Павел Иванович Карпов — неутомимый исследователь творчества
душевнобольных и его время… Сообщение 2*
Гаврилов В.В. (Ярославль)
|
Гаврилов Владимир Вячеславович
– ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии
с курсом ИПДО Ярославской государственной медицинской академии, куратор
коллекции ИНЫЕ, вице-президент SIPE (Международного общества психопатологии
экспрессии и арт-терапии), вице-президент фонда «ИнАРТ»
(Санкт-Петербург).
E-mail: inyeart@rambler.ru
|
Аннотация. Павел Иванович Карпов (1873—1930-е гг.) —
психиатр, чья исследовательская деятельность коррелировала с передовыми
изысканиями признанного авторитета в области творчества душевнобольных
психиатра Ганса Принцхорна (Гельдерберг). В жизнедеятельности
П.И. Карпова представлены известные и гипотетические факты его
связей с именитыми представителями мира науки и искусства советской
России. Проблематикой «гениальности и помешательства»
занимались и психоаналитик И.Д. Ермаков и врач-патограф
В.Г. Сегалин. Однако лишь Карпову в физико-психологическом отделении
РАХН / ГАХН удалось проанализировать своеобразную
«психотехнику творческого процесса» и издать труд
«Творчество душевнобольных...» (1926), в котором он
впервые высказывает: «...душевнобольной... нередко
оплодотворяет науку, искусство, технику новыми ценностями».
Разъяснения П.И. Карпова, по терминологии сегодняшнего дня, обладают
значимым психо-просветительским, дестигмационным потенциалом.
Ключевые слова: психиатр Павел Иванович Карпов, психиатр
Ганс Принцхорн, «Коллекция Принцхорна» из Гейдельберга,
Российская академия художественных наук (РАХН / ГАХН),
художник Василий Кандинский, монография «Творчество
душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и
техники».
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
_______________________
* Сообщение 1
читайте в номере 1(18) 2013 г. ↑
«Русский Принцхорн»
С XIX века психиатры начинают интересоваться визуальным творчеством
больных в клинико-диагностических целях (Б. Раш, 1812; У. Браун,
1834; А. Тардье, 1872; М. Симон, 1876; Ч. Ломброзо, 1880;
Р. де Фурсак, 1905; О. Мари, 1905; М. Режа, 1907;
В. Моргентхалер, 1908; А. Фэй, 1912 и многие другие). Сначала
доктора рассматривали изобразительную продукцию пациентов, скорее, как
стенограммы психопатологии. Значительно реже они заинтересовывались
художественными особенностями работ.
Врачи, как правило, руководствовались довольно прямолинейной оценкой
психопатологического творчества, применяя к стилистике и содержанию
рисунков принципы «правильности» традиционной техники
рисования. Лишь некоторые из них, наиболее просвещённые в сфере
искусства, стали признавать и эстетические достоинства отдельных
произведений. Французский литератор, впоследствии уже ставший
психиатром — Поль Гастон Монье (под псевдонимом Марсель Режа)
в 1907 году издаёт труд «Искусство душевнобольных»
(«L’Art Chez les Fous»), где впервые применяет
столь высокий статус к работам из коллекции психиатра Огюста Мари.
Труд М. Режа, переизданный в 1918 году, П.И. Карпов приводит
в списке литературы к своей монографии (1926).
Главный врач приюта для душевнобольных Вильжюиф О. Мари —
ученик Ж. Шарко, уже в 1905 году открыл у себя в больнице
«Музей безумия». Кстати, О. Мари, женатый на русской,
будучи в дружеских отношениях с психиатром Н.Н. Баженовым,
приезжал на 100-летний юбилей Преображенской больницы в Москву (1909).
Практически во всех крупных лечебницах Европы формируются первые
«больничные коллекции». Наиболее крупная среди них
— собрание психиатрической клиники при Университете
г. Гейдельберга. Еще Эмиль Крепелин (1856—1926), в
бытность профессором психиатрии этого университета (1891—1903
годы), интересовался оригинальными экспонатами душевнобольных. Именно
у Э. Крепелина в течение 3-х семестров специализировался его
российский коллега Лев Григорьевич Оршанский.
Будущий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883—1969),
проработав ассистентом в этой клинике с 1908/09 по 1915 годы,
при знакомстве с данной коллекцией описывал «разновидности
творческой деятельности»: «рисунки, искусства,
ремесла» и выделял из них три группы: «дефектные
проявления способностей, искусство больных шизофренией и рисунки
невротиков» [13, c. 357—358]. Он отметил важную роль
Г. Принцхорна в коллекционировании «разнообразных
произведений, созданных шизофрениками» и представлял как
«образцовую» его монографию.
Психиатр Ганс Принцхорн (1886—1933) — высокоинтеллектуальная
и необычайно творческая личность: знаток истории искусства,
философии, психологии ещё в 1908 году познакомился с В. Кандинским
[2, c. 155]. Именно Принцхорн принёс всемирную известность Гейдельбергской
коллекции. В 1919 году главный врач психиатрической клиники Курт Вильман
задумался о расширении уже имеющейся небольшой коллекции рисунков
душевнобольных и поручил её заботам врача-ассистента Г. Принцхорна,
который с 1919 по 1921 годы стал активно пополнять фонды собрания,
приобретая работы и в других больницах Германии, Швейцарии. Ему
удалось заполучить около 5000 произведений, параллельно он занялся
систематическим описанием и изучением собранного материала. В 1919
году Г. Принцхорн опубликовал основу будущей книги:
«Исторический обзор творчества душевнобольных» [13, c. 358].
Уже в 1922 году издал свою знаменитую монографию «Bildnerei der
Geisteskranken», прекрасно иллюстрированную книгу, с большим
количеством клинических описаний, которая чаще переводится как
«Художество душевнобольных» или «Изобразительное
творчество/деятельность душевнобольных». Г. Принцхорн
сумел оценить креативность отдельных пациентов вне рамок нормативной
психопатологии и интерпретировать их произведения не как искажения,
расстройства или извращения, а как автономные и высокоразвитые системы
выражения и поиска аутентичности.
Г. Принцхорн рассматривал проблему психопатологического творчества,
связывая её с новым по тем временам понятием Gestalt.
«Гештальтунг/гештальт» — некий наглядный образ-творение,
форма-творение, структура-творение, как единая и неделимая целостность.
Он впервые подметил внешнее сходство шизофренического формообразования
со «сложными» модернистскими течениями, прежде всего, немецких
экспрессионистов [1, c. 258], но не стал проводить более глубокие
параллели с современным искусством. Г. Принцхорн писал:
«Поверхностность и ошибочность такого подхода заключена именно
в том, что на основании сходства внешних проявлений строится предположение
о тождественности кроющихся за ними душевных состояний» [3, c. 34].
Г. Принцхорн представил «общую картину произведений душевнобольных
не в клинической, а в «феноменологической» плоскости»
[12, c. 45], отвергая типичные для психиатрии того времени взгляды
на «современное искусство» исключительно как на патологию.
Если раньше в гениальности искали признаки безумия с его оттенками
негативного, разрушительного, то после Г. Принцхорна проблески
гениальности стали находить и в произведениях «сумасшедших»
простолюдинов, не обязательно являющихся представителями художественной
среды. Необузданной экспрессией «безумцев» искренне восхищался
идеолог сюрреализма Андре Бретон, ранее задумывающийся о карьере психиатра
и известный художник-экспрессионист Макс Эрнст, коллекционировавший и
включавший работы душевнобольных в организуемые им выставки. Но
Г. Принцхорн оставался максимально беспристрастным и не являлся
сторонником «чрезмерной идеализации художественного творчества
психически больных, к которой и ныне весьма склонны художники»
[3, c. 26]. В итоге, книга Г. Принцхорна обрела феноменальный
успех в мире искусства среди художников и поклонников модернизма. А на
родине она была весьма сдержанно принята коллегами-психиатрами, более
того — нацистами объявлена вне закона. Г. Принцхорн взял на
себя «миссию посредника между консервативной позицией психиатров
и революционными устремлениями авангарда, которые привели к
изменениям оценочных критериев в искусстве, что и
произошло в 20-е — 30-е годы нашего столетия»
[Там же, с. 27].
Врубель М.А. Портрет Карпова П.И. Конец XIX—начало XX века
(ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная
Третьяковская Галерея»)
Интересно, что в РГАЛИ Е.Д. Гальцовой (2011) удалось разыскать
«довольно противоречивые сведения о заграничных контактах
П.И. Карпова. Сохранилась запись: «Загранкомандировки. Берлин,
Гейдельберг, 1912 г., 1,5 мес. с научной целью»». Какое
медицинское или учебное учреждение могло командировать исследователя?
В других документах Е.Д. Гальцова обнаружила сведения о том, что
психиатр «два раза был в Мюнхене. Мы не можем с точностью сказать,
насколько достоверны эти сведения». Увы, и здесь нет разъяснений.
Но если предполагать, что поездка П.И. Карпова в Мюнхен всё же
планировалась, вполне вероятно, что в его замысел входила и встреча с
В.В. Кандинским.
Неудивительно, что за свою плодотворную деятельность, напоминающую
исследования немецкого психиатра, П.И. Карпов был назван французским
историком искусства Режи Геро — «русским Принцхорном»
[14, c. 10]. Оба психиатра были искренне увлечены изобразительным
миром, генерируемым душевнобольными; глубина психиатрических исследований
этого феномена вывела немецкого и русского врачей за рамки дилетантизма,
сформировав новую профессиональную ступень их деятельности.
Г. Принцхорн как и П. Карпов относились к произведениям больных
людей как к альтернативному художественному мышлению. Творческая эволюция
обоих исследователей маргинального искусства практически совпадает во
времени. От работы, посвящённой «художеству» душевнобольных,
Г. Принцхорн (1922) перешёл к «художеству» заключённых
(1926), тогда как П.И. Карпов опубликовал свои изыскания по
аналогичной тематике несколько позже: в 1926 и 1929 годах. Поразительное
сходство или совпадение нельзя рассматривать как эпигонство. Мы наблюдаем
совершенно параллельный самостоятельный путь двух близких по духу
исследователей, возможно, иллюстрирующих концепции синхронистичности,
высказанной К.Г. Юнгом. «Zeitgeist» — «дух
времени» витал над Европой, осеняя сходными идеями ученых разных
стран, дававших персональные трактовки одним и тем же феноменам и —
приходящих к сходным выводам.
Академия
Первые десятилетия России ХХ века: война, революции, кризис мировоззрения
русской интеллигенции, закрытие старых научных институтов и центров
культуры… Несмотря на крайне неблагоприятные внешние обстоятельства,
безусловно, отмечены и позитивные веяния: энтузиазм; новаторство и
безграничные возможности, открывающиеся для художников и культуртрегеров
нового времени; дискуссионность и взаимообогащающий диалог, в том числе,
с коллегами из Европы… В итоге — ошеломляющий прогресс в
области творчества: удивительный феномен развития и расцвета российской
культуры, искусства, науки. Строители нового мира интенсивно вовлекались
в культурное поле. Создаются агитационные мастерские Пролеткульта, Вхутемаса
(высшие художественно-технические мастерские), ИЗОРАМа (изобразительные
рабочие мастерские). В 1920 году в Москве основан Институт художественной
культуры (Инхук), «целью и задачей которого были аналитические
исследования основных элементов как отдельных искусств, так и искусства
в целом. …программа, составленная В.В. Кандинским, конечной
целью имела исследование воздействия элементов искусства на психику
человека, а исходным пунктом должен быть анализ средств каждого отдельного
вида искусства» [9, c. 13]. Именно в это время появляются ученые,
творцы, талантливые организаторы и администраторы, обогатившие отечественную
науку и культуру на многие годы, наметившие пути ее дальнейшего развития.
К.С. Малевич с 1924 по 1926 год становится директором Ленинградского
государственного института культуры (ГИНХУК)… Художники —
строители новой культуры, охваченные пафосом революционного обновления
жизни, культуры и искусства нового времени, рьяно отстаивали свои истины,
порождая атмосферу соревновательности и борьбы, нескончаемые и противоречивые
споры о правых и левых в изоискусстве. Они создавали свои направления,
художественные группировки и объединения, например — ОСТ (Общество
станковистов), под руководством новых «маяков»
изобразительного искусства: А.А. Дейнеки и Ю.И. Пименова.
Октябрьская революция учредила новый государственный орган —
Народный комиссариат просвещения, в 20-х годах занимавшийся не только
вопросами образования, но и контроля практически во всех культурно-гуманитарных
сферах страны. В.И. Ленин не вмешивался в вопросы искусства,
отдавая их на откуп наркому просвещения. Сложная политическая обстановка,
отсутствие опыта, большой объем нечётко поставленных задач приводят к
тому, что деятельность Наркомпроса с её громоздкой
административно-организационной структурой нередко носила стихийный
характер. В ведении Художественного отдела Главнауки Наркомпроса РСФСР
сначала состояла и Российская академия художественных наук (РАХН),
решающая вопросы художественной политики Наркомпроса. Академия, как
истинное детище Октябрьской революции и уникальный культурный и
научно-исследовательский центр РСФСР был организована в Москве в 1921
году по инициативе Анатолия Васильевича Луначарского.
Луначарский А.В. (1875-1933) — видный государственный и общественный
деятель, нарком просвещения. Он сыграл важную роль в привлечении на сторону
большевиков старой интеллигенции, был незаменим в установлении связей со
старыми университетско-педагогическими кругами, которые ожидали от
«невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств.
Луначарский внёс большой вклад в становление и развитие социалистической
культуры — советской системы образования, издательского дела, театрального
искусства, кинематографа, литературы. Он играл и роль связующего моста с
западным культурным миром. О нём бытует мнение как о романтике, утописте,
идеалистическом гуманисте, большевике-богоискателе, т.е. персоне, неорганичной
для российского варианта марксизма. Как теоретик искусства, он привнес своё
понимание идеала жизни: свободного, гармоничного, открытого для творчества
и приятного для человека существования.
Основной целью Академии (РАХН), в соответствии с первым пунктом её устава,
провозглашалось: «…всестороннее исследование всех видов
искусств и художественной культуры» и способствование синтезу
«художественных наук». Госучреждение намеревалось координировать
и выполнять ряд практических задач, став экспертно-консультативным органом
по вопросам искусства, разрабатывать учебные программы для художественных
вузов, осуществлять помощь в культурной дипломатии — организации
выставок за границей и т.п. Важной особенностью стиля Академии было
налаживание научно-практической деятельности по принципу
междисциплинарных/межпредметных связей, обоснованной одним из организаторов
РАХН и в дальнейшем её вице-президентом — Густавом Густавовичем
Шпетом1. В итоговых
исследованиях предполагалось непременная интеграция полученных результатов,
решаемых учеными, принадлежавшими к разным научным школам и идеологическим
ориентациям для теоретического обобщения и «синтетического суммирования
общих выводов».
Президентом РАХН становится Пётр Семёнович
Коган2
подметивший, что Академия превращается в центр, который объединяет «все
творческие силы в области искусства». Вице-президентом академии был
избран Василий Васильевич Кандинский, который после революции активно занялся
общественной работой: стал членом коллегии отдела ИЗО Наркомпроса, председателем
музейной комиссии Наркомпроса (1918—1921 гг.), почётным профессором
Московского университета. Кандинский не скрывал свои симпатии не только к
современному искусству ХХ века, но также и к художественному примитиву,
детскому художественному творчеству. Он придерживался мнения о том, что
«…душа и искусство связаны между собой неразрывной цепью
взаимодействия» [6, c. 63]. Размышляя о процессе формирования
художественного образа, В. Кандинский понимал, что творческие процессы
возникают при сочетании импульсов интуитивного начала — с рациональным
подходом. Поэтому обосновывал и необходимость подхода научного с целью
«…предпринять целый ряд опытов в области чувства»
[Там же, c. 5]. Он настойчиво продвигал свои идеи о том, что в создании
науки об искусстве обязательно должны принимать участие представители точных
знаний, «позитивной науки», в том числе и психиатрии, психологии,
физиологии и т.д. К работе в Академии был привлечён и психоаналитик
И.Д. Ермаков.
Иван Дмитриевич Ермаков (1875—1942) после окончания медицинского
факультета Московского университета в 1902 году работал ординатором и
ассистентом при психиатрической клинике университета под руководством
В.П. Сербского. В 1903/04 годах был одним из лечащих врачей
М.А. Врубеля. В 1913 году он побывал в нескольких научных
командировках (Берлин, Париж, Мюнхен, Берн, Будапешт), встречался с
О. Блёйлером. По возвращении в Москву активно пропагандировал
учение З. Фрейда. С 1921/22 по 1925 годы под его редакцией издавалась
«Психологическая и психоаналитическая библиотека». С начала
20-х годов он стал профессором Московского государственного
психоневрологического института (ныне Московский НИИ психиатрии), при
институте Ермаков организовал кружок по изучению творчества методом
психоанализа. В 1922 году он зарегистрировал — Русское
психоаналитическое общество (РПСАО). Кроме того, И.Д. Ермаков,
как живописец и график, принимал участие в многочисленных выставках,
в т.ч. и в составе творческого объединения «Бубновый валет».
До 1923 года в начальный период становления деятельности РАХН, работа
сводилась, главным образом, к подготовке научных докладов для уточнения
дальнейших задач Академии, в т.ч. было заслушано и выступление Ермакова
«Психоанализ и художественное творчество». В этом же году
Д.И. Ермаков возглавил Государственный психоаналитический институт.
С 1923 года действительным членом Академии, помимо И.Д. Ермакова,
становится и П.И. Карпов. В 1923—1924 академическом году он
избирается учёным секретарём Президиума физико-психологического отделения,
председателем комиссии по изучению творчества душевнобольных, первое
организационное заседание которого состоялось 15.02.1924 [10, c. 77].
Выскажем гипотезу, основанную на материалах И.Е. Сироткиной
[11, c. 214—116) о том, что внимание к проблеме творчества
душевнобольных, прямо или косвенно связано с нереализованной попыткой
создания другого госучреждения. Автор проекта — врач Григорий
Владимирович Сегалин (1878—1960), поборник актуальных подходов
евгеники и психогигиены. Проведя в Германии около 9 лет, он заинтересовался
судьбой одарённых личностей. Возникла идея: создать институты (!):
«гениальности» («ингениалогии»),
«эвропатологии» (хорошей патологии) и, дабы душевная болезнь,
случавшаяся у гениев, использовалась в качестве катализатора развития
искусства. Это позволило бы, по мнению Сегалина, «выращивать»,
«культивировать» и эффективно употреблять «энергию их
творчества» в государственном масштабе. Он предлагал провести
«специальную диспансеризацию творческих личностей», представляющих
«достояние общества», чтобы своевременно оказать им социальную
заботу и поддержку. Проекты Г.В. Сегалина вовсе не казались современникам
романтической, грандиозной или нереальной затеей. Основатель Института детской
неврологии Г.И. Россолимо, устроив в Москве выступление Г.В. Сегалина,
способствовал образованию комиссии для рассмотрения этого проекта. Но,
вероятно в связи с организационными недочётами, комиссия в составе
В.В. Кандинского, психолога Н.А. Рыбникова, психоаналитика
И.Д. Ермакова так и не приступила к работе. Г. Сегалин возвратился
в Екатеринбург и начал издавать журнал «Клинический архив гениальности
и одарённости (эвропатологии)», за 1925—1929 годы было выпущено
19 альманахов. Редактором журнала «Клинический архив…»
становится и известный психиатр Иван Борисович
Галант3, приехавший в СССР
из Швейцарии в 1923 году по личному приглашению А.В. Луначарского.
Уже к 1924-1925 годам в структуре РАХН работа выстраивалась по подобию
некой сетки. Три основные вертикали — направления: социологическое,
физико-психологическое и философское, пересекались с горизонтальными
линиями, ориентированными на определённый вид искусства: литературная,
пространственная, музыкальная, театральная, декоративная секции и
секционные комиссии.
Физико-психологическое отделение, организовалось раньше других и
возглавлялось вице-президентом РАХН В.В. Кандинским, однако в 1921
году он выехал для организации отделения Академии в Берлин и больше не
возвратился. Председателем отделения был переизбран Анатолий Васильевич
Бакушинский4,
руководивший комиссией по изучению примитивного искусства. По плану
Правления, утверждённого в ноябре 1922 года, первоначальной задачей
«физического» подхода, представлялось изучение «физической
организации искусства», на основе которых и формируются
«элементы» художественных произведений, с учётом свойств
акустики, оптики, ритма… Основой «психологического»
подхода стали представления о теории поведенческого научения, основанной
на рефлексологии В.М. Бехтерева. Некоторые результаты творчества
оценивались и «с точки зрения фрейдовской школы», также
анализировались особенности возникновения и восприятия творчества под
влиянием гипноза. В отделении планировали проанализировать специфику
физиологических и психологических процессов созидания творчества,
своеобразную «психотехнику творческого процесса», а также
изучить особенности воздействия искусства и эстетического восприятия.
Уже в комиссии по изучению творчества душевнобольных при
физико-психологическом отделении при исследовании механизмов
возникновения художественной продукции предполагалось использовать
методы: описательный, психологический (выявление стилистических
особенностей рисунков), биографический (вероятно, сегодня его
адекватнее назвать патографический), анкетный и клинический —
«с точным фиксированием клинических симптомов и связывание их
с творчеством». Рассматривались как рисунки, созданные в
результате спонтанного — «свободного творчества»,
так и в формате «трафаретных» стандартных графических
заданий. «Работы комиссии… во многих важных пунктах
перекликались с работами членов комиссии по изучению примитивного
искусства, руководимой А.В. Бакушинским…»
[10, c. 79], т.е. художественного творчества современных диких и
отсталых народов, искусства первобытного, примитивизма в современном
искусстве и других «стилизующих примитив художественных
концепций» и, непременно, творчества детей.
С сентября 1924 года П.И. Карпов становится руководителем только
что утверждённой правлением Академии психофизической лаборатории. В
программе лаборатории, первоначально составленной Г.Г. Шпетом
совместно с психологом Владимиром Михайловичем
Экземплярским5,
планировалось исследовать «творчество и восприятие субъектов
патологических и примитивных или дефектных и этнопсихологическое
исследование художественного творчества» [Там же, с. 77].
Серьезные экспериментальные исследования, по-видимому, проводить не
удавалось ввиду дефицита средств. Поэтому неслучайно в монографии
1926 года П.И. Карпов ссылается на свои, проведённые значительно
раньше «эксперименты» — задания: «В 1911—12
и 1913 гг. мною были собраны рисунки у душевнобольных, выполненные
по определённому трафарету» — «нарисуй домик»,
которые давали возможность получить важные данные для выяснения
особенностей расстройств «ассоциативного аппарата» [7, c. 59].
26.10.1925 П.И. Карпов делает в РАХН доклад «Сущность
творческого процесса» [4]. Его исследование касается выявления
механизма творческого процесса не только у стационарных больных с
психозами — «лежащих в стенах клиники», но и у
пациентов с менее выраженной тяжестью душевного заболевания, т.е.
«у лиц с заведомо неуравновешенной психикой». Последующие
результаты, затрагивающие вопросы интуитивного прозрения и художественной
ценности «истинного творчества» душевнобольных, полученные
при непосредственном наблюдении в клинике, докладывались секретарём
комиссии по вопросам творчества душевнобольных В.П. Дитиненко (вероятно,
психиатром) 23.11.1925: «Творчество больного Х»
[10, c. 78].
С 1925 года РАХН переименовывается в Государственную Академию
художественных наук. Обобщающие итоги комиссии по изучению творчества
душевнобольных планировалось подготовить к печати в 1929 году:
сборник по «патологии творчества» на 10 печатных
листов под редакцией Карпова П.И. и сборник, посвящённый вопросам
«психологии художественного творчества», под редакцией
Челпанова Г.И.
Социологическое отделение Академии, под председательством Владимира
Максимовича Фриче6,
занималось вопросами исследования искусства с учётом его социального
происхождения и значения и проблематикой взаимодействия художественного
мира с революционными запросами общества. Одним из важнейших аспектов
деятельности отделения являлось внедрение в практику марксистского
метода социологического анализа искусства, разработка его
классово-идеологической функции, налаживание диалога между
эмпирико-психологической и феноменологической эстетикой. Прорабатывались
задачи художественного образования, воспитания, пропаганды и агитации,
а также и политические — привлечь к совместной работе и
представителей современного революционного искусства Запада…
Философское отделение Академии под председательством Г.Г Шпета
занималось рассмотрением существовавшей методологии наук о человеке.
Исследователи стремилось создать новое направление —
«социального бытия», синтетической науки, в которой
в единое целое соединились бы гуманитарные и естественнонаучные
подходы к человеку и результатам его жизнедеятельности, в частности,
интерес к эстетической составляющей искусства. Предполагалось,
что эмпирические данные, полученные «снизу» от
многочисленных деятелей искусства, профессионалов по различным
гуманитарным дисциплинам, представителей естественных наук и
специалистов-психологов, в итоге должны наполнить содержанием и
проиллюстрировать философский концепт: проблему смысла и самой
сути культуры. С 1924 года заместителем Шпета становится
искусствовед Александр Георгиевич
Габричевский7, в
прошлом — член кружка И.Д. Ермакова по изучению художественного
творчества методом психоанализа при Московском государственном
психоневрологическом институте. Почитателям непрофессионального
искусства известна его супруга — наивный художник Наталья
Северцова-Габричевская (1901—1970) и родной брат Евгений
Габричевский8, до
90-х годов прошлого столетия считавшийся на Западе единственным
представителем русских художников-аутсайдеров.
Несомненно, РАХН/ГАХН была одним из наиболее ярких центров,
определяющих культурное поле этого времени в СССР. Деятельность
Академии успела внести много нового в изучение актуальных проблем
научного и художественного творчества. При решении задачи воспитания
нового человека путем новых подходов, психоанализ, педология, да и
искусство оказались неразрывно связанными. А если постараться оценить
вклад П.И. Карпова, сформированный в период его работы в Академии, то
«его достаточно «маргинальные»
исследования оказались, чуть ли не на переднем крае советского
искусствоведения» [4].
Темы исследований РАХН/ГАХН актуальны и сегодня, они становятся
предметом научных дискуссий: на конференции о ГАХН, организованной в
Государственном институте искусствознания на Козицком (1996);
конференции «Наука об искусстве в России 1920-х годов»,
проводимой Франко-российским центром гуманитарных и общественных наук
в РГГУ (2008), конференции «Забытая академия. Междисциплинарная
художественная наука, феноменологическая и психологическая эстетика в
России в 1920—1930-е годы» проходившей в Свободном
университете Берлина (2009)…
_______________________
1 Шпет Г.Г. (1879—1937) — философ, психолог,
теоретик искусства, доцент Московского университета, профессор Высших
женских курсов. В начале 1910-х гг. стажировался в Гёттинском университете,
слушал лекции Э. Гуссерля по феноменологии. Разрабатывал своё направление
«положительной философии». ↑
2 Коган П.С. (1873—1932) — российский историк
литературы, критик, переводчик, профессор МГУ, сотрудник редакции
Литературной энциклопедии. ↑
3 Галант И.Б. (1893—1986) — профессор, ученик
О. Блёйлера, знакомый К.Г. Юнга, А. Адлера, З. Фрейда.
С 1923 г. работал в Москве. С 1935 по 1969 гг. возглавлял кафедру
психиатрии ХГМИ (Хабаровск). Разрабатывал основы «эвроэндокринологии»
— методики, связывающей творческий потенциал с особенностями эндокринной
системы творца. ↑
4 Бакушинский А.В. (1883—1939) — искусствовед,
теоретик, исследователь психологии творчества и восприятия искусства,
знаток музейного дела, инициатор возрождения традиций русских народных
промыслов в новых условиях послереволюционного быта. ↑
5 Экземплярский В.М. (1889—1957), доктор психологии,
профессор, отличник народного просвещения. Учился в Московском университете,
занимался экспериментальной психологией. Приват-доцент МГУ, в РАХН стоял
у истоков психофизической лаборатории, далее стал руководителем лаборатории
экспериментальной эстетики и искусствоведения. ↑
6 Фриче В.М. (1870—1929) — литературовед,
искусствовед, философ, академик АН СССР. Пытался установить
закономерные связи между динамикой стилей искусства и сменой
общественных формаций. ↑
7 Габричевский А.Г. (1891—1968) —
член-корреспондент Академии архитектуры СССР, доктор искусствоведения,
профессор. В 1923—1924 гг. в Московском университете вёл курс
«Общая теория и философия искусства». ↑
8 Габричевский Е.А. (1893—1979) — биолог,
в 1924 г. уехал в США. В 1930 г. из-за душевной болезни оставил
научную деятельность в Пастеровском институте в Париже и лечился в
клинике под Мюнхеном. Его полуабстрактные «визионерские»
работы заинтересовали Ж. Дюбюффе. С 60-х гг. работы Габричевского
выставлялись на Западе. ↑
Просвещение: о больных, о творчестве
Давнишние увлечения П.И. Карпова творчеством душевнобольных, наконец,
становятся востребованными и трансформируются в его основную
деятельность, когда с 1923 года он начинает трудиться в РАХН. С 1926
года П.И. Карпов уже является учёным секретарём Разряда психологии
искусств, с 1926 года привлекается к изучению вопросов преступности и
преступника, заведует лабораторией по изучению поведения масс и
массовой психотехники. С 1930 года работает в лаборатории
экспериментального искусствоведения [4].
О статьях П.И. Карпова 20-х годов, в архивах ГАХНа сохранились
лишь названия, реже — тезисы: «Отношение центров
головного мозга к ораторскому искусству», «Аналитическое
и синтетическое творчество», «Гениальность и
параноидальное творчество», «Древнерусское искусство»,
«Принципы футуристического творчества», «Фантастика
в живописи» [Там же]. В 1925 году П.И. Карпов привлекался к
обсуждению доклада К.С. Малевича «О прибавочном элементе в
живописи», готовил сообщения: «О внушающем действии
слова», «Врубель, Чурлянис и их творчество»…
Результаты его исследовательской работы представлялись им в виде
докладов в РАХН (1925), в Государственном Институте Истории Искусства,
в Русском Музее и Обществе врачей (даты сообщений неизвестны). В 1928
году выходит издание «Бытовое эмоциональное творчество в
древнерусском искусстве» (М., изд. Государственного исторического
музея), где, по мнению Е.Д. Гальцовой, «…основной акцент
сделан на анализе «эмоционально-эстетического отреагирования»,
который охватывает как сферу творческого процесса, так и сферу его
восприятия» [Там же].
В 1926 году П.И. Карпов издает свой самый известный труд
«Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки,
искусства и техники»1,
в котором он обобщил «огромный материал, собираемый в течение
пятнадцати лет» [7, c. 158]. Издание отмечается премией
издательства «Главнаука». Однако, ни на титульном листе,
ни в тексте, РАХН/ГАХН более нигде не указывается, кроме упоминания
факта о прочтении там докладе (на 9-й странице), хотя автор и продолжает
работать в Академии.
Работа «Творчество душевнобольных…», отпечатанная
в Москве тиражом 2000 экземпляров, выходит под титрами «Научные
монографии», но, по сути, представляет вариант научно-популярной
литературы по психиатрии, вероятно, впервые изданной в стране Советов.
Печатное издание адресуется не только специалистам, но и
«неподготовленным лицам», «широкой публике»,
«лицам других профессий» [Там же, с. 159],
т.е. и «не врачам». «Почти все болезни, — писал
П.И. Карпов, имея в виду, прежде всего, их объединяющие клинические
дисциплины, — имеют популярную литературу, но душевные болезни
такой литературы лишены: поэтому мы поставили одной из задач
популяризировать до некоторой степени симптомы, присущие некоторым
душевным заболеваниям» [Там же, с. 159]. А последующая
монография П.И. Карпова «Творчество заключённых (Рисунки,
скульптура и работы мастерских)» (1929) также предполагает
«ознакомить широкую народную массу с интересами, бытом и
творчеством заключённых» [8, c. 3]. Для зарубежного читателя на
последних страницах обеих книг представлены авторские аннотации по
3—5 страницы текста на французском и немецком языках.
Подобных научно-популярных трудов было крайне немного, так, в 1927 году
издана книга психиатра Петра Михайловича
Зиновьева2
«Душевные болезни в картинках и образах. Психозы, их сущность
и формы проявления», где подробно изложены основы клинической
психиатрии в современном её понимании. Она адресована читателям,
«по крайней мере со средним образованием» — писал в
предисловии к изданию профессор П.Б. Ганнушкин.
Во «Введении» к монографии «Творчество
душевнобольных…» П.И. Карпов с сожалением констатирует,
что в обществе (так и хочется присоединиться к автору — как
нередко и сегодня) «циркулируют изустно передаваемые факты из
жизни психиатрических больниц, мало или совершенно не имеющие связи
с действительным положением…» (c. 6). «Такие
поверья», «…легендарные сказания о насилиях над
больными, проявляемых ухаживающим персоналом», формируют
«сказочные страхи» (с. 6) и «боязливое отношение»
(с. 10). Автор стремится «изменить устоявшееся мнение, придав
ему более правдивый характер» (с. 10). В последующих главах
монографии он доступным языком излагает «Исторические сведения»
(с 11-й по 16-ю страницы) относительно «сущности душевного
страдания» и «нарушений психики», профессионально
даёт разъяснения относительно возможностей и положительного прогноза
— «вылечивания» (c. 10): «…душевнобольные…
поправляются от своего недуга в неменьшем проценте, чем соматические
больные» (c. 7).
П.И. Карпов уделяет внимание и мифу, стойко сопутствующему загадке
возникновения творческого озарения под влиянием сверхъестественного
вмешательства. Размышляя об «откровениях» творцов, он
пишет: «…до самого последнего времени прочно живёт идея
о том, что к ним прилетают музы…; поэтому многие творцы говорят,
что они не являются действительными творцами, а что они есть не что
иное, как проводники, через которые передается воля высших существ
живущим на земле людям» [7, c. 122]. Исследуя и
материалистически обосновывая функции «подсознания»
в качестве «первоисточника» творческого процесса,
П.И. Карпов «…в полной мере развенчивает
таинственность легенд о музах…» [Там же].
П.И. Карпов неоднократно сетует на то, что «до сих пор
на душевнобольного был установлен… неправильный взгляд,
заключающийся в отрицании какой бы то ни было ценности за
душевнобольным, так как в отношении его до настоящего времени
проявлялось одно лишь сострадание» [Там же, с. 16—17].
По сути, в научной российской литературе, он впервые призывает
пересмотреть несколько однозначное мнение: «…душевнобольной
представляет определённую ценность, ибо как это ни покажется
парадоксальным, он нередко оплодотворяет науку, искусство, технику
новыми ценностями» [Там же, с. 29]. Подобные высказывания
становятся лейтмотивом его монографии: «…душевнобольные
представляют собой большую ценность, так как некоторые из них в период
заболевания творят, обогащая науку, искусство и технику новыми
ценностями» [Там же, с. 7]; «…душевные болезни
обладают способностью вскрывать иногда внезапно родники творческого
процесса, результаты которого опережают обычную жизнь…»
[Там же, с. 9]; «…под влиянием болезненного процесса…
могут просыпаться возможности, не подозреваемые раньше»
[Там же, с. 17]; «душевнобольные были и будут реформаторами
во всех областях человеческой жизни» [Там же, с. 30] и т.д.
В рецензии на данную монографию П.И. Карпова в одном из номеров журнала
«Клинического архива гениальности и одарённости»
(т. 3, вып. 1, 1927) профессор психиатрии И.Б. Галант «…не
признаёт за простыми душевнобольными права на создание ценностей»,
считая, что «их работы не представляют культурного интереса, в
отличие от великих людей» [4], которых он сам описывал. Данная
реплика вполне типична для европейских учёных того времени, ибо
концепция Ар-Брют была сформулирована Жаном
Дюбюффе3
лишь в середине ХХ века. В СССР наивное искусство институализировалось
в 60-х годах. В России искусство «брютов» и «аутсайдеров»
получило официальное признание в середине 90-х годов.
Более того, начиная с XIX века патографы занимались исключительно
гениями — знаменитыми профессионалами, тогда как П.И. Карпова
интересуют не только художники высокого полёта, как то: М. Врубель
или М. Чурлянис (Чюрлёнис), но и безызвестные персоны.
П.И. Карпов впервые обратил внимание на авторов-самоучек из
«самых обыкновенных людей», которые тоже в состоянии
создать удивительное по выразительности художественное творчество.
Среди описываемых им рисовальщиков были: «деревенский
малограмотный мальчик — подмастерье маляра», «мальчик
с низшим образованием, бухгалтер», «малограмотная
больная», «артист» и лишь трое анонимно представленные
автором душевнобольных «художника»… Среди авторов
эпистолярного творчества также оказались: «казак по
происхождению», железнодорожный машинист» «девушка,
окончившая институт», «больной с низким образованием».
П.И. Карпов прозорливо представил возможность существования
изобретательного творчества, сопоставимого с уровнем и критериями Ар Брют,
авторами которого являются художники-дилетанты, значительно реже —
профессионалы, у которых в момент создания их работ, «безумие»
искажает привычные профнавыки.
Искреннее внимание П.И. Карпова в психиатрических лечебницах
приковывают спонтанные «забавы» больных (рисунки,
лепка из хлебного мякиша, писания…). П.И. Карпов описывает
диагностическую значимость занятием творчеством: «По рисункам
врач легче может судить о состоянии здоровья больного»
[Там же, с. 139]. Но он подмечает и нечто большее, когда занятия
творчеством успокаивают больных, отвлекают от болезненных идей или
агрессивно-разрушительного поведения, «…что в
большей мере зависит от вмешательства врача: последний может направить
эту деятельность или в полезное или в разрушительное русло»
[Там же, с. 140]. Он рассматривает не только спонтанное, но и
направленное с помощью медперсонала времяпровождение в больнице под
углом возможностей терапии занятостью. Уже в начале монографии он
активно рекомендует навыки подобной, как сегодня её можно обозначить,
арт-коррекционной деятельности, при которой «умение и такт
врача могут направить творческую деятельность в желаемое
русло», переключиться на «положительное»
творчество [Там же, с. 9], «…разрушительное творчество
превратить в созидательное» [Там же, с. 6]. Да и в
монографии о «Творчестве заключённых» (1929),
психиатр вновь касается вопросов терапии: «лечить организм
можно… и художественными произведениями, обозрение последних
может создать в организме условия для полного его излечения, если эти
болезни были связаны с длительно плохим настроением» [8, c. 13].
Тем самым П.И. Карпов предвосхищает как экспрессивные, так и
импрессивные варианты арт-терапии, которая лишь лет через
двадцать получит своё научно-практическое обоснование.
Представляется, что разъяснения доктора П.И. Карпова непосредственно
обращённые к обществу, по терминологии сегодняшнего дня обладают
определённо значимым психо-просветительским, дестигмационным
потенциалом. Монография «Творчество душевнобольных…»
не только свидетельствует о давних гуманистических традициях отечественной
психиатрии, но и привлекает внимание специалистов к неисчерпаемым самоисцеляющим
ресурсам творчества, которые должны активнее использоваться в лечении и
реабилитации психических расстройств.
_______________________
1 В дальнейшем разделе и в дальнейшем приводятся цитаты
из монографии «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие
науки, искусства и техники» (1926). ↑
2 Зиновьев П.М. (1882—1965) — профессор психиатрии,
практически «однокашник» П.И. Карпова по медицинскому факультету
Императорского Московского Университета, который он закончил в 1907 году.
В 1925—1930 гг. — приват-доцент кафедры психиатрии 1-го МГУ у
«первого красного» профессора П.Б. Ганнушкина. Зиновьев —
активный созидатель советской психиатрии с её инновационным принципом
профилактики на базе невро-психиатрических диспансеров, специалист по вопросам
пограничной («малой») психиатрии» и проблемам на стыке
психопатологии, психологии, евгеники, гениальности, генеалогии и патографии.
↑
3 Дюбюффе Ж. (1901—1985) — французский художник и
скульптор, коллекционер, высоко ценил труды Г. Принцхорна; автор термина
и основоположник направления в современном искусстве — Ар Брют (конец
40-х гг. ХХ века). Ар Брют Ж. Дюбюффе рассматривал как «грубое, сырое,
дикое, необработанное, неотесанное, не отшлифованное» культурной
классикой искусство, близкое к творчеству детей, самоучек, душевнобольных,
медиумов. Ар Брют — произведения спонтанного, изобретательного
характера, возникшие исключительно из собственных внутренних импульсов
творца. ↑
Литература
1. Базен Ж. Психология и психоанализ искусства //
История истории искусства от Вазари до наших дней. – М.:
Прогресс – Культура, 1995. – С. 245–258.
2. Богемская К.Г. Понять примитив. Самодеятельное,
наивное и аутсайдерское искусство в ХХ веке. – СПб.: Алетея, 2001.
– 185 с.
3. Буксбаум Р. К истории вопроса о художественном
творчестве душевнобольных // Из мира аднаво в другой (Искусство аутсайдеров:
диалоги). – Киев: Сфера, 1997. – С. 16–39.
4. Гальцова Е.Д. Книга П.И. Карпова
«Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки,
искусства и техники» (1926 г.) в европейском культурном
контексте: материалы к исследованию // Новые гуманитарные исследования.
– 2011. [Электронный ресурс]. – http//www.nrgumis.ru/.
5. Зиновьев П.М. Душевные болезни в картинках и
образах. Психозы, их сущность и формы проявления. – М., 1927.
6. Кандинский В. О духовном в искусстве:
Живопись, 1911. – Л.: Изд. Ленинград, 1990. – 66 с.
7. Карпов П.И. Творчество душевнобольных и его
влияние на развитие науки, искусства и техники. – М.;
Л.: Главнаука, Государственное издательство, 1926. – 200 с.
8. Карпов П.И. Творчество заключённых: Рисунки,
скульптура и работы мастерских. – М.: Изд-во Нар. Ком. Внутр. Дел.,
1929. – 81 с.
9. Костин В.И. ОСТ (общество станковистов), –
Л.: Изд. Художник РСФСР, 1978. – 160 с.
10. Перцева Т.М. Исследование творчества
душевнобольных в Российской Академии Художественных Наук //
Художественный примитив: эстетика и искусство. – М.: МГУ,
1996. – С. 76–82.
11. Сироткина И.Е. Классики и психиатры:
Психиатрия в российской культуре конца XIX – начала XX века /
пер. с англ. автора. – М.: Новое литературное обозрение,
2009. – 272 с.
12. Тевоз М. Ар-Брют. – Женева:
Editions d’Art Albert Skira S.A., 1995. – 228 с.
13. Ясперс К. Общая психопатология / пер.
с нем. – М., Практика, 1997. – 1056 с.
14. Gayraud R. L’Art Brut Russe, un gout
de Pierre a fusil // Alexandre Lobanov et L’Art Brut en Russe.
– France: “abcd”, 2003. – Р. 7–29.
15. Prinzhorn H. Bildnerei der Gefangenen. –
Berlin, 1926.
16. Prinzhorn H. Bildnerei der Geisteskranken,
1922. – Springer-Verlag / Wien, 1994. – 361 p.
17. Reja M. L’Art Chez Les Fous
(Le Dessin, La Prose, La Poesie). – Paris. – 1907.
– 76 p.
Ссылка для цитирования
Гаврилов В.В. Павел Иванович Карпов — неутомимый исследователь творчества душевнобольных
и его время… Сообщение 2. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн. – 2013. – N 4 (21).
– URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|