Разработка компонентов готовности к управленческой деятельности фармацевтических работников
Соколова К.С., Лаврентьева Л.И., Соколова О.В. (Ярославль)
|
Соколова Ксения Сергеевна
– аспирант кафедры управления и экономики фармации с курсом
фармации ИПДО, ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия.
E-mail: sokolovaks@mail.ru
|
|
Лаврентьева Лариса Ивановна
– доктор фармацевтических наук, доцент, зав. кафедрой управления
и экономики фармации с курсом фармации ИПДО, ГБОУ ВПО Ярославская государственная
медицинская академия.
E-mail: lavl2004@mail.ru
|
|
Соколова Ольга Вячеславовна
– кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления
и экономики фармации с курсом фармации ИПДО, ГБОУ ВПО Ярославская государственная
медицинская академия.
E-mail: sova293@yandex.ru
|
Аннотация. Обоснована необходимость исследований в области
формирования готовности к управленческой деятельности специалистов
фармацевтической отрасли, которое представляет собой интегральное
образование личности специалиста, предполагает наличие у него образа
структуры действия, постоянной направленности сознания на его
выполнение, а также комплекса качеств, необходимых для успешного
выполнения функций этой деятельности. Структура готовности к
управленческой деятельности фармацевтических работников включает
теоретический, практический, психологический и мотивационный компоненты,
которые тесно взаимосвязаны между собой. Каждый компонент содержит
общепрофессиональные и специальные характеристики, которые в комплексе
отражают специфику управленческой деятельности фармацевтической отрасли.
Ключевые слова: фармацевтическая организация, фармацевтический работник,
управленческая деятельность, готовность к деятельности, структура готовности.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Динамичные процессы, происходящие в фармацевтической отрасли,
повлекли за собой обострение конкуренции, усиление роли и личной
ответственности руководителей, которые должны обладать не только
профессиональными знаниями и умениями, но и быть готовы к восприятию
новых идей, принятию нестандартных решений, способны организовать
свой труд и грамотно управлять [4]. В современных исследованиях
по проблемам управления убедительно доказано, что эффективность
деятельности руководителя любой организации зависит от степени
его готовности к управленческой деятельности [8; 9]. В связи с
этим в условиях современного фармацевтического рынка возрастает
актуальность проблемы подготовки кадров, готовых к управлению и
прогнозированию деятельности организации, к целенаправленному
управлению самим собой, членами коллектива [1; 2; 9].
Формирование готовности к различным видам профессиональной
деятельности начинается уже в период обучения. Федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего
профессионального образования по направлению подготовки
(специальности) 060301 Фармация предполагает развитие у
специалиста умений конструктивно решать профессиональные
задачи в различных видах деятельности, таких как:
• реализация лекарственных средств и других
фармацевтических товаров;
• организационно-управленческая;
• контрольно-разрешительная деятельность
(лицензирование, регистрация, декларирование качества);
• научно-исследовательская и
информационно-просветительская деятельность;
• оказание первой доврачебной помощи.
При этом анализ профессиональных задач в соответствии с видами
профессиональной деятельности показал, что почти треть из них
(28,9%) приходится именно на организационно-управленческую.
Следовательно, подготовка по направлению «Фармация»
отражает потребность фармацевтического рынка в специалисте,
способном квалифицированно управлять фармацевтической организацией.
Отдельные аспекты готовности к управленческой деятельности в
фармацевтической отрасли в последние годы рассматривались в
различных исследованиях. Установлено, что руководители аптечных
организаций характеризуются одинаковыми наборами качеств, но
отличаются друг от друга уровнем их развития [19]. При этом не
установлено, какие именно способности, готовности, знания и
отношения оптимально связаны с эффективной деятельностью
фармацевтического специалиста [5]. Отмечено, что профессиональные
умения провизора нарабатываются лишь после нескольких лет
практической деятельности. Выявлено, что 35,1% фармацевтических
работников имеют желание быть руководителями аптек, а от 50% до
82% студентов уже в период обучения в вузах в качестве сферы
своей будущей профессиональной деятельности называют управление
[6; 7].
При этом целостные исследования по проблеме формирования
готовности специалистов фармацевтической отрасли к управленческой
деятельности отсутствуют, что обусловило актуальность данного
исследования.
В результате изучения данных литературы установлено, что до
настоящего времени не сложилось единого мнения о понятии готовности
к различным видам деятельности. При этом большинство авторов выделяют
такие составляющие готовности, как знания, умения, способности и
отношение [8; 10]. По нашему мнению, под готовностью к управленческой
деятельности следует понимать интегральное образование личности
специалиста, которое предполагает наличие у него образа структуры
действия, постоянной направленности сознания на его выполнение, а также
комплекса качеств, необходимых для успешного выполнения функций этой
деятельности.
Исходя из этого, структура готовности к управленческой деятельности
фармацевтических работников должна включать теоретический, практический,
психологический и мотивационный компоненты, которые тесно взаимосвязаны
между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Формирование
вышеназванных компонентов происходит в процессе индивидуального развития
личности [8; 9].
На наш взгляд, в каждом компоненте должны присутствовать
общепрофессиональные и специальные характеристики (содержательная
специфика), в комплексе отражающие особенности управленческой
деятельности в фармацевтической отрасли (рис. 1).
Рисунок 1. Структура готовности к управленческой деятельности
фармацевтического работника
Необходимость теоретического (когнитивного) компонента обусловлена
тем, что любой руководитель фармацевтической организации должен быть,
прежде всего, высококвалифицированным специалистом в своей области.
Данный компонент предусматривает наличие у специалистов знаний о
содержании профессии, способах решения профессиональных задач, а также
знаний теорий управления. Формирование теоретического компонента
происходит в основном в ходе профессионального образовательного процесса
и самообразования [8; 10; 17]. Знания, умения и навыки задают обучающимся
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего
профессионального образования по направлению подготовки (специальности)
060301 Фармация, учебные программы, учебно-методические комплексы
дисциплин.
Профессиональный (операционный) компонент предполагает мобилизацию
и актуализацию профессиональных знаний, умений, навыков и
профессионально-значимых свойств личности, адаптацию к требованиям,
предписаниям профессиональных ролей и к условиям деятельности [17].
Для руководителей на первый план выходит практическая реализация таких
функций управления, как целеполагание, планирование, организация,
мотивация, контроль и координация; реализация и развитие
организаторских и коммуникативных умений [8].
Психологический (личностный) компонент отражает характер
взаимоотношений специалиста в коллективе и предполагает наличие у него
психологических способностей и качеств к управленческой
деятельности; чувства ответственности за результаты своей деятельности,
самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается
выполнение профессиональных обязанностей; стиль управленческого
общения; позиционирование себя в коллективе. Психологический компонент
руководителя влияет на атмосферу взаимодействия в управлении, а,
следовательно, на социально-психологический климат коллектива.
Психологическая готовность выступает показателем зрелости,
сформированности личности руководителя [10].
Мотивационный (эмоциональный) компонент включает добровольное
и осознанное решение, направленное на управленческую деятельность,
которое формируется за счет личностных ценностей и предпочтений
специалиста, преобразующихся в систему профессиональных интересов и
склонностей; положительное отношение к выполняемой деятельности.
Специалист может знать о том, зачем нужно заниматься управленческой
деятельностью, уметь решать управленческие задачи, но не хотеть этого
делать [9]. Мотивационный компонент является «стержневым,
своего рода направляющим образованием», т.к. «вне
мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие,
даже самые усвоенные знания и предельно сформированные
умения» [8; 9].
Представленные общепрофессиональные характеристики компонентов
готовности к управленческой деятельности необходимы для руководителей
различных отраслей. Действуя в комплексе, они оказывают влияние на
формирование авторитета руководителя, трудовую активность и
заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.
При этом на наш взгляд, представленные компоненты готовности
к управленческой деятельности в фармацевтической отрасли должны
обязательно отражать также ее специфику. Нами выделены следующие
специфические особенности, которые оказывают влияние на процесс
руководства фармацевтическими организациями и должны в той или
иной мере найти отражение в различных компонентах готовности:
• наличие нормативно-правовой базы, регулирующей
фармацевтическую деятельность, частое ее обновление [14];
• обязанность фармацевтических работников
совершенствовать профессиональные знания и навыки через
непрерывное профессиональное развитие в течение всей трудовой
деятельности;
• наличие определенных требований к стажу
работы для занятия руководящих должностей;
• несоответствие существующей номенклатуры
должностей фармацевтических специалистов современным тенденциям
отрасли [6];
• увеличение количества молодых специалистов,
занимающих руководящие должности [7; 11; 13; 16];
• необходимость соблюдения морально-этического
кодекса фармацевта в ходе оказания фармацевтической помощи [22];
• взаимодействие с потребителями фармацевтической
продукции, которые отличаются от потребителей любого другого товара
(наличие у них определенных заболеваний) [22];
• необходимость построения отношений в женском
коллективе [18];
• недостаточность системы психологической
подготовки провизоров в вузах для выполнения ими профессиональных
функций и др.
На эффективности управления фармацевтической организацией будут
отражаться также те противоречия, которые присущи современной
фармацевтической отрасли. К ним следует отнести противоречия:
• между целями хозяйственного расчета и
социальной функцией фармацевтических организаций;
• ростом ассортимента товаров и услуг и
гарантией их качества; требованиями потребителя к качеству
обслуживания и самим качеством обслуживания;
• развитием нормативно-правовой базы
фармацевтической деятельности и противоречиями в ней;
• уровнем компетенции специалистов и их
компетентностным уровнем [12; 13].
Содержательные характеристики для каждого из компонентов готовности
к управленческой деятельности должны разрабатываться с учетом требований
нормативно-правовых актов, содержащих квалификационные требования к
руководителям фармацевтических организаций, а также представленных
особенностей.
Следовательно, готовность к управленческой деятельности
фармацевтических работников является многокомпонентной структурой и
характеризуется определенной совокупностью характеристик, которые
отражают специфику как управленческой деятельности в целом, так и
отраслевую специфику. Кроме того, необходимо учитывать, что каждый из
этих компонентов может вносить различный вклад в общий уровень
готовности к деятельности, а интенсивность выраженности компонентов в
значительной степени будет определяться индивидуальными особенностями
личности, внешними условиями и факторами, под влияние которых
попадает специалист.
Из вышеизложенного следует, что для оценки готовности к управленческой
деятельности необходима разработка системы критериев для каждого из
компонентов с учетом особенностей управленческой деятельности в
фармацевтической отрасли и индивидуальных особенностей личности.
Применение данных критериев позволит выявлять качественное состояние
готовности фармацевтического работника к управленческой деятельности,
что может быть использовано для подбора персонала, выдвижения в
кадровый резерв на руководящие должности в фармацевтических
организациях, а также должно быть учтено при разработке программ
додипломного и последипломного профессионального образования в
образовательных учреждениях.
Литература
1. Аверьянов П.Ф., Чиж А.Г., Трофимова Е.Ю.
Проблемы качества образования // Успехи современного естествознания.
– 2005. – № 9. – С. 27–28.
2. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н., Захарова Н.С.
Проблемы модернизации системы образования в трансформирующемся
российском обществе // Успехи современного естествознания. –
2005. – № 9. – С. 37–40.
3. Банникова Т.Н., Наумова М.И. Подготовка
кадров высокой квалификации – одна из проблем высшей школы
// Успехи современного естествознания. – 2010. –
№ 5. – С. 68.
4. Деревцова С.Н. Развитие профессиональных
умений студентов-провизоров в условиях интегративно-модульного
обучения // Материалы IV Международной научной конференции:
Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов:
исследование, инновации и технологии. 20-22 апреля 2010 года. –
Астрахань: Астраханский университет, 2010. –
С. 358–361.
5. Захарочкина Е.Р. Компетенция руководителя
аптечной организации // Московские аптеки. – 2010. –
№ 11. – С. 14–15.
6. Зенкина А.В., Чупандина Е.Е. Корреляция кадровых
потребностей фармацевтического рынка и действующих правовых норм в сфере
профессиональной номенклатур // Всероссийская научно-практическая конференция
с международным участием, посвященная 30-летию фармацевтического факультета
ЯГМА: Инновационные процессы в лекарствоведении, 18-19 декабря 2012. –
Ярославль, 2012. – С. 150–152.
7. Изучение кадрового потенциала аптечных организаций
г. Ярославля / О.В. Соколова, Л.И. Лаврентьева,
К.С. Соколова и др. // Всероссийская научно-практическая конференция
с международным участием, посвященная 30-летию фармацевтического факультета
ЯГМА: Инновационные процессы в лекарствоведении, 18-19 декабря 2012. –
Ярославль, 2012. – С. 307–309.
8. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие.
– М.: Гардарики, 2005. – 584 с.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения
// М.: Академия, 2004 – 304 с.
10. Колосов М.Б. Готовность к деятельности в психологии
[Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1408.html
11. Кононова С.В., Соколова Н.Н., Запорожская Л.И.
Надлежащая аптечная практика в реализации кадровой политики // Аптечный
бизнес. – 2007. – № 6. – С. 12–15.
12. Куликова О.А., Пушкина Д.Д. Оценка качества
обслуживания в аптечных организациях методом «тайный покупатель»
// Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием,
посвященная 30-летию фармацевтического факультета ЯГМА: Инновационные
процессы в лекарствоведении, 18-19 декабря 2012. – Ярославль, 2012.
– С. 192–195.
13. Пигарева Е. Управление профессионализмом: за
деревьями увидеть лес // Московские аптеки. – 2006. –
№ 11 (155). – С. 28–34.
14. Пудриков К.А., Максимкина Е.А. Рынок трудовых
ресурсов в фармацевтической отрасли России // Фармация. – 2012.
– № 5. – С. 31–35.
15. Путеева С.В. Профессиональная готовность студентов
заочной формы обучения к управлению педагогическим процессом [Электронный ресурс].
URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3126
16. Солонинина A.B., Киселева Л.Г., Крупнова И.В.
Структурный анализ кадрового состава специалистов фармацевтического
профиля аптечных учреждений // Медико-фармацевтический конгресс. 14-я
международная фармацевтическая выставка «Аптека-2007»,
Москва, 23-26 октября 2007 г. – М., 2007. –
С. 76–77.
17. Степанова Э.В. Деловые игры и их значение в
профессиональной подготовке студентов // Успехи
современного естествознания. – 2005. – № 9. –
С. 45–46.
18. Ханпира Е. Профессия – директор аптеки
// Фармацевтическое обозрение. – 2004. – № 7. –
С. 62–64.
19. Хмелевская И.Г. Разработка методических подходов
к формированию адаптивной корпоративной культуры аптечной организации
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.dissercat.com/content/razrabotka-metodicheskikh-podkhodov-k- formirovaniyu-adaptivnoi-korporativnoi-kultury-aptechn#ixzz2WyK609kk
20. Шарахова Е.Ф. Оценка и аттестация персонала
аптечного предприятия // Новая аптека. – 2002. – № 10.
– С. 47–51.
21. Шарахова Е.Ф. Стимулирование трудовой активности
в аптечных организациях: проблемы и потребности // Новая аптека. –
2003. – № 7. – С. 31–35.
22. Этический кодекс фармацевтического работника России
(провизора и фармацевта) // Новая Аптека (Аптека и рынок). – 1999.
– № 8. – С. 17–21.
Ссылка для цитирования
Соколова К.С., Лаврентьева Л.И., Соколова О.В. Разработка компонентов
готовности к управленческой деятельности фармацевтических работников
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.
– 2013. – N 4 (21).
– URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|