Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению
Сидоркина Т.Ю. (Красноярск)
|
Сидоркина Татьяна Юрьевна
– кандидат психологических наук, старший преподаватель
кафедры психологии детства Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения «Красноярский государственный
педагогический университет им В.П. Астафьева»
E-mail: tata_8307@mail.ru
|
Аннотация. В статье представлены результаты исследования специфики
адаптации часто болеющих детей к условиям дошкольного образовательного
учреждения с учетом их психосоматического статуса и родительского отношения
к ним со стороны матерей и отцов в сравнении с категорией здоровых сверстников.
Статья содержит некоторые аспекты проблемы развития личности часто болеющих
детей, методы и процедуру диагностики адаптации данной категории дошкольников,
их психосоматического статуса и родительского отношения к ним. В статье
раскрыты результаты исследования адаптации детей двух групп: часто болеющих
и здоровых, описаны достоверные различия в показателях адаптации и готовности
к дошкольному образовательному учреждению часто болеющих детей и их здоровых
сверстников, представлены взаимосвязи показателей адаптации с типами
родительского отношения и психосоматическим статусом. Полученные результаты
указывают, что готовность к дошкольному образовательному учреждению часто
болеющих детей достоверно отличается по ряду показателей от здоровых сверстников,
также получены достоверные различия в сроках (длительности) адаптации данных
групп детей. При определении специфики родительского отношения к детям выявлено,
что родительское отношение к часто болеющим детям является, в большинстве
случаев, неэффективным.
На основе данных результатов обозначены идея, направления и представлены
результаты коррекционно–развивающей работы по обеспечению благоприятной
адаптации часто болеющих детей. Основными направлениями программы стали:
оптимизация родительского отношения к часто болеющему ребенку, подготовка
ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения. Результаты
контрольного среза выявили достоверные положительные изменения специфики
адаптации к дошкольному образовательному учреждению часто болеющих детей
и родительского отношения к ним. На основе чего сформулированы и представлены
ключевые выводы проведенного исследования.
Ключевые слова: адаптация, часто болеющие дети, родительское отношение,
психосоматический статус, оптимизация родительского отношения, готовность детей
к дошкольному образовательному учреждению.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В современном мире ежегодно отмечается рост заболеваемости детей
дошкольного и школьного возраста, число здоровых детей в различных
регионах России сегодня не превышает 8–10% (Щеплягина Л.А.,
1999; Касаткин В.Н. 2001; Альбицкий В.Ю., Баранов А.А.,
2003, 2007).
В связи с этим достаточно популярным в медицинской психологии,
педиатрии стал термин «часто болеющие дети». На
основании критериев, предложенных А.А. Барановым и В.Ю. Альбицким
(1986), к ним относятся в основном дети дошкольного возраста, которые
болеют различными респираторными заболеваниями более 4-х раз в году
[1].
При этом Романцов М.Г., Ботвиньева В.В. (1996) говорят
о двух группах часто болеющих детей: транзиторно (болеют 4–5
раз в году) и истинно (болеют 6 и более раз в году) часто болеющих
детях. Для группы транзиторно часто болеющих детей характерно
протекание заболеваний в легкой форме, без осложнений, повышение
заболеваемости приходится на период адаптации к новым микросоциальным
условиям (ясли, детский сад, школа). Для истинно часто болеющих детей
характерна значительная отягощенность генеалогического анамнеза и более
тяжелое, продолжительное, осложненное течение заболеваний, требующее
применения антибактериальной терапии, наличие сопутствующих
морфофункциональных отклонений со стороны различных органов и систем,
быстрое формирование хронических заболеваний [13].
Психическое развитие детей, осложненное условиями соматического
заболевания, представляет одну из самых острых проблем современного
общества.
Несмотря на предпринимаемые со стороны медицины меры по укреплению
и сохранению здоровья часто болеющих детей, проблемы, связанные с
развитием и социализацией их личности остаются достаточно острыми.
Чрезвычайно актуальными становятся механизмы интеграции медицинских,
психологических и педагогических технологий в контексте формирования и
укрепления здоровья данной категории детей (Бабаева Т.И., 1994;
Стеркина Р.Б., Князева О.Л., 1998; Балуева В.А., 2001).
Общеизвестно, что возникновение и развитие патологических
процессов в организме — результат сложной конвергенции
биологических и социальных факторов, при этом именно социальные
факторы нередко определяют возникновение и течение многих
заболеваний. Поэтому состояние здоровья детей не может
рассматриваться без учета процессов адаптации, которая, согласно
мнению М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович (2001) представляет
собой приспособление организма, личности, их систем к характеру
отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом [7].
Вопрос адаптации часто болеющих детей к условиям дошкольного
образовательного учреждения является достаточно острым, поскольку
поступление ребенка в детский сад и адаптация к нему являются
факторами риска в возникновении заболеваний [2; 3; 8]. Это обуславливает
необходимость грамотного психолого-педагогического и медицинского
сопровождения адаптации часто болеющих детей.
Специфика адаптационного периода часто болеющих детей может
определяться их особой социальной ситуацией развития, характеризующейся
ограничением двигательной и познавательной активности, прерывистостью
социальных отношений вне семьи [2; 3; 12; 11; 13]. В то же время,
адаптационные ресурсы тесно связаны с психосоматическим статусом:
заболеваемостью, наличием / отсутствием хронической патологии, уровнем
нервно–психического и раннего онтогенетического развития,
функциональными особенностями нервной системы (Мерлин В.С., 1964;
Русалов В.М., 1989; Макарова Г.А., 1998; Исаев Д.Н.,
2001 и др.).
В то же время, известно, что семья является главным инструментом
социализации ребенка, поскольку именно родители — главные
социальные партнеры ребенка, обеспечивают его готовность к
взаимодействию в социальной среде и адаптацию в ней [5; 6; 8; 10; 15].
В связи с этим целью нашего исследования стало: выявление специфики
адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению
в связи с особенностями их психосоматического статуса и родительского
отношения к ним.
Исследование проводилось на базах дошкольных образовательных
учреждений № 182, № 227, № 307 общеразвивающего
вида г. Красноярска. В исследовании приняло участие 120 детей
(60 — часто болеющих и 60 здоровых) младшего дошкольного
возраста и их родители (матери и отцы).
В качестве используемых методов применялись: клинико–биографический
анализ (для оценки психосоматического статуса детей); методы
сбора эмпирических данных: «Карта готовности к поступлению
в ДОУ» (Печора К.Л., Пантюхина Г.В., 1986); «Лист
адаптации» (Печора К.Л., Пантюхина Г.В., 1986;
Соколовская Н.В., 2008); анкета для родителей «Готов ли
ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Соколовская Н.В., 2008);
тест–опросник родительского отношения (Варга А.Я.,
Столин В.В., 1988); родительский опросник для определения черт
темперамента у детей 3–7 лет (Томас А., Чесс С., 1977);
методы статистической обработки данных (проверку равенства
средних значений в двух выборках по критерию (t) Стьюдента, вычисление
коэффициента корреляции по критерию rs
Спирмена, факторный анализ с использованием метода главных компонент
с последующим варимакс–вращением факторов).
На первом этапе исследования адаптации часто болеющих детей (ЧБД)
младшего дошкольного возраста была определена их готовность к посещению
дошкольного образовательного учреждения (рис. 1).
Рис. 1. Статистическое сравнение средних значений показателей
готовности к ДОУ часто болеющих и здоровых детей младшего
дошкольного возраста (методика «Карта готовности к ДОУ»
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., 1986).
Полученные результаты указывают, что готовность к ДОУ часто
болеющих детей достоверно отличается по ряду показателей (p≤0,05;
p≤0,01) от здоровых сверстников. У часто болеющих детей снижены
физиологические показатели готовности (аппетит, сон) (р≤0,01;
р≤0,05); показатели инициативности в общении со взрослыми и
сверстниками (р≤0,01); наиболее выражена аффективная
привязанность к взрослому (p≤0,05); снижены показатели
уверенности в себе, (p≤0,05), при этом достоверно более
развиты навыки опрятности (p≤0,05).
Далее нами были определены особенности адаптации часто болеющих
детей и их здоровых сверстников путем отслеживания динамики адаптационных
показателей детей исследуемых групп (рис. 2).
Рис. 2. Статистическое сравнение средних значений показателей
степени адаптации часто болеющих и здоровых детей младшего дошкольного
возраста (методика «Лист адаптации» Пантюхина Г.В., Печора
К.Л., 1986, Соколовская Н.В., 2008).
Сравнение полученных результатов указывает на достоверные
различия в сроках (длительности) адаптации часто болеющих детей
и их здоровых сверстников (р≤0,01) и показателях адаптации:
аппетит (р≤0,01), сон (р≤0,01), эмоциональное
состояние (р≤0,01), социальные контакты (р≤0,01),
заболеваемость (р≤0,01). Полученные данные указывают
на то, что адаптация часто болеющих детей характеризуется более
осложненным течением, с низкой стабилизацией адаптационных показателей.
Наряду с выявлением специфики адаптации часто болеющих и здоровых
детей, нами были определены особенности психосоматического статуса
изучаемых категорий дошкольников. Клинико–биографический анализ
позволил выявить наличие хронических заболеваний у 30% часто болеющих
детей, неблагоприятных антенатальных и перинатальных факторов у 48,7%
часто болеющих и у 23,3% здоровых детей; наличие отклонений в раннем
онтогенезе у 34,5% часто болеющих детей и у 23, 5% здоровых; также у 30
% часто болеющих детей установлена 3-я медицинская группа здоровья.
Также одной из составляющих психосоматического статуса, рассматриваемой
нами, стали свойства нервной системы, определяемые с помощью
родительского опросника, разработанного А. Томас и С. Чесс.
За основу была взята классификация свойств нервной системы, предложенная
данными авторами.
Данные, свидетельствующие о выраженности свойств нервной системы
часто болеющих и здоровых детей, как составляющей психосоматического
статуса, представлены на рис. 3.
Установлено, что часто болеющих детей (в сравнении со здоровыми)
отличают более низкие показатели активности
поведения, ритмичности нервных процессов (р≤0,01),
адаптивности (р≤0,05), но высокая интенсивность реакций
(р≤0,01), внимание (р≤0,05). Выявлена тесная прямая
статистически значимая корреляционная связь (р≤0,05; р≤0,01)
показателей готовности к дошкольному образовательному учреждению и
адаптации с ритмичностью, настроением, порогом чувствительности,
адаптивностью у детей обеих исследуемых групп.
Рис. 3. Статистическое сравнение средних показателей свойств
нервной системы как структурной составляющей психосоматического статуса
часто болеющих и здоровых детей младшего дошкольного возраста (методика
Томас А. Чесс С. (1977)).
Далее нами изучалось отношение матерей и отцов к часто болеющим
и здоровым дошкольникам с последующим выявлением взаимосвязей типов
родительского отношения с показателями готовности и адаптации
исследуемых категорий детей.
При определении специфики родительского отношения к детям выявлено,
что преобладающим отношением матерей к часто болеющим детям является
симбиоз и инфантилизация, у матерей здоровых дошкольников
преобладает кооперация (рис. 4).
Рис. 4. Статистическое сравнение средних показателей
выраженности родительского отношения матерей к часто болеющим
и здоровым детям младшего дошкольного возраста (методика
«Тест–опросник родительского отношения» Варга А.Я.,
Столин В.В.).
Доминирующими типами отцовского отношения к часто болеющим
детям являются авторитарная гиперсоциализация и
инфантилизация. У отцов здоровых дошкольников преобладающими
типами родительского отношения являются кооперация и
авторитарная гиперсоциализация (рис. 5).
Рис. 5. Статистическое сравнение средних показателей
выраженности родительского отношения отцов к часто болеющим и
здоровым детям младшего дошкольного возраста (методика
«Тест–опросник родительского отношения»
Варга А.Я., Столин В.В.).
Полученные результаты указывают на преобладание неэффективного
родительского отношения к часто болеющему ребенку, а также на его
неоднозначность.
Матерям и отцам здоровых детей достоверно более свойственно
отношение к ребенку по типу кооперация (р≤0,05). В
этом случае родители обладают общей положительной установкой
по отношению к ребенку, стараются быть с ним на равных, принимают
его, что говорит об эффективности родительского отношения
к здоровым детям.
Корреляционный анализ типов родительского отношения (материнского
и отцовского) к детям выявил наличие взаимосвязи с показателями
готовности к ДОУ и адаптации. При этом наиболее тесную положительную
корреляционную связь имеет эффективное материнское отношение
(кооперация) с выраженностью таких показателей готовности как:
навыки опрятности (р≤0,01), нервно–психическое
развитие (р≤0,01), игровая и познавательная активность,
уверенность в себе, инициативность в общении со взрослыми и
сверстниками (р≤0,01) и показателями адаптации: аппетит,
сон, эмоциональное состояние, социальные контакты (р≤0,01);
обратная корреляционная связь выявлена между кооперацией и
заболеваемостью как часто болеющего, так и здорового ребенка
(р≤0,05).
Неэффективные типы родительского отношения (инфантилизация,
симбиоз) имеют наиболее значимую тесную прямую корреляционную
связь с такими показателями готовности к ДОУ
как: аффективная привязанность к
взрослому (р≤0,01) (как у часто болеющих, так и у
здоровых детей) и показателями адаптации: заболеваемость
(р≤0,05), длительность адаптации (р≤0,05); обратную
корреляционную связь с показателями готовности: уверенность в
себе, инициативность в общении со сверстниками (р≤0,05) и
с показателями адаптации: аппетит, сон, эмоциональное состояние,
социальные контакты (р≤0,01).
Противоречивые корреляционные связи с показателями адаптации к
ДОУ имеет тип отцовского отношения авторитарная гиперсоциализация,
с одной стороны, при проявлении авторитарной гиперсоциализации со
стороны отца к часто болеющему ребенку отмечается положительная
динамика показателей: сон, эмоциональное состояние, общительность
(р≤0,05; р≤0,01), с другой стороны, отмечается прямая
корреляционная связь с длительностью адаптационного периода
(р≤0,05). У здорового ребенка при авторитарной гиперсоциализации
со стороны отца увеличивается заболеваемость (р≤0,05;
р≤0,01). Это можно объяснить неоднозначностью данного типа
отцовского отношения, с одной стороны, отец выступает неким связующим
звеном между узким внутрисемейным окружением и внешним миром, тем самым
предъявляет высокие социальные требования к ребенку, с другой стороны,
эти требования могут быть чрезмерно завышенными, препятствующими
нормальной активности ребенка, проявлению самостоятельности. При этом
установлено, что наиболее значимо в период адаптации ребенка,
материнское отношение к нему, что можно объяснить некоторой
«отстраненностью» отца, в силу социально–экономических
условий, и более тесным взаимодействием ребенка с матерью.
Для обеспечения благоприятной адаптации часто болеющих детей
нами была разработана коррекционно–развивающая программа,
целью которой стало обеспечение благоприятной адаптации часто
болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению посредством
оптимизации родительского отношения к ним и подготовки детей к
детскому саду в совместной с родителем деятельности в новой среде.
В связи с этим основными направлениями данной программы стали:
– оптимизация родительского отношения к часто
болеющему ребенку посредством информационно–просветительской
работы и тренинговых занятий с родителями;
– подготовка ребенка к посещению дошкольного
образовательного учреждения через совместную с родителем деятельность
в новой среде, посредством игровых занятий с детско–родительскими
парами. Основной идеей данных занятий стала идея совместного
«проживания» адаптационного периода родителем и ребенком.
В рамках занятий происходило принятие ребенком правил новых условий
жизни в ДОУ, условия разлуки с близкими взрослыми, установление ритуалов
прощания с ребенком через трансляцию их родителем, снятие эмоционального
напряжения, развитие игровых и коммуникативных навыков, становление
доверия к новому социальному окружению.
Результаты контрольного среза выявили достоверные положительные
изменения специфики адаптации к ДОУ часто болеющих детей
экспериментальной группы и родительского отношения к ним: повысились
показатели аппетита, сна, настроения, инициативности в общении со
сверстниками и взрослыми, уверенности в себе (р≤0,05;
р≤0,01), при этом достоверно снизилась аффективная привязанность
к взрослому (р≤0,05); отмечено достоверное повышение показателей
адаптации: аппетит (р≤0,05); сон (р≤0,01);
эмоциональное состояние (р≤0,01); социальные контакты
(р≤0,01) и их стабилизация, достоверно снизилась заболеваемость
(р≤0,05) и уменьшилась длительность адаптационного периода
(р≤0,01). В контрольной выборке положительные изменения менее
существенны. Статистически достоверные положительные изменения
отмечаются в показателях готовности к ДОУ и адаптации: сон
(р≤0,01; р≤0,05); игровая и познавательная активность
(р≤0,05).
Отмечено достоверное снижение показателей неэффективного
родительского отношения: симбиоз (р≤0,05); инфантилизация
(р≤0,01) и повышение эффективного типа родительского отношения
— кооперации (р≤0,01) как в отношении матерей, так и в отношении
отцов. Контроль состояния здоровья детей, осуществляемый в течение
полугода после реализации коррекционно–развивающей программы
позволил выявить позитивные изменения: снижение частоты заболеваемости
(46% детей в течение года не болели совсем; 34% детей болели значительно
реже); уменьшение длительности периода выздоровления (длительность
заболеваний составляла от 3–5 дней); отсутствие осложнений после
перенесенного заболевания.
Полученные результаты указывают, что предложенная
коррекционно–развивающая программа, в которую включены и родители,
и часто болеющие дети, является эффективной для обеспечения благоприятной
адаптации, улучшения здоровья детей и оптимизации родительского
отношения к ним.
Выводы:
1. Для часто болеющих детей характерна особая
социальная ситуация развития и особенности личности: выраженная
тревожность, неуверенность в себе, быстрая утомляемость; отсутствие
опыта общения со сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому.
Хроническое соматическое заболевание оказывает воздействие и на
особенности нервной системы часто болеющего ребенка, она становится
более уязвимой, менее подготовленной к воздействию стрессовых факторов.
В большинстве случаев родительское отношение к часто болеющему ребенку
является неэффективным и формируется на основе тревожно–амбивалентной
привязанности (аффективной) ребенка к матери и психологической
отстраненности отца, в связи с чем возможны трудности адаптации часто
болеющих детей в новой социальной среде.
2. Специфика адаптации часто болеющих детей к
дошкольному образовательному учреждению характеризуется:
2.1. несформированностью основных компонентов
готовности к посещению детского сада: неустойчивым аппетитом,
сном; низкой инициативностью в общении со взрослыми и
сверстниками; выраженной аффективной привязанностью к взрослому;
неуверенностью в себе.
2.2. длительным (по сравнению с категорией здоровых
сверстников) течением адаптационного периода, характеризующееся:
низкой динамикой нормализации адаптационных показателей (аппетит,
сон, эмоциональное состояние, социальные контакты); увеличением
частоты случаев заболеваемости.
2.3. взаимосвязью со спецификой психосоматического
статуса, в частности, свойствами нервной системы: ритмичностью;
приближением – избеганием (первой реакцией ребенка
на новые стимулы); порогом чувствительности; адаптивностью;
настроением (общим эмоциональным состоянием); частой
заболеваемостью и наличием / отсутствием хронической патологии.
3. Родительское отношение матерей и отцов
к часто болеющему ребенку проявляется в преобладании неэффективного
родительского отношения: симбиоз и инфантилизация (у матерей),
авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация (у отцов),
следствием чего является неготовность ребенка к поступлению в
дошкольное образовательное учреждение и неблагоприятное течение
процесса адаптации.
4. Основными направлениями коррекции адаптации
часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению
являются: оптимизация родительского отношения к часто болеющему
ребенку и подготовка ребенка к дошкольному образовательному учреждению
посредством совместной деятельности с родителем в новой среде.
5. В результате реализации коррекционно–развивающей
программы адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному
учреждению повысилась готовность ребенка к ДОУ; отмечена
стабилизация показателей адаптации; улучшение состояния здоровья
(снижение заболеваемости, уменьшение длительности периода выздоровления);
достоверное преобладание эффективного родительского отношения к часто
болеющему ребенку.
Литература
1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто
болеющие дети: клинико–социальные аспекты. Пути оздоровления.
– Саратов: Радуга, 1986. – 183 с.
2. Арина Г.А., Коваленико Н.А. Часто
болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. – 1995.
– Т. 2. – № 3. – С. 116 -125.
3. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети.
Психологическое сопровождение в начальной школе. – М.:
Генезис, 2007. – 152 с.
4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Пути
оздоровления часто болеющих детей // Вопросы охраны материнства.
– 1986. – Т. 31. – № 8. –
С. 65-67.
5. Варга А.Я. Роль родительского отношения
в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ.
– Серия 14. Психология. – 1985. – № 4.
– С. 32-38.
6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в
детский сад: пособие для воспитателей / под ред. Л.И. Каплан.
– М.: Просвещение, 1983. – 80 с.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.
Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск,
БГУ, 2001. – 175 с.
8. Исаев Д.Н. Детская медицинская
психология. – СПб.: Речь, 2004. – 384 с.
9. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в
практике педиатра. – Л.: Медицина, 1984. – 192 с.
10. Калинина Р.Р. К проблеме адаптации
детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное
воспитание. – 1998. – № 4. – С. 2-9.
11. Кирюхина Н.В. Организация и содержание
работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. –
2-е изд. – М.: Айрис–пресс, 2006. – 112 с.
12. Ковалевский В.А. Развитие личности
соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка.
– Красноярск, 1997. – 122 с.
13. Николаева В.В. Влияние хронической
болезни на психику. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 166 с.
14. Романцов М.Г., Ботвиньева В.В. Часто
болеющие дети – актуальные аспекты повторной респираторной
заболеваемости: руководство для врачей. – Москва, 1996.
– 89 с.
15. Спиваковская А.С. Обоснование психологической
коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование
личности: сб. науч. тр. / под ред. А.А. Бодалева. –
М.: НИИОП. – 1981. – С. 38-44.
Ссылка для цитирования
УДК 616-39.4-053.2:373.24
Сидоркина Т.Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному
учреждению [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.
науч. журн. – 2013. – N 3 (20).
– URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|