|
Аннотация. В статье обстоятельно показана значимая роль психологической безопасности в структуре профессионального здоровья студентов старших курсов инновационных университетов. На основании проведенного исследования предлагаются пути и направления социально-психологического сопровождения личностно-профессионального становления учащихся высшей школы, что может стать информативным для специалистов, занятых в сфере высшего образования. Ключевые слова: психологическая безопасность, профессиональное здоровье, профессиональная ориентация, инновационные университеты.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Переход страны на путь инновационного развития заявлен сегодня как единственно верный и не подлежащий сомнению в целом ряде нормативных документов, принятых на самом высоком уровне. Россия движется в этом направлении достаточно активно, решая задачи, связанные с проблемами глобализации, международной интеграции, борьбы с международным терроризмом, смещением приоритетов научно-технической политики в сторону повышения качества жизни людей, развития информационных и нанотехнологий, решения мировых и региональных экологических проблем, медицины, культуры, науки и образования [33]. В этой связи выделены основные ключевые понятия инновационного развития, раскрываемых с точки зрения экономической социологии, экономики инноваций и инновационной деятельности: 1) Инновация, как конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте; 2) Инновационная деятельность, как процесс создания новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ, либо иных научно-технических достижений; 3) Инфраструктура инновационной деятельности, или, иными словами, организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности. В вышеприведенных интерпретациях инноваций делается акцент лишь на научно-технических разработках. В этом случае за пределами рассмотрения оказывается инновационная деятельность в т.ч. в «гуманитарных производствах», в частности, в таких, как наука, образование, здравоохранение, социальная работа и др. А ведь именно эти производства (их эффективность и качество «продуктов») являются предпосылкой и условием эффективности всей так называемой инновационной экономики. Принципиально важно также и то, что ни одна форма общественной практики, ни один тип производства не являются самостоятельными и самодостаточными, и их возможность и потенциал инновационного развития могут быть обеспечены только во взаимосвязи и тесном взаимодействии друг с другом [33; 5]. Инновационная деятельность в своей наиболее полной и «развитой» форме предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых и обеспечивает появление действительных инноваций. К ним относятся: 1) Научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»); 2) Проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может и должно быть («инновационный проект»); 3) Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация») [33; 5; 21; 10]. Именно это привело к тому, что в современной социокультурной ситуации начинает складываться новый образ российского образования. Обозначим три, наиболее важные сегодня, его интерпретации [29]: • образование – это вполне самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, которая с одной стороны обеспечивает целостность общественного организма, а с другой – является мощным ресурсом его исторического развития; • образование – это универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизм связывания некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени; • образование – это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека — способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию. В этих трёх интерпретациях нетрудно выявить его главный смысл на современном этапе жизни послереформенной России. Это – развитие как ценностная основа и принцип существования образования. Образование как целокупность множества форм обучения и формирования, социализации и взросления молодых людей может выступить одним из важнейших факторов социального прогресса и духовного обновления мира человека. Условием динамичности, ускорения процессов развития в различных сферах общественной жизни; мощным инструментом становления общества – как общества образовательного, в котором само образование станет личностно значимым, а образованность – общественной ценностью и национальным достоянием [28; 29]. Этот новый образ образования – развивающего, инновационного – требует пересмотра устоявшихся представлений о нём. Главное, что образование не есть социальный тренинг и окультуривание «сырой», натуральной природы человека, не есть её усовершенствование для целей социально-производственного потребления и использования на благо государства. Образование – это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования – это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления [20; 29]. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в настоящее время тесно связано с проблемой сохранения здоровья профессионала. Состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, а также профессиональная деятельность воздействует на здоровье работника. Основные итоги экспериментальных работ, явившиеся причиной повышенного внимания к здоровью в профессиональной деятельности: • обнаружено, что среди множества социально-психологических факторов, влияющих на состояние здоровья, одно из наиболее весомых воздействий оказывает профессиональная деятельность; • профессиональная деятельность влияет на состояние физического и психического здоровья неоднозначно, то есть она может его, как ухудшать, так и улучшать; • существуют группы т.н. «профессионального риска» или стрессогенные профессии, которые предъявляет к физическому и психическому здоровью профессионала повышенные требования, обусловленные как содержанием труда, так и его условиями; • результаты эпидемиологических исследований свидетельствуют, что профессиональные заболевания часто являются следствием плохо организованной профессиональной деятельности, а также могут быть рассмотрены как один из существенных факторов, препятствующих профессионализации [3; 30]. Введение понятия профессиональное здоровье явилось отражением потребности общества в определении возможностей организма человека применительно к условиям профессиональной деятельности. Анализ научной литературы, посвященной проблеме профессионального здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. В работах Т.Г. Коваленко (2000), В.А. Уварова (2000), Н.К. Ковалева (2000), Т.А. Булавиной (2000), Ю.В. Кузьминой (2011) отмечается, что количество студентов специальной медицинской группы увеличилось с 10 до 20-25%, в некоторых вузах достигает 40% (Т.Г. Коваленко, 2000). За время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение (В.А. Уваров, Н.К. Ковалев, Т.А. Булавина, 2000). Исследования заболеваемости среди студентов свидетельствуют, что в последние годы на первом месте заболевания сердечно-сосудистой системы, на втором – опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз и т.п.), на третьем – органов дыхания, т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности. Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень – 1,8%; средний – 7,7%; низкий – 21,5%; очень низкий – 69% (В.А. Коваленко, 2002). Наши представления профессионального здоровья совпадают с представлениями С.А. Бугрова с соавторами (2005), предлагающих представлять профессиональное здоровье в виде системы, основными структурными компонентами которой являются клинический, психический и физический статус, определенный уровень функционального состояния, психических и физических качеств профессионала, функциональная устойчивость профессионала [1]. Первые шаги к будущему профессионализму работника начинаются с его обучения профессии. Подчеркивая связь здоровья и будущей профессиональной деятельности, Б.Г. Акчурин (1996) отмечает, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности. Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений. Классическое и достаточно емкое определение здоровья как физического, психического и социального благополучия нуждается в коррекции, когда речь заходит о здоровье профессиональном (В.А. Коваленко, 2002). На первый план в трактовке здоровья в этом случае выходят показатели (элементы) психофизического сопряжения, обеспечивающие взаимодействие биологической составляющей и социально-технической среды. При этом, одни авторы (Б.Н. Чумаков, 2000; В.П. Полянский, 1999) обращают внимание на то, что здоровье является «наиболее важным» из аспектов профессионализма, другие (В.А. Коваленко, 2002), что оно отражается в «психофизической готовности специалиста» и состоит из следующих компонентов: достаточной профессиональной работоспособности; наличия необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени; присутствия мотивации в достижении цели (В.А. Коваленко, 2002). Обращение к проблеме профессионального здоровья особенно актуально в современной ситуации развития общества, сопряженного с новыми требованиями к специалистам, изменениями, инновационными преобразованиями в различных сферах. Необходимо особо подчеркнуть гуманистический характер этого нового научного подхода, так как он направлен на сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия человека, обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности. Важным моментом понимания взаимосвязи человека и его здоровья для нас явилось рассмотрение развития личности и ее здоровья с позиции биопсихосоционоэтической модели. В рамках этой модели любой феномен в объектном поле клинической психологии (в данном исследовании это «практически здоровые люди», перед которыми стоит задача развития и укрепление своего здоровья [7]) наиболее полно рассматривается как системный феномен с системной (причинной и непричинной) детерминацией, системной структурно-уровневой организацией (психической – функциональный, психологический – душевный, психологический – духовный) в их интимном и специфическом отношении с физическим. Ноэтический (духовный, прежде всего в общечеловеческом его понимании) аспект этой сложной модели предполагает учет роли в сохранении здоровья высших сущностных проявлений человека – его системы ценностей и смыслов (Frankl, 1979; Франкл, 2008) [8]. Что касается истории определения безопасности, то она начинается с Федерального Закона РФ «О безопасности», где под безопасностью понимается состояние защищенности. Но закон не может стать методологическим основанием для определения психологического явления. Состояние защищенности – это результативная форма психических явлений, статичное образование. Психологическая безопасность динамична, имеет качественную и количественную характеристики. Это скорее смена состояний, то есть процесс. При этом психологическую безопасность нельзя определять лишь одним процессом (эмоциональным или когнитивным), но системой процессов. Встречаются и другие определения безопасности, на наш взгляд, в большой степени необоснованные. Например, «безопасность – это сочетание внешних и внутренних обстоятельств», «состояние, тенденции и условия жизнедеятельности» и т.д. Здесь мы встречаемся с некоторой «свободой» в использовании понятий. Такая «свобода», правильнее сказать небрежность, встречается и в применении методологических подходов психологических исследований: в многочисленных диссертационных исследованиях молодые ученые, основываясь на типологическом подходе, находят все новые типы человека, будто речь идет не о личности, а о неодушевленном предмете, подверженном манипуляциям и сортированию. Мы не умаляем достоинств типологии, но позволим обратить внимание исследователей на изучение индивидуальных психологических особенностей человека, которые могут отличаться от того типичного, которое предлагается читателю иногда в достаточно навязчивой форме без глубокого обоснования [34]. Исходя из субъектно-деятельностного и системного подходов, мы определяем психологическую безопасность как систему психических процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей субъекта отраженным характеристикам реальной действительности [34]. Составляющими психологической безопасности являются противоречия между ценностями субъекта и отраженными характеристиками действительности. Это означает, что психологическая безопасность детерминирована, по крайней мере, двумя моментами: уровнем субъектности (мотивационно-потребностной сферой, перцептивными и мыслительными процессами) и объективными факторами (уровнем развития среды, содержанием, условиями, характеристиками деятельности). Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим исследованиям. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание. Данное исследование можно отнести именно к этому типу, поскольку присутствуют границы феномена «психологической безопасности» (как критерий профессионального здоровья) и изменяется методика проведения исследования (к классическим методикам для исследования психологической безопасности добавляется методика исследования уровня здоровья). В качестве теоретико-методологической основой исследования определены принципы и подходы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных психологов в отношении развития личности и ее здоровья (Г.В. Залевский, В. Франкл, Б.Д. Карвасарский, М.Ю. Кондратьев, В. Пономаренко, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков). Кроме того, большую роль с методологической точки зрения играет концепция психологической безопасности, разработанная в трудах таких ученых, как: Н.Л. Шлыкова, Н.А. Лызь, И.А. Баева, А.В. Брушлинский, В.Е. Лепский, Г.В. Грачев, С.К. Рощин, и др. Помимо этого, важным и необходимым в методологической структуре исследования являются теоретические положения акмеологии как раздела психологии, который изучает закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития, конкретней – профессиональной акмеологии (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, К.Е. Перепелкина) и акмеологии образования (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, Н.В. Фетискин и др.) [7; 8]. Теоретически обоснованные концепции профессионального здоровья и психологической безопасности позволили экспериментально построить модель измерения уровня психологической безопасности у студентов старших курсов инновационных университетов. В исследовании приняло участие 40 студентов 4 и 5 курсов (19 мужчин и 21 женщина) в возрасте от 20 до 23 лет. Все они являются студентами инновационных университетов г. Томска (ТГУ – 20 чел., ТПУ – 20 чел.). Распределение по специальностям примерно одинаковое («технические специальности» – 13 человек: физики, теплоэнергетики, информатики, математики; «гуманитарные специальности» – 15 человек: психологи, экономисты, юристы, рекламисты; «естественнонаучные специальности» – 12 человек: химики, биологи, географы). В качестве методов исследования использовались: 1. Вопросник жизненного стиля и уровня здоровья (R. Straub, 2002 г.), адаптированный Г.В. Залевским (2009 г.). Данная методика включает 10 шкал – 5 шкал здоровья («физическое здоровье», «психологическое здоровье», «духовное здоровье», «социальное здоровье» и «экологическое здоровье») и 5 шкал стиля жизни («зарядка и фитнес», «алкоголь, курение и т.д.», «превентивная практика здоровья», «дополнительные превентивные меры» и «питание и вес»). Этот тест был выбран нами для исследования профессионального здоровья, потому что он наиболее полно отражает все уровни здоровья. В норме показатели вопросника по всем субшкалам не менее 16 баллов. 2. Тест жизнестойкости (адаптация опросника Hardiness Survey, разработанного С. Мадди, перевод на русский язык и адаптация осуществлены Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой, 2006). Жизнестойкость как личностный конструкт (hardiness) включает в себя три сравнительно автономных компонента: «вовлеченность», «контроль» и «принятие риска». Кроме этих трех аттитюдов, жизнестойкость содержит в скрытом виде такие базовые ценности, как: 1) кооперация (cooperation); 2) доверие (credibility); 3) креативность (creativity). Суммируя, можно сказать, что «hardiness» – это особый паттерн установок и навыков человека, позволяющих превратить жизненные ситуации в новые возможности [2]. 3. Шкала базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман (перевод и адаптация были осуществлены О. Кравцовой). Здоровое чувство безопасности является одним из базовых ощущений нормального человека [35]. С целью диагностики базисных убеждений Р. Янов-Бульман разработала Шкалу базисных убеждений, выявляющую восемь частных убеждений: благосклонность мира (BW, benevolence of world); доброта людей (ВР, benevolence of people); справедливость мира (J, justice); контролируемость мира (С, control); случайность как принцип распределения происходящих событий (R, randomness); ценность собственного «Я» (SW, self-worth); степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control); степень удачи, или везения (L, luckiness). На их основе вычисляются три категории базисных убеждений («Благосклонность окружающего мира и людей», «Осмысленность жизни», «Ценность собственного «Я»), свидетельствующие об уровне личностной безопасности человека, его психической стабильности и успешности в повседневной жизни [24]. Все результаты были подвержены статистической обработке данных с помощью программы STATISTICA (10 версия). Необходимо отметить, что результаты исследований не показали статистических различий между мужской и женской выборками, а также среди студентов томского государственного и Томского политехнического университетов. Оценка уровней здоровья (студентов старших курсов ТГУ и ТПУ в количестве 40 человек) показала, что психологический, духовный и социальный уровни здоровья выше, чем физический и экологический уровни (рис. 1).
![]() Рис. 1. Средние значения некоторых шкал («Ряд1» – физическое здоровье, «Ряд2» – психологическое здоровье, «Ряд4» – духовное здоровье, «Ряд5» – социальное здоровье, «Ряд7» – экологическое здоровье) методики «Вопросник жизненного стиля и уровней здоровья».
Эти данные могут свидетельствовать о том, что в условиях инновационного образования студенты старших курсов ТГУ и ТПУ получают стимул к саморегулированию и развитию своей духовности, к установлению значимых и тесных связей с другими людьми, к обогащению новыми знаниями и освоению новых полей деятельности. Так же стоит отметить, что телесному здоровью уделяется меньше внимания. Это может быть связано с отсутствием достаточного времени на укрепление физического здоровья, либо с пониженной мотивацией к своему физическому укреплению в пользу духовному, социальному и психологическому обогащению (под психологическим обогащением понимается овладение новыми видами деятельности, новыми знаниями, умениями и навыками). Самые низкие показатели получены по шкалам, связанным с превентивной практикой здоровья (рис. 2).
![]() Рис. 2. Средние значения всех шкал методики «Вопросник жизненного стиля и уровней здоровья» (1 – физическое здоровье, 2 – зарядка и фитнес, 3 – алкоголь, курение и т.д., 4 – превентивная практика здоровья, 5 – доп. превентивная практика, 6 – контроль питания и веса, 7 – психологическое здоровье, 8 – духовное здоровье, 9 – социальное здоровье, 10 – экологическое здоровье).
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что студенты старших курсов инновационных университетов (возможно, не только старших курсов, и не только инновационных университетов) предпочитают решать возникающие проблемы со здоровьем только в случае возникновения этих самых проблем (т.е. заболел – пошел в поликлинику). Хотя доподлинно известно, что проблему лучше «упредить», «предупредить», нежели столкнуться с ней напрямую. Оценка жизнестойкости студентов старших курсов инновационных университетов с помощью теста Жизнестойкости С. Мадди (рисунки 3, 4) показала, что только 60% студентов старших курсов инновационных университетов в полной мере ощущают собственную значимость и ценность, а также высоко мотивированны к самореализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению, что позволяет им смело вовлекаться в различные жизненные ситуации (например, инновационные проекты). Кроме того, студенты высоко мотивированны к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений, в противовес впадению в состояние беспомощности и пассивности. Эти студенты также характеризуются готовностью предпринять действия без гарантии будущего успеха, они открыты окружающему миру и воспринимают события жизни как вызов и испытания лично себе, которые позволяют самораскрыться и узнавать больше о себе в противовес стремлению к простому комфорту и безопасности, к избеганию неудач и негативного опыта, неспособности пойти на риск без гарантии успеха. Таким образом, изучение такого психологического конструкта как «жизнестойкость» позволяет определить систему убеждений человека о себе, мире и отношениях с ним.
![]() Рис. 3. Значения шкалы «Вовлеченность» теста Жизнестойкости С. Мадди, полученные по всей выборке, с кривой нормального распределения.
Согласно взглядам Сальваторе Мадди (2002), человек постоянно совершает выбор: «выбор прошлого» (привычного и знакомого) или «выбор будущего» (нового, неопределенного и непредсказуемого).
![]() Рис. 4. Значения шкалы «Контроль» теста Жизнестойкости С. Мадди, полученные по всей выборке, с кривой нормального распределения.
Жизнестойкость является необходимым ресурсом, на который человек может опереться при выборе будущего с его неизвестностью и тревогой и который обеспечивает получение нового опыта, создавая определенный потенциал и перспективу для развития личности. Так студент, обладающий жизнестойкостью, научается видеть в постоянных изменениях все новые и новые возможности и пути решения жизненных задач, что одновременно способствует раскрытию его творческого потенциала и ощущению собственного прогресса. Впоследствии, с течением времени, мышление и поведение человека с высокой жизнестойкостью становится все более гибким, сложным и индивидуализированным благодаря его психологическому росту. Результаты исследования, на наш взгляд, подтверждают высказывание В. Киреева [11] о том, что все зависит от того, с какого рода трудностями жизнестойкому человеку приходится сталкиваться. С одной стороны, если это мелкие неприятности, человек удачно справляется с ними, воспринимая их как вызов, постоянно вовлекаясь в жизненные события и открывая для себя новые возможности. Поэтому и мир воспринимается им как благосклонный, несущий небольшие испытания для развития в человеке личностного потенциала и духовного роста. Ощущение ценности собственного «Я» мотивирует его к активному поиску путей решения жизненных проблем, позволяет ему не унывать и поддерживать состояние своего здоровья (физического и психического). Зачастую ему кажется, что все, что происходит в мире – это дело, скорее всего, не случая, а собственного везения. С другой стороны, – если речь идет о настоящем горе, катаклизме или огромной личной ответственности, человек, обладающий жизнестойкостью, может быть менее оптимистичным или даже пессимистом. В жизни бывают случаи, которые невозможно предугадать и проконтролировать. Когда они происходят, мир, возможно, кажется человеку менее справедливым, люди – менее добрыми. Но в то же время присущий жизнестойким людям внутренний личностный потенциал, внутренняя сила позволяет им оказывать мощное сопротивление превратностям судьбы и успешно справляться с «непреодолимыми» жизненными трудностями. На рисунках 5, 6, 7 представлены данные, полученные с помощью методики Шкала Базисных Убеждений Р. Янофф-Бульман. Показатели ШБУ объединялись в следующие группы: убеждения относительно мира и окружающих людей, убеждения относительно собственной личности и суммарные индексы базисных убеждений и психологической безопасности. Базисные убеждения студентов как имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека, выражены в недостаточной степени. Это свидетельствует о том, что они не чувствуют себя в безопасности. Однако, наличие смыслов жизни, помогают адаптироваться к новым условиям и даже оказывают влияние на сохранение эмоционального благополучия. При этом подверженность антидемократической идеологии (АДИ) попадает в средний диапазон нормативных значений. Даже те студенты, которые чувствуют себя в безопасности, субъективно неблагополучны, осмысленность жизни низкая, самая высокая степень подверженности АДИ. Отмечается высокий уровень авторитарной агрессии, проявляющейся по отношению к окружающим. Анализ средних значений показывает: практически все средние значения показателей находятся в пределах возрастной нормы; для студентов характерна убежденность в принципиальной контролируемости мира; неожиданно низкая степень выраженности убежденности в справедливом устройстве мира; минимальная степень выраженности базисных убеждений относительно собственной личности; наблюдается низкая степень выраженности базисных убеждений относительно самоценности и везучести, но выявляется тенденция к высокой степени выраженности убеждений относительно самоконтроля.
![]() Рис. 5. Шкала «Благосклонность мира и людей» с кривой нормального распределения.
![]() Рис. 6. Шкала «Осмысленность жизни» с кривой нормального распределения.
![]() Рис. 7. Шкала «Ценность собственного «Я» с кривой нормального распределения.
В целом, опираясь на полученные результаты, можно сделать выводы, что только 51% студентов старших курсов инновационных университетов имеют выраженное позитивное отношение к окружающему миру, событиям, происходящим в их жизни, к людям, которые их окружают. Это может быть связано со многими факторами: полученное воспитание; уровень материального благополучия; успешность в межличностных взаимоотношениях; успешность в достижении поставленных целей; уровень стрессоустойчивости и т.д., и т.п. Кроме этого, у них можно отметить высокий уровень возможности влиять на события, в том числе убеждение о центральной позиции человека в своей судьбе (а не случая). На это может влиять развитая способность к саморегуляции в различных сферах деятельности, высокий уровень мотивации на успех, высокий уровень целеустремленности. Подводя суммарный итог по всей совокупности показателей и индексов ШБУ, следует отметить: • позитивные системы убеждений и переживание психологической безопасности характерны для студенческой молодежи. Можно предположить, что система базисных убеждений в студенческой выборке содержит, вероятно, значительный компонент иллюзорного восприятия мира и себя в нем; • в студенческой среде наблюдается высокая степень убежденности в возможности контролировать жизненные ситуации и свое поведение в них. Можно предположить, что данная закономерность является следствием иллюзорной переоценки собственных возможностей контролировать события и управлять ими; • отличительной особенностью для них является убежденность в позитивной природе мира и людей в сочетании с убежденностью в низкой ценности собственной личности; Для установления зависимостей между уровнем здоровья и психологической безопасностью был проведен корреляционный анализ с помощью программного обеспечения STATISTICA (10 версия). Полученные данные свидетельствуют о прямой связи общего уровня здоровья и уровня психологической безопасности (табл. 1).
Таблица 1. Связь общего уровня здоровья студентов старших курсов инновационных университетов с уровнем их психологической безопасности (ШБУ).![]()
Эти результаты свидетельствуют о прямой, высокой и значимой (p<0,05) взаимосвязи между общим уровнем здоровья (принятым нами за показатель уровня профессионального здоровья) и уровнем психологической безопасности студентов старших курсов инновационных университетов. Но корреляционный анализ не показывает, что является причиной, а что следствием. Кроме этого, общий уровень здоровья имеет прямую связь с вовлеченностью студента старшего курса инновационного университета в деятельность, со степенью контроля им (ей) событий, происходящих в его (ее) жизни (r=0,90 и 0,95 соответственно). Несколько слабее выражена связь общего уровня здоровья и принятием риска, который сопутствует в новых жизненных ситуациях, особенно в инновационной деятельности (r=0,89) (табл. 2).
Таблица 2. Связь общего уровня здоровья студентов старших курсов инновационных университетов с их жизнестойкостью (С. Мадди).![]()
Из этого следует, что студенты старших курсов инновационных университетов, обладающие высоким уровнем здоровья, вовлечены в разнообразную деятельность, стремятся тратить энергию с пользой. Они стараются контролировать свою жизнь, самостоятельно принимать решения и брать ответственность на себя. Также они спокойно чувствуют себя в ситуациях, связанных с определенной долей риска: инновационные проекты или экспериментальная деятельность в малоисследованной области науки. Так же была установлена высокая корреляционная связь общего уровня здоровья и некоторых его компонентов (физическое здоровье: r=0,95; психологическое здоровье: r=0,92; духовное здоровье: r=0,96 и социальное здоровье: r=0,91 и др.) (табл. 3).
Таблица 3. Зависимость общего уровня здоровья студентов старших курсов инновационных университетов от отдельных его составляющих.![]()
Эти данные свидетельствуют о том, что наиболее важными и определяющими характеристиками здоровья (общего его уровня или профессионального) является физическое и духовное здоровье. Следовательно, студенты старших курсов инновационных университетов, посвящающие много времени физическим упражнениям, стремящиеся поддерживать «тело в форме», обладающие высоким уровнем саморегуляции в духовном становлении, имеют высокий общий уровень здоровья, а, значит, уровень психологической безопасности. Была установлена высокая корреляционная связь между субшкалами Шкалы Базисных Убеждений и важнейшими составляющими (табл. 3) здоровья студентов старших курсов инновационных университетов (табл. 4).
Таблица 4. Связь уровня психологической безопасности (ШБУ) студентов старших курсов инновационных университетов с отдельными составляющими здоровья их личности.![]()
Полученные данные говорят о том, что студенты старших курсов инновационных университетов, ведущие здоровый образ жизни, умеющие ставить перед собой сложные цели и испытывающие удовольствие от их достижения, духовно и нравственно развитые, обладающие близкими социальными контактами (с друзьями, родственниками), способные строить доверительные отношения, в целом верят в благосклонность окружающего мира и людей, в то, что «мир прекрасен и полон добра». Они имеют целостную картину мира, четкую иерархию ценностей, в которой важное место занимает собственное «Я», как субъект деятельности, способный оказывать влияние на свою жизнь и самостоятельно, развиваясь, выстраивать схему своей судьбы. Уровень психологической безопасности напрямую связан с жизнестойкостью студентов старших курсов инновационных университетов. Об этом свидетельствуют результаты корреляционного анализа, проведенного между этими показателями (табл. 5).
Таблица 5. Связь уровня психологической безопасности (ШБУ) студентов старших курсов инновационных университетов с уровнем их жизнестойкости (С. Мадди).![]()
Из этого следует, что студенты старших курсов инновационных университетов, которые вовлечены в деятельность, не тратят время попусту, обладают высокой степенью контроля над происходящими в их жизни событиями, которые готовы принимать определенную долю риска (особенно в условиях инновационности) в новых видах деятельности, – имеют высокий уровень психологической безопасности, а, следовательно, и высокий уровень здоровья. Студенты, по большей части занимающие пассивную позицию в жизни, «плывущие по течению», с легкостью позволяющие другим брать инициативу и ответственность за решения (иногда напрямую связанную с их собственной жизнью), предпочитающие обыденную, шаблонную деятельность, избегающие новых идей и проектов, будут иметь низкий уровень психологической безопасности, и, следовательно, низкий уровень здоровья, что грозит малой производительностью труда в условиях инновационной политики развития России. Кроме этого, нами были выявлены важные взаимосвязи наиболее значимых компонентов общего уровня здоровья (физическое и духовное здоровья) между собой и таких субшкал ШБУ и теста Жизнестойкости, как: вовлеченность, контроль, благосклонность мира и людей, осмысленность жизни (табл. 6, 7).
Таблица 6. Связь физического здоровья студентов старших курсов инновационных университетов и духовного здоровья, осмысленности жизни, вовлеченности.![]()
Таблица 7. Связь духовного здоровья студентов старших курсов инновационных университетов и физического здоровья, благосклонности мира и людей, контроля над происходящими событиями.![]()
Эти данные свидетельствуют о том, что студенты старших курсов инновационных университетов, обладающие хорошим физическим здоровьем, будут так же здоровы духовно (r=0,92). Такие студенты участвуют в разных проектах, посвящают много времени учебе и работе, задумываются о будущем, строят планы, и шаг за шагом следуют намеченным целям. Они также верят в то, что в мире больше добра, нежели зла, и что каждый человек имеет решающее значение в определении собственной судьбы. Учитывая тот факт, что большое количество испытуемых (~42,5% от общего числа) имеют показатель уровня здоровья, относящийся к значению «ниже среднего» или «низкий», определяет необходимость разработки путей и направлений социально-психологического сопровождения их личностно-профессионального становления. Основной целью системы профориентации в высшем учебном заведении должно стать создание благоприятных условий для свободного и осознанного выбора обучающимися будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда [22]. Возможным вариантом личностно-профессионального становления может стать реализация проекта «Профессионалищация студенческой молодежи», включающего в себя: • Медико-социально-психологическое сопровождение в рамках университетской молодежной политики; • «Ярмарки вакансий»; • Встречи с работодателями и представителями государственных структур; • Максимально возможное количество профессиональных функциональных проб. Качественно проводимое сопровождение учащихся вуза в направлении профессиональной ориентации позволит избежать возможных рисков в профессиональном и личностном развитии молодого человека.
Литература
Ссылка для цитирования Козлова Н.В., Гуляев А.С. Психологическая безопасность как критерий профессионального здоровья студентов старших курсов инновационных университетов [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
![]() |
|
|