|
Аннотация. Системная организация психиатрической службы на современном этапе должна учитывать субъективные потребности пациента и его семьи. Психиатрия — сфера профессиональной компетенции психиатров, психотерапевтов, психологов и социологов. Это актуализирует проблему организации взаимодействия помогающих специалистов. Рассматриваются системные и синергетические аспекты организации взаимодействия помогающих специалистов. Ключевые слова: психиатрия, реабилитация, семейная психотерапия, синергетика, системный подход, шизофрения.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Исторический аспект вопроса. Согласно концепции А.В. Снежневского, взявшего за основу положения немецкой психиатрии XIX-XX веков, шизофрения рассматривалась как нозологическая единица. Прогредиентность «процесса» определяла законы развития заболевания. В основу современных классификаций МКБ-10 и DSM-4-R положен описательный принцип. Отсутствует указание на причинно-следственные связи между симптомами. Отношение к прогнозам шизофрении становится более оптимистичным. Возрастает значимость психологической коррекции и психотерапии, целью которых становится социальная адаптация пациента и его семьи. Теоретические основания реабилитации семей пациентов с психическими расстройствами. В настоящее время психическое расстройство (nosos) рассматривается не только с учетом конституциональной предрасположенности (pathos) (Снежневский А.В., 1969), но также влияния патологизирующего семейного наследования и системного функционирования семей (Эйдемиллер Э.Г., Медведев С.Э., 2012). В сравнительном, контролируемом, рандомизированном исследовании нами (Медведев С.Э., 2009) показано, что семейная психотерапия способствует избранию семьями пациентов с психическими расстройствами стратегий адаптации, ориентированных на личностный рост. Системный подход рассматривает проблемы и их решения в контексте взаимоотношений (Будинайте Г.Л., Варга А.Я., 2005). Таким образом, любое заболевание включено в систему взаимодействий и динамику микросоциального функционирования. Нарративный подход, как проекция постмодернистской позиции в область психотерапии, обращает внимание на относительность любого утверждения о реальности (Фридман Д., 2001). Действительность невозможно отделить от ее наблюдателя (E. von Glasersfeld, 1981, H. von Foerster, 1988; P. Hejl & S. Schmidt, 1992; A. von Schlippe; J. Schweitzer 2007). Психотерапевт, психолог, исследователь – деятельные участники процесса создания новой реальности. Различные аспекты помощи при психических расстройствах входят в сферы профессиональной компетенции психиатров, психотерапевтов, психологов и специалистов по социальной работе. Это актуализирует проблему организации взаимодействия профессионалов психического здоровья с семьей пациента и между собой. Применение линейных (несистемных) моделей зачастую приводит специалиста одной из помогающих профессий к попыткам необоснованного расширения сферы профессиональной компетенции. Это связано с недостаточной информированностью о возможностях бригадного сотрудничества и неосознаваемой заочной конкуренцией профессионалов. Высокий уровень квалификации достигается посредством специализации и одновременно координации усилий помогающих специалистов, которая возможна лишь при интеграции подходов, относящихся к разным уровням глобальной системы. Такой подход обеспечивает стереоскопическое видение ситуации, помогая сформулировать необходимую терапевтическую программу и разграничивает области компетенции помогающих специалистов (Черников А.В., 2010). Современная медицина, опираясь на идеи системного подхода, следует по пути становления синергетики и ставит во главу угла концепцию положительной и отрицательной обратной связей (Буданов В.Г., Аршинов В.И., 2002; Аршинов В.И., 2005). Пациент и его семья рассматриваются как живые, открытые, самоорганизующиеся системы, развитие которых предполагает возникновение нового качества. Неустойчивость семейной системы при прохождении бифуркационных периодов — важное условие генерирования новой информации и новых состояний. Как мы уже ранее отмечали1, фрактальный изоморфизм социальных организаций различных уровней позволяет экстраполировать на семейную систему гипотезу техно-гуманитарного баланса2 (Назаретян А.П., 2004). Согласно этой гипотезе, внутренняя устойчивость3 семейной системы (Internal Sustainability — Si) снижается с ростом потенциала развития. При закрытости внешних границ системы, наличие беспомощного члена сообщества способствует сохранению его внутренней и внешней устойчивости. Оптимизация семейного функционирования способствует повышению качества жизни каждого члена семьи.
Психотерапевтическая работа с семьей при шизофрении В рамках биопсихосоциального подхода шизофрению рассматривают, как диатез-стрессовое заболевание, учитывая как психологический, так и биологический аспекты этиопатогенеза. Современные психотерапевтические подходы, применяемые в работе с семьями больных шизофренией: • базируются на психодинамических концепциях (психоанализ, психология отношений В.Н. Мясищева, психоаналитическая психотерапия); • используют принципы научения (психообразование, психоэдукационная терапия); • применяют системную теорию, с ее развитием в постклассических, постмодернистских новациях; • интегрируют элементы перечисленных подходов. Психоанализ заложил основу современной научной психотерапии, создав описание динамической структуры личности, и перейдя к изучению роли значимых лиц окружения в формировании и развитии здорового «Я» ребенка. Семья стала рассматриваться, как среда, прямо и опосредованно влияющая на манифестацию и течение психического заболевания. Внимание специалистов психического здоровья постепенно все более акцентировалось на изучении семейных отношений. Применяемые в настоящее время подходы различно определяют позицию психотерапевта (психолога, соцработника) по отношению к семье, основные саногенные факторы, мишени и цели психотерапевтической работы. Психообразование (психоэдукационная терапия) в качестве основного механизма помощи предполагает научение пациента и его семьи распознаванию и преодолению факторов провоцирующих ухудшение его психического состояния. Специалистам помогающих профессий здесь отводится роль учителей и экспертов в перестраивании отношения семьи к психически больному. Минимизируется возможность его психологической травматизации, способной привести к обострению психического заболевания. Такой подход органично встраивается в существующую систему психиатрической помощи, но может способствовать закреплению пациента в роли «хронического больного». Это постепенно начинает вступать в противоречие с современными тенденциями развития психиатрии (сокращение сроков госпитализации и нетрудоспособности, снижение процента инвалидизации, психосоциальная реабилитация и дестигматизация психиатрических пациентов). Системно ориентированные подходы акцентируют внимание на исследовании семейной дисфункции. Оптимизация функционирования системы способствует устранению предпосылок развития «патогенных» паттернов коммуникации, снижая уровень эмоционального напряжения в семье, а также вероятность рецидивирования процесса и регоспитализации пациентов. Применение общей теории систем Людвига фон Берталанфи (1969) в семейной психотерапии обозначило новый этап развития. Семья, группа, социум, личность стали рассматриваться как открытые, живые, самоорганизующиеся системы, состоящие из элементов, находящихся во взаимодействии и взаимосвязи. Их существование подчинено двум основным тенденциям: сохранения гомеостаза в процессе динамического равновесия и отклонения от гомеостаза в процессе изменения и развития. Функциональная семейная система способствует удовлетворению индивидуальных потребностей ее членов, их личностному росту и развитию и является мощным саногенным ресурсом, способствующим преодолению трудностей и болезненных состояний. В дисфункциональной семье болезненные процессы, в частности психические и поведенческие расстройства и заболевания зачастую становятся стабилизаторами гомеостаза. Системный психотерапевт, соблюдая принципы циркулярности, гипотетичности и нейтральности приходит к пониманию процессов внутреннего и внешнего взаимодействия, включая и роли, предлагаемые семейной системой ему и другим, сотрудничающим с семьей специалистам. Соблюдение упомянутых принципов позволяет психотерапевту сохранять помогающую, эффективную позицию, используя мощные динамические процессы, происходящие в семейной системе, не будучи поглощенным привычными паттернами семейного взаимодействия. Явления переноса и противопереноса здесь исследуются исходя из той системной роли, которая предлагается психотерапевту во взаимодействии с семьей. Принцип циркулярности обозначает взаимозависимость и порождение одного явления другим, уводя от привычного линейно-нозологического поиска «причины». Выдвижение системных гипотез позволяет систематизировать огромное количество информации, которую предоставляют психотерапевту смежные специалисты, члены семьи, а также знакомые и заинтересованные лица. Нейтральность способствует сохранению психотерапевтической профессиональной позиции. Соблюдение принципа нейтральности позволяет помогающему специалисту избежать профессионального сгорания. Позитивная коннотация вытекает из правильного и полного понимания семейных процессов, отражая как позитивные мотивы и намерения членов семьи, поведение которых поддерживает существование симптомов, так и саму системную функцию симптоматического поведения. В настоящее время, системные идеи получают новое развитие в идеях социального конструкционизма. Нарративный подход представляет собой проекцию постмодернистской позиции в область психотерапии. Отправная точка здесь — относительность любого утверждения о реальности, а также их принципиальное равенство. В силу этого, декларируется отказ от какой-либо ориентации на идею объективного и абсолютно истинного (Фридман Д., 2001). Аналитико-системная модель семейной психотерапии Э.Г. Эйдемиллера и Н.В. Александровой (2001) отдает дань психоанализу, исследуя историческое прошлое членов семьи и семейной системы в целом и индивидуальную психодинамику идентифицированного пациента. В рамках этой модели прохождение семьей фаз ее жизненного цикла рассматривается в контексте развития семейной системы с учетом индивидуальных потребностей каждого члена семьи. Симптомы и болезненные проявления рассматриваются, как с индивидуально-нозологических, так и с системных позиций. Актуальность исследования семейной истории больного шизофренией обоснована концепцией патологизирующего семейного наследования Э.Г. Эйдемиллера (1994, 2002, 2005, 2008). Исследуя исторические аспекты развития семейной системы, психотерапевт совместно с членами семьи приходит к более глубокому пониманию трансгенерационных и социально обусловленных причин формирования патологизирующих паттернов взаимодействия. Клиенты обогащаются знаниями о своих предках, освобождаются от гиперответственности и чувства вины. Аналитико-системная модель использует преимущества нарративного подхода для преодоления трудностей присоединения к семьям больных шизофренией, связанных со спецификой их взаимоотношений, и с индивидуальными характеристиками психически больного пациента. Психотерапевт занимает рефлексирующую позицию. В своем понимании происходящих процессов он учитывает собственный вклад в создание семейной и психотерапевтической реальности. Пациент и члены его семьи получают возможность конструировать новые, ресурсные истории. Фокус терапии смещается от лечения кого-то кем-то, к осознанному выбору направления развития и изысканию для этого новых ресурсов. Психическое заболевание, системная функция симптомов, патологизирующее семейное наследование. В семье больного шизофренией, при различном количественном составе совместно проживающих ее членов, в отношениях диады идентифицированный пациент — референтный родственник, обнаруживается психологический симбиоз, в котором границы эмоциональной жизни индивидов размыты и чрезмерно проницаемы, образуя неразделимое «МЫ», затрудняющее самореализацию каждого. «Вертикальные» отношения становятся несовместимыми с построением собственной «горизонтальной» жизни участвующих в нем индивидов, с возникновением ощущения хрупкости и нестабильности созданной семейной структуры. Тревога нарастает с актуализацией тенденции развития системы, чаще всего обусловленной психологической потребностью взрослеющего ребенка в сепарации, при закрытости внешних семейных границ. Образование подобной зависимости во многом обусловлено воздействием преимущественно вертикальных трансгенерационных стрессоров действующих по механизму патологизирующего семейного наследования (Эйдемиллер Э.Г., 1999). У родителей пациента формируются «вертикальные» коалиции с детьми, вследствие незавершенности процесса их собственной психологической сепарации от их собственных семей происхождения.
Семейные истории больных шизофренией В рамках проведенного нами исследования4 61 семьи с больным параноидной шизофренией, отмечен ряд особенностей функционирования семейных систем и временных совпадений событий семейной истории с манифестацией и обострениями психического заболевания идентифицированного пациента. Наличие зарегистрированных случаев психического заболевания в семейной истории трех поколений расширенной семьи выявлено в восьми семьях (13%). В 14 семьях (22,9%) у членов расширенной семьи пациента регистрировались невротические и связанные со стрессом расстройства (F4, МКБ-10). Выявлялись нарушения диадных супружеских отношений в 39 случаях (63,6%) в родительской семье пациента до его совершеннолетия, из них ранняя смерть супруга в семьях в девяти случаях (23%), разрыв отношений в 23 случаях (59%), алкоголизм родителей — в девяти случаях (23%). Аналогичные нарушения в семьях прародителей отмечены в 47 семьях (77,2%), из которых: ранняя смерть супруга составила (46%) 28 случаев, разрыв отношений — 11 (18%), а алкоголизм у одного из праро¬дителей отмечен в 41 семье, что составило 67% от общего количества семей изучаемой выборки. В 52 (85,2%) случаях пациенты находились в симбиотических отношениях с одним из родителей (или замещающей фигурой) до манифестации заболевания. В 49 (80,3%) изучаемых семей основным объединяющим семью смыслом была жизнь ради детей. Несоответствие пола ожидаемому во время беременности отмечалось в 16 (26%) случаях. В 38 семьях (62,2%) родители будущих пациентов утверждали приоритет кровнородственных отношений по сравнению с супружескими. Отмечалось также чередование функциональной активности и здоровья–болезни в диаде референтный родственник — идентифицированный пациент в 30 (49%) из всех исследованных семей и у 19 (31,1%) идентифицированных пациентов с их сиблингами, что подтверждало системную роль симптома и симбиотический характер отношений. Период манифестации заболевания совпал по времени с изменениями состава родительской семьи (смерти, рождения, браки) в 14 (22,9%), с аналогичными процессами в расширенных семьях — в 36 (59%), а с изменением статуса (выход на пенсию, болезнь, развод) референтного родственника — в 19 (31,1%) случаях, что отражает системные влияния на динамику заболевания. Таким образом, в поколении прародителей преобладали внешние по отношению к семейной системе факторы, прерывающие отношения супругов (голод, эпидемии, война, политические репрессии), тогда как в поколении родителей пациента оказались наиболее частыми разрывы диадных супружеских отношений, связанные с незавершенностью сепарационного процесса и отсутствием примера супружеских взаимоотношений прародителей. Современные тенденции организации психиатрической помощи. Система семьи и система помогающей службы, исходя из их потребностей и задач, изоморфны и сопоставимы. Функциональная подсистема взрослых членов семьи (супругов) стабилизируется общими целями и интересами. Дисфункциональная — проблемами, болезнями и детьми. Психиатрическая служба организуется и стабилизируется наличием беспомощного объекта заботы — пациента. Оставаться функциональной она может при регулярном поступлении новых объектов заботы, успешно проходящих реабилитацию и сепарирующихся от системы психиатрической помощи. Уровень тревоги должен снижаться с поступлением новых пациентов. Традиционная («викторианская») психиатрическая служба близка по структуре к традиционной, многодетной патриархальной семье.
Табл. 1 Сопоставление принципов организации патриархальной семьи и психиатрического учреждения викторианского типа![]()
Современные принципы организации психиатрической помощи сопоставимы с современным форматом семейных отношений.
Табл. 2 Сопоставление принципов организации семьи и психиатрического
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|
|