Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 3(14)
2012 в„– 2(13)
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Рецензия на книгу Семаго Н.Я., Чирковой О.Ю.
«Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие»

Симановский А.Э. (Ярославль)

 

 

Симановский Андрей Эдгарович

–  доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного университета им. К.Д. Ушинского.

E-mail: simanovsky@yandex.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Рецензируемая монография является второй из серии книг «Типология отклоняющегося развития»1. Монография состоит из двух разделов. В первом разделе дается описание авторской трехкомпонентной модели анализа психического развития, а также авторская типология отклоняющегося развития, включающая четыре типа: недостаточное, асинхронное, повреждённое и дефицитарное. Более подробно и развернуто авторская модель, а также методологические и теоретические основания предложенной типологии представлены в первой книге авторов.

Второй раздел посвящен описанию различных типов недостаточного развития. Авторы выделяют три вида недостаточного развития: тотальное недоразвитие, парциальное недоразвитие отдельных компонентов психической деятельности и задержанное развитие. Каждому из этих видов в книге посвящена отдельная глава. Структура этих глав соответствует вариантам каждого из видов недостаточного развития. Так, тотальное недоразвитие включает три варианта: простой (уравновешенный) вариант, аффективно-возбудимый вариант и тормозимо-инертный вариант. Данное выделение вариантов тотального недоразвития во многом соответствует классификациям, предлагаемым другими авторами. Так, предложенные в рецензируемой книге варианты наиболее близки к типологии олигофрении, предложенной М.С. Певзнер. Она, как известно, выделяла неосложненную (основную) форму олигофрении, а также осложнённые формы с преобладанием процессов возбуждения или торможения, со слабостью обоих нервных процессов, а также варианты диффузного поражения коры с преимущественным поражением лобных или анализаторных отделов коры головного мозга.

Парциальное недоразвитие отдельных компонентов психической деятельности авторы разделяют также на три варианта: недоразвитие преимущественно регуляторного компонента деятельности, недоразвитие преимущественно когнитивного компонента деятельности и смешанное парциальное недоразвитие. Каждый из названных типологических вариантов, по мнению авторов, также может быть разделён на отдельные формы. Так, парциальное недоразвитие регуляторного компонента деятельности может быть разделено на три формы: с трудностью удержания алгоритма деятельности, с высоким уровнем психического тонуса и регуляторное недоразвитие со сниженным психическим тонусом. Парциальное недоразвитие преимущественно когнитивного компонента деятельности авторы разделяют на недоразвитие с недостаточностью вербально-логического компонента познавательной деятельности и недоразвитие иных компонентов познавательной деятельности, таких как недостаточность мнестической, образно-логической и знаково-символической формы познавательной деятельности.

Задержанное развитие авторы разделяют на две подгруппы, которые различаются как симптоматикой так и психологическими механизмами формирования этих подгрупп. Первая подгруппа описывается как темпово задержанное развитие (гармонический инфантилизм), вторая – неравномерно задержанное развитие (дисгармонический инфантилизм), которая, в свою очередь, включает две формы: экстрапунитивную,с повышенным тонусом и интропунитивную, с пониженным тонусом. Данная типология создана на основе ставших классическими периодизациям детей с задержкой психического развития Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер и К.С. Лебединской.

Безусловными достоинствами резензируемой монографии является то, что каждый из выделенных типов описывается как с точки зрения причин (этиологии) данных отклонений, включающих многоуровневую детерминацию, так и с точки зрения феноменологии психических и физиологических особенностей. Кроме того, ценным для практических работников, является также такие разделы в каждом параграфе как «разграничение с другими категориями отклоняющегося поведения», то есть дифференциальный диагноз рассматриваемой формы отклонения, «психологическая коррекция», «образовательный маршрут и комплексное сопровождение», а также «прогноз развития и социальная адаптация». Подробный анализ каждой формы недостаточного развития позволяет рассматривать данную книгу в качестве полноценного учебника по специальной психологии, выгодно отличающегося от других альтернативных изданий.

Ещё одним положительным моментом рецензируемой работы является то, что авторы обсуждают теорию и практику постановки медицинских и психологических диагнозов. При этом рассматриваются различные проблемы и коллизии, когда дети с одними и теми же формами расстройств могут диагностироваться по-разному, и наоборот, дети с различными расстройствами (по психологическим проявлениям и механизмам) получают одинаковые диагнозы. Всё это свидетельствует о необходимости уточнения существующей системы диагностических категорий и критериев.

Отметим также и некоторые недостатки рецензируемой книги. Во-первых, в предложенной авторами модели феноменологический уровень анализа представлен тремя сферами: регуляторно-волевой, когнитивной и аффективно-эмоциональной. С нашей точки зрения, регуляторно-волевая сфера не представлена непосредственно, то есть феноменально. Скорее, непосредственно наблюдаемыми являются поведенческие (моторные), когнитивные (сенсорные и речевые) и аффективные (эмоциональные) компоненты деятельности, а регуляционные компоненты имеют надстроечный характер и могут быть отнесены ко всем перечисленным сферам феноменального анализа.

Во-вторых, из сферы анализа авторов частично выпал личностный аспект анализа, то есть смысловые структуры, определяющие самооценку и уровень притязаний, а также уровень ведущих ценностей и установок. Возможно, это обусловлено тем, что предметом рассмотрения авторов были дети младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, у которых смысловые личностные образования не играют ведущей роли в развитии, однако, учитывая перспективы расширения данной типологии на подростков и лиц юношеского возраста, желательно также рассмотреть и эту сферу развития психики ребенка.

Несмотря на сделанные замечания, которые, возможно, следует рассматривать, скорее, как пожелания, мы считаем данную монографию очень важной работой, вносящей существенный вклад в теорию и практику работы с детьми с нарушениями развития. Рецензируемая книга также может использоваться как полноценный учебник по специальной психологии, который безусловно найдет применение как для обучения специальных психологов, так и учителей-дефектологов и логопедов.

 

_______________________

1 Cм. также раздел НОВЫЕ КНИГИ информационного портала medpsy.ru).

 

Ссылка для цитирования

Симановский А.Э. Рецензия на книгу Семаго Н.Я., Чирковой О.Ю. «Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player