В.И. Гарбузов

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Мотивационное интервьюирование в амбулаторной стоматологической практике

Анисимова Н.Ю., Сирота Н.А., Рабинович С.А.,
Анисимова Е.Н. (Москва)

 

 

Анисимова Наталия Юрьевна

Анисимова Наталия Юрьевна

–  аспирант, сотрудник кафедры обезболивания в стоматологии Московского государственного медико-стоматологического университета, врач-стоматолог, клинический психолог.

E-mail: dent.natalia@mail.ru

Сирота Наталья Александровна

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующая кафедрой клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

E-mail: sirotan@mail.ru

Рабинович Соломон Абрамович

Рабинович Соломон Абрамович

–  Заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой обезболивания в стоматологии Московского государственного медико-стоматологического университета.

E-mail: solomon-rabinovich@mail.ru

Анисимова Евгения Николаевна

Анисимова Евгения Николаевна

–  кандидат медицинских наук, доцент кафедры обезболивания Московского государственного медико-стоматологического университета, врач-стоматолог.

E-mail: evg-anis@mail.ru

 

Аннотация. Для успешной и эффективной работы врачу-стоматологу необходимо формировать модель взаимоотношений с пациентом, испытывающим волнение, напряжение перед вмешательством. Иногда ожидания пациента не совпадают с реальными возможностями или имеет место негативный опыт общения со стоматологом в прошлом. В настоящее время разрабатываются новые способы психологической коррекции эмоционального состояния пациента в амбулаторной стоматологической практике.

Для познавания страхов пациента, его ожиданий, устранения проблемы не приверженности стоматологическому лечению, неявки на последующие приемы, профилактики конфликтных ситуаций изучается и применяется метод мотивационного интервьюирования (МИ), представляющий собой системный консультативный подход к проблемам пациента, направленный на формирование мотивации пациента к изменению его поведения.

Стратегия врача при использовании данного способа подразумевает не диктат правил, а следование принципам МИ: выражать эмпатию (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека), усиливать противоположности суждений пациента, не вызывать сопротивления лечению и подкреплять его позитивную самооценку.

Целью нашей работы явилось клинико-физиологическое обоснование использования метода мотивационного интервью для коррекции дистресса пациентов в амбулаторной стоматологии.

Общая характеристика обследованных лиц и методы исследования. У 233 пациентов, испытывающих психоэмоциональное напряжение, проводилось мотивационное интервьюирование. До и после вмешательства были проведены психологические тесты: Спилбергера-Ханина на ситуативную тревожность и Шварцера, Ромека, Ерусалема на самоэффективность, а также определены функциональные показатели (АД, ЧСС, ЧД) был использован метод мотивационного интервью.

Результаты полученных исследований показали снижение как эмоционального напряжения пациента, так и его физических проявлений, уменьшающее потребность в использовании медикаментозной коррекции. Безусловно, успешное использование данного метода требует навыков, выработанных врачом-стоматологом в ходе специальных обучающих семинаров при участии профессиональных клинических психологов, однако этот путь профилактики неотложных состояний пациента и конфликтных ситуаций менее затратный, чем судебные разбирательства.

Ключевые слова: мотивационное интервьюирование, психоэмоцио-нальное напряжение, дистресс, профилактика конфликтов и неотложных состояний, функциональные показатели.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Большинство вмешательств в челюстно-лицевой области сопровождаются болезненными ощущениями, нервно-психическое напряжение и страх на приеме у врача-стоматолога испытывают до 84% больных [3]. Проведенные исследования свидетельствуют, что около 5% взрослого населения испытывают чрезвычайный страх перед стоматологическим вмешательством, 20—30% испытывают сильный или умеренный страх, т.е. визит к стоматологу для них является психоэмоциональным стрессом [5; 6; 15]. Лечение данных больных может вызвать обострения существующих соматических патологий [3; 5], а также формированию стойкой боязни стоматологического лечения «стоматофобии» [10].

Стресс, испытываемый пациентом, влияет также и на работу врача, снижая качество оказываемых им услуг [7]. Страх перед стоматологическим вмешательством у пациентов может выражаться не только в общем беспокойстве, тревожном настроении и панике, но также приводить к изменению гемодинамических показателей, дыхания, уровня сахара в крови, усилению потоотделения, а также неотложным состояниям [5; 7].

В связи с этим, перед врачом стоят две основные задачи: обеспечение комфорта и безопасности проводимого вмешательства, которые приобретают особую актуальность при лечении больных с сопутствующей патологией [3].

Также важна проблема медикаментозной подготовки пациента, позволяющей снять волнение и напряжение перед вмешательствами. С этой целью с середины ХХ века начали широко использоваться психотропные препараты (нейролептики, транквилизаторы и т.д.). Однако, учитывая, что стоматологическая помощь чаще всего оказывается в амбулаторных условиях, создаются ограничения для использования многих препаратов [14]. Диазепам и его аналоги, дающие хороший седативный эффект в стоматологии, в настоящее время имеют ограничения использования, в том числе из-за возможности развития лекарственной зависимости.

Стоматологам для успешной работы недостаточно только мануальных навыков при лечении заболеваний зубочелюстной системы — они сталкиваются с психологическими особенностями пациентов, которые требуют индивидуального подхода [9].

Это заставляет большее внимание уделять созданию благоприятного психологического климата [8].

От того, как выстроятся межличностные отношения, в значительной мере будет зависеть и успешность лечения. В процессе решения медицинских проблем между врачом и пациентом возникает связь, которая представляет собой системно организованное человеческое взаимоотношение. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. От характера этих взаимоотношений очень сильно зависит эффективность, содержание и результаты лечения [4]. Стоматолог не может рассчитывать на успех в своей работе, не применив индивидуальный психологический подход к каждому конкретному пациенту [1].

Для купирования страха у стоматологических пациентов и раньше использовались не только методы рациональной психотерапии и релаксации, но и гипноз [14].

Одним из перспективных направлений коррекции стоматофобии является метод поведенческой психологии [11; 12]. Однако указанное направление не является однородным и насчитывает более 15 методик. Выбор наиболее подходящих методов коррекции стоматофобии является самостоятельной задачей и демонстрирует необходимость дальнейшего поиска новых стресспротективных способов, доступных для использования самим врачом-стоматологом [1], которые бы позволяли устранить страх, волнение, напряжение, но при этом сохранять сознание пациента и контакт его с врачом во время приема [2], уменьшая вероятность возникновения осложнений.

Поэтому сегодня стоматологов, работающих в сфере «человек—человек», интересуют все современные разработки психологов и возможность их использования в стоматологии [13].

Наше внимание привлекла концепция мотивационного интервьюирования, которая была разработана на основе опыта, полученного в ходе работы с людьми, имеющими проблемы с алкоголем [20]. Впервые она была описана Уильямом Миллером в 1983 году. Позднее данный способ использовался у пациентов в различных областях медицины, имеющих ненаправленное поведение с амбивалентностью суждений (то есть двойственностью отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, когда один объект вызывает у человека два противоположных чувства) [21]. В стоматологической практике данный способ необходим для познавания страхов пациента, его ожиданий, устранения проблемы не приверженности стоматологическому лечению, неявки на последующие приемы, профилактики конфликтных ситуаций.

Метод мотивационного интервьюирования (МИ) — это системный консультативный подход к проблемам пациента, направленный на формирование мотивации пациента к изменению его поведения, основанный на выявлении его побуждений к действию и оказание результативного влияния на внутренне-мотивационную динамику поведения пациента [16; 17; 18]. Стратегия врача при использовании данного способа подразумевает не диктат правил, а мобилизацию его внутренних мотивационных механизмов. Подходы метода опираются на следующие положения о природе мотивации: мотивация многомерна, динамична и неустойчива, интерактивна; мотивация — это ключ к изменению, который можно преобразовывать в ходе лечения; стиль работы врача и всего медицинского персонала сильно влияет на мотивацию пациента [23].

Главным компонентом личностного роста, который и дает толчок к постановке целей, является процесс самоактуализации и опыт человеческого внутреннего «я». В таком контексте мотивация приобретает новые свойства целенаправленного и позитивно-ориентированного явления, работающего в лучших интересах личности [22].

Мотивация вбирает в себя внутренние переживания, отражает внешнее давление на пациента, заставляет переоценивать свое поведение, риск и преимущества определенного выбора [25]. Это динамичное состояние подвержено изменениям под влиянием времени и различных ситуаций в большей степени, нежели любой другой статичный признак личности. Мотивация дана человеку с рождения, но, тем не менее, поддается влиянию посторонних людей и окружающих факторов, причем внутренние факторы — это основа изменений, а внешние — это условия изменений [24]. На мотивацию личности влияет семья, друзья, личные переживания и поддержка общества.

Для эффективного взаимодействия с пациентом и настраивания его на волну изменений, врач может придерживаться следующей стратегии: сконцентрироваться на сильных сторонах пациента, не обращая внимания на его слабости; уважать независимость и самостоятельные решения пациента; сделать лечение индивидуальным, а пациента центрированным; развивать терапевтическое партнерство; проявлять сочувствие и не оказывать авторитарное давление; принять во внимание предыдущие попытки лечения; задать новые цели лечения, включая промежуточные, пошаговые и даже временные этапы достижения [19].

Мотивационное интервьюирование следует определенным принципам:

1.   Выражать эмпатию (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания).

2.   Усиливать противоположности.

3.   Не вызывать сопротивления пациента.

4.   Подкреплять позитивную самооценку пациента.

Эти способы использовал Уильям Миллер (1980) во время ведения беседы врача с пациентом, когда врач задаёт открытые вопросы пациенту (вопросы, не подразумевающие ответов «да», «нет»), избегает открытого противостояния и используется принцип усиления противоположностей для помощи в принятии решения, когда врач вместе с пациентом рассматривают все возможные аргументы изменять свое поведение в сторону здорового или нет, до тех пор, пока пациент не примет адекватного решения в сторону изменения. Недостатком данного способа является тот факт, что на каждое мотивационное интервью тратится более часа времени, что невозможно применить на стоматологическом приеме, так как в частных клиниках на каждого пациента отводится период времени, равный часу, и выход за его пределы облагается штрафом, а в государственных поликлиниках на каждого пациента отводится лишь 20 минут.

Для пациентов, не готовым менять свое поведение, Miller WR, Rollnick S. (2002) разработали способ, заключающийся в проведении специального консультирования, где собеседование с клиентом проходит в атмосфере безусловного принятия, используется эмпатическое слушание, задаются открытые вопросы и используется конструктивная конфронтация (принцип усиление противоположностей). Врач помогает пациенту разрешить свою амбивалентность, противоречивость в отношении своего здоровья и будущего, и это помогает принять решение об изменении поведения. Недостаток метода заключается в том, что он не может быть использован на стоматологическом приеме в связи с отсутствием четкого алгоритма действий врача, и тем, что он используется для формирования мотивации на изменение поведения лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков. На стоматологическом приеме необходимо использовать структурированный метод, направленный на формирование приверженности стоматологическому лечению, преодолению излишней тревоги и страха, а также формированию мотивации на активный уход за полостью рта с целью профилактики прогрессирования стоматологической патологии, формирования комплаенса (терапевтического взаимодействия врача с пациентом).

Целью нашей работы явилось обеспечение проведения стоматологического лечения в полном объеме у пациентов, испытывающих психоэмоциональное напряжение перед стоматологическим приёмом и не приверженных стоматологическому лечению и конструктивному взаимодействию с врачом.

Нами был разработан алгоритм проведения метода мотивационного интервьюирования в амбулаторной стоматологической практике, состоящий из следующих действий:

1.   Знакомство с врачом-стоматологом, проведение психологических тестирований: «Ситуативная тревожность» Спилбергера-Ханина и «Самоэффективность» Шварцера, Ромека, Ерусалема.

2.   Определение функционального состояния пациента: измерение артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания.

3.   По результатам обследования всех пациентов делят на 6 групп:

  I)   Пациенты с низкой тревожностью и высокой самоэффективностью.

 II)   Пациенты с низкой тревожностью и низкой самоэффективностью.

III)   Пациенты со средней тревожностью и высокой самоэффективностью.

IV)   Пациенты со средней тревожностью и низкой самоэффективностью.

 V)   Пациенты с высокой тревожностью и высокой самоэффективностью.

VI)   Пациенты с высокой тревожностью и низкой самоэффективностью.

Для пациентов каждой группы было определено:

I.   Пациенты с низкой тревожностью и высокой самоэффективностью способны побороться со своим незначительным волнением без посторонней помощи в случае внимательного обращения врача и грамотно составленного им плана лечения с полной информацией о каждом из предстоящих вмешательств.

II.   Пациентам с низкой тревожностью и низкой самоэффективностью необходимо провести мотивационное интервью на первом посещении, где следует ответить на все беспокоящие пациента вопросы и предоставить полную информацию о каждом виде вмешательства в доброжелательной атмосфере. Пациентам этой группы следует выражать поддержку любых шагов на пути к изменениям состояния здоровья полости рта, их оптимистичного настроя и позитивно оценивать их результаты.

III.   Для эффективного сотрудничества с пациентами со средней тревожностью и высокой самоэффективностью требуется от 2—3 посещений с мотивационным интервью, во время проведения которых следует проявлять эмпатию через рефлективное слушание [1], избегать споров и открытого противостояния.

IV.   В случае взаимодействия с пациентами группы средней тревожности и низкой самоэффективности необходимо провести пять посещений с мотивационным интервью. В начале каждой встречи проявлять эмпатию по отношению к пациенту, его ощущениям и мыслям, следует избегать конфронтаций с пациентом, плавно перенастраивать его сопротивление лечению и поддерживать любые положительные результаты.

V.   У пациентов с высокой тревожностью и высокой самоэффективностью проведение мотивационного интервью необходимо на каждом посещении с преобладанием стиля ведения беседы, снижающего сопротивление пациента. Таким пациентам необходима поддержка врача, семьи и близких друзей, а постоянно присутствующая эмпатия в отношениях между врачом и пациентом усиливает эффективность лечения. Такие пациенты любят вступать в споры и долговременные обсуждения вопросов, часто слыша лишь себя, поэтому врачу-стоматологу желательно перевести акцент на амбивалентности суждений пациента. В первое посещение таких пациентов не рекомендуется подвергать травматичным вмешательствам, а только познакомить с обстановкой кабинета и, внимательно обследовав, провести профессиональную гигиену, конечно, если причина обращения не острая боль. Нужно отметить, что в случае длительного алгоритма лечения некоторых заболеваний перерывы между посещениями не должны превышать более 10 дней. Это связано с периодом выживания мотивации к лечению и профилактикой прохождения стадии срыва у пациента. Реабилитационные перерывы не стоит продлевать более четырех месяцев.

VI.   В группе пациентов с высокой тревожностью и низкой самоэффективностью первым этапом взаимодействия может стать фармакологическая коррекция эмоционального состояния (тенотен, грандаксин, гомеопатические препараты). Так же, как и в вышеописанной группе, этих пациентов следует оберегать от травматических вмешательств в первые 3 посещения, чтобы адаптация к новой обстановке, вызывающей сопротивление и сильный страх, прошла мягче. Ощущения понимания и эмпатии со стороны врача помогают пациентам этой группы преодолевать эмоциональное сопротивление лечению. Срывы у таких пациентов происходят чаще, чем у пациентов с высокой тревожностью и высокой самоэффективностью на 45%, что связано с отсутствием выраженной актуализации собственного «я», поэтому эффективность взаимодействия врача с пациентом и, соответственно, результаты лечения будут во много зависеть от поддержки родственников и близких людей. Сомнения этих пациентов и нежелание что-либо менять в состоянии полости рта должны быть озвучены врачом и скорректированы согласно положению об амбивалентности суждений. Посещение врача-стоматолога такими пациентами может происходить в присутствии родственников и близких людей, чье поведение должно быть тоже скорректировано врачом-стоматологом, согласно принципам мотивационного интервью.

Объективная оценка эффективности метода мотивационного интервью определялась следующими способами:

1.   Оценка динамики уровня ситуативной тревожности по шкале Спилбергера–Ханина, которая проводилась до и после лечения. Проведенное мотивационное интервью считалось успешным, если уровень тревожности по отношению к исходному снижался до «низкого». По просчитанным данным однофакторного дисперсионного анализа (р≤ 0,05 ) в группе II — это составило 32,4% (за 3 посещения) , в группе III — на 49,4% (за 5 посещений), в группе IV — на 54,5% (за 7 посещений), в группе V — на 63,4% (за 9 посещений) , в группе VI — на 68,7% (за 11 посещений).

2.   Объективный контроль функционального состояния проводился с помощью измерения АД, ЧСС, ЧД до и после лечения. При успешном его проведении, по итоговым подсчетам средних значений во всех группах (однофакторный дисперсионный анализ, где р≤ 0,05) АД систолическое снижалось на 17,2%, АД диастолическое на 9,5%, ЧСС снижалась на 24,1%, ЧД на 13,4%.

Следует учитывать, что в случае длительного алгоритма лечения некоторых заболеваний перерывы между посещениями не должны превышать более 10 дней. Это связано с периодом выживания мотивации к лечению и профилактикой прохождения стадии срыва у пациента. Реабилитационные перерывы не стоит продлевать более четырех месяцев.

Таким образом, метод мотивационного интервью снижает как эмоциональное сопротивление пациента (волнение, страх), так и его физические проявления (артериальное давление, пульс, частота дыхания, уровень катехоламинов в слюне), уменьшая потребность в использовании медикаментозной коррекции). Сопротивление пациента зависит от настроя врача: его внимания к проблемам пациента, умения сопереживать, а также оказывать поддержку и позитивно направлять мысли пациента.

 

Литература

1.   Алекминская А.Ф. Врач-стоматолог: психологический анализ личностных особенностей в профессиональной деятельности // Институт стоматологии. – 2006. – № 4(33). – С. 18–19.

2.   Айер У. Психология в стоматологической практике. – СПб., 2008. – 212 с.

3.   Бизяев А.Ф. Обезболивание у больных с сопутствующей патологией в условиях стоматологической поликлиники: автореф. канд. дис. … док. мед. наук. – М., 1989. – С. 30–31.

4.   Гросицкая И.К. Отсроченные визиты к стоматологу и их связь с личностными особенностями пациента: дис. … канд. мед. наук. – Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ), 2002. – С. 36–51.

5.   Гуревич К.Г. Индивидуальные особенности реакций регуляторных систем организма на стресс и методы их коррекции: дис. … док. мед. наук. – М., 2002. – С. 94–110.

6.   Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб., 2011. – С. 45–51.

7.   Ларенцова Л.И. Профессиональный стресс стоматологов. – СПб.: Мед. книга, 2006. – С. 98–113.

8.   Ларенцова Л.И. Психологические подходы в стоматологической практике. – М.: Мед. книга, 2007. – С. 11–38.

9.   Максимовский Ю.М., Ларенцова Л.И Межличностные взаимоотношения стоматолога с пациентом – важная составляющая в стоматологической практике // Стоматология для всех. – 2006. – № 4. – С. 34–37.

10.   Михальченко В.Ф. Системные механизмы формирования эмоционального напряжения человека в условиях стоматологического приема: дис. … док. мед. наук. – Волгоградская медицинская академия (ВМА), 2002. – С. 53–84.

11.   Молчанов А.С. Технология управления поведением по Б.Ф. Скиннеру // Педагогика и психология в высшем медицинском образовании: сборник научных статей фак-та педагогического образования в высшей медицинской школе. – М.: МГМСУ, 2011. – Ч. 1. – С. 27–38.

12.   Молчанов А.С. Бихевиористский подход в образовании // Педагогика и психология в высшем медицинском образовании: сборник науч. статей фак-та педагогического образования в высшей медицинской школе. – М.: МГМСУ, 2011. – Ч. 1. – С. 38–47.

13.   Московец О.Н., Демина Н.А., Рабинович С.А. Влияние эмоционального состояния на болевую чувствительность зубов у пациентов на амбулаторном стоматологическом приеме // Стоматология. – 2003. – № 1. – С. 44–47.

14.   Райнов Н.А. Комплексное лечение стоматологических больных в клинике терапевтической стоматологии с применением психотерапии: дис. … канд. мед. наук. – М., 1986. – С. 112–120.

15.   Рабинович С.А. Оценка потребности в проведении местной анестезии на амбулаторном стоматологическом приеме // Клиническая стоматология. – 2011. – № 3. – С. 15.

16.   Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

17.   Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Мотивация в контексте первичной, вторичной и третичной профилактики наркоманий // Наркология. – 2002. – № 8. – С. 26–30.

18.   Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Работа с мотивацией // Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. – М., «Литера–2000», 2002. – С. 93–124.

19.   Baker A., Dixon J. Motivational interviewing for HIV risk reduction // Method of motivational interviewing: patient’s preparing for addictive behavior / Ed. W.R. Miller, S. Rollnick B.P. – New York: Guilford Press, 1991. – P. 293–302.

20.   Miller W.R. Motivation Enhancement Therapy: Description of Counseling Approach.  Approaches  to  Drug  Abuse  Counseling  // NIDA. – Printed July, 2000. – P. 99–106.

21.   Miller W.R., Sovereign R.G. The chek-up: a model for early intervention in addictive behaviors // T. Loberg, W.R. Miller, P.E. Nathan, G.A. Marlatt. Addictive behaviour: preventive on early states. – Amsterdam, Swets and Zeitlinger, 1989. – P. 219–231.

22.   Miller W.R., Sanches V.C. Motivating young adults for treatment and lifestyle change // G. Howard. Alcohol-addictive problems with young people. – Notre Dame, IN: University Notre Dame Press, 1994. – Р. 55–82.

23.   Prochaska J., DiClemente C. and Norcross J. In search of how people change: Applications to addictive behaviors. – American Psychologist 47:1102–1114, 1992b. – Р. 19–34.

24.   Rawitscher L.A., Saitz R., Friedman L.S. Adolescents preferences regarding human immunodeficiency virus (HIV)-related physician counseling and HIP testing. – Pediatrics. – 1995. – Р. 114.

25.   Rollinck S., Mason P., Putler C., Health Behavior Change. A Guide for practitioners; Churchill Livingston, 1999. – Р. 98–113.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 616.314-085:159.923

Мотивационное интервьюирование в амбулаторной стоматологической практике / Н.Ю. Анисимова, Н.А. Сирота, С.А. Рабинович [и др.] [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 6 (23). – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player