|
Аннотация. В статье проанализированы основные содержательные характеристики рисунков «Я и моя болезнь» у подростков, страдающих ожирением. Авторами предложена типология графической презентации отношения подростков к болезни; исследована графическая представленность полноты, стиль изображения человеческой фигуры и эмоциональный тон рисунка. Показано, что сложности самопринятия у подростков с ожирением находили свое отражение в отказе от рисования, в избегании графического изображения признаков полноты, создании несоответствующего возрасту схематического изображения человека или пропуске изображения человеческой фигуры; в создании неспецифических образов болезни. Принятие заболевания в форме создания автопортретного рисунка с признаками полноты отмечалось у 38,4% респондентов. Установлено, что мальчики с ожирением чаще обращались к приемам эмоционального дистанцирования от проблем, связанных с заболеванием. Девочки с ожирением чаще обнаруживали графические признаки тревоги и печали. Выделенные на основе анализа рисунков «Я и моя болезнь» признаки нарушения самопринятия у подростков с ожирением позволяют установить дифференцированные мишени медико-психологического сопровождения данного контингента больных в зависимости от интенсивности анозогнозических тенденций, проявлений эмоционального дистанцирования, тревоги и депрессии. Ключевые слова: подростки, ожирение, рисуночные тесты, психологическое сопровождение.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Исследование психологических аспектов проблемы ожирения у подростков приобретает большую значимость в условиях роста распространенности данной патологии и масштабности ее влияния на соматическое здоровье, психологическое благополучие и социальную адаптацию в юном возрасте [9; 5; 3]. Наряду с очевидными соматическими проявлениями и угрозой развития тяжелых сопутствующих заболеваний ожирение в детском и подростковом возрасте влечет за собой ряд психологических и социальных осложнений. К их числу неизменно относят формирование психологического стресса, низкую самооценку, неудовлетворенность телом, депрессивные переживания, появление суицидальных мыслей, утрату контроля над питанием, нездоровое поведение относительно контроля веса, нарушение социальных связей, стигматизацию и снижение качества жизни, связанного со здоровьем [12]. Складывающиеся у человека представления о своем заболевании связывают с понятием внутренней картины болезни — интегральной характеристики адаптации личности к болезни и лечению, которая включает в себя переживание, осознание, отношение к болезни, ее образное и словесное выражение больным и выступает регулятором поведения в ситуации болезни. Представления больного о своем заболевании, с одной стороны, могут проявляться как негативный фактор, ответственный за появление дополнительных психогенных наслоений при соматических заболеваниях. С другой стороны, они могут становиться ценным мотивирующим звеном, связанным с механизмами психологической защиты и стратегиями совладания, проявляющимися в ситуации заболевания и направленными на его преодоление [2]. Известно, что психосоматические больные часто испытывают значительные затруднения с вербализацией собственных переживаний в контексте болезни. Современные тенденции развития науки ведут медико-психологические исследования детей к переходу от поиска информации о детях к получению информации непосредственно от самих детей. Исследователи уделяют все больше внимания и признают необходимость развития альтернативных методов экспрессии, таких, как рисование, поскольку они помогают детям выражать свои чувства и сообщать о своих переживаниях, связанных с заболеванием [10]. Специалисты отмечают у детей и подростков с повышенным весом характерные когнитивные искажения, связанные с неадекватным восприятием своей внешности — многие из них считают, что имеют нормальный или даже сниженный вес. Подобные защитные искажения самовосприятия, с одной стороны, способствуют поддержанию самооценки подростков в ситуации болезни, с другой стороны — оказываются помехой в лечении ожирения, снижая мотивацию и ослабляя комплайенс [6; 4]. В то же время заметные внешне телесные особенности детей и подростков, страдающих ожирением, могут провоцировать их виктимизацию в кругу сверстников. Полные подростки, становясь жертвами насмешек и издевательств, не всегда способны дать отпор обидчикам и защитить свое достоинство [8]. Феноменология виктимизации может принимать как открытые формы агрессивного отношения (физическая агрессия, насмешки, обидные прозвища) так и скрытые, непрямые проявления (косвенная агрессия), когда жертвы становятся предметом сплетен, лишаются внимания, исключаются из круга дружеского общения [7]. Длительный опыт преследований усиливает негативное самовосприятие, ухудшает самооценку подростков с ожирением, порождает депрессивные переживания [8]. Таким образом, ситуация заболевания формирует у подростков с ожирением сложный, зачастую болезненный психологический опыт, неоднозначно влияющий на их отношение к лечению. Значимость изучения понимания подростками, страдающими ожирением, их собственной позиции в ситуации заболевания, доступности их личностных ресурсов и мотивации к преодолению болезни обусловили актуальность проведения данного исследования. С учетом вышесказанного, целью данной работы стало изучение символических представлений о болезни подростков, страдающих ожирением. Было проведено комплексное психодиагностическое исследование 81 подростка с ожирением (36 мальчиков, 45 девочек) в возрасте 12—17 лет, находившихся на лечении в отделении эндокринологии клиники ГУ «Института охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины». В рамках комплексного психодиагностического исследования, наряду с вербальными опросниками для изучения тревожности, депрессивности, акцентуаций характера и проективными методиками импрессивного типа обследуемым предлагали нарисовать рисунок на тему «Я и моя болезнь». Тематический рисунок «Я и моя болезнь» позволяет раскрыть представления подростков о своем заболевании. Полученные в тестовой ситуации рисунки подростков с ожирением отражали их способы осмысления своего заболевания и себя в ситуации болезни. Некоторые подростки (9,9% случаев; в том числе 11,1% мальчиков и 8,9% девочек), принимавшие участие в психологическом исследовании и выполнившие другие тестовые задания, отказались выполнять рисунок на заданную тему. Данный отказ можно расценивать как шоковую реакцию на полученное задание [7]. Таким образом, для дальнейшей обработки были приняты 73 тематических рисунка (графические работы 32 мальчиков и 41 девочки). При анализе полученных рисунков были выделены основные варианты графического решения темы «Я и моя болезнь», исследована презентация полноты в рисунках, оценивались способы изображения человеческой фигуры и эмоциональный тон рисунка. Решение творческого задания, поставленного двухполюсной темой рисунка «Я и моя болезнь», подростки реализовали различными способами. Некоторые респонденты решали задачу в едином образе — путем создания автопортретного изображения с реалистическими или символическими признаками заболевания, другие — могли разделять автопортретное изображение и метафорический образ болезни. Подростки обозначали присутствие болезни изображением медицинской атрибутики, могли раскрывать специфику заболевания путем изображения пищи, сладостей; выражать аспект преодоления болезни через акцентирование запретов, символическое выбрасывание нежелательных продуктов, изображение сцен борьбы, битвы с врагом, спортивных тренировок или создания образов желаемого будущего. Решение тематического задания в едином образе реализовали 57,6% обследованных. Эти подростки воспроизводили изображение себя и болезни, рисуя фигуру человека с признаками полноты (38,4%) или иными графическими знаками болезни (19,2%). Графическое разделение автопортретного изображения и образа болезни отмечалось в 35,6% рисунках (28,1% мальчиков, 39,0% девочек). Подростки выводили образ болезни в облике другой человеческой фигуры, животного (ежа, крысы), отражения в зеркале, размытого образа (привидения, облака, шара), в форме отдельного изображения больного органа. Такой способ изображения позволял психологически дистанцироваться от неприятных переживаний, связанных с признанием болезни. Некоторые подростки (8,2%) обозначали присутствие темы болезни с помощью медицинской атрибутики, вводя в рисунок шприцы, капельницы, приборы для измерения давления или изображением зданий с подписью «больница». Для некоторых подростков (6,9 %) тема болезни раскрывалась через обозначение запрета на определенные виды продуктов питания. Они рисовали под знаком запрета гамбургеры, чипсы, шоколадки, колбаску, торт, пирожное, ломтик сыра. Еще несколько ребят (5,5% случаев) изображали себя рядом с подобными продуктами без запретительных знаков, то есть вкусная еда представала для них, прежде всего, как соблазн. Такие изображения отмечены только в подгруппе мальчиков. Активная воинствующая позиция, представление о болезни как битве с неведомым врагом проявилась в рисунках двух мальчиков (6,3%) — герои рисунков расстреливали фигурки привидений из танков или пистолетов. В одном случае автор изобразил себя в спортзале, среди различных спортивных снарядов и тренажеров, с гантелями в руках. Таким образом, одни подростки с ожирением (57,5%) для раскрытия двухполюсной темы рисунка предлагали единый образ; другие больные (42,5%) выбирали различные формы символического дистанцирования от болезни — через разделение образа себя и болезни, избегание самоизображения, а также путем акцентирование способов преодоления болезни (лечебные процедуры, пищевые ограничения, спортивные тренировки). Графическое изображение признаков полноты в автопортретном изображении регистрировалось в 38,4% полученных рисунках. К таким изображениям достоверно чаще обращались мальчики (62,5% против 19,5% у девочек; Рφ<0,001). Столь значительный гендерный разрыв в частоте ассоциированных с полнотой автопортретных изображений отражает различия в самопринятии своего тела между мальчиками и девочками и свидетельствует, что полным девочкам намного труднее принимать свое тело. Анозогнозические тенденции характеризуются активным отбрасыванием мыслей о болезни, отрицанием очевидных проявлений болезни, внутренним неприятием статуса больного, нежеланием считаться с реальным положением вещей. В тематических рисунках подростков с ожирением эти тенденции проявлялись в виде создания неспецифического изображения, акцентирования иных болезненных симптомов (игнорирование полноты), избегания самоизображения. Содержание рисунков 35,6% подростков с ожирением не давало возможности без знания контекста понять специфику заболевания или телесного страдания ребенка. Рисунки могли содержать изображения медицинской атрибутики, например, изображения человека и шприца; грустного человека; девочки, сидящей под дождем; схематического человечка, расстреливающего привидений. Подобные рисунки свидетельствовали о страданиях или борьбе, однако позволяли авторам избежать обозначения очевидных внешних проявлений заболевания. Такие рисунки чаще создавали девочки (48,8% против 18,8% у мальчиков; Рφ<0,002). Другие рисунки содержали признаки различных болезненных симптомов без акцентирования полноты. Для некоторых девочек (8,9%) с ожирением на фоне гипоталамического синдрома болезнь представала в виде головной боли, которую изображали разрядами молний вокруг головы или в виде больших рукавиц, сдавливающие виски. Среди других специфических проявлений болезни, отмеченных в рисунках подростков с ожирением, можно отметить боль в ногах (графически проявленную молниями), повышенное артериальное давление (изображение процедуры измерения давления), боль в животе (изображение желудка), гинекологические нарушения (изображение матки и придатков), недостатки внешности (высыпания на лице, растяжки на коже). Большинство рисунков (93,2%), в соответствии с заданием, содержали в своей структуре автопортретное изображение человека. В 5 случаях (6,25% мальчиков и 7,3% девочек) подростки избежали портретного изображения. Избегание самоизображения может свидетельствовать о выраженном конфликтном отношении подростков к себе, своему телу, отражает их трудности принятия своей внешности, опыт страдания, связанный виктимизацией и потребности в защите. Так, мальчик, нарисовавший танк, расстреливающий привидений, пояснил, что сам он находится внутри танка, укрытый и защищенный броней. Одна полная девочка нарисовала только животное (крысу), которое воплощает ее болезнь. Эта девочка очень страдала от агрессивных преследований и не могла чувствовать себе безопасно, оказавшись в школе, где не только одноклассники сторонились ее, но и ребята из младших классов могли исподтишка на перемене толкнуть или унизить. По способу изображения фигуры человека полученные рисунки были разделены на группы в зависимости от типа изображения человека — пластическое, переходное или схематическое. При пластическом способе изображения части тела в рисунке плавно переходят одна в другую без резкой границы от шеи к плечам, от плеч к рукам и от туловища к ногам. Схематические изображения человеческой фигуры варьируют от одномерных схем (человек из палочек) до простых двумерных изображений (тело-огурчик, двумерные руки, ноги), различающихся степенью детализации: наличием или отсутствием схематических изображений шеи, пальцев, стоп, волос, бровей, элементов одежды. Переходной тип изображения характеризуется сочетанием схематических и пластических элементов в одном рисунке, наличием неестественных границ в местах соединения пальцев и ладони, плеч, ног, когда части тела словно приклеены друг другу [1]. Считается, что к подростковому возрасту дети способны приобрести и развить навыки рисования для создания пластического рисунка человеческой фигуры. Частота различных типологических вариантов изображения человеческой фигуры в рисунках подростков с ожирением приведена в таблице 1.
Таблица 1 Типологические варианты изображения фигуры человека в тематическом рисунке «Я и моя болезнь» у подростков с ожирением, %
Пластический, отвечающий возрасту тип изображения, отмечался в 38,4% рисунков, у 21,9 % мальчиков и у 51,2 % девочек (Рφ<0,01). Схематическое, не соответствующее возрасту изображение человека в тематических рисунках подростков с ожирением отмечалось в 41,1 % случаев. К схеме при изображении человека в рисунке «Я и моя болезнь» обращались преимущественно мальчики (50,0% против 19,5% девочек; Рφ<0,01). Переходной тип изображения регистрировался в 21,9% случаев, с одинаковой частотой в подгруппах разного пола. Обычно присутствие схематических изображений человека в рисунках подростков и взрослых интерпретируется как проявление недостаточной мотивации для тщательной работы над рисунком, негативизма, эмоциональной холодности, склонности к интеллектуализации или как нежелание сталкиваться с проблемами. Обращения к схематическому изображению в автопортрете для управления фрустрацией, актуализированной темой рисунка, было более свойственно подростками мужского пола. Тематические рисунки подростков с ожирением содержали выразительные проявления эмоциональности. Нами были проанализированы наиболее часто проявляемые графические феномены, отражавшие эмоциональный тон рисунка.
Таблица 2
Графические феномены, отражающие эмоциональный тон рисунка
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|