти возможно­сти до известной степени повышаются в процессе тренировки.

Психогигиена требует возможного уменьшения количества раздражителей, способных отвлекать от задачи и предмета тру­да и нагружающих без нужды нервную систему, психику. Особенно вредны воздействия на человека в процессе труда раз­дражителей, способных вызвать отрицательные эмоции. Вме­сте с тем, надо иметь в виду, что там, где труд протекает в условиях, особо однообразных и бедных впечатлениями, где обра­зуется своеобразный «сенсорный голод», для предупреждения отрицательных последствий, в частности сонливости, могут быть полезны для работающих некоторые дополнительные раздражи­тели, некоторые добавочные впечатления. Развитие техники ставит перед психогигиеной труда ряд новых проблем, которые должны решаться в самой тесной связи с новым разделом пси­хологии –инженерной психологией. Здесь остро ставится воп­рос о соотношении особенностей функционирования автомати­ческих устройств с общими и индивидуальными особенностями человека.

Труд в коллективе должен быть школой здоровых навыков, должен воспитывать в человеке, укреплять и развивать лучшие стороны психики, личности в целом.

В настоящее время у нас все больше внимания привлекают к себе вопросы научной организации труда. В разработке этой проблемы нам всегда необходимо в полной мере учитывать единство интересов производства и работающего человека. Медицинской психологии должна принадлежать здесь активная роль.

Очень важный раздел психогигиены труда – гигиена ум­ственного труда. Одной из существенных особенностей умствен­ного труда является то, что он в значительно большей мере, чем физический труд, включает в себя большой процент инди­видуальной работы. В связи с этим умственный труд менее регламентируется извне, менее корригируется в отношении режима и применения отдельных методик и приемов работы. По­этому в сфере умственного труда больше стихийности в выборе и усвоении методик. Тому, как думать, как читать, как писать нужную работу, как правило, не обучают. Больше того, в отно­шении этих процессов часто распространяется концепция, со­гласно которой им и нельзя специально обучать, что глубоко неверно. Психология, физиология, логика, гигиена умственного труда уже накопили и еще больше должны накопить общих теоретических положений и конкретных практических указаний в этой области труда.

Решению вопросов о наилучшей форме запоминания и обу­чения, о конспектировании, планировании, построении режима труда, чередования труда и отдыха, чередования трудных и бо­лее легких занятий должны прийти на помощь научные дан­ные. Врачу особенно важно разрабатывать и учитывать вопросы гигиены труда, включая умственный труд. Большое значение имеет разработка дифференцированных гигиенических норм ум­ственного труда для людей различных возрастов. Врач может помочь, в частности, воспитанию способности к переключению от умственного труда к полному отдыху, что особенно важно для людей пожилого возраста, которым нередко это дается осо­бенно трудно и которые особенно нуждаются в своевременном отдыхе. Подлежит дальнейшей научной разработке вопрос об активном отдыхе, построенном в соответствии с условиями труда отдыхающего человека. Так, для человека умственного труда, с его преимущественно сидячим образом жизни, отдых  особенно целесообразно сочетать со спортом, посильным физи­ческим трудом, прогулками.

(М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 384-392)

 

См. так же материалы сайта:

* Психология личности. Практикум. Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача (автор-составитель В.А. Урываев)

* Комплексная самохарактеристика. Практикум. – Часть 8 «Каскадная» оценка профессиональных умений (способностей) личности врача (автор-составитель В.А. Урываев)

* Глава 5. Системный подход к здоровью и исцелению (Норманн Казинс)

* Психическая гигиена: практическое применение, методы, организация (по Р. Конечному и М. Боухалу)

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player